Научная статья на тему 'Социальная психология и научная деятельность (рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности»)'

Социальная психология и научная деятельность (рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности») Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
308
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная психология и научная деятельность (рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности»)»

ХРОНИКА И ИНФОРМАЦИЯ

В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко

Социальная психология и научная деятельность (рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности»)

CHRONICAL AND INFORMATION

V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko

Social Psychology and Scientific Activity (review on A. V. Yurevich's book "Social Psychology of the Scientific Activity")

В 2013 г. в издательстве Института психологии РАН вышла в свет монография известного методолога и историка психологии, члена редакционной коллегии нашего журнала, члена-корреспондента РАН Андрея Владиславовича Юревича - «Социальная психология научной деятельности» [1]. Научная серия «Методология, теория и история психологии», в которой была опубликована работа, давно дарит заинтересованному читателю серьезные методологические исследования российских ученых психологов -А. В. Юревича (2005, 2010), А. А. Гостева, Н. В. Борисовой (2012), В. А. Толочека (2013) коллективные сборники под ред. А. Л. Журавлева (2009, 2011) и др. В этих и других работах серии российская и зарубежная психологическая наука предстают перед читателем в свете решения ими фундаментальных методологических вопросов психологии. Последние в представленной работе А. В. Юревича рассматриваются сквозь призму социально-психологического анализа состояния российской науки, процессов и механизмов ее взаимодействия с различными социальными институтами современной России, в контексте рассмотрения актуальнейших социальных, экономических, политических и др. проблем российского общества. Новая книга А. В. Юревича является продолжением его исследований по методологии и социальной психологии науки [3; 4; 5].

Фундаментальный характер работа А. В. Юревича приобретает за счет предмета исследования, которым выступает социально-психологический анализ науки. Этой проблеме автор уделяет пристальное внимание на протяжении последних более чем пятнадцати лет. Определяя содержание предмета представленной работы, А. В. Юревич в первых строках определяет социальную психологию научной деятельности как «одну из двух ветвей социальной психологии науки, которая помимо раздела, изучающего процесс производства научного знания, включает также социальную психологию самого научного знания, изучение его социально-психологических характеристик. Впрочем, -продолжает автор, - социальная психология научной деятельности и социальная психология научного знания имеют много общих сюжетов, и в этой книге, посвященной социальной психологии научной деятельности, отдельные проблемы, касающиеся социально-психологических характеристик научного знания, тоже представлены»

[1, с. 5].

Переплетение в единый, но достаточно противоречивый комплекс проблем социальной психологии научной деятельности и научного знания позволил автору выделить в качестве самостоятельных три крупных части, каждая из которых дает возможность провести многосторонний анализ предмета исследования. В первой части

© Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. , 2015

работы - «Социально-психологическая структура научной деятельности» [1, с. 11-170] - автор проводит уровневый анализ факторов, влияющих на организацию научной деятельности. В качестве классификационного критерия выделения уровней анализа автор выбрал традиционный количественный состав ученых, занятых производством научного знания. Правда, за этим не кроется дифференциация научных групп по строгому принципу количества их членов, т. к. при всей специфичности и уникальности процесса производства научного знания выделение разных личностных типов ученых дает возможность говорить о нем не только как о личностно зависимом, но и как функционально зависимом процессе [1, с. 41-49]. Поэтому, выделяя пять уровней социально-психологической организации научной деятельности (уровни личности ученого, малой группы, научной организации, научного сообщества и общества в целом), автор рассматривает преломление через них проблем специальных способностей и мотивации научной деятельности, отношений между членами групп, имеющих различный научный и социальный статус, влияния глобальных особенностей социума на процесс научного творчества и др.

Отдельно, на наш взгляд, следует отметить стиль представления А. В. Юревичем исследовательского материала, в котором строгий методологический анализ социально-психологической структуры научной деятельности сочетается с крайне интересным изложением истории развития научного знания, подкрепляющимся интереснейшими статистическими данными.

Во второй части исследования социальной психологии научной деятельности «Социально-психологические процессы в современной российской науке» [1, с. 171-319] автор обращается к наиболее актуальным проблемам взаимодействия науки с социальными институтами, а также рассматривает состояние и перспективы российской науки в контексте ее вхождения в мировое научное пространство. Последнему посвящены первые две главы второй части -«Глобализационные процессы в российской науке» [1; с. 173-202] и «Вестернизация российской науки» [1; с. 203-214].

Особую ценность для заинтересованного читателя приобретет первый параграф первой главы («Виды глобализационных процессов в нау-

ке»), в котором автор в достаточно сжатой и четкой форме выделяет девять составляющих глобализации российской науки, анализу каждого из которых уделяется далее отдельное внимание -миграция ученых, аутсорсинг, интернализация исследовательского процесса, интернализация содержательного контекста российской науки, сближение исторических ретроспектив и др. Уверены, читатель сможет самостоятельно сделать выводы о влиянии этих глобализационных процессов на российскую науку - каждый параграф изобилует актуальной аналитической и статистической информацией. Однако стоит привести фрагмент, указывающий в том числе и на отношение автора к сложившейся ситуации: «Распространение аутсорсинга, - пишет

А. В. Юревич, - естественно, вызвало в нашей стране неоднозначное отношение. В частности, отмечается, что "существенная часть научных исследований в нашей науке проводится на иностранные деньги. Но отчеты по этим исследованиям практически не известны. Есть власть и группы, которые интересуются тем, что происходит в стране. Но это власть, похоже, не нашей страны" (Ваганов, 2002а, с. 295), то есть последствия аутсорсинга выглядят как вклад отечественных ученых не в мировую науку, а в науку западную в обход науки российской - ситуация, которая характеризуется как "западный пылесос" для российской науки» [1, с. 189].

Выше мы уже писали о том, что одной из отличительных сторон работы А. В. Юревича является широкое использование разнообразной статистической информации. В отношении второй части работы, о которой в данном случае идет речь, эта характеристика работы наиболее заметна. Важнейшие проблемы взаимодействия российской науки с центральными институтами управления, государством и обществом рассматриваются с использованием крайне интересных аналитических и статистических данных как в отношениях между наукой и политикой, наукой и СМИ, так и в отношениях российской науки и паранауки. Последней проблеме А. В. Юревич посвятил отдельную главу «Наука и паранаука», [1, с. 274-295], знакомство с которой вряд ли оставит равнодушным заинтересованного читателя. Автор констатирует наличие достаточно серьезного противоречия в рассвете (сам автор для этого использует термин ренессанс) паранаучных

Социальная психология и научная деятельность

(рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности»)

явлений в современном российском обществе: «Паранаука нашла благодатную почву и в современной России. А. Г. Ваганов констатирует, что сейчас "удельный, если так можно сказать, уровень «мракобесия», что в США, что в ЕС, что в России, примерно одинаковый" [Ваганов, 2007, с. 66]. Это выглядело абсолютно невозможным еще совсем недавно, когда на пути эзотерики стояли твердый и казавшийся незыблемым материализм советского обывателя и неусыпная бдительность советских идеологов, а любой возомнивший себя колдуном или прорицателем рисковал оказаться если не на костре, как его средневековые предшественники, то как минимум в учреждении для психически больных» [1; с. 275].

Если первые две части работы А. В. Юревича были посвящены общенаучному анализу методологических и социологических проблем современной российской и зарубежной науки, то в третьей части работы «Социально-психологические факторы развития психологической науки» [1, с. 321-403] предметом исследования стал методологический анализ современной психологической науки, точнее процесс психологического познания, его научный результат, средства познания, а также место психологии в современном российском обществе.

В качестве исходной для анализа автор определил проблему, ставшую в последние десятилетия одной из часто рассматриваемых психологами - проблему саморефлексии психологии. А. В. Юревич пишет, что «термин "рефлексия" -одно из наиболее популярных понятий психологической науки. Однако известная формула "сапожник ходит без сапог" применима и в данном случае: активно применяя этот термин и изучая различные виды рефлексии, психологическая наука испытывает дефицит рефлексии, обращенной на саму эту науку» [1, с. 323]. Чем заметно отличается стратегия анализа, предложенная А. В. Юревичем, от подобных исследований, так это поиском причин современного состояния психологического знания не только (и не столько) в нем самом, но и в статусе социогуманитар-ных наук вообще как в рамках мировой науки, так и в контексте их восприятия российским обществом. В очередной раз автор указывает на противоречивость положения психологического знания, говоря о том, что «место психологии в нашем обществе выглядит если и не малозамет-

ным, то во всяком случае резко дисгармонирующим с ее возможностями, амбициями, местом в мировой социогуманитарной науке. Не касаясь всего многообразия причин данной ситуации, -продолжает автор, - отметим, что она во многом сопряжена с явно недостаточной социальной релевантностью психологической науки, которую было бы принципиально неверным сводить лишь к ее практической релевантности» [1, с. 339].

Особая ценность третьей части работы А. В. Юревича видится в том, что поиск причин современного состояния и статуса психологии в обществе и среди других научных дисциплин не сводится к какому-то одному вектору объяснений. Анализ как самой структуры психологического знания, так и социальных, экономических и политических контекстов ее развития позволяет читателю самостоятельно определиться в ключевых тенденциях и закономерностях развития психологии в современной российской и мировой действительности.

Завершая знакомство с интереснейшей работой А. В. Юревича, с сожалением стоит отметить, что работ, подобных проведенному исследованию, явно недостаточно в сравнении с обилием психологической литературы, имеющейся на прилавках книжных магазинов. Глубокое знакомство с представленным исследованием будет крайне интересным и полезным занятием для самого широкого круга читателей - от специалистов, занимающихся проблемами методологии, теории, истории психологии, до начинающих познавать азы психологического знания студентов.

Библиографический список

1. Юревич, А. В. Социальная психология научной деятельности [Текст] / А. В. Юревич. - М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2013. - 447 с.

2. Юревич, А. В. Методология и социология психологии [Текст] / А. В. Юревич. - М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2010. -227 с.

3. Юревич, А. В. Методология и психология [Текст] / А. В. Юревич. - М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2005. - 312 с.

4. Мазилов, В. А. Рецензия на книгу А. В. Юревича «Методология и социология психологии» [Текст] / В. А. Мазилов. -

Психологический журнал. - Т. 33 - № 2. -

2012. - С. 137-139.

5. Mazilov, V. A. Yurevich. The Methodology and Sociology of Psychology [Текст] / V. A. Mazilov // Social sciences. - Vol. 42. - № 4. - 2011. - pp. 145149.

Bibliograficheskij spisok

1. Yurevich, A. V. Social'naya psixologiya na-uchnoj deyatel'nosti [Tekst] / A. V. Yurevich. - M.: Iz-datel'stvo «Institut psixologii RAN», 2013. - 447 s.

2. Yurevich, A. V. Metodologiya i sociologiya psixologii [Tekst] / A. V. Yurevich. - M.: Izda-tel'stvo «Institut psixologii RAN», 2010. - 227 s.

3. Yurevich, A. V. Metodologiya i psixologiya [Tekst] / A. V. Yurevich. - M. : Izdatel'stvo «Institut psixologii RAN», 2005. - 312 s.

4. Mazilov, V. A. Recenziya na knigu A. V. Yurevicha «Metodologiya i sociologiya psixologii» [Tekst] / V. A. Mazilov. - Psixologi-cheskij zhurnal. - T.33 - №2. - 2012. - S. 137-139.

5. Mazilov, V. A. Yurevich. The Methodology and Sociology of Psychology [Tekst] / V. A. Mazilov // Social sciences. - Vol. 42. - № 4. - 2011. - pp. 145149.

Социальная психология и научная деятельность

(рецензия на книгу А. В. Юревича «Социальная психология научной деятельности»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.