УДК 351.74 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ» Optimization of Work of Departments of Internal Affairs in the Context of the Federal law "On Police"
Л. А. Арчибасова - ведущий научный сотрудник филиала Всероссийского научно-исследовательского института МВД России по Западной Сибири, кандидат юридических наук;
А. В. Кузнецов - научный сотрудник филиала Всероссийского научно-исследовательского института МВД России по Западной Сибири, кандидат юридических наук
L. A. Archibasova - Leading Researcher at the Institute of the Russian Interior Ministry Branch in Western Siberia, LLM;
А. V. Kuznentov - Researcher at West Siberian branch of the Institute of the Russian Interior Ministry, LLM
Аннотация. Авторы рассматривают вопросы, связанные с оптимизацией деятельности органов внутренних дел с учетом Федерального закона «О полиции».
The authors consider optimization of work of departments of internal affairs taking into account the Federal law "On Police".
Ключевые слова: полиция, общественное мнение, оптимизация деятельности. Police, public opinion, optimization.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» ориентирован на совершенствование деятельности органов внутренних дел и призывает концептуально менять формы и методы работы полиции. Традиционно используемые методы принуждения сегодня не в полной мере отвечают современным реалиям. В этой связи приоритет должен быть отдан не принуждению, а методам, расширяющим гражданские права и свободы, таким как профилактика и экономическое воздействие. В этом вопросе следует руководствоваться следующим: меняются общественные реалии - закономерно должны меняться и методы, применяемые государством,
Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативной и институциональной формах) идеи и принципа господства права В. С. Нерсесянц
государственными органами, в том числе и органами внутренних дел.
Кроме того, в законе регламентирована необходимость оценки эффективной работы органов внутренних дел, которая должна включать и критерии, характеризующие отношение населения к органам внутренних дел.
Следует отметить, что в мировой практике уже есть примеры таких моделей оценки эффективности полицейской работы. Например, в Великобритании эта система оценки включает в себя не только количественные и качественные показатели зарегистрированных и раскрытых преступлений, но и в том числе снижение виктимизации, степень и
Вестник Омского юридического института. 2011. № 3 (16)
характер благоприятствования обстановки для развития бизнеса и другие. При этом значительное влияние на оценку деятельности полиции отдается социальным опросам населения1.
Необходимость систематического изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел становится особенно очевидной в контексте реформирования МВД. Ведь ориентация на общественное мнение является, по существу, исходным пунктом концепции преобразований органов внутренних дел.
Статья 9 Федерального закона «О полиции» на настоящий момент может быть реализована с помощью приказа МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1246 «О повышении эффективности изучения общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации».
В целях совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел российской Федерации, в том числе полиции, концентрации усилий личного состава на достижение конечных результатов при выполнении возложенных задач и функций, а также в связи со структурными изменениями, происходящими в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, в настоящее время разрабатывается проект приказа МВД России «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», где в приложении 1 «Показатели оценки деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России» в отдельный раздел выделена оценка общественного мнения о работе органа внутренних дел, которая складывается из шести пунктов:
1) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов;
2) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов на объектах транспорта;
3) оценка эффективности деятельности органов внутренних дел (полиции) как государственного института по защите личных и общественных интересов граждан;
4) готовность граждан оказать поддержку органам внутренних дел (полиции);
5) уровень доверия к ОВД;
6) удовлетворенность граждан мерами, принятыми органом внутренних дел по их заявлениям и сообщениям о правонарушениях.
Работа органов внутренних дел постоянно находится в фокусе внимания общества и СМИ. Это внимание во многом стимулировалось и поддерживалось новостями о планах преобразований и решениях, принимаемых в рамках начавшейся реформы. Общая логика этой реформы, расстановка приоритетов, возможные последствия намечаемых преобразований, перспективы качественных изменений во взаимоотношениях органов внутренних дел и общества - все это детально и темпераментно обсуждалось и обсуждается в публичном пространстве всеми заинтересованными сторонами. При этом, естественно, значительное внимание уделяется «точке отсчета» - сегодняшнему положению дел в сфере обеспечения безопасности личности и, прежде всего, накопившимся проблемам, требующим решения2. Оказал ли этот информационный поток влияние на общественное мнение, и если оказал, то как он отразился на отношении российских граждан к органам внутренних дел? Выяснить это можно только в рамках широкомасштабного социологического исследования, проводимого в режиме мониторинга.
В этой связи систематическое изучение общественного мнения, призванное обеспечивать ОВД адекватным пониманием меняющегося социального контекста их профессиональной деятельности, фактически является необходимой предпосылкой результативной работы по повышению безопасности личности. При этом наибольший практический интерес представляют несколько критериев проблематики безопасности.
Во-первых, важно знать, каков уровень криминологической тревоги, особенно опасений граждан относительно возможных посягательств на их жизнь, здоровье, имущество. Располагая регулярно обновляемой информацией, возможно принятие оперативных решений как в отношении профилактики противоправных деяний, так и в плане диалога с обществом. Ведь повышенный уровень криминологической тревоги может сигнализировать и о действительно высокой концентрации криминальных угроз, и о настроениях, спровоцированных теми или иными информационны-
1 См.: URL: http://www.ig.ru/2010/08/07/dok.html
2 См.: БарутенкоР. О. Совершенствование основных направлений деятельности ОВД при обеспечении единого правового пространства России. URL: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0503/13.html
ми воздействиями на массовое сознание, и о чувстве незащищенности, обусловленном недоверием к правоохранительным органам.
Во-вторых, чрезвычайно важно исследовать виктимный опыт российских граждан, что позволяет более или менее достоверно выявлять коэффициент латентности по различным видам преступлений в разных регионах страны. Кроме того, изучение обстоятельств совершения преступлений - как зарегистрированных, так и по каким-либо причинам не зафиксированных в ОВД - может обогатить инструментарий работы по предотвращению и профилактике соответствующих преступных деяний.
В-третьих, необходимо отчетливо представлять, как потерпевшие взаимодействуют с ОВД, остаются ли они удовлетворены принятыми мерами по поводу конкретных обращений. С другой стороны, не менее важно понимать и мотивы граждан, которые, подвергшись тем или иным преступным посягательствам, предпочитают в милицию не обращаться. И то и другое может содействовать повышению эффективности работы ОВД, устранению недостатков, выявляемых потерпевшими на своем опыте.
В-четвертых, важно знать, как оценивается гражданами деятельность ОВД и иных органов, призванных обеспечивать правопорядок в стране. Рядом социологических исследований последних лет выявлены основные причины недоверия граждан правоохранительным органам. К факторам, определяющим настороженное отношение значительной части россиян к ОВД, относятся: личный опыт повседневного взаимодействия граждан с сотрудниками милиции в самых разных ситуациях - как связанных, так и не связанных с собственно криминальными угрозами; информация СМИ и представления, формируемые телесериалами, детективной литературой и т. д.
Для систематической работы по повышению доверия населения к правоохранительным органам необходим детальный и осуществляемый в режиме мониторинга анализ суждений граждан об их деятельности, а также изучение имиджа милиции, существующего и эволюционирующего в массовом сознании.
Одна из важнейших задач мониторингового общероссийского исследования заключается в отслеживании межрегиональных различий и динамики изменений ситуации в субъектах РФ. Достоверная и собираемая на регулярной осно-
ве информация о межрегиональной дифференциации общественного мнения об уровне безопасности личности позволяет, с одной стороны, выявлять наиболее «проблемные» регионы, где уровень криминологической тревоги существенно превышает общероссийские показатели, а с другой - обнаруживать наиболее благополучные регионы, где этот показатель низок и демонстрирует положительную динамику, а уровень доверия к ОВД относительно высок.
такая информация имеет сугубо практическое значение: в одних случаях она ориентирует на принятие экстренных мер по усилению профилактики противоправных действий или развитию диалога с обществом, в других - на изучение полезного опыта, который может быть в той или иной мере воспроизведен в разных регионах страны. Да и в целом мониторинг общественного мнения во всех субъектах РФ, включающий в себя систему индикаторов удовлетворенности - неудовлетворенности населения различными аспектами криминологической ситуации и работой органов внутренних дел, предоставляет «на выходе» один из значимых критериев для оценки работы ОВД в регионах.
Другая, не менее важная цель мониторинговых исследований заключается в изучении вик-тимного опыта российских граждан. Сопоставление результатов исследований с данными отчетности ОВД позволяет судить о степени ла-тентности преступных посягательств того или иного вида. Кроме того, изучение обстоятельств совершения преступлений - как зарегистрированных, так и не зарегистрированных в ОВД -может обогатить инструментарий работы по предотвращению и профилактике соответствующих преступных деяний.
Для повышения эффективности работы ОВД важно также понимать, как «устроено» взаимодействие потерпевших от преступных посягательств с полицией, какие впечатления выносят из контактов с ней те, кто обращается в ОВД, и какими мотивами руководствуются предпочитающие в них не обращаться. Этот аспект социального опыта потерпевших также подлежит изучению в рамках социологических исследований.
В целом же мониторинг общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД призван обеспечивать «обратную связь», необходимую для повышения качества работы правоохранительных органов.