УДК 372.82 ББК 74.268.6
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ С ИЗУЧЕНИЕМ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
MODERN METHODS OF TEACHING DISCIPLINES RELATED TO THE STUDY OF CONFESSIONAL ENVIRONMENT
Балабейкина Ольга Александровна
Доцент кафедры региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат географических наук E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье отражены нестандартные подходы к изучению дисциплин, связанных с изучением конфессионального пространства - российского и зарубежного. Предлагается использовать литературные произведения и художественные фильмы для закрепления базовых понятий курса и расширения информации по ключевым дидактическим единицам. Также приводятся примеры организационных форм практических занятий, направленных на практическое применение знаний, полученных в ходе лекций. Цель применения описываемых методов -развитие у студентов творческого мышления, способности делать самостоятельные выводы, касающиеся конфессиональных процессов. Методы иллюстрируются примерами семинарских занятий, проводимых в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
Balabeykina Olga A.
Assistant Professor at the Department of Regional Economics and Nature Management, Saint Petersburg State University of Economics, Russia, PhD in Geography E-mail: [email protected]
Abstract. This article reflects non-standard approaches to the study of disciplines related to the study of the confessional environment -both, Russian and foreign. It proposes to use the pieces of literature and feature movies to consolidate the basic concepts of the course and to expand the information on the key didactic units. It also draws some examples of organizational forms of practical sessions aimed at practical application of knowledge gained during the lectures. The purpose of applying the described methods is to develop students' creative thinking, as well as the ability to make independent conclusions concerning the confessional processes. The methods are illustrated by examples of the seminars held in St. Petersburg State University of Economics. The main modern non-standard methods of studying confessional environment being
К основным рассматриваемым в статье современным нестандартным методам изучения конфессионального пространства относятся следующие: использование произведений художественной литературы и кинематографии для закрепления базовых понятий учебной дисциплины; разработка и проведение студентами экскурсий на конфессиональную тематику в реальных условиях конфессионального пространства; сравнительный анализ данных анкетирования и интервьирования респондентов - носителей традиционных конфессий изучаемого региона. Упоминается также опыт реализации зарубежной учебной практики по конфессиональной проблематике.
Результатом применения данных методов становится высокий интерес к изучаемому предмету, а также к научной и аналитической деятельности в данном направлении.
considered in the article are the following: application of works of literature and cinematography to state the basic concepts of the educational discipline; development and provision of excursions for confessional subjects by students in real conditions of the confessional environment; comparative analysis of questionnaire surveys and interviews of those of the traditional confessions of the studied region. There is also a reference to the experience of implementing foreign educational practices regarding confessional issues. The result of applying these methods is an increased interest in the subject, as well as scientific and analytical activities in the research area.
Ключевые слова: методика изучения религиозного пространства, понятийный аппарат, организационная форма семинарского занятия, современные методы преподавания, конфессиональное пространство, художественная литература как средство обучения, религиоведческие знания.
Keywords: methods of study of religious environment, conceptual framework, organizational form of seminar classes, modern methods of teaching, religious environment, literature as a training aid, religious knowledge.
Идеологические изменения постсоветского периода истории России повлекли за собой и нововведения в структуре и содержании высшего образования. В учебные планы различных направлений и специальностей стали активно вводиться дисциплины, направленные на изучение религиозных конфессий и связанных с ними аспектов и предметов исследования. На смену научному атеизму как части коммунистического учения пришло большое разнообразие учебных дисциплин, касающихся проявлений функционирования конфессионального пространства как в географическом, так и в социальном смыслах. Приведем некоторые примеры таких предметов, преподаваемых в разных вузах страны: «Этнология и религия стран изучаемого региона» [1], «История и современные проблемы мировых религий», «Религия и право» [2], «Этно-география и география религий» [3].
Актуальность разработки и внедрения современных эффективных методов преподавания дисциплин, связанных с изучением религиозного (конфессионального) пространства,
обусловлена необходимостью формирования религиоведческой компетенции в длинном перечне видов профессиональной деятельности - педагогике, международных отношениях, зарубежном регионоведении, культурологии, социально-экономической географии.
Отечественные ученые, например В. В. Шведова [4], Л. Б. Михайлова [5], неоднократно поднимали различные теоретические вопросы, связанные с ролью и местом религиоведческих знаний в системе российского образования. Имеются также публикации методического характера, где подробно рассматриваются отдельные приемы преподавания дисциплин, связанных с изучением конфессионального пространства [6], но работ, где были бы обозначены основные методы, помогающие сделать их изучение интересным и эффективным, нам не встречалось, хотя они были бы актуальны, так как отвечают на практические запросы в реализации учебного процесса.
В последние годы появилось немало научных статей [7-9], учебных пособий [10] и монографий [11; 12], призванных помочь студентам освоить дисциплины, связанные с изучением конфессионального пространства, в том числе зарубежного, но в них уделяется внимание только содержательной части, а методика преподавания остается в стороне.
Преподавание предмета, связанного с изучением конфессионального пространства, должно осуществляться с использованием комплексного подхода, синтеза методов различных учебных дисциплин и с максимальной адаптацией к будущей профессиональной деятельности, также оно должно быть направленным на развитие общекультурных компетенций.
Опыт организации изучения студентами предметов, связанных с религиозным пространством, реализуется нами в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете более десяти лет. На Гуманитарном факультете университета в рамках направления «Зарубежное регионоведение» преподается дисциплина «Этнология и религии стран изучаемого региона». Учебный план «Международных отношений» также включает курс «История и современные проблемы мировых религий». Рабочие программы этих дисциплин частично состоят из одинаковых дидактических единиц, связанных с историей, догматикой, обрядностью религий, поэтому методические приемы и формы организации занятий могут быть идентичными.
Важное значение при изучении базовых тем изучаемых дисциплин и закреплении полученных знаний придается привлечению произведений художественной литературы. Здесь мы не являемся новаторами - такой опыт использования литературных текстов очень живо и интересно описан В. А. Касамарой и А. А. Сорокиной в статье, посвященной методике преподавания политологии [13] и другими авторами применительно к преподаванию разнообразных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов [14; 15].
Лекционный материал строится на теоретическом подходе, базируется на работах религиоведов, историков, географов и может быть проиллюстрирован примерами из художественных произведений, но гораздо больше возможностей их эффективного использования в учебном процессе дают практические и семинарские занятия. Рассмотрение пройденного материала через призму художественных произведений помогает «"вжиться" в изученный теоретический материал, освоить его на образно-эмоциональном уровне» [13, с. 164].
Организация учебного процесса, предполагающего опору на литературные произведения, уже освещалась нами на различных научно-педагогических конференциях. В начале семестра, когда запланировано изучение соответствующих дисциплин, студенты получают задание прочесть следующие произведения русской, советской и зарубежной классики: «Соборяне», «На краю света», «Некрещеный поп» Н. С. Лескова, «Без языка» В. Г. Короленко, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу, «Ключи Царства» А. Кронина, «Дети Ноя» Э.-Эм. Шмитта [16].
Мы отбирали такие произведения, где религиозная сфера тесно связана с другими науками - политикой, историей, этнологией, культурологией, а также где она ярко вплетается в семейные, бытовые, психологические, профессиональные отношения. Это позволяет студентам проследить связи между теоретическими знаниями и практическими проявлениями изучаемого предмета в разных социальных сферах.
Когда практическое занятие строится на материале художественного произведения, в первую очередь мы предлагаем образно-эмоциональное погружение в описываемые события, то есть пытаемся стать на место главных героев для ощущения религиозной и психологической среды, примерить на себя систему их ценностей, модель поведения. Этот прием, используемый и нашими коллегами для развития у будущих политологов экспертной интуиции [13], представляется нам очень важным и для формирования адекватных представлений о значимости религиозной составляющей в менталитете носителей различных религиозных культур и успешной коммуникации с ними в области профессиональной сферы в установлении международных контактов.
Далее студентам нужно объективировать свои ощущения от процесса погружения в произведения в кратких письменных или устных сообщениях. Так, «от включенного наблюдения и эмоционально-образного восприятия студенты постепенно переходят к формированию концепций» [13, с. 165].
Приведем примеры таких занятий. Закрепление понятий «таинства и обрядность христианства», «таинство крещения», «таинство священства», «степени священства в христианстве», «типология государств по правовому отношению к религии», «клерикальное государство» и др. очень эффективно осуществляются на основе повести Н. С. Лескова «Некрещеный поп». Основные теоретические знания по рассматриваемым дидактическим единицам получены на предварительных лекциях.
Студентам предлагается, в первую очередь, найти в повести отражения признаков клерикального типа государства в Российской Империи XIX в., где происходит действие произведения. В результате они должны найти в тексте и привести следующие примеры: регистрация актов гражданского состояния путем совершения церковных таинств и фиксирования их в церковных метрических книгах; обязательное ежегодное участие в исповеди подданных Российской Империи; система церковно-административного деления на приходы; правовые последствия нарушений церковного Устава.
Через раскрытие обстоятельств, в которых оказываются главные герои «Некрещеного попа», студенты учатся критически оценивать преимущества и недостатки клерикального государства для гражданина и Церкви как социального института, а также последствия злоупотреблений клерикализма в истории России. Далее можно провести параллель
с современной Россией и правовым положением религий в ней, предложить обсуждение актуального вопроса «Клерикализация России - миф или реальность» или «Клерикальное государство: за и против». В обоих случаях студенты делятся на две группы для аргументированного отстаивания своей позиции. Итогом работы в группах должна стать разработанная студентами модель государства с идеальными правовыми нормами по отношению к религии, Церкви, гражданам, а также предложены механизмы и рычаги для успешной реализации этой модели на практике.
Для закрепления темы «Таинства христианства» студенты должны вспомнить, какие церковные таинства и при каких обстоятельствах сопровождают жизнь героев произведения, какими обрядами и каноническими нормами они сопровождаются.
Неоценимый дидактический потенциал для изучения дисциплин, связанных с традиционными для зарубежной Европы христианскими конфессиями, содержат произведения иностранной литературы. Так, занятие по теме «межконфессиональные контакты» можно построить на основе содержания повести французского писателя Э.-Э. Шмит-та «Дети Ноя». Действие происходит в оккупированной немецкими войсками Бельгии. Главный герой - еврейский ребенок Жозеф находит убежище в католическом приюте для мальчиков, где священник не только укрывает детей, но и прилагает все усилия, чтобы те сохранили иудейскую культуру и веру своих предков. Помимо закрепления таких понятий, как «догматика и обрядность католичества», «традиции иудаизма», «таинства католичества», обращение к этому произведению позволяет на содержащихся в нем примерах выполнить проблемное задание на тему «Пути реализации конструктивных межконфессиональных отношений».
Другая используемая нами форма проведения семинарских занятий - работа с кадрами художественных фильмов также позволяет развивать навыки критического анализа через визуализацию религиозного пространства. Дидактический материал для обсуждения моральных, этических, политических проблем, связанных с христианизацией и миссионерством, содержит художественный фильм «Миссия» (1986 г., Великобритания, реж. Ролан Жоффе). Сюжет фильма строится на миссионерской деятельности испанских монахов иезуитского ордена, пытающихся, помимо норм католической культуры, дать местным жителям - индейцам-гуарами защиту от порабощения португальцами.
На занятии, помимо покадрового обсуждения тематических отрывков фильма, можно предложить студентам провести линии сравнения миссионерской работы в Латинской Америке, где происходит действие фильма, с христианизацией народов Крайнего Севера, описанной в повести «На краю света» Н. С. Лескова, и народов Китая, отраженной в романе «Ключи Царства» А. Кронина. Вообще, художественные фильмы неоднократно предлагалось использовать в преподавании различных дисциплин разными авторами [17-19], но описания применения такой методики в обучении предмету, связанному с изучением конфессионального пространства, мы не встречали.
На основе материалов художественного фильма и литературных произведений студентам предлагается разработать способы и направления современной религиозной миссии на территории изучаемого региона, с учетом геокультурных, геополитических процессов и устоев правового государства. Для выполнения задания студенты разделяются
на группы, чтобы, выбрав религию или конфессию, представить проект миссионерской работы в стране или регионе, для которых данная конфессия не имеет распространения.
Побуждению интереса к предмету и личную сопричастность к изучаемому позволяют создать занятия в виде экскурсий, которые по праву называют одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности [20]. Мы предлагаем максимально вовлекать музейное и архитектурное пространство, связанное с конфессиями, в учебный процесс. Помимо стандартных тематических экскурсий в залах Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) или иных музейных экспозициях, мы рекомендуем студентам заранее разработать и в течение полутора часов практического занятия провести пешеходную экскурсию по храмам Невского проспекта и прилегающих к нему улиц. Для реализации этой формы занятия студенты делятся на небольшие бригады по 2-4 человека (в зависимости от численности группы); каждая из бригад выбирает из списка объект, о котором готовит рассказ по плану: 1) история постройки храма; 2) особенности вероучения конфессии; 3) архитектурные особенности и внешнее убранство; 4) современные проявления функционирования конфессии (концерты, выставки, курсы катехизации).
Самостоятельное проведение студентами пешеходной экскурсии активизирует не только мыслительную, но и практическую деятельность, будучи примером реализации использования конфессионального пространства в туристско-рекреационной деятельности.
Одна из важнейших составляющих в подготовке бакалавра - учебная практика также может проходить в реальных условиях зарубежного конфессионального пространства. Опыт реализации такой практики уже был апробирован и описан нами [6] на примере ставшего ежегодным для студентов СПБГЭУ маршрута с базированием на территории Спасо-Преображенского православного мужского монастыря (Новый Валаам) в Финляндии. Погружение в конфессиональную среду зарубежной страны позволяет реализовать такие методы сбора эмпирических материалов, как анкетирование, интервьюирование, выявление экономических связей в области религиозного взаимодействия (один из способов реализации последнего - анализ ассортимента продукции в иконно-книжных лавках храмов и монастырей Финляндии).
Возможности поездки на практику в зарубежную страну для студентов ограничены, но остается доступным метод электронного анкетирования и интервьюирования респондентов, имеющих непосредственное отношение к изучаемой конфессии по должностному положению. Мы предлагаем студентам задание с разработкой анкеты-опросника для исследования конфессионального пространства выбранной страны с последующим получением данных и обработкой полученных результатов. Например, если студент выбирает тему «Территориальная организация и современное состояние Шведской Лютеранской Церкви» (далее - ШЛЦ), ему необходимо собрать данные анкеты или интервью от представителей каждой из тринадцати епархий ШЛЦ, обработать и представить на занятии результаты. Подобную работу можно сделать на материалах обработки анкетного опроса православных приходов каждой из трех епархий Финляндской Православной Церкви (далее - ФПЦ), а на практическом занятии после заслушивания докладов исполнителей данного исследования предложить остальным студентам задание - выявить черты сходства и различия по рассматриваемым критериям во всех крупнейших церковно-административных единицах ФПЦ.
Представленные методы изучения конфессионального пространства эффективны уже потому, что они возбуждают интерес к предмету, дают личную эмоциональную сопричастность к изучаемым вопросам, связанным с религиями. Такие задания, как проведе -ние экскурсий и анализ литературных произведений через призму содержания предмета, дают импульс к аналитической и практической деятельности; способствуют установлению обратной связи от студента к преподавателю.
Список литературы
1. Балабейкина О. А. Этнология и религия стран Северной Европы: учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СПБГЭУ, 2016. - 59 с.
2. Погасий А. К. Религия и право: учеб. пособие. - 2-е изд. - Казань: Меддок, 2008. -195 с.
3. Климов Д. С. Практикум по этно-географии и географии религий: учеб. пособие. - Изд. 2-е, испр., доп. - Липецк, 2012. - 146 с.
4. Шведова В. В. Становление географии религий как научной дисциплины в общественно-географической познавательной области // Вестн. Приамурского гос. ун-та им. Шолом-Алейхема. - 2015. - № 4 (21). - С. 113-124.
5. Михайлова Л. Б. Религиоведческие знания в системе современного педагогического образования // Проблемы современного образования. - 2016. - № 4. -С. 38-47. - URL: http://pmedu.ru/images/pso2016-3/pso16-4/38-47.pdf (дата обращения: 17.09.2018).
6. Балабейкина О. А., Нецвет В. Ю., Тимошатова А. Ю. Тематический православный маршрут как объект учебной практики за рубежом для студентов вузов // Историко-культурное и духовное наследие: традиции и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-13 дек. 2015, Пюхтицкий Успенский монастырь). - Куремяэ, Эстония, 2015. - С. 390-393.
7. Сафронов С. Г. Факторы развития религиозной среды на постсоветском пространстве // Проблемы безопасности российского общества. - 2015. - № 2. - С. 125-131.
8. Филиппов Б. А. Церковь и государство после падения советской системы: проблемы и решения (на примере Венгрии, Польши, Чехии) // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - № 25. - С. 65-70.
9. Элбакян Е. С. Глобальное и этноконфессиональное в религиозной ситуации на постсоветском пространстве // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2014. - № 3. -С. 121-132.
10. Мусаев В. И. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия в странах Северной Европы: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та, 2012. - 288 с.
11. Мусаев В. И. Православие в Прибалтике в 1890-1930 гг. - СПБ.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. - 385 с.
12. Элбакян Е. С. История религий: учебник для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 343 с.
13. Касамара В. А., Сорокина А. А. Художественная литература в преподавании политологии // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С. 161-169.
14. Григорьев С. И. Роль произведений В. М. Шукшина в преподавании социологических дисциплин в вузах современной России (к обобщению опыта научно-педагогической школы жизненных сил человека) // Уч. зап. Забайкальского гос. гуманитарно-педагогического ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - 2009. - № 4. - С. 12-17.
15. Околелова А. А. Преподавание дисциплины «почвоведение» с использованием художественной литературы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 9. - С. 38-39. - URL: https://applied-research. ru/ru/article/view?id=1598 (дата обращения: 16.09.2018).
16. Балабейкина О. А., Лемешко К. С., Нецвет В. Ю. Русская проза XIX в. в духовно-нравственном воспитании студентов вузов // Православная культура и практика воспитания личности: традиции и современный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 дек. 2016, Пюхтицкий Успенский монастырь). - Куре-мяэ, Эстония, 2016. - С. 110-113.
17. Желтякова М. В. Использование художественных фильмов при обучении информационной безопасности // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 2. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78757 (дата обращения: 17.09.2018).
18. Cуханова И. Ю. Видеофильм как вспомогательное средство развития экологической культуры студентов нефтетехнологического факультета // Вестн. Самарского гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 182-191.
19. Хаирлаева Г., Хусаин Р., Кошкарбаева Б. Возможности использования художественных фильмов в процессе преподавания английского языка // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2017. - № 4-2 (24). - С. 115-120.
20. Леонов Е.Е., Тараканов А. В. Особенности методики проведения экскурсий // Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 21. - С. 64-74.
21. Богуславский М. В., Александрова В. Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
References
1. Balabeykina O. A. Etnologiya i religiya stran Severnoy Evropy: ucheb. posobie. St. Petersburg: Izd-vo SPBGEU, 2016. 59 p.
2. Pogasiy A. K. Religiya i pravo: ucheb. posobie. Kazan: Meddok, 2008. 195 p.
3. Klimov D. S. Praktikum po etno-geografii i geografii religiy: ucheb. posobie. Lipetsk, 2012. 146 p.
4. Shvedova V. V. Stanovlenie geografii religiy kak nauchnoy distsipliny v obshchest-venno-geograficheskoy poznavatelnoy oblasti. Vestn. Priamurskogo gos. un-ta im. Sho-lom-Aleykhema. 2015, No. 4 (21), pp. 113-124.
5. Mikhaylova L. B. Religiovedcheskie znaniya v sisteme sovremennogo pedagogichesk-ogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016, No. 4, pp. 38-47. Available at: http://pmedu.ru/images/pso2016-3/pso16-4/38-47.pdf (accessed: 17.09.2018).
6. Balabeykina O. A., Netsvet V. Yu., Timoshatova A. Yu. Tematicheskiy pravoslavnyy marshrut kak obyekt uchebnoy praktiki za rubezhom dlya studentov vuzov. Istoriko-kulturnoe i dukhovnoe nasledie: traditsii i sovremennost: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (11-13 Dec. 2015, Pyukhtitskiy Uspenskiy monastyr). Kuremyae, Estoniya, 2015. P. 390-393.
7. Safronov S. G. Faktory razvitiya religioznoy sredy na postsovetskom prostranstve. Problemy bezopasnosti rossiyskogo obshchestva. 2015, No. 2, pp. 125-131.
8. Filippov B. A. Tserkov i gosudarstvo posle padeniya sovetskoy sistemy: problemy i resheniya (na primere Vengrii, Polshi, Chekhii). In: Ezhegodnaya bogoslovskaya kon-ferentsiya pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. 2015, No. 25, pp 65-70.
9. Elbakyan E. S. Globalnoe i etnokonfessionalnoe v religioznoy situatsii na postsovets-kom prostranstve. Vestn. LGU im. A. S. Pushkina. 2014, No. 3, pp. 121-132.
10. Musaev V. I. Sovremennye konfessionalnye problemy regiona spetsializatsii. Religiya v stranakh Severnoy Evropy: ucheb. posobie. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2012. 288 p.
11. Musaev V. I. Pravoslavie v Pribaltike v 1890-1930 gg. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2018. 385 p.
12. Elbakyan E. S. Istoriya religiy: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Izd-vo Yurayt, 2016. 343 p.
13. Kasamara V. A., Sorokina A. A. Khudozhestvennaya literatura v prepodavanii poli-tologii. Voprosy obrazovaniya. 2009, No. 3, pp. 161-169.
14. Grigoryev S. I. Rol proizvedeniy V. M. Shukshina v prepodavanii sotsiologicheskikh distsiplin v vuzakh sovremennoy Rossii (k obobshcheniyu opyta nauchno-peda-gogicheskoy shkoly zhiznennykh sil cheloveka). Uch. zap. Zabaykalskogo gos. gumani-tarno-pedagogicheskogo un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. 2009, No. 4, pp. 12-17.
15. Okolelova A. A. Prepodavanie distsipliny "pochvovedenie" s ispolzovaniem khu-dozhestvennoy literatury. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issle-dovaniy. 2011, No. 9, pp. 38-39. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=1598 (accessed: 16.09.2018).
16. Balabeykina O. A., Lemeshko K. S., Netsvet V. Yu. Russkaya proza XIX v. v dukhov-no-nravstvennom vospitanii studentov vuzov. In: Pravoslavnaya kultura i praktika vospitaniya lichnosti: traditsii i sovremennyy opyt. Proceedings of International scientific-practical conference (11-12 Dec. 2016, Pyukhtitskiy Uspenskiy monastyr). Kuremyae, Estoniya, 2016. Pp. 110-113.
17. Zheltyakova M. V. Ispolzovanie khudozhestvennykh filmov pri obuchenii informat-sionnoy bezopasnosti. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2017. № 2. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78757 (accessed: 17.09.2018).
18. Cukhanova I. Yu. Videofilm kak vspomogatelnoe sredstvo razvitiya ekologicheskoy kultury studentov neftetekhnologicheskogo fakulteta. Vestn. Samarskogo gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2014, No. 3 (23), pp. 182-191.
19. Khairlaeva G., Khusain R., Koshkarbaeva B. Vozmozhnosti ispolzovaniya khu-dozhestvennykh filmov v protsesse prepodavaniya angliyskogo yazyka. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2017, No. 4-2 (24), pp 115-120.
20. Leonov E. E., Tarakanov A. V. Osobennosti metodiki provedeniya ekskursiy. Vestn. Kemerovskogo gos. un-ta kultury i iskusstv. 2012, No. 21, pp. 64-74.
21. Boguslavskiy M. V., Aleksandrova V. G. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2
Статья поступила в редакцию 01.10.2018 The article was received on 01.10.2018