Korea", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 6, pp. 213-222.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.12.2017
УДК 316.422
АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Татьяна Сергеевна Беспалова (Зацарная), преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация
Цель исследования - разработка инновационного метода диагностики развивающего потенциала образовательной среды для обучающегося. Согласно современным воззрениям, образовательная среда - ведущий социокультурный фактор развития личности обучающегося, а модальность -интегративный параметр, отражающий её развивающий потенциал. Также известно, что модальность образовательной среды во многом детерминирована уровнем развития компетенций участников социально-педагогического взаимодействия. В то же время, для авторов настоящей статьи очевидно, что одна и та же образовательная среда может обладать различным развивающим потенциалом для обучающихся с различными уровнями компетенций, поэтому авторы предлагают разграничить понятия "абсолютная модальность" и "относительная модальность" образовательной среды. Авторами настоящей статьи предложены методы количественной диагностики относительной модальности образовательной среды, а также уточнены методы оценки абсолютной модальности.
Ключевые слова: образовательная среда, модальность, компетенции, развитие, диагностика.
ABSOLUTE AND RELATIVE MODALITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar, Tatiana Sergeevna Bespalova (Zatsarnaya), the teacher, Volgograd State Socially-Pedagogical University, Volgograd
Annotation
The purpose of investigation is elaboration of innovative assessment method for the development potential of educational environment for the studied. According to the contemporary reviews, the educational environment is a leading socio-cultural factor of the personal development and the modality is integrative parameter reflects its development potential. It is also well known, that the educational environment modality is dominantly determined by the level of development of the competences of the participants of the socially pedagogical interaction. However, the current article authors are sure that the educational environment may be characterized by the different development potential for the studied with the different competencies levels, that's why the authors offer to differentiate the terms "absolute modality" and "relative modality" for educational environment. The current research authors offered the educational environment relative modality assessment quantity methods, also reviewed the absolute modality assessment methods.
Keywords: educational environment, modality, competencies, development, assessment.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что образовательная среда -главный социокультурный фактор развития личности обучающегося [1-4]. Согласно современным модельным представлениям, главной характеристикой данной социальной системы является модальность - параметр, отражающий её развивающий потенциал [1, 3, 4]. Модальность образовательной среды в решающей мере детерминирована уровнем
развития компетенций (личностно-профессиональных качеств) частников социально-педагогического взаимодействия - как педагогов, так и обучающихся (последнее обстоятельство детерминировано тем, что коллектив обучающихся - также социальная система). Безусловно, понятие модальности аффилировано к соответствующим компетенциям, которые должны быть развиты у обучающихся. Так, например, образовательная среда может обладать огромным развивающим потенциалом для становления информационной компетентности обучающихся и низким - для формирования иноязычной компетенции. Согласно наиболее современным воззрениям (отражены в работах [2, 3]), потенциал коллектива обучающихся для становления некой анализируемой компетенции
й = п + 0.8 •« + 0.6 •« + 0.4 •« + 0.2 •« , где аргументы в формуле - соответственно число обучающихся, у которых анализируемая компетенция сформирована на уровне совершенства, профессионального владения, пороговом продвинутом, порогом и предпороговом уровнях. Более точный метод, основанный на теории пределов, ограничивает роль индивидов
с недолжными уровнями компетенции: Й = и + 0.8 • п2 + ^(0.6') + ^(0.4') + ^(0.2') .
В то же время, для авторов статьи очевидно, что вышеуказанные формулы отражают абсолютный, или объективно существующий потенциал образовательной среды. Но обучающиеся индивидуальны, следовательно, одна и та же образовательная среда может обладать различным развивающим потенциалом для обучающихся с различными уровнями компетенций. Так, например, студенту нефизкультурного вуза, являющегося мастером спорта, занятия по физической культуре будут "скучны"; такой студента в аспекте физической культуры личности существенно превосходит любого из своих товарищей по группе. Или, например, для старшеклассника, серьёзно осваивающего иностранный язык, не будет модальным коллектив одноклассников, владеющих им на уровне, не превышающим требования школьной программы. Таким образом, в настоящее время разработаны методы оценки абсолютной модальности образовательной среды, чего нельзя сказать об относительной модальности. Проблема исследования - вопрос: каким образом разграничить понятия "абсолютная модальность" и "относительная модальность" образовательной среды? Цель исследования - разработка инновационного метода диагностики развивающего потенциала образовательной среды для обучающегося.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С точки зрения авторов, модальность образовательной среды для обучающегося
«л (0, ^ > г
т = ^ f (г - г), ¡' (г - г ) = < ' , где N - число обучающихся, г - уровень раз-
,=, ' ' ((г- г), г > г
вития компетенции у обучающегося (по линейной шкале!), г г - уровень развития той же компетенции у г'-го товарища по группе. Тогда относительную модальность образовательной среды определим в соответствии с методом каменистой осыпи (в наукометрии данный метод применяют для вычисления индекса Хирша): она равна т, если не менее чем для т процентов обучающихся индивидуальная модальность образовательной среды составляет
не менее чем я (т) для каждого, где я - наперёд заданная функция.
Более точная модель оценки индивидуальной и относительной модальности предполагает, что образовательная среда - поликультурная социальная система, и каждый индивид обладает индивидуальной системой знаний. Согласно "оптимистической" модели, образовательная среда обладает развивающим потенциалом даже для самого сильного из обучающихся, если он не владеет знаниями, которыми владеет хотя бы один из индивидов, аффилированных к образовательной среде. Пусть & - множество элементов знаний г -го
обучающегося, соответствующего '-й компетенции, тогда банк знаний группы обучающихся ^ = у ^ , где и - символ объединения множеств. Тогда индивидуальная модаль-
Р ( 5-5)
ность образовательной среды для /-го обучающегося М = 100 •-—, где Р - мощность
Р ( О
множества. Тогда относительная модальность образовательной среды равна М, если не менее чем для М процентов обучающихся индивидуальная модальность образовательной среды составляет не менее чем М для каждого. Вместе с тем, при диагностике абсолютной, относительной и индивидуальной модальности образовательной среды недопустимо игнорировать педагогических работников. Модальность образовательной среды для обучающегося И = (1 + т)(1 + Р) (1 + К) , где Р - модальность педагогического коллектива для
конкретного обучающегося, Я - модальность материально-технической базы для обучающегося (включая информационно-методическое обеспечение образовательного процесса). Данная формула обусловлена тем, что образовательная среда включает в себя на только социальный, но также пространственно-предметный и психодидактический (технологический) компоненты. Например, информационно-образовательная среда обладает высоким развивающим потенциалом, если её портал содержит мощные и доброкачественные электронные образовательные ресурсы. Приведём другой пример. Учащийся общеобразовательного учреждения является победителем городской олимпиады (например, по физике), но уровень педагогического коллектива учреждения явно недостаточен, чтобы успешно подготовить его к краевой олимпиаде.
В то же время известно, что социально-профессиональная компетентность индивида (ведущий детерминант его конкурентоспособности!) является многокомпонентной системой, в которой взаимосвязаны компетенции (личностно-профессиональные качества). Согласно современным воззрениям, конкурентоспособность индивида к = Ь , если не менее чем Ь процентов компетенций, соответствующих образовательной программе, сформированы на уровне не менее чем Ь процентов каждая [3]. Тогда модальность коллек-
N -1
тива обучающихся для конкретного индивида п = ^ Л (к - к) ,
/ =1
[0, к > к
Л (к - к) = < ' , где N - число обучающихся, к - уровень конкурентоспособ-
' [(й - к),к > к
ности у анализируемого обучающегося, к' - уровень конкурентоспособности у '-го товарища по группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенный метод диагностики модальности универсален, т. е. применим для образовательных сред всех профилей. В то же время, предложенный метод наиболее пригоден для низшего уровня социальной иерархии (образовательных микросред). Перспективы работы - обоснование информационно-вероятностных моделей развития обучающегося в образовательной среде.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Изотова, Л.Е. Модели зрелости педагогических систем / Л.Е. Изотова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 51-55.
2. Шапошникова, Т.Л. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач / Т.Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 370-384.
3. Шапошникова, Т. Л. Современные модели и методы диагностики конкурентоспособности выпускника вуза / Т. Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 385-398.
4. An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates / R. Iskander, L. Petta-way, L. Waller, S. Waller // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 1. - P. 244-248.
REFERENCES
1. Izotova, L.E. and Romanov, D.A. (2014), "Models of Pedagogical Systems Maturity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9, Vol. 115, pp. 51-55.
2. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs Theory as Mathematical Foundation for Socially-Pedagogical Problems Solving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 370-384.
3. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Modern Models and Assessment Methods of Higher Educational Establishment Graduate Competitiveness", Nauchnyie trudy Ku-banskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 385-398.
4. Iskander R., Pettaway, L., Waller, L. and Waller, S. (2016) "An Analysis of Higher Education Leadership in the United Arab Emirates", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 1, pp. 244-248.
Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 16.12.2017
УДК 796.922.093.642
ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ УДЕРЖАНИЯ ОРУЖИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ
ПОЛОЖЕНИЯ «СТОЯ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕЗУЛЬТАТ СТРЕЛЬБЫ В
БИАТЛОНЕ
Яна Сергеевна Романова, кандидат педагогических наук, заслуженный мастер спорта, Владимир Иванович Михалев, доктор педагогических наук, профессор,
Николай Степанович Загурский, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский Государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск
Аннотация
В статье рассмотрены варианты удержания винтовки в биатлоне в стрельбе из положения «стоя». Проведен сравнительный анализ результатов стрельбы при двух вариантах удержания винтовки из положения «стоя», полученных на стрелковом тренажере «Скатт». Полученные данные свидетельствуют о том, что при удержании «на пальцах» винтовка находится в более сбалансированном положении, при этом устойчивость системы «стрелок-оружие» выше на 5-15% по сравнению с удержанием «рогатка». Возвращение к этому варианту удержания винтовки позволит повысить качество стрельбы биатлонистов из положения «стоя».
Ключевые слова: стрельба из положения «стоя», стрелковый тренажер «Скатт», устойчивость системы «стрелок-оружие», результат стрельбы.
MAIN OPTIONS OF RETAINING WEAPONS WHEN FIRING FROM THE STANDING POSITION AND THEIR INFLUENCE ON THE RESULT OF SHOOTING
IN BIATHLON
Yana Sergeevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Honored Master of Sports, Vladimir Ivanovich Mikhalev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Nikolay Stepanovich Zagursky, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Annotation
In the article, the variants of holding a rifle in biathlon when shooting from the standing position are considered. A comparative analysis of the results of firing is carried out with two variants of holding the