Мультимедийный курс «Религии изучаемого региона» как средство воспитания конфессиональной толерантности студентов
Науменко Евгений Александрович профессор, д.псх.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, Тюменский государственный университет, ул. Семакова, 10, г. Тюмень, 625003, (3452)597444 [email protected]
Аннотация
Статья подготовлена на основе данных вузовского педагогического эксперимента, проведенного в 2009-2013 гг. с привлечением мультимедийных технологий. Цель эксперимента - воспитание религиозной и национальной толерантности студентов в процессе изучения ими специальной дисциплины конфессионального и этнокультурного содержания. Авторы подчеркивают, что повышение уровня толерантности предполагает применение ряда пока не используемых при изучении дисциплин религиозного содержания методических приемов, в результате которых происходит изменение содержательных характеристик в личности студентов. Такие изменения в личности затрагивают систему отношений, ценностей и общего мировоззрения. В статье рассматриваются формы влияния и воспитательные возможности коррекции межэтнического и межконфессионального взаимодействия студентов, их нормативного поведения в различных социальных ситуациях. Для реализации цели авторами был разработан курс «Религии изучаемого региона», в основу которого был положен принцип видео- и аудио- восприятия материала, а также предполагалось включение студентов в процесс создания мультимедийных средств на основе метода «погружения». Курс акцентировал требования Государственного образовательного стандарта о необходимости изучения истории, культуры и религии изучаемого региона для специальности «Регионоведение» в сфере конфессиональных и межконфессиональных отношений. Педагогический эксперимент воспитания конфессиональной толерантности студентов проводился на протяжении четырех лет и показал позитивную динамику ее формирования в личности студентов.
This article is based on the data cultivated from a teaching experiment carried out through 2009-2013 with application of multimedia technologies. ^e purpose of the experiment was to determine the necessity for education of religious and national tolerance through the study of special disciplines of the confessional and ethno-cultural content. The author emphasizes that the increase in tolerance level involves the use of teaching methods rooted into the structure of the educational process, the result of which would be the change of personal characteristics within an individual. Such personality changes included the system of relations, values and general outlook. This article deals with the impact of forms and methodological possibilities on the correction of inter-ethnic and inter-religious interaction of students, their normal behavior in different social situations. To appreciate the realization of this purpose, the author developed a course on "Religions of the region under study." The principle of video and audio-perception of material has been his basis, and also inclusion of students in process of their
creation on the basis of the immersions method was supposed. He emphasized the requirements of the educational standard which determines the necessity to study history, culture and religion of the region under study for the specialty "Regional studies" in the sphere of religious and interfaith relations. The experiment had been running for over four years and had shown positive benefits in the dynamics of formation confessional tolerance for students.
Ключевые слова
экстремизм, ислам, педагогический эксперимент, конфессиональное образование, мультимедиа
extremism, Islam, pedagogical experiment, confessional education, multimedia
Общая характеристика проблемы
Проблема исламского экстремизма в современном мире определила необходимость поиска способов противодействия этому явлению. По нашему мнению, наиболее продуктивным механизмом противодействия этнокультурному и конфессиональному экстремизму можно считать превентивные меры, направленные на формирование многонационального, но единого народа, имеющего общие культурные и исторические корни. Воспитание религиозной и национальной толерантности молодежи является первой стадией этого процесса, базой для дальнейшего гармонизации межконфессиональных отношений и создания общей мировоззренческой системы ориентиров социального общежития. Учитывая, что религия - это интимная сфера жизни личности, непродуманное вторжение в нее может привести к необратимым процессам, вплоть до отторжения ортодоксальных вариантов вероисповеданий и принятия их радикальных форм, поэтому основополагающим фактором в этом процессе являются методические приемы в реализации цели обучения. Получение конфессиональных знаний должно вызывать у обучающихся интерес и в определенной мере - непроизвольное внимание. Применение мультимедийных технологий, в сочетании с комплексом иных методических приемов, способствует достижению поставленной задачи.
Современное конфессиональное образование в средней и высшей школе ориентировано на формирование у молодежи системы нравственных ценностей, отраженных в «своей» религии, но не предполагает глубокого знания «чужой» культуры. Повсеместно вводимые в общеобразовательных средних школах дисциплины «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» изучаются как курс по выбору учеников или их родителей. Посещение обеих дисциплин школьниками, как правило, не практикуется. Таким образом, в ходе занятий у учеников укрепляется чувство исключительности, принадлежности лишь к одной религиозной группе. Подобная практика не объединяет детей, не интегрирует и не гармонизирует их этнокультурную общность, а лишь подчеркивает конфессиональные различия и усиливает форму отношений «свой/чужой». Для формирования чувства гражданского единства необходимо, чтобы этот барьер преодолевался. Такая задача может быть решена, если «чужая» религия и культура будет интегрирована в культурное пространство личности современной молодежи, будет хорошо знакома и понятна представителям других конфессий. Таким образом, речь идет о поликонфессиональном образовании.
Данная тема в историографии не обсуждалась. Ю.М. Антонян первым в России предложил формировать конфессиональную толерантность чеченских школьников через обязательное изучение ими определенного варианта ислама [1], но знакомство с иными религиями России пока не предполагалось. Отсутствует
методическая система поликонфессионального образования, в том числе и с применением мультимедийных технологий [2]. На сегодняшний день имеется единственная статья И.Л. Миронова, касающаяся методики преподавания религии в военном вузе [3], но без анализа возможных мультимедийных форм. Ряд исследований исторического характера касается дореволюционного опыта воспитания конфессиональной толерантности мусульман [3, 4]. Предыдущие статьи авторов также рассматривают исторический опыт [5, 6, 7, 8], а также ошибки в конфессиональном образовании современной Германии [9, 10]. Использование мультимедийных технологий в культурно-гуманитарной сфере затронуто в работах А.С. Гиль - о преподавании искусствоведческих дисциплин [11], А.В. Данилькевичем - о подготовке специалистов сферы эстетики [12, 13], Н.В. Дранниковой - об архивации и публикации фольклора [14], А.Т. Веллингтон -об интеграции мультимедийных технологий в пространство театра [15], искусства в целом [16] и других.
Таким образом, в настоящее время опыт преподавания дисциплин поликонфессионального содержания на основе компьютерных технологий еще не стал предметом научного исследования и широкой педагогической практики; более того, пока не изучено понятие «поликонфессиональное образование». Соответственно, проблема воспитания религиозной толерантности через специальную учебную дисциплину также пока не рассматривалась в психолого-педагогической науке.
Организация исследования и методические ориентиры
Под термином «мультимедийные технологии в образовании» авторы понимают совокупность технологий (приемов, методов, способов), позволяющих с использованием возможностей программных средств компьютера продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах [17]. Объектом исследования в рассматриваемом эксперименте являлись студенты, предметом исследования - конфессиональная толерантность. Толерантность диагностировалась в содержании личностных качеств - отношениях, ценностях, поведении, мировоззрении. В общеметодологическом плане исследование было ориентировано на принцип формирования личности в обществе и группе, в рамках личностного и культурологического подходов. Частно-методологический уровень исследования был представлен использованием методов наблюдения, опроса, педагогического моделирования, анализа документов и экспертной оценки.
Экспериментальную выборку составляли студенты, обоего пола, 17-23 летного возраста, общей численностью 73 человека. Кроме экспериментальной группы, параметры толерантности изучались в контрольной группе, где работа по ее целенаправленному формированию не проводилась. Состав экспериментальных и контрольной групп носил смешанный православно-мусульманский характер. Изучение групп включало проявления различных этнокультурных и конфессиональных характеристик личности студентов. Состав экспериментальных групп представлен в таблице № 1.
Таблица 1
Состав экспериментальной группы_
Учебный год Число студентов в группе (чел.) Число студентов, относящих себя к мусульманской культуре (чел., %) Число студентов, относящих себя к православной культуре (чел., %)
2009-2010 26 7 (27 %) 19 (73 %)
2010-2011 21 6 (28,5 %) 15 (71,5 %)
2011-2012 15 5 (30 %) 10 (70 %)
2012-2013 11 4 (36 %) 7 (64 %)
Эксперимент проводился на базе Тюменской государственной академии международной экономики, управления и права для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение». Целью эксперимента была необходимость формирования у студентов рационального подхода к пониманию религиозных источников, догматов и проецирование недоверия к учениям сектантского толка. Одним из важнейших условий эксперимента нужно отметить этно-конфессиональное состояние региона: по данным многочисленных мониторингов на юге Тюменской области «дружеские чувства» (не просто толерантные) по отношению к представителям иных национальностей и религий испытывает 90 % населения [18], что имеет глубокие исторические корни и является редчайшим исключением в России; более того, в регионе начали проявляться мультикультурные явления [19]. Эксперимент должен был довести уровень дружеских отношений и толерантности до 100 %.
В целях эксперимента в учебный план была введена специализированная дисциплина «Религии изучаемого региона», на изучение которой был отведен годовой курс объемом 292 часа, 144 из них - в форме аудиторных занятий, разделенных на 36 тем. Изучение дисциплины было обязательным, формой контроля был зачет по дисциплине и экзамен. Таким образом, студенты были погружены в содержание курса довольно длительное время.
Мультимедийное представление курса было основано на принципах воздействия нейролингвистического программирования (НЛП) на психику студентов. Пожалуй, это наиболее эффективная форма реализации мультимедийных средств обучения. Методика НЛП основана на эффекте синергизма аудио- и визуального воздействия на систему познавательных, эмоциональных и регулятивных психических процессов человека. В сфере познавательных психических процессов наиболее ярко представляется синергический эффект взаимодействия чувственного восприятия действительности с его рациональным компонентом - логическим мышлением. Такое взаимодействие особо значимо затрагивает область поведенческих моделей человека, создавая в личности определенные поведенческие алгоритмы. Одним словом, опора на чувственное восприятие действительности трансформируется в рациональные модели социального поведения.
Кроме того, НЛП затрагивает область языка, языковых моделей, играющих важную роль в процессах социального восприятия людьми друг друга (социальная перцепция), в достижениях взаимопонимания между людьми. Именно на таких формах социального взаимодействия базируется вся формальная и содержательная часть коммуникаций в обществе. С языком неразрывно связано мышление в его «человеческой» форме - логической. Проекцию НЛП на образовательный и педагогический (воспитательный) процесс трудно переоценить.
Программирование затрагивает не только способы организации нашего восприятия действительности и поведения в социальной среде, но и осуществляет психологическое кодирование содержательных характеристик картины
мировосприятия и мироощущения, формируя, тем самым, социальный психотип человека. Характеристики психотипа определяют не только социальную ценность человека, его возможности, своеобразие, но и нормативность, правоориентированность, толерантность.
Значительную роль НЛП имеет в процессах моделирования стратегий действий и деятельности в целом. Этот факт очень важен в определении социальных ориентиров человека, уровне развития его личности. Толерантного, гармонично развитого человека со сформированными социально одобряемыми моделями поведения можно отнести к конечной цели педагогического процесса. Значительную, важную роль в достижении этого положения играют мультимедийные средства реализации методики НЛП.
При разработке мультимедийных материалов предполагалось, что в учебном процессе появятся новые психолого-педагогические возможности, содействующие изучению материала:
во-первых, сочетание видео- и аудио- воспроизведения должно было задействовать как «зрительную», так и «слуховую» память, а также оказать влияние на эмоции студентов; последнее особенно важно, так как дисциплина касалась их религиозных чувств и должна была сформировать положительные эмоции по отношению к представителям других конфессий;
во-вторых, «гипертекст» должен был упростить процесс восприятия материала, когда тема касалась не «своей» религии; таким образом, преподаватель на занятии включал непроизвольное внимание студентов;
в-третьих, использование анимации должно было вызывать положительные эмоции по отношению к дисциплине и изучаемой теме, одновременно с этим создавая своеобразные периоды «отдыха» в двухчасовом занятии;
в-четвертых, предполагалось, что применение необходимой цветовой гаммы будет оказывать целенаправленное воздействие на студентов, так как цвет является мощнейшим средством эмоциального и психофизиологического воздействия на человека на подсознательном уровне; он служит средством не только приема, но и переработки и закрепления информации;
в-пятых, использование компьютерного моделирования обеспечивало наглядность информации и ее доступность, что не всегда достигается традиционными методами;
в-шестых, электронный ресурс обеспечивает легкий доступ к уже пройденному материалу, что должно было содействовать его многократному повторению и более глубокому усвоению;
в-седьмых, предполагалось, что интерактивность будет способствовать созданию обратной связи между преподавателем и студентами, формированию комфортной в психологическом плане образовательной среды;
в-восьмых, использование «многооконности» позволит более эффективно использовать принцип сравнения при проблемном изложении темы;
в-девятых, привлечение студентов к созданию мультимедийных материалов будет развивать их креативный подход и творческое мышление.
Таким образом, предполагалось, что мультимедийные технологии способны обеспечить проведение всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы.
Анализ и оценка результатов исследования
При реализации эксперимента в части применения мультимедийных технологий была использована методика и классификация электронно-образовательных ресурсов Л.В.Логиновой [20], что позволило создать следующую
систему сочетания методов обучения, видов деятельности и видов мультимедийных материалов для каждой из 36 тем (таблица № 2).
Таблица 2
Образовательные ресурсы с применением мультимедийных технологий
Методы обучения Вид деятельности студента Созданные мультимедийные ресурсы
Объяснительно-иллюстративные С помощью преподавателя Мультимедиа-лекция, включающая слайдовые презентации, видео, анимацию
Самостоятельные (репродуктивные, исследовательские, проблемного изложения) Без помощи преподавателя Видеофильмы, электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии
Эвристические (творческие, дискуссионные) Под руководством преподавателя Видеофильмы, электронные энциклопедии, справочники
Содержание дисциплины предполагало обязательную учебную работу, ориентированную на изучение религиозных первоисточников, обрядовости и догматики. Реализация курса включала обязательное посещение мест культового предназначения - мечети, православной церкви, католического костела, синагоги, а также изучение музейных фондов с экспонатами религиозных культур. Поощрялось желание студентов познакомить группу с семейными предметами культа: иконами, шамаилями (настенными панно с молитвами из Корана), амулетами, оберегами и другими предметами культа. Применение мультимедийного сопровождения для 36 тем усиливало воздействие материала на сознание студентов; в одном программном продукте появилась возможность интегрировать несколько способов введения информации (таблицы, схемы, слайды-иллюстрации, анимация, кинофильм и других); у студентов появилась возможность создания авторских мультимедийных материалов.
На последнем моменте необходимо заострить отдельное внимание. Создавая авторские материалы, студенты имели возможность свободно (в рамках реализуемой дисциплины) рассказать о своих молитвах и обрядах, их истории, предназначении, духовной ценности, и главное - о своих эмоциях и религиозных чувствах, особенностях восприятия социальной действительности (в различные периоды жизни, до и после возникновения конфессионального самосознания). Такой педагогический подход содействовал более глубокому пониманию студентами христианской ориентации значения ислама для мусульман, так и мусульманской части относительно христианства. Он формировал необходимость уважительного отношения к культуре ислама и одновременно требовал от мусульман взаимного отношения к православию.
Слайдовые программы и презентации, которые готовили студенты, оформлялись и озвучивались в программе Microsoft Power Point, а скриншоты, представленные в настоящей статье, в программе Paint. Приведем некоторые примеры из программ презентации основ и особенностей различных конфессиональных направлений, изучаемых в курсе, они представлены на рисунках (1 - 20).
Рис. 1. Начальная страница презентации материала о мечетях Сибири
Рис. 2. Страница с описанием истории, особенностей и архитектурных формах мечетей в программе презентации «Мечети Сибири»
Рис. 3. Одна из страниц с конкретным описанием истории, особенностей и архитектурной формы мечетей в программе презентации «Мечети Сибири»
Исторически вошЩШдЬ сложи^осьчетьф^щовны'х школы |мазхаба) 8 области канонического права -(Хэдйфитский мазхаб, I
Маликитский мазхаб, Шафиитфрй мазхаб, Ханбалитский мазхаб).
ятг ■
Рис. 4. Страница программы презентации основ и конфессиональных особенностей суннизма в презентационной программе «Ислам - религия
миллионов»
Рис. 5. Пример шамаиля «Ноев ковчег» из программы презентации «Изобразительные средства в Исламе»
Рис. 6. Начальная страница программы презентации Буддизма «Буддизм - религия мира и согласия»
Рис. 7. Страница из программы презентации «Буддизм - религия мира и согласия», освещающая главные конфессиональные праздники
Рис. 8. Страница программы презентации с анализом позитивных положений Буддизма
Рис. 9. Начальная страница программы презентации «Церковная архитектура в Сибири» как материально-культурная проекция христианства
(православия)
Рис. 10. Страница презентации «Церковная архитектура в Сибири»
Рис. 11. Из презентации программы «История православной архитектуры в
Западной Сибири»
Рис. 12. Из презентации программы «Архитектурные формы православных
храмов в Сибири»
Рис. 13. Страница из презентационной программы «Изобразительное искусство
Христианства»
Рис. 14. Начальная страница презентации «Рукописные православные книги»
Рис. 15. Страница презентации программы «Особенности еврейской музыкальной культуры в канонах Иудаизма»
у
Многочисленные свидетельства, приводимые в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), позволяют сделать вывод, что в древности у евреев исполнялась музыка разных жанров, С использованием различных музыкальных инструментов. Музыкой сопровождались литургические службы, народные празднества, пророческие речи, венчание на царство, триумфальное возвращение воинов домой, народные увеселения, свадьбы, похороны.
Рис. 16. Одна из страниц презентации программы «Особенности еврейской музыкальной культуры в канонах Иудаизма»
н\>,аоо й
1 "Л ( ) А ■ "Я
Рис. 17. Страница презентации программы «Особенности еврейской конфессиональной культуры Иудаизма»
Шамшстс (шаманизм/■ одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в кгменном веке в безгосударственных общества*, хозяйство которых базировалось на охоте
Рис. 18. Страница программы презентации «Конфессиональная культура малых
народов Севера»
Рис. 19. Страница презентации программы «Обряды и формы шамаизма»
Ч -.ООО
тлооэ*
Шаман является своего рода посредником между людьми и духами. Для рода, ллеменн шаман - не просто важный, а один
из важнейших людей, К нему придут с любым вопросом, только он может помочь в случаях болезни, неурожая, падежа
скота. Его гнева очень страшатся. Впрочем, в отличие от африканских колдунов, сибирские кудесники, в большинстве своем, настроены на позитивную, светлую магию. Интересно, что, «добрый» и «белый» шаман, а также, «злой» и «черный» -это разные совершенно определения. «Черный» шаман - тот, кто прибегает к помощи камлания для совершен ия магических действий, «белый» - не камлает никогда. 5 настоящее время «белый» шаманизм практически отошел в прошлое
I с №1
Рис. 20. Страница презентации программы «Обряды и формы шамаизма»
Программа предполагала изучение не только истории религий, их особенностей в Тюменском регионе и современного состояния, но и более глубокое освоение: непосредственное изучение Корана, Библии и Торы в интерпретациях
разных богословов. Важнейшим методическим элементом изучения этого курса было обращение к следующим обязательным акцентам:
- общности исторических корней различных религий, действующих лиц из Торы, Библии, Корана, а также схожести системы духовно-нравственных ценностей;
- разночтению в религиозных первоисточниках: студенты должны были понять исторические, политические, культурологические, лингвистические и иные причины различий в интерпретации текстов.
Таким образом, в учебном процессе обязательными были следующие дидактические моменты:
1. Акцент на оценочных категориях и понятиях дисциплины, таких как: «тоталитарная секта - плохо / ортодоксальное православие - хорошо», «исламский фундаментализм - плохо / традиционный ислам - хорошо» и пр. При этом, каждое занятие начиналось с позитивной оценки изучаемой мировой религии, например: «Ислам - одна из самых величайших и веротерпимых религий, а Коран - мудрейшая в мире книга». Этот посыл изначально формировал у студентов доверительное отношение к преподавателю, позитивное восприятие его занятий.
Тогда как, например, в практике конфессионального образования Германии преподаватель обычно отказывается от оценочных категорий изучаемых религий, считая, что любое вероисповедание самоценно [21, с. 35; 22, с. 177]. Такой подход оставляет процесс обучения незавершенным, разделяет, дезориентирует учеников и создает базу для формирования в их сознании радикальных идей.
2. Содержательная интеграция (сближение) вариантов ислама и христианства: изучались постулаты всех наиболее крупных школ и направлений в сравнительном контексте, с их обязательной оценкой и выявлением причин деформации первоначальных догматов. Предлагалась мысль о том, что все религии имеют общие корни и возникли из одной архиконфессиональной позиции.
Для оценок параметров толерантности были созданы две независимые друг от друга экспертные группы. Членами экспертных трупп стали преподаватели, хорошо знающие студентов долгое время, ведущие занятия в их группах и имеющие возможность сравнивать их личностные отношения, ценности, мировоззрение и поведение. По предложенной шкале (в 10 бальной системе оценки) члены экспертных групп оценивали проявление личностных качеств студентов.
Анализ оценок двух независимых экспертных групп показал, что результатом учебно-методического и воспитательного процесса в изучении дисциплины стало изменение в показателях конфессиональной толерантности. Такое изменение затронуло сферу научных, практических, социокультурных знаний конфессиональной проблематики. На уровне экспертной оценки, более глубокие конфессиональные знания и целенаправленный опыт межконфессионального взаимодействия студентов определил актуальный уровень конфессиональной толерантности. Он повысился, и это стало заметным уже по итогам первого года эксперимента (статистически не определялся). Одновременно проявился позитивный «побочный эффект»: в группе исчезли или значительно сгладились национальные и религиозные противоречия, этнокультурное неприятие и конфликтность. В последующие три года формирование конфессиональной толерантности стабильно подтверждалось. Экспертные оценки свидетельствовали о позитивной динамике этого процесса. Результат опросов студентов разных вероисповеданий и культур свидетельствуют, что они начали гораздо лучше понимать друг друга. Распространенными стали высказывания такого типа как: «.. .если бы я раньше знала то, что знаю сейчас, я бы никогда ему (мусульманину) такого не сказала.», «теперь я понимаю, почему он (мусульманин) так поступил.», «я раньше презирал русских, но теперь понимаю: религия у них такая.».
Описанный подход можно применять как превентивную меру к большинству обучающихся студентов. Но, к сожалению, он малоэффективен при обучении
студентов с высоким уровнем религиозной зависимости. Этот факт также отмечен в экспертных заключениях специалистов.
В качестве контрольной группы аналогичная работа проводилась со студентами Тюменского государственного университета. В рамках эксперимента предпринималась попытка применить элементы нашей методики при изучении других гуманитарных дисциплин, не ориентированных прямо на изучение конфессиональных и этнокультурных особенностей социального мироустройства. В качестве примером можно привести опыт воспитания «дружеских чувств» в рамках изучения дисциплины «Основы права» (3 курс направления «Экономика»). Была выбрана смешанная этноконфессиональная группа, численность мусульман доходила до 50 % при общем составе групп в 30 человек. Методика применялась в процессе изучения содержательной части дисциплины. Изучение права происходило в сравнительном аспекте правовых учений в различных конфессиональных системах (например, шариата и российской правой системы). Методика оказалась недостаточно эффективной. Улучшения качества правовых знаний не наблюдалось, не говоря уже о конфессиональной и этнокультурной подготовленности. В личностном пространстве студентов-мусульман (возраст 20 лет и более) преобладал эффект группирования, при котором значительно усиливалось их этнокультурное доминирование и происходило отторжение информации. Они были уверены, что «про ислам и шариат знают больше, чем преподаватель», хотя экспериментальную работу в группе проводил тот же специалист (профессор).
Обсуждение результатов и выводы
Педагогический опыт воспитания конфессиональной толерантности студентов позволяет сделать некоторые выводы и подвести первые итоги. Прежде всего, необходимо указать на общую эффективность превентивной работы в сфере исламского экстремизма и конфессиональной толерантности. Такие результаты достигаются при соблюдении ряда педагогических условий и, прежде всего, использования эффекта погружения студентов в содержание специального курса «Религии изучаемого региона». В истории педагогической мысли такой подход не является новым, он построен на использовании опыта конфессиональной политики и просвещения дореволюционной России. Содержательные рекомендации опыта воспитания толерантности наиболее действенно проявляется при следующих условиях:
1. Количество студентов-мусульман в группе должно быть значительно меньше 50 % от общего ее состава (не более 25-30%). При большем числе срабатывает социально-психологическая установка доминирования, при которой происходит явная деиндивидуализация сознания студентов большей части группы. Обсуждаемый смысловой материал подкрепляется коллективным архетипическим значением конфессионального образа, не воспринимаемого рационально. Этот эффект производит сильное групповое противодействие логике толерантного сравнения и сопоставления догматических, обрядовых и других конфессиональных построений.
Кроме эффекта доминирования, в практике образовательного процесса при численном превосходстве студентов-мусульман четко реализуются и другие социально-психологические групповые эффекты. Эффект «заражения» определяет доминирующее влияние на групповое сознание наиболее ортодоксальных конфессиональных и связанных с ними поведенческих позиций отдельных студентов, действия и взгляды которых некритически начинают поддерживаться всеми членами группы. Кроме того, весьма заметным остается и групповой эффект социальной установки «исключительности и избранности», изменить который может
преподаватель, гармонизируя этнические и конфессиональные отношений студентов в их социальной, профессиональной, бытовой действительности.
Нельзя не отметить исключительно важный эффект групповой динамики, имеющий значение в процессе эффективной конфессиональной гармонизации студентов, достигаемый средствами специализированных занятий -конфессиональный конформизм. Чем больше будет численное доминирование представителей ислама в одной учебной группе, тем больший эффект конформных реакций мы будем наблюдать в группе. Поэтому подавляющее количество студентов данной конфессиональной ориентации будет поддерживать проявления крайних типов своих конфессиональных догматов. Переломить такой социально-психологический эффект средствами педагогического воздействия бывает чрезвычайно трудно. Особенно трудно поддается коррекции исламский конфессиональный догматизм.
Методически правильное, психологически выверенное формирование академической учебной группы является первоосновой продуктивной и, в конечном счете, эффективной мерой успеха конфессионального просвещения и гармонизации социальных отношений вузовской молодежи.
2. Данные анкетного опроса студентов, проводимые в начале курса и в его конце свидетельствуют о существенном сдвиге показателей конфессиональной толерантности в сторону увеличения ее потенциала. Студенты более терпимо и субъективно менее значимо начинают воспринимать проблематику этноконфессиональных споров и ситуаций, приводящих к конфликтам.
3. Наиболее восприимчивым возрастом студентов для формирования конфессиональной толерантности в нашем эксперименте оказался возраст 17-19 лет. Поэтому, дисциплины этноконфессионального цикла целесообразно планировать на младших курсах вуза (1-2 курсы) или в старшем классе средней профессиональной или общеобразовательной школы.
4. Очень важен численный состав академических групп, изучающих дисциплину этноконфессионального цикла. Оптимальным представляется число студентов, соответствующее количеству 8-15 человек (что в социально-психологическом измерении соответствует характеристикам малой группы).
5. Объем аудиторных и внеаудиторных занятий должен соответствовать задаче этнической и конфессиональной гармонизации, быть содержательно-достаточным в плане познавательного интереса студентов. Занятия должны охватывать довольно длительный период времени (годовой цикл), быть регулярными и обязательными. Учебно-методический процесс должен осуществляться в активной форме с использованием дидактически активирующих и воспитательных элементов.
6. Обязательными являются требования к преподавателям конфессиональных дисциплин: их должна отличать высокая квалификация и определенный авторитет. Преподаватель не должен быть глубоко верующим человеком, - этот факт позволит ему не отдавать предпочтение только одной религии. Именно поэтому для преподавания дисциплин конфессионального цикла нельзя приглашать священнослужителя какой-либо конфессиональной ориентации.
7. Включение в учебный план дисциплин конфессионального цикла в том объеме и варианте, который присутствовал в эксперименте, представляется, в определенной мере, делом затратным. Однако необходимость такой практики вузовского образования диктуется необходимостью построения надежного конфессионального мира, благополучия и гармонии этноконфессиональных отношений, поэтому затраты на такую работу имеют достаточное основание.
Эффективность использования мультимедийных технологий проявилась при сочетании следующих условий:
1. Системность, то есть применение технологий должно быть регулярным и включать целевой компонент, определяющий тему занятия, поставку его задач, связь изучаемой темы с предыдущими и последующими;
2. Наличие мотивации студентов в создании авторских мультимедийных материалов, то есть потребностно-мотивационный компонент, который усиливается при изучении курса конфессионального содержания.
3. Применение контроля за усвоением знаний.
Заключение
Эксперимент по формированию конфессиональной толерантности студентов средствами учебно-методической работы в рамках изучения специализированного курса был результативным. Его реализация выявила позитивные сдвиги в процессе формирования конфессиональной толерантности студентов высшего учебного заведения. Позитивные сдвиги проявились в содержательных характеристиках личности студентов. Прежде всего, такие сдвиги затронули сферу социальных отношений, расширив границы ее нормативных отношений, изменив алгоритм действий в ситуациях конфликтности, связанных с влиянием этноконфессиональных конфликтогенов. Такие изменения в личности затронули и содержание личностных ценностей, мировоззрения и поведенческих стереотипов. В целом опыт
формирования конфессиональной толерантности можно признать позитивным. Дальнейшие исследования в этой области позволят сформировать статистически значимые оценки их результатов и сделать выводы на уровне количественного анализа данных эксперимента.
Рассмотренный опыт может быть использован в процессе разработки государственных программах превентивного разрешения этноконфессиональных противоречий. Он может быть использован в разработке мероприятий, направленных на предотвращение конфликтов и проявлений экстремизма в комплексе с иными мерами правового, политического, воспитательного характера.
Литература
1. Бортникова Ю.А. Мультимедийное сопровождение к курсу "Религиоведение". Калининград: Printess, 2015. - 52 с.
2. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Изд-во «Щит М», 2001. - 306 с.
3. Миронов И. Л. К вопросу о методике преподавания религии в военном вузе // Материалы итоговой научной конференции института за 2003 г. - СПб.: Изд-во Военного института физической культуры, 2004. - С. 25-27.
4. Бакиева Т. Г. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2008. - № 8. С. 100-109.
5. Бортникова Ю. А. Мусульмане Западной Сибири в системе художественного образования: исторический аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 6 (33). - С. 108-112.
6. Bortnikova Yu. A., Naumenko O. N., Naumenko E. А. Regulation of Islamic art in confessional policy of Catherine II (on materials of the Tyumen region) // Bylye Gogy. 2016. Vol. 40. Is. 2. P. 356-362.
7. Bortnikova Yu. A., Naumenko O. N., Naumenko E. E. Russia and Islam: State Policy on Formation of Tolerance of Muslims in Western Siberia (1773-1917) // Bylye Gogy. 2016. Vol. 39. Is. 1. P. 14-21.
8. Бортникова Ю. А., Науменко О. Н., Науменко Е. А. Государственное образование как система борьбы против исламского экстремизма // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 3-1. - С. 9-10.
9. Науменко Е. А. Профилактика исламского экстремизма через систему образования: сравнительный опыт Германии и России // Гуманизация образования. - 2015. - № 6. - С. 89-94.
10. Науменко Е. А., Науменко О. Н. К вопросу о психологических, культурологических и экономических аспектах воспитания конфессиональной толерантности // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. -№ 2-1 (62). - С. 45-47.
11. Гиль А. С. Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2016. - № 1(3). - С. 661-664.
12. Данилькевич А. В. Содержание обучения мультимедийным технологиям студентов эстетико-гуманитарного направления в системе среднего профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 4 (21). - С. 228-232.
13. Данилькевич А. В. Методические аспекты обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико-гуманитарного направления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2013. - № 5(80). - С. 97-101.
14. Дранникова Н.В. Использование мультимедийных средств и интернет-технологий в архивации и публикации фольклора // Экология культуры. -2001. - № 2. - С. 6164.
15. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 61. - С. 46-48.
16. New Media Art / ed. by Mark Tribe, Reena Jana, Uta Grosenic. - Taschen, 2006. - 148 P.
17. Косенко И.Н. Изучение мультимедиа в системе профессиональной подготовки учителя информатики: дис... канд. пед. наук. - М., 1999. - 119 с.
18. Яшин В. Б. Толерантность в поликонфессиональном регионе: современная ситуация в сфере общественно-религиозных отношений в Тюменской области (по материалам социологического мониторинга) // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - C. 205-207.
19. Науменко Е. А., Науменко О. Н., Бортникова Ю. А. Отражение мультикультурализма в религиозной психологии: феномен православного шамаиля // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. - Уфа: Омега-сайнс, 2016. - С.173-174.
20. Логинова Л. В. Психолого-педагогические возможности мультимедийных технологий обучения в развитии социально-экономического образования // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. -2010. -№ 3-4. - С. 104-110.
21. Щербанев Д. Ю. Внедрение обучения исламу в систему религиозного образования государственных школ современной Германии: дис. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 167 с.
22. Esposito J. Islam and Politics. Syracuse. - New-York: Syracuse University Press, 1991. - 352 р.