социологические Бойко Александр Валерьевич
науки СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...
УДК 316.334.4
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2017
Бойко Александр Валерьевич, кандидат социологических наук, заместитель начальника кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарский университет МВД России, Крымский филиал (295053, Россия, Симферополь, ул. академика Х.Х. Стевена, дом 14, e-mail: alex_boyko@hotmail.com)
Аннотация. Статья посвящена вопросам социологического обеспечения деятельности полиции в современных условиях. Социологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел входит в систему оценки эффективности оперативно-служебной и организационно-управленческой деятельности органов внутренних дел. Автором рассматриваются актуальные направления социологических исследований некоторых сторон деятельности органов внутренних дел с акцентом на возможности регулярного социологического мониторинга как средства оценки деятельности органов внутренних дел. Проведен анализ показателей, которые целесообразно учитывать при проведении социологического мониторинга результатов деятельности органов внутренних дел. К таким показателям относятся уровень доверия к правоохранительным органам как к социальному институту, так и на региональном и локальном уровне; оценка деятельности органов внутренних дел по основным направлениям; характер контактов населения c сотрудниками полиции, влияние опыта контактов c полицией на доверие к ней; готовность населения к сотрудничеству с полицией; ощущение безопасности исходя из оценки текущего уровнем преступности. Автор также обращает внимание на значимость деятельности подразделений по связям с общественностью, а также необходимости оптимизации их работы. Результаты социологических исследований предлагается учитывать при поощрении личного состава органов внутренних дел, на территории которых выявлены позитивные тенденции в изменении общественного мнения.
Ключевые слова: социологический мониторинг, виктимологический опрос, уровень криминогенности, параметры социологического мониторинга.
SOCIOLOGICAL MAINTENANCE OF POLICE ACTIVITYIN IN MODERN CONDITIONS
© 2017
Boyko Alexandr Valerievich, Ph.D in sociology, deputy chief of humanitarian
and socio-economical sciences chair Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Crimean branch (295053, Russia, Simferopol, street Academica H.H. Stevena, 14, e-mail: alex_boyko@hotmail.com)
Abstract. The article concerns to issues of a modern police system sociological support. The author displays some actual approaches in sociological research of law enforcements activities emphasizing on necessity of regular sociological monitoring conduct as evaluating tool of police efficiency. The analysis of police activity sociological monitoring indexes is taken which are: trust in police (institutional, regional, local levels) rate, police major activities evaluation, interaction between police and community, influence of interaction with police on trust level in law enforcements, readiness for cooperation with police, personal safety level subjective perception regarding on current crime rate evaluation. The author pays attention to the role of community policing units and a necessity of its optimization. It is proposed that results of sociological researches should be counted during encouraging police staff wherever the positive tendencies in changing public opinion are discovered.
Keywords: sociological monitoring, victimological survey, crime rate, sociological monitoring indexes.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процесс реформирования органов внутренних дел не может сводиться лишь к структурно-организационным изменениям. Важно поднять систему Министерства внутренних дел (далее МВД) Российской Федерации на качественно новый уровень в соответствии с ожиданиями общества, общественности, населения регионов России. В этом процессе важная роль отводится ведомственной социологии, которая за последние несколько лет раскрыла свои возможности и на пути исследования общественного мнения о деятельности полиции, и в анализе криминогенной ситуации, и в изучении внутренних отношений и проблем, которые присущи коллективам органов внутренних дел (далее ОВД) [1,2].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Институционализация социологического обеспечения деятельности полиции неразрывно связана с этапами ее развития и реформирования. Эта история относительно молода, так как первые серьезные попытки использования социологической теории и методологии были предприняты только в 70-е - 80-е годы XX века и имели в основном закрытый характер. Исследования носили несистемный, разрозненный характер и выполнялись на инициативной основе коллективами государственных учреждений и организаций, имевших разную ведомственную подчиненность.
В последние годы интерес к роли социологии в обе-
спечении основных направлений деятельности органов внутренних дел и функций возрос. Наряду с реализацией системного подхода к изучению общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, осуществляемого двумя ведущими организациями в области проведения социологических исследований и мониторингов: Всероссийским центром исследования общественного мнения и исследовательской организации «Левада-центр» проблемы методологии изучения количественных и качественных показателей отношения населения к работе правоохранительной системы, институализации социологического обеспечения оперативно-служебной и организационной деятельности ОВД актуализируются в работах А. Ситковского, О. Яковлева, А. Рахматуллина, С. Егорышева и других [2-4]. Вопросы изучения доверия населения, субъективного уровня защищенности от противоправных посягательств рассматривают А. Глухова, А. Иудин, Д. Шпилев [5]. О. Зуева, Н. Демидов рассуждают о влиянии качества и источников информации о деятельности ОВД на формирование социальных стереотипов и установок граждан [6]. Сравнительный анализ механизмов социального аудита деятельности правоохранительных органов, используемых в России и за рубежом приводит В. Ильченко [7]. На возможности использования социологического инструментария в проведении криминологических исследований указывают С. Лебедев, А. Кашкаров, А. Игнатов [8,9].
Социологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел входит в систему оценки эффективности оперативно-служебной и организацион-
Boyko Alexandr Valerievich sociological
SOCIOLOGICAL MAINTENANCE ... sciences
но-управленческой деятельности органов внутренних дел. Ведомственной социологии в контексте реформы МВД, по нашему мнению, следует сосредоточиться на четырех основных направлениях: 1) изучении общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и выработке решений по улучшению имиджа правоохранительных органов; 2) исследовании реальной ситуации в сфере соблюдения законности и обеспечения прав человека в деятельности патрульно-постовой службы, оперативных и следственных подразделений, службы участковых уполномоченных полиции, подразделений Главного управления по вопросам миграции; 3) изучении состояния правопорядка, проведении вик-тимологических исследований с целью оценки степени безопасности граждан и разработки мероприятий по ее усилению; 4) разработке социальных технологий как в сфере взаимодействия правоохранителей с различными категориями населения, так и в контексте работы с личным составом органов внутренних дел. Последнее, социально-технологическое направление, является весьма актуальным и принципиально новым ответвлением деятельности социологов. Оно требует отдельного и детального обсуждения. Ниже остановимся на некоторых направлениях, которые предусматривают систему постоянных измерений в режиме мониторинга общественного мнения или реального состояния взаимодействия полиции и населения.
Права человека и задачи социологов. Возможно, именно эта тема станет основной при разработке социально-правовых программ в сфере модели «community policing», предусматривающей активное привлечение территориальной общины при проведении мероприятий по пресечению и профилактике правонарушений, с учетом положительного международного опыта внедрения стандартов в полицейскую деятельность. С этой целью можно использовать возможности социологических мо-ниторингов общественного мнения, осуществляемых подразделениями МВД по связям с общественностью в соответствии с Порядком организации и проведения изучения мнения населения о деятельности полиции в территориальных органах МВД России на районном уровне, утвержденном приказом МВД России от 01.12.2016 № 777. Впрочем, примененный МВД в 2017 году инструментарий требует существенной доработки, так как разработанная анкета представляет весьма ограниченные возможности решения задач мониторинга общественного мнения о деятельности полиции. Представляется, что включение в анкету блока вопросов, касающихся соблюдения органами внутренних дел прав и свобод граждан, позволит существенно повысить качество получаемой в ходе мониторинга информации. Официальная статистика правонарушений и субъективные оценки населения по-разному отражают уровень обеспечения общественной и личной безопасности граждан. Официальная статистика, ее методология и методы сбора данных содержат в себе систематические ошибки, которые накапливаясь и совершаемые масштабно, искажают представление о состоянии соблюдения прав человека и роли правоохранительных органов в их обеспечении. Соответственно, это влияет и на возможности государства использовать институциональные средства измерения социального «пульса» общества. Однако комплексные исследования в рамках регулярных мониторингов общественного мнения позволяют сформировать более полную картину о проблемах, которые беспокоят население в сфере обеспечения правопорядка, получить более объективную оценку деятельности органов внутренних дел и точнее определять дисфункциональные проявления в их деятельности.
Новая ситуация с общественным порядком и адекватный ответ полиции на ожидания населения. Последнее десятилетие отмечено динамикой в изменении уровня преступности и общей стабилизацией криминогенной ситуации, особенно в сравнении с пиковы-384
ми показателями преступности в середине 90-х гг. [10]. Наблюдается падение показателей виктимизации населения. Параллельно, значительно повышается актуальность обеспечения общественного порядка в результате воздействия нескольких обстоятельств: во-первых, растет требовательность граждан к качеству жизни, и, по нашему мнению, эта психологическая установка будет сопровождать процесс социально-экономической стабилизации в стране и в дальнейшем; во-вторых, социальная дифференциация, хаотичная предпринимательская деятельность, дальнейшее распространение социально-негативных явлений (бродяжничество, алкоголизм, наркомания), неотъемлемые спутники переходного периода, негативно отражаются на состоянии общественного порядка; в-третьих, в результате действия первых двух факторов накапливается конфликтный потенциал, и значительная часть населения ищет защиты своих законных интересов, стремится получить поддержку государства в конфликтах с теми, кто нарушает общественный порядок [11]. Поэтому, законопослушные граждане обречены апеллировать к органам власти и ожидают вмешательства со стороны полиции.
Какие факторы наибольшим образом затрагивают интересы граждан по месту жительства? Весной 2017 года сотрудниками Крымского филиала Краснодарского университета МВД России было проведено пилотажное исследование в г. Симферополь в рамках отработки инструментария для использования в комплексном исследовании уровня криминализации процесса социальной адаптации мигрантов в Республике Крым. Анкетный опрос был определен как один из основных методов получения разнообразной информации, отражающей как характер социального восприятия мигрантов, форм социального взаимодействия (личного опыта), так и особенности субъективной оценки общей криминогенной ситуации в районе проживания, в том числе, и информации о факторах, влияющих на ее ухудшение. Полученные в рамках пилотажного исследования данные позволили говорить о таких фактах как: 1) нарушение тишины и покоя подростками, молодежью, связанное со злоупотреблением музыкальными устройствами, то же самое со стороны кафе, баров, пивных, которые расположены в жилых домах или в непосредственной близости; 2) пункты продажи самогона, наркотиков, которые размещаются и в частном секторе, и в многоэтажных домах, а также продажа алкоголя круглосуточно в киосках, факты продажи алкоголя и табачных изделий подросткам; 3) криминогенные места в микрорайонах (особенно в вечернее и ночное время), где собираются молодежные компании, маргинальные элементы; 4) цеховая, предпринимательская деятельность в квартирах или в непосредственной близости с жилыми строениями; 5) бродяжничество, ситуация на чердаках, в подвалах, в подъездах, которые не охраняются, в коллекторах и тому подобное, что связано с существованием реальной угрозы поджогов, мелких краж, антисанитарией; 6) самовольная застройка, гаражи.
Указанные факты впрочем, являются отражением сложившейся многолетней ситуации. Органы внутренних дел в определенной мере самоустранилась от активной профилактической работы и решения этих вопросов, сосредоточившись на раскрытии преступлений. Игнорирование интересов граждан по месту жительства в значительной мере вредит имиджу полиции. Люди не хотят понимать, почему полиция активно не занимается общественным порядком в широком смысле этого термина и не защищает интересы законопослушных граждан. Необходимо развивать новую философию правоохранительной деятельности и применять императив обеспечения защиты прав гражданина как потребителя определенного вида услуг от государства, означающего, что законопослушный гражданин всегда прав. Решительный разворот полиции к сфере общественного порядка и наведение его, прежде всего, на
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
социологические науки
Бойко Александр Валерьевич СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ...
улицах, во дворах, в домах возродит доверие населения и коренным изменит отношение к правоохранителям. Одновременно именно эта отрасль нуждается в увеличении численности правоохранителей: во-первых, необходимо пересмотреть количественные показатели численности участковых уполномоченных инспекторов полиции к численности населения на обслуживаемой территории, во-вторых, поднять значение должностей инспекторов по связям с населением, которые должны взять на себя практическую работу с населением, изучение запросов жителей районов, организацию советов микрорайонов по поддержанию общественного порядка и тому подобное. Конкретные технологии в сфере улучшения взаимодействия с населением, их практическая апробация должны разрабатываться и осуществляться при непосредственном участии специалистов в сфере социологии. Актуальным является вопрос внедрения в России систематического изучения преступности социологическими методами с использованием лучших международных практик. Виктимологические опросы населения имеют существенное значение для определения политики в сфере борьбы с преступностью и выступают вполне объективным барометром уровня криминоген-ности [12]. Они позволяют: во-первых, фиксировать абсолютные значения преступных посягательств по ряду общеуголовных преступлений; во-вторых, сравнивать соответствующие показатели с данными официальной уголовной статистики; в-третьих, следить за динамикой криминогенной ситуации и ее развития в регионах; в-четвертых, устанавливать уровень латентной преступности по разным составам преступлений; в-пятых, накапливать разнообразную информацию для вторичного криминологического анализа и разработки практических выводов и рекомендаций.
Социологический мониторинг общественного мнения как средство оценки деятельности ОВД. Общероссийский социологический мониторинг общественного мнения относительно деятельности ОВД предусматривает выборочные опросы населения, которые должны проводиться регулярно (не реже одного раза в год) по стандартизированным опросникам и с использованием схем, применяемым Всероссийским центром исследования общественного мнения и исследовательской организации «Левада-центр» [13,14]. Мониторинг целесообразно проводить по следующим группам показателей: 1) доверие к полиции; 2) оценка эффективности работы, положительных сторон и недостатков в деятельности отдельных сотрудников полиции, служб, территориальных подразделений, российской полиции как социального института; 3) состояние контактов населения с сотрудниками полиции, влияние опыта контактов на доверие к полиции; 4) готовность населения к сотрудничеству с полицией; 5) ощущение гражданами безопасности при текущем уровне преступности. Рассмотрим эти показатели более подробно.
Уровень доверия к органам полиции. Доверие к полиции - специфическое ощущение, которое основывается на рациональных представлениях о полиции как социальном институте и иррациональных стереотипах в сознания обычного человека. Важными источниками формирования имиджа полиции и чувства доверия (недоверия) являются мысленные образы отдельных ее сотрудников в плоскости таких интенций как человечность, порядочность, профессионализм. Для рядового гражданина важно прийти к собственному выводу о том, соблюдается ли закон самими представителями полиции, ставят ли они общественные интересы выше личных, одинаково ли защищают интересы всех граждан независимо от их социального статуса, делают ли они все возможное для обеспечения безопасности, прав и свобод простых граждан. Представления о полиции, которые формируют ощущение доверия (или недоверия), включают в себя не только «сухую» информационную составляющую и рациональное отношение к полиции
как социально полезному институту. Они подкрепляются полноценной гаммой экзистенциальных эмоций от ощущения безопасности и защищенности до страха и растерянности перед возможным произволом людей в погонах. Таким образом, методика измерения уровня доверия может включать систему различных показателей. Но они не могут затмить основного показателя, который традиционно фигурирует в массовых опросах населения. Следовательно, уровень доверия в эмпирическом выражении определяется: 1) процентом населения, в целом доверяющего полиции; 2) процентом населения, которое в целом не доверяет полиции; 3) процентом населения с полным доверием к полиции; 4) процентом населения с полным неверием в полицию.
Оценка работы полиции, положительных моментов и недостатков сотрудников полиции. Эти показатели могут быть как чисто количественные (в баллах), так и вербальные с числовыми дополнениями. Бесспорно, отдельные показатели тесно связаны с различными аспектами прямого и опосредованного взаимодействия респондентов с правоохранительными органами, а именно: 1) информированностью лица о направлениях и результатах деятельности полиции; 2) опытом личных контактов; 3) слухами о полиции, распространяемыми на конкретной территории. Оценки работы полиции важны как сами по себе, так и в соотношении с доверием (недоверием) полиции. Если полученные показатели доверия или недоверия к полиции верифицированы, реалистичны, то в таком случае они корреляционно связаны с оценками современной работы полиции. И наоборот, если уровень доверия к полиции слабо связан с оценками ее деятельности, это свидетельствует о наличии устоявшихся стереотипов доверия или недоверия.
Состояние контактов населения с сотрудниками полиции, влияние опыта контактов на уровень доверия к полиции. Фактически речь идет о группе показателей, включающих как частоту контактов, дифференцированных по направлениям работы служб и подразделений, так и касающихся эффективности этих контактов, последствий для респондентов, и готовность или нежелание иметь контакты в будущем. Опыт контактов с сотрудниками полиции имеет наибольшее влияние на формирование доверия населения к полиции. Поэтому важно иметь информацию о характере таких контактов за последний год (или два года) и их влияние на доверие / недоверие к институту полиции. Это позволит также оценить реальные масштабы сотрудничества и взаимопомощи между населением и органами внутренних дел. Полезно исследовать представления о полиции и уровень доверия отдельно среди тех респондентов, кто недавно контактировал с сотрудниками полиции, сравнив с соответствующими показателями среди тех, кто ранее не сталкивался с работой полиции, но имеет представление о полиции благодаря СМИ и рассказам других людей. Такое сравнение позволит отделить стереотипы от реалий, соприкасающихся представлений и прогнозировать дальнейшие изменения уровня доверия к полиции в российском обществе.
Готовность населения к сотрудничеству с полицией. Важно определить не только общую склонность к сотрудничеству, но и готовность сотрудничать в конкретных формах и на определенных условиях, например, за вознаграждение или бескорыстно. Готовность населения помогать полиции зависит от уровня доверия, от осознания необходимости таких действий, от представлений о намерениях других людей о сотрудничестве с полицией. Готовность лиц, которые стали жертвами преступления, обращаться в правоохранительные органы и мотивы таких обращений также касаются этой группы показателей.
Ощущение безопасности исходя из оценки текущего уровнем преступности. Эти показатели образуют совокупность субъективных индикаторов криминогенной ситуации. Оценка людьми уровня преступности, ощу-
Boyko Alexandr Valerievich SOCIOLOGICAL MAINTENANCE ..
sociological sciences
щение безопасности или страха в связи с потенциальной угрозой стать жертвой преступления тесно связаны с доверием или недоверием к полиции, общей оценкой ее деятельности. Критериями ощущения населением безопасности являются: 1) субъективные оценки населением уровня преступности по месту проживания как высокого, среднего или низкого; 2) степень беспокойства, связанного с текущим уровнем преступности; 3) личные опасения человека стать жертвой преступления.
Организация и методика проведения социологического мониторинга. Мониторинг можно проводить как на региональном, так и на общегосударственном уровнях. В последнем случае выборка респондентов для опроса должна быть репрезентативной для России в целом. Наиболее эффективный метод с точки зрения достоверности результатов - конфиденциальные интервью по месту проживания респондентов. При наличии средств можно проводить параллельно с общероссийским также региональные или другие локальные опросы общественного мнения о работе правоохранительной системы, используя стандартизированные опросники. Это позволит осуществить сравнительный анализ работы региональных, территориальных органов внутренних дел и сформулировать отдельные рекомендации для подразделений по связям с общественностью с целью повышение уровня доверия к полиции в том или ином регионе. Сравнение региональных и общероссийских результатов опроса может учитываться при поощрении личного состава ОВД тех регионов, которые достигли успеха в формировании партнерских отношений с населением. Также реальным средством выяснения качества работы ОВД по защите законных интересам сел граждан и восстановления справедливости является вторичный анализ служебной документации, отражающей фиксирующей характер заявлений и жалоб на работу полиции. Объектами мониторинга могут быть: 1) журналы учета приема граждан, их обращений и заявлений; 2) книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях 3) книга приема граждан; 4) книга жалоб и заявлений населения; 5) результаты служебных расследований; 6) жалобы населения на работников полиции в прокуратуру, органы местного самоуправления.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Имея широкий спектр методологических инструментов зондирования общественного мнения по вопросам правоохранительной и криминологической тематики ведомственная социология напрямую зависит от характера «заказа», формируемого руководством МВД России. Системные и масштабные социологические и междисциплинарные исследования общественного мнения сегодня регламентируются отдельными нормативно-правовыми документами, которые несмотря на свой эволюционный и в целом позитивный характер, еще далеки от совершенства, так как, прежде всего, нацелены на получение количественных данных по чрезвычайно ограниченному кругу вопросов. Возможно, в условиях оптимизации материальных затрат на научно-исследовательскую деятельность, проведение массовых, но содержательно ограниченных мониторингов частично оправдано. Таким образом, институализация социологического обеспечения деятельности ОВД пока что касается только проведения массовых мониторингов общественного мнения по весьма общим вопросам, в то время как специфические проблемы населения, отражающие взаимодействие граждан с правоохранительными органами, состояние соблюдения прав и свобод граждан, особенности субъективной оценки криминогенной ситуации на региональном и локальном уровнях остаются предметом инициативных исследований, в организации и проведении которых одним из основных препятствий является ограниченность материально-ресурсной базы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Демидов, Н. Н. Общественное мнение о деятельности полиции / Н. Н. Демидов, О. В. Зуева. -Волгоград : Изд-во ВА МВД России, 2011. - 112 с.
2. Ситковский А., Яковлев О. Развитие системы исследования общественного мнения о деятельности полиции // Популярно-правовой альманах МВД России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ormvd.ru/ pubs/102/the-development-of-public-opinion-research-on-police-activities/ (дата обращения: 15.10.2017).
3. Рахматуллин А. Ф. Модернизация подходов к оценке деятельности современных органов внутренних дел // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1 (27). С. 31-40.
4. Егорышев С. В. Социальный аудит органов внутренних дел: понятие и возможности / С. В. Егорышев // Евразийский научно-исследовательский институт проблем права [Электронный ресурс]. - URL: http://www. eurasniipp.ru (дата обращения: 06.10.2017).
5. Глухова А. А., Иудин А. А., Шпилев Д. А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 3. С. 56-80.
6. Зуева О. В., Демидов Н. Н. Влияние СМИ на оценку эффективности деятельности полиции (по результатам социологических исследований) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 3 (33).
7. Ильченко В.А. Взаимоотношения общества и полиции за рубежом и в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 1, с. 138141.
8. Лебедев С.Я. Перспективы криминологического обеспечения общественной безопасности и предупреждения преступности в Крымском федеральном округе// Актуальные вопросы обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности в Крымском федеральном округе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2016. С. 21-27.
9. Криминологическая характеристика и предупреждение неза- конного насилия в органах внутренних дел : научно-практическое пособие / А. Н. Игнатов, А. А. Кашкаров. - Краснодар : Краснодар- ский университет МВД России, 2017. - 152 с.
10. Результаты социологических исследований исполнения государством правоохранительной функции: оценки граждан и необходимые реформы. [Электронный ресурс]. URL:https://komitetgi.ru/upload-/iblock-/296A2969d-832e9da6543f4826a25938e3954.pdf (дата обращения: 23.09.2017).
11. Взаимоотношения полиции и граждан: исследование ФОМ по заказу МВД: криминальные угрозы, опасения россиян и их контакты с органами внутренних дел. [Электронный ресурс]. - URL: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11180 (дата обращения: 23.09.2017).
12. Бойко А.В. Формы общественного контроля за деятельностью ОВД: историческая ретроспектива и зарубежный опыт. Российский криминологический взгляд, №4(44).- М.,2015. - 1000с. С. 618-621.
13. Работа полиции: общественная оценка // Официальный сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. - URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113269 (дата обращения: 23.09.2017).
14. Институциональное доверие // Официальный сайт Левада-центра [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.levada.ru/2016/10/13/institutsionalnoe-doverie-2/ (дата обращения: 09.08.2017).
Статья поступила в редакцию 24.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
386
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)