Научная статья на тему 'Об общественном мнении населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области'

Об общественном мнении населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / МОНИТОРИНГ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / PUBLIC OPINION / MASS MEDIA / VALUATION CRITERIA / MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасов Р.В., Краило В.Н.

В статье на основе масштабного социологического исследования общественного мнения, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2012 г., анализируется состояние общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области. Проанализированы факторы, оказывающие перманентное воздействие на характер оценки профессиональной деятельности полиции со стороны общественности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Opinion About The Level Of The Population Security Of The Person And Work Of Interior Omsk Region

Based on of large-scale case study of public opinion conducted by the Foundation "Public Opinion" in 2012, in the article are analyzed the problems of the public opinion concerning the safety of the person and the Omsk region Interior agencies activity. Here are analyzed the factors permanently influencing the character of public valuation of the professional police activity.

Текст научной работы на тему «Об общественном мнении населения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области»

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

УДК 351.745 ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ

ОБ УРОВНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Public Opinion About The Level Of The Population Security Of The Person

And Work Of Interior Omsk Region * V.

Р. В. Черкасов - старший научный сотрудник группы по Западной Сибири филиала Всероссийского научно-исследовательского института МВД России по СФО, кандидат юридических наук;

В. Н. Краило - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела № 2 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России

R. V. Cherkasov - senior research man of the West-Siberian Group of the RF Interior Ministry All-Russia Research Institute, Candidate of Law Sciences;

V. N. Krailo - Senior Research Man of the Scientific Research Department № 2 of the RF Interior Ministry All-Russia Research Institute

Аннотация. В статье на основе масштабного социологического исследования общественного мнения, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2012 г., анализируется состояние общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области. Проанализированы факторы, оказывающие перманентное воздействие на характер оценки профессиональной деятельности полиции со стороны общественности.

Based on of large-scale case study ofpublic opinion conducted by the Foundation "Public Opinion” in 2012, in the article are analyzed the problems of the public opinion concerning the safety of the person and the Omsk region Interior agencies activity. Here are analyzed the factors permanently influencing the character ofpublic valuation of the professional police activity.

Ключевые слова: социологическое исследование, общественное мнение, средства массовой информации, критерии оценки, мониторинг.

Sociological research, public opinion, mass media, valuation criteria, monitoring.

Соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов российских граждан является основной целью деятельности всей системы МВД России, каждого сотрудника полиции. Как неоднократно указывал в своих выступлениях министр внутренних дел Российской Федерации В. И. Колокольцев, формирование партнерской модели взаимоотношений с обществом является основной задачей МВД. Речь идет, по сути, о введении гражданского контроля за правоохранительной деятельностью. Такой подход призван обеспечить откры-

тость и прозрачность работы МВД России, ответственность сотрудников полиции перед населением за качество оказанных правоохранительных услуг.

Федеральным законом «О полиции» (п. 6 ст. 9) определен один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции - общественное мнение. Одновременно диспозиции проекта предполагаемого приказа министерства о новых критериях оценки деятельности органов внутренних дел свидетельствуют, что итоговая комплексная оцен-

105

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1 (20)

ка субъекту правоохранительной деятельности будет выставляться экспертным советом МВД на основе заключения по результатам изучения общественного мнения и оценки по ведомственным показателям. При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, т. е. МВД России, будет являться генеральным заказчиком, определяющим формы и методы мониторинга соответствующего критерия через посредство сторонних организаций, институтов гражданского общества, различных социологических центров. То есть самостоятельно проводимые социологические опросы, как это было ранее, территориальными органами окружного, межрегионального, регионального и районного фактически исключаются.

В связи с новыми критериями оценки деятельности органов внутренних дел на основе материалов фонда «Общественное мнение»1 нами проанализировано состояние общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Омской области в 2012 г.

Исследование в рамках ежегодного мониторинга призвано выявить, что и как меняется в представлениях российских граждан об уровне безопасности личности в их городах и регионах, в различных контекстах повседневной жизни, растет или снижается криминологическая тревога - страх перед преступными посягательствами разного рода, эволюционируют ли (и если да, то как именно) суждения о полиции в массовом сознании.

Отслеживание межрегиональных различий и динамики изменений ситуации в субъектах РФ придает данным мониторинга особый практический смысл. Собираемая информация о межрегиональной дифференциации общественного мнения об уровне безопасности личности позволяет, с одной стороны, выявлять наиболее проблемные регионы, где уровень криминологической тревоги существенно превышает общероссийские показатели, а с другой - обнаруживать наиболее благополучные регионы, где этот

показатель низок, а уровень доверия к ОВД относительно высок. В одних случаях такая информация ориентирует на принятие экстренных мер по повышению эффективности работы полиции, в других - на заимствование полезного опыта, который может быть учтен в разных регионах страны. Да и в целом мониторинг общественного мнения во всех субъектах РФ, включающий в себя систему индикаторов удовлетворенности или неудовлетворенности населения различными аспектами криминологической ситуации и работой органов внутренних дел, представляет на выходе один из значимых критериев для оценки работы ОВД в регионах.

Согласно полученным данным, Омская область входит в число регионов, население которых сильно обеспокоено криминализацией российского общества (4-е место в РФ, или 68 % из числа опрошенных респондентов, тогда как в среднем по РФ этот показатель составил 55 %). У населения нашего региона особые опасения вызывают люди с явными психическими отклонениями - их боятся 86 % опрошенного населения, 87 % боятся уголовников; доля тех, кто боится экстремистских молодежных группировок, составляет 75 %, 86 % опасаются воров, 84 % - грабителей, 85 % - хулиганов, мошенников больше всего боятся также в Омской области - 79 %, опасаются вооруженных бандитов -90 %, 72 % населения опасаются вымогателей и шантажистов, 71 % - сексуальных насильников, 68 % - автоугонщиков.

Необходимо подчеркнуть, что по всем вышеперечисленным опасениям Омская область занимает первое место среди всех 83 регионов РФ. Однако не следует интерпретировать приведенные выше данные как массовую распространенность и острую актуализированность страхов среди населения. Настоящий опрос специально фокусировал внимание человека на данных проблемах. В этом отношении лишь очень сильные или очень беспечные люди могут с уверенностью сказать, что не боятся грабителя или рецидивиста. Тем не менее полученные данные

1 Сбор информации проводился методом выборочного исследования в течение 2012 г. во всех 83 субъектах РФ. В опросе участвовало взрослое население от 18 лет, граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, проживающие на территории субъектов РФ. Общий размер выборки составил 33 200 респондентов - по 400 респондентов в каждом субъекте РФ. Во всех субъектах использовалась территориальная трехступенчатая стратифицированная выборка домохозяйств, которая проходила в три этапа: на первом отбирались административные районы субъектов РФ, на втором - населенные пункты, на третьем - домохозяйства. Административные районы и населенные пункты отбирались методом случайного отбора с вероятностью, пропорциональной численности населения. См.: Исследование общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : отчет о науч.-исслед. работе. М., 2012.

106

Противодействие преступности: вопросы теории и практики

с высокой долей вероятности отражают специфическую ситуацию в регионе.

В соответствии с результатами исследования наиболее опасной предстает жизнь в крупных городах и мегаполисах. По разным видам преступлений и девиантных социальных групп в населенных пунктах этого типа получены значительные отклонения от средних значений (разумеется, в большую сторону). Абсолютный пик - 80 % - приходится на жителей мегаполисов, которые боятся воров.

Отношение к органам внутренних дел ощутимо варьируется от региона к региону. Омская область относится к числу «нестандартных» регионов, где индикаторы оценок деятельности полиции «противоречат» друг другу, сигнализируя тем самым о своеобразии восприятия жителями органов внутренних дел. С одной стороны, встречаются такие субъекты РФ, где доля считающих, что полиция работает хорошо, и (или) доля признающих ее деятельность эффективной весьма высока, а доля относящихся к полиции хорошо и (или) доверяющих ей весьма низка. Самый яркий случай такого рода - Тверская область, к этой группе также относятся Забайкальский край, Пензенская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Ростовская область, Камчатский край. Здесь наблюдается противоречие между сравнительно высоким «функциональным престижем» полиции и сравнительно низким «институциональным престижем». Можно сказать и иначе: полицию здесь скорее уважают, но недолюбливают. С чем бы ни было связано в каждом конкретном случае такое противоречие, оно дает основания предполагать, что потенциал конструктивного взаимодействия ОВД с гражданами, реализации установки на открытость и т. д. в данных субъектах РФ ограничен, и требуются специальные усилия для изменения базовых установок граждан по отношению к полиции. Противоположная ситуация - высокий «институциональный престиж» полиции при низком «функциональном престиже» - наблюдается в Омской области (самый «чистый» случай), а также в Ленинградской, Владимирской, Курганской, Новосибирской, Калужской и Ивановской областях. Полиции здесь скорее симпатизируют, но результаты ее деятельности оценивают довольно критически. С точки зрения перспектив налаживания отношений с гражданами такая ситуация выглядит более благоприятной.

Согласно полученным данным, подавляющее большинство российских граждан (88 %) в той или иной степени настроены на помощь полиции, при этом 37 % считают, что помогать органам внутренних дел следует всегда, 30 % -в большинстве случаев, 22 % - в некоторых случаях. Лишь 5 % отказываются оказывать содействие полиции, независимо от ситуации, в которой оно может потребоваться. Другой не менее важный аспект темы взаимоотношений полиции и населения отражает вопрос о заинтересованности местных органов внутренних дел в помощи со стороны граждан. 60 % опрошенных россиян уверяют, что подобная заинтересованность есть, а 21 % оценивают ситуацию прямо противоположным образом (19 % затруднились ответить). Омская область вошла в число регионов, жители которых с повышенной частотой оценивали готовность полиции сотрудничать с населением как высокую (всего 27 регионов с превышением средневыборочной статистики более чем на 5 пунктов).

Одна из основных задач проведенного исследования - изучение мнений россиян о деятельности органов внутренних дел и об их эффективности в деле защиты интересов граждан, а также уровень доверия к ОВД, которые представляют собой, по существу, прямые оценки этого института. Несмотря на близость значений показателей, характеризующих мнения о деятельности и эффективности ОВД, эти индикаторы несколько различаются по заданным ракурсам взгляда на этот институт, критериям оценки: формулировка вопроса об эффективности органов внутренних дел побуждает респондента оценивать их в режиме сопоставления с иными государственными институтами - на фоне прочих, тогда как вопрос об оценке деятельности ОВД подобного «подтекста» не содержит.

Показатель доверия органам внутренних дел намного превышает показатели оценки их деятельности и эффективности, и это совершенно естественно. Люди часто доверяют какому-либо институту, не будучи вполне удовлетворены тем, как он функционирует. Этот разрыв, «зазор» между доверием к институту или отдельному человеку (например, губернатору или своему непосредственному начальнику), с одной стороны, и мнением об эффективности последнего -с другой, фиксируется расхожим выражением «кредит доверия»2. В любом индикаторе доверия всегда присутствует эта «кредитная» составляю-

107

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1 (20)

щая: готовность верить, что объект доверия стремится действовать лучше, эффективнее, чем сейчас, и обладает для этого необходимым потенциалом. Таким образом, названные индикаторы отражают разные грани, нюансы отношения граждан к органам внутренних дел, и каждый из них имеет самостоятельную ценность.

В каждом из регионов ситуация в сфере безопасности личности от криминальных посягательств и взаимоотношений граждан с органами внутренних дел имеет, разумеется, свои особенности. Соответственно, в каждом случае возникает уникальная конфигурация приведенных показателей. В Омской области достаточно высок уровень доверия к полиции, однако оценки эффективности деятельности ОВД находятся на невысоком уровне. Установка на помощь ОВД в Омской области одна из самых высоких на территории РФ и находится в пределах 92 %.

Согласно специфической конфигурации значений шести показателей для каждого из российских регионов: индикатор защищенности, индикатор оценки деятельности ОВД, индикатор доверия к ОВД, индикатор эффективности ОВД, индикатор установки на помощь ОВД, индикатор безопасности на транспорте - в 2012 г. лидером в общем зачете оказывается Ямало-Ненецкий АО, а замыкает группу аутсайдеров Курская область. Омская область находится на достаточно низком 65-м месте.

Согласно результатам исследования Омская область хотя и входит в число регионов с относительно низким значением интегрального индекса безопасности личности от противоправных посягательств, но в то же время надолго закрепилась в числе сравнительно спокойных регионов без резких скачкообразных колебаний.

Исследование, проведенное в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения в 2012 г., зафиксировало разнонаправленные тенденции развития общественного мнения о деятельности ОВД Омской области: с одной стороны, несколько повысился уровень виктими-

зации, с другой - несколько снизился уровень криминологической тревоги, страха перед преступными посягательствами, а индикаторы, характеризующие отношение граждан к органам внутренних дел, показали в целом положительную динамику.

Для создания высокого уровня доверия к полиции и эффективной работы по повышению авторитета полиции в глазах граждан необходимо продолжить работу в следующих направлениях:

- обеспечение приоритетности для сотрудников органов внутренних дел во взаимоотношениях с населением идей социального партнерства;

- комплексное использование всех имеющихся сил, средств и возможностей органов внутренних дел и решение возложенных на них задач с привлечением общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации и населения;

- проведение единой информационной политики органов внутренних дел, основанной на объективности, оперативности, регулярности, открытости;

- необходимым условием для роста чувства защищенности, безопасности является формирование уверенности в возможности получения помощи со стороны сотрудников ОВД. В данном направлении важно как повышать эффективность работы с обращениями, так и широко информировать граждан об улучшении ситуации для снижения латентной преступности;

- совершенствование интенсивного и грамотного пропагандистского воздействия;

- развитие и совершенствование механизмов повышения гласности деятельности полиции, что реально позволит повысить ответственность сотрудников органов внутренних дел перед населением;

- своевременное и объективное информирование населения через СМИ о наиболее резонансных преступлениях и мерах, принимаемых по их раскрытию.

2 См.: Косицин И. А. Концепция безопасности Омской области // Междунар. юрид. чтения. Омск : Ом. юрид. ин-т, 2004. С. 63.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.