Научная статья на тему 'Современные методы диагностики учебно-информационного взаимодействия'

Современные методы диагностики учебно-информационного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ДИАГНОСТИКА / УРОВНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Дмитрий Александрович, Романова Марина Леонидовна, Киселёва Елена Сергеевна, Беспалова (зацарная) Татьяна Сергеевна

Цель исследования разработка метода интегративной диагностики учебно-информационного взаимодействия на базе портала дистанционного обучения. Известно, что учебно-информационное взаимодействие основа дидактических информационных технологий; его составляющими являются транзакции элементарные информационные процессы. Учебно-информационное взаимодействие на базе систем дистанционного обучения информационное взаимодействие, направленное на обеспечение учебной деятельности обучающихся средствами информационных технологий. В настоящее время разработаны первичные математические модели учебно-информационного взаимодействия (на основе общеизвестной теории множеств) и критерии его оценки, что послужило авторам настоящей статьи научной основой для выделения и обоснования его уровней. При выделении и обосновании уровней учебно-информационного взаимодействия авторы настоящей статьи учитывали, что его рассматривают в контексте информатизации образования, а информатизацию образования как эффективный механизм решения большинства социально-педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Дмитрий Александрович, Романова Марина Леонидовна, Киселёва Елена Сергеевна, Беспалова (зацарная) Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern assessment methods of learning-informational interaction

The purpose of investigation is elaboration of integrative assessment method of learning-informational interaction based on the distance education web-site. It is known, that the learning-informational interaction is a base of didactical informational technologies; its components are transactions, such as elementary informational actions. The learning-educational interaction based on the distance education computer-aided systems is informational interaction directed at involving the trainees into the activity throw the computer-aided technologies. Nowadays, there are elaborated simple learning-informational interaction mathematical models, based on well-known multitudes theory, also its evaluation criteria, and it was a basis for the given article authors to start selecting and regarding its levels. During the selecting and regarding the learning-informational interaction levels the authors have understood that it is in context of the education computerization, which regards as effective means of majority socially pedagogical problems solving.

Текст научной работы на тему «Современные методы диагностики учебно-информационного взаимодействия»

2. Zakharova, T.B. (2003), "Differentiation of the content of education is the main means of implementing profile education", Profile school, No. 1, pp. 32-34.

3. Kasatkina, N.E. (2000), Psychological factors of professional self-determination (on the example of specialists in physical education), dissertation, St. Petersburg.

4. Pruzhinin, K.N. and M.V. Pruzhinina (2009), Adaptation and socialization of professionals in the field ofphysical culture and sports in terms of vocational education: monograph, Vsgao, Irkutsk

5. Pruzhinin, K.N, and M.V. Pruzhinina (2014), "Professional and social self-determination as a basis for the future direction of teaching activities, psychological, pedagogical and medico-biological aspects of physical education: collective monograph", Yurydychna literature, Odessa, pp.136-147.

6. Rean, A.A. and Kolominsky, Ya.L., (1999), Social Pedagogical Psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Chistyakova, S.N., (2000), "How to help the school graduate become competitive in the labor market?", School and Production, No. 5, pp. 3-6.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2017

УДК 316.422

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Сергеевна Киселёва, кандидат технических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Татьяна Сергеевна Беспалова (Зацарная), преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация

Цель исследования - разработка метода интегративной диагностики учебно-информационного взаимодействия на базе портала дистанционного обучения. Известно, что учебно-информационное взаимодействие - основа дидактических информационных технологий; его составляющими являются транзакции - элементарные информационные процессы. Учебно-информационное взаимодействие на базе систем дистанционного обучения - информационное взаимодействие, направленное на обеспечение учебной деятельности обучающихся средствами информационных технологий. В настоящее время разработаны первичные математические модели учебно-информационного взаимодействия (на основе общеизвестной теории множеств) и критерии его оценки, что послужило авторам настоящей статьи научной основой для выделения и обоснования его уровней. При выделении и обосновании уровней учебно-информационного взаимодействия авторы настоящей статьи учитывали, что его рассматривают в контексте информатизации образования, а информатизацию образования - как эффективный механизм решения большинства социально-педагогических задач.

Ключевые слова: учебно-информационное взаимодействие, дистанционное обучение, студент, диагностика, уровни.

MODERN ASSESSMENT METHODS OF LEARNING-INFORMATIONAL

INTERACTION

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar, Tatiana Sergeevna Bespalova (Zatsarnaya), the teacher, Volgograd State Socially-Pedagogical University, Volgograd

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of integrative assessment method of learning-informational interaction based on the distance education web-site. It is known, that the learning-informational interaction is a base of didactical informational technologies; its components are transactions, such as

elementary informational actions. The learning-educational interaction based on the distance education computer-aided systems is informational interaction directed at involving the trainees into the activity throw the computer-aided technologies. Nowadays, there are elaborated simple learning-informational interaction mathematical models, based on well-known multitudes theory, also its evaluation criteria, and it was a basis for the given article authors to start selecting and regarding its levels. During the selecting and regarding the learning-informational interaction levels the authors have understood that it is in context of the education computerization, which regards as effective means of majority socially pedagogical problems solving.

Keywords: learning-informational interaction, distance education, student, assessment, levels.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нет необходимости доказывать, что информатизация образования - наиболее перспективный путь его совершенствования [1, 2], важнейший механизм решения многих социально-педагогических проблем, в том числе таких, как повышение эффективности формирования компетенций обучающихся, индивидуализация и дифференциация обучения, реализация идеи непрерывного образования и т.д. Информатизация образования связана с интеграцией педагогических и информационных технологий (безусловно, при доминирующей роли первых), применением электронных образовательных ресурсов и компьютерных систем учебного назначения, в том числе систем дистанционного обучения (телекоммуникационных учебно-методических комплексов).

Но известно, что основу дидактических информационных технологий составляет учебно-информационное взаимодействие - информационное взаимодействие, направленное на обеспечение учебной деятельности обучающихся средствами информационных технологий; составляющими информационного взаимодействия являются транзакции, т.е. элементарные информационные процессы [1, 2]. Очевидно, что должный уровень компьютерных систем учебного назначения и электронных образовательных ресурсов - необходимые, но недостаточные условия для успешности их применения. Диагностика учебно-информационного взаимодействия для того и необходима, чтобы оценить, в какой мере используется обучающимся потенциал (функциональные возможности) систем компьютерной поддержки образовательного процесса. Безусловно, принципиально важным фактором успешности учебно-информационного взаимодействия, помимо качества самих информационных систем (особенно надёжности, производительности и функциональных возможностей), является уровень информационной компетентности обучающегося; с другой стороны, опыт учебно-информационного взаимодействия - весьма важный фактор развития информационной компетентности обучающегося [1, 2].

Современными специалистами предложены первичные математические модели (на основе теории множеств) учебно-информационного взаимодействия, а также критерии его оценки [1]. В то же время, не выделены (тем более, не охарактеризованы) интегративные уровни учебно-информационного взаимодействия. Проблема исследования - вопрос: каковы уровни учебно-информационного взаимодействия и в чём их отличие друг от друга? Цель исследования - разработка метода интегративной диагностики учебно-информационного взаимодействия на базе портала дистанционного обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов настоящей статьи, известные модели и критерии оценки учебно-информационного взаимодействия - основа для выделения и характеристики его уровней. Представим их.

Очень низкий уровень характеризуется низкой эффективностью применения обучающимся компьютерных систем учебного назначения и их информационного обеспечения (электронных образовательных ресурсов); иначе говоря, учебно-информационное взаимодействие не является фактором повышения эффективности обучения, а также решения других социально-педагогических задач. Мониторинг учебной деятельности обучающегося в информационно-образовательной среде практически не происходит, а

автоматизированный контроль учебной деятельности (лишь один из компонентов мониторинга!) сводится к прохождению компьютерных тестов; иначе говоря, автоматизированный контроль имеет место, но не носит обязательного системного характера. Применение информационно-образовательного портала нередко сводится к пассивному пользованию информацией (так называемому "скачиванию"). Учебно-информационное взаимодействие характеризуется нешироким спектром применяемых информационных технологий, в том числе методов обработки информации об учебной деятельности обучающегося, а также компьютерных систем учебного назначения.

Низкий уровень характеризуется должным уровнем надёжности информационной системы, но невысоким уровнем надёжности учебно-информационного взаимодействия (в аспекте решения дидактических задач), вследствие методической непродуманности действий обучающегося. Управление информационной системой (траектория работы в информационно-образовательной среде) далеко от оптимального, также имеет место нецелесообразная информационная деятельность. Тем не менее, на данном уровне обучающимся отработано выполнение стандартных (типовых) действий в информационно-образовательной среде, гарантировано выполнение наиболее важных транзакций.

Средний уровень характеризуется тем, что начинает производиться мониторинг учебной деятельности пользователя, однако мониторинг производится на низком уровне, сводясь к примитивному контролю учебных действий и простейшей диагностике знаний, а не компетенций (т.е. параметров обученности, а не образованности). Тем не менее, автоматизированный контроль учебной деятельности приобретает систематический характер. Кроме того, используется минимально необходимый набор компьютерных систем учебного назначения. Информационная система функционирует устойчиво (отличается надёжностью) и производительно (производительность на должном уровне), однако её функциональные возможности не всегда грамотно используются обучающимся.

Уровень "выше среднего" характеризуется тем, что наблюдается явно выраженный дидактический эффект от учебно-информационного взаимодействия на базе портала, т.е. становится заметным различием в результатах обучения с использованием и без использования информационно-образовательной среды. Обучающемуся доступны как собственные информационно-образовательные ресурсы портала, так и мировые информационные ресурсы, благодаря выходу в Интернет, а также подключению к электронным библиотекам (иначе говоря, отсутствует необходимость посещения библиотек традиционного типа, т.е. использования либерпространства, оно полностью заменено киберпространством). На данном уровне учебно-информационное взаимодействие становится принципиально важным фактором становления информационной компетентности обучающегося (до этого уровня информационная компетентность обучающегося была необходимым условием осуществления учебно-информационного взаимодействия, но взаимодействие играло слабую роль в становлении информационной компетентности пользователя).

Высокий уровень характеризуется широким спектром применяемых информационных технологий, связанных с учебно-информационным взаимодействием, компьютерных систем учебного назначения (применяются и обучающе-контролирующие системы, в том числе интеллектуальные, и дидактические компьютерные игры, и моделирующе-генери-рующие программы, и виртуальные лаборатории, и системы тестирования и т.д.), а также методов обработки информации об учебной деятельности обучающегося. Транзакции выполняются надёжно, с высокой скоростью, отсутствуют сбои в работе информационной системы. Со стороны пользователя редко наблюдаются некорректные действия, а при их наличии срабатывает надёжная защита от ошибок. Траектория учебно-информационного взаимодействия не оптимальна, но рациональна.

Очень высокий уровень характеризуется полным раскрытием дидактического (в целом - социально-креативного) потенциала учебно-информационного взаимодействия. Учебно-информационное взаимодействие становится важнейшим способом реализации

мониторинга учебной деятельности обучающегося; происходит системная фиксация действий обучающегося и многоаспектная обработка первичной информации о его учебной деятельности на базе информационно-образовательного портала. Все действия обучающегося с информационно-образовательной средой методически продуманны, транзакции отличаются высшей степенью надёжности и производительности. Обучение полностью индивидуализировано (траектория взаимодействия обучающегося с информационной системой полностью соответствует уровню его подготовленности, текущим образовательным целям и задачам). Учебно-информационное взаимодействие становится важнейшим фактором сопряжённого (взаимосвязанного) становления информационной компетентности и иных компонентов социально-профессиональной компетентности (чаще всего компетенций, соответствующих осваиваемым учебным курсам).

Высший уровень характеризуется тем, что обучающийся оказывает содействие другим обучающимся в учебно-информационном взаимодействии (помощь им в учебной деятельности на базе портала), активно взаимодействует с другими обучающимися посредством информационно-коммуникационной образовательной среды (в теории дистанционного обучения есть даже понятия "виртуальный класс" и "виртуальная группа"); иначе говоря, учебно-информационное взаимодействие связано с практической реализацией интерактивных методов обучения (такие методы предполагают одновременную активность нескольких фигурантов образовательного процесса). Обучающийся постоянно (а не эпизодически) совершенствует алгоритм учебно-информационного взаимодействия, процесс применения компьютерных систем учебного назначения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностика учебно-информационного взаимодействия - основа для анализа и коррекции дидактических информационных технологий (в более узком смысле - методик применения компьютерных систем учебного назначения в образовательном процессе). Данная работа - логическое продолжение исследований современных специалистов в области учебно-информационного взаимодействия [1].

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Романова, М.Л. Квалиметрическая диагностика учебно-информационного взаимодействия / М.Л. Романова, В.В. Вязанкова // Открытое образование. - 2014. - № 1 (102). - С. 19-23.

2. Nia, M.H. Study on The Effects of Internet Websites Use on Local Identity: A Case Study on Local Students of Isfahan University"/ M.H. Nia, Z.A. Poor, K. Ranjbar // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 4. - P. 576-582.

REFERENCES

1. Romanova, M.L. and Vyazankova, V.V. (2014), "Qualimetry assessment of learning-informational interaction", Otkrytoe obrazovanie, No 1, Vol. 102, pp. 19-23.

2. Nia, M.H., Poor, Z.A. and Ranjbar, K. (2016), "Study on The Effects of Internet Websites Use on Local Identity: A Case Study on Local Students of Isfahan University", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 4, pp. 576-582.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.