Вострикова С.М.
К.э.н., доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности», Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) «МАИ»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация
В статье рассмотрены методы стимулирования предприятия к внедрению наилучших доступных технологий (НДТ), изменения в законодательстве, направленные на подготовку предприятий к внедрению НДТ.
Ключевые слова: платежи за загрязнение, льготное налогообложение, наилучшие доступные технологии, экологический ущерб, природоохранная деятельность, ускоренная амортизация.
Key words: payments for pollution, preferential taxation, best available techniques, environmental damage, environmental activities, accelerated depreciation.
В 2000-х годах в Российской Федерации ставилась задача наращивания ВВП. Эта задача решалась самым простым способом - торговлей сырьевыми ресурсами. Данный подход привёл к разрушению наиболее технологичных, наукоёмких обрабатывающих отраслей. Нынешняя стратегия развития страны ориентирована на восстановление потенциала обрабатывающих отраслей [1].
Обрабатывающие отрасли являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды: в 2013 году в водные объекты без очистки было сброшено 3136,26 млн. м сточных вод, а в атмосферный воздух выброшено 6218,8 тыс. т загрязняющих веществ [2].
В последние несколько лет на государственном уровне в России особое внимание уделяется проблемам развития промышленности и охраны окружающей среды:
- 2013 год был объявлен годом охраны окружающей среды;
- в том же 2013 году был разработан проект федерального закона «О промышленной политике в Российской федерации», согласно которому одним из основных принципов промышленной политики в РФ является стимулирование субъектов промышленной деятельности к рациональному использованию материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, внедрению ресурсосберегающих технологий [3];
- в 2014 году на заседании Межведомственного совета по переходу на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) было объявлено, что переход на эти технологии в целях улучшения экологических показателей будет обязательным условием для заключения специнвестпроетка и получения преференций в рамках закона «О промышленной политике в Российской федерации» [3];
- в 2014-2015 гг. были внесены изменения в законодательные акты, касательно внедрения НДТ;
- в 2015 разработаны справочники по НДТ для 10 направлений производств, которые должны быть утверждены в декабре нынешнего года.
Если проанализировать статистические данные о состоянии окружающей среды и её влиянии на здоровье людей, то становится очевидным, что экологизация производства является актуальной и острой задачей. Однако, внедрение экологически чистых технологий требует больших экономических затрат, поэтому необходимо стимулирование предприятия для внедрения современных технологий.
При внедрении НДТ для предприятий предусмотрены следующие основные стимулы: ускоренная амортизация, льготное налогообложение и
стимулирующие коэффициенты, применяемые к платежам за загрязнение окружающей среды (рис.1)
Рис. 1. Основные механизмы стимулирования предприятия к
внедрению НДТ: ОС - окружающая среда, ПДС - установленный норматив сброса загрязняющих веществ.
Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробированной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельности, научно-технического прогресса. Так как амортизационные отчисления в соответствии с Налоговым кодексом [3] относятся к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. Тем самым это приводит к увеличению чистой прибыли предприятия. В соответствии Налоговым кодексом [3] на предприятиях к оборудованию работающему в агрессивной среде в данный момент может быть применён повышающий коэффициент 2, а с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ при внедрении на производстве НДТ [3], предусматривающих минимизацию воздействия на окружающую среду, также будет применяться повышающий коэффициент 2.
Льготное налогообложение призвано стимулировать развитие экологосбалансированных производств и видов деятельности. Для
производителей налоговые льготы должны устанавливаться с учётом уровня проведения природоохранных мероприятий, экологичности вида
деятельности. Целесообразно сокращать налогооблагаемую прибыль на сумму, которое предприятие реинвестировало на природоохранные цели. Согласно Налоговому кодексу [3] устанавливается возможность предоставления инвестиционного налогового кредита в случае технического перевооружения производства, направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В этом случае под
инвестиционным налоговым кредитом понимается изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение от 1 до 5 лет в пределах 50% уменьшать свои платежи по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит в случае внедрения экологически чистых технологий предоставляется на сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 [3] плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные и подземные водные объекты, загрязнение почв, размещение отходов потребления и иные виды вредного воздействия.
В Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. №344 [3] устанавливаются нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов и сверхустановленных нормативов. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 [3] и Налоговому кодексу РФ [3] при превышении установленных нормативов выбросов и сбросов платежи взимаются в пятикратном размере. Следует отметить, что платежи в пятикратном размере взимаются с прибыли предприятия, а не относятся на её себестоимость.
В Г осударственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» [3] предлагается изменить характер экологических платежей:
1) сумма платежей должна устанавливаться с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;
2) замена пятикратного размера платы при превышении установленных нормативов на практику возмещения вреда, причинённого окружающей среде.
В целях реализации задач экономического регулирования охраны окружающей среды в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] были внесены изменения.
Так в статью 16.3 добавлен пункт о применении к ставкам платы стимулирующих коэффициентов в случае проведения предприятием мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению НДТ, который вступает в силу с 1 января 2020 года.
Если сброс или выброс загрязняющих веществ произведён в пределах технологических нормативов, то плата не взимается (применяется коэффициент 0), если же идёт превышение установленных для предприятия нормативов сброса или выброса, то платежи взимаются в стократном размере.
Отдельно стоит отметить изменившийся подход в определении экологического ущерба. В современном законодательстве [4,5] экологический ущерб рассчитывается исходя из массы выбросов, такс исчисления вреда, поправочных коэффициентов, а также затрат на установление факта нанесения ущерба. Ущерб определяется для каждого предприятия отдельно и уплачивается в размере, превышающем платежи за загрязнение окружающей среды. Этот подход позволяет говорить об экологическом ущербе как ещё об одном механизме стимулирования предприятия к внедрению экологически чистых технологий производства.
Внедрение стимулирующих коэффициентов к ставкам платы, ускоренная амортизация оборудования, возможность получения государственной поддержки, возможность применения инвестиционного налогового кредита должно стать существенным стимулом для внедрения на предприятии природоохранных мероприятий, основанных в большей степени на принципах малоотходного производства и в меньшей - на обезвреживании сточных вод, отходящих газов и производственных отходов.
Список использованной литературы
1. Гарнов А.П., Краснобаева О.В. Общие вопросы эффективного природопользования: Монография - М.: ИНФРА-М, 2014. -214 с.
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.mnr. gov.ru/regulatory/detail.php?ID=13 8762
3. Нормативные документы системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/
4. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/902159034
5. ГОСТ Р 56167-2014 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Метод расчёта ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://vsegost.com/CatalogZ5 8/58125. shtml