УДК 316.422
ПАРАМЕТРЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КРИТЕРИИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-
математических наук, профессор, Елена Анатольевна Котлярова, аспирант, Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Авторами обосновано, что параметры, отражающие сформированность компетенций участников социально-педагогического взаимодействия, характеризуют большинство аспектов образовательной среды. Это обусловлено тем, что образовательная среда - социальная система, а для социума его состояния - одновременно и результаты его поведения, и факторы будущих состояний (последующие состояния социальной системы всегда зависят от предыдущих состояний). Кроме того, субъекты социально-педагогического взаимодействия (менеджеры образования, педагогические работники и обучающиеся) - главная составляющая образовательной среды любого профиля и уровня социальной иерархии. Идея диагностики образовательной среды, основанной на оценке сформированности компетенций участников социально-педагогического взаимодействия, полностью гармонирует с современными модельными представлениями о ней. Полученные результаты могут быть теоретической основой для дальнейшего научного осмысления проблемы повышения эффективности личностно-профессионального развития обучающегося в условиях образовательной среды.
Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, диагностика, образовательная среда.
PARAMETERS OF COMPETENCIES OF TUTORS AND STUDENTS AS CRITERIA
FOR ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical
and mathematical sciences, professor, Elena Anatolievna Kotlyarova, the postgraduate student, Teona Guladievna Tedoradze, the postgraduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The author proved that the parameters reflected the socially pedagogical interaction participants' competencies completeness, characterize the educational environment majority aspects. It was determined by that fact, that the educational environment is social system, and for the society its state is synchronously its behavior results and its future states factors (the social system future states always determined by past states). Additionally, the socially pedagogical interaction participants, such as managers in education, pedagogical workers and students, are main component of the educational environment of every kind and social hierarchy level. The idea of the educational environment assessment, based on socially pedagogical participants competencies completeness evaluations, is in full accordance with the modern models about it. The received results may be the theoretical foundation for the perspective scientific recognition of the problem of efficiency increasing of the personally professional development in the educational environment.
Keywords: competencies, personally-professional abilities, assessment, educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время известно, что образовательная среда - главный внешний (социально обусловленный) фактор развития личности обучающегося [1-4]. С другой стороны, образовательная среда - социальная система, поэтому она во многом детерминирована индивидами, входящими в неё (участниками социально-педагогического взаимодействия -менеджерами образования, педагогами, обучающимися и т.д.). Очевидно, что социальная
система не может быть лучше (но может быть хуже), чем её составляющие индивиды. Напомним, что ведущей составляющей образовательной среды, как социальной системы, является человек.
Образовательная среда многоаспектна. В настоящее время выделены такие её параметры, как модальность, широта, интенсивность, осознаваемость, обобщённость, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность, структурированность, устойчивость, безопасность, эффективность, надёжность и зрелость [1].
Сложность моделирования и диагностики образовательных сред состоит в том, что она, с одной стороны, детерминирована составляющими индивидами (их личностно-про-фессиональными характеристиками), с другой стороны, является фактором-детерминантом становления личности её субъектов. Образовательная среда не может быть эффективной и конкурентоспособной, если её субъекты (не только менеджеры образования и педагоги, но и обучающиеся) не обладают высоким уровнем развития компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств, т.е. такая социальная среда не может обладать высоким развивающим потенциалом. Это в равной мере верно для всех участников социально-педагогического взаимодействия. Компетенции и личностно-профессиональные качества - подсистемы социально-профессиональной компетентности, изоморфные ей, т.е. включающие одни и те же функциональные компоненты - операционный, мотивационно-цен-ностный, рефлексивный и поведенческий [2].
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время параметры, отражающие сформированность компетенций участников социально-педагогического взаимодействия, не в должной мере учитывают при диагностике образовательной среды, хотя именно социальный компонент образовательной среды является ведущим. Проблема исследования - вопрос: возможно ли на основе оценки параметров компетенций участников социально-педагогического взаимодействия диагностировать состояние образовательной среды? Цель исследования - выявление взаимосвязи между параметрами сформированности компетенций субъектов социально-педагогического взаимодействия и характеристиками образовательной среды. Актуальность решения указанной проблемы и достижения поставленной цели детерминирована ведущей ролью образовательной среды в развитии личности обучающегося; более того, важнейший целевой ориентир (следовательно, и смысл существования!) образовательной среды - развитие личности обучающегося, а без диагностики компетенций невозможно оценить его достижение.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, оценка компетенций и личностно-профессиональных качеств участников социально-педагогического взаимодействия позволит диагностировать, прежде всего, модальность образовательной среды, т.е. её развивающий потенциал. Образовательная среда будет модальной для развития, прежде всего, тех компетенций (лич-ностно-профессиональных качеств) отдельного обучающегося, которые на высоком уровне в целом сформированы у субъектов социальной системы. Например, если в образовательной среде значительное число индивидов обладают высоким уровнем информационной компетентности, то такая среда будет высокопотенциальной (модальной) для становления информационной компетентности отдельного обучающегося.
Модальность образовательной среды, точнее, коллектива обучающихся, для становления избранной компетенции (личностно-профессионального качества):
« = N + 0,8 • N + 0,6 • N + 0,4 • N + 0,2 • N , где аргументы в формуле - соответственно
число обучающихся с высшим, высоким, выше среднего, средним и низким (но не низшим) уровнями развития избранной компетенции (личностно-профессионального качества). Более точная модель, безусловно, должна учитывать взаимосвязь компетенции (лич-ностно-профессионального качества) с сопряжёнными составляющими социально-
профессиональной компетентности. Например, взаимосвязаны (следовательно, будут и сопряжёнными в развитии) иноязычная компетенция и коммуникативная компетентность, толерантность и конфликтологическая компетентность, готовность к исследовательской деятельности и информационная компетентность [2, 3].
Метод теории пределов позволяет ограничить роль объектов (в расчёте интегрального показателя) с недолжными уровнями качества, поэтому усовершенствованная модель
N4 N
расчёта выглядит следующим образом: а — Л1 + 0,8 • Л2 + 0,6 • Л3 + Г 0,4' + Г0,2' .
1-1 1-1
Если учитывать личностно-профессиональные параметры педагогов, имеющих отношение к соответствующему коллективу обучающихся, то модальность образовательной
среды А - а • ^ 1 + Г g (г )• / (г )|, где М - число педагогов, g и/- соответственно функции, детерминированные сформированность избранной компетенции у педагога и его психолого-педагогической (дидактической) компетентностью, т.е. готовностью применять методы, средства и технологии обучения для формирования компетенций у обучающихся.
Эффективность образовательной среды состоит, прежде всего, в том, чтобы при затратах одних и тех же ресурсов (прежде всего - временных) достичь наибольшего лич-
ностно-профессионального развития обучающихся, т. е. наибольшего прироста (продвиже-
// / а -а
ния) их компетенций или личностно-профессиональных качеств: £ — , где Т -
время обучения (подготовки), аргументы в числителе - соответственно сформированность компетенции у группы обучающихся на завершающем и начальном этапах обучения. Например, срок подготовки бакалавра составляет 4 года. Если сформированность компетенции у группы обучающихся оценена по шкале отношений, то эффективность образова-
а
тельной среды вычисляют следующим образом: £ — ~.
Т •а
Надёжность образовательной среды должна заключаться, прежде всего, в том, что она демонстрирует стабильно высокие результаты в обучении и воспитании, т.е. в формировании компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся. Известно, что надёжность системы - вероятность её бессбойного функционирования [1, 3]. Но различные результаты функционирования (в нашем случае - формирование компетенций и личностно-профессиональных качеств обучающихся) система может демонстрировать с различной вероятностью, поэтому для оценки надёжности образовательной среды необходимо применять метод каменистой осыпи. В таком случае, надёжность образовательной среды по формированию у обучающихся избранной компетенции равна Н, если не менее чем в Н процентах случаев сформированность компетенции у группы составляла не менее
чем ^ (Н) в каждом. Поскольку "в идеале" в 100% случаев сформированность компетенции у группы должна составлять не менее 10 (если вести расчёт в соответствии с теорией пределов), то 0,1 • Н.
Возникает правомерный вопрос: по какому параметру более целесообразно оценивать надёжность образовательной среды - по продвижению сформированности компетенции у группы обучающихся или по её сформированности у группы на завершающем этапе обучения? Безусловно, по сформированности на завершающем этапе обучения. Надёжно функционирующая образовательная среда должна заботиться как об отборе обучающихся (например, вуз - о привлечении и отборе лучших абитуриентов), так и об их дальнейшем успешном развитии. Активность образовательной среды - её влияние на социум более высокого порядка; данное влияние заключается, прежде всего, в "поставку" в общество
индивидов (выпускников) с должными уровнями компетенций. Следовательно, социальная активность образовательной среды в течение избранного периода времени
а = n + n + и , где аргументы в формуле - соответственно число выпускников с высшим, высоким и выше среднего уровнями развития компетенции. Наиболее просто производить оценку широты образовательной среды: 3 = N +M, где аргументы - соответственно число обучающихся и педагогов (менеджеры образования, как правило, также занимаются педагогической деятельностью). Безопасность образовательной среды
f + 0,75 • f2 + 0,5 • f3 + 0,25 • f4 p = —-—-—-— , где аргументы в числителе - соответственно
M + N
число участников социально-педагогического взаимодействия с высшим, высоким, средним и низким (ниже среднего) уровнями толерантности. Более точная диагностика безопасности образовательной среды, безусловно, должна учитывать также конфликтологическую, правовую и коммуникативную компетентность субъектов социально-педагогического взаимодействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-профессиональная компетентность - многогранный социокультурный феномен, что обусловливает возможность учета параметров её подсистем (компетенций и личностно-профессиональных качеств) при диагностике образовательной среды (безусловно, учитывать необходимо все категории участников социально-педагогического взаимодействия - менеджеров образования, педагогов, обучающихся и т. д.). Безусловно, полноценная диагностика, как каждого отдельного аспекта образовательной среды, так и социальной системы в целом, требует учёта и других её компонентов, помимо социального (социально-психологического). Но необходимо помнить, что человек - руководящий (ведущий) фактор в любой социальной системе. Так, например, методы обучения и успешность их применения в решающей мере зависят от методической и информационно-дидактической компетентности педагога. Или, например, материально-техническое обеспечение образовательной среды в решающей мере зависит от управленческой компетентности менеджеров образования. Перспективы исследования - создание информационно-вероятностных моделей взаимосвязи между параметрами образовательной среды и успешностью личностно-профессионального развития субъектов социально-педагогического взаимодействия.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зрелость социально-педагогических систем / И.С. Ворошилова, М.Л. Романова, З.А. Батчаева, Г.П. Кувшинова, З.Н. Чеккуева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 11. - С. 249-265.
2. Шапошникова, Т.Л. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач / Т.Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 370-384.
3. Шапошникова, Т. Л. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза / Т. Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 385-398.
4. Nenad, S. Efficiency of SRI Model of Learning / S. Nenad // British Journal of Education, Society and Behavioral Science. - 2016. - Vol. 18. - No. 1. - P. 31-45.
REFERENCES
1. Voroshilova, I.S., Romanova, M.L., Batchaeva, Z.A., Kuvshinova, G.P. and Chekkueva, Z.N. (2015), "Socially-pedagogical systems maturity", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo techno-logicheskogo universiteta, No 11, pp. 249-265.
2. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs theory as a mathematical base for socially-pedagogical problems solving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No. 8, pp. 370-384.
3. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Modern models and assessment methods of higher educational establishment graduate competitiveness", Nauchnyie trudy Ku-banskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 385-398.
4. Nenad S. (2016) "Efficiency of SRI Model of Learning", British Journal of Education, Society and Behavioral Science, Vol. 18, No. 1, pp. 31-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2018
УДК 316.422
ДИАГНОСТИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Татьяна Леонидовна Шапошникова, доктор педагогических наук, кандидат физико-
математических наук, профессор, Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка универсального инновационного метода диагностики поведенческого компонента компетенций и личностно-профессиональных качеств. Согласно современным воззрениям, поведенческий компонент - личный опыт индивида в соответствующих видах деятельности; данный компонент является доминирующим, т.к. смысл знаний, умений и мотивов - в успешной деятельности. В настоящее время выделены универсальные параметры, отражающие взаимосвязь между операционным и поведенческим компонентами компетенций и личностно-профессиональных качеств. Тем не менее, авторами настоящей статьи предложены и обоснованы ряд новых параметров, отражающих взаимосвязь операционного и поведенческого компонентов; их вычисление происходит на основе применения интегрального исчисления, а также методов математической статистики. Авторы настоящей статьи обосновали, что применение современных математических методов позволит комплексно всесторонне диагностировать поведенческий компонент компетенций и личностно-профессиональных качеств.
Ключевые слова: компетенции, личностно-профессиональные качества, поведенческий компонент, диагностика.
ASSESSMENT OF BEHAVIORAL COMPONENT OF COMPETENCIES AND PERSONALLY-PROFESSIONAL ABILITIES BASED ON MODERN MATHEMATICAL METHODS
Tatiana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, candidate of physical
and mathematical sciences, professor, Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of this study is to develop the universal innovative method of diagnosis of the behavioral component of the competencies and personally professional abilities. According to the modern views, a behavioral component - a personal experience of the individual in appropriate activities; this component