Научная статья на тему 'Современные методы повышения производительности труда и снижения издержек производства'

Современные методы повышения производительности труда и снижения издержек производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7096
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПАНИИ / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОКУПАЕМОСТИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / AN ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF THE COMPANY / METHODS OF INCREASE OF LABOR PRODUCTIVITY / DECREASE IN COSTS OF PRODUCTION / INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES / METHODS OF AN ASSESSMENT OF PAYBACK OF CAPITAL INVESTMENTS IN INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубачёва Светлана Ивановна

В данной статье рассматриваются основные проблемы, связанные с использованием информационных технологий в деятельности компании, доказывается значимость информационных технологий в повышении производительности труда, снижении издержек производства, доказывается необходимость внедрения комплексных ИТ-решений, необходимость стратегического планирования вложений в ИТ, необходимость оценки отдачи от ИТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трубачёва Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF INCREASE OF LABOUR PRODUCTIVITY AND DECREASE IN COSTS OF PRODUCTION

In this article the basic problems connected with use of information technology in activity of the company are considered, the importance of information technology in labor productivity increase, decrease in production costs, and also necessity of introduction of complex IT decisions, strategic planning of investments and estimations of return from IТ is proved.

Текст научной работы на тему «Современные методы повышения производительности труда и снижения издержек производства»

УДК: 658+ 004.7+ 37 ББК: 65.291+ 32 + 73.8

С.И. Трубачева

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

S.I.Trubachyova

MODERN METHODS OF INCREASE OF LABOUR PRODUCTIVITY AND DECREASE IN COSTS OF PRODUCTION

Ключевые слова: информационные технологии, оценка эффективности компании, методы повышения производительности труда, снижения издержек производства, внедрение информационных технологий, методы оценки окупаемости капиталовложений в информационные технологии.

Keywords: information technologies, an assessment of efficiency of the company, methods of increase of labor productivity, decrease in costs of production, introduction of information technologies, methods of an assessment of payback of capital investments in information technologies.

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные проблемы, связанные с использованием информационных технологий в деятельности компании, доказывается значимость информационных технологий в повышении производительности труда, снижении издержек производства, доказывается необходимость внедрения комплексных ИТ-решений, необходимость стратегического планирования вложений в ИТ, необходимость оценки отдачи от ИТ.

Summary:

In this article the basic problems connected with use of information technology in activity of the company are considered, the importance of information technology in labor productivity increase, decrease in production costs, and also necessity of introduction of complex IT decisions, strategic planning of investments and estimations of return from ^ is proved.

Введение

Гонка конкуренции в эпоху глобализации привлекает пристальное внимание к таким темам, как реинжиниринг компаний, оптимизация бизнес-процессов, цель которых - повышение производительности труда, снижение издержек производства. Обеспечение максимальной эффективности является сегодня главной задачей топ-менеджеров компаний. Именно за достижения в области рационализации, оптимизации, повышении эффективности топ-менеджеры получают от своих руководителей высокую заработную плату и премии. Как показывает практика, существенное сокращения издержек наблюдается по тем статьям, которые связаны с оплатой труда персонала. При этом, современные компании используют различные методы, а именно:

1) перенос производства в развивающиеся страны, где уровень заработной платы существенно меньше, чем на "родине" и не превышает стоимости рабочей силы конкурента;

2) замена человеческого труда более дешевым "трудом" машин под управлением компьютеров, что является результатом автоматизации;

3) сокращение работников интеллектуального труда за счет использования вычислительных машин, систем, сетей, технологий.

Методы напрямую соприкасаются с ИТ, которые сегодня становятся стратегическим ресурсом компаний, обеспечивая их конкурентоспособность.

Цель работы:

1) доказательство значимости ИТ в повышении производительности труда, снижении издержек производства;

2) доказательство необходимости оценки окупаемости вложений в ИТ при планировании их разработки, внедрения и использования.

Решение1

Основные преимущества использования информационных технологий компаниями

Информационные технологии - это высокая скорость передачи и обработки информации, а также практически неограниченные по объему и одновременно компактные хранилища данных. Эти особенности ИТ позволяют компаниям рассматривать их как средство повышения эффективности в следующих аспектах: как инструмент сокращения издержек; как инструмент повышения производительности труда, оптимизации деятельности менеджеров.

Известно, что многие задачи, выполняемые человеком, машина может выполнить гораздо быстрее и с меньшим количеством ошибок. Кроме того, затраты на машины существенно меньше затрат на персонал. Все это говорит о том, что в некоторых случаях использовать компьютеры наряду с другими элементами ИТ гораздо эффективнее, нежели "живой" труд. Это и стараются использовать компании в конкурентной борьбе с целью снижения издержек производства.

ИТ, обеспечивая высокую скорость передачи и обработки данных, повышают производительность труда, делают ИТ незаменимым инструментом для менеджмента: именно в менеджменте оперативность и "правильность" принимаемых решений во многом зависят от своевременности, достоверности, полноты информации о состоянии компании и внешней среды. "Проникновение" ИТ во все службы, отделы и подразделения позволяет менеджеру в режиме реального времени собирать информацию о работе всей компании и видеть ее как единый функционирующий организм. На основании полученного "среза" состояния компании менеджер может в итоге принять эффективное управленческое решение. Используя опыт и результаты расчетов от ИТ-системы, менеджер выбирает наиболее "правильное" решение и строит планы, адекватные прогнозам. Кроме того, автоматизация деятельности менеджеров служит средством сокращения и удешевления аппарата управления, что также снижает издержки.

Основные недостатки использования информационных технологий компаниями

ИТ, которые компании используют в своей деятельности сегодня, представлены сложными ИТ-системами. ИТ-системы - это комплекс программных и технических средств, которыми "пронизываются" все службы и уровни компании, образуя, так называемую, электронную "нервную» систему". Эта электронная система "впитывает" в себя всю информацию, циркулирующую внутри компании, во внешней среде. Средства, входящие в ИТ-систему, позволяют с высокой скоростью обрабатывать гигантские массивы данных и на основе полученных результатов производить/предлагать корректирующие действия, в соответствии со сложившейся ситуацией. Однако на сегодняшний день компании, использующие в своей деятельности ИТ-системы, имеют к ним ряд претензий:

1. Высокая цена комплексных ИТ-систем. Как известно, большинство компаний имеет в своей структуре различные службы, отделы и подразделения, каждое из которых занимается вверенным ему направлением - маркетингом, финансами, поставками, сбытом и т.д. Эффективность работы всей компании напрямую зависит от слаженной работы составляющих ее компонентов. В связи с этим внедряемые ИТ-системы должны охватывать не какие-либо два-три отдела, а всю компанию целиком. Слаженная работа всех отделов затруднительна, если некоторые из них действуют интенсивно, по новым принципам, а другие - "по старинке". Поэтому действительно "качественные" ИТ-системы должны представлять собой комплексные решения, на создание которых требуется

немало времени, интеллектуальных и финансовых ресурсов. Разработка, внедрение, сопровождение комплексных решений доступно крупным компаниям, которые могут позволить себе вкладывать в них значительные средства. Но 80% компаний - это небольшие компании. В большинстве случаев такие компании не имеют возможности выделить требуемые ресурсы на внедрение и использование комплексных решений. Получается, что, несмотря на заинтересованность среднего и мелкого бизнеса в ИТ-системах, спрос остается неудовлетворенным.

2. Внедрение ИТ-систем - дорогой и слишком медленный процесс. Конечно, компания может заказать фирме-разработчику создание ИТ-системы конкретно под себя, а не покупать готовое решение, внедрение которого приведет к "ломке" существующей бизнес-модели. "Индивидуальная" ИТ-система, учитывая особенности компании, позволит усилить ее конкурентные преимущества. Однако разработка ИТ-системы под конкретную компанию является сегодня весьма дорогостоящим процессом. Кроме того, одной из главных проблем является длительность сроков разработки и внедрения ИТ-системы. Разработка и внедрение ИТ-системы для определенной компании в среднем занимает около двух лет. Постоянное же изменение бизнес-окружения компании вынуждает ее вносить изменения в свою деятельность не реже, чем раз в полгода. Таким образом, принципы работы, заложенные в ИТ-систему на начальном этапе ее разработки, уже через полгода становятся неактуальными, а через два года, к моменту запуска системы, могут потребовать коренного пересмотра. Поэтому на сегодняшний день от ИТ-систем требуется предоставление возможности гибкой настройки, как под особенности работы компании, так и под постоянные изменения, происходящие под влиянием колебаний бизнес-среды.

Тенденции использования информационных технологий компаниями

Основной тенденцией является снижение затрат на ИТ-службы. Первоначально, когда ИТ начали приобретать широкую популярность как средство оптимизации, компании тратили значительные суммы на их освоение и использование. Однако в большинстве случаев ожидаемый результат так и не был достигнут - несмотря на постоянное увеличение затрат, ИТне открывали новых возможностей для бизнеса. Чаще всего это происходило из-за неправильно подхода к созданию ИТ-инфраструктуры, внедрению и использованию ИТ-систем. Сегодня, применяя накопленный опыт, компании научились использовать ИТ более эффективно, повышая их значение для бизнеса при одновременном сокращении ИТ-затрат.

Обычно затраты на ИТ-службы компании состоят из следующих трех компонент:

1) затраты на создание инфраструктуры;

2) затраты на сопровождение приложений и техническое обслуживание;

3) затраты на разработку решений, предназначенных для улучшения обслуживания клиентов компании.

В настоящее время наблюдаются тенденции сокращения затрат на сопровождение приложений и техническое обслуживание путем передачи этих работ на внешний подряд на основании фиксированной цены, предложенной победителем конкурсных торгов. Как известно, такой способ организации работы называется аутсорсингом. Высвобожденные за счет аутсорсинга ИТ-ресурсы направляются на решение задач поддержки основного бизнеса. Таким образом, наиболее перспективными являются те ИТ-системы, архитектура которых соответствует тенденции сокращения доли ресурсов, идущих на обслуживание ИТ-служб (сокращение за счет аутсорсинга), и увеличение доли ресурсов, идущих на поиск новых решений для задач, выдвигаемых основным бизнесом.

Вывод

Проанализировав данные, можно обозначить основные проблемы при использовании ИТ компаниями: необходимость комплексных дорогостоящих решений; необходимость согласованной работы всех звеньев компании требует дополнительных затрат на настройку аппаратного и программного обеспечения; долговременность

разработки и внедрения. Разработка, внедрение и использование ИТ требует планирования, прогнозирования доходов и расходов от внедрения ИТ.

Решение 2

Оценка окупаемости капиталовложений в ИТ-проекты

Считается, что ИТ - это способ решения многих проблем, с которыми сталкивается бизнес. Руководители компаний считают, что с помощью мощных компьютерных систем можно устранить большинство затруднений, с которыми они сталкиваются в процессе ведения бизнеса. В некоторых ситуациях это действительно так, но для получения отдачи необходима стратегическая оценка ИТ и определение соответствия используемых технологий стратегии бизнеса. ИТ - это инструмент, который принесет существенную отдачу при использовании в контексте разумной стратегии бизнеса.

Проанализируем следующую ситуацию: в сети магазинов торговой компании к компьютерной базе данных «Клиенты» был подключен определитель телефонных номеров. Когда поступает звонок, программа выдает имя и адрес клиента, историю покупок. Результат: у покупателей возникало хорошее впечатление, когда к ним обращались по имени, время на принятие заказа существенно сократилось, потому что не приходилось спрашивать адрес и пути подъезда, тем самым, увеличились объемы продаж. Определитель номеров и компьютерная база данных, используемые торговой компанией, вполне доступны другим людям или компаниям. Разница заключается в менеджменте, в расстановке фигур, с помощью которой торговая компания создала систему, принесшую прибыль. Использование ИТ основано на разумной стратегии - представлении клиентам желаемой услуги и повышении эффективности за счет снижения издержек. Некоторые предприятия добились существенных успехов в использовании ИТ, другие компании упустили возможность получить преимущество из-за отсутствия разумной стратегии. Управление технологией напоминает управление финансовыми инвестициями. Как отдельные цели влияют на стратегию в области капиталовложений, так и инвестиции в ИТ должны управляться стратегическими целями компании. Когда возникает новое направление деятельности или изменяются цели инвесторов, соответственно меняется и стратегия инвестирования. Если стратегия так важна, как компании должны разрабатывать ее?

Разработка стратегии. Многие аналитики разрабатывали принципы формирования стратегий компании. Очевидно, что не существует единого, универсального метода, который гарантировал бы появление успешной стратегии. Полезно изучить этапы процесса разработки стратегии, а затем выбрать те из них, которые подходят для конкретного бизнеса. В первую очередь, компания должна оценить состояние конкурентов и свои позиции на рынке. Этот этап называется “взглядом, направленным наружу”. Реалистичная оценка рыночной схемы в сочетании "со взглядом, направленным внутрь" (по аналогии), и оценкой своих сильных и слабых сторон позволит компании разработать удачную стратегию. Позднее руководство компании может решать, как укрепить позиции на рынке. Каждый набор вариантов стратегии должен быть надлежащим образом изучен с помощью оценки существующих рисков и возможностей. От многих инвестиций отказались, потому что больше внимания было уделено рискам, а не перспективным направлениям развития. Стратегия в равной степени представляет собой использование слабых сторон конкурентов и собственных сильных сторон. Именно это сочетание и создает новые возможности.

Оценка стоимости стратегии. Стоимость стратегии оценивается на основе изменения активов компании. Это означает, что если компания оценивает свой успех по количеству новых клиентов, то эффективность ИТ должна проявляться в том, что она позволяет компании найти, получить и сохранить новых клиентов. Аналогичным образом, если отличительной чертой компании является низкое число ошибок (брака) в области производства, то нужно доказать, что технологии полезны в проектировании, испытании, отслеживании и устранении причин неудач, повышении качества продукции или услуги.

Необходимо изучать, какие технологии могут превратить существующие на рынке товары в устаревшие. Аналогичным образом, угроза со стороны новых конкурентов, выходящих на рынок, может изменить его правила. Обычно новые участники рынка приходят со свежими идеями, пересмотренными моделями и, как революционеры, могут быть недовольны текущим состоянием отрасли.

Например, специалисты 1ВМ, осознав, что клиенты нуждаются в приложениях, работающих в рамках всего предприятия, создали компанию БЛР, которая специализируется на поставках систем управления ресурсами предприятия. В то время большинство поставщиков, включая 1ВМ, не производили интегрирующих приложений, в которых объединялись функции целого предприятия.

Далее. Возросшая в последнее время популярность Web-услуг по загрузке музыки, фильмов и прочее, доказывает, что потребители предпочитают выбирать, в частности, отдельные песни, а не покупать целый альбом. Если индустрия музыки (фильмов) не удовлетворит это желание потребителей, новый бизнес будет продолжать ориентироваться на этот спрос в ущерб сложившемуся за многие десятилетия бизнесу.

Таким образом, новый участник, ориентирующийся на потребности рынка, может получить его значительную часть. Интенсивность соперничества между конкурентами доказывает, что компании сложно пробиться в новой отрасли. Например, индустрия трубопроводов не настолько хороша, как некоторые отрасли с современными технологиями. Однако конкуренцию между основными игроками можно описать как интенсивную. Для достижения успеха новый участник должен обладать оригинальной идеей, подходом к завоеванию клиентов или средством устранения слабых сторон отрасли. Например, компания ОАО «АвтоВАЗ» имела возможность вести переговоры со своими поставщиками по поводу присоединения их к электронной системе обмена данными. Сотрудничество с поставщиками, которые не смогли осуществить преобразование, прекращалось. Почему у ОАО «АвтоВАЗ» была возможность ставить условия? В данном случае роль сыграл масштаб деятельности компании и торговый оборот, который она обеспечивала поставщикам. Точно так же небольшие медицинские учреждения объединились в Ассоциацию и потребовали конкурентных цен от крупных поставщиков медицинского оборудования. Поставщики, обладающие средствами воздействия на своих потребителей, могут получать прибыль от капиталовложений в ИТ и, следовательно, требовать сохранения выгодных условий. В подобных условиях прибыль на капиталовложения в ИТ может быть увеличена, если компания свяжет их со своей позицией на рынке. Изучив конкурентную ситуацию в отрасли, компания должна оценить свои собственные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. В этом случае можно будет ожидать отдачи от капиталовложений в ИТ. Зачастую возможность отдачи от ИТ находится внутри компании. Например, на начальном этапе отмены госконтроля междугородней телефонной сети потребители были рады возможности пользоваться услугами междугородней связи компании АИСТ как альтернативой существующей ГУЭС. Однако многие были недовольны системой обслуживания клиентов, в дальнейшем стали обращаться к услугам других компаний.

Вывод. Возможности для окупаемости капиталовложений в ИТ

Входная логистика, первый основной вид деятельности, оценивает процессы снабжения, например, сырье для переработки в конечный продукт, инвентарь для переработки или депозиты, в случае с финансовыми компаниями. В большинстве случаев входная деятельность включает в себя интеллектуальные усилия сотрудника (компьютерная программа, удаленный мониторинг и диагностика, обработка данных в случае с операциями с кредитными картами). Тем не менее, компания должна учитывать свой настоящий опыт и будущие стратегические возможности. Например, может ли обмен информацией с поставщиками в области запчастей сократить дефицит запасов? Операционная деятельность включает в себя получение входного сырья и осуществление процесса превращения его в конечный продукт. Операции могут показаться не столь

привлекательными по сравнению с основными видами деятельности, но они предоставляют возможности для инновации и создания добавленной потребительской стоимости. Введение новшеств в производство, применение современных технологий, например, при изготовлении запчастей для автомобилей, может существенно сократить издержки и повысить качество продукции.

Выходная логистика включает в себя эффективную доставку потребителям конечных товаров и услуг. Часто инвестирование одного канала вызывает отдачу в области как входной, так и выходной логистики. Банкоматы, разработанные для входной логистики, облегчают и выходную деятельность (депозиты). Аналогичным образом, система предварительного заказа билетов в режиме он-лайн помогает потребителю найти нужный рейс (входная логистика) и, в конечном итоге, выдает электронный билет (выходная логистика). Эффективность выходной логистики напрямую влияет на производительность труда, снижение издержек.

Маркетинг и сбыт предоставляет большие возможности для окупаемости капиталовложений в ИТ. Целевая рекламная компания и изучение рынка, разработка путей сбыта и управление взаимоотношениями с потребителями являются примерами ИТ-инициатив. Система моделирования автострахования помогает определить прибыльность контрактов страховых компаний. Руководители страховых компаний используют исторические данные наряду с системой моделирования для определения ожидаемых затрат от потенциального контракта перед его заключением. Например, в компании McDonald,sинформация о продажах ежедневно изучается с помощью системы поддержки принятия решений для того, чтобы выяснить, какие товары продаются лучше других. Затем маркетологи оценивают эффективность рекламной кампании и планируют дальнейшую работу на рынке. Предоставление дополнительных товаров и обеспечение обслуживания после продажи всегда по достоинству оценивалось потребителями. Однако возрастающие издержки на предоставление персональных услуг удерживают многие компании от гарантийного и постгарантийного обслуживания на ожидаемом уровне. Тем не менее, в этом аспекте компании обладают огромным потенциалом для завоевания и удержания клиентов. Хотя персональное обслуживание нельзя ничем заменить, инвестирование систем управления взаимоотношениями с потребителями может помочь определить проблему, оценить навыки обслуживающего персонала и составить график обслуживания. С помощью систем удаленного контроля автомобиля может осуществить диагностику, определить проблему. Компания может запланировать прибытие специалиста, доставку запчасти, консультацию. Дополнительная деятельность компании имеет такое же значение, как и ее основная деятельность. Информационная инфраструктура компании предполагает наличие свободного потока информации для функционирования компании через электронную почту и систему назначения заданий. Система ShadowPartner компании ОАО «АвтоВАЗ» обеспечивает доступ к корпоративной информации с сайта клиента, таким образом, давая консультанту возможность воспользоваться некоторыми информационными ресурсами компании. Точно так же ОАО «АвтоВАЗ» сокращает затраты на офисное пространство путем создания “виртуальных офисов” для техспециалистов, которые проводят большую часть времени в разъездах. Виртуальный офис предоставляет услуги голосовой, электронной почты, факса, обеспечивая доступ к базам данных компании из любой точки мира. Управление человеческими ресурсами помогает набирать и удерживать хороших специалистов. Помощь в обучении, сертификации дает сотрудникам дополнительный мотив для хорошей работы на компанию.

Решение 3

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка как фактор эффективного использования ИТ, снижения издержек производства, фактор окупаемости вложений в ИТ

Очевидно, что эффективность использования ИТ напрямую зависит от квалификации персонала. Интенсивное развитие ИТ требует непрерывного обучения кадров в области ИТ.Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно изменяющимися условиями труда, технологиями, повышающимися требованиями, в частности, требованиями государственных стандартов и пр.[6, 7].

Вывод

Необходимо внедрять новейшие технологии в работу компании. Необходимо внедрять новейшие технологии в работу компании после их тщательного изучения. Необходимо оценить области стратегических возможностей при использовании ИТ, последствия стратегических инвестиций. Необходимо приложить определенные усилия для внедрения ИТ-проектов. Необходимо оценивать отдачу от вложений в ИТ-проекты, осуществлять корректировку, замену при необходимости.

Заключительные данные статьи представлены рисунками 1, 2. На рисунке 1 представлены основные направления оценки эффективности компании при планирования вложений в ИТ. На рисунке 2 - основные требования к методам оценки окупаемости капиталовложений в ИТ компании.

Оценка эффективности компании при планирования вложений в ИТ

I

Оценка затрат на информационные технологии

I

Оценка достигаемого эффекта от информационных технологий

Рисунок 1 - Направления оценки эффективности компании при планировании вложений в

информационные технологии

Методы анализа эффективности должны быть стоого обоснованы

О

Методы должны учитывать важнейшие свойства исходной информации, используемой для расчета показателей эффективности

О

Методы должны допускать только однозначное толкование и позволять с единых принципиальных позиций подходить к оценке разных классов ИТ-систем

Рисунок 2 - Основные требования, предъявляемые к методам оценки эффективности компании при планировании вложений в информационные технологии

Эффективное использование ИТ требует непрерывного обучения кадров в области ИТ. Одной из основных задач повышения качества рабочей силы является реализация профессионального обучения, переобучения, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, присвоение квалификации, проведение обучающих семинаров, конференций, круглых столов и прочее. На рисунке 3 представлен перечень основных задач, решение которых необходимо при организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Рисунок 3 - Алгоритм работы по реализации системы повышения квалификации и

профессиональной переподготовки

Анализ этапов организации работ позволяет сделать вывод о трудоемкости организации процесса профессионального обучения, переобучения. Для повышения эффективности реализации профессионального обучения могут быть использованы ИТ. Цепь логического размышления замкнулась.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ФЗ № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.

21.

2. ФЗ № 3266-1 «Об образовании».

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации.

4. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения / Методические рекомендации преподавателям. Под редакцией профессора И.А. Цикина. Изд-во СПбГТУ, 2010.

5. Сарв Деверадж, Раджив Кохли Окупаемость ИТ. Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии. Изд. NewPublishingHouse, 2004.

6. Трубачева С.И. Совершенствование системы формирования профессиональных компетенций за счет использования информационных технологий Монография. - Тольятти: Изд. ВУиТ, 2011.

7. Трубачева С.И. Повышение эффективности использования кадрового ресурса Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия Информатика. Вып. 18. -Тольятти: Изд. ВУиТ, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.