М.А. Куриленко
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭТНОКРАТИИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В РЕСПУБЛИКАХ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Определение понятия этнократии носит довольно проблематичный характер. Ни энциклопедический словарь «Политология», ни «Российская социологическая энциклопедия» его не употребляют. Это понятие не содержится ни в «Советском энциклопедическом словаре», ни в «Универсальном социологическом словаре», подготовленных издательством «Российская энциклопедия». Все же в толковом словаре «Обществоведческих терминов» этнократия определяется, во-первых, как власть, господство элиты какого-либо этноса (нации) над другими народами, во-вторых, как моноэтническая политическая власть, цель которой - создание этнически «чистых» территорий как «наилучшего» способа движения народов к «демократии», а также как доминирование коллективных интересов и прав этноса над индивидуальными интересами и правами личности.
Этнократия - это власть. Это превосходство элиты какого-либо этноса над другими народами страны, при этом управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций преобладания национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других наций и народов.
Пренебрежительное отношение к правам этнических групп других народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности - вот сущность этого явления. Рассмотрим его подробней.
Понятие этнократии целесообразно и крайне необходимо использовать при характеристике соответствующих этнополитических и правовых процессов в обществе. Но важно обратить внимание, что на сегодняшний день путь к существованию этнократии лежит через формирование и укрепление этнонациональных корпоративных группировок, правовое обоснование прихода их к власти. Это касается и политики, и экономики, и языка, и культуры.
Даже в призрачном виде этнократия представляет собой крайне опасную форму политико-правового руководства, которая ведет к обострению межнациональных отношений, потому что преследует эгоистические, корпоративные, узкогрупповые интересы. Такое ее поведение - источник конфликтов самого разного плана.
Этнократия - это форма власти, при которой осуществляется управление политическими, экономическими, социальными и духовными процессами с позиций доминирования национальных интересов одной этнической группы в ущерб представителям других национальностей и народностей. Это игнорирование прав этнических групп других народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.
Понятие этнократии связано с реализацией власти, для которой абсолютным являются интересы одной нации, она формирует противостояние интересов нации и интересов личности сознательно, со стремлением к усилению существующих противоречий.
Ж.Т. Тощенко обращает внимание, что этнократия - «власть не этноса», а «этнической группы, захватившей власть в стране» [1]. Хотелось бы еще добавить, что такая власть глубоко ущербна не только для «других народов, но и для своего народа». Разве ни о чем не говорит нам исторический опыт тоталитарных государств?
Этнократия - всегда неравенство и различие в политических правах разных народов, привилегия и льготное отношение к одним и дискриминация других. Этнократия - это правление этнической элиты, захватившей власть будто бы от имени народа. Общая особенность этнократий - идеология этнонационализма и идея этнической государственности («Осетия - государство осетин», «Адыгея -адыгейцы» и т.п.).
Распространение такого явления, как этнократия, на Северном Кавказе нарастает с огромной силой. Северный Кавказ является сегодня зоной сплошных, сложных и взаимопереплетающихся конфликтов. На Кавказе 7 национальных республик, и этнический состав этих республик довольно специфичен и многообразен.
Существует мнение, что формирование ярко выраженных этнократий на всем (кроме Дагестана) Северном Кавказе есть результат политики и идеологии сталинизма. В Дагестане действует своего
рода консоциальная этнократия в основном двух - аварской и даргинской - элит. Но и здесь неравноправие этнических меньшинств не меньше, если не больше, чем в других регионах Кавказа. Этнократические элиты во всех регионах Северного Кавказа носят примерно одинаковый характер. А именно - наследники прежней советской элиты, вступившей в отношения с новой крупной буржуазией. Причем для вторых этничность менее релевантна, чем для первых, но в любом случае они поддерживают местную этнократию как условие благополучия их бизнеса.
Ж.Т. Тощенко, член-корреспондент РАН, отмечает строение этнократии на клановости в реализации власти.
Если обратиться к истории, то можно заметить, что еще в XIX веке клановая организация общества на Северном Кавказе основывалась на авторитете власти - свойстве, позволяющем опираться не исключительно на грубую силу, но на сознание субъектами управления ее легитимности. Разумеется, «легитимность» берется не в строго юридическом смысле, а в обществоведческом, как характеристика социального порядка, имеющего достаточный престиж для установления требований, обязательных для членов общества. В XIX веке на Кавказе принадежность к «тухуму» - «клану», «семье», «фамилии» как элемент легитимности авторитета данного лица или группы лиц была достаточно престижна. Тухумная принадлежность играла важную роль, так как кланы были отнюдь не равны между собой по влиянию в обществе [2].
Следовательно, этнократия на Северном Кавказе опирается на клановость в реализации властных полномочий, когда оживают и восстанавливаются претензии различных племен, тейпов, джузов и других родоплеменных образований. Данный вопрос в этнических взаимоотношениях является напряженным и взрывоопасным. Примеры этого родоплеменного противостояния характерны, например, для Адыгеи и составляют основу противостояния различных этнополитических групп.
Большое значение на Северном Кавказе имеют исламские этнократические режимы. Тенденции вовлечения во властные отношения представителей религиозных конфессий и использование религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддержание власти отчетливо проявляются в современных условиях. Сочетание этнократических и религиозных сил во многом усиливает их претензии на главное определяющее место в жизни своего государства и своего народа, осложняет функционирование общественных отношений различного уровня. Например, в Чечне элементы влияния ислама внедрялись во многие правила осуществления власти, а в судопроизводстве применялись законы шариата. Поэтому показатель этноконфессиональной напряженности - это один из тревожных симптомов, на который следует обращать особо пристальное внимание.
Проблема этнократий на Кавказе актуальна и требует решения. Одним из таких решений может стать, по мнению Сергея Арутюнова (Институт этнологии и антропологии РАН), введение в республиках и краях Кавказа кантонально-общинной модели швейцарского конфедерационного типа, с предоставлением на уровень кантонов и общин полномочий принятия решений по вопросам местного масштаба. Такое преобразование, несомненно, вызовет ожесточенное сопротивление местных этнократических баронов. Однако на федеральном уровне оно может быть поддержано [3]. Мы придерживаемся этой точки зрения и считаем, что данное решение отвечает требованиям Северного Кавказа. Конечно, этнократическая элита будет негодовать, но это действительно облегчит решение многих проблем Северного Кавказа.
В заключение хотелось бы отметить, что все народы, исторически живущие на территории России, должны иметь право на достойную жизнь, на сохранение своей культуры, на культурную автономию, на создание национальных общин на своих землях. Но имеют ли они право на политические действия, противоречащие интересам русских? Все нации заинтересованы в добрососедских отношениях, но при этом хотят жить, соблюдая свои традиции, которые, конечно, не должны нарушать мира между нациями.
Литература
1. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М., 2003.
2. Куриленко М.А. Клан - как элемент социального порядка на Северном Кавказе в XIX веке: Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава кафедры ГП и ПФД РЮИ МВД РФ. Ростов н/Д: Ростовский университет, 2006.
3. Арутюнов С. Этнократия или демократия? Традиции Северного Кавказа // Кавказ Мемо.ру