Рецензии
173
Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1999), В.В. Кожи-нова (Размышления об искусстве, литературе и истории. М., 2001), Ю.Б. Борева (Эстетика: в 2 т., Смоленск, 1997).
Особый интерес вызывает четвёртая глава учебного пособия, в которой применен авторский подход к анализу феномена жанровой модификации (в частности, литературной антиутопии, антисвяточного и анти-пасхального рассказа).
Заслуживает внимания и новаторская восьмая глава, посвященная ремеслу писателя. Дело в том, что данная проблема не рассматривается ни в одном из выпущенных в последние годы учебников и учебных пособий по теории литературы, а зря. Ведь именно соединение анализа текста с анализом процесса его создания (то, что традиционно относят к «нефилологической» психологии творчества) и помогает проникнуть в закономерности генезиса и художествен-
ного функционирования литературного произведения.
В основу учебного пособия положены оригинальные положения лекционных курсов, которые В.А. Пронин и Т.Т. Давыдова читают в Московском государственном университете печати на протяжении более чем десяти лет. По всей видимости, как раз данное обстоятельство во многом и предопределило успех данного издания в студенческой среде. Живое, но вместе с тем подлинно научное видение столь сложного предмета, как теория литературы, помогает авторам приблизиться к той оптимальной «золотой середине» между популярностью и серьезностью, которая так необходима для всякого по-настоящему качественного учебного издания. И, видимо, далеко не случайно, что именно преподаватели, не скованные рамками «ложного академизма», сумели создать книгу, за которую в полном смысле этого слова не стыдно.
А. КРУХМАЛЕВ, доктор философских наук
Видный социолог, член-корреспондент РАН Ж.Т. Тощенко известен тем, что своими трудами откликается на самые острые проблемы современности, имеющие важное научное и общественное значение. Вот и новая его книга посвящена сравнительно малоизученному явлению общественной жизни - этнократии. Несомненно, этничность сегодня во всем мире заявляет о себе весьма определенно. Она так или иначе отражает особый вид межчеловечес-ких отношений, присущих народности, связанной едиными представлениями о генетическом родстве, культурно-языковой общностью, коллективным историческим опытом общения и поведения, общими стереотипами сознания. Отличительные признаки этничности - установка «мы - они» в
Современные лики этнократии*
коллективном сознании каждой этнической группы, представления о неких границах в области межэтнических отношений. И, как показал опыт, указанные признаки продолжает существовать, значимость этничности не только не ослабевает, но и усиливается. Не случайно растет объем литературы, посвященной изучению этнических, национальных, межнациональных процессов. Однако ученые еще недостаточно исследуют проблему взаимодействия этничности и власти. В заслугу Ж.Т. Тощенко следует поставить то, что он сконцентрировал внимание именно на этой проблеме, показав,
* Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность. Социологические очерки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. - 432 с.
174
Высшее образование в России • № 5, 2004
что при определенных условиях она может породить этнократию, создать основу для дестабилизации экономической, социальной и духовной сфер, столкнуть между собой разные народы. Это происходит в том случае, когда этнический фактор используется властными политическими силами в собственных эгоистических целях.
Книга состоит из двух частей, и первая (8 глав) целиком посвящена раскрытию сущности и содержания этнократии. Была ли этнократия в далеком прошлом человечества? На этот вопрос автор, опираясь на исторический анализ, отвечает: некоторые этнократические тенденции в древнее время и в средние века не становились сколько-нибудь решающими; более или менее отчетливо они заявили о себе начиная с периода новой истории, в полной же мере проявились в новейшей истории, особенно в ХХ веке. В самом деле, в эту эпоху произошли многие трагические события этнического характера - истребление турками армян в 1915 г., «плановое» уничтожение немецкими фашистами славян, евреев, других народов, этнические войны в Африке (Руанда, Южная Родезия), Шри Ланке, конфликты на границе Индии и Пакистана, этноконфес-сиональные столкновения в Югославии и т.д. Да и распад СССР тоже имеет этнический аспект. Обобщая исторический опыт, ученый показывает, что суть разноликих этнократических тенденций такова: власть сосредоточивалась в руках той или иной этнонациональной группы, и она использовала ее в своих узкокорыстных интересах. Судя по результатам исследования автора, типичный путь к утверждению этнократии лежит через формирование - часто на клановой основе - и укрепление этнонацио-нальных корпоративных группировок, оправдывающих свой приход к власти. Воздействуя на этническое сознание народа, изменяя в своих интересах его менталитет и этнопамять, они обеспечивают свою легитимацию, утверждаются у государственного руля, формируют соответствующий госаппарат, реализуют этнократический вла-
стно-политический режим. Характерная черта данного режима - ущемление прав иных этносов. Это касается и экономики, и политики (участия в управлении), и языка, и культуры.
Сопоставив и проанализировав появившиеся в последнее время в литературе различные трактовки «этнократии», Ж.Т. То-щенко дал развернутое определение этого понятия. Кратко говоря, под ним подразумевается такая политическая власть, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными, духовными процессами с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб представителям других наций, народностей и национальностей (с. 55). Поддерживая данное понимание этнократии, следует особо подчеркнуть, что она, по сути дела, представляет собой не власть данного этноса в целом, а господство кланов, каст, клик, иных корпоративных групп, пробравшихся к управлению государством, используя «этническую карту». В конечном счете, этнократи-ческий режим наносит урон и тому этносу, от имени которого творит свои предосудительные деяния.
Сказанное подтверждается в монографии основательным анализом социальной природы этнократов различных видов (гл. 5). Источники их порождения разнообразны: часть националистически настроенной интеллигенции, бывшей советско-партийной номенклатуры, представители корпоративно-олигархических групп, главари кланов, тейпов и т.п. Впервые в литературе дается их типология: «вожди», ультра-экстремисты, радикалы, «мутанты», отличающиеся двуличием, хамелеонством, весьма поверхностные «примитивы». И, как правило, все они - люди амбициозные, нетерпимые к критике, а порой страдающие манией величия. До интересов ли народа политикам подобного рода? Данная в книге характеристика деструктивной роли этнократов показывает истинную цену их часто демагогических
Рецензии
175
широковещательных заявлений, прикрывающих подлинные националистические цели. Надо отметить, что объективная характеристика этих людей (некоторые из них еще фигурируют на политическом поле) потребовала от автора не только высокого профессионализма, но и гражданского мужества.
Важно и то, что, опираясь на анализ социальной практики функционирования эт-нократических режимов разнообразных видов, Ж.Т. Тощенко раскрывает сущность и методы этнонациональной политики, тесно связанной с этнической идеологией. В этом контексте он рассматривает ряд ключевых понятий, содержание которых в современных условиях модернизируется: нация, народ, национализм, права наций и личности, суверенитет и др., исследует причины и факторы нарастания этнического противостояния, его новых форм - этноцентризма, этноэгоизма, этнофобии, а также методы осуществления этнократических притязаний - терроризм, этнические войны, этнизм и т.п. Таким образом, из книги можно получить достаточно полное представление о современной этнократии, ее роли в том или ином социуме.
Что касается второй части монографии, озаглавленной «Лики этнократии», то ее можно было бы назвать и так: «Этнокра-тизм в действии». Опираясь на обширный фактический материал, касающийся этно-политической ситуации не только в России, но и в других странах СНГ, а также в Балтии и иных регионах мира, автор убедительно показал, как этнократия негативно влияет на экономику, право, государственное устройство, сферу общественного сознания, языка и культуры. В этой части книги
читатель почерпнет знания и сведения не только о практике территориальных притязаний, экономического национализма, правового произвола и этнизации политического управления, но и о таких новейших явлениях, как этническая миграция, этноп-равовой нигилизм, этническая преступность, этнолингвистический национализм и т.д. Интерес вызывает анализ стремлений этнократов поставить себе на службу историческую науку, дабы прикрыть ее внешними атрибутами свои притязания и намерения. В этих же целях ими используется, как доказывается в монографии, и этноконфес-сиональный фактор. Представляется убедительным важный тезис автора о том, что этноконфессиональная рознь - стратегия выживания этнократии.
В заключение хотелось бы отметить, что, выступая пионером разработки новой темы об этнократии, автор не мог претендовать на полное освещение всех ее аспектов: это задача не только социологов, но и представителей других отраслей обще-ствознания. Некоторые положения в его работе высказываются в дискуссионном плане и, наверное, найдут отклик в специальной литературе. В целом же монография Ж.Т. Тощенко вносит солидный научный вклад в освещение проблем этнокра-тии - ее сущности и содержания, становления и развития, условий и факторов функционирования - и одновременно стимулирует дальнейшее исследование этой исключительно злободневной проблематики. Она, несомненно, привлечет внимание ученых, преподавателей вузов, студентов, широкого круга читателей, интересующихся этносоциальными аспектами развития России и других стран.