Старченко Д.И.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СЕРВИСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. Начиная с 2020 года социально-экономическое развитие происходит под влиянием пандемии Covid-19. Это масштабное явление ускорило процессы цифровизации различных хозяйственных процессов. Цифровизация развивалась и до пандемии, но именно пандемия дала ей дополнительный импульс. В статье рассмотрены возможности цифровизации логистических процессов в военной организации государства. При этом рекомендовано более активно использовать аналогичный опыт, накопленный в народнохозяйственном комплексе.
Ключевые слова. Военная логистика, цифровизация экономики, вещевая служба, военная организация государства.
Starchenko D.I.
MODERN LOGISTICS SERVICES AND THE POSSIBILITIES OF THEIR USE IN THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE
Abstract. Starting in 2020, socio-economic development is under the influence of the Covid-19 pandemic. This large-scale phenomenon has accelerated the digitalization of various business processes. Dig-italization developed even before the pandemic, but it was the pandemic that gave it an additional impetus. The article discusses the possibilities of digitalization of logistics processes in the military organization of the state. At the same time, it was recommended to more actively use the analogous experience accumulated in the national economic complex.
Keywords. Military logistics, digitalization of the economy, material service, military organization of the state.
Цифровизация - один из ключевых трендов современности [1, 2, 3 и др.], цифровые технологии сегодня активно проникают во все сферы экономики и общества, в том числе и в военную организацию государства и ее структурные подразделения. При этом, следует отметить неравномерность в развитии процессов цифровизации, как в отраслевом разрезе, так и с точки зрения разных периодов времени.
Отраслевые различия в темпах цифровизации достаточно очевидны и ожидаемы. Они определяются уровнем формализации и стандартизации деловых процессов, потенциальным экономическим эффектом от цифровизации и другими известными обстоятельствами. Если же говорить о втором аспекте, то следует признать, что серьезный импульс процессам цифровизации придала пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19, охватившей мир в 2020 году, которая продолжается до настоящего времени. Пандемия оказала влияние на цифровизацию не за счет своей медико-биологической сути (хотя и здесь определенное влияние имеется), а вследствие предпринятых правительствами страны и российских регионов ограничительных мер, направленных на формирование барьеров для распространения Covid-19.
ГРНТИ 81.88.75 © Старченко Д.И., 2021
Дмитрий Игоревич Старченко - адъюнкт Вольского военного института материального обеспечения (филиала) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Контактные данные для связи с автором: 412921, Саратовская обл., г. Вольск, ул. Максима Горького, 3 (Russia, Saratov region, Volsk, M. Gorky str., 3). E-mail: [email protected].
Следствием этого вынужденного разобщения людей, задействованных в различных трудовых процессах, стало то, что многие организации и предприятия перевели часть своих деловых операций или отдельные рабочие процессы в удаленный режим работы, где это было возможно [4]. Безусловно, такого рода перевод нельзя было сделать, например на стройках, т.к. технологический процесс строительства требует личного участия работников в выполнении строительных работ [5]. В других же случаях, например в процессах управления [6], образовании [7], логистике [8] и др. технологии удаленной занятости получили широкое распространение.
При этом, следует отметить, что процессы дистанционной занятости в ряде случаев не снижают качество выполняемых работ, а - напротив - повышают его. Это связано с тем обстоятельством, что возможность работы из дома или иного места, но не в служебном помещении, является достаточно значимым мотивационным фактором, положительное влияние которого способно перекрыть негативное воздействие того, что в процессе работы коллектив разобщен, что ослабляет возможности межличностного и группового взаимодействия по рабочим вопросам.
Так, «согласно данным опроса, проведенного Райффайзенбанком, удаленная работа нравится 88% россиян. Об этом банк сообщил 6 мая 2021 года. Главными плюсами дистанционного формата называют экономию времени на дорогу (78%) и существенное сокращение расходов (49%). Половине опрошенных (49%) нравится, что удаленная работа позволяет проводить больше времени с семьей, а ещё 36% смогли удобнее совмещать работу и хобби. Треть опрошенных (33%) отмечают, что работа из дома позволяет им работать эффективнее, не отвлекаясь на офисный шум и разговоры коллег. Стольким же (33%) нравится возможность работать на текущем месте из другого города или страны» (цит. по: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Удаленная_работа_в_России#. D0.9E.D0.B1.D0.B7.D0.BE.DL80_TAdviser_.D0.A3.D0.B4.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0 .DL8F_.DL80.D0.B0.D0.BLD0.BE.DL82.D0.B0:_.D0.BE.DL80.D0.B3.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B7.D 0Б0.D1.86.D0Б8.D0БE.D0БD.D0БD.D1.8B.D0Б5_.D0Б8_.D1.82.D0Б5.D1.85.D0БD.D0Б8.D1. 87.D0.B5.DL8LD0.BA.D0.B8.D0.B5_.DL80.D0.B5.DL88.D0.B5.D0.BD.D0.B8.DL8F).
Военная организация страны, в том числе входящие в ее состав Вооруженные силы Российской Федерации, безусловно также испытала негативное воздействие пандемии Covid-19. Достаточно вспомнить такой известный случай, как состоявшийся в 2020 году перенос военного парада в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В то же время, процессы ускоренной цифрови-зации, наблюдающиеся в гражданских отраслях и сферах деятельности, затронули военно-хозяйственные процессы в гораздо меньшей степени. Наш анализ показал, что это вызвано, преимущественно, двумя основными причинами:
• во-первых, воинские части и организации не переходили в удаленный режим работы, т.к. специфика решения ими задач - прежде всего оборонного характера - в принципе не позволяет решать их дистанционно. Эти задачи решаются исключительно в ходе личного присутствия военнослужащих и гражданского персонала в тех местах, которые предписаны им внутренними регламентами воинских частей и иных военных организаций. В случае выявления в воинских коллективах инфицированных или заболевших Covid-19 лиц, соответствующими руководителями предпринимались установленные нормативно-правовыми документами меры по их изоляции и лечению, при этом организации (воинские части), где они работали (проходили военную службу) продолжали функционирование в обычном режиме, без приостановки деятельности;
• во-вторых, ускоренной цифровизации в пандемию подвергались в первую очередь не производственные, транспортные и иные процессы реальной хозяйственной деятельности, на что мы указывали выше, а процессы информационные: взаимодействие с заказчиками, обмен документами между участниками процессов управления, планирование и контроль операций и др. В силу специфики деятельности Вооруженных сил РФ, информационные потоки такого вида, как правило, содержат информацию непубличного характера. В этой связи передача ее по обычным каналам связи и обработка с помощью коммерческого программного обеспечения и несерти-фицированного оборудования запрещены. Если автоматизация процессов управления в военной организации и происходит, то она осуществляется планомерно на долгосрочной основе путем реализации специальных ведомственных программ [9].
Тем не менее, опыт использования цифровых технологий в гражданских отраслях показал, что имеется значительный потенциал их продуктивного использования в военной сфере. Это подтверждается и зарубежным опытом ресурсного обеспечения вооруженных сил [10], который указывает на активную конвергенцию (сближение, взаимную диффузию) процессов осуществления деятельности и организации управления в аналогичных гражданских и военно-хозяйственных областях. Такого рода унификация процессов позволяет достичь эффекта экономии от масштаба при их проектировании, разработке и внедрении соответствующих цифровых инструментов управления, а также повысить адаптивность управления группировками войск (сил) в мирное и военное время.
Анализ показывает, что логистические процессы управления обращением материальных ресурсов на предприятиях народного хозяйства весьма сложны и трудоёмки, в то же время, они сравнительно легко типизируются, в связи с чем получили широкое распространение программные (цифровые) инструменты логистического управления материальными ресурсами. Методологическую основу большинства используемых в народнохозяйственной практике систем управления материальными ресурсами, реализуемых при помощи специального программного обеспечения (1С, «Галактика», «Парус», Microsoft Axapta и др.), задает международный стандарт MRPII [11].
Согласно требованиям этого стандарта [там же], система управления материальными ресурсами предприятия должна быть способной выполнять следующие базовые функции:
1) составление основного плана производства (который является основой для последующего планирования потребности в сырье и материалах);
2) собственно планирование потребностей в материалах (с учетом динамики их потребления, возможных норм замены, наличия их в запасах и возможностей собственного производства);
3) учет спецификаций изделий (т.е. описание комплектности потребления материалов и возможной динамики, последовательности возникновения производственного спроса на них);
4) управление операциями с запасами (классические складские логистические операции, связанные с учетом запасов, организацией их надлежащего хранения, перераспределения между местами хранения, обслуживанием - при необходимости - в процессе хранения и др.);
5) оперативное управление производством (включая, в том числе организацию подачи материалов, сырья и полуфабрикатов в нужное время, в необходимом ассортименте в нужные места потребления);
6) планирование потребности в мощностях (призвано согласовать реальные производственные возможностями с потенциально необходимыми, как за счет изменения их конфигурации, так и за счет варьирования графика их задействования);
7) управление входным/выходным материальным потоком (классические логистические транспортные операции по доставке сырья от внешних поставщиков и готовой продукции покупателям/потребителям за пределами предприятия);
8) планирование распределения ресурсов (традиционные приемы управления внутренней логистикой материального потока предприятия).
На базе стандарта MRPII созданы и активно используются как российскими, так и зарубежными предприятиями комплексы прикладного программного обеспечения, получившие название Enterprise Resource Planning Systems (ERP). Они позволяют комплексно, в автоматизированном режиме решать множество логистических задач, возникающих в ходе управления материальными ресурсами (распределение, перемещение, использование и учет) [12].
Далее рассмотрим возможности использования гражданского опыта организации обращения материальных ресурсов, в том числе базирующегося на использовании цифровых логистических сервисов, в военной организации государства. В частности, по мнению автора, хорошие перспективы имеет внедрение в деятельность по управлению материальными ресурсами в Вооруженных силах РФ ERP-систем. Для этого, как нам представляется, могут быть использованы как известные типовые решения, входящие в стандартные конфигурации такого рода систем, так и специальные настраиваемые модули.
Из приведенного выше перечня функций, реализуемых такого рода системами, без особых изменений могут быть интегрированы в ведомственные системы управления, в частности - по линии вещевой службы, 3-я, 4-я, 5-я, 7-я и 8-я. Эти функции и сегодня отрабатываются должностными лицами вещевой службы в рамках военно-логистических операций, методы их эффективного вы-
полнения известны и закреплены в соответствующих документах. Но идея цифровизации процессов управления материальными ресурсами, как мы указывали выше, строится на их комплексном представлении и моделировании в рамках единой системы. В этой связи целесообразна разработка специальных модулей, «прикрывающих» и иные функции ERP-систем.
Масштабы решения логистических задач в Вооруженных силах РФ весьма значительны. «По состоянию на 2018 год, в 6 тыс. военных городков эксплуатировалось более 87 тыс. объектов ка-зарменно-жилищного фонда, 6 тыс. жилых домов и 24 тыс. км инженерных сетей. Согласно данным Минобороны РФ, ежегодно на боевую подготовку войск расходуется порядка 2 млн т горючесмазочных материалов. За год на довольствие военнослужащих расходуется более 700 тыс. т продовольствия, питание организуется более чем в 2 тыс. столовых и камбузов. Ежедневно только питанием необходимо обеспечить около 520 тыс. человек по двум десяткам норм продовольственных пайков... В личном пользовании военнослужащих находится свыше 50 млн предметов военной формы, ежегодный объем выдаваемых предметов достигает 15 млн единиц» (цит. по: https://tass.ru/ armiya-i-opk/9092859).
Рассмотрим вопрос возможного внедрения в деятельность по логистическому обеспечению военного ведомства ERP-систем более детально. В первую очередь речь должна идти о состыковке «основного плана производства» и деятельности по его материальному обеспечению. Роль такого «плана производства» для военной организации играют планы подготовки и применения войск (сил) в различных условиях обстановки. Очевидно, что успешность действия войск (сил) во многом определяет их потребности в материальном, в частности - вещевом, обеспечении. В этой связи уместно вспомнить известный лозунг времен Великой Отечественной войны, который не потерял актуальности и сегодня: «Без Тыла нет Победы».
По мнению автора, адаптация типовых блоков ERP, предназначенных для производственного планирования на народнохозяйственных предприятиях, к деятельности военной организации невозможна в силу значительно специфики этой деятельности. Следовательно, необходимо проведение специальных исследований для ликвидации имеющегося «цифрового разрыва» и интеграции систем автоматизированного управления войсками (силами) с классическими ERP-модулями. Собственно планирование потребностей в материальных ресурсах в военной организации имеет свои особенности. Тем не менее, разработка специальных ERP-модулей для решения этих задач, по нашему мнению, не представляет особой сложности, т.к. процессы материального обеспечения войск (сил) строго регламентированы.
Например, порядок обеспечения военнослужащих вещевым имуществом регламентируется приказом Министра обороны РФ от 14 августа 2017 г. № 500 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время», который, помимо регламентации общего порядка вещевого обеспечения, упорядочивает нормы переходящих и страховых запасов вещевого имущества и моющих материалов текущего обеспечения, нормы содержания вещевого имущества на одного военнослужащего в соединениях, воинских частях и организациях, нормы снабжения (расхода) специальным и санитарно-хозяйственным имуществом, палатками, брезентами, мягкими контейнерами, спортивным, альпинистским и обозным имуществом, банным инвентарем, моющими, ремонтными материалами, средствами ухода за обувью, оборудованием и материалами для ремонта имущества вещевой службы и банно-прачечного обслуживания, материалами и запасными частями к указанному оборудованию, нормы снабжения специальным (инвентарным) имуществом службы и др.
Что касается такой задачи, как планирование потребности в мощностях, то для систем ресурсного обеспечения военного назначения эта задача неактуальна, т.к. воинские части и организации не занимаются производственной деятельностью, поэтому соответствующие модули из адаптируемых к деятельности по ресурсному обеспечению военной организации ERP-систем можно исключить, что снизить стоимость приобретения и эксплуатации такого рода систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Назаров Д.М. Цифровая экономика как результат информационных революций // Известия Санкт-
Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 5 (113). С. 12-24.
2. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.
3. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с.
4. Шульгина Ю.В., Вертакова Ю.В., Мальцева И.Ф., Плотников В.А. Трансформация организации труда и социально-трудового мониторинга в условиях перехода на удаленную работу // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2020. № 11. С. 97-102.
5. Шиндикова И.Г. Современная строительная деятельность: анализ с позиций угроз и рисков экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 1. С. 201-206.
6. Тихонова М.А. Развитие моделей антикризисного управления малым бизнесом в условиях последствий пандемии: дис. ... канд. экон. наук / Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2020. 192 с.
7. Плотников А.В. Влияние пандемии на отдельные отрасли экономики (на примере образования) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 40-44.
8. Логистические тренды 2020-2021 года: влияние пандемии СОУ!Э-19 на перевозки. [Электронный ресурс] . Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki (дата обращения 11.02.2021).
9. Силаев С.И., Галиев Р.А., Федотова Н.В. Тенденции развития системы тылового обеспечения вооруженных сил США // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов, выпуск 3 (13). СПб.: Издательство НИИ (ВСИ МТО ВС РФ) ВА МТО, 2019. С. 32-44.
10. Гущина Е.А., Курбанов А.Х. Проблемы обеспечения вещевым имуществом отдельных категорий военных потребителей и возможные способы их решения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 22-25.
11. ГавриловД.А. Управление производством на базе стандарта MRPII. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
12. Халдин К.С. Методы и модели управления материальными ресурсами промышленного предприятия, обеспечивающие взаимосвязь его экономических и экологических приоритетов: дис. . канд. техн. наук. Челябинск, 2016. 124 с.