Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетентность / педагогический подход / навыки / знания / обучение / профессиональная подготовка / cross-cultural competence / pedagogical approach / skills / knowledge / training / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.В. Непарко

Межкультурное образование относится к педагогике, так как цели, содержание, процессы обучения, методы обучения, учебные программы и материалы, а также их оценка, обеспечивают развитие межкультурных компетенций у студентов во всех видах образования и является основой диалога в межкультурном общении. В статье рассматриваются методы развития межкультурных компетенций в образования. Проводится сравнение методов и выявляются особенности приобретения навыков и знаний студентами в процессе учебного процесса во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, а также из повседневного опыта и общения (семья, группа сверстников, соседи, встречи, библиотека, средства массовой информации, работа, игра и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.В. Непарко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF DEVELOPING CROSS-CULTURAL COMPETENCIES THROUGH EDUCATION

Intercultural education refers to pedagogy, since the goals, content, learning processes, teaching methods, curricula and materials, as well as their evaluation, ensure the development of intercultural competencies in students in all types of education and is the basis for dialogue in intercultural communication. The article discusses the methods of developing crosscultural competencies in education. A comparison of methods and the characteristics of the acquisition of skills and knowledge by students in the course of the educational process in all its forms: knowledge, skills, abilities, emotional and evaluative activities, as well as from everyday experience and communication (family, peer group, neighbours, encounters, library, mass media, work, play, etc.).

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ

М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1059

Аннотация. Межкультурное образование относится к педагогике, так как цели, содержание, процессы обучения, методы обучения, учебные программы и материалы, а также их оценка, обеспечивают развитие межкультурных компетенций у студентов во всех видах образования и является основой диалога в межкультурном общении. В статье рассматриваются методы развития межкультурных компетенций в образования. Проводится сравнение методов и выявляются особенности приобретения навыков и знаний студентами в процессе учебного процесса во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности, а также из повседневного опыта и общения (семья, группа сверстников, соседи, встречи, библиотека, средства массовой информации, работа, игра и т.д.).

Ключевые слова: межкультурная компетентность, педагогический подход, навыки, знания, обучение, профессиональная подготовка.

В настоящее время образовательный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, которые отвечали бы все возрастающим потребностям человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому сложившаяся ситуация с подготовкой менеджеров требует кардинального изменения стратегии и тактики обучения в вузе.

Основными характеристиками выпускника любого учебного заведения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, эффективность которого целиком зависит от познавательной активности обучающегося.

Успех в достижении этой цели зависит не только от того, что изучается (содержание обучения), но и от того, как это усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, полагаясь на внимание, восприятие, память или личный потенциал человека, использующего активные методы обучения.

Наиболее успешными методами усвоения знаний учащимися являются активные методы обучения. Сущность активных ме-

тодов обучения заключается в формирование навыков и умений, выполнение учащимися тех задач, в процессе которых они самостоятельно осваивают навыки и умения.

Одним из активных методов обучения являются игры, которые на занятиях могут быть использованы для развития межкультурных компетенций у студентов и учащихся. Например, преподаватель (учитель) раздает карточки, в соответствии с которыми студенты (учащиеся) должны выполнить задание, выявить проблемы и обсудить их в группах с учетом особенностей задания.

Преимуществом игр является драматургия, юмор и другие эмоции, которые студенты или учащиеся могут переживать во время игры. Участники игры осваивая межкультурные компетенции должны понять, каково это-быть другим, когда на тебя смотрят, критикуют или даже исключают из общения. Они также могут выявить различия людей, особенности зрительного контакта, поведения, убеждений и ценностей и т.д.

Дебрифинг - обсуждение с группой, что произошло во время игры. Участники во время игры также могут обнаружить, что было легким, трудным, странным или

жизненным, как они смогли представить себе нормы своей «новой идентичности» и был ли их характер подлинным или стереотипным. В результате такая деятельность может способствовать развитию открытости между людьми, любознательности и уважения, а также готовности сопереживать и воздерживаться от суждений. При надлежащей организации такие игры повышают осведомленность, накапливают знания по сходствам и различиям, предположениям и предрассудкам, вербальным и невербальным коммуникативным конвенциям.

Еще одной группой мероприятий, способствующих развитию межкультурной компетенции, является театр, поэзия и творчество. Когда мы смотрим или читаем пьесы, мы узнаем о других людях с различными культурами, с различными перспективами. Чтение пьес на уроках литературы или иностранных языков помогает студентам учиться театральному искусству. Постановка театральных произведений еще больше углубляет это обучение, поскольку спектакли позволяет людям сопереживать, проявлять определенные чувства.

Чтение стихов также хорошо подходят для развития межкультурной компетенции. Их можно читать, наслаждаться, обсуждать, иллюстрировать сценками, пересказывать или даже с небольшим воображением и творческими навыками письма, переписывать самими учащимися.

Учебная деятельность, основанная на литературе, подходит для определенного предмета, позволяет учащимся получить знания о людях, которых они никогда не встречали, узнать о них больше, чем они представляли. Эти процессы могут помочь учащимся развить готовность подвергать сомнению то, что они обычно считали само собой разумеющимся в их собственной среде, и бросать вызов своим стереотипам о других людях. Эти мероприятия могут помочь учащимся понять, как общество и люди других культур могут защитить достоинство и права человека независимо от их культурной принадлежности.

Еще одно направление - этнографические задания. Они предполагают, что уча-

щиеся выходят на улицу, чтобы исследовать жизнь в реальном мире, они могут сравнивать, анализировать и размышлять. Это процесс, который также может способствовать самопознанию. Как люди приветствуют друг друга, как они ведут себя в определенных ситуациях, какие вербальные, а невербальные средства они используют для выражения уважения, благодарности, гнева или любых других эмоций. Другой задачей для них может быть опрос людей, чтобы выяснить, как люди в определенном районе живут, о чем они думают, чего им не хватает.

Результаты могут быть проанализированы в классе, чтобы дальше развить знания или навыки, необходимые для межкультурной компетенции. Эти рассуждения об этнографическом опыте учащихся помогут им осмыслить их реакцию на то, что они наблюдали, особенно их интерпретации того, на что они реагировали так, а не иначе, что они испытали в это время.

Этнографическим подходом также может является какая-то история. В этом случае учащиеся приобретают опыт активного слушания, уважительного отношения к рассказам. Появляется возможность высказывать свое мнение, поскольку, например, воспоминания дедушки могут сильно отличаться от воспоминаний бабушки. Молодое поколение часто удивляется различиям между родителями и ими, тем, как они по-другому растут, играют и посещают школу. Эти беседы дают возможность учащимся исследовать собственную культуру, которая меняется в течение времени.

Часто в процессе обучения используются фильмы. Выбор фильма может повысить межкультурную компетентность. Они могут быть ключом к открытию и изучению других стран, мест, а также разнообразию, которые, возможно, не доступны учащимся.

Учителя могут специально выбирать фильм, сцены из фильма или отрывок из источников с целью обсуждения его на занятии, попросить учащихся рассказать о своем видении событий, принять точку зрения или сопереживать людям, участвующим в данном фильме. Эти дискуссии

помогут понять, почему люди разговаривают друг с другом, но не в состоянии дружить, проявляется ли межкультурная компетентность в выбранных отрывках. Такие мероприятия повышают осведомленность учащихся, развивают мышление, поскольку фильмы и тексты создаются режиссерами и сценаристами для определенной аудитории, и именно последняя дает оценку фильму, а не пассивное потребление изображения.

Социальные сети и другие онлайн-инструменты также несут в себе элементы межкультурной коммуникации. Интернет позволяет обмениваться мнениями между людьми, которые вряд ли пересекались бы наяву и взаимодействовали. В этом контексте распространение социальных сетей одновременно отражает и поощряет потребность людей в общении. Интернет является важным пространством для неформального общения как молодежи, так и взрослых людей, которые становятся пользователями и создателями контента. Несмотря на возможные негативные влияния и риски, использование социальных сетей и других онлайн-инструментов они могут способствовать развитию межкультурной компетенции.

Наряду с телеконференциями и видеоконференциями социальные сети (платформы, чаты, публичные форумы и т. д.) представляют собой мощные инструменты для преподавателей по развитию межкультурной компетенции в учебном процессе.

религии, этнической принадлежности, пола или сексуальной ориентации часто становятся заметными в этих взаимодействиях, межкультурная коммуникация в этих контекстах предполагает, как культурную осведомленность, так и обмен мнениями, комментариями и даже могут отражать разногласия. Учащиеся любого предмета или группы (классы) могут быть привлечены к онлайн-проектам, веб-сотрудничеству от нескольких сессий до нескольких месяцев. При тщательной модернизации онлайновые социальные сети могут способствовать развитию межкультурной компетентности, когда они сосредоточены вокруг тем, которые непосредственно связаны с межкультурной компетентностью. Например, обсуждение различных причин возникновения и разрешения конфликтов не только требует межкультурной компетенции, но и развивает ее в дальнейшем.

Онлайн-общение также развивает коммуникативную осведомленность и осознание собственного мнения. Учащиеся получают знания и понимание того, как люди общаются друг другу, какие возможности дает это общение.

Развитие межкультурной компетенции также может происходить с помощью разнообразных ресурсов, материалов и мнений, доступных в интернете. Весь спектр активных методов обучения может облегчить учебный процесс и способствовать межкультурному развитию учащихся.

Поскольку вопросы социального уровня,

Библиографический список

1. Андросова И.В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 498-500.

2. Васильева Н.Н. Межкультурная компетенция. Стратегии и техники ее достижения. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: hupivrspu.edu.ru'journals'lexicography/couference/vasilieva%20N.htm. (дата обращения: 20.01.2021).

3. Муратов А.Ю. Использование проектного метода для формирования межкультурной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www,eidos.ru/joumal/2005/0523.htm (дата доступа 13.01.2021)

4. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учебное пособие. -М.: КНОРУС, 2015. - 254 с.

5. Хачикян Е.И., Косогорова Л.А. Основы коммуникологии. - Калуга, издательство «Эйдос», 2017.

6. Dietmar Böhm, Regine Böhm, Birgit Deiss-Niethammer: Handbuch Interkulturelles Lernen; Verlag Herder, Freiburg/Basel/Wien; ISBN 3-451-27001-3.

7. Fischer G. E-mail in foreign language teaching. Towards the creation of virtual classrooms. Tübingen, Germany: Stauffenburg Medien, 1998.

8. Hammer M. Reengineering work: don't automate, obliterate. - Harvard Business Review July-August 2011: 104-12.

MODERN METHODS OF DEVELOPING CROSS-CULTURAL COMPETENCIES

THROUGH EDUCATION

M.V. Neparko, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)

Abstract. Intercultural education refers to pedagogy, since the goals, content, learning processes, teaching methods, curricula and materials, as well as their evaluation, ensure the development of intercultural competencies in students in all types of education and is the basis for dialogue in intercultural communication. The article discusses the methods of developing cross-cultural competencies in education. A comparison of methods and the characteristics of the acquisition of skills and knowledge by students in the course of the educational process in all its forms: knowledge, skills, abilities, emotional and evaluative activities, as well as from everyday experience and communication (family, peer group, neighbours, encounters, library, mass media, work, play, etc.).

Keywords: cross-cultural competence, pedagogical approach, skills, knowledge, training, professional training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.