Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГОМОГЕНИЗАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / ЗАПАДНЫЕ СИСТЕМЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАПАД / МЕСТНЫЕ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ГИБРИДИЗАЦИЯ / ГИБРИДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Макаров Евгений Андреевич, Ищенко Александр Ярославович, Досужев Александр Андреевич

В статье обсуждаются взаимодействия между глобализацией и культурой и различные теоретические сценарии, позволяющие исследовать эти взаимодействия. Данные сценарии включают гомогенизацию и гибридизацию. Утверждается, что культуры действительно подвергаются влиянию и меняются в результате контакта с другими культурами, но это не всегда означает культурную стандартизацию или сближение с мировой культурной моделью. Культурная открытость признает различия между культурами, но не всегда смешивает их и позволяет им извлекать выгоду из богатства других культур. Авторы делают вывод, что взаимодействие между глобализацией и культурой имеет значительные последствия как для общества, так и для организаций, при этом последним необходимо адаптировать стандартизированные практики в аспекте местных культурных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CULTURAL CONTRADICTIONS IN THE WORLD ECONOMY GLOBALIZATION

The article discusses the interactions between globalization and culture and the various theoretical scenarios for exploring these synergies. These scenarios include homogenization and hybridization. It is argued that cultures are indeed influenced and changed by contact with other cultures, but this does not necessarily mean cultural standardization or convergence with the global cultural model. Cultural openness acknowledges the differences between cultures, but does not necessarily mix them and allows cultures to benefit from the richness of other crops. The authors conclude that the interaction between globalization and culture has significant implications for both society and organizations, with the latter needing to adapt standardized practices from a local cultural perspective.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья УДК 339.9

https ://d oi.org/10.24158/tipor.2023.6.12

Современные культурные противоречия глобализации мировой экономики

Евгений Андреевич Макаров1, Александр Ярославович Ищенко2, Александр Андреевич Досужев3

123Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0370-2887 [email protected]

Аннотация. В статье обсуждаются взаимодействия между глобализацией и культурой и различные теоретические сценарии, позволяющие исследовать эти взаимодействия. Данные сценарии включают гомогенизацию и гибридизацию. Утверждается, что культуры действительно подвергаются влиянию и меняются в результате контакта с другими культурами, но это не всегда означает культурную стандартизацию или сближение с мировой культурной моделью. Культурная открытость признает различия между культурами, но не всегда смешивает их и позволяет им извлекать выгоду из богатства других культур. Авторы делают вывод, что взаимодействие между глобализацией и культурой имеет значительные последствия как для общества, так и для организаций, при этом последним необходимо адаптировать стандартизированные практики в аспекте местных культурных особенностей.

Ключевые слова: глобализация, экономическая гомогенизация, ассимиляция, западные системы, культурные особенности, культуры коренных народов, международные экономические отношения, Запад, местные культуры, культурные обмены, культурная идентичность, глобальная экономика, гибридизация, гибридные экономические системы, торговля, инвестиции, миграция Финансирование: инициативная работа.

Благодарности: авторы выражают признательность научному руководителю - кандидату филологических наук, доценту В.А. Гайдаренко.

Для цитирования: Макаров Е.А., Ищенко А.Я., Досужев А.А. Современные культурные противоречия глобализации мировой экономики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 6. С. 104-110. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.12.

Original article

Modern Cultural Contradictions in the World Economy Globalization

Evgeny A. Makarov1, Alexander Ya. Ishchenko2, Alexander A. Dosuzhev3

123Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0370-2887 [email protected]

Abstract. The article discusses the interactions between globalization and culture and the various theoretical scenarios for exploring these synergies. These scenarios include homogenization and hybridization. It is argued that cultures are indeed influenced and changed by contact with other cultures, but this does not necessarily mean cultural standardization or convergence with the global cultural model. Cultural openness acknowledges the differences between cultures, but does not necessarily mix them and allows cultures to benefit from the richness of other crops. The authors conclude that the interaction between globalization and culture has significant implications for both society and organizations, with the latter needing to adapt standardized practices from a local cultural perspective.

Keywords: globalization, economic homogenization, assimilation, Western systems, cultural characteristics, indigenous cultures, international economic relations, the West, local cultures, cultural exchange, cultural identity, global economy, hybridization, hybrid economic systems, trade, investment, migration Funding: Independent work.

Acknowledgments: Authors acknowledge their supervisor, Associate Professor V.A. Gaidarenko, PhD in Philology.

For citation: Makarov, E.A., Ishchenko, A.Ya. & Dosuzhev, A.A. (2023) Modern Cultural Contradictions in the World Economy Globalization. Theory and Practice of Social Development. (6), 104-110. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.6.12 (In Russian)

Критики глобализации утверждают, что экономическая гомогенизация приводит к тому, что более слабые экономики ассимилируются в устоявшиеся западные системы и перенимают их

© Макаров Е.А., Ищенко А.Я., Досужев А.А., 2023

- 104 -

культурные черты, что в итоге обусловливает ослабление и разрушение культур коренных народов, неспособных противостоять давлению западных принципов международных экономических отношений (Barro, Sala-i-Martin, 1990; Bird, Stevens, 2003; Tinbergen, 1961). Однако стоит отметить, что экономическая гомогенизация не обязательно означает принятие установленных на Западе порядков и уничтожение местных культур. Хотя экономическая глобализация может привести к принятию западных экономических практик и распространению культурных элементов, она не всегда ведет к разрушению местных культур (Dowrick, DeLong, 2003).

На самом деле культурный обмен между нациями может быть положительным и способен обогащать культурную самобытность. Культурная гибридизация - это процесс, который происходит на протяжении веков, когда разные культуры вступают в контакт друг с другом (Ebo, 2022). В последние годы глобализация ускорила темпы культурного обмена с увеличением миграции, распространением технологий и средств массовой информации, а также развитием мировой торговли и туризма. Хотя эта динамика вызвала опасения по поводу культурной гомогенизации и утраты культурного разнообразия, глобализация также создала возможности для культурного обмена и обогащения, сохранения и возрождения культуры. Например, общины коренных народов могут использовать Интернет и другие технологии, чтобы делиться своими традиционными знаниями и культурными обычаями с глобальной аудиторией, что позволяет ценить и понимать их культуру. Кроме того, развитие мирового туризма сформировало экономические стимулы для сохранения объектов культурного наследия и традиций.

Процесс формирования глобальной экономики выглядит более объемно, если рассмотреть его на основе идей гибридизации экономики. Гибридизация мировой экономики - процесс, посредством которого глобальные экономические системы и практики формируются в результате взаимодействия и интеграции различных культурных, социальных и экономических факторов (Piketty, 2014). Это подразумевает смешение экономических систем и практик для формирования новых, гибридных экономических систем, которые содержат элементы из различных культур и регионов. Гибридизация может происходить по ряду каналов, включая торговлю, инвестиции, миграцию и распространение технологий и идей. Результатом является сложная и динамичная глобальная экономическая система, отражающая разнообразие мировых культур и экономик.

Процесс культурной гибридизации в период экономической глобализации может иметь как положительные последствия, так и отрицательные. С одной стороны, это может привести к созданию новых интересных культурных форм, в которых смешаны элементы из разных регионов мира, к формированию богатого гобелена культурного разнообразия, в котором отмечается уникальный вклад различных групп и отдельных лиц. Например, слияние африканских ритмов с европейскими инструментами и стилями породило джаз, который теперь признан уникальной формой американской культуры. Точно так же смешение индийских и западных музыкальных традиций привело к возникновению новых форм музыки, таких как бхангра и фьюжн.

Культурная гибридизация может оказать позитивное влияние на экономику несколькими способами.

1. Слияние кулинарных традиций: соединение различных практик привело к созданию новых блюд, получивших признание во всем мире. Например, японские суши, в которых сырая рыба смешивается с рисом, стали мировой кулинарной сенсацией. Корейское барбекю и мексиканская кухня фьюжн, сочетающие традиционные мексиканские блюда с корейскими ароматами, становятся все более популярными во многих частях мира.

2. Музыка: как упоминалось ранее, смешение музыкальных традиций из разных уголков мира привело к созданию новых и захватывающих музыкальных форм. Например, хип-хоп, зародившийся в афроамериканских общинах США, распространился по всему миру и повлиял на музыкальные стили во многих регионах. Музыка регги, возникшая на Ямайке, оказала воздействие на развитие популярной музыки.

3. Мода: слияние различных модных традиций привело к созданию новых интересных стилей одежды. Например, сочетание традиционных африканских тканей с западной модой привело к возникновению тенденции, известной как афроцентрическая мода. Индийские материалы и традиции вызвали появление индо-западной моды.

4. Язык: смешение различных лингвистических традиций привело к созданию гибридных языков. В частности, креольские языки, представляющие собой смесь африканских и европейских, появились во многих частях мира, в настоящее время на них говорят миллионы людей.

Во всех этих примерах культурная гибридизация оказала положительное влияние на экономику, сформировав новые продукты и услуги. Используя преимущества культурного обмена и гибридизации, мы можем создать более динамичное и инклюзивное глобальное сообщество с уникальным вкладом различных культурных форм.

С другой стороны, процесс культурной гибридизации может также привести к эрозии традиционных культурных практик и утрате культурной самобытности. По мере того как люди перенимают новые культурные обычаи из других регионов, они могут терять связь с собственным

наследием и традициями. Это создает ощущение культурной дислокации и обусловливает утрату культурного разнообразия. Более того, глобальное распространение массовой культуры иногда подразумевает риск доминирования одних культурных форм и маргинализации других. Например, господство западной культуры во многих частях мира может приводить к потере традиционных культурных практик и гомогенизации культурных форм.

Поэтому важно найти баланс между поощрением культурного разнообразия и преимуществами культурного обмена и гибридизации (Chase, Storti, 2012). Этого можно достичь с помощью различных средств, включая продвижение культурного образования, защиту объектов культурного наследия и обычаев, а также поддержку массовых культурных инициатив, которые сохраняют разнообразие местных культурных форм.

Процесс гибридизации наиболее наглядно объясняется на теории макдональдизации, разработанной социологом Дж. Ритцером и описывающей процесс, посредством которого современные общества перенимают принципы ресторанов быстрого питания, особенно «Макдоналдс», и распространяют их на различные сферы общественной жизни. Теория утверждает, что принципы эффективности, просчитываемости, предсказуемости и контроля, лежащие в основе работы таких ресторанов, все чаще становятся доминирующими чертами современного общества, включая области образования, здравоохранения, развлечения и даже личные отношения. Теория демонстрирует то, каким образом стандартизация и рационализация социальной жизни могут привести к гомогенизации культур и эрозии индивидуальности и креативности. Критики теории утверждают, что она чрезмерно упрощает сложные социальные процессы и недооценивает способность отдельных лиц и групп сопротивляться доминирующим культурным нормам или адаптироваться к ним.

Американская сеть ресторанов быстрого питания расширила охват до самых отдаленных уголков мира, придерживаясь основных принципов своей бизнес-модели. Тем не менее в каждой стране наблюдаются небольшие отклонения в меню, адаптированных к местной кухне. Это иллюстрирует модель гомогенизированной глобальной экономики, где страны ведут бизнес на базе общепризнанных принципов, корректируя поверхностные аспекты деятельности с учетом местной культуры. Адаптация глобального бизнеса к иностранным культурам путем инкорпорации своих отличительных культурных ценностей необходима для того, чтобы предприятия могли обеспечить максимальный местный спрос, что иллюстрирует «Макдоналдс».

Однако культуры, ценности которых более близки к ценностям доминирующей культуры, наиболее восприимчивы к гомогенизации, в то время как уникальные культуры, как правило, сопротивляются ей. Например, стандартные блюда меню, такие как бигмак или гамбургер, не так популярны в азиатских странах. В отличие от Запада в Азии «Макдоналдс» считается заведением среднего класса, и его клиенты, как правило, имеют более специфические предпочтения в отношении меню. В результате «Макдоналдс» вынужден приспосабливаться к потребностям местного населения, чтобы избежать потери спроса, существенно изменяя меню и внося коррективы в модель управления. Внутреннее убранство азиатских заведений сети также более роскошное, чем в Америке, что отражает предпочтения клиентов среднего класса, часто посещающих это заведение.

В этом отношении предприятия данной сети в этих государствах могут рассматривать себя не как часть однородной крупной системы «Макдоналдс», а скорее считать «Макдоналдс» как составляющую своей культуры, адаптируя ее услуги к местными предпочтениям и традициям. Тем не менее эти страны все равно усваивают большинство общепринятых принципов «Макдоналдс», даже если воспринимают их как часть своей культуры. Это означает переход к более тесной интеграции с однородной глобальной экономикой.

Исходя из данных предпосылок, становится ясно, что гомогенизация экономики, проиллюстрированная теорией макдональдизации, является чрезмерно упрощенной, поскольку многие культуры продемонстрировали способность настраивать глобальные системы в соответствии с их потребностями, «приручая» их. Тем не менее, учитывая, что основополагающие принципы ведения международных отношений по-прежнему будут соблюдаться, большинство стран будут сохранять собственные культурные ценности, адаптируя общепринятые системы к своим запросам. Таким образом, культурные взаимодействия будут способствовать гибридизации, а не единообразию, при этом глобализация приведет к творческому объединению глобальных и местных культурных атрибутов.

Важно отметить, что культуры не являются пассивными реципиентами западной культуры, а скорее активно взаимодействуют с внешними культурными элементами, чтобы договориться о собственной идентичности и сберечь культурную самобытность. Это означает, что культуры могут избирательно перенимать внешние культурные элементы, сохраняя при этом свои культурные особенности. Кроме того, культуры также могут адаптировать внешние практики, создавая таким образом гибридную культуру, которая включает в себя как местные элементы, так и внешние.

Государство должно способствовать сохранению культуры в период экономической глобализации. Самобытность является неотъемлемой частью чувства принадлежности и самовыражения людей, и важно сохранить ее перед лицом глобализации, которая может подорвать культурное разнообразие и привести к гомогенизации культур.

Самобытность также тесно связана с экономическим развитием и благосостоянием общин. Многие культуры разработали уникальный образ жизни, сформировали знания и практики, которые тесно связаны с местной средой и ресурсами. Эти культурные практики могут быть важны для устойчивого развития, поскольку они часто отражают глубокое понимание местной экосистемы и того, как жить в гармонии с ней.

Кроме того, культурное разнообразие является источником творчества, инноваций и социальной сплоченности. Культуры дают людям чувство общей идентичности и принадлежности, а также предлагают уникальные взгляды и подходы к решению социальных, экономических и экологических проблем.

Государство может принять ряд следующих мер для минимизации негативных последствий культурной гомогенизации.

1. Защита и поощрение культурного разнообразия. Государство может реализовывать политику в данном направлении, предоставляя финансирование и поддержку культурным и образовательным программам и инициативам. Власти могут признавать и поддерживать права меньшинств на сохранение и продвижение своих традиций, языков и образа жизни.

2. Регулирование глобализации и торговли: государство может управлять потоком товаров и людей через границы, чтобы культурному разнообразию не угрожало доминирование одной культуры. Кроме того, важно использовать торговую политику для поощрения культурного разнообразия: поддержки местной промышленности и популяризации культурных продуктов.

3. Поощрение культурного обмена: государство может содействовать диалогу между культурами посредством программ, которые способствуют культурному взаимопониманию, взаимному уважению, обмену идеями и практиками. Этого можно достичь с помощью культурных фестивалей, образовательных программ и практики обмена опытом художников, писателей и ученых.

4. Содействие разнообразию СМИ: государство может обеспечивать финансирование и поддержку независимых средств информации, а также решать вопросы правового регулирования, чтобы деятельность СМИ отражала разнообразие общества.

5. Защита культурного наследия: государство может сохранять объекты культурного наследия, артефакты и традиции, чтобы предотвратить их утрату в результате культурной гомогенизации.

Принимая эти меры, государство будет способствовать развитию и защите культурного разнообразия и минимизировать негативные последствия культурной гомогенизации. Далее приведены примеры того, как власти содействовали сохранению культурной самобытности.

1. Правительство Бутана реализует уникальный подход к развитию, который ставит во главу стола сохранение местной культуры и традиций. Власти внедрили индекс «валового национального счастья», который измеряет благополучие и счастье на основе культурных факторов и факторов окружающей среды, а не чисто экономических показателей. Также осуществляется политика защиты бутанского языка, искусства и ремесел, ограничен туризм, чтобы сохранить уникальную культуру и природу страны.

2. В Новой Зеландии проводится политика защиты и продвижения культуры маори, которая является неотъемлемой частью самобытности страны. Правительство признало маори официальным языком и разработало программы преподавания языка и культуры маори в школах. Власти также взаимодействовали с общинами маори для защиты объектов культурного наследия и традиционных обрядов, таких как хака - церемониального танца, исполняемого на важных мероприятиях.

3. В Индии правительство реализует политику защиты и поощрения богатого культурного разнообразия страны. Официальными признаны несколько сотен языков, созданы культурные учреждения для сохранения и продвижения традиционной музыки, танцев и ремесел. Кроме того, власти работают над защитой объектов культурного наследия, таких как Тадж-Махал и древний город Хампи.

В каждом из этих примеров государство признает важность культурной самобытности и реализует политику ее защиты и поощрения. Тем самым власти помогают сохранить культурное разнообразие, способствуют устойчивому развитию и укреплению социальной сплоченности.

Процесс гомогенизации экономики не обязательно приводит к уничтожению местных культур, но может обусловить создание новых гибридных, которые будут характеризоваться как аутентичными элементами, так и внешними. Формирование идеальной модели глобализированной экономики - сложная задача, требующая баланса между экономическими, социальными и

экологическими целями. Оптимальная модель должна подразумевать справедливое распределение преимуществ глобализации между странами, регионами и социальными группами путем устранения неравенства в доступе к ресурсам, образованию и возможностям трудоустройства, а также обеспечивать социальную защиту для снижения уровня бедности и неравенства.

В дополнение к справедливому распределению благ идеальная модель должна защищать права работников и гарантировать соблюдение трудовых норм. Для этого потребуется политика, направленная на предотвращение эксплуатации и жестокого обращения с работниками, обеспечение достойных условий труда и мер социальной защиты, таких как медицинское обслуживание и пенсионные пособия.

Устойчивое развитие также было бы приоритетом в идеальной модели глобализированной экономики. Для этого необходимо уравновешивать цели экономического роста экологическими и социальными задачами, выражающимися в сокращении выбросов углерода, продвижении возобновляемых источников энергии и защите биоразнообразия и природных ресурсов.

Также в идеальной модели предпочтение должно отдаваться инновациям и творчеству, которые необходимы для экономического развития. Решающее значение для достижения этой цели будет иметь политика, поддерживающая исследования и разработки, защищающая права интеллектуальной собственности и поощряющая предпринимательство и инновации.

Наконец, идеальная модель будет способствовать открытости и сотрудничеству между государствами, регионами и социальными группами. Для этого необходимо стимулировать торговые и инвестиционные потоки, содействовать обмену знаниями и идеями и поддерживать международное взаимодействие по таким вопросам, как изменение климата, снижение уровня бедности, мир и безопасность.

В целом в идеальной модели глобализированной экономики в приоритете должны находиться благополучие людей, сообществ и планеты, а также экономическое развитие. Для достижения этих целей необходим баланс между решением экономических, социальных и экологических проблем и принципами открытости, сотрудничества и внедрения инноваций.

Наиболее вероятным в данном случае будет являться сценарий, в котором достижения в области технологий, включая связь и транспорт, продолжают способствовать трансграничной торговле, инвестициям и сотрудничеству. Ожидается, что эта тенденция сохранится, поскольку развитие новых технологий, таких как искусственный интеллект, сети 5G и Интернет вещей, вероятно, будет содействовать дальнейшей глобализации.

Помимо технологических достижений рост развивающихся рынков, особенно в Азии, также будет играть ключевую роль в стимулировании глобализации. Прогнозируется, что на эти рынки будет приходиться увеличивающаяся доля глобального экономического роста и потребления, что, вероятно, приведет к расширению трансграничной торговли и потоков инвестиций.

Однако, как мы уже отмечали, хотя глобализация может обеспечить множество преимуществ, таких как ускорение экономического развития и обмен знаниями, с ней также связаны потенциальные риски и проблемы. К ним относятся возрастающее неравенство в доходах, ухудшение состояния окружающей среды и утрата культурной самобытности. Сохранение последней в условиях глобализации экономики является сложной задачей, поскольку трансграничное распространение идей и культурных традиций может привести к эрозии местных обычаев и верований. Тем не менее содействовать повышению культурного разнообразия и сохранению самобытности можно даже в глобализированном мире.

Один из подходов заключается в реализации политики, поддерживающей сохранение и продвижение традиционных искусств, языков и практик. Он подразумевает организацию культурных фестивалей, финансирование культурных учреждений и продвижение культурного образования в школах. Другой подход состоит в поощрении диалога и сотрудничества между различными культурами, что может способствовать лучшему пониманию и признанию культурного разнообразия. Он реализуется посредством межкультурных обменов, формирования среды многоязычия и межкультурного взаимодействия.

Таким образом, несмотря на то что глобализация, вероятно, будет способствовать экономическому развитию, важно предпринимать шаги для сбережения культурного разнообразия и самобытности отдельных народов за счет поддержки традиционных искусств и обычаев, а также диалога между различными культурами.

Устранение торговых и экономических барьеров потенциально может способствовать культурному обмену и взаимодействию между нациями. Однако полное слияние всех культур в единую маловероятно. Это связано с глубоким укоренением исторических традиций, ценностей и верований, уникальных для каждого общества, эти элементы нелегко вытеснить внешним влиянием. Кроме того, отдельные люди и общества активно взаимодействуют с другими культурами, чтобы договориться о сбережении собственной идентичности и культурной самобытности. Хотя

некоторые культурные элементы могут стать общими, все культуры не могут слиться в однородное целое. Культурное разнообразие сохранится, и различные культуры будут продолжать развиваться по своим принципам.

Список источников:

Barro R.J., Sala-i-Martin F.X. Economic growth and convergence across the United States // NBER. 1990. Working Paper no. 3419. https://doi.org/10.3386/w3419.

Bird A., Stevens M.J. Toward an emergent global culture and the effects of globalization on obsolescing national cultures // Journal of International Management. 2003. Vol. 9, no. 4. P. 395-407. https://doi.org/10.1016/j.intman.2003.08.003.

Chase A., Storti G. Globalization and culture: The three H scenarios // Globalization - Approaches to diversity / ed. by H. Cuadra-Montiel. IntechOpen, 2012. https://doi.org/10.5772/45655.

Dowrick S., DeLong J.B. Globalization and convergence // Globalization in historical perspective / ed. by M.D. Bordo, A.M. Taylor, J.G. Williamson. Chicago, 2003. P. 191-226.

Ebo S. Globalization and the clash of cultures // Journal of Research in Humanities and Social Science. 2022. Vol. 1, no. 9. P. 208-213.

Piketty Th. Capital in the twenty-first century. Cambridge, 2014. 696 p.

Tinbergen J. Do communists and free economies show a converging pattern? // Soviet Studies. 1961. Vol. 12, no. 4. P. 333-341. https://doi .org/10.1080/09668136108410255.

References:

Barro, R.J. & Sala-i-Martin, F.X. (1990) Economic growth and convergence across the United States. NBER Working Paper no. 3419. Available from: doi:10.3386/w3419.

Bird, A. & Stevens, M.J. (2003) Toward an emergent global culture and the effects of globalization on obsolescing national cultures. Journal of International Management. 9 (4), 395-407. Available from: doi:10.1016/j.intman.2003.08.003.

Chase, A. & Storti, G. (2012) Globalization and culture: The three H scenarios. In: Cuadra-Montiel, H. (ed.) Globalization -Approaches to diversity. IntechOpen. Available from: doi:10.5772/45655.

Dowrick, S. & DeLong, J.B. (2003) Globalization and convergence. In: Bordo, M.D., Taylor, A.M. & Williamson, J.G. (eds.) Globalization in historical perspective. Chicago, University of Chicago Press, 191-226.

Ebo, S. (2022) Globalization and the clash of cultures. Journal of Research in Humanities and Social Science. 1 (9), 208-213.

Piketty, Th. (2014) Capital in the twenty-first century. Cambridge, Harvard University Press.

Tinbergen, J. (1961) Do communists and free economies show a converging pattern? Soviet Studies. 12 (4), 333-341. Available from: doi:10.1080/09668136108410255.

Информация об авторах

Е.А. Макаров - студент 3-го курса бакалавриата, направление «экономика», факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

А.Я. Ищенко - студент 3-го курса бакалавриата, направление «экономика», факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

А.А. Досужев - студент 3-го курса бакалавриата, направление «экономика», факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Вклад авторов:

Е.А. Макаров - руководство научных исследований, концептуализация исследования.

А.Я. Ищенко - участие в разработке и реализации способов избежания межкультурных конфликтов в экономике глобализованного типа; доработка текста; итоговые выводы.

А.А. Досужев - создание первоначального текста, сформулированные заключения.

Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

E.A. Makarov - 3rd-year Bachelor's Degree student in Economics, Department of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

A.Ya. Ishchenko - 3rd-year Bachelor's Degree student in Economics, Department of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

A.A. Dosuzhev - 3rd-year Bachelor's Degree student in Economics, Department of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Contribution of the authors: E.A. Makarov - research management, conceptualisation of research

A.Y. Ishchenko - participation in the development and implementation of ways to avoid intercultural conflicts in a globalised economy; finalisation of the text; final conclusions. A.A. Dosuzhev - creation of the original text, formulated conclusions

Conflicts of interests:

The authors declares no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 27.06.2023.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.