Е.П. Новикова А.Н. Щеголева
кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук, доцент
СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗАЦИИ
НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
МОБЕт COUNTERMEASURES NARCOTIZATION OF THE POPULATION OF RUSSIA
Статья посвящена проблемам наркотизма на современном этапе развития общества, анализу сложившейся ситуации и рассмотрению основных направлений профилактической деятельности органов внутренних дел в этой сфере.
The article deals with the problems of drug addiction at the present stage of development of society, the analysis of the situation and review the basic directions ofpreventive activities of internal affairs bodies.
Сформировавшийся за два последних десятилетия высокий уровень наркотизации населения Российской Федерации остается прямой угрозой национальной безопасности и основным фактором подрыва демографического и социально-экономического потенциала страны.
Анализируя современную наркоситуацию в России и результаты борьбы с незаконным оборотом наркотиков можно сделать вывод, что ситуация по-прежнему оценивается как тяжелая, однако наметилась положительная динамика снижения негативного влияния наркотизации на социально-демографическую обстановку в стране.
Так, число лиц, периодически допускающих потребление наркотических препаратов, в 2016 году составляло около 7,3 млн. человек, что существенно ниже аналогичных показателей за предыдущие 2010—2015 годы (8—8,5 млн. наркопотребителей).
Наименьший удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, отмечается в
Чукотском автономном округе — 3%, Республике Адыгея и Тверской области — по 5%, Чувашской Республике, Республике Алтай, Забайкальском крае, Архангельской, Псковской, Иркутской и Вологодской областях — по 6%.
Наибольшее число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, отмечается в Республике Ингушетия — 25%, г. Санкт-Петербурге — 24%, Республике Дагестан — 21%, Чеченской Республике — 20%, Республике Северная Осетия — Алания — 19%, Республике Калмыкия — 17%, Магаданской области — 16%, Карачаево-Черкесской Республике — 15%, Приморском крае и Астраханской области — по 14%.
Как следует из отчета МВД России «Состояние преступности в России», преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составляют примерно 10% от общего числа зарегистрированных: в 2015 году было зафиксировано почти 2,4 млн. преступлений, из них чуть меньше 237 тыс. касаются наркотиков. Общее число
и удельный вес таких преступлений уменьшились по сравнению с предыдущим годом: в 2014 году незаконный оборот наркотиков составлял 11,6% от общего количества преступлений, или почти 255 тыс. Из находившихся в производстве дел по обороту наркотиков в прошлом году было раскрыто 136 тыс. случаев [5].
По сравнению с 2014 годом на 6,5% сократилось число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, однако их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему составляет 50%.
Важнейшим фактором, определяющим развитие современной наркоситуации в России, продолжает оставаться трафик опийных наркотиков из Афганистана.
Афганистан держит мировое лидерство по объему и производству опия и героина, при этом сохраняется тенденция к росту масштабов производства опия. Так, в 2014 г. посевные площади опийного мака возросли на 36% и достигли рекордных 209 га, а производство опия увеличилось почти в 1,5 раза — до 5,5 тыс. тонн в год [6].
По итогам 2015 года масса изъятого органами наркоконтроля героина составила более 2 тонн. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что, несмотря на определенное снижение общей массы изъятого героина, наблюдается ее существенный рост в регионах Южного федерального округа. Это свидетельствует о возрастании интенсивности героинового наркотрафика через Кавказский регион по направлению к центральным регионам России.
В последнее время отмечается, что в отдельных российских регионах, в том числе являющихся традиционными потребителями и транзиторами афганских опиатов, синтетические наркотические средства начинают вытеснять с наркорынка героин. Отсюда можно сделать вывод, что структура российского рынка наркопрепаратов претерпевает изменения. Это вполне объяснимо широким распространением синтетических наркотиков и в то же время успешной работой правоохранительных органов по пресечению каналов распространения афганских опиатов.
Так, в 2012 году удельный вес синтетических наркотиков среди всех изъятых в стране правоохранительными органами незаконных психоактивных препаратов составлял немногим более 3%, в 2013 году данный показатель превысил 5%, в 2014 году достиг 13%, а по итогам 2015 года составил более 18%.
Важнейшим фактором, дестабилизирующим наркоситуацию на территории России, является недостаточно эффективный контроль за миграционными процессами иностранцев (в большинстве своём граждан государств Центральной Азии). В 2015 году иностранные граждане, осуществили около 80% доставки от общей массы оптовых поставок героина и 47% каннабиса (марихуаны) на территорию нашей страны.
Действующий в настоящее время порядок пересечения государственной границы жителями государств из ближнего зарубежья по национальным внутренним гражданским паспортам не позволяет осуществлять эффективный учет лиц, пересекающих границу. На сегодняшний день на основании внутренних паспортов на территорию России могут въезжать граждане Белоруссии, Казахстана, Абхазии, Киргизии и Южной Осетии.
Однако при всех имеющихся социально-экономических преимуществах подобного порядка пересечения границы данная ситуация приводит к росту неконтролируемой и незаконной миграции и, как следствие, к ухудшению ситуации, связанной с контрабандой наркотиков в Россию.
В связи с этим в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о введении к 2015 г. порядка въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию только по заграничным паспортам предпринимались организационно-правовые меры, направленные на исключение возможности въезда на территорию России по национальным паспортам граждан государств СНГ, не входящих в таможенный союз.
С 1 января 2015 г. утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2005 г. «О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан республики Таджикистан», которым разрешалось пересечение государственной границы нашей страны гражданами Таджикистана по национальным паспортам [1].
В связи с тем, что незаконный оборот наркотиков является сложным, многоступенчатым процессом, включающим в себя всю совокупность действий, направленных на наркоэкспансию, подобные действия в совокупности могут осуществляться только организованными преступными группами.
Исходя из сложившейся в стране наркоситуации и в целях эффективного противодействия наркотизации населения России, усилия всех правоохранительных структур должны быть сосредоточены на борьбе с организованной наркопреступностью, связанной с контрабандным ввозом наиболее опасных
наркотиков. В связи с этим особое внимание правоохранительных структур должно быть направлено на привлечение лиц к уголовной ответственности за преступления, связанные с организацией, руководством и участием в транснациональном преступном сообществе.
Однако одной только интенсификацией мер уголовно-правового характера проблему наркомании не решить. Необходимо развивать и совершенствовать предупредительные методы противодействия незаконному обороту наркотиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. утверждена государственная программа «Противодействие незаконному обороту наркотиков». В соответствии с поручением Президента РФ от 15 января 2014 г. в состав указанной госпрограммы включена подпрограмма «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» [2].
Одним из наиболее действенных профилактических инструментов, направленных на сокращение масштабов наркопотребления и устранение причин и условий совершения правонарушений на этой почве, является административная практика в сфере незаконного оборота наркотиков.
Так, с 25 мая 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым закреплена возможность возложения судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую и социальную реабилитацию на лицо, совершившее административное правонарушение, связанное с наркотиками, при этом признанное больным наркоманией либо потребляющим наркотики без назначения врача [4].
Этим же федеральным законом введена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
В целях дальнейшего нормативно-правового регламентирования мероприятий по профилактике наркопотребления принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2014 г. «Об утверждении правил контроля за исполнением лицом возложенной на него при назначении административного наказания судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и
(или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача» [3]. В связи с этим отмечается, что задачи кардинального снижения уровня наркопотребления и последующей ликвидации наркомании как разрушительного социально-культурного явления невозможно решить без организации действенной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Без комплексной реабилитации наркопотребителей дальнейшая наркотизация общества повлечет за собой наступление серьезных социальных проблем. В процесс систематического употребления психоактивных веществ вовлекаются в большей степени лица мужского пола. Соотношение лиц мужского и женского пола, страдающих наркотической зависимостью, составляет примерно 8:1. К сожалению, пристрастие к запрещенным препаратам впоследствии разрушает стереотип полоролевого поведения и приводит к постепенному угасанию сексуального влечения и инстинкта размножения. Более того, смерть от передозировки наркотических препаратов и несчастных случаев, связанных с их употреблением, может привести к нарастающей диспропорции в соотношении полов. В результате явления наркотизации уже прослеживаются некоторые тенденции снижения рождаемости, увеличения количества одиноких женщин и неполных семей.
Наркотизация мужчин из поколения 80—90-х годов рождения и их последующее исключение из процессов жизнедеятельности будет приводить к дальнейшему росту дисбаланса в соотношении полов в России.
Высокая смертность среди наркоманов в конце концов может привести к тому, что возрастет число одиноких пожилых людей, о которых будет некому позаботиться. При неразвитой системе социальной поддержки старости в нашей стране появление огромного количества не получающих помощи стариков может привести к серьезным последствиям для государства.
Огромную роль в наркотизации общества играют недостатки в санитарно-просветитель-ской работе. Наркомания — болезнь молодых. 85% наркоманов — это люди в возрасте от 16 до 30 лет, и большинство (90%) из них изначально не осознают, какие последствия могут наступить в результате употребления психоактивных веществ. Невежество и наркотическая безграмотность определяют их отношение к наркотикам. Многие считают, что опасность им не грозит, так как они употребляют только «легкие» запрещенные препараты, а наркомания
— это физическая зависимость от наркотика, связанная с состоянием наркотической абстиненции. Незнание и безграмотность приводят к тому, что у человека отсутствует страх перед употреблением запрещенных препаратов.
Главную роль в борьбе с наркотизацией общества должна играть ранняя профилактика наркозависимости, особенно среди несовершеннолетних. В процесс профилактической деятельности должны быть включены все, кто заинтересован в благополучии будущего поколения, — родители, школа, правоохранительные структуры, медицинские учреждения, общественные и религиозные организации. Особая роль в данном направлении принадлежит школе. Школа должна стать связующим звеном между родителями и правоохранительными структурами в цепи профилактики наркотизма.
На первое место в системе приоритетов должно быть поставлено непрерывное, обязательно адресное медицинское (наличие в каждой образовательной организации медицинского сотрудника, а также возрождение культа здоровья) и психологическое (обращение к культуре, преодоление легкомысленного отношения школьников к наркотикам) обеспечение. На сегодняшний день во многих школах, колледжах, гимназиях отсутствует «реальный» психолог или на него приходится три-четыре образовательных организации и, таким образом, он не в силах выявлять лиц, склонных к употреблению наркотических средств, и проводить специальные занятия с данной категорией подростков. Что же касается медицинских сотрудников, то они вообще отсутствуют в большинстве школ, и при возникновении случаев, когда педагог заподозрит ученика в употреблении запрещенных препаратов, он вынужден самостоятельно разбираться с возникшей проблемой сделать определенные выводы, вызвать родителей, провести беседу и оказать помощь.
Российская семья, несмотря на избыток комитетов по вопросам семьи и различных центров, не способна защитить ребенка от наркомании. К тому же современные родители не всегда могут показать позитивный пример своим детям. Взрослые недостаточно информированы о признаках потребления наркотиков, их симптоматике и особенностях поведения подростка в состоянии наркотического опьянения. Они не знают полного и точного наименования наркотических средств и психотропных веществ, их воздействия на организм подростка и поведенческих особенностей человека, употребившего подобного рода вещество. К сожалению, в настоящее время с родителями не проводятся
занятия, лекции со стороны правоохранительных органов, медицинских и образовательных организаций, которые давали бы специальные знания о внешнем виде наркотикосодержащих продуктов, а также распространенности определенного наркотического вещества на какой-либо территории, о признаках того, что ребенок проявил интерес к запрещенным препаратам, и о том, куда можно обратиться за помощью в случае необходимости.
Учитывая все вышеизложенное, по мнению авторов, реального прогресса в области профилактики наркотизма можно добиться лишь посредством научной разработки новых подходов к предупредительной деятельности с учетом всех доступных средств и методов воздействия на это негативное социальное явление.
ЛИТЕРАТУРА
1. О взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Киргизской Республики (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ № 575 [принято 21.09.2005] (Утратило силу) // ИПС «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/1156808 (дата обращения: 13.07.2016).
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» : постановление Правительства РФ № 299 [принято 15.04.2014] // ИПС «Гарант». — URL: http://base.garant.ru/70644066/#help (дата обращения: 13.07.2016).
3. Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача : постановление Правительства РФ № 484 [принято 28.05.2014] // ИПС «Гарант». — URL: http: // www.garant.ru / hotlaw / federal / 545370 (дата обращения: 13.07.2016).
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон РФ №317-Ф3 (с изменениями и дополнениями) [принят 25.11.2013] // ИПС «Гарант». — URL: http://base. garant.ru/70514766/#ixzz3 ozzAvPB2 (дата обращения: 13.07.2016).
5. Состояние преступности в России за 2015 год : статистический сборник / Генеральная прокуратура Российской Федерации ; Главное организационно-аналитическое управление ; Управление правовой статистики. — Москва, 2015. — 52 с.
6. Афганистан: отношение мирового сообщества. Дайджест от 12 декабря 2014 года. — URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/ pressa_af-ganistan_all/2014/1212/150634819/print.shtml (дата обращения: 13.07.2016).
7. Новикова Е. П. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (по материалам Центрально-Черноземного региона России) : монография: — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2008. — 148 с.
REFERENCES
1. O vzaimnyh poezdkah grazhdan Rossijskoj Federacii i grazhdan Kirgizskoj Respubliki (s iz-meneniyami i dopolneniyami) : postanovlenie Pravi-tel'stva RF № 575 [prinyato 21.09.2005] // IPS «Garant». — URL: http://base.garant.ru/1156808 (data obrashcheniya : 13.07.2016).
2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkotikov» : postanovlenie Pravitel'stva RF № 299 [prinyato 15.04.2014] // IPS «Garant». — URL : http ://base.garant. ru/70644066/#help (data obrashcheniya 13.07.2016).
3. Ob utverzhdenii Pravil kontrolya za ispolneniem licom vozlozhennoj na nego sudom pri
naznachenii administrativnogo nakazaniya obyazan-nosti projti diagnostiku, profilakticheskie meropriya-tiya, lechenie ot narkomanii i (ili) medicinskuyu i (ili) social'nuyu reabilitaciyu v svyazi s potrebleniem narkoticheskih sredstv ili psihotropnyh veshchestv bez naznacheniya vracha : postanovlenie Pravitel'stva RF № 484 [prinyato 28.05.2014]//IPS «Garant». — URL : http : // www. garant.ru / hotlaw / federal / 545370 (data obrashcheniya : 13.07.2016).
4. O vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij za-konodatel'nyh aktov Rossijskoj Federacii po vo-prosam ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF № 317-FZ (s izmeneni-yami i dopolneniyami) [prinyat 25.11.2013] // IPS «Garant». — URL : http://base.garant.ru/ 70514766/#ixzz3ozzAvPB2 (data obrashcheniya : 13.07.2016).
5. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za 2015 god : statisticheskij sbornik / General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii ; Glavnoe organizacionno-analiticheskoe upravlenie ; Upravlenie pravovoj statistiki. Moskva, 2015. 52 s.
6. Afganistan: otnoshenie mirovogo soob-shchestva. Dajdzhest ot 12 dekabrya 2014 goda. — URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/ pres-sa_afganstan_all/2014/1212/150634819/ print.shtml (data obrashcheniya : 13.07.2016).
7. Novikova E. P. Kriminologicheskaya harakter-istika i preduprezhdenie prestuplenij nesovershen-noletnih, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv ili ih anal-ogov (po materialam Central'no-CHernozemnogo re-giona Rossii) : monografiya / E. P. Novikova. — Voronezh : Voronezhskij institut MVD Rossii, 2008. — 148 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Новикова Елена Павловна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-32.
Щеголева Анна Николаевна. Доцент кафедры уголовного права и криминологии. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
E-mail: [email protected]
Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-32.
Novikova Elena Pavlovna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-32.
Shegoleva Anna Nikolaevna. Associate Professor of the chair of Criminal Law and Criminology. Candidate of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-32. Ключевые слова: наркотизм; общество; предупреждение. Key words: drug addiction; society; prevention. УДК 343.7
ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Профилактика наркотизма среди обучающихся общеобразовательных организаций : учебное пособие / Р. Б. Иванченко [и др.]. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. — 70 с.
ISBN 978-5-88591-435-2
Работа содержит криминологический анализ первичных данных, характеризующих состояние и уровень наркотизации несовершеннолетних, обучающихся в школах, а также рекомендации по профилактике наркотизма в общеобразовательной среде.
Учебное пособие предназначено для курсантов образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в подразделениях по делам несовершеннолетних, борьбе с незаконным оборотом наркотиков, учителей, школьных психологов и директоров школ.