Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СЦЕНАРИИ ГОМОГЕНИЗАЦИИ И ГИБРИДИЗАЦИИ'

КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СЦЕНАРИИ ГОМОГЕНИЗАЦИИ И ГИБРИДИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
450
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОМОГЕНИЗАЦИЯ / ГИБРИДИЗАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / УНИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / АМЕРИКАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сехлеян Сильвия Арменовна

Феномен глобализации представляет собой процесс, затрагивающий материальные и духовные аспекты бытия - экономику, демографию и политику, а также культуру. Исходя из этого, глобализация является объектом изучения не только общественных наук, но и отраслей знания - экономики, политики, международных отношений и других. В то же время, недостаточно придается внимания тому факту, что глобализация оказывает воздействие на культуру тех или иных обществ. В этом ракурсе на современном этапе развития общества выходит на первый план культурная глобализация. И как отмечено многими исследователями, на сегодня происходит усиление глобализационных процессов в контексте культуры, что проявляется в интенсивном развитии цифровых технологий, средств коммуникации и унификации некоторых элементов культуры. Это позволяет говорить о всеобъемлющем характере феномена культурной глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL GLOBALIZATION: HOMOGENIZATION AND HYBRIDIZATION SCENARIOS

The phenomenon of globalization is a process that affects the material and spiritual aspects of life - economics, demography and politics, as well as culture. Based on this, globalization is an object of study not only in social sciences, but also in branches of knowledge - economics, politics, international relations and others. At the same time, not enough attention is paid to the fact that globalization has an impact on the culture of certain societies. From this perspective, at the present stage of the development of society, cultural globalization comes to the fore. And as noted by many researchers, today there is an intensification of globalization processes in the context of culture, which is manifested in the intensive development of digital technologies, means of communication and the unification of some elements of culture. This allows us to speak about the all-encompassing nature of the phenomenon of cultural globalization.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СЦЕНАРИИ ГОМОГЕНИЗАЦИИ И ГИБРИДИЗАЦИИ»

Культурная глобализация: сценарии гомогенизации и гибридизации

Сехлеян Сильвия Арменовна,

аспирант, Государственный академический университет гуманитарных наук E-mail: sil.sehlejan2010@yandex.ru

Феномен глобализации представляет собой процесс, затрагивающий материальные и духовные аспекты бытия - экономику, демографию и политику, а также культуру. Исходя из этого, глобализация является объектом изучения не только общественных наук, но и отраслей знания - экономики, политики, международных отношений и других. В то же время, недостаточно придается внимания тому факту, что глобализация оказывает воздействие на культуру тех или иных обществ. В этом ракурсе на современном этапе развития общества выходит на первый план культурная глобализация. И как отмечено многими исследователями, на сегодня происходит усиление глобализа-ционных процессов в контексте культуры, что проявляется в интенсивном развитии цифровых технологий, средств коммуникации и унификации некоторых элементов культуры. Это позволяет говорить о всеобъемлющем характере феномена культурной глобализации.

Ключевые слова: культурная глобализация, гомогенизация, гибридизация, мультикультурализм, унификация культуры, американизация.

В современных исследованиях является нерешенным вопрос о том, является ли общепринятая универсальная глобальная культура фактором появления международного бартера и потока товаров, услуг, капитала, обмена технологий и миграции людей. Также, не менее значимой является ответ на вопрос, приведет ли культурная адаптация к универсальной культуре из-за длительных и больших взаимосвязей между разного рода культурными обществами.

Вероятность гомогенизации гарантирует, что на эти вопросы будут даны ответы, поскольку все более тесные отношения между страной и культурой создают более однородный мир и помогают формировать модели социальной структуры и жизненных принципов современного «западного» общества. В аспекте гомогенизации, барьеры культурного сходства невелики, а глобальная мобильность большая. Исследователи подчеркивают, что конвергенция дает толчок к тому, что локальная культура будет образовываться посредством давления более сильных и глобальных культур. Данный подход можно увидеть в различного рода концепциях. Например: «глобальная культура», «американизация» и «макдональдиза-ция».

Подобная эволюция культурной практики основано на предположении о крахе национальных государств, предполагая появление «глобальной культуры» или «мировой культуры». В самом общем смысле глобализация - это в большей степени проявления «западных» и американских ценностей и образцов как материальных, так и духовных. Многие люди это считают навязыванием и вторжением в свою культуру. Такие люди придерживаются точки зрения того их культура со временем принижается более сильной. Существующие обычаи растворяются и соз-

165

дается одна единственная однородная культура [1].

Однако отдельные авторы концепции глобальной культуры подчеркивают, что последняя бессвязна и перечисляется к области культурной практики, предполагающей только лишь внешнюю согласованность. Таким же образом Том Линсон говорит, что глобализация позволит людям узнать о культурах самых богатых стран мира. Многие принципиально разные. Таким образом, глобализация скорее способствовала, чем ослабила культуру страны.

На самом деле, похоже, существует доминирующее положение США, в сети Интернет. 85% веб-страниц находятся в США, а американские компании управляют 75% мирового рынка программного обеспечения. Через массово популярные продукты (фильмы. музыка, ток-шоу и т.д.) США передает свои культурные идеи открыто. В самых различных странах круглосуточно показывают американский образ жизни, который через некоторое время заменяется вместо их культуры и мировоззрения. Более того, хотя американский образ жизни, похоже, не исключен, вместо этого он фокусируется на предложении культурной продукции широкой публике, что посредством этого увеличивает экономические возможности. Другие группы, включая развитые и развивающиеся страны, также нуждаются в этой модели.

По некоторым данным можно предположить наличие американской гегемонии в сфере глобальной сети, так как 85% веб-страниц созданы в США, а американские компании держат под контролем 75% мирового рынка программного обеспечения. Кроме того, имеет место американская монополия в сфере СМИ. Это касается основной части кино- и музыкальной продукции, спутниковых и телевизионных станций. Необходимо отметить, что американская культуры имеет отличие от западноевропейской. К тому же характерный для американцев стиль жизни нельзя назвать элитарным, он скорее ориентирован на воспроизводство массовой

культуры, «подогревающей» экономику. В свою очередь, это принимает глобальные масштабы, затрагивающие как развитые, так и неразвитые страны.

По факту, принятие производных американской культуры, как материальных, так и духовных, наилучшим образом осуществляется теми культурами, которые с ней сходны. Однако культуры, ценности которых далеки от американских, сложнее всего будут воспринимать американскую культуру. Таким образом, феномен американизации находится в зависимости от того, как местные культуры воспринимают артефакты, продуцируемые американской культурой.

Исследуемое явление становится более явным или может быть объяснено в контексте формальной рациональной мысли или концепции М. Вебера. Ввиду этого Вебер считает, что для Запада характерна все возрастающая тенденция доминировать в системе формальной рациональности.

Культурные различия - это постоянная сила, которая порождает конфликты и конкуренцию, но, развитие глобальной взаимозависимости и взаимосвязей может привести к культурной нормализации и единству. Необходимо подчеркнуть, что, хотя компании могут немного адаптироваться к реальным местным условиям, факт остается фактом: базовые продукты, доступные для клиентов по всему миру, примерно одинаковы. Основные операционные процессы всех торговых точек по всему миру остаются неизменными. Следовательно, наиболее важной гранью этих систем является то, как местные и глобальные компании действуют с применением своих стандартизованных принципов. Фактически проданные товары не имеют ничего общего с организацией, доставкой и продажей товаров покупателям; эти шаги должны соответствовать такому набору принципов, чтобы компания могла преуспеть в новой глобальной среде.

Взаимодействие между культурами способствует культурной гибридности, а не монолитной культурной гомогени-

166

зации. Таким образом, глобализация ведет к творческому объединению глобальных и локальных культурных черт.

Основу культурной гибридизации составляет при этом непрерывное взаимопроникновение культур, которые воспроизведены в результате глобализации целей, образованных во взаимосвязи глобальных и локальных, самобытных и гибридных культур. Роберт-сон под глобализацией понимает единство гомогенизации и гетерогенезации, а не достигающий мирового масштаба процесс гомогенизации [4].

С другой стороны, человечество изначально не представляло собой отдельные культурные группы. Потому возникает потребность в дистанцировании культур, что подчеркивает многогранность и масштабность современных технологий с осознанием значимости новых элементов культур.

Касаемо взаимодействия иммигрантов в рамках их поселений, Пи-терс полагает, что влияние это этого испытывают не только периферийные, но и глубоко укоренившиеся культурные элементы. Тому пример Северная Америка. Исследователем отмечено, что американская поп-культура привлекательная постольку, поскольку в ней содержатся смешанные и кочевые элементы, для нее характерна стойкость и вместе с тем изолированность от прошлого, в котором имела место дискриминация населения и социальное неравенство. Слияние маргинальных и периферийных аспектов культуры происходит наряду с коренными культурами. Это объясняет, почему американская поп-музыка, кино, телевидение и мода так привлекательны.

Питерс исследует, является ли различие между культурной грамматикой, выступающей в качестве метафоры для коренных культурных элементов, и культурных языков, по своей сути обозначенных как периферийные или маргинальные элементы культуры, расхождением между поверхностным и глубинным. В итоге Питерс заключает, что проблемы, вызванные теорией гибридизации, должны решаться по-

средством деколонизации воображения и необходимости пересмотра культуры с позиции территории и пространства в прошлом и выявления в ней элементов глобальности в настоящем и будущем [5].

Культурные исследования по гибридизации направлены в том числе на изучение концепций креолизации и глока-лизации. Термин «Креол» обозначает, как правило, представителей смешанной расы, но он также рассматривается в связи с креолизацией культуры. Помимо прочего, глокализация, как аспект гибридизации, содержит в себе глобальное и локальное, что интерпретируется по-разному в зависимости от территориального признака. Глока-лизация раскрывает плюралистичность мира, обозначая под собой то, что люди или сообщества могут обрести инновационный потенциал, одновременно адаптируясь под глобальные реалии.

С точки зрения Аппадураи глобализацией можно назвать процесс дифференциации и, вместе с тем, взаимосвязи. Исходя из этого, мир не является гомогенным, а есть комплекс социально-технокультурных ландшафтов с элементами глобального. Они глобальны и в то же время региональны по своему характеру, и имеют свойственную им скорость роста и направления движения. Такие ландшафты, используемые с целью выявления разрыва между экономикой, культурой и политикой, являются различными сторонами глобализации или измерения культурных потоков. Медиаскейпами понимаются потоки изображений и общения. А эт-нопейзажи обозначают характер распространения людей в мире. Идеоско-пы же представляют собой обмен идеями и идеологиями. Техноландшафты связаны с потоками технологий и навыков, что нужно для нахождения связи между организациями во всем мире. Финансовые ландшафты подразумевают под собой деньги и капитал. Они не находятся в зависимости от определенного государства и разным образом оказывают воздействие на те или иные территории [6].

167

Процесс гибридизации в какой-то мере отличен от теории Макдонали-зации в том плане, что он не обусловлен определенной научной концепцией, а представляет собой неисследованный феномен. Если гомогенизация, как и макдональдизация, являются американизированными явлениями, то гибридизация не связана с практическим опытом и конкретной теорией. Основу гибридизации составляет культурная конвергенция и ассимиляция. В теоретическом плане она обуславливает культурное смешение и интеграцию без необходимости отказа от идентичности совместного проживания, который имеет место в новом межкультурном прототипе различия. Тезис же о макдональ-дизации рассматривается с точки зрения политики закрытия и апартеида, так как посторонние поощряются в участии в глобальной арене, но их периферийным образом удерживает доминирующая сила в игре.

Затрагивая ограничения, тезис о гибридизации скрывает неравномерность процесса смешения, поэтому важно различать те или иные виды смешения из-за того, что они могут по-разному оцениваться в разных культурных условиях.

Смешение касается лишь поверхностных элементов культуры. А для глубоко укоренившихся и неотъемлемых стороны культуры смешение не свойственно. В действительности, именно периферийные элементы культуры выходят за рамки национальных культур через внешние и маргинальные рудименты - кухню, стиль моды, ремесла, искусство и развлечения. В то время как глубоко укоренившиеся базовые предположения, ценности и убеждения неразрывны от их изначального культурного содержания.

Взаимосвязь между глобализацией и культурой, а также воздействие глобализации на культуру, вызывает споры, так как при исследовании их взаимодействия возможно выработка различных теоретических подходов. Нельзя усомниться, что на те или иные культуры могут влиять другие культуры. Но это не несет за собой культур-

ной стандартизации или приближения к мировой культурной модели, в основе которой лежит американская или европейская. Некоторыми исследователями отрицается упрощенный подход к гомогенизации и конвергенции, так как имеют место эмпирические доказательства, объясняющие, что глобализация не приводит к потере национальных особенностей. Выявлено, что народы включены в процесс культурной интеграции без уничтожения характерных для них культурных признаков. Ими культурные элементы воспринимаются на основании их совместимости с собственной культурой. Следовательно, принятие западного образа жизни не обязательно приводит к стандартизации, так как народами начинают применяться некие барьеры с целью выражения свою идентичности и различия, в основе которых лежит комплекс обычаев, привычек, практик и отраслей.

Чтобы извлечь выгоду из возможностей, культуры не изолируются от остального мира, а, скорее, открываются другим культурам, стремясь улучшить свои социальные и экономические возможности. Культурная открытость представляет собой то, что подразумевает различия между культурами, но без их стандартизации или смешивания, а с тем, чтобы принять богатство других культур. В прошлом народы подвергались культурным последствиям в силу того, что они получали дополнение от окружения помимо собственного вклада. Культура представляла собой неотъемлемую часть судьбы людей, детерминирующей их идентичность и будущее. Сейчас же имеются условия для широкого доступа к огромному количеству данных и информации, что выступает как источник социализации, влияющий на приобретенные модели поведения и отношения. Но они не способны разрушить характерные компоненты их собственной культуры.

Необходимо также отметить связь гомогенизации и гибридизации именно с культурными артефактами, но не культурными ценностями и философскими предпосылками, составляющих основу

168

культуры. Между ними не происходит взаимовлияния. Поверхностные элементы культур, среди которых одежда, мода, еда, искусство, музыка, фильмы и ремесла, передаваться могут в отличие от глубоко укоренившихся компонентов культур, имеющих контекстуальную связь и культурную специфику. Для любой культуры характерно сохранение свойственных им культурных элементов. В то же время они могут принимать иные культуры, с которыми они находятся в контакте. Необходимо поэтому отметить, что культурный обмен между странами имеет положительную сторону, например, касаемо глобального экономического обмена. Это приносит новые возможности тем или иным культурам, что усиливает их динамику, но не делает глобальные элементы преимущественными по сравнению с их культурными особенностями [7].

В целом, взаимосвязь между глобализацией и культурой несет за собой серьезные последствия не только в рамках обществ, но и организаций. В таком ракурсе экономическая глобализация порождает идеологию индивидуализма во всем мире. И так как глобализация обеспечивает ассимиляцию культурных практик и норм одновременно с трансграничным обменом продуктами и товарами, обществам и организациям необходимо осознавать культурные последствия этих потоков с той целью, чтобы эффективнее наладить взаимосвязь с другими культурами и найти более совершенный способ управления международными организациями.

Литература

1. Межуев В.М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации // Полития. № 3. 2000. С. 102-115.

2. Юревич, А.В. Наука в современном российском обществе [Текст] / А.В. Юревич, И.П. Цапенко. - М.: Институт психологии РАН, 2010. -335 с.

3. Юревич, А.В. Методология и социология психологии [Текст] / А.В. Юре-вич. - М.: ИПРАН, 2010. - 272 с.

4. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности [Текст] / А.В. Юревич. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2013. - 447 с.

5. Мазилов, В.А. Социальная психология и научная деятельность (рецензия на книгу А.В. Юревича «Социальная психология научной деятельности») [Текст] / В.А. Мазилов, Ю.Н. Слепко // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 2. -Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 218-221.

6. Мазилов В.А. Рецензия на книгу

A.В. Юревича «Методология и социология психологии». М.: Институт психологии РАН, 2010 [Текст] /

B.А. Мазилов // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33. - № 2. -

C. 137-139.

7. Mazilov V.A. Yurevich. The Methodology and Sociology of Psychology // Social sciences, vol. 42, № 4, 2011, pp. 145-149.

CULTURAL GLOBALIZATION: HOMOGENIZATION AND HYBRIDIZATION SCENARIOS

Sekhleian S.A.

State Academic University for Humanities

The phenomenon of globalization is a process that affects the material and spiritual aspects of life - economics, demography and politics, as well as culture. Based on this, globalization is an object of study not only in social sciences, but also in branches of knowledge - economics, politics, international relations and others. At the same time, not enough attention is paid to the fact that globalization has an impact on the culture of certain societies. From this perspective, at the present stage of the development of society, cultural globalization comes to the fore. And as noted by many researchers, today there is an intensification of globalization processes in the context of culture, which is manifested in the intensive development of digital technologies, means of communication and the unification of some elements of culture. This allows us to speak about the all-encompassing nature of the phenomenon of cultural globalization.

Keywords: cultural globalization, homogeniza-tion, hybridization, multiculturalism, cultural unification, Americanization.

169

References

1. Mezhuev V.M. The problem of modernity in the context of modernization and globalization // Politia. № 3. 2000. pp. 102-115.

2. Yurevich A. V., Tsapenko I.P. Science in modern Russian society [Text] / Yurevich A.V., Tsapenko I.P. - Moscow: Institute of Psychology RAS, 2010. - p. 335.

3. Yurevich A.V. Methodology and sociology of psychology [Text] / Yurevich A.V. - Moscow: IPRAS, 2010. - p. 272.

4. Yurevich A.V. Social psychology of scientific practice [Text] / A.V. Yurevich. - Moscow: Institute of Psychology RAS, 2013. - p. 447.

5. Mazilov V.A. Social psychology and scientific practice (review of the book by Yu-

revich A.V. "Social psychology of scientific practice") [Text] / [Mazilov V.A., Slep-ko Yu.N. // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2015. - № 2. - Vol. II (Psychological and Pedagogical Sciences). - pp. 218221.

6. Mazilov V.A. Review of the book by Yurevich A.V. "Methodology and sociology of psychology". Moscow.: Institute of Psychology RAS, 2010 [Text] / Mazilov V.A. // Psychological Journal. - 2012. - vol. 33 - № 2. -pp. 137-139.

7. Mazilov V. A., Yurevich A.V. The Methodology and sociology of psychology // Social sciences, vol. 42, № 4, 2011, pp. 145-149.

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.