Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ / СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каспаров Аскер Робертович, Савина Светлана Викторовна

В статье проводится анализ результатов мониторинговых исследований общественного мнения населения о деятельности полиции различными социологическими службами, который обусловлен содержанием и структурой возложенных на органы внутренних дел задач, соответствующих ожиданиям органов власти и граждан в поддержании необходимого уровня личной и коллективной безопасности, защищенности населения от различных угроз криминального характера, а также развитием направлений по совершенствованию технологий для укрепления уровня доверия и уважения общества к полиции. Создание положительного имиджа, как правило, способствует повышению престижа и, следовательно, уважения к авторитету и влиянию органов правопорядка. Позитивный образ сотрудника органов внутренних дел является важным фактором высокого рейтинга полиции среди других государственных институтов власти, что очень важно в современном информационном пространстве общественной жизни. Оценка общественного мнения также оказывает влияние и на высокий имидж сотрудника полиции, где его деятельность осуществляется в контексте процессов трансформации, происходящих в полиции. Эффективной формой и задачей мониторинга является получение социологической информации, позволяющей оценить проблему на федеральном и региональном уровнях. Делается вывод о том, что главным критерием любого мониторинга является получение социологической информации, позволяющей оценить факторы, условия, состояние и перспективы виктимизации, характер доверия граждан к деятельности полиции в вопросах обеспечения их имущественной и личной безопасности. Эффективным методом в научно-методическом совершенствовании исследования общественного мнения о полиции является размещение на постоянной основе в ведомственных средствах массовой информации и на официальном сайте МВД России в сети Интернет информационно-аналитических материалов. Результаты некоторых исследований составляют определенную информационную и аналитическую базу для официальной оценки правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY METHODS OF STUDYING PUBLIC OPINION ABOUT THE POLICE ACTIVITIES

The article analyzes the results of monitoring studies of public opinion on the activities of the police by various sociological services. This is due to the content and structure of the tasks assigned to the internal affairs bodies, consistent with the expectations of the authorities and citizens in maintaining the necessary level of personal and collective security, the protection of the population from various threats of a criminal nature, as well as the development of directions for improving technologies to strengthen the level of trust and respect of society for the police. The creation of a positive image, as a rule, increases the prestige and, therefore, respect for the authority and influence of law enforcement agencies. The positive image of an employee of the internal affairs bodies is an important factor in the high rating of the police among other state institutions of power, which is very important in the modern information space of public life. The assessment of public opinion also affects the high image of the police officer, where his activities are carried out in the context of the transformation processes taking place in the police. The effective form and task of monitoring is to obtain sociological information that allows assessing the problem at the federal and regional levels. It is concluded that the main criterion for any monitoring is the acquisition of sociological information to assess the factors, conditions, state and prospects of victimization, the nature of citizens' confidence in the police in matters of ensuring their property and personal security. An effective method in the scientific and methodological improvement of the study of public opinion about the police is the placement of information and analytical materials on an ongoing basis in departmental media and on the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Internet. Some studies provide information and analysis for the formal assessment of law enforcement.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ»

УДК [316.334.4:351.74]:303.425.6 ББК 60.5561.4 К 28

А.Р. Каспаров,

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар, Россия, e-mail: mr.kasparov.01@mail.ru

С.В. Савина,

филиал Адыгейского государственного университета, г. Белореченск, Россия, e-mail: svetlanka82.05.8@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье проводится анализ результатов мониторинговых исследований общественного мнения населения о деятельности полиции различными социологическими службами, который обусловлен содержанием и структурой возложенных на органы внутренних дел задач, соответствующих ожиданиям органов власти и граждан в поддержании необходимого уровня личной и коллективной безопасности, защищенности населения от различных угроз криминального характера, а также развитием направлений по совершенствованию технологий для укрепления уровня доверия и уважения общества к полиции.

Создание положительного имиджа, как правило, способствует повышению престижа и, следовательно, уважения к авторитету и влиянию органов правопорядка. Позитивный образ сотрудника органов внутренних дел является важным фактором высокого рейтинга полиции среди других государственных институтов власти, что очень важно в современном информационном пространстве общественной жизни. Оценка общественного мнения также оказывает влияние и на высокий имидж сотрудника полиции, где его деятельность осуществляется в контексте процессов трансформации, происходящих в полиции. Эффективной формой и задачей мониторинга является получение социологической информации, позволяющей оценить проблему на федеральном и региональном уровнях.

Делается вывод о том, что главным критерием любого мониторинга является получение социологической информации, позволяющей оценить факторы, условия, состояние и перспективы виктимизации, характер доверия граждан к деятельности полиции в вопросах обеспечения их имущественной и личной безопасности. Эффективным методом в научно-методическом совершенствовании исследования общественного мнения о полиции является размещение на постоянной основе в ведомственных средствах массовой информации и на официальном сайте МВД России в сети Интернет информационно-аналитических материалов. Результаты некоторых исследований составляют определенную информационную и аналитическую базу для официальной оценки правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: тенденции и закономерности, состояние и динамика уровня безопасности личности, совершенствование методик, деятельность полиции, общественное мнение.

A.R. Kasparov,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, Russia, e-mail: mr.kasparov.01@mail.ru

S.V. Savina,

Branch of Adyghe State University, Belorechensk, Russia, e-mail:

svetlanka82.05.8@mail.ru

CONTEMPORARY METHODS OF STUDYING PUBLIC OPINION ABOUT THE POLICE ACTIVITIES

Abstract. The article analyzes the results of monitoring studies of public opinion on the activities of the police by various sociological services. This is due to the content and structure of the tasks assigned to the internal affairs bodies, consistent with the expectations of the authorities and citizens in maintaining the necessary level of personal and collective security, the protection of the population from various threats of a criminal nature, as well as the development of directions for improving technologies to strengthen the level of trust and respect of society for the police.

The creation of a positive image, as a rule, increases the prestige and, therefore, respect for the authority and influence of law enforcement agencies. The positive image of an employee of the internal affairs bodies is an important factor in the high rating of the police among other state institutions of power, which is very important in the modern information space of public life. The assessment of public opinion also affects the high image of the police officer, where his activities are carried out in the context of the transformation processes taking place in the police. The effective form and task of monitoring is to obtain sociological information that allows assessing the problem at the federal and regional levels.

It is concluded that the main criterion for any monitoring is the acquisition of sociological information to assess the factors, conditions, state and prospects of victimization, the nature of citizens' confidence in the police in matters of ensuring their property and personal security. An effective method in the scientific and methodological improvement of the study of public opinion about the police is the placement of information and analytical materials on an ongoing basis in departmental media and on the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Internet. Some studies provide information and analysis for the formal assessment of law enforcement.

Keywords: trends and patterns, state and dynamics of personal security level, improvement of methods, police activity, public opinion.

Доверие как социальный фактор, основанный на сотрудничестве полиции и общества, должен отражать уверенность граждан в абсолютности законных требований полиции, т.е. презумпции общественного мнения, предписанного законом.

По полученным результатам ВЦИОМ «Работа полиции: доверие и оценки, уровень доверия российских граждан»[1], уровень доверия к сотрудникам полиции среди населения в период с 2017 по 2018 гг. в целом остался стабильным и составил 48%. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ, проведенный в период с 2015 по 2017 гг., позволил выявить динамику оценки правоохранительных органов по данному

показателю [1]. Так, уровень одобрения гражданами деятельности правоохранительных органов с 2015 по 2017 гг. значительно вырос за счет снижения значений показателя неодобрения их работы. Результаты исследования демонстрируют наличие у населения кредита доверия к правоохранительным органам, в том числе полиции, который характеризуется ростом уровня одобрения ее деятельности, что является важным ресурсом с точки зрения перспектив развития доверия и уважения общества к органам внутренних дел.

По данным ВЦИОМ, индекс оценок работы полиции остается практически неизменным: четверть наших сограждан (24%) оценивают

ее работу как «хорошо» или «очень хорошо» (молодежь и граждане, имеющие высшее образование, дают более высокие оценки, чем жители сел и люди со средним образованием и пенсионеры); каждый пятый (21%) оценивает деятельность полиции значительно ниже. Необходимо отметить, что за десять лет эта доля низкой оценки выросла вдвое (в 2005 г. было 13%). Пятая часть опрошенных респондентов (21%) судят более строго, давая негативные отзывы («плохо» или «очень плохо»). В целом же преобладают средние оценки (47%). Данные представлены на основании всероссийского опроса «Экспресс», в котором приняли участие 1 600 человек из 146 населенных пунктов 45 областей, краев и республик Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,5% [1].

Повышение информационной открытости МВД России, в том числе в сети Интернет, развитие сайтов, активизация работы пресс-служб на уровне центрального аппарата Министерства и в территориальных органах МВД России позволили переломить негативное восприятие населением отдельных аспектов деятельности органов внутренних дел. Данная тенденция в настоящее время закрепляется на региональном уровне с применением широкой общественности при обсуждении результатов изучения общественного мнения и их практической значимости. Доверие и сотрудничество граждан и полиции во многих случаях становится важным фактором в решении поставленных задач, что еще более усиливает ее авторитет и функциональную эффективность. Прозрачность, понятность и ответственность за свои действия сотрудников полиции, в конечном счете, могут оказать не менее сильное воздействие на общественное мнение, чем объективные статистические показатели снижения преступности. Отмечается, что на уровне Федерального закона закреплены принципы

открытости и публичности деятельности органов внутренних дел.

Деятельность полиции оценивается, в первую очередь, с позиций общественного мнения, защищенности граждан и степени удовлетворенности граждан работой сотрудников органов внутренних дел. Общественный контроль за органами внутренних дел способствует обеспечению законности, снижает уровень коррупции и положительно влияет на имидж органов внутренних дел.

Мнения участников, выявленные в ходе отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, обобщаются и учитываются при оценке деятельности подразделений органов внутренних дел и выработке управленческих решений по ее совершенствованию.

При МВД России и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции.

Достижение этих целей предполагается путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных

законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественное мнение в той или иной степени всегда влияет на деятельность органов власти. Очевидно, что наиболее высокая степень влияния общественного мнения -при демократической организации политической власти. Исследование же общественного мнения для официальной оценки эффективности деятельности органов внутренних дел стало осуществляться лишь относительно недавно.

Таким образом, эффективными формами совершенствования методик изучения мнения социума о деятельности полиции являются:

- создание координирующей системы не только по изучению общественного мнения о деятельности полиции с обозначенным вектором стратегических целей и задач, приоритетных направлений в этой сфере, но и обучению новым техническим возможностям, используемым при проведении исследования (интерактивные методы);

- трансформация ведомственной нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение мониторинга мнения общества о деятельности полиции;

- использование результатов изучения общественного мнения о деятельности полиции в управленческой деятельности.

Все вышеизложенное позволит получить дополнительные знания о причинах и условиях, порождающих преступность в конкретном субъекте Российской Федерации, спрогнозировать реакцию на управленческое воздействие и более эффективно скорректировать цели управления. Именно во мнении социума и отражаются настроения

граждан, их целевые установки, оценки, жизненные интересы.

Положительным фактом для развития научных исследований в этом направлении явилось и то, что результаты мониторинга стали доступными для общественности и средств массовой информации после того, как стали размещаться на официальном сайте МВД РФ.

В рамках нашего исследования мы предлагаем широко внедрять в систему сбора, обработки и использования полученной социологической информации опросы с помощью мобильных приложений, для чего необходимо разработать собственное ведомственное мобильное приложение.

Алгоритм действия, на примере мобильного приложения «Pollie», следующий [2].

В приложении достаточно просто впечатывать вопросы, с иллюстрациями или без, сразу добавлять необходимое количество ответов и прочее.

Актуальным является то, что пользователи могут делиться темой того или иного опроса мнения общества о деятельности полиции с другой аудиторией через WhatsApp, Telegram, Facebook, Mail и многое другое.

Пользователям удобно голосовать, перейдя по ссылке и выбрав ответ. Это требует наименьшего количества сил и времени и вызывает со стороны респондентов неподдельный интерес. С другой стороны, концепт «Приложение» позволяет быстро и качественно получить результат, установив необходимый временной отрезок для завершения социологического опроса.

Для достоверности результатов можно установить графики голосов, экспорт голосов, использовать свой собственный брендинг, пользовательское «Спасибо»-сообщение, перенаправление на URL по завершении, есть служба поддержки и прочее. Используются более 15 языков. Выборка позволяет охватить любую территорию и разный возраст.

Также в мобильном приложении опроса можно установить анонимную форму прохождения, что провоцирует на более правдивые ответы. Проводимые социологические опросы предлагается также обогащать подходящими иллюстрациями.

На наш взгляд, в постоянно меняющемся обществе и трансформирующемся мире с цифровыми технологиями грамотно разработанная платформа мобильного приложения или уже существующие приложения будут способствовать эффективной модернизации методических рекомендаций по совершенствованию порядка сбора, обработки и использования полученной социальной информации в интересах полиции.

В настоящее время граждане ориентированы на то, чтобы обращаться за предоставлением государственных услуг либо через портал единых государственных услуг, либо по предварительной записи.

Отрадно то, что положительное мнение граждан с каждым годом набирает обороты.

Реализуя один из федеральных принципов открытости ведомства, МВД по Республике Адыгея регулярно информирует общественность о своей деятельности. Посредством сети Интернет, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации сотрудники пресс-службы ведомства информируют общественность о наиболее резонансных преступлениях, административных правонарушениях, обстановке на дорогах республики, криминальных ситуациях. Помимо прочего, в средствах массовой коммуникации регулярно размещаются материалы профилактического характера. Вместе с тем остается интересным, какая информация более всего интересует население республики Адыгея (рис. 1). Аналогичный опрос мнения населения на регулярной основе проводится и на региональном уровне.

Оценивая динамику результатов мониторинга общественного мнения на основе исследований российских

социологических служб и организаций (ФОМ, ВЦИОМ, РГСУ, ФСО России по заказу МВД России), следует отметить, что в целом в общественном мнении наблюдаются положительные изменения о деятельности полиции, что свидетельствует о росте удовлетворенности граждан уровнем своей личной и имущественной безопасности.

В целях обеспечения поступательного роста доверия граждан к полиции необходимы: разработка современных социально ориентированных программ, 1Т-проектов, направленных на повышение престижа полицейской профессии и социального статуса сотрудника полиции; усиление социальной защищенности сотрудников и членов их семей; подготовка ведомственных нормативных правовых актов в области этической, психологической и профессиональной составляющих службы в органах внутренних дел.

Прежде всего, это необходимо в силу того, что доверие и приверженность социальным ценностям в правоохранительной сфере общественной жизни неразрывно связаны с общественно-политическим и экономическим благополучием российского общества.

Обозначенный в последние несколько лет тренд позитивного отношения к полиции, подкрепленный системными государственными мероприятиями по развитию правовой грамотности населения, сможет обеспечить сбалансированное развитие российского общества в ближайшие 10-15 лет. Такова психологическая цепь логических событий, порождаемая первичным положительным отношением граждан к полиции и морально-психологическим закреплением в сознании людей отношения к сотруднику полиции.

Создание положительного имиджа, как правило, способствует повышению престижа и, следовательно, уважения к авторитету и влиянию органов правопорядка. Позитивный образ сотрудника органов

внутренних дел является важным фактором высокого рейтинга полиции среди других государственных институтов власти, что очень важно в современном информационном пространстве общественной жизни.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что наличие доверительного отношения граждан к полиции способствует постепенной легитимизации «презумпции доверия», когда правомерные действия сотрудника полиции находят безусловное понимание и одобрение общества.

При планировании социальных акций и специальных проектов необходимо чаще проводить мероприятия, открывающие новые формы диалога между населением и органами внутренних дел, что будет способствовать укоренению в общественном сознании убежденности в том, что правоохранительные органы своей ежедневной работой обеспечивают «социальный иммунитет» и содействуют общественному благу.

Кроме того, необходимо демонстрировать на практике, что сотрудники органов внутренних дел ежедневно занимаются правоприменительной и правоохранительной деятельностью, и это должно формировать уверенность граждан в высоком уровне защищенности их от преступных посягательств.

Таким образом, анализ состояния безопасности и оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе результатов изучения общественного мнения позволил сформулировать следующие выводы:

1) результаты опроса 2018 г. демонстрируют, что 40% опрошенных уверены в защищенности своих частных и имущественных интересов;

2) испытывают доверие к органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности в 2018 г. 38,3% респондентов против 45,5%. Показатель доверия 2019 г. несколько ниже среднего значения 2017 г. (40,8% против 43,28%);

3) 35,3% граждан в 2019 г. признают деятельность полиции эффективной. Данный показатель, по сравнению с 2018 г., несколько снизился (37,7%);

4) согласно данным исследования 2018 г., тем или иным преступным посягательствам подвергались 9,1% респондентов; в 2017 г. этот показатель составил 11,1%;

5) по результатам исследования на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта в 2018 г. 36,9% граждан испытывают уверенность, что они защищены от противоправных посягательств (в 2017 г. - 36,7%).

Анализ средних показателей по федеральным округам показал, что за 2018 г. существенной разницы с общероссийскими показателями не зафиксировано. Срез социологических данных позволяет рассмотреть региональные различия в оценках деятельности органов внутренних дел. Так, группа регионов с высоким уровнем защищенности граждан от преступных посягательств отличается наибольшей стабильностью. Это Магаданская, Псковская области, а также г. Севастополь, Ханты-Мансийский АО - Югра, Чеченская Республика. Аналогичная стабильность присутствовала в указанных субъектах Российской Федерации и в 2019 г. К группе регионов-аутсайдеров по уровню защищенности относятся: Алтайский, Приморский, Забайкальский края, Республика Дагестан, Сахалинская, Челябинская, Свердловская, Нижегородская, Амурская и Кемеровская области.

Наименьший уровень доверия к полиции отмечен в республиках Дагестан и Ингушетия, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском и Приморском краях, Кемеровской, Свердловской, Сахалинской, Нижегородской и Московской областях. Высоким уровнем эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов населения

демонстрируют 7 регионов: Белгородская, Псковская, Омская, Тульская и Липецкая области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, которые сохранили те же позиции по сравнению с 2017 г. Кроме этого, большая часть регионов данной группы имеет положительную динамику темпов прироста указанного показателя, что говорит об уровне устойчивости. По показателю виктимности, согласно исследованиям 2018 г., наименьшие значения зафиксированы в республиках Калмыкия и Мордовия, Амурской, Липецкой, Курской, Московской, Брянской и Омской областях, Пермском крае и Чувашской Республике. Шесть субъектов, а именно: Чеченская Республика, г. Санкт-Петербург, Забайкальский и Хабаровский края, Республика Тыва и г. Севастополь, оказались среди «худших» регионов второй раз с 2017 г., но в целом отмечается позитивная динамика - снижение числа пострадавших. Не сомневаются в защищенности своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств на объектах транспорта жители Белгородской, Тюменской и Магаданской областей, республик Крым и Хакасия, г. Севастополя, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО - Югры. Наиболее низкие показатели - в Челябинской, Тверской, Амурской, Свердловской, Нижегородской, Кемеровской и Брянской областях, республиках Дагестан и Тыва, г. Москве.

В целом комплексный анализ состояния безопасности и оценки деятельности органов внутренних дел населением, учитывая результаты общественного мнения, позволяет охарактеризовать данную деятельность как удовлетворительную (годовое отклонение по пяти показателям оценки населением Российской Федерации деятельности полиции находится в пределах статистической погрешности и не более 3%).

Достоверная и регулярно собираемая информация о

межрегиональной дифференциации общественного мнения об уровне безопасности личности позволяет выявлять проблемные регионы, где уровень криминологической тревоги существенно превышает общероссийские показатели, а также обнаруживать наиболее благополучные регионы, где этот показатель низок и демонстрирует положительную динамику, а уровень доверия к органам полиции, наоборот, относительно высок.

Поэтому важно на завершающем этапе исследования акцентировать внимание на том, что проводимые по единой методологии и методике опросы позволяют сопоставлять данные, фиксировать общие закономерности и региональные особенности отражения общественным сознанием состояния и динамики преступности и практики борьбы с ней.

Это, безусловно, позволит получить дополнительные знания о причинах и условиях, порождающих преступность в конкретном субъекте Российской Федерации, спрогнозировать реакцию на управленческое воздействие и скорректировать цели управления.

Итог исследования: с учетом результатов исследования о деятельности сотрудников полиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, инспекции по делам несовершеннолетних необходимо ставить во главу угла именно правоохранительную направленность работы полиции.

Анализ результатов мониторинговых исследований мнения общества о деятельности полиции различными социологическими службами обусловлен содержанием и структурой возложенных на органы внутренних дел задач, соответствующих ожиданиям органов власти и граждан в поддержании необходимого уровня личной и коллективной безопасности, защищенности населения от различных угроз криминального характера, а также развитием направлений по

совершенствованию технологий для укрепления уровня доверия и уважения общества к полиции. При этом доверие как социальный фактор, основанный на сотрудничестве полиции и общества, должен отражать уверенность граждан в абсолютности законных требований полиции, т.е. презумпции общественного мнения.

С учетом имеющейся социологической информации об оценке населением деятельности полиции, полученной как в ходе опросов, так и иных социологических исследований в период 2017-2019 гг., в целях улучшения деятельности территориальных органов МВД России целесообразно продолжить работу по совершенствованию механизмов информационной открытости полиции, учитывая имеющиеся формы сотрудничества органов внутренних дел с населением и общественными региональными организациями и разрабатывая новые формы взаимодействия граждан с сотрудниками полиции.

Эффективным методом в научно-методическом совершенствовании исследования общественного мнения о полиции является размещение на постоянной основе в ведомственных средствах массовой информации и на официальном сайте МВД России в сети Интернет информационно-аналитических материалов.

Органам МВД России необходимо продолжить практику информирования населения в электронных

СМИ и сети Интернет о повседневной работе полиции, используя позитивные примеры деятельности сотрудников полиции.

Как показывает опыт, необходимо демонстрировать успехи сотрудников органов внутренних дел в ежедневной правоприменительной и правоохранительной деятельности, и это должно формировать уверенность граждан в высоком уровне защищенности их от преступных посягательств. С целью регулярного обсуждения актуальных проблем деятельности органов внутренних дел, в том числе и результатов социологических исследований по тематике правоохранительной деятельности, необходимо на постоянной основе использовать коммуникационные возможности круглых столов, фокус-групп с участием журналистского сообщества, общественных организаций и социологических центров, преподавателей и студентов социологических специальностей региональных высших учебных заведений.

Практической рекомендацией выступает необходимость шире использовать возможности ведомственных интернет-сайтов территориальных органов МВД России для создания региональных экспертных интернет-сообществ, где компетентное мнение сотрудников полиции и мнения пользователей сети Интернет, конструктивный диалог будут основой платформы взаимодействия граждан и полиции.

Примечания:

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: http: //wciom.ru.

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: http://wciom.ru/; Фонд Общественное мнение (ФОМ). URL: fom.ru; Институт социологии Российской академии наук. URL: www.isras.ru.

References:

1. All-Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM). URL: http://wciom.ru.

2. All-Russian Public Opinion Research Center (VTsIOM). URL: http://wciom.ru/; Public Opinion Foundation (FOM). URL: fom.ru; Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. URL: www.isras.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.