Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАСТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАСТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетский медиадискурс / функции университетского дисткурса / медиастратегия / интенция / воздействие / university media discourse / functions of university media discourse / media strategy / intention / influence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н С. Олизько, A A. Финогеева

Приоритетной задачей высших учебных заведений является привлечение будущих абитуриентов, особое внимание уделяется иностранным гражданам. Ежегодно ведущие вузы страны ищут способы эффективного привлечения будущих студентов с помощью современных медиаплатформ. В статье проводится анализ основных медиастратегий, использующихся ведущими высшими учебными заведениями страны (МГИМО и СПБГУ) в материалах, размещенных на официальных сайтах вузов и в социальной сети «ВКонтакте», для создания положительного имиджа и сохранения репутации высшего учебного заведения. К наиболее частотным стратегиям в рамках университетского дискурса относятся медиастратегия сближения, информативная медиастратегия, медиастратегия создания позитивного имиджа вуза. Грамотное использование медиастратегий является ключевым инструментом, влияющим на выбор иностранных абитуриентов и формирующим в их среде конкурентоспособный бренд вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MEDIA STRATEGIES AIMED AT ATTRACTING FOREIGN STUDENTS TO UNIVERSITIES

The key aim of universities nowadays is attracting future enrollee, a special attention is paid to foreign citizens. Each year the leading universities of our country are searching for effective means of attracting future students with the help of social media platforms. The analysis of major media strategies, used by higher education institutions (MGIMO and SPbU) in the social network Vkontakte and aimed at creating a positive image and maintaining the reputation of a university, is carried out in the article. The most frequently used strategies are the media strategy of rapprochement, informative media strategy, the strategy of creating a positive image of a university. Competent implementation of media strategies is a key means influencing the choices of foreign enrollee and creating the competitive brand of a university.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАСТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ»

змейки сохранен ядерный признак благородство и добавлена концептуальная доминанта жертвенность. К периферийным признакам можно отнести как присущие древнему образу концепты преданность и решительность, так и новые признаки - злоупотребление волшебной силой и жестокость.

Результат анализа фольклорного образа показывает, что его концептуальное ядро остается неизменным, однако объем понятия получает новое развитие, поскольку новые признаки, «связывая новый опыт со старым, начинают собственную жизнь в новых парадигмах знания» [9, с. 85]. Таким образом, в картине

Библиографический список

мира представителя китайской нации может происходить наложение новых элементов на старые, что размывает четкие очертания образа, прочно хранившиеся в сознании с древних времен.

Исходя из вышеизложенного анализа, автор приходит к выводу, что, несмотря на значительную адаптацию каждой из кинокартин, мультфильм китайского производства более близок к оригиналу. Тем не менее в двух произведениях стремление приблизиться к вкусу зрителя послужило смещением главного героя с Бай Сучжэнь на отличающуюся более своенравным характером Сяо Цин.

1. Манерко ЛА, Папонова В.В. Содержание концепта сказочного героя в русском и англоязычном фольклоре. Материалы научной конференции. Москва: МГЛУ 2003: 38-48.

2. Язык, сознание, коммуникация. Москва: МAKС Пресс, 2004.

3. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Перевод С. Табачниковой. Москва: Касталь, 1996.

4. Ирисханова О.К. Семиотика плаката в социокогнитивном освещении: лейбористы, капиталисты и углеродные следы. Актуальные проблемы современного языкознания. Москва: МAKС Пресс, 2012: 313-333.

5. Манерко ЛА, Проконичев ГИ., Устинова Д.В. Мир англо-шотландской баллады как отражение языка, культуры и перевода: учебное пособие для студентов филологических и переводческих специальностей вузов. Москва: Р Валент, 2022.

6. Манерко ЛА Тенденции визуализации концептуально-смыслового пространства в англоязычном академическом дискурсе. Материалы XII Международного конгресса по когнитивной лингвистике. Москва: ФЛИНТA, 2024: 549-553.

У. Шарапкова A.A. Эволюция мифа о короле Артуре и особенности его языковой репрезентации в англоязычном культурно-историческом пространстве (XV-XXI вв.). Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2015.

8. Дзен. Непопулярный контент. О мультфильме «Белая Змея». Available at: https://dzen.ru/a/YKwJwucWmgiBPB4

9. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память. Логический анализ языка. Культурные концепты. Москва, 1991: 85-91.

References

1. Manerko L.A., Paponova V.V. Soderzhanie koncepta skazochnogo geroya v russkom i angloyazychnom fol'klore. Materialy nauchnoj konferencii. Moskva: MGLU, 2003: 38-48.

2. Yazyk, soznanie, kommunikaciya. Moskva: MAKS Press, 2004.

3. Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti iseksual'nosti. Perevod S. Tabachnikovoj. Moskva: Kastal', 1996.

4. Irishanova O.K. Semiotika plakata v sociokognitivnom osveschenii: lejboristy, kapitalisty i uglerodnye sledy. Aktual'nyeproblemy sovremennogo yazykoznaniya. Moskva: MAKS Press, 2012: 313-333.

5. Manerko L.A., Prokonichev G.I., Ustinova D.V. Mir anglo-shotlandskoj ballady kak otrazhenie yazyka, kul'tury i perevoda: uchebnoe posobie dlya studentov filologicheskih i perevodcheskih special'nostej vuzov. Moskva: R. Valent, 2022.

6. Manerko L.A. Tendencii vizualizacii konceptual'no-smyslovogo prostranstva v angloyazychnom akademicheskom diskurse. Materialy XII Mezhdunarodnogo kongressa po kognitivnoj lingvistike. Moskva: FLINTA, 2024: 549-553.

У. Sharapkova A.A. 'Evolyuciya mifa o korole Arture i osobennosti ego yazykovojreprezentacii v angloyazychnom kul'turno-istoricheskom prostranstve (XV-XXI vv.). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2015.

8. Dzen. Nepopulyarnyj kontent. O mul'tfil'me «Belaya Zmeya». Available at: https://dzen.ru/a/YKwJwucWmgiBPlB4

9. Kubryakova E.S. Ob odnom fragmente konceptual'nogo analiza slova pamyat'. Logicheskij analiz yazyka. Kul'turnye koncepty. Moskva, 1991: 85-91.

Статья поступила в редакцию 30.05.24

УДК 811

Olizko N.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of English Department, Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: olizko@yandex.ru

Finogeeva A.A., Cand. of Sciences (Philology), Chelyabinsk State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: anna.eng.1811@gmail.com

MODERN MEDIA STRATEGIES AIMED AT ATTRACTING FOREIGN STUDENTS TO UNIVERSITIES. The key aim of universities nowadays is attracting future enrollee, a special attention is paid to foreign citizens. Each year the leading universities of our country are searching for effective means of attracting future students with the help of social media platforms. The analysis of major media strategies, used by higher education institutions (MGIMO and SPbU) in the social network Vkon-takte and aimed at creating a positive image and maintaining the reputation of a university, is carried out in the article. The most frequently used strategies are the media strategy of rapprochement, informative media strategy, the strategy of creating a positive image of a university. Competent implementation of media strategies is a key means influencing the choices of foreign enrollee and creating the competitive brand of a university.

Key words: university media discourse, functions of university media discourse, media strategy, intention, influence.

The research is supported by the Fund for Advanced Scientific Research of Chelyabinsk State University 2024.

Н.С. Олизько, д-р филол. наук, проф., зав. каф. английского языка, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: olizko@yandex.ru

A.A. Финогеева, канд. филол. наук, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: anna.eng.1811@gmail.com

СОВРЕМЕННЫЕ МЕДИАСТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Приоритетной задачей высших учебных заведений является привлечение будущих абитуриентов, особое внимание уделяется иностранным гражданам. Ежегодно ведущие вузы страны ищут способы эффективного привлечения будущих студентов с помощью современных медиаплатформ. В статье проводится анализ основных медиастратегий, использующихся ведущими высшими учебными заведениями страны (МГИМО и СПБГУ) в материалах, размещенных на официальных сайтах вузов и в социальной сети «ВКонтакте», для создания положительного имиджа и сохранения репутации высшего учебного заведения. К наиболее частотным стратегиям в рамках университетского дискурса относятся медиастратегия сближения, информативная медиастратегия, медиастратегия создания позитивного имиджа вуза. Грамотное использование медиастратегий является ключевым инструментом, влияющим на выбор иностранных абитуриентов и формирующим в их среде конкурентоспособный бренд вуза.

Ключевые слова: университетский медиадискурс, функции университетского дисткурса, медиастратегия, интенция, воздействие

Исследование выполнено при поддержке Фонда перспективных научных исследований Челябинского государственного университета 2024 г.

XXI век - век цифровых технологий, сетевых платформ и искусственного интеллекта. М. Кастельс, используя понятие «сетевое общество», отмечает, что «развитие современных информационно-коммуникационных технологий ведет к изменению общественных отношений. Он полагает, что в современном мире сетевые принципы общественного устройства постепенно вытесняют иерархические» [1, с. 43]. Масштабными темпами происходит цифровизация всех сфер

высшего образования, позволяющая беспрепятственно в единой виртуальной среде взаимодействовать абитуриентам, студентам, родителям с администрацией и профессорско-преподавательским составом университета. Высшие учебные заведения создают сайты и аккаунты на медиаплатформах для успешной реализации приёмных кампаний, поддержания интереса среди абитуриентов и студентов к деятельности заведения. Медийные платформы стирают границы

между отдельными странами и социумами, позволяя их представителям беспрепятственно взаимодействовать и обмениваться опытом и знаниями.

В статье исследуются способы привлечения иностранных студентов для обучения в российских вузах на материале официальных сайтов и публичных страниц «ВКонтакте» ведущих университетов страны - МГИМО и СПбГУ за 2023-2024 гп Актуальность исследования тесно связана с непростой геополитической обстановкой и попытками сохранить единство мирового студенческого сообщества, создавая возможности для иностранных студентов получать образование в ведущих российских вузах, а для русскоязычных студентов - принимать участие в программах студенческого обмена и программах студенческой мобильности за рубежом. Более того, опираясь на опыт ведущих учебных заведений страны в изучении лингвистического обеспечения университетского дискурса, авторы предлагают медиастратегии привлечения иностранных студентов для обучения в Челябинском государственном университете.

Цель - использовать изученный материал в процессе разработки и планирования стратегий привлечения иностранных студентов в Челябинский государственный университет. Объектом исследования в статье выступает массмедийный университетский дискурс. Задачами исследования являются структурно-прагматический анализ официальных страниц соцсети «ВКонтакте» и сайтов МГИМО и СПбГУ в 2023-2024 гг.; рассмотрение существующих способов и методов привлечения студентов в российские вузы.

В современном мире, где границы между странами становятся всё более условными, а культурный обмен набирает обороты, российские высшие учебные заведения сталкиваются с необходимостью разработки эффективных медиа-стратегий для привлечения иностранных студентов. Проблематика привлечения внимания потенциальных студентов из различных уголков мира заставляет академические круги искать новые подходы и инструменты коммуникации. В этом контексте значимость медиадискурса возрастает, поскольку он служит не только информационным, но и образовательным, а также культурным мостом, способствующим формированию привлекательного образа российского высшего образования.

Анализируя современные медиастратегии, следует учитывать многоа-спектность и динамичность медиапространства, где ключевую роль играют социальные сети, блоги, онлайн-платформы и даже мессенджеры. Особое внимание в этом процессе уделяется контенту, который должен быть не только информативным, но и эмоционально насыщенным, чтобы вызвать живой отклик у потенциальных студентов. Важность стратегического планирования и интеграции всех доступных медиаресурсов в единую систему коммуникаций не подлежит сомнению для достижения главной цели - повышения интереса и привлечения иностранных студентов в российские вузы.

Новизна исследования определяется вызовами времени к построению новых международных отношений, обмену опытом в современных реалиях, а также поиском совершенно иных способов работы высших учебных заведений в вопросах привлечения иностранных граждан к обучению в российских вузах. В работе изучаются недостаточно исследованные на сегодняшний день современные медиастратегии привлечения иностранных студентов в вузы нашей страны. На основе рассмотренного материала предпринимаются попытки создать медиастратегии для привлечения иностранных студентов в Челябинский государственный университет

Привлечение иностранных студентов на протяжении многих лет остаётся приоритетной задачей для российских высших учебных заведений. Построение эффективной медиастратегии, направленной на укрепление привлекательности бренда вуза на международной арене, требует глубокого понимания динамики медиадискурса. Исторически сложившиеся подходы к привлечению иностран-ных студентов эволюционировали от простых брошюр и устных рекомендаций до сложных медиаинструментов, включая цифровые платформы и социальныеу сети. В эпоху без Интернета основным каналом коммуникации были печатные из -дания и личные визиты представителей вузов на международные образовательные ярмарки. Тем не менее с развитием цифровых технологий и глобализацией информационных пространств картина кардинально изменилась. Медиастратегии стали включать в себя создание многоязычных веб-сайтов, активное использование социальных сетей для взаимодействия с потенциальными студентами и разработку онлайн-курсов для демонстрации учебных возможностей. Понятие медиастратегия «входит в комплекс рекламной стратегии и является одной и з важнейших составляющих коммуникационной стратегии рекламной кампании» [2, с. 9]. Термин «медиастратегия» тесно связан с термином «медиапланирова-ние», который был введен американским журналистом и рекламистом Р Барто-ном в середине 60-х годов в США. Существенный вклад в исследование медиа-планирования внесли работы Т. Г Габисония [3], Е.Р. Григоренко, О.М. Калиевой [4], Д.А. Панфиловой [5], ГА. Шматова, посвященные изучению комплекса маркетинга.

Привлечение иностранных студентов в контексте глобализации образовательных процессов становится ключевым аспектом стратегического развития ведущих российских высших учебных заведений. В этой связи бренд вуза выступает не просто как инструмент маркетинговой политики, но и как комплексная медиастратегия, ориентированная на формирование устойчивого имиджа и повышение конкурентоспособности на международном образовательном рынке. Медиастратегии, в рамках которых используются цифровые технологии, соци-

альные сети, мультимедийные платформы не только способствуют укреплению бренда вуза, но и создают условия для формирования кросс-культурного диалога, повышая интерес иностранных студентов к получению образования в России. Важным аспектом является разработка контента, отражающего уникальность учебного заведения, его научно-исследовательскую базу, методические новшества, культурную и историческую составляющую образовательного процесса. Медиастратегии должны быть направлены на демонстрацию комплексного подхода к обучению, акцентируя внимание на индивидуальном подходе к каждому студенту и возможности развивать международное научное сотрудничество. Привлекательность российского высшего образования для иностранных студентов усиливается за счет эффективного использования медийных инструментов для создания положительного имиджа России как страны с богатыми культурными и образовательными традициями, открытой для международного сотрудничества и межкультурного общения. Таким образом, развитие медиастратегий является не только выражением стратегической цели привлечения иностранных студентов, но и способом формирования образа России как важного игрока на мировом образовательном рынке.

Осмысление практической ценности современных медиастратегий позволяет выявить ряд ключевых аспектов, значительно повышающих эффективность привлечения иностранных студентов. Во-первых, акцентируется важность коммуникационного взаимодействия через многоязычные платформы, включающие как традиционные, так и цифровые медиаресурсы. Это позволяет не только максимально расширять географию потенциальной аудитории, но и налаживать диалог с абитуриентами на основе учета культурных и лингвистических особенностей.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть значение создания качественного контента, который может стать главным «магнитом» для иностранных студентов. Интересные и содержательные материалы о жизни и обучении в вузе, успешных выпускниках, уникальных образовательных программах и научных проектах способствуют повышению привлекательности вуза и укреплению его позиций как ведущего центра образования и науки.

В-третьих, активное применение социальных медиа и цифровых коммуни-кационныхканаповдлявзаимодействия с аудиториейявляется неотъемлемой частью современных медиастратегий. Это позволяет вузам быть ближе к своей иелевойанрнтории, нуфентноно [оошакт топудсыинфовпационной поддержки к кпнеулетисДвинпо,апанже наланахвавь обратнвю дризщквпррая нхрет сущер ственное значение для адаптации стратегий под актуальные запросы и интересы ионенцоапнных кеидентдв.

Таким образом, практическая ценность медиастратегий в контексте привле-иенияйностранныхнтиодктов несапнанва. Онанояпюпоотсс в форсноиоанти устойчивого и привлекательного имиджа вуза на международном образователь-номнхоксрaненвe,чтрввoнeч номитоге способствует повышению его конкурен-тоспособност ианокшисению о браздхоюел ьиых гопизоптох.

Методами исследования в статье стали:

а мнялитичеикуймОюорй онaяиунaунноюлинтpaтрpынотeмтистnтоеоа-

ния;

- oпнеaтехьод-aнaлнтичecкий мотод (вклюнпющмН и нсоп ноОоюдвние, сопоставление, обобщение и интерпретацию выявленных фактов),

а еaюкдомcтимиaюзнвlаметoды aаоаиюa:

о онскврсивиыН оиaлхзнсoнonсовнтeяьнысaнaоид;

- медиалингвистический анализ, «позволяющий выявить особенности нзaимoддЯттвияоосMтлтнoио и йдкeя0aлинoго

- прагмалингвистический анализ, «применяющийся для выявления ком-мтникатднмхкнймерзной евсоpoвlйeмнMаиlе теноиов овкяюуaющнйнсиOыоо0й лизнсaгмaпинмьмилдукоpлвaннoйлеиеоки; rдтмpaнолyжиоаокзиyмeнтoм длп осущсосолениядатипуляций»

ногвасно С, Cвхонджи х Ж.Бен1нааму[8], диcююpcсеeдеeт понимато н качестве способа, которым язык оформляется и одновременно формирует со-позполитзчecктюpеольнесси. В янмвня yнуодуcиыдтcвoго медиаднс-ррсанао медиастратегией мы будем рассматривать набор коммуникативных приёмов и caкыио,йонЖaльанlы йнeвepбaльиыр сртдств орщения, неннeяяeмыупсгlpдяи-пмвиианевов, тaзможaeмнlт иа офискоойнмlxпсpaннцдтyнмооеьмтотой. Сяхре-ну^ыо евызaлмомlомeдиaплaофoрны-этт нскрытян аaмлнкИ: ноойоpнящиз увялйннть ныСнемооаымнегйoткуыуовтьи ыпнвлекaтмлонoытьyнивepcитатa: о возможностью отслеживать мгновенную обратную связь участников сообщества через поставленные лайки, написанные комментарии, сделанные репосты записей. В условиях развития рыночных отношений, ужесточения конкуренции выс-

Рис. 1. Виды университетского дискурса в социальных медиа

шие учебные заведения стремятся создать яркие страницы в социальных сетях, глэе^т^ой задачей конорыхнвляютсяисследованиерынга об^кс^^г^т^е^льньк к—луг 19род5ижени1бреидао9разов79ельногоуч реждения и его образовательного продукта.

Прзиеля тлалтк я"^|ка ницМнИМОтСИбГУв сетр «ВЫлетеек:»,

можик тркНсиквексютению, что весь массмедийный университетский дискурс

9ДЛ7ВНО ДКЛИТТИИ На:

- ал сл9ксг^|^;^ё рр и езТксе но вою сяздр н-тов и содержащий агитационные посты, перекликающиеся с информацией о фа-тунектррх уноееркияста;

- инфсзАРционсе-зовостовкдискуря, тее^^ тоенксгв - пзедосттвитьсвег дения о текущих и предстоящих событиях в университете;

9 срадемнсЛТВШДИСКерС,П0ВеНК15ЮЩ5И0Ьр0ГтТ5Ю1ТХ Об^еСЗЯ, КТуДПД-

>-^^<^1^01-11 ^^н^—1ы^с^еътю, нтаждровнах;

- научный дискурс, рассказывающий о конференциях, семинарах, фору-

В^^И—О Д0ТТ1Кж7НЛ7х в ссКередл7ки.

Одснив университетского медиадискурса - ин-

формативная и агитационная - реализуются при проведении приёмных кампаний для привлечения абитуриентов. Для облегчения поиска информации и обозначения и категоризации контента в социальных сетях каждый пост маркируется актуальными хештегами (#абитуриентам, #Приоритет2030).

Рис2. Ключевые стратегии университетского медиадискурса

Медиастратегиясй7ижениянаправлена на уетачотлсгия дружвекого коктнкта в а5рА22щнми итосянтсеешн ексдврез^мТс е° к^г^еоин^^чц^х^ь^ ускороть ароцостн а,усвнс1ви1с и интефвцте атантанн ив науг^хгоекнаост^ нУоссеч.

В ргзмтси чмоведтниого литграр^^тм^тт^^июго анатчоа пснктотeякыге ме-^иí^мaтeplаalлa витсыечы следкнсщсе ocта7игoнlС7Mд)акEКPииеpнoкo общенот:

1. Контактоустанавливающие интенции в виде лексики, включающей в себя приглашения (Будем с радостью ждать Вас! До встречи! ), и терминов, спо-неВитвующии Пскановлению ыыпдедничeыткa (двустороннее экономическое со-труи нич!^с^рво (двccетм7кcтл ^нассшевния).

д. .[ф^бми|мо1и;вное (ет1и^íoд^nи^l>т слс^ иф^е иш |;зоивто1С1 ятыне aанмуеионтто с целью создания комфортной обстановки и лучшего понимания информации

Ы Л! ).

3. Анячвное .поминание партнерства учебного заведения с различными странатсе ееифн, о вдентовл1мкн"внсюике зв ак глoднльoбе тяе1еи|э^1аи к и С1ви(кдюем ипек-тре международных кооперационных связей (Делегация ученых из Республики Корея в МГИМО, МИЭП МГИМО - участник заседания Делового сове-

та Россия - ЮАР, В МГИМО прошла XXII российско-китайская конференция по международным вопросам МГИМО - Китайская академия международных проблем МИД КНР, Е МГИМО посетила кубинская делегация, т*1М Делегация Парламента Азербайджана в МГИМО).

Данные элементы не только обогащают контент медиаматериала, но и способствуют эффективной межкультурной коммуникации в разноязычной культурной среде, акцентируя важность интернационального партнерства и взаимопонимания.

Информативнаямедиастратегия

Основной целью данной стратегии является информирование будущих студентов о ключевых событиях и мероприятиях. Создание и поддержание информативного веб-сайта университета, где будущие студенты могут найти подробную информацию о факультетах, программах обучения, преподавателях, правилах поступления и другую полезную информацию. Использование социальных сетей для информирования о предстоящих событиях, новостях университета, достижениях студентов и преподавателей является самым частотным приёмом: 2 июня, в рамках XXIII Кубка ректора МГИМО по мини-футболу, приуроченного к 80-летию нашего университета, в МГИМО прошёл масштабный День национальной кухни, организованный Сообществом российских студентов и Советом землячеств МГИМО при поддержке Управления по воспитательнос работе.

Данная стратегия информирует об участии в международных обрагова-тельных выставках и конференциях, где университет может представить сеин программы обучения и привлечь внимание будущих студентов: В рамках про-

граммы ВФМ-2024 прошла сессия «Будущее глазами молодёжи: единство в мненюрртин»>,пп;вяш,еннаян>пр<н;ам внноениямолнОежи разных стран в построение будущего, в котором цивилизационные различия становятся рзоуысом равнопранногоинаооснрреилиоаи,ии совместных проектов развития.

3 марта на площадке Всемирного фестиваля молодежи состоялась сессия «Образовательный туризм: уникальные возможности России для российских изарубежныхстудентов».

Лингвопрагматический анализ данного примера позволяет выделить сле-дующиеособенности:

1. Функциональная направленность текста: информативная. Текст информирует о том, что МГИМО принимает участие в ВМФ-2024 и что данная сессия важна для молодёжи разных стран для реализации совместных проектов.

2. Коммуникативная цель: привлечь молодёжь к участию в равноправном диалоге.

3. Языковые средства: используются общеупотребительные слова и выражения, характерныедля информативногостиля.

4. Прагматические аспекты: текст направлен на информирование аудитории о важном собынии, нвсзанаьм с СЮбГУ.ина прсвлечение-нима-няк его экспертам.

5.Социсльный кониек-нтесстадсесоваа широкой аодиторис, интонесн-ющейся возможностями развития современной российской и зарубежной моло-Юёжо.

6. Эмоциональная окраска: текст не содержит эмоциональной окраски, он представленвнейвральком тоне.

7. Тип дискурса: информативный, официальный.

Сотрудоичнсноок другнми уновв^итчтаои о ортамимацномн для о^ога

студентами и преподавателями, проведения совместных исследований и про-нктовопигпаабисяс комощью н-форсчвтгносмедиаст°нгигон:На площадое Фестиваля делегация МГИМО также провела встречу с руководством Шан-хамковоунсзернитета иснотрянных язiло«Зm'лЛГBmм встречи пбсуж-Юалтоаоогюс нрнвитим Овьхрторгнвих маниосснроких прогсамм, нтззже миаи ю-изтаЭеоин ллтеей ммoмы рлп могвсипких сту^отоои т^.Ртноиор МГмдО O.Л.HoркyсoчoЛвlрглепo пьuехaнuлюллeлuгKuтясmцemотв Ушеерсо-мает.

р пюмзж рт-мкоа оССУН пМЭФпеснерМоИМО Ин.В.Роряуннв плтжлрyвaотнe в стратегической сессии «Архитектура мирового порядка: взгляд из России». Cмccалбьlлрчнвцящeнa сантекообразующим вопросам развития современного мл.ь ильглстнальныл танндкн цтьм трансформлцлимеждународных отношений.

Все эти компоненты направлены на информирование будущих студентов о коючвоых ррЛьrкияxлдaоaм мepaлциячил,м -также гп создооое поиожитоложиго образсуни верснжетао ипнолечение талкстоо выхстудеьмаг.

Медиастратегиясозданияпозитивного образа вуза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«В етловиях гло бал озитьиип дина м сческгрнзаи вaюиaлоялнризaHupeоы снмнж oMмaзвлaтнлeлoй орсноизоции явлтнтзя cpeдитвхмнapaцлеоаж аикооку-рентоспособностью. Исследователи называют целенаправленное построение чoзнтивиaгo жьс,хжaтжзaллпаu изьотболее эффективных стратегий усиления положения вузанарынкеобразовательныхуслуг» [9, с.55].

ргп. з, а^отон.оо.онз (нпзгу-

П-uтсччcки козлpяпхГцикaцтяcouтежит орикмналантю фотoфpфииош видео высокого качества, отражающие содержание поста. Быстрый и комфорт-оыт uнp-км,г во л°yчpентом cгaлкни, зl<квмча^ыв мсшеегт ноззодяна с жпикчотью найти нужную информацию иностранным абитуриентам.

lЮ СПбГУ участвует в ПМЭФ! Наши ведущие эксперты выступают на круглых столах и дискуссиях, посвященных ключевым вопросам глобальной эко-нoмнкоlлладле зьцрлooxксжмися, цифровизации, образования и науки: https:// vk.cc/cxsmI2.

Лингвопрагматический анализ данного примера позволяет выделить следующие особенности:

1. Функциональная направленность текста: информативная. Текст информирует о том, что СПбГУ участвует в ПМЭФ и что его эксперты выступают на круглых столах и дискуссиях, посвящённых ключевым вопросам глобальной экономики, здравоохранения, цифровизации, образования и науки.

2. Коммуникативная цель: привлечь внимание к деятельности СПбГУ и его экспертов на ПМЭФ.

3. Языковые средства: используются общеупотребительные слова и выражения, характерные для информативного стиля.

4. Прагматические аспекты: текст направлен на информирование аудитории о важном событии, связанном с СПбГУ, и на привлечение внимания к его экспертам.

5. Социальный контекст: текст адресован широкой аудитории, интересующейся вопросами глобальной экономики, здравоохранения, цифровизации, образования и науки.

6. Эмоциональная окраска: текст не содержит эмоциональной окраски, он представлен в нейтральном тоне.

7. Тип дискурса: информативный, официальный.

Библиографический список

Как показывает анализ, данный пример представляет собой информативный текст, направленный на информирование аудитории о деятельности СПбГУ на ПМЭФ и привлечение внимания к его экспертам.

В заключение стоит отметить, что в эпоху глобализации и информационных технологий привлечение иностранных студентов становится ключевой задачей для российских высших учебных заведений, стремящихся укрепить свой академический авторитет и увеличить присутствие на международном образовательном рынке. Эффективная медиастратегия, ориентированная на потребности и предпочтения зарубежной молодежи, выступает в этом контексте как важнейший инструмент, способствующий формированию привлекательного и конкурентоспособного бренда вуза.

Эффективное привлечение иностранных студентов в настоящий момент невозможно без интегрированного подхода, учитывающего специфику медиа-культуры и коммуникативных предпочтений целевых аудиторий. Рассмотрение успешных примеров медиастратегий российских вузов позволяет выделить несколько ключевых аспектов: адаптация контента под различные культурные и языковые контексты, активное использование видеоматериалов для демонстрации учебного процесса и студенческой жизни, а также взаимодействие с выпускниками как с амбассадорами бренда вуза на международном уровне.

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Перевод с английского под науч. ред. О.И. Шкаратана. Москва: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Безпалов В.В., Лочан С.А., Иванов А.В., Федюнин Д.В., Шилина М.Г. Способы разработки медиастратегии учреждений высшего образования. Фундаментальные исследования. 2020; № 4: 7-14. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42715

3. Габисония Т.Г, Севостьянова А.А. Особенности медиапланирования в условиях кризиса или санкций. Вестник евразийской науки. 2022; Т. 14, № 2. Available at: https:// esj.today/PDF/53ECVN222.pdf

4. Калиева О.М., Карелин Н.В. Попытки совершенствования классической модели комплекса маркетинга. Финансовая экономика. 2019; № 10: 165-167.

5. Панфилова Д.А. Особенности комплекса маркетинга в концепции маркетинга инноваций. Электронный научный журнал. 2020; № 4: 114-118.

6. Олизько Н.С. Университетский массмедийный дискурс. Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022; Ч. 1: 87-89.

7. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. Москва: ИКАР 2007.

8. Sarangi S., Baynham M. Discursive Construction of Educational Identitites: Alternative Readings. Language and Education. 1996; Vol. 10, № 2-3: 77-81.

9. Лингвокультура университета: коллективная монография. Под редакцией С.А. Питиной. Челябинск, 2016.

References

1. Kastel's M. Informacionnaya 'epoha: 'ekonomika, obschestvo ikultura. Perevod s anglijskogo pod nauch. red. O.I. Shkaratana. Moskva: GU VSh'E, 2000.

2. Bezpalov V.V., Lochan S.A., Ivanov A.V., Fedyunin D.V., Shilina M.G. Sposoby razrabotki mediastrategii uchrezhdenij vysshego obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2020; № 4: 7-14. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42715

3. Gabisoniya T.G., Sevosfyanova A.A. Osobennosti mediaplanirovaniya v usloviyah krizisa ili sankcij. Vestnik evrazijskoj nauki. 2022; T. 14, № 2. Available at: https://esj.today/ PDF/53ECVN222.pdf

4. Kalieva O.M., Karelin N.V. Popytki sovershenstvovaniya klassicheskoj modeli kompleksa marketinga. Finansovaya 'ekonomika. 2019; № 10: 165-167.

5. Panfilova D.A. Osobennosti kompleksa marketinga v koncepcii marketinga innovacij. 'Elekironnyj nauchnyjzhurnal. 2020; № 4: 114-118.

6. Oliz'ko N.S. Universitetskij massmedijnyj diskurs. Slovo, vyskazyvanie, tekst v kognitivnom, pragmaticheskom i kul'turologicheskom aspektah. Chelyabinsk: Chelyabinskij gosudarstvennyj universitet, 2022; Ch. 1: 87-89.

7. Formanovskaya N.I. Rechevoe vzaimodejstvie: kommunikaciya ipragmatika. Moskva: IKAR, 2007.

8. Sarangi S., Baynham M. Discursive Construction of Educational Identitites: Alternative Readings. Language and Education. 1996; Vol. 10, № 2-3: 77-81.

9. Lingvokul'tura universiteta: kollektivnaya monografiya. Pod redakciej S.A. Pitinoj. Chelyabinsk, 2016.

Статья поступила в редакцию 30.06.24

УДК 81'282.4

Pavlenko A.N., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: n19860804@rambler.ru

ORGANIZATION OF A DIALECTOLOGICAL EXPEDITION TO COLLECT ETHNOCULTURAL LANGUAGE MATERIAL. The article analyzes preparation of a field expedition, the purpose of which is to collect ethnocultural linguistic material. The possibility of visiting places of compact residence to obtain more extensive language material is being considered. Carrying out this kind of field trip with pre-prepared material allows for a targeted sampling of vocabulary, recording specific grammatical phenomena or phonetic features of dialects. As practical material used during the expedition, the development of questionnaires used to work with speakers of the dialect in the German national region of the Altai Krai is presented. The data obtained as a result of this type of expedition constitutes important material for further dialectological research. Of particular value is the knowledge reflected in the language about the culture, ethnography and history of the speakers of the dialect, which is important for interdisciplinary research.

Key words: German dialectology, expedition, linguistic culture, ethnography, German dialects in Russia

А.Н. Павленко, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: n19860804@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО СБОРУ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

В настоящей статье проводится анализ подготовки полевой экспедиции, целью которой является сбор этнокультурного языкового материала. Рассматривается научные подходы к организации диалектологической экспедиции в места компактного проживания диалектоносителей для получения более обширного языкового материала. Проведение подобного рода выездов с заранее подготовленным материалом позволяет проводить комплексный анализ диалектных текстов и целенаправленную выборку лексических, грамматических (синтаксических и морфологических) и фонетических явлений диалектов. В качестве практического материала используются рабочие материалы диалектологических экспедиций разных лет в немецкие села России. Полученные в результате проведения подобного рода экспедиции данные представляют собой важный материал для дальнейших диалектологических исследований. Особенную ценность представляют отраженные в языке знания о культуре, этнографии и истории носителей диалекта, что является важным для междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: немецкая диалектология, экспедиция, лингвокультура, этнография, немецкие диалекты в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.