Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАБОТ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1346
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РОБОТЫ / ВОЕННАЯ ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балуев М.С.

Технологическое развитие последних десятилетий привело к роботизации многих сфер экономики. В том числе промышленные роботы успешно применяются в логистике, даже в таких специфических областях, как военная логистика. Россия пока существенно отстает от промышленно развитых стран мира во внедрении робототехники в логистические сервисы. В статье проведен анализ перспектив использования технических и организационных решений на основе применения логистических роботов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE USE OF ROBOTICS FOR PERFORMING LOGISTICS OPERATIONS

The technological development of recent decades has led to the robotization of many areas of the economy. Including, industrial robots are successfully used in logistics, even in such specific areas as military logistics. Russia is still significantly behind the industrialized countries of the world in the implementation of robotics in logistics services. The article analyzes the prospects for the use of technical and organizational solutions based on the use of logistics robots.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАБОТ»

/к ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Балуев М.С.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация. Технологическое развитие последних десятилетий привело к роботизации многих сфер экономики. В том числе промышленные роботы успешно применяются в логистике, даже в таких специфических областях, как военная логистика. Россия пока существенно отстает от промышленно развитых стран мира во внедрении робототехники в логистические сервисы. В статье проведен анализ перспектив использования технических и организационных решений на основе применения логистических роботов.

Ключевые слова. Логистические операции, погрузочно-разгрузочные работы, логистические роботы, военная логистика.

Baluev M.S.

PROSPECTS FOR THE USE OF ROBOTICS FOR PERFORMING LOGISTICS OPERATIONS

Abstract. The technological development of recent decades has led to the robotization of many areas of the economy. Including, industrial robots are successfully used in logistics, even in such specific areas as military logistics. Russia is still significantly behind the industrialized countries of the world in the implementation of robotics in logistics services. The article analyzes the prospects for the use of technical and organizational solutions based on the use of logistics robots.

Keywords. Logistics operations, material handling, logistics robots, military logistics.

Современная экономика развивается в условиях перехода к новому технологическому укладу, что предопределяет серию не только хозяйственных, но и социальных трансформаций, обусловленных формированием новой институциональной среды [1, 2, 3]. В России на этот процесс технологической трансформации накладывается необходимость решения задач ускоренного промышленного развития, что обусловлено необходимостью проведения реиндустриализации и импортозамещения [4, 5, 6]. Одним из ключевых элементов ядра нового технологического уклада, по-видимому, явится роботизация различных производств.

Согласно толковому словарю иностранных слов, роботизация - это «оснащение роботами той или иной отрасли техники, внедрение роботов в производственные процессы» (цит. по: https://megabook.m/artide/Роботизация%20—%20Толковый%20словарь%20иностранных%20слов% 20Л.П.%20Крысина). В свою очередь, термином «робот» принято обозначать «автоматические программно-управляемые манипуляторы, выполняющие рабочие операции со сложными пространственными перемещениями» (цит. по: https://megabook.ru/article/Робот). То есть, с техниче-

ГРНТИ 81.88.75 © Балуев М.С., 2021

Максим Сергеевич Балуев - адъюнкт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с автором: 190000, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8 (Russia, St. Peters-bur, Makarova emb., 8). E-mail: vatt@mil.ru.

ской точки зрения, робот состоит из двух компонентов: механического, который выполняет те или иные рабочие операции, заменяя в производственных процессах человека, и программного, который осуществляет управление роботом в автоматическом или автоматизированном режиме.

Мощный толчок к активизации внедрения роботов в различные отрасли экономики дала пандемия Covid-19, в условиях которой «люди вынуждены соблюдать социальную дистанцию, а компании, которые не успели вовремя внедрить роботов или дистанционное управление, либо закрываются, либо теряют прибыль» [7]. Конечно, говорить о том, что утрата конкурентоспособности нероботизированых бизнесов носит столь радикальный характер, по нашему мнению, является преувеличением.

В то же время можно согласиться с тем, что коронакризис «серьезно ускорил автоматизацию всех отраслей. В опросе, который провела компания Emst&Young, более 40% респондентов сказали, что они прямо сейчас активно вкладывают средства в роботизацию и автоматизацию своего бизнеса, потому что «готовятся к посткризисному миру». Как следствие, роботизация и автоматизация бизнеса, которые и так набирали обороты в последние годы, в пандемию только ускорились» [там же].

Основной экономической причиной внедрения роботов в различные производственные операции является то, что их выполнение без непосредственного участия человека оказывается дешевле (или станет дешевле в среднесрочной перспективе) при сопоставимых сроках и качестве выполнения работ. Согласно имеющимся оценкам (см.: http://robotrends.ru/pub/1903/na-styke-vremen-voprosy-k-miru-budushego), средняя себестоимость выполнения производственных операций с использованием роботов сравнялась с выполнением тех же операций людьми в Германии и США в середине 1980-х гг., в Китае это же пересечение трендов (рост средней оплаты труда и падение затрат на эксплуатацию роботов) ожидается в 2020-х гг.

В дальнейшем, если судить по наблюдаемым тенденциям, этот разрыв будет увеличиваться, что делает использование роботов в ряде современных производств безальтернативным. Так, по данным McKinsey&Company [там же], индекс роста номинальных затрат на оплату труда в период с 1990 по 2020 гг. превысил 200%, тогда как индекс затрат на эксплуатацию промышленных роботов снизился до примерно 50%. Неудивительно в этой связи, что по прогнозам Transparency Market Research объемы глобального рынка роботов к 2025 году достигнет $147.26 млрд.

К сожалению, Россия и по уровню, и по темпам роботизации существенно отстает от промыш-ленно развитых стран. По данным Минкомсвязи России и Национальной Ассоциации участников рынка робототехники [7], количество роботов, приходящихся на 10 тыс. рабочих, в странах-лидерах роботизации составляет: Сингапур - 831, Южная Корея - 774, Германия - 338, Япония -327, США - 217, Китай - 140 роботов. Среднемировой показатель уровня оснащенности роботами составляет 99 роботов на 10 тыс. рабочих. На этом фоне Россия с показателем 5 роботов на 10 тыс. занятых выглядит явным аутсайдером.

Заметим, что роботы используются не только в производственных процессах. Их пытаются применять во всех сферах, в которых они имеют (или будут иметь в обозримой перспективе) экономическое преимущество перед использованием человеческого труда. Например, сегодня ведутся активные разработки по использованию боевых роботов в сфере ведения вооруженной борьбы. Например, в ходе ведения боевых действий в Сирийской Арабской Республике был испытан российский боевой многофункциональный робот «Уран-9». Это - боевая машина, оснащаемая 30-миллиметровой пушкой, крупнокалиберным пулеметом, противотанковыми ракетами и противовоздушным ракетным комплексом. Основная задача этого робота - дистанционная разведка и огневая поддержка воинских подразделений [8].

Несмотря на то, что по оценке отечественных военных специалистов аналогичные «Урану-9» «боевые робототехнические комплексы в ближайшие 10-15 лет неспособны выполнять задачи в условиях боевых действий» [там же], их разработки продолжаются, причем не только в России, но и во многих других странах мира. При этом в некоторых областях военной робототехники достигнут значительный прогресс. Речь может идти, например, о беспилотных летательных аппаратах, уже стоящих на вооружении армий многих стран мира. По имеющимся данным, «в настоящее время в 60 странах мира разрабатывается более 2000 проектов БПЛА [беспилотных летательных аппаратов] военного назначения» [9, с. 105].

В то же время, по крайней мере в России, развитию военной робототехники для небоевого применения уделяется недостаточно, по мнению автора, внимания. Приоритетной сферой для такого рода разработок могли бы стать роботы для выполнения логистических операций. Эти операции обладают значительной трудоемкостью, а их несвоевременное или некачественное выполнение способно поставить под угрозу решение воинскими формированиями поставленных перед ними задач.

Ситуация здесь во много аналогична складывающейся в аграрно-промышленном комплексе: «Одним из наиболее трудоёмких процессов в сельскохозяйственном производстве являются погру-зочно-разгрузочные и транспортные работы. В агропромышленном комплексе приходится около 40% от всех затрат труда на транспортные и погрузочно-разгрузочные работы» [10]. При решении логистических задач, связанных с улучшением параметров выполнения погрузочно-разгрузочных работ, по мнению автора, важная роль должна отводиться не только их автоматизации и механизации, но и роботизации [11].

Следует подчеркнуть, что для такого рода роботизации сегодня имеются необходимые производственно-технологические предпосылки. Российская компания Ronavi Robotics (https://ronavi-robotics.ru) начала серийный выпуск первых российских логистических роботов. Партия из 100 роботов уже начала работу на складах страны в 2019 году. Эта компания использует весьма интересную бизнес-модель, опробованную ведущими игроками рынка логистической робототехники за рубежом. Приобретение робота в собственность связано с многомиллионными затратами, к понесению которых готов менеджмент не каждой компании.

Всегда есть риски неэффективного использования техники, ее неполной загрузки, несовместимости системы управления роботами с информационной системой управления компании и т.д. Поэтому - строго в соответствии с принципами т.н. шеринговой экономики - роботы представляются в пользование. То есть, вместо приобретения дорогостоящего оборудования и его самостоятельной эксплуатации компании-клиенты получают в пользование полностью готового к применению и должным образом настроенного логистического робота, выплачивая за это компании-поставщику техники ежемесячную арендную плату. Это существенно улучшает экономику проектов роботизации складских комплексов, т.к. дает компании-клиенту «право на ошибку».

По нашему мнению, такие условия роботизации очень привлекательны для неопытных или сомневающихся клиентов, а также для тех организаций, руководство которых стремится избежать ненужных, по его мнению, рисков. Можно рекомендовать, в этой связи, реализовать в Министерстве обороны Российской Федерации в пилотном режиме, на одном из многочисленных имеющихся у него складских комплексов [12], технологии роботизированного выполнения погрузочно-разгрузочных работ. По результатам реализации такого рода пилотного проекта могут быть приняты решения о более активном использовании логистических роботов в военной логистике, либо о необходимости их адаптации к специфическим условиям эксплуатации в военном ведомстве.

Еще одно перспективное направление использования роботов в логистике - пакетирование грузов. В ходе этого процесса происходит создание компактной и универсальной перевозочной единицы, удобной для выполнения погрузочно-разгрузочных, складских и перевозочных операций. В военной логистике пакетирование - высокоэффективный прием повышения качества процессов материального обеспечения, который часто применятся при решении войсками (силами) специальных задач.

Например, по сообщению пресс-службы Южного военного округа, 27.12.2019 состоялось «специальное учение по приёму и передаче запасов материальных средств между кораблями в акватории Чёрного моря... В ходе тренировки экипаж [многоцелевого судна обеспечения] ВТН-73 отработал заправку кораблей в море на ходу различными видами материальных средств, а также передачу на борт кораблей пакетированных грузов. Всего в тренировке приняли участие более 10 кораблей и судов Черноморского флота» (цит. по: https://structure.mil.ru/structure/okruga/north/ news/more.htm?id=12268614@egNews&_print=true). Также на военных складах «для пакетирования артиллерийских боеприпасов используются плоские поддоны с площадкой для боеприпасов в ящичной таре и надстройками или без них, приспособленные для механизированного перемещения при погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работах» [13, с. 126]

Пакетирование - удобный способ сформировать компактные и хорошо транспортируемые грузовые единицы, в том числе сборного характера, что особенно важно при решении логистических задач по комплектному (то есть по всей установленной номенклатуре материальных средств) обеспечению воинских подразделений, решающих те или иные задачи в отрыве от основных сил. К сожалению, в настоящее время в военной логистике оно используется еще недостаточно.

Для осуществления пакетирования имеются специальные роботы-пакетировщики (см., например: https://ds-robotics.ru/industry-solutions/operations/palletirovanie). А эффективность пакетирования подтверждается имеющимися данными. По оценкам, «переход развитых стран на пакетные перевозки грузов позволил в среднем снизить втрое простои вагонов и автомобилей под грузовыми операциями, на 20-40% - транспортные расходы и сократить потери товаров» [14, с. 37].

Наконец, еще одним перспективным направлением роботизации логистических операций является использование беспилотного транспорта для доставки грузов [15, 16]. Согласно имеющимся представлениям (цит. по: http://robotrends.ru/pub/1903/na-styke-vremen-voprosy-k-miru-budushego), «транспортный комплекс будущего включает в себя следующие составляющие:

• «ядро» транспортной сети, включающее роботизированные поезда, самолеты, гиперлуп, корабли, «воздушные корабли» (airship), грузовые дроны-тяжеловесы, совмещенные в "дорожный поезд" робогрузовики;

• мобильную составляющую, в состав которой войдут автобусы, микроавтобусы, мобильные киоски и магазины, а также стандартные робокары. Сюда же можно отнести мобильные «материнские корабли» для курьерских дронов и роботов;

• средства доставки товаров на «последней миле». Логистические коптеры и малые беспилотни-ки самолетного типа, наземные робокурьеры».

Таким образом, рассмотренные возможности использования робототехники в логистике, в частности при выполнении логистических операций в интересах таких специфических клиентов, как военные, показывает, что эти возможности весьма широкие, а внедрение комплексных решений на основе роботов может обеспечить значительное повышение качества и сокращение затрат на логистику. В этой связи, необходимы как дальнейшие исследования этих вопросов, так и реализация пилотных логистических проектов, которые позволят выявить слабые места у имеющихся технических решений и перестроить логистические процессы с учетом возможностей их роботизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2019. 759 с.

2. Есенкова Г.А., Евченко А.В., Алдохина Т.П. Повышение эффективности формирования образовательной компоненты человеческого капитала в условиях цифровой трансформации общества и становления экономики знаний // Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 10 -й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 173-178.

3. Институциональная трансформация социально-экономических систем в условиях цифровизации: состояние, тренды, проблемы и перспективы / Вертакова Ю.В., Андросова И.В., Акулова Ю.А. и др. Курск, 2020. 294 с.

4. Бодрунов С.Д., Гринберг Р.С., Сорокин Д.Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. 2013. № 1 (35). С. 19-49.

5. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). С. 38-47.

6. Толкачев С.А., Кулаков А.Д. Роботизация как направление неоиндустриализации (на примере США) // Мир новой экономики. 2016. № 2. С. 79-87.

7. Велесюк А. Лекарство для бизнеса: развитие робототехники во время пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.msnano.com/about/press-centre/media/20200519-inc-lekarstvo-dlya-biznesa-razvitie-robototehniki-vo-vremya-pandemii (дата обращения 01.04.2021).

8. Применение боевого робота "Уран-9" в Сирии выявило его недостатки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20180619/1522957833.html (дата обращения 01.04.2021).

9. Евтодьева М.Г., Целицкий С.В. Беспилотные летательные аппараты военного назначения: тенденции в сфере разработок и производства // Пути к миру и безопасности. 2019. № 2 (57). С. 104-111.

10. Несмиянов И.А., Токарев В.И. Направления развития роботизированных погрузочных манипуляторов для агропромышленного комплекса // Современная техника и технологии. 2012. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://technology.snauka.ru/2012/11/1382 (дата обращения 15.05.2021).

11. БалуевМ.С. Подход к оптимизации состава технических средств механизации для выполнения погрузоч-но-разгрузочных работ // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 4-й международной научно-практической конференции (20 марта 2020 года). Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2020. С. 9-12.

12. Курбанов Т.Х., Шаламов Д.А. Эволюция и тенденции развития складской инфраструктуры военной организации государства // Тенденции развития материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пермь, 2017. С. 367-371.

13. Корзо В.В., Федотов А.М. Применение существующих такелажных средств и приспособлений для загрузки/разгрузки грузовых автомобилей артиллерийскими боеприпасами // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов. 2020. Вып. 3 (17). С. 124-130.

14. Кириченко А.В., Харченко С.В. Совершенствование перевозок воинских грузов // Военная мысль. 2008. № 10. С. 33-37.

15. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 94-101.

16. Курбанов Т., Старченко Д., Заикин А. Дроны в логистике: опыт ведущих зарубежных и отечественных компаний, перспективы и проблемы применения // Логистика. 2020. № 2 (159). С. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.