Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ / METHODS / TECHNOLOGIES / TRAINING / HIGH SCHOOL / FOREIGN SOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Григорян Карапет Мартини

В статье представлены результаты зарубежных источников, посвященных описанию методов и технологий обучения в высшей школе. Описание образовательных методов и технологий осуществлено в контексте основных тенденций - активизации обучения, создания специальных сред и цифровизации образования. Раскрыты такие методы и технологии обучения как смешанное обучение, «перевернутый урок», обучение, основанное на событиях, сценарное обучение; описаны практика создания в образовательных организациях экологической и «умной» среды, использование искусственного интеллекта. Сделаны выводы о возможностях использования описанных образовательных методов и технологий в отечественном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Григорян Карапет Мартини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS AND TECHNOLOGIES OF TEACHING AT HIGH SCHOOL: A REVIEW OF FOREIGN EXPERIENCE

The article presents the results of foreign sources devoted to the description of teaching methods and technologies in higher education. The description of educational methods and technologies is carried out in the context of the main trends - the intensification of training, the creation of special environments and the digitalization of education. Such teaching methods and technologies are disclosed as blended learning, “flipped classroom”, event-based learning, scenario-based learning; describes the practice of creating ecosystem and smart learning environment in educational organizations, the use of artificial intelligence. Conclusions are drawn about the possibilities of using the described educational methods and technologies in domestic education.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Татьяна Евгеньевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Григорян Карапет Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ОБЗОР

ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Аннотация. В статье представлены результаты зарубежных источников, посвященных описанию методов и технологий обучения в высшей школе. Описание образовательных методов и технологий осуществлено в контексте основных тенденций - активизации обучения, создания специальных сред и цифровизации образования. Раскрыты такие методы и технологии обучения как смешанное обучение, «перевернутый урок», обучение, основанное на событиях, сценарное обучение; описаны практика создания в образовательных организациях экологической и «умной» среды, использование искусственного интеллекта. Сделаны выводы о возможностях использования описанных образовательных методов и технологий в отечественном образовании.

Ключевые слова: методы, технологии, обучение, высшая школа, зарубежные источники.

Annotation. The article presents the results of foreign sources devoted to the description of teaching methods and technologies in higher education. The description of educational methods and technologies is carried out in the context of the main trends - the intensification of training, the creation of special environments and the digitalization of education. Such teaching methods and technologies are disclosed as blended learning, "flipped classroom", event-based learning, scenario-based learning; describes the practice of creating ecosystem and smart learning environment in educational organizations, the use of artificial intelligence. Conclusions are drawn about the possibilities of using the described educational methods and technologies in domestic education.

Keywords: methods, technologies, training, high school, foreign sources.

Введение. Инновационные изменения в высшем образовании, которые проявляются в трансформации его целевых, смысловых и ценностных компонентов, наблюдаются в настоящее время во всем мире. Современное образование все более становится активным, практикоориентированным, неформальным и дистанционным.

Главным предназначением высшего образования становится формирование у студентов готовности к самостоятельным и эффективным действиям в условиях динамично меняющейся окружающей среды, высокой неопределенности и необходимость постоянно адаптироваться. Возрастает актуальность изучения и разработки новых образовательных методы и технологий, которые позволяли бы трансформировать высшее образование, повышать его эффективность и гибкость.

В связи с этим интерес представляет изучение и описание зарубежного опыта применения образовательных методов и технологий, поскольку зарубежный опыт профессионального образования отличается от российской системы высшего образования как в организационном, так и в технологическом и методическом аспектах. Такое исследование даст представление о возможностях и перспективах развития образовательных технологий в отечественной образовательной практике, позволит обогатить её, будет способствовать интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.

Целью статьи выступает анализ зарубежных источников, посвященных описанию методов и технологий обучения в высшем образовании.

Задачами работы выступали:

- подбор и систематизация источников, раскрывающих праткику использования современных методов и технологий обучения в высшем образовании;

- описание основных современных технологий, использующихся в практике зарубежного высшего образования;

- формулировка выводов относительно возможностей и перспектив использования описанных методов и технологий в отечественном образовании.

Изложение основного материала статьи. В зарубежной образовательной практике вопросам применения инновационных методов и технологий обучения уделяется значительное внимание. Особенно актуальным вопрос применения новых более эффективных методов и технологий стал в контексте таких общемировых тенденций как глобализация образования и цифровизация образования (что нашло выражение, в первую очередь, в появлении и развитии массовых онлайн-курсов).

Проведенный анализ зарубежных источников, посвящённых зарубежной образовательной практике, позволяют констатировать, что в использовании методов и технологий обучения в высшем образовании наблюдаются три основных тенденции, которые взаимодополняют друг друга и формируют будущий образ высшего образования:

- более широкое использование методов активного обучения, позволяющих разнообразить образовательный процесс и добиться включения обучающихся в различные виды образовательной активности;

- создание специальных сред в образовательных организациях, позволяющих создавать возможности для нелинейных сценариев обучения и создания индивидуальных образовательных траекторий;

- цифровизация образования, выражающаяся во все более активном использовании искусственного интеллекта и различных девайсов в образовательном процессе.

Описывая методы активного обучения, необходимо начать с того, что этот термин наиболее соответствует определению «обучение в действии». Методы активного обучения включают широкий набор разнообразных способов организации различных видов деятельности обучающихся, обеспечивающих формирование необходимых умений и навыков, а также способности самостоятельно принимать решения и действовать в различных ситуациях, в т.ч. и ситуации неопределенности.

Зарубежные источники, описывающие современные активное методы обучения в высшей школе, описывают разные наборы таких методов [13, 14, 15]. Например, в докладе Открытого университета об инновационной педагогике [13] в качестве современных активных методов обучения описаны смешанное обучение (Blending learning), перевернутый класс (flipped classroom), «обучение, базирующееся на событиях» (Event-based learning) и пр. К этому списку можно добавить методы развития критического мышления (critical thinking), обучение на основе сценариев (Scenario-Based Learning) и пр.

Охарактеризуем перечисленные методы и технологии обучения в высшей школе более подробно.

Модель смешанного обучения представляет собой способ организации образовательного процесса, основанный на интеграции очного и интерактивного обучения. При реализации модели смешанного обучения образовательные учреждения используют различные способы сочетания онлайн-обучения с модернизированной классно-урочной системой, что выражается в сокращении традиционных аудиторных занятий, оптимизации самостоятельной работы обучающихся, широком использовании проектных форм работы [4]. Несмотря на широкий спектр возможных способов и форматов реализации смешанного обучения, для него характерны следующие черты: наличие мультимедийного контента, обеспечивающего доступ к учебной информации в режиме 24/7, возможность ориентировать этот контент на различные потребности и возможности обучающихся, сочетание оффлайн и онлайн-обучения. Использование смешанного обучения позволяет сделать образовательный процесс более индивидуализированным, отвечающим потребностям всех заинтересованных сторон, что в конечном итоге повышает эффективность обучения в целом [1].

Технология «перевернутого класса» (flipped classroom) в зарубежных источниках часто реализуется в рамках модели смешанного обучения (Blending learning). Логика обучения при использовании данной технологии строится на разворачивании/переворачивании традиционной классно-урочной системы: изучению нового материала на занятии предшествует самостоятельная проработка материала обучающимся дома [3, с. 49]. На первое место выходит качественная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, предшествующей аудиторным формам работы с преподавателем. Закономерно, что подобный способ организации обучения предъявляет особые требования к организации образовательного процесса, ролям преподавателя и обучающегося, приводит к повышению ответственности обучающихся за результаты обучения [7, 10].

Среди методов активного обучения выделяется также обучение, основанное на событиях (Event-based learning), описанный, например, в работах G. Higginbotham, Numento T., Uotila P. и др. [9, 11]. Технология использования обучения на основе событий предполагает целенаправленное использование различных реальных и онлайн-событий для развития необходимых умений и навыков, формирования эмоционально-ценностного отношения к объектам и деятельности, развития познавательных интересов обучающихся. При участии в образовательных мероприятиях обучающиеся получают возможность выбирать собственную стратегию поведения и обучения, а именно формулировать цели участия в событии, определять степень вовлеченности в различные виды активности, выбирать формат участия, выстраивать необходимые коммуникации, оценивать результаты участия в событии, давать оценку собственным достижения и проектировать новые образовательные и личные цели [2]. Обучение на основе событий может принимать разнообразные формы. Например, в практике Открытого университета реализуются такие виды образовательных событий как:

- совместные события - ярмарки, праздники;

- события по созданию знаний - библиоблицы, викторины;

- медиа-события - просмотр телевизионных трансляций, использование видеоресурсов (например, сериалов ВВС для наблюдения за природными явлениями), участие в театральных и культурных событиях [13].

Технология развития критического мышления (critical thinking) широко используется в зарубежной образовательной практике в качестве способа генерации суждений, используемого для анализа фактов и событий и формулировки обоснованных выводов. Владение навыками критического мышления демонстрирует способность студента формулировать обоснованные оценки, корректно интерпретировать, применять результаты к задачам из реальной практики. Несмотря на то, что технология развития критического мышления получила широкое распространение в зарубежной образовательной практике, потенциал этой технологии высок и в настоящих условиях, поскольку позволяет использовать широкий набор конкретных приемов развития умственной активности обучающихся и развивать анализитические и творческие способности.

Еще одной образовательной технологией, имеющей высокий потенциал для высшего образования, является обучение на основе сценариев (Scenario-Based Learning).

Технология обучения на основе сценариев подразумевает такую организацию содержания и процесса обучения, при которой акцент переносится на контекст, а содержание становится вариативным и создается в процессе самого обучения. Для реализации обучения на основе сценариев проектируется контекст-сценарий, который способствует формированию необходимых умений и компетенций. Обучение на основе сценария предполагает прохождение обучающимся определенного сюжета, обычно основанного на плохо структурированной или сложной проблеме, в рамках которой необходимо применить имеющиеся знания и проявить требуемые качества. Возможности нелинейного развития событий, ситуация выбора, зависимость эффективности обучения от результатов, полученных на предыдущих этапах делает обучения, основанное на сценарии, эффективным в образовательном процессе высшей школы, поскольку позволяет приблизить обучение к реальной профессиональной практике.

Практика использования обучения на основе сценариев в высшем образовании описана в работах в работах E.P. Errington (представлены идеи для сценарного обучения в высшем образовании), P. Grossman (реализация учебных сценариев в электронной образовательной среде) и др. [5, 6].

Обратимся ко второй тенденции высшего образования, связанного с трансформацией образовательных технологий и методов - созданию специальных сред в образовательных организациях, поддерживающих инновационные образовательные практики. Такие специально организованные среды носят различные названия - экологическая среда (ecosystem) образовательного учреждения, «умная среда» (smart learning environment) и др.

Экологическая среда образовательного учреждения в зарубежных источниках понимается как среда, которая «соответствует (неантагонистично) тому, как ученики учатся», которая оптимальным образом учитывает познавательные способности и характеристики учащихся, их потребности и потенциальную динамику, а также поддерживает активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, администрации). Основной функцией экологической среды является создание оптимальных условий для поддержки обучения как в физическом, так и в информационном плане.

Высокий уровень развития экологической образовательной среды образовательного учреждения определяется в зарубежных источниках как «умная среда», которая не только позволяет осуществлять эффективное обучение и развитие, но и поддерживает инновации. Умная среда обучения включает также функции, способствующие вовлеченности, эффективности и результативности. Такие функции могут включать поддержку сотрудничества (умные люди часто обращаются за советом и руководством к другим), вовлечения, мотивации, поддержки образовательных, организационных, воспитательных инноваций. Таким образом, создание специальных сред в высшем образовании позволяет формировать и поддерживать условия, в которых возможно зарождение, апробация и распространение новых методов и технологий обучения [8, 12].

Третья тенденция, определяющая развитие образовательных технологий в высшей школе -цифровизация образования. Несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии для образовательных целей используются уже третье десятилетие, цифровизация как тенденция еще не исчерпала своих возможностей, а информационные технологии все глубже проникают в образовательную деятельность.

Среди актуальных направлений развития информационных технологий в образовательном процессе высшей школы зарубежные исследователи указывают использование искусственного интеллекта (artificial intelligence), в т.ч. распространение чат-ботов (Chatbots), использование различных девайсов и гаджетов в образовательном процессе и пр. Искусственный интеллект как общий термин для описания ряда технологий и методов, таких как машинное обучение, обработка естественного языка, интеллектуальный анализ данных, нейронные сети или алгоритмы получает все большее распространение в высшем образовании. В настоящее время с помощью искусственного интеллекта в образовании решается ряд задач, связанных с обработкой и анализом данных, такие как составление прогнозов (например, прогнозирование успеваемости), формирование индивидуальных образовательных траекторий, составление расписаний и учебных планов, моделирование академических процессов и рисков (например, риска отчисления студентов), адаптация учебной среды под запросы обучающихся, поддержка образовательных курсов и др. [16].

Выводы. Проведенный анализ зарубежных источников, посвященных описанию и анализу практики использования современных методов и технологий обучения в высшей школе, позволяет сделать ряд выводов. Цифровизация, активизация и создание специальных сред формируют образ образования будущего, в котором акцент смещается на постоянное и активное освоение знания. Смешанное обучение постепенно становится доминирующей образовательной моделью, а образовательные технологии будут ориентированы больше на создание условий и поддержку активности, чем на систематическое и последовательное обучение с заранее спрогнозированным результатом.

Описанные в данной статье образовательные методы и технологии могут быть эффективно реализованы в отечественной образовательной практике. Наиболее перспективными из них выступают, на наш взгляд, методы, поддерживающие смешанное обучение, такие как технология перевернутого урока и технология образовательного события.

Литература:

1. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56-67.

2. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. №1.

3. Bergmann J., Sams A. Flip your Classroom. Reach Every Student in Every Class Every Day. U.S.A.: International Society for Technology in Education, 2012.

4. Dziuban, C., Graham, C.R., Moskal, P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies. International Journal of Education Technology in High Education. 15, 3 (2018) doi:10.1186/s41239-017-0087-5

5. Errington E.P. Developing scenario-based learning: Practical insights for tertiary educators. 2003. Palmerston North. Dunmore Press. pp. 9-20.

6. Gossman P., Stewart T., Jaspers M. & Chapman B. Integrating web-delivered problem- based learning scenarios to the curriculum. Active Learning In Higher Education. 2007. Vol. 8(2), pp. 139-153.

7. Graney J. Flipping Your EL Classroom: A Primer [El. resource] // http://newsmanager.commpartners.com/ tesolc/downloads/features/2013/2013 -10_flippedclass-rooms_graney .pdf.

8. Gros A. The design of smart educational environments. Smart Learning Environments. 2016. Vol. 3:15. DOI 10.1186/s40561 -016-0039-x

9. Higginbotham G. Event-based learning: The benefits of positive pressure. The language teacher. 2009. pp. 15-18

10. Marshall H. Three reasons to flip your classroom [El. resource] // Bilingual Basics. August, 2013. -http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/ 2013-08-28/6.html.

11. Numento T., Uotila P. (2008) Events as Organisational Stories: an Event-Based Approach for Learning Media Production. In: Bruck P.A. (eds). 2008. Multimedia and E-Content Trends. Vieweg+Teubner. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-8348-9313-0_14 (accessed: 18. 11.2019).

12. Pons P., Catala A., Jaen J., Customizing smart environments: A tabletop approach. J. Ambient Intell. Smart Environ. 2015. Vol. 7(4). pp. 511-533.

13. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Rienties B., Weller M. & Whitelock D. Innovating Pedagogy 2014: Open University Innovation Report 3.Milton Keynes: The Open University. 2014.

14. Teacher Policy Development Guide. For Teachers' Education 2030. UNESCO. France. 2015. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 18. 11.2019).

15. The OECD Handbook for Innovative Learning Environments, OECD. Publishing. Paris. 2017. Available at: https://www.oecd.org/education/the-oecd-handbook-for-innovative-learning-environments-9789264277274-en.htm (accessed: 18.11.2019).

16. Zawacki-Richter, O., Marin, V.I., Bond, M. et al. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education - where are the educators?. International Journal of Education Technology in High Education. 16, 39 (2019) doi:10.1186/s41239-019-0171-0/

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Лебедева Татьяна Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шарыгина Екатерина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья раскрывает взаимное оценивание результатов обучения студентами в отечественной и зарубежной образовательной практике. Описаны сущностные характеристики взаимного оценивания, проанализирован опыт применения взаимного оценивания в образовательном процессе отечественных и зарубежных образовательных организаций, раскрыты возможные формы взаимного оценивания, сформулированы достоинства и недостатки данного способа. Сделаны выводы о возможностях и перспективах использования взаимного оценивания результатов обучения в российском образовании.

Ключевые слова: взаимное оценивание, образовательная практика, студенты, перспективы.

Annotation. The article reveals the peer assessment of student learning outcomes in domestic and foreign educational practice. The essential characteristics of peer assessment are described, the experience of using peer assessment in the educational process of domestic and foreign educational organizations is analyzed, possible forms of peer assessment are disclosed, the advantages and disadvantages of this method are formulated. Conclusions are drawn about the possibilities and prospects of using peer assessment of learning outcomes in Russian education.

Keywords: peer assessment, educational practice, students, prospects.

Введение. Стремительное развитие массовых открытых онлайн-курсов (MOOK) повысили интерес к возможностям взаимного оценивания результатов обучения. Метод взаимного оценивания (Peer Assessment), наряду с автоматизированной проверкой в форме тестов, выступает широко используемым способом оценки работ обучающихся на курсах.

Посредством взаимной оценки преподаватель получает возможность вовлечь обучающихся в процедуру оценки, а также добиться других, важных с дидактической точки зрения целей, таких как закрепление учебного материала, развитие критического мышления студентов, организация «работы над ошибками» и пр.

Целью данной работы является анализ взаимного оценивания результатов обучения как современного способа оценивания и определение перспектив его применения в образовательной практике.

Задачи работы:

- подбор и систематизация источников, раскрывающих практику использования взаимного оценивания в образовательном процессе;

- описание содержания и форм процедуры взаимного оценивания, достоинств и недостатков этого способа;

- формулировка выводов относительно возможностей и перспектив использования взаимного оценивания результатов обучения в отечественной образовательной практике.

Изложение основного материала статьи. Концептуальным основанием применения взаимного оценивания в современном образовании выступает теория коннективизма [11]. Эта теория была предложена Дж. Сименсом и С. Даунсом для объяснения процессов обучения в условиях активного использования информационных технологий и сетей в информационном обществе. Основной идеей концепции коннективизма выступает понимание различных сетей как сложных самоорганизующихся систем, в рамках которых информационное общество создает, развивает, распространяет и обогащает информацию. Современное обучение использует т.н. обучающую сеть, в структуре которой может быть выделены следующие уровни: нейросеть (мозг), концепция (область знания или учебная дисциплина) и социум (представленных в формах блогов, форумов, вики-страниц, социальных сетей, баз данных, библиотек, видео, подкастов и т.п.) [6]. В условиях такой сети знание непрерывно создается и трансформируется, что неизбежно приводит к тому, что снижается объем «эталонного», единственно верного знания. Каждый участник такой сети становится одновременно и учеником, и учителем, а объем знания, которое может быть проверено и оценено только педагогом, снижается, также возрастает значимость навыков оценивания. В подобных условиях значимость взаимной оценки повышается, этот способ оценивания становится важным инструментом как вовлечения студентов в образовательный процесс и повышения их учебной мотивации, так и способом повысить качество обучения [11].

В соответствии с концепцией коннективизма взаимная оценка (Peer Assessment) предполагает такой способ оценивания, когда последняя осуществляется равноправным участником отношений (в данном случае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.