ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
1 2 Тогусаков О.А. , Асаналиев У.А.
Email: [email protected]
1 Тогусаков Осмон Асанкулович - вице-президент, член-корреспондент, Национальная Академия наук Кыргызской Республики, доктор философских наук, профессор; 2Асаналиев Уланбек Аскарбекович - кандидат политических наук, заведующий кафедрой, кафедра экономики и социальных дисциплин, Институт современных информационных технологий в образовании, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: как результат, происходит утрата национальной самобытности и идентичности разных культур, даже само существование многообразия культур оказывается под угрозой. Сегодня эта проблема все больше волнует ЮНЕСКО. Подобные процессы связаны с тем, что отсутствуют эффективные стратегии техники культурного диалога, обогащающего взаимодействие между культурами мира. Глобализация оказывает неоднозначное влияние на развитие социальной и экономической жизни, усиливая дистанцию между бедными и богатыми странами, обостряя все социально-экономические катаклизмы.
Ключевые слова: глобализация, космополитическая культура, экономическая глобализация, плюрализм, модернизация, мультикультурализм, национальная идентичность, религия, духовные ценности, технологии.
GLOBALIZATION AS A SOCIAL-POLITICAL PROBLEM
12 Togusakov O.A.1, Asanaliev U.A.2
1Togusakov Osmon Asankulovich - Vice-President, Corresponding Member, NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE KYRGYZ REPUBLIC, Doctor of Philosophy, Professor; 2Asanaliev Ulanbek Askarbekovich - Candidate of Political Sciences, Head of Department, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND SOCIAL SCIENCES, INSTITUTE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: аs a result, there is a loss of national identity and identity of different cultures, even the very existence of a variety of cultures is threatened. Today, this problem is increasingly worrying UNESCO. Such processes are related to the fact that there are no effective strategies for cultural dialogue enriching the interaction between the cultures of the world. Globalization has an ambiguous impact on the development of social and economic life, increasing the distance between poor and rich countries, exacerbating all socio-economic disasters.
Keywords: globalization, cosmopolitan culture, economic globalization, pluralism, modernization, multiculturalism, national identity, religion, spiritual values, technology.
УДК32: (575.2)(04) DOI: 10.24411/2312-8089-2019-11004
Как известно, задачи «корректировки» национальной идентичности решаются посредством изменения образовательных стандартов, распространения продукции массовой культуры, рекламы. Безусловно, от уровня развития образования и его
соответствия мировому уровню развития науки и технологий зависит общественный прогресс. Однако в погоне за приобщением к новейшим технологиям не стоит недооценивать опасность таких явлений, как гомогенизация, стандартизация образования и отказ от национально-культурной специфики. Столь же негативными являются тенденции распространения ценностей индивидуализма, эгоцентризма, жестокости, однако и они часто провоцируются продукцией массовой культуры.
Исследователи проблемы культурной глобализации говорят об усилении в процессе культурной глобализации так называемой «давосской культуры» -космополитической культуры международной деловой элиты, и ее аналога, который сформировался в международной интеллектуальной среде и назван П. Бергером «клубной культурой интеллектуалов» [1]. Поскольку реального успеха в современном мире, прежде всего на Западе, могут добиться те, кто принял западные «правила игры», то в лице этих космополитических структур представлен «своего рода яппи-интернационал», члены которого бегло говорят по-английски, соответствующим образом одеваются и ведут себя, работают и развлекаются, а в какой-то степени и мыслят по-английски». Тем не менее, и эти культурные общности не столь однозначны. Очень многие из так называемых «давосцев» и «клуб-интеллектуалов» столь европеизированы лишь «на людях», в своей общественной жизни, а в частной жизни, «дома», они во многом остаются в рамках своих традиционных установок. В этом проявляется такая тенденция культурной глобализации как «сатурация», которая проявляется в культурной адаптации в форме гибридного синтеза универсального и локального, обеспечивающего «постепенное, в смене поколений «насыщение» местной культуры унифицированными элементами».
Анализируя данную тенденцию, важно обратить внимание на то, что процесс глобализации связан с разрывом типов социального времени, один из которых является характерным для элит, а другой - для широких масс населения. На сегодняшний день очевидной тенденцией является глобализация. Этот термин ввел в научный оборот английский социолог Р. Робертсон путем того, что он совместил слова «глобализация» и «локализация». Суть глобализации заключается в том, что представителями локальных культур, втянутыми в процесс экономической глобализации и стремящимися приобрести от нее материальные выгоды, активно отстаивается своя культурная идентичность, они не хотят приобщения к западным ценностям. Кроме того, иммигранты, осуществляя активные перемещения из разных стран мира, приносят в западную культуру свои языки, национальные традиции, обычаи и религии.
Однако они проживают в западной цивилизации, но при этом негативно относятся к культуре Запада, что вызывает проявления негативных реакций со стороны людей западной цивилизации. Так происходит процесс превращения локального в глобальное, тем не менее, посредством глобализации проблема межкультурного общения становится еще более острой и напряженной. Сегодня становится, очевидно, что будет происходить усиление глобализации и миграции, и в этих условиях крайне важно сохранить культурную идентичность, культурное разнообразие. В последние годы эту проблему остро осознает мировое сообщество, о чем свидетельствует, например, принятие 31-й сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии» [2], в которой отмечается, что «культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы».
В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений».. В Декларации отмечается, что залогом культурного разнообразия является свобода выражения мнений, плюрализм средств информации, многоязычие, равный доступ к возможностям для художественного творчества, к научно-техническим знаниям, в том числе в цифровой форме, и обеспечение всем культурам доступа к средствам
выражения и распространения идей. Сохранение и поощрение культурного разнообразия, является ключевым фактором устойчивого человеческого развития».
Одно из значимых явлений культуры - язык. В современном мире многие языки, в процессе глобализации, оказываются под угрозой исчезновения. Здесь уместно более детально рассмотреть Всеобщую декларацию культурного разнообразия, принятую и разработанную ЮНЕСКО. В данном нормативном акте утверждается, что существует тесная взаимосвязь между биологическим, культурным и языковым многообразием. В соответствии с данным обстоятельством, государства-участники ЮНЕСКО должны сотрудничать с языковыми сообществами и действовать по следующим направлениям:
1) поддерживать языковое разнообразие, а также использование, формирование и распространение большого числа различных языков мира;
2) поощрять языковое разнообразие в образовательных областях, а также стимулировать изучение нескольких языков, начиная с самого раннего возраста;
3) включать традиционные педагогические системы в образовательный процесс с учетом сохранения и по возможности полного использования специфических для данной культуры методов общения и передачи информации;
4) поощрять широкий доступ к мировым информационным сетям, в частности, распространять языковое многообразие в киберпространстве.
Однако в практическом аспекте решить данную задачу достаточно сложно. С одной стороны, все государства мира и нации стремятся не отставать от современности: с другой - они не хотят утратить собственную культурную идентичность, чтобы не стать «аморфной гомогенной массой», которая довольствуется пресловутой продукцией массовой культуры.
Слепое копирование опыта передовых высокотехнологичных государств Запада и США, отказ от собственных традиций не могут привести к позитивным результатам. Успешное развитие государства сегодня во многом зависит от того, насколько его политические лидеры и интеллектуальные элиты могут сохранить баланс между сохранением культурной самобытности и процессом приобщения к передовым достижениям мировой цивилизации. Наиболее успешно эта задача в настоящее время, решается азиатскими странами: Китаем, Индией, Японией, Южной Кореей, Малайзией, Сингапуром и др. Данные государства объединяет стремление к противодействию американизации культуры, сохранению своей культурной идентичности, противостоянию натиску ценностей массовой культуры. В последнее время активный характер обретает общественная дискуссия вокруг так называемых «азиатских ценностей», которую начали премьер-министры Сингапура Ли Кван Юем и Малайзии Махатир Мохаммедом.
К числу таких ценностей представители азиатских государств относят приоритет коллективного над индивидуальным, порядок и гармонию, бережливость, уважение власть имущих, абсолютную лояльность по отношению к семье. Конечно, само понятие «азиатские ценности» весьма условно, однако налицо стремление противопоставить их западным ценностям показать, что последние далеко не универсальны. Кроме того, распространяется и концепция «конфуцианских ценностей», которую сформулировал профессор Гарвардского университета, этнический китаец Ту Вэй-мин. Речь идет о сильном централизованном правительстве, которое берет на себя ответственность за обеспечение благополучия и стабильности в обществе; обычаях и ритуалах, способствующих формированию общественной добродетели и морали; семье, транслирующей ценности от одного поколения к другому; гражданском обществе, выступающем посредником между частными и публичными сферами общественной жизни; образовании, которое должно стать «гражданской религией общества»; а также зависимости качества жизни всего общества от уровня самосовершенствования каждого его члена.
По мнению Ту Вэй-мина, придерживаясь конфуцианских ценностей, народы Юго-Восточной Азии смогли бы «научиться думать одновременно глобально и локально, обеспечить присутствие традиций в процессе модернизации» [3]. По справедливому утверждению М.Т. Степанянца, постоянное озвучивание на международных форумах и в СМИ «конфуцианских ценностей» призвано, прежде всего, убедить самих китайцев в том, что все более активное участие Китая в процессах экономической глобализации не угрожает их национальной идентичности и не приведет к подмене собственных культурных традиций, идеалов и ценностей западными. Очевидно также, что у Китая есть все предпосылки для того, чтобы занимать в век глобализации ведущие позиции в мире. Как уже отмечалось ранее, большие успехи в сохранении культурной идентичности делает Индия, «которой присущи, с одной стороны, «инклузивизм», то есть способность включать в себя путем ассимиляции иные культурные модели, а с другой, - стремление к „альтернативной глобализации" или «культурной эмиссии», то есть к трансляции своего культурного наследия вовне» [4].
В Индии происходит существенная трансформация западноевропейских культурных символов, за счет чего обеспечивается их органичное вхождение в местную культуру. А сама местная культура становится только богаче, но не подвергается деформации и уничтожению. Кроме того, что касается индийских религий (как традиционных, так и новых), индийских танцев, традиционных индийских товаров, то в странах Запада они становятся очень популярными. Многие специалисты заявляли о том, что будет формироваться так называемая «мультикультурная идентичность», которая должна помочь индивиду выйти за рамки своей культуры, не чувствовать себя чужим в новых культурных условиях. Однако здесь появляется проблема такого рода: сохранение права на наличие культурных различий, с другой - чтобы сформировалась мультикультурная идентичность, необходимо существования мультикультурных ценностей.
В связи с чем возникает вопрос, какие именно ценности можно рассматривать в качестве мультикультурных, правомерно ли вообще говорить о том, что они существуют. Очевидно, что идентичность по-прежнему должна формироваться под влиянием традиционных ценностей локальных культур, их исторического прошлого и религиозных воззрений. Культурная идентификация в современном мире должна основываться на сохранении самобытных культурных традиций и духовных ценностей и их пропаганде в мире, формировании чувства национальной гордости при наличии уважительного отношения к представителям других народов.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Глобализация является значимым феноменом современного этапа развития человечества, мира. Философское осмысление проблемы глобализации основывается на анализе такого явления, как глобальная культура, которая и приводит в действие все механизмы глобализации. Глобальная культура основана на таких аспектах, как взаимосвязь культур, диалог между культурами и взаимодействие между ними. Тем не менее, в современном мировом сообществе очень часто сталкиваются разные культурные системы, что приводит к обострению культурных противоречий. Процесс взаимосвязи культур подчас основан на том, что одна культура подчиняет себе другую (в данном случае речь идет о господстве западного типа культуры и американизации образа жизни).
Список литературы /References
1. Бергер Л.Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация.
Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера,
С. Хантингтона. М., 2004. С. 73.
2. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
3. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии. Принята 2 ноября 2001 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
4. Степанянц М.Т. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.