Научная статья на тему 'Параметры информатизации дидактического процесса как критерии для диагностики модальности и когерентности образовательной среды'

Параметры информатизации дидактического процесса как критерии для диагностики модальности и когерентности образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МОДАЛЬНОСТЬ / КОГЕРЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Романова Марина Леонидовна, Беспалова (зацарная) Татьяна Сергеевна

Известно, что информатизация образовательного процесса заключается в усилении роли информации и информационных потоков, в интеграции педагогических и информационных технологий при доминирующей роли первых; наиболее типичным примером такой интеграции является дистанционное обучение, позволяющее реализовать идею непрерывного образования (“образования через всю жизнь”). Информатизация образования позволяет решить на новом уровне многие социально-педагогические проблемы, в том числе индивидуализацию и дифференциацию обучения, реализацию идеи непрерывного образования, повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся и т.д. Также известно, что системы компьютерной поддержки образовательной деятельности включают информационные системы учебного назначения (педагогические программные продукты) и электронные образовательные ресурсы. Авторами настоящей статьи обосновано, что параметры, отражающие информатизацию дидактического процесса, характеризуют, прежде всего, такие аспекты образовательной среды, как её модальность и когерентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Романова Марина Леонидовна, Беспалова (зацарная) Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactical process computerization parameters as criterions for educational environment modality and coherence assessment

It is known, that the educational process computerization requires the information and informational processes role amplification, pedagogical and informational technologies integration with leading role of pedagogical technologies; the most representative example is distant education, allowed to realize the recurrent education idea (education throw whole life). The education computerization allowed to solved at new level the majority of socially-pedagogical problems, such as learning individualization and differentiation, recurrent education idea implementation, beings independent work efficiency increasing etc. Also, well known, that the educational activity computer support systems included educational destination computer-aided systems (pedagogical software) and informational-educational resources. The authors of current paper proved, that the parameters reflected the didactical process computerization, characterized, at first, such educational environment aspects, as its modality and coherence.

Текст научной работы на тему «Параметры информатизации дидактического процесса как критерии для диагностики модальности и когерентности образовательной среды»

двигательного аппарата и не подготовленности указанных звеньев опорно-двигательного аппарата у испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугаевский, К.А. Исследование показателей полового диморфизма и гендерной идентификации у спортсменок / К.А. Бугаевский // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2017. - № 1. (4). - С. 93-96.

2. Горбунов, В.А. Контроль за тренировочной и соревновательной нагрузкой на специализированном этапе многолетней подготовки спортивного резерва в аэробике : учебное пособие / В.А. Горбунов. - Иркутск : Репроцентр А 1, 2008. - 84 с.

3. Дашкин, А.Х. Профилактическое обслуживание спортивного травматизма / А.Х. Дашкин, А.А. Алалыкин // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России : материалы Всерос. научно-практ. конференции (1214 октября 2015 г.) / Башкирский Гос. аграрн. ун-т. - Уфа, 2015. - С. 125-129.

4. Ковшура, Е.О. Профилактика травматизма на занятиях спортивной аэробикой в вузе / Е.О. Ковшура // Спорт и здоровье : материалы I Междунар. науч. конгресса. Т. 1. - СПб. : Олимп-СПБ, 2003. - С. 224-226.

5. Постоян, А.И. K-TAPING: инновационный метод лечения при травме голеностопного сустава / А.И. Постоян, А.Г, Королев // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 10-12.

6. Шапиро, К.И. Организация медицинской помощи при травмах опорно-двигательной системы : методические рекомендации [Электронный ресурс] / К.И. Шапиро, М.А. Максимова. -Санкт-Петербург, 1999. - http://booksee.org/book/389701. - Дата обращения: 19.11.2017.

REFERENCES

1. Bugaevskiy, A.K. (2017), "Study of indicators of sexual dimorphism and gender identification of female athletes", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (4), pp. 93-96.

2. Gorbunov, V.A. (2008), Monitoring of training and competition load on a dedicated stage in the long-term training of sports reserve in aerobics: study guide, Reprotsentr A 1, Irkutsk.

3. Dashkin, A.H. and Alalykina, A.A. (2015), "Preventive service sports injuries", Scientific and practice conference (12-14 October 2015), Bashkir State Agrarian University, Ufa, pp. 125-129.

4. Kovsura, E.O. (2003), "Preventing injuries on the sports aerobics", conference "Sport and Heath", SPB-Olimp, St. Petersburg, Vol. 1, pp. 224-226.

5. Postoyan, A.I. and Korolev, A.G. (2015), "K-TAPING: an innovative method of treatment for the ankle injury", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (1), pp. 10-12.

6. Shapiro, K.I. and Maksimova, M.A. (1999), "The Organization of medical care for injuries of the musculoskeletal system", St. Petersburg, available at: http://booksee.org/book/389701.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.11.2017

УДК 316.422

ПАРАМЕТРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК КРИТЕРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ МОДАЛЬНОСТИ И КОГЕРЕНТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Елена Сергеевна Киселёва, кандидат технических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Татьяна Сергеевна Беспалова (Зацарная), преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Аннотация

Известно, что информатизация образовательного процесса заключается в усилении роли информации и информационных потоков, в интеграции педагогических и информационных

технологий при доминирующей роли первых; наиболее типичным примером такой интеграции является дистанционное обучение, позволяющее реализовать идею непрерывного образования ("образования через всю жизнь"). Информатизация образования позволяет решить на новом уровне многие социально-педагогические проблемы, в том числе индивидуализацию и дифференциацию обучения, реализацию идеи непрерывного образования, повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся и т.д. Также известно, что системы компьютерной поддержки образовательной деятельности включают информационные системы учебного назначения (педагогические программные продукты) и электронные образовательные ресурсы. Авторами настоящей статьи обосновано, что параметры, отражающие информатизацию дидактического процесса, характеризуют, прежде всего, такие аспекты образовательной среды, как её модальность и когерентность.

Ключевые слова: дидактический процесс, информатизация, образовательная среда, модальность, когерентность.

DIDACTICAL PROCESS COMPUTERIZATION PARAMETERS AS CRITERIONS

FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT MODALITY AND COHERENCE

ASSESSMENT

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of technical sciences, lecturer,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar, Tatiana Sergeevna Bespalova (Zatsarnaya), the teacher, Volgograd State Socially-Pedagogical University, Volgograd

Annotation

It is known, that the educational process computerization requires the information and informational processes role amplification, pedagogical and informational technologies integration with leading role of pedagogical technologies; the most representative example is distant education, allowed to realize the recurrent education idea (education throw whole life). The education computerization allowed to solved at new level the majority of socially-pedagogical problems, such as learning individualization and differentiation, recurrent education idea implementation, beings independent work efficiency increasing etc. Also, well known, that the educational activity computer support systems included educational destination computer-aided systems (pedagogical software) and informational-educational resources. The authors of current paper proved, that the parameters reflected the didactical process computerization, characterized, at first, such educational environment aspects, as its modality and coherence.

Keywords: didactical process, computerization, educational environment, modality, coherence.

ПОСТАНОВКА И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Известно, что информатизация образования - одна из важнейших тенденций его развития, а также значимый механизм решения многих социально-педагогических проблем [1-5]. Она стала социокультурной реальностью, что потребовало научного осмысления данного процесса. Специалисты Кубанского государственного технологического университета выделили критерии информатизации образовательного процесса, а также параметры учебно-информационного взаимодействия на базе портала дистанционного обучения (представлены в работе [1]). Параметры информатизации образовательного процесса условно разделены на шесть групп: показатели мониторинга учебной деятельности обучающихся, качество информационно-образовательных ресурсов, степень обеспеченности системами компьютерной поддержки образовательного процесса (аппаратным обеспечением и программными продуктами), насыщенность арсенала методов, средств и приёмов (в целом - регулируемых факторов) формирования информационной компетентности обучающихся, степень применения систем компьютерной поддержки образовательного процесса (в том числе информационно-образовательных ресурсов), влияние информатизации образовательного процесса на формирование компонентов социально-профессиональной компетентности обучающихся; учебно-информационное взаимодействие оценивают по следующим критериям: функциональность, надёжность, безопасность, технологичность,

эргономичность и совместимость.

В то же время, анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время параметры, отражающие информатизацию дидактического процесса, практически не учитывают при диагностике образовательной среды, хотя педагогическая наука (а также практика управления качеством образования) нуждается в уточнении критериев оценки образовательных сред, особенно с учётом их трансформации в информационно-образовательные среды. Проблема исследования состоит в вопросе, возможно ли на основе оценки параметров информатизации дидактического процесса диагностировать состояние образовательной среды? Цель исследования - выявление взаимосвязи между параметрами информатизации дидактического процесса, модальностью и когерентностью образовательной среды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С точки зрения авторов настоящей статьи, параметры, отражающие информатизацию дидактического процесса, характеризуют, прежде всего, такие аспекты образовательной среды, как её модальность и когерентность. Это обусловлено тем, что информационно-образовательная среда обладает принципиально иным развивающим потенциалом, чем "традиционная" образовательная среда; информационно-технологическое обеспечение дидактического процесса детерминирует возможности для учебной деятельности обучающегося, а применение современных информационных технологий, по сути, есть использование накопленного социокультурного потенциала информационного общества.

Известно, что модальность отражает развивающий потенциал образовательной среды [2, 5]. Развивающий потенциал информационно-образовательной среды связан как с социальным окружением обучающегося (педагогическими работниками и студентами), так и с информационно-технологическим обеспечением. С точки зрения авторов настоящей статьи, развивающий потенциал коллектива студентов можно отразить таким критерием, как информационная компетентность студенческого коллектива:

^ = птвср + 0,75' побр<з + 0,5' пр,ш + 0,25' пс«,, где аргументы - соответственно число студентов с творческим (высшим) уровнем информационной компетентности, образованности, грамотности и ситуативном (низший, или "нулевой" уровень не учитывают).

Но известно, что важнейшим условием информатизации образования является не только информационная компетентность обучающихся, но, прежде всего, информационная компетентность педагогов [1, 3]. Модальность педагогического коллектива V. ч,-

Р = Чтвср + 0,75' чобраз + ^ 0,51 + ^ 0,251, где аргументы - соответственно число научно-

1-1 1=1

педагогических работников с творческим уровнем, уровнем образованности, грамотности и ситуативным уровнем информационно-дидактической компетентности.

Развивающий потенциал информационно-образовательной среды в значительной мере зависит от уровня (качества) систем компьютерной поддержки дидактического процесса; такие системы включают компьютерные программы универсального и специализированного назначения (соответствующие предметным научным областям, например, системы моделирования электрических схем), компьютерные системы учебного назначения (педагогические программные продукты, например, обучающие системы) и информационно-образовательные ресурсы. Модели и методы оценки качества электронных образовательных ресурсов, в том числе их важнейшей составляющей - сэмпл-библиотек, разработаны современными специалистами [3]. Индикаторные переменные для оценки степени обеспеченности системами компьютерной поддержки образовательного процесса (аппаратным обеспечением и программными продуктами) также выделены и обоснованы [1].

Когерентность образовательной среды отражается, прежде всего, её использованием ресурсов социума более высокого уровня иерархии, помимо ориентированности на выполнение социального заказа [2, 4, 5]. Очевидно, что информационно-образовательные среды используют, прежде всего, современные информационные технологии, включая методы работы с информацией. Пусть Q - множество информационных технологий, применяемых информационно-образовательной средой, L - множество связей между ними либо с технологиями человеческой деятельности, R - множество методов работы с информацией ( прежде всего, обработки информации), применяемых образовательной средой, тогда

q = P(Q), I = P(L) и r = P(r) - соответственно число применяемых технологий, связей и методов (здесь: Р - мощность множеств). Данные показатели можно считать критериями использования образовательной средой ресурсов социума, т.к. они отражают богатство и системность применяемого инструментария. По поводу взаимосвязей напомним: информационные технологии интегрируются как друг с другом, так и с технологиями соответствующих сфер деятельности. Например, симбиоз технологии баз данных и сетевых технологий - распределённые базы данных, педагогических и сетевых технологий - дистанционное обучение, тестовых и компьютерных технологий - компьютерное тестирование (в том числе адаптивное) и т.д. Кроме того, одной и той же информационной технологии могут соответствовать разные методы обработки информации. Например, технологиям искусственного интеллекта может соответствовать множество нейросетевых методов обработки информации, системно-когнитивный анализ (в том числе решающие правила), генетических и роевых алгоритмов и т.д. Или, например, вычислять уровень подготовленности группы обучающихся можно на основе традиционного статистического метода (эмпирического усреднения), а можно - на основе метода каменистой осыпи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация образования - многогранный социокультурный феномен, что обусловливает возможность учета её параметров при диагностике образовательной среды [15]. Для авторов настоящей статьи очевидно, что на смену диагностике параметров образовательных сред должна идти диагностика параметров информационно-образовательных сред (интегративные характеристики, безусловно, будут теми же, но индикаторные переменные для каждой из них будут другими).

Данная работа - логическое продолжение исследований, ранее проводимых авторами (отражены в работах [1, 3]). Перспективы развития работы - обоснование возможности применения генетических и роевых алгоритмов для моделирования учебной деятельности обучающихся в информационно-образовательных средах.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вязанкова, В.В. Квалиметрическая диагностика степени информатизации образовательного процесса / В.В. Вязанкова, М.Л. Романова // Открытое образование. - 2013. - № 4 (99). - С. 4-8.

2. Изотова, Л.Е. Модели зрелости педагогических систем / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 51-55.

3. Шапошникова, Т.Л. Сэмпл-технологии дистанционного обучения в учебно-экспериментальной деятельности студентов / Т. Л. Шапошникова, Е.А. Котлярова, М.Л. Романова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 16-19.

4. Chow, K.M. "Differences in Learning Style Preferences: A Study of Mainland Chinese College Students Studying in Hong Kong" / K.M. Chow // British Journal of Education, Society and Behavioral Science. - 2016. - Vol. 18. - No 3. - P. 1-15.

5. Nenad, S. Efficiency of SRI Model of Learning/ Nenad S. // British Journal of Education, Society and Behavioral Science. - 2016. - No 3. - Vol. 18. - P. 31-45.

REFERENCES

1. Vyazankova, V.V. and Romanova, M.L. (2013), "Qualimetry assessment of educational process level computerization", Otkrytoe obrazovanie, No 4, Vol. 99, pp. 4-8.

2. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Models of pedagogical systems maturity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 115, pp. 51-55.

3. Shaposhnikova, T.L., Kotlyarova, E.A. and Romanova, M.L. (2016), "Sample technologies of distance education in students learning-experimental activity", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 10, pp. 16-19.

4. Chow, K.M. (2016), "Differences in Learning Style Preferences: A Study of Mainland Chinese College Students Studying in Hong Kong", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, No 3, Vol. 18, pp. 1-15.

5. Nenad, S. (2016), "Efficiency of SRI Model of Learning", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, Vol. 18, No 1, pp. 31-45.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.11.2017

УДК 796.011.1

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ СПОРТИВНОЙ

МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ

Андрей Александрович Клименко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар; Илья Владимирович Штайн, соискатель, Кубанский государственный университет, г. Краснодар; Акоп Карписович Семерджян, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация

Актуализирована проблема организации взаимодействия семьи и образовательной организации по проблеме физического воспитания детей в аспекте формирования и поддержания у них мотивации занятий спортом.

Приведены общие характеристики и компоненты воспитательного потенциала семьи. Описано содержание эмпирического исследования, направленного на определение реального участия родителей в физическом воспитании детей.

На основе полученных результатов обоснованы ведущие направления деятельности образовательной организации по повышению эффективности использования воспитательного потенциала семьи в физическом воспитании детей.

Ключевые слова: воспитательный потенциал семьи; физическое воспитание; формирование спортивной мотивации; эмпирическое исследование; педагогическое взаимодействие.

INVESTIGATION OF PARTICIPATION OF PARENTS IN FORMING SPORTS MOTIVATION OF CHILDREN

Andrey Alexandrovich Klimenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Agricultural University, Krasnodar; Ilya Vladimirovich Stein, the competitor, Kuban State University, Krasnodar; Akop Karpisovich Semerdzhyan, the candidate of technical sciences, senior lecturer, department chairman, Kuban State Agricultural University, Krasnodar

Annotation

The problem of organization of interaction between the family and the educational organization on the issue of physical education of the children in the aspect of forming and maintaining motivation for sports

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.