Научная статья на тему 'Основные подходы разработки модели системного управления техническим сбором и обработкой данных в корпоративных информационных системах'

Основные подходы разработки модели системного управления техническим сбором и обработкой данных в корпоративных информационных системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
300
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАТРАТЫ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СБОРА ИНФОРМАЦИИ / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЗАТРАТ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / IT EXPENDITURES / THE MODEL OF TECHNICAL COLLECTION OF INFORMATION / MODEL OF ESTIMATES OF INFORMATION TECHNOLOGY EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Трубачева Светлана Ивановна, Горбачевская Елена Николаевна

В статье доказывается необходимость затрат в информационные технологии. Представлены методы и модели сбора и обработки информации в автоматизированных системах расчета показателей затрат на информационные технологии, оценки окупаемости от вложений в информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Трубачева Светлана Ивановна, Горбачевская Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES OF THE DEVELOPMENT OF A MODEL MANAGEMENT SYSTEM OF THE TECHNICAL COLLECTION AND PROCESSING OF DATA IN CORPORATE INFORMATION SYSTEMS

The necessity of information technology expenditures is proved in the article, methods and models of the collection and processing of information in automated systems of calculation of indicators on the costs of information technology, evaluation of payback from investments in information technology.

Текст научной работы на тему «Основные подходы разработки модели системного управления техническим сбором и обработкой данных в корпоративных информационных системах»

УДК 658 ББК 32.973-018.2

Трубачева С.И., Горбачевская Е.Н.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СБОРОМ И ОБРАБОТКОЙ ДАННЫХ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Trubacheva S. I., Gorbachevskaya E.N.

THE MAIN APPROACHES OF THE DEVELOPMENT OF A MODEL MANAGEMENT SYSTEM OF THE TECHNICAL COLLECTION AND PROCESSING OF DATA IN CORPORATE INFORMATION SYSTEMS

Ключевые слова: информационные технологии, затраты на информационные технологии, модель технического сбора информации, модель оценки затрат на информационные технологии.

Keywords: information technologies, IT expenditures, the model of technical collection of information, model of estimates of information technology expenditures.

Аннотация: в статье доказывается необходимость затрат в информационные технологии. Представлены методы и модели сбора и обработки информации в автоматизированных системах расчета показателей затрат на информационные технологии, оценки окупаемости от вложений в информационные технологии.

Abstract: the necessity of information technology expenditures is proved in the article, methods and models of the collection and processing of information in automated systems of calculation of indicators on the costs of information technology, evaluation of payback from investments in information technology.

Цель исследования — разработка модели технического сбора и обработки информации в автоматизированных системах оценки затрат вложений в ИТ, оценки окупаемости от вложений в ИТ.

Определение актуальности темы исследования

В условиях рыночной экономики информация выступает одним из основных стратегических ресурсов предприятия, является важнейшим фактором экономического роста. Без своевременной, достоверной информации практически невозможно принять эффективного управленческого решения. Технический прогресс, развитие информационных технологий, средств связи и пр. требуют в настоящее время существенных вложений в информационные технологии, их использования не только для обеспечения коммуникаций, но и для обучения, бизнес-планирования, прогнозирования и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция создания транснациональных корпораций и т.п. Россия вступила в ВТО, это влечёт за собой активное освоение как отечественного рынка иностранными компаниями, так и отечественными компаниями зарубежного рынка. Усиливается конкуренция практически во всех отраслях экономики. ВТО требует соблюдения международных стандартов финансовой отчётности, наличия и эффективного использования современной информационной инфраструктуры. Это, на наш взгляд, приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций, существенных финансовых вложений в ИТ.

Анализируя современные требования, предъявляемые к качеству и эффективности работы управленческого звена предприятия, нельзя не отметить, что его эффективная работа существенно зависит от уровня оснащения вычислительной техникой: компьютерами,

средствами связи, оргтехникой и т.д., а также соответствующим программным обеспечением.

Затраты растут вместе с ростом предприятия, и, если раньше вопрос финансовых вложений в ИТ не казался столь важным, то, в настоящее время, эффективное управление не обойдется без весомых вложений в ИТ, которые, порой, перекрывают другие статьи затрат.

Современный руководитель должен понимать стратегическую значимость информационных технологий, уметь прогнозировать возможную отдачу от финансовых вложений в данную отрасль затрат. Достаточно трудно оценить отдачу от вложений в ИТ, поскольку эффект, к примеру от внедрения новых технологий, может появиться не сразу, а спустя месяцы и годы.

В настоящее время необходимо перейти от методики оценки общей стоимости компьютерной собственности, которая используется на предприятии, к более сложной модели оценки всех составляющих расходов на информационные технологии и оценки отдачи от вложений в ИТ [5]. Это позволит управлять 1Т-затратами, тем самым, увеличивая эффективность и выгоду от использования ИТ.

Вышесказанное определяет актуальность разработки, внедрения и использования технологии сбора и обработки данных, позволяющих оценить затраты на ИТ, отдачу от вложений в ИТ.

Данное научное исследование направлено на разработку основных подходов, принципов, методов и моделей для проектирования автоматизированной информационной системы оценки ИТ-затрат.

Разработка модели системы

Далее проанализируем предметную область с целью формирования исходных данных для разработки структуры базы данных, определения совокупности показателей оценки вложений в ИТ, схемы информационного взаимодействия. В процессе моделирования используется принцип нисходящего проектирования (от общего к частному) — наиболее распространенный на практике принцип проектирования [3,4].

Рассмотрим основные показатели, которые в настоящее время используются для оценки общего экономического состояния предприятия. В таблице 1 представлены основные показатели оценки экономической эффективности предприятия.

Таблица 1 -Показатели оценки экономической эффективности предприятия

Показатели оценки эффективности работы предприятия

Название Обозначение

Выручка В

Прибыль П

Сумма затрат Сз

Рентабельность чистая Рч

Рентабельность продаж Рп

Коэффициент финансовой устойчивости Кфин.уст

Выручка (В) от продажи товара (услуги) конкретного наименования рассчитывается по формуле:

В= Опр x Ц, (1)

где:

Опр - объем производства;

Ц - цена.

Прибыль (П) - превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль рассчитывается по формуле:

П = В - З, (2)

где:

В - выручка;

З - общие затраты или общие издержки.

Сумму затрат (Сз) можно представить следующей формулой:

Сз = (Зфикс + Зтек) x Опр, (3)

где:

Зфикс - фиксированные или постоянные затраты;

Зтек - текущие или переменные затраты;

Опр - объем производства.

Рентабельность чистая (Рч) рассчитывается по следующей формуле:

Рч = П/В x 100%, (4)

где:

Пч - чистая прибыль;

В - выручка от продаж.

Рентабельность продаж (Рп) можно рассчитать по формуле:

Рп =(В - С - Кр - Ур) /В x 100%, (5)

где:

В - выручка;

С - себестоимость;

Кр - коммерческие расходы;

Ур - управленческие расходы;

Прибыль (П) рассчитывается по следующей формуле:.

Р = П/В x 100%. (6)

Коэффициент финансовой устойчивости (Кфин.уст) показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников (должен не превышать значения 0,6). Рассчитывается коэффициент по формуле:

Кфин.уст = (Кс + Од) /Б, (7)

где:

Кс - собственный капитал;

Од - долгосрочные обязательства;

Б - баланс предприятия (соотношение активов и пассивов).

Данные формулы должны быть интегрированы в программные модули проекта. Для расчета требуется огромное количество исходных данных. На основе единичных показателей деятельности одного структурного подразделения будут формироваться значения групповых, комплексных показателей.

При оценке ИТ-затрат используют прямые и косвенные затраты.

Прямые затраты — те, которые обычно учитываются при планировании. У многих предприятий нет возможности управлять своим ИТ-бюджетом, поскольку зачастую система бюджетного управления отсутствует как таковая. Прямые затраты, как правило, предусматриваются в бюджетах центрального офиса, а также рабочих или проектных групп по поддержке и внедрению информационных технологий внутри производственных и административных структурных подразделений. К ним относятся затраты:

- на аппаратное и программное обеспечение (покупка или аренда, новая установка или обновление и т.д.);

- на управление (сетевое и системное администрирование, проектирование и пр.);

- на поддержку (служба технической поддержки, обучение, контракты на поддержку и сопровождение и пр.);

- на разработку (постановка задачи и разработка приложений, документации, тестирование и сопровождение и пр.);

- на телекоммуникации (каналы связи, их обслуживание и пр.).

Косвенные затраты — те, которые не поддаются планированию и часто даже не учитываются. Часто они составляют свыше 50% средних расходов компаний на ИТ.

К ним можно отнести:

- пользовательские затраты (персональная поддержка, неформальное обучение, затраты на исправление ошибок, просчетов и пр.);

- затраты, связанные с простоями (потеря производительности из-за выхода из строя оборудования или профилактические плановые работы и остановка оборудования и т.п.).

Кроме того, при оценке ИТ-затрат используют методику, учитывающую фиксированные (капитальные) и текущие затраты. К фиксированным следует относить следующие затраты:

- стоимость разработки и внедрения проекта;

- привлечение внешних консультантов;

- первоначальные закупки основного ПО;

- первоначальные закупки дополнительного ПО;

- первоначальные закупки аппаратного обеспечения.

Фиксированными эти затраты называются потому, что делаются, как правило, один раз, на начальных этапах создания автоматизированной информационной системы. При этом выбор той или иной стратегии, аппаратной и программной платформ весьма существенно влияет на последующие текущие затраты.

В свою очередь, текущие затраты состоят из трех основных статей:

- стоимость обновления и модернизации системы;

- затраты на управление системой в целом;

- затраты, вызванные активностью пользователей системы.

Под "затратами на управление системой" подразумеваются расходы, связанные с управлением и администрированием системы. В этой статье затрат можно выделить некоторые подкатегории:

- затраты на обучение административного персонала и конечных пользователей;

- затраты на заработную плату;

- затраты на привлечение внешних консультантов;

- затраты на аутсорсинг;

- затраты на учебные курсы и сертификацию;

- затраты на техническое и организационное администрирование и сервис.

Стоимость обеспечения работы пользователя отражена в понятии "активность пользователя". В ней выделяют следующие подстатьи затрат:

- прямая помощь и дополнительные настройки;

- формальное обучение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка приложений;

- работа с данными;

- неформальное обучение;

- ГШ^-фактор (параметр, определяющий объем затрат, связанных с последствиями некомпетентных действий пользователя).

Эти затраты связаны, например, с участием администратора в настройке рабочей станции, с оказанием помощи пользователю или с консультациями. По данным аналитических компаний, основные факторы, влияющие на итоговую стоимость владения информационными техно-

логиями, на 75% обусловлены проблемами конечного пользователя. В связи с резким повышением сложности информационных систем зачастую происходит непрогнозируемый рост дополнительных затрат. Кроме того, существенно возрастает и роль человеческого фактора [2]. При разработке приложений для работы необходимо сформировать справочники для оценки ИТ-затрат по группам, представленным выше.

При формировании структуры БД необходимо сформировать таблицы, содержащие единичные показатели ИТ-затрат по группам, по структурным подразделениям.

В целом затраты на ИТ можно классифицировать следующим образом (таблица 2).

Таблица 2 — Основные группы затрат на ИТ

Группы затрат на информационные технологии

Название Обозначение

Затраты на аппаратное обеспечение Zao

Затраты на программное обеспечение Zpo

Затраты на разработку и внедрение Zr, Zv

Затраты на сопровождение Zs

Суммарные затраты (Z) складываются из затрат по отдельным статьям:

Z = ^ Zao + Zpo + Zr + Zv + Zs.

Далее рассмотрим технические решения сбора и обработки данных с целью расчета затрат на ИТ, оценки эффективности работы предприятия за счет вложений в ИТ.

В качестве инструментального средства будем использовать Oracle-платформу. Oracle позволяет создавать мощные современные системы, интегрировать разнородные приложения в единую систему, обмениваться данными по не слишком надежным каналам связи, создавать мобильные приложения, аналитические приложения, хранилища данных, системы высокой надежности и защищенные системы, системы для коллективной работы сотрудников, многоуровневые интернет/интранет приложения и т.д. Для крупных и средних предприятий решения Oracle являются, на наш взгляд, оптимальными.

Oracle [1] использует реляционное представление данных.

По результатам работы разработана структуры БД. Таблица SSV_REPORTS является временной - данные в ней сохраняются только на время сеанса работы пользователя. SVS_REPORTS предназначена для быстрого поиска и групповых вычислений по массиву затрат. Для разграничения доступа к данным применяется справочник пользователей, и данные отображаются через OracleVIEW - SSV_V_SPENDING. Перечислим некоторые инструкции для работы с БД:CREATE ORREPLACE, SELECT*, CASE .., WHEN .., FROM.., WHERE... БД состоит из одного основного массива данных по затратам и трех справочников: справочника затрат, проектов и показателей затрат.

Справочник затрат используется для ввода, редактирования, обработки данных по затратам. Цветом выделяются группы и типы групп. При разработке структуры было принято кодировать затраты в виде символьного кода длиной 8 значений.

Справочник проектов введен для того, чтобы можно было дифференцировать затраты по различным проектам и задачам.

Справочник показателей затрат - основной массив затрат - таблица SSV_IT_SPENDING, на основе данных производится расчет затрат на ИТ.

Просмотр данных по затратам осуществляется с контролем доступа по уровню просмотра данных в бюро, отделе, управлении, производстве. Уровень доступа определяется с помощью справочника пользователей, таблица SSV_EMP поле VIEW_LEVEL. Например, номер подраз-

деления - 03450, уровень доступа у пользователя равен 3, пользователю можно будет просматривать данные на уровне управления 345.

Обработка данных производится с помощью приложения, написанного с использованием Delphi. Для входа в систему анализа требуется ввести имя пользователя и пароль. Для работы с приложением разработана документация. Разработана функциональная схема проекта или схема взаимодействия программных модулей приложения. На рисунке 1 в качестве примера представлена экранная форма, отображающая один из результатов обработки данных.

.....................................-!□! *1

1 Файл Редактировать Отчеты Справочники Настройки О Программе -ІЯІ *1

Код Затраты —| Подр. | Проект гін-ілжІтя I ФИО Т елефон Ч

□1.001.002 01.001.003 Винчестер ОП ► Наименование Абр. В Формула Опр.“ Ц - ич [ ]37-65-02

01.001.004 Комплект;^ Прибыль П В-3 ьвовн ( )20-Б7-89

01 002.005 Плоттер Сумма затагг Сз ЗФикс.+Сзтек. “0 пр ич ( )37-Б5-02

01.003.003 Маршругиз Рентабельность чистая Рч П/В"100%

01.003.00G Сетевой ад Рентабельность продаж Рп (В-С-Кр-Ур/В"1 00) ■ович [ ]37-5Є-78

02.001.002 Антивирусі- Коэффициент финансовой устойчивости К Фу Кс“ОдУБ

02.001.004 Программь Долгосрочные обязательства Од

02.002.001 САПР Баланс Е ич ( )37-Є5-02

03.001 ООО Обучение У правлеченские расходы Уп ьвовн ( )20-Є7-89

03.003.000 Настройка, Комерчнскне расходы Кр ич ( )37-Є5-02

Суммарный показатель Себестоимость С

Цена ц

Зал Объем производства Опр ыбрать |

Программное обеспечени« Затраты Фиксированные Зфикс

| Сомранить | Отменить |

Итого 45000 Е и И ^1

417Є00 пив

|иванов Иван Иванович |т.376502

Рисунок 1 - Справочник показателей для оценки эффективности работы предприятия(пример)

Разработанная структура БД представляет собой модель, которую необходимо доработать в соответствии с особенностями предприятия. Необходимо учитывать правила нормализации, для обеспечения достоверности и непротиворечивости данных следует использовать первичные, внешние ключи и пр.

Для обеспечения высокой производительности и надёжности системы программная оболочка должна строиться на принципах архитектуры «клиент/сервер». Модель клиент-серверного взаимодействия определяется, прежде всего, распределением обязанностей между клиентом и сервером. Логически можно выделить три различные операции:

- уровень представления данных, который, по сути, является интерфейсом пользователя и отвечает за представление данных пользователю и введение от него управляющих команд;

- прикладной уровень, который реализует основную логику приложения и на котором осуществляется необходимая обработка информации;

- уровень управления данными, который обеспечивает сохранение данных и доступ к ним. Двухуровневая клиент-серверная архитектура предусматривает взаимодействие двух программных модулей - клиентского и серверного. В зависимости от того, как между ними распределяются приведенные выше функции, различают:

- модель тонкого клиента, в рамках которой вся логика приложения и управление данными сосредоточена на сервере. Клиентская программа обеспечивает только функции уровня представления;

- модель толстого клиента, в которой сервер только управляет данными, а обработка информации и интерфейс пользователя сосредоточены на стороне клиента.

Тонкими клиентами часто также называют устройства с ограниченной мощностью: карманные компьютеры, мобильные телефоны и др.

В данном случае Огас1е-приложения разделяют свою работу на два уровня по системе «Клиент-Сервер»:

Клиент - программа обработки, она же пользовательская, она же прикладная программа.

Используется интерфейс пользователя для генерации запроса к БД и отображения результатов. Обработку запроса осуществляет Сервер БД.

Сервер Базы Данных - базис (database engine), он же ядро базы данных. Программа выполняется как отдельный процесс. Передает, в частности, выбранную из базы информацию по межпроцессному каналу клиенту. Именно он фактически работает с данными, занимается их размещением на диске.

Помимо технологии клиент-сервер на практике также используется технология файл-сервер, которая, на наш взгляд, практически не обеспечивает защиты данных от сбоев и ошибок пользователей. Сетевые версии позволяют совместно использовать файлы баз данных тех же форматов для ПК, обеспечивая сетевые блокировки для разграничения доступа к таблицам и записям. При этом вся работа осуществляется на клиентском ПК. Сервер используется как общий удаленный диск большой емкости. Такой способ работы приводит к риску потери данных, например, при аппаратных сбоях.

Системы же, построенные в архитектуре Клиент-Сервер, имеют следующие преимущества:

- позволяют увеличить размер и сложность программ, выполняемых на рабочей станции;

- обеспечивают перенос наиболее трудоемких операций на сервер, являющийся машиной большей вычислительной мощности;

- уменьшают до минимума возможность потери содержащейся в БД информации за счет применения имеющихся на сервере внутренних механизмов защиты данных, таких как, например системы трассировки транзакций, откат после сбоя, средства обеспечения целостности данных;

- существенно уменьшает объем информации, передаваемый по сети.

В данном случае предполагается использование клиент-серверной технологии по модели тонкого клиента.

Одним из современных подходов при работе с БД является использование web-интерфейса. Пользователь может попасть на форму для работы с базой данных при вводе уникального логина и пароля.

Существует огромное количество веб-серверов, на которых размещается та или иная информация. В простейшем случае эта информация представляет собой набор веб-страниц, которые могут сохраняться на сервере в виде файлов, размеченных с помощью языка разметки HTML. Но ситуация, как правило, более сложна; значительная часть веб-ресурсов на современном этапе является динамической, то есть они не существуют в заранее подготовленном виде, а создаются непосредственно в процессе обработки запроса от пользователя.

Для того, чтобы интернет-пользователь мог просмотреть определенную страницу, на его компьютере должно быть установлено соответствующее программное обеспечение - браузеры. Кроме браузеров, к серверам могут обращаться и другие клиенты, а именно - автономные программы. Они могут предусматривать взаимодействие с человеком, а могут работать полностью в автоматическом режиме. Типичный класс таких программ - роботы, предназначенные для автоматического просмотра веб-ресурсов. В частности, роботы являются важным элементом поисковых систем и используются для просмотра страниц и сбора информации.

Для запроса к веб-серверу клиентская программа должна задать местонахождение компьютера, на котором размещается серверная программа; название нужного документа и, возможно, другие данные, которые специфицируют запрос. Сеть обеспечивает обнаружение сервера и передачу ему клиентского запроса. Серверные программы обрабатывают этот запрос; ответ пересылается по сети клиенту. Для работы с системой пользователь использует стандартное программное обеспечение - обычный браузер. Это лишает его необходимости загружать и инсталлировать специальные программы. Но пользователю следует предоставить в распоряжение интерфейс, который разрешал бы ему взаимодействовать с системой и формировать запросы к ней; формы, которые определяют этот интерфейс, размещаются на веб-страницах и загружаются вместе с ними. Браузер формирует запрос и пересылает его серверу, который осуществляет обработку. При необходимости сервер вызовет серверные программные модули, которые обес-

печивают обработку запроса и по мере необходимости обращаются к серверу данных. Сервер данных осуществляет операции с данными, которые сохраняются в системе и составляют ее информационную основу. В частности, он может осуществить выборку из информационной базы, которая соответствует запросу, передать ее модулю промежуточного уровня для дальнейшей обработки. Данные, с которыми работает сервер данных, организованы как реляционная база данных. Чаще всего веб-сервер и серверные модули промежуточного уровня размещаются на одном компьютере, хоть и представляют собой отдельные и логически независимые программные модули.

Таким образом, связку СУБД-приложение следует рассматривать как инструмент для создания сравнительно простых интерактивных систем; около 90% коммерческих систем сегодня создается именно на этой основе1. Вместе с тем, как средства управления данными, так и middleware-средства могут быть самыми разнообразными. Так, для создания таких приложений широко применяются РНР Java, Perl, Python. Технологии создания веб-приложений, в частности, распределенных, стремительно развиваются. Технология EJB (Enterprise Java Beans), CORBA, .NET - сравнительно новые эффективные инициативы компании Microsoft. В крупных компаниях применяется трехуровневая клиент-серверная архитектура, которая начала развиваться с середины 90-х гг, предусматривает отделение прикладного уровня от управления данными. Выделяется отдельный программный уровень, на котором сосредотачивается прикладная логика приложения. Программы промежуточного уровня могут функционировать под управлением специальных серверов приложений, но запуск таких программ может осуществляться и под управлением обычного веб-сервера. Управление данными осуществляется сервером данных.

Таким образом, в данном случае рекомендовано использовать платформу Oracle, клиент-серверную архитектуру информационного взаимодействия, реляционную модель данных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Санжей, Мишра, Алан, Бьюли. Секреты Oracle SQL. - М.: Изд. New Publishing House,

2009.

2. Сарв, Деверадж, Раджив, Кохли. Окупаемость ИТ. Измерение отдачи от инвестиций в информационные технологии. - М.: Изд. New Publishing House, 2004.

3. Горбачевская, Е.Н. Обучение искусственной нейронной сети для задач прогнозирования // Вестник ВУиТ. Серия «Информатика», Вып. 2(19). -Тольятти: Изд. ВУиТ, 2012.

4. Трубачева, С.И. Совершенствование системы формирования профессиональных компетенций за счет использования информационных технологий: Монография. -Тольятти: Изд. Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2011.

5. Трубачева, С.И. Современные методы повышения производительности труда и снижения издержек производства // Вестник ВУиТ, Серия «Информатика». Вып. 19. - Тольятти: Изд. Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2011.

1 www.microsoft.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.