I 1 DiacouRBB-p Я ft
Шскурс ш
УДК 323
DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10405
современные концепции
экологической безопасности. проблемы реализации экологической политики
в российской федерации
Статья поступила в редакцию 21.11.2019, принята к публикации 10.02.2020
Для цитирования: Ворончихина Д.Н. Современные концепции экологической безопасности. Проблемы реализации экологической политики в Российской Федерации // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2019. № 4 (37). С. 79-96. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10405
Аннотация
В статье исследуются современные теоретические концепции экологической безопасности с точки зрения различных подходов, анализируется формирование и реализация концепции экологической безопасности в Российской Федерации на практике, приводится обоснование необходимости модернизации проводимой государственной экологической политики в России, формирования и развития экологического сознания и экологической культуры граждан.
Цели: проанализировать существующие в настоящее время теоретические концепции экологической безопасности с позиции различных подходов, выявить проблемы в осуществлении Российской Федерацией политики в области обеспечения экологической безопасности.
Методы: системный подход, обобщение, сравнительный анализ, исторический подход.
Результаты. Проведен анализ современных концепций экологической безопасности в теоретическом аспекте. Автором представлено собственное понимание таких понятий, как экологическая безопасность и концепция экологической безопасности.
АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС», старший преподаватель, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: 0000-0002-6674-0357, E-mail: [email protected]
Ворончихина Дарья Николаевна,
В работе рассмотрены основные виды экологической безопасности: национальная, глобальная (всеобъемлющая, международная), а также экологическая безопасность индивидов. Проведен анализ формирования и осуществления концепции экологической безопасности в России в практическом аспекте. Сделано заключение о наличии серьезных пробелов в формировании и реализации высшими органами власти России экологической политики.
Выводы. Концепция экологической безопасности закрепляется в различных нормативных актах, которые зачастую носят лишь декларативный характер. Политика государства является механизмом реализации положений данных документов в области обеспечения экологической безопасности. Полномочиями по защите окружающей среды должны обладать не только государство, но и проживающие на его территории люди. На сегодняшний день в России среди населения наблюдается эколого-политико-правовой нигилизм. Кроме того, в нашей стране существует большое количество пробелов в области эффективного осуществления экологической политики. В основном, такие проблемы носят экономический и юридический характер. Для успешного обеспечения экологической безопасности в России следует сосредоточиться на решении управленческих, организационных, политических и правовых проблем и заняться устранением законодательных пробелов.
Ключевые слова:
экологическая безопасность, государственная экологическая политика, экополитология, экологические проблемы, концепция экологической безопасности, национальная экологическая безопасность, «глобальная» экологическая безопасность, «экологическая безопасность индивидов», экологическая культура, экологическое сознание.
UDC 323 DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10405
modern environmental safety concepts. problems of the implementation of the environmental policy in the russian federation
Voronchikhina Darya Nicolaevna,
AN HEO «University associated with IA EAEC»,
Senior Lecturer,
St. Petersburg, Russia,
ORCID: 0000-0002-6674-0357,
E-mail: [email protected]
Article received on November 21, 2019, accepted on February 10, 2020
I 1 OIBCOURBB-P Ift
Шскурс Ш
To cite this article: Voronchikhina, D.N. (2019). Sovremennye koncepcii ekologicheskoj bezopasnosti. Problemy realizacii ekologicheskoj politiki v Rossijskoj Federacii [Modern environmental safety concepts. Problems of the implementation of the environmental policy in the Russian Federation]. Scientific Journal "Discourse-P", 4(37), 79-96. doi: 10.24411/1817-9568-2019-10405
Abstract
The article explores modern theoretical concepts of environmental safety in terms of different approaches; analyzes the formation and the implementation of this concept in the Russian Federation in practice; substantiates of the need for modernization of the state environmental policy in Russia, for the formation and the development of the environmental awareness and the environmental culture of citizens.
Aims: To analyze the existing theoretical concepts of the environmental safety in terms of different approaches; to identify problems in the implementation of the environmental policy by the Russian Federation.
The following methods were used: the systems approach, the generalization method, the comparative analysis and the historical approach.
Results. An analysis of modern theoretical concepts of the environmental safety was carried out. The author presents his own understanding of such concepts as the environmental safety and the concept of the environmental safety. The main types of the environmental safety: national, global (comprehensive, international), as well as the environmental safety of individuals were considered in the article. An analysis of the formation and implementation of the concept of environmental safety in Russia in practical terms was carried out. The conclusion that there are serious gaps in the formation and the implementation of the environmental policy by the highest authorities of Russia was made.
Conclusion. The concept of the environmental safety is enshrined in various regulations, which are often only declarative in nature. The state policy is a mechanism for implementing the provisions of these documents in the field of the environmental safety. The state, as well as people living on its territory, should have powers to protect the environment. Today, environmental-political-legal nihilism is observed among the population of Russia. In addition, there are a large number of gaps in the effective implementation of the environmental policies in our country. In the main, such problems are economic and legal in nature. Russian authorities should focus on solving managerial, organizational, political, and legal problems and address legislative gaps for the successful ensuring of the environmental safety.
Keywords:
the environmental safety, the state environmental policy, the ecopolitology, environmental problems, the environmental safety concept, the national environmental safety, the global environmental safety, the environmental safety of individuals, the ecological culture, the environmental awareness.
Введение
В настоящее время в современном мире экологическим проблемам стали уделять повышенное внимание как ученые, политики, государственные и общественные деятели, так и обычные граждане. Это связано с тем обстоятельством, что ухудшение состояния окружающей природной среды повсеместно поставило под вопрос существование всей человеческой цивилизации.
В связи с этим защита окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности являются важнейшими задачами, требующими незамедлительного принятия срочных решений. В середине XX века произошли глобальные изменения: экологические проблемы стали рассматриваться в рамках политической науки; начала формироваться и развиваться отдельная подотрасль политической науки, которая стала именоваться «экополитоло-гия» (Ойцев, 2008, с. 2).
Концепцией, которая предлагает новые подходы к окружающей среде и изучается исследователями различных областей знаний, в том числе и политологами, является концепция экологической безопасности.
Формированием концепции экологической безопасности в теоретическом ее понимании занимался и продолжает заниматься большой круг ученых-исследователей, занимающихся разработками в различных сферах жизнедеятельности.
В то же время все еще идет формирование новых теоретических концепций, рассматривающих, в том числе, «глобальную» экологическую безопасность и «экологическую безопасность индивидов». Ученые до сих пор продолжают обсуждать содержание концепций экологической безопасности. К настоящему времени исследователи не пришли к единому мнению. Некоторые их них не признают важность формирования эффективного механизма обеспечения экологической безопасности в рамках определенной страны и всего мира в целом.
Если рассматривать концепцию экологической безопасности как документ, закрепляющий положения и меры по формированию и эффективной реализации экологической политики в стране, то следует отметить, что в России на данный момент не сформирована целостная концепция экологической безопасности. Отдельные ее положения содержатся в различных разрозненных нормативных правовых актах. Серьезные проблемы возникают и в отношении реализации прописанных в документах политико-правовых норм.
Целями данной работы являются анализ существующих в настоящее время теоретических концепций экологической безопасности с точки зрения различных подходов; изучение основных проблем в вопросе реализации эффективной политики в области обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации.
Для достижения целей решаются научные задачи, среди которых следует выделить следующие:
1. рассмотрение эволюции научной мысли о формировании концепции экологической безопасности в теоретическом ее понимании, предложение автором своего понятия концепции экологической безопасности;
2. систематизация и обобщение сложившихся в зарубежной и российской науке подходов к определению понятия «экологическая безопасность», представление авторского понимания экологической безопасности;
I 1 о/асоиявв-р Ж А
Шскурс ш
3. исследование подходов в классификации экологической безопасности;
4. изучение национального законодательства Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности;
5. выявление основных проблем в вопросе проводимой Россией политики по обеспечению экологической безопасности.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она имеет системный характер. Предложения и выводы работы способствуют более полному и глубокому пониманию экологических проблем в мире и в России, необходимости скорейшего нахождения путей их решения, дополняют и развивают существующие научные знания в области обеспечения экологической безопасности. Комплексный характер исследования предполагает его использование при определении направлений в выработке федерального и регионального законодательства в области обеспечения экологической безопасности. Также материалы работы могут быть использованы в учебных курсах российской политики, в других специальных курсах, преподаваемых в высших учебных заведениях.
Исследованиями по данной теме занимались как российские, так и иностранные ученые. Среди зарубежных исследователей можно выделить Б. Алленби, Дж. Барнетта, Б. Бузана, П. Мартиновского, Э. Спорринга, О. Уайвере, Я. де Уайлда. Нашими соотечественниками, проводящими исследования в данной области, являются А.Ю. Галяметдинова, А.В. Герасимов, О.А. Глушко, А.А. Ойцев, Г.П. Серов, Н.А. Чертова и другие ученые.
Методология исследования
В качестве методологической основы использован системный подход.
В работе также использованы общенаучные и специальные научные методы, такие как обобщение, сравнительный анализ, а также исторический подход. В частности, проводится сравнение мнений различных ученых относительно понятия экологической безопасности; приводится эволюция формирования концепции экологической безопасности по исследованиям зарубежных ученых; на основе взглядов исследователей автор формирует собственные понятия «экологическая безопасность», «концепция экологической безопасности».
Результаты исследования
Научные идеи об экологической безопасности стали формироваться в ХХ веке. Эволюцию формирования концепции экологической безопасности можно проследить по исследованиям зарубежных ученых.
Так, Спорринг Э. в своей статье «Environmental Security: A conceptual investigating study» пишет, что исторически экологические проблемы присутствовали в международной повестке дня, но никогда не существовали в той форме, которую мы видим сегодня. Лишь в конце XX - начале XXI века, а в особенности с 2007 года, когда были опубликованы в Отчетах Межправительственной группы по изменению климата (МГЭИК) результаты исследований климатических изменений, вопросы изменения климата от антропогенной деятельности выдвинулись на первый план в вопросах обеспечения безопасности. Кроме
того, с этого времени проблемой защиты окружающей среды заинтересовалась общественность (Jonsson, 2009, p. 33).
Мартиновский П. в статье «Environmental security and classical typology of security studies» указывает, что экологическая безопасность уже на протяжении нескольких десятилетий в рамках исследований безопасности занимает особое положение: некоторые исследователи полностью игнорируют экологические угрозы, другие уделяют им самое пристальное внимание, а третьи резко выступают против проведения подобных исследований. Он выделяет три поколения исследователей экологической безопасности. При этом предыдущие поколения не исчезают с появлением новых. Напротив, они сохраняются, и даже присутствуют концептуальные дебаты о положении экологической безопасности (Martinovsky, 2011).
Вопросами обеспечения экологической безопасности в свое время занимался Римский клуб. Он представлял собой основанную в 1968 году международную общественную ассоциацию экономистов, предпринимателей, социологов, демографов и ученых, занимающихся исследованиями в сфере естественных наук. Главная его цель состояла в прогнозировании развития общества. Члены клуба, в том числе, предлагали различные способы предотвращения и преодоления наступающего экологического кризиса. Большинство концепций обеспечения экологической безопасности были выдвинуты именно в рамках данной организации. Наиболее популярными концепциями считаются: концепция ограниченного роста, концепция глобального управления окружающей природной средой, концепция экологической революции, концепция охраны и развития и другие (Келина, 2009, с. 102).
В настоящее время как в зарубежной, так и в российской науке существует множество определений экологической безопасности. Каждый ученый, занимающийся исследованием по данной тематике, формулирует свое определение. В то же время все они схожи.
Среди иностранных ученых, занимающихся исследованиями экологической безопасности, следуют выделить представителей Копенгагенской школы. Они считают, что в понятие экологической безопасности входит широкий спектр тем: нарушение экосистем (изменение климата, обезлесение...), энергетические проблемы (эксплуатация источников, аварий), проблемы, связанные с народонаселением (эпидемии, миграция.), проблемы с продовольствием (нищета, голод ...), экономические проблемы (неустойчивый рост, асимметрия в разделении богатства), гражданские споры (эко-терроризм и деградация страны во время войн) (Buzan, 1998, p. 239). Представителями данной школы являются Бузан Б., Уайвер О., Я. де Уайлд. Данные авторы предлагают, на наш взгляд, достаточно полный перечень угроз, связанных как с антропогенной и техногенной деятельностью, так и с природными изменениями.
Свое понимание экологической безопасности имеет Алленби Б. В статье «Environmental Security: Concept and Implementation» он пишет, что экологическая безопасность охватывает классические «экологические» («биологические») темы (биоразнообразие, климатические изменения, доступность пищевых продуктов), а также конфликты в отношении источников, вопросы о ядерных и других материалах и защите против распространения оружия массового уничтожения. Также им в понятие экологической безопасности включен весь
I 1 о/асоиявв-р жЛ
Шскурс ш
комплекс энергетической безопасности, в том числе усилия относительно обеспечения поставок энергоносителей, сырья, и источников (Allenby, 2000, p. 12). Однако здесь возникает вопрос, не должна ли часть вопросов из его понятия экологической безопасности быть включена в вопрос о сырьевой безопасности...
Экологическая безопасность воспринимается следующим образом австралийским исследователем Барнеттом Дж. В своей работе в понятие экологической безопасности он включает усилия по переопределению безопасности, поиск факторов окружающей среды в насильственных конфликтах, безопасность окружающей среды государства, связь между вооруженными силами и окружающей средой, экологическую безопасность, безопасность окружающей среды личности, вопросы секьюритизации (Barnett, 2001, p. 98). Не совсем удачное определение с точки зрения необходимости раскрытия понятий, которые он включает в состав экологической безопасности. Следовало бы более полно раскрыть и отделить техногенные, антропогенные и природные источники угроз. Кроме того, в данном случае трактовка экологической безопасности слишком широкая.
Наши отечественные ученые рассматривают понятие экологической безопасности практически с той же точки зрения, что и зарубежные исследователи.
Так, например, Ойцев А. А. (2008) в своем диссертационном исследовании дает свое понятие экологической безопасности, при этом в ее структуре он выделяет отдельно природную и техногенную безопасность (с. 12). По нашему мнению, Ойцев А. А. уделяет мало внимания безопасности человека, неблагоприятным влияниям изменений окружающей среды на существование человечества.
С точки зрения правового режима защищенности окружающей среды от внутренних и внешних угроз дается определение понятия экологической безопасности Глушко О.А. (2014) в монографии «Экологическая безопасность: понятие и содержание (административно-правовой аспект)». В данном определении автор не раскрывает, что он понимает под внешними и внутренними угрозами.
Галяметдинова А.Ю. (2000) в своей работе «Международно-правовые аспекты экологической безопасности» раскрывает исследуемое понятие со всех сторон. При формировании собственного понятия концепции экологической безопасности автор опирается на данное определение.
Особый интерес представляет определение, которое дает Серов Г.П. (1998a) в своей научно-исследовательской работе «Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности». На наш взгляд, его определение данного термина наиболее полное. Он рассматривает экологическую безопасность с точки зрения взаимодействия человеческого общества и природы для защиты индивидов, самого общества, государства и окружающей природной среды от угроз, которые исходят от природных объектов, измененных в процессе антропогенной деятельности, а также в результате хозяйственной деятельности людей (Серов, 2007, 1998а, 1998b).
Можно продолжать этот ряд определений экологической безопасности, но в целом сущность термина ясна и достаточно четко определена.
На основании научных взглядов исследователей автор работы предлагает собственное определение «экологическая безопасность».
Позиция автора состоит в том, что экологическая безопасность - это состояние защищенности жизни и здоровья индивидов, особо важных интересов
человеческого общества, государств, самой окружающей природной среды при взаимодействии общества и природы от угроз, исходящих от природных объектов, загрязненных, поврежденных или подверженных другим качественным изменениям в процессе и результате хозяйственной или техногенной деятельности людей, либо от природных явлений и стихийных бедствий, чьими последствиями являются уничтожение, порча, истощение как природных объектов, так и социокультурных, промышленных, инфраструктурных объектов; как преднамеренно, так и неумышленно, по неосторожности.
Субъектами экологической безопасности выступают индивиды, общество, государства и международное сообщество в целом.
В роли глобального объекта безопасности ученые выделяют биосферу. Кроме того, объектами экологической безопасности выступают особо важные права, свободы и интересы индивидов, в том числе их право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду; общество с его культурой, традициями и ценностями; природные ресурсы и сама природная среда как основа для благополучия и развития настоящих и будущих поколений.
По мнению автора, концепцию экологической безопасности можно определить как совокупность взглядов, целей, принципов, приоритетов, способов, методов, выработанных для осуществления акторами действий управленческого, политического, экономического, правового, административного, научно-технического, образовательного, воспитательного характера, направленных для защиты жизни и здоровья индивидов, особо важных интересов общества, государств, самой окружающей природной среды от негативных воздействий антропогенного, техногенного и природного характера, а также на создание безопасных условий среды обитания для ныне проживающих людей и будущих поколений.
Основной целью концепции экологической безопасности является обеспечение благоприятного и безопасного существования нынешнего и будущих поколений в условиях повышенных экологических угроз и опасностей антропогенного, техногенного и природного характера, сохранение окружающей среды хотя бы в ее сегодняшнем состоянии и обеспечение защиты существующих экосистем (Власова, 2008, с. 61-64). Это выражается в нормативно-правовом закреплении соответствующих положений по защите жизни и здоровья индивидов, интересов общества, государства и всего человечества в целом, а также окружающей природной среды от внутренних и внешних негативных воздействий в официальных документах. Действиями по реализации концепции экологической безопасности выступают федеральная и региональная политики в сфере охраны окружающей среды.
По мнению Глушко О.А. (2015), концепция обеспечения экологической безопасности:
Во-первых, имеет внешнюю форму выражения в виде нормативного политико-правового акта.
Во-вторых, показывает уровень состояния экологической безопасности в стране, формирует позицию государственных органов по данному вопросу.
В-третьих, сочетает в себе социально-политическое и нормативно-правовое начало и закрепляется в различных документах программного характера, часто не имеющих юридическую силу и не являющихся обязательными для исполнения.
I 1 oibcourbb-p Ж ft
Шскурс ш
В-четвертых, выражается как форма осуществления государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Чертова Н.А. (2007) пишет в своем исследовании, что экологическая безопасность достигается реализацией единой целостной государственной политики и проведением соответствующих мероприятий по сохранению и поддержанию в состоянии защищенности объектов безопасности (с. 32).
Государственную политику в области обеспечения экологической безопасности можно определить как управленческую деятельность органов государственной власти, связанную с механизмом обеспечения экологической безопасности общества и государства, с защитой окружающей природной среды, а также с формированием благоприятной и безопасной среды обитания для нынешних и будущих поколений.
Существуют разные подходы в классификации экологической безопасности. Так, например, некоторые ученые, среди которых Кукушкина А. В., Галяметдинова А.Ю., выделяют не только «национальную», «внутригосударственную» экологическую безопасность, при которой именно государство рассматривается в роли главного субъекта обеспечения безопасности, но также «глобальную», или «всеобъемлющую», «международную» экологическую безопасность и «экологическую безопасность индивидов».
Рассмотрим каждый вид экологической безопасности в отдельности.
Международная экологическая безопасность является элементом всеобщей международной безопасности. Ее следует понимать как состояние защищенности особо важных и необходимых экологических составляющих нашей планеты для сохранения человеческого существования и поддержания природного экологического баланса во всей системе (Емельянова, 2012).
Кукушкина А.В. (1993) рассматривает экологическую безопасность в рамках данного подхода. В своей научной работе она пишет, что все члены мирового сообщества обязаны соблюдать существующие и действующие в настоящее время в международном праве принципы и нормы в сфере защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (с. 16).
Таким образом, глобальная экологическая безопасность возлагает ответственность за наступающий экологический кризис на все страны мира и обязывает последних поддерживать экологическую безопасность всеми имеющимися силами.
Впервые про безопасность индивида в 1983 году написал в своей работе «Redefining security» Ульман Р. Он выделил безопасность индивида из понятия государственной безопасности (Ullman, 1983, p. 142). В 1994 году в рамках программы развития ООН был представлен Доклад о человеческом развитии, который окончательно утвердил концепцию индивидуальной безопасности человека (Программа развития, 1994). В рамках данного подхода рассматривается взаимодействие между человеком и природной средой, при этом концепция предполагает, что угрозы безопасности в XXI веке происходят из конкуренции между существованием человеческого общества и сохранением природы в ее первозданном виде.
Так, Галяметдинова А.Ю. (2000) в рамках данного подхода основывается на наличии парадоксов и важности аксиологического элемента при решении существующих проблем (c. 56). Парадокс состоит в том, что отвечать на эколо-
гические вызовы должны все проживающие на планете люди совместно, при этом конкуренцию в системе следует сохранить. «Аксиологический элемент» преследует своей целью смену существующей и доминирующей на данный момент экономической парадигмы развития на экологическую (Галяметдинова, 2000, с. 56).
В XXI веке индивидуальная безопасность человека все чаще рассматривается в рамках национальной безопасности государств (Ковригина, 2018). Именно государство является гарантом обеспечения права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу субъекта права экологическим правонарушением (Конституция Российской Федерации, 1993, Ст. 42).
Таким образом, появляются и развиваются новые концепции, рассматривающие «глобальную» экологическую безопасность и «экологическую безопасность индивидов».
Остановимся подробнее на внутригосударственном подходе к концепции экологической безопасности. Он основан на механизме обеспечения национальной безопасности, в которую входит, в том числе, и экологическая безопасность. В рамках данного подхода изучаются концепции национальной безопасности государств, анализируются положения законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения экологической безопасности стран; выделяются объекты национальной безопасности; формулируются и вычленяются из программно-правовых документов национальные интересы, потребности, цели, задачи, угрозы национальной безопасности, а также источники экологической опасности, потенциально имеющие возможность принести вред и ущерб человеку, обществу, государственному строю и окружающей природной среде (Галяметдинова, 2000, с. 56).
В последнее время в политической науке проводятся многочисленные исследования по вопросам экологической безопасности в рамках внутригосударственного подхода. Большой вклад в изучение политических аспектов экологических проблем внесли Гирусов Э.В., Горелов А.А., Гумилев Л.Н., Данилов-Данильян В.М., Мамедов Н.М., Яблоков А.В. и другие (Ойцев, 2008, с. 5-6).
Например, Васильев А.В., Капранова Л.Д., Маслов Е.А., Шуленина Н.В. рассматривают экологическую безопасность, основываясь на взаимодействии между собой политических институтов государства, на приоритетах, целях и задачах государственной экологической политики. Также в работах некоторых ученых рассматривается эффективность осуществления государством экологической функции (Ойцев, 2008, с. 5-6).
Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Тимошенко А.С., Чертова Н.А. и другие юристы-теоретики рассматривают механизм обеспечения экологической безопасности Российской Федерации с правовой точки зрения, основываясь на выработке эффективной экологической политики и ее закреплении в соответствующих документах программного характера (Ойцев, 2008, с. 5-6).
Особо следует отметить работы Серова Г. П. Ученый рассматривает связь экологической безопасности с другими видами национальной безопасности, а также дает тщательно выработанные определения, которые можно брать в основу, занимаясь разработками в сфере экологической безопасности» (Серов, 2007, 1998а, 1998b).
Многообещающее исследование по политологическому анализу современной концепции экологической безопасности Российской Федерации провел Герасимов А. В. Само исследование и его результаты описаны в его монографии «Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения» (Герасимов, 2008, с. 86-88).
Он пишет о зависимости решения вопроса обеспечения экологической безопасности в России от проводимой государством экологической политики. Герасимов А.В. (2008) связывает рассматриваемую концепцию с реализацией ее «на деле» государственными органами и политическими акторами (с. 86-88). Также в работе он определяет предмет политологической теории экологической безопасности.
Действительно, важным вопросом в политологическом анализе экологической безопасности является обоснование роли и места политики в системе факторов и мер обеспечения экологической безопасности. Экологическая безопасность, как и любой другой вид национальной безопасности, формируется под воздействием множества внутренних и внешних факторов. Политика является одним из таких факторов.
Во-первых, политика формулирует цели, к которым стремится государство. Одной из таких целей является обеспечение безопасности граждан. От этого зависит политическая устойчивость в государстве и социальная стабильность в обществе. Так, внутренняя нестабильность может негативно отразиться на возможности институтов государственной власти своевременно и эффективно отвечать на экологические вызовы (Герасимов, 2008, с. 86-88).
В настоящее время основной политической проблемой служит предотвращение экологического кризиса в условиях доминирующей в настоящее время экономической парадигмы и ограниченности природных ресурсов (Герасимов, 2008, с. 86-88). По мнению некоторых ученых (Чертова Н.А., Герасимов А.В.), решением данного вопроса является реализация средствами политики основополагающих идей безопасности. Например, нужно осуществить «экологизацию» всех сфер жизнедеятельности; признать равенство экологических прав граждан; искоренить политико-правовой экологический нигилизм и т. п. (Герасимов, 2008; Чертова, 2007).
Во-вторых, на экологическую безопасность влияет не только политика в целом, но и ее компоненты, например, политическое сознание, политическая культура. Современное общество и представители со стороны государства должны понимать, что обеспечение экологической безопасности является задачей не только государства и компетентных государственных органов, но и общественных организаций, и всего населения страны в целом. Поэтому государство не должно противиться осуществлению обществом надлежащего контроля и надзора за природоохранной деятельностью, и обязано предоставлять населению достоверную и своевременную информацию о состоянии окружающей природной среды, изменении ее состояния.
Привлечение населения к решению экологических проблем требует формирования и дальнейшего развития у граждан соответствующего экологического сознания и экологической культуры. Сейчас в России существует острая проблема высокого уровня эколого-правового нигилизма населения, которая требует скорейшего решения. В связи с этим для повышения экологической
культуры общества необходимо установить систему всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования.
Таким образом, в настоящее время на фоне обострения экологических проблем получили развитие различные подходы к концепциям экологической безопасности. Фактически в рамках осуществления государственной экологической политики их отражение мы находим в конкретных программных документах, концепциях, стратегиях, принятых государственными органами.
В Российской Федерации такими документами являются Экологическая доктрина Российской Федерации, принятая Распоряжением Правительства РФ в 2002 году, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ в 2015 году, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ в 2017 году, Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ в 1996 году, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом РФ в 2012 году, Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы, принятая Постановлением Правительства РФ в 2014 году и другие.
В данных документах закреплена государственная политика нашей страны в области обеспечения экологической безопасности. В то же время механизмом реализации концепции экологической безопасности страны выступает политика государства, осуществляемая компетентными государственными органами, обладающими определенными полномочиями в области охраны и защиты окружающей природной среды.
Указом Президента РФ «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» от 06.05.2011 года № 590 была утверждена Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Основной целью данного государственного органа является реализация возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации (Вопросы Совета Безопасности ..., 2011).
Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности является внутригосударственным институтом, который отвечает за качественную и эффективную реализацию государственной политики в области обеспечения экологической безопасности.
Таким образом, в Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты в сфере обеспечения экологической безопасности, а также учреждены соответствующие органы государственной власти, наделенные необходимой компетенцией. Однако этого недостаточно для проведения эффективной государственной политики в области обеспечения экологической безопасности, отвечающей требованиям международного сообщества и предупреждающей существующие на сегодняшний день экологические вызовы.
Современная государственная экологическая политика носит противоречивый, двойственный характер. Властью проводятся определенные мероприятия по предупреждению экологических угроз, что доказывается, например, наличием ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, но такие меры следует признать
недостаточными. В нашей стране на данный момент не сформировалась целостная экологическая политика; положения концепции экологической безопасности страны также содержатся в нормах различных программно-правовых документов, часто носящих лишь декларативный характер.
Одной из важнейших причин экологических проблем в России является природоемкая структура ее экономики. Так, большая часть добываемых ресурсов идет на обеспечение ресурсоемких добывающих и обрабатывающих производств.
Другую важную причину экологических проблем нашей страны мы можем найти в ее законодательстве. Например, отношения в рассматриваемой сфере регулируются рядом не связанных, иногда даже противоречащих друг другу законов и подзаконных актов (Русаков, 2011).
На настоящий момент Россия является участником многих международных природоохранных конвенций, деклараций, соглашений и договоров в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Однако выделяемых финансовых и материальных средств для выполнения вытекающих из них обязательств недостаточно. Некоторые Конвенции не в полной мере обеспечены научно-методической и организационной поддержкой. Зачастую полномочия по выполнению международных обязательств Российской Федерацией не закреплены в положениях о федеральных органах исполнительной власти (Глушко, 2013), что в итоге может привести к невыполнению Россией предписанных обязательств.
Существует достаточно большое количество и других серьезных пробелов в реализации государственными органами Российской Федерации экологической политики.
Следует отметить, что для проведения эффективной экологической политики нашему государству необходимо заняться решением управленческих, организационных, политических и правовых проблем в сфере обеспечения экологической безопасности и устранением законодательных пробелов.
Таким образом, в начале XXI века концепция экологической безопасности находит законодательное закрепление как на национальном, так и на международном уровнях. В то же время появляются новые экологические вызовы. Так, основной проблемой современного мира является глобальное изменение климата (Емельянова, 2012), связанное с антропогенной деятельностью. В связи с этим экологическая составляющая национальной безопасности интенсивно входит в политическую сферу. Политика, в свою очередь, играет большую роль в механизме обеспечения экологической безопасности.
Как верно отмечает Герасимов А.В., защитой природной среды должно заниматься не только государство, но и лица, проживающие в данной стране. В России наблюдается как правовой, так и экологический нигилизм среди граждан. Немаловажное значение для решения данной проблемы имеет развитие экологического образования, воспитания и экологического политического сознания.
По мнению автора, для решения вышеуказанного вопроса следует принять Федеральный закон «О повышении экологического сознания и экологической культуры», в котором четко прописать все необходимые меры по формированию экологического сознания граждан с детского возраста, по продолжению его раз-
вития на протяжении всей жизни индивида, а также предусмотреть действенный механизм реализации положений данного закона на практике.
Таким образом, несмотря на многочисленные разработки концепций экологической безопасности различного содержания, существует объективная необходимость совершенствования национальной политики и механизма ее реализации в области защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Заключение
Констатируем следующие результаты: проведенного исследования:
1. Научные идеи об экологической безопасности стали формироваться с середины XX века, и в настоящее время получили достаточно большое распространение. Многие исследователи посвящают свои работы теме разработки механизма обеспечения экологической безопасности как на национальном уровне, так и на международном.
2. Автором на основе взглядов исследователей, занимающихся вопросами обеспечения экологической безопасности, сформированы собственные определения «экологическая безопасность» и «концепция экологической безопасности».
3. На данный момент существуют различные подходы в классификации экологической безопасности. Выделяются национальная, глобальная (всеобъемлющая, международная) экологическая безопасность и экологическая безопасность индивидов.
4. Концепция экологической безопасности страны закрепляется в различных государственных программах, концепциях, стратегиях, и часто носит лишь декларативный характер.
5. Государственная политика является формой выражения положений концепций экологической безопасности.
6. Функцию защиты окружающей природной среды должно осуществлять не только государство, но и проживающие на данной территории индивиды.
7. В Российской Федерации на данном этапе развития среди населения прослеживается правовой и экологический нигилизм, что говорит об отсутствии у большинства граждан сформированного экологического сознания и экологической культуры.
8. Автор предлагает принять Федеральный закон «О повышении экологического сознания и экологической культуры».
9. В России существует большое количество пробелов в области формирования и развития эффективного механизма обеспечения экологической безопасности.
10. Проблемы в реализации государственной экологической политики носят экономический и правовой характер.
11. Для качественного обеспечения экологической безопасности России следует заняться решением управленческих, организационных, политических и правовых проблем и устранением законодательных пробелов.
Вывод: среди ученых-исследователей, государственных деятелей продолжаются споры относительно содержания концепций экологической безопасности,
а также эффективного механизма реализации их положений. Различие мнений можно объяснить комплексным характером данной проблемы. Все же есть что-то общее, что объединяет всех ученых, занимающихся исследованием проблем в сфере обеспечения экологической безопасности, и политиков, претворяющих национальные концепции экологической безопасности в жизнь. Это убежденность в том, что существующие в настоящее время экономика и политика неизбежно приведут к экологическому кризису. В связи с этим необходимыми условиями недопущения экологической катастрофы являются смена доминирующей на данный момент экономической парадигмы на экологическую, выбор биосферной концепции развития в качестве основной концепции экологической безопасности, а также формирование как среди людей, принимающих важные государственные решения, так и среди обычных граждан понимания важности решения назревших экологических проблем силами всего человеческого сообщества.
Список литературы
1. Артоболевский, В.И. (Ред.). (1999). Состояние природной среды и проблемы экологии на Кольском полуострове в 1999 году: ежегод. доклад Государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области. Взято с https://www.murman.ru/ecology/comitet/report99/part7_2_1.html
2. Власова, Е.Я. (2008). Стратегические направления обеспечения экологической безопасности региона. Фундаментальные исследования, 5, 6164.
3. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (с изм. и доп. от 25.07.2014). (без даты). Взято с http://www.consultant.ru/
4. Галяметдинова, А.Ю. (2000). Международно-правовые аспекты экологической безопасности [дис. ... канд. юрид. наук]. Казань.
5. Герасимов, А.В. (2008). Экологическая безопасность современной России: политика обеспечения. М.: РУДН.
6. Глушко, О.А. (2013). Экологический кризис и правовые проблемы его преодоления. Научный журнал КубГАУ, 91(07). Взято с: http://ej.kubagro. т/2013/07^Ш00^
7. Глушко, О.А. (2014). Экологическая безопасность: понятие и содержание (административно-правовой аспект). Краснодар.
8. Глушко, О.А. (2015). Понятие и содержание концепции экологической безопасности Российской Федерации. Научный журнал КубГАУ, 109(05). Взято с https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-i-soderzhanie-kontseptsii-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii
9. Емельянова, Н.Н. (2012). К вопросу о поддержании экологической безопасности в XXI веке. ЕврАзЮж, 11(54). Взято с https://eurasialaw. т/20^/11-54-20^
10. Келина, Н.Ю. (2009). Экология человека. Ростов н/Д: Феникс.
11. Ковригина, Д.Н. (2018, 21 июня). Экологическая безопасность в политической повестке Европейского союза. Взято с https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/ekologicheskaya-bezopasnost-v-
politicheskoy-povestke-evropeyskogo-soyuza/
12. Конституция Российской Федерации (2014, 4 августа). Собрание законодательства РФ, 31, Ст. 4398.
13. Кукушкина, А.В. (1993). Взаимосвязь проблем экологической безопасности и разоружения: международно-правовой аспект [автореф. дис. канд. юрид. наук]. М.
14. Ойцев, А.А. (2008). Обеспечение экологической безопасности современной России как политическая проблема [автореф. дис. канд. полит. наук]. М.
15. Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), ежегодный доклад за 1994 год о развитии человека (1994, 29 июля). Взято с https://digitallibrary.un.org/record/191908/files/E_1994_64_Add.1-RU.pdf
16. Русаков, М.И. (2011, 22 декабря). Пути совершенствования юридического обеспечения экологической безопасности России. Взято с http:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=1726
17. Серов, Г.П. (1998). Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. М.: Ось 89.
18. Серов, Г.П. (1998). Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации. (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит). М.: «Анкил».
19. Серов, Г.П., Серов, С.Г. (2007). Техногенная и экологическая безопасность в практике деятельности предприятий: Теория и практика. М.: Издательство «Ось-89».
20. Чертова, Н.А. (2007). Конституционно-правовые основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации (на опыте северных регионов) [автореф. дис. д-ра юрид. наук]. М.
21. Barnett, J. (2001). The meaning of environmental security: ecological politics and policy in the new security era. London: Zed Books.
22. Braden, R. Allenby. (2000). Environmental Security: Concept and Implementation. International Political Science Review, 21(1), 5-21.
23. Buzan, B., Waever, O., & J. de Wilde. (1998). Security: a new framework for analysis. Boulder, Colo.: Lynne Rienner Pub.
24. Jonsson, E.S. (2009). Environmental Security: A conceptual investigating study. Jonkoping University.
25. Martinovsky, P. (2011). Environmental security and classical typology of security studies. The science for population protection, 2/2011. Взято с http:// www.population-protection.eu/prilohy/casopis/eng/9/38.pdf
26. Ullman, R.H. (1983). Redefining Security. International Security, 5(1), 129-153.
References
1. Artobolevskiy, V.I. (Ed.). (1999). Sostoyanie prirodnoy sredy i problem ekologii na Kol'skompoluostrove v 1999 godu: ezhegod. doklad Gosudarstvennogo komiteta po ohrane okruzhayushchey sredy Murmanskoy oblasti [The state
of the environment and environmental problems on the Kola Peninsula in 1999: annually. report of the State Committee for Environmental Protection of the Murmansk region] Retrieved from https://www.murman.ru/ecology/comitet/ report99/part7_2_1.html
2. Barnett, J. (2001). The meaning of environmental security: ecological politics and policy in the new security era. London: Zed Books.
3. Braden, R. Allenby. (2000). Environmental Security: Concept and Implementation. International Political Science Review, 21 (1), 5-21.
4. Buzan, B., Waever, O., & J. de Wilde (1998). Security: a new framework for analysis. Boulder, Colo.: Lynne Rienner Pub.
5. Chertova N.A. (2007). Konstitutsionno-pravovie osnovi obespecheniya ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (na opyte severnih regionov) [Constitutional and legal framework for ensuring the environmental safety of the Russian Federation (on the experience of the northern regions)] [Doctoral dissertation abstract]. Arkhangelsk.
6. Emel'yanova, N.N. (2012). K voprosu o podderzanii ekologicheskoi bezopasnosti v XXI veke [On the issue of maintaining environmental safety in the XXI century]. EvrAzYuzh, 11 (54). Retrieved from https://eurasialaw. ru/2012g/11-54-2012g
7. Galyametdinova, A. Yu. (2000). Mezhdunarodno-pravovie aspekti ekologicheskoi bezopasnosti [The international legal aspects of environmental safety] [PhD thesis]. Kazan.
8. Gerasimov, A.V. (2008). Ekologicheskaya bezopasnost' sovremennoy Rossii: politika obespecheniya [Ecological safety of modern Russia: support policy]. Moskva: RUDN.
9. Glushko, O.A. (2013). Ekologicheskii krizis i pravovie problem ego preodoleniya [The ecological crisis and legal problems to it overcoming]. Nauchnyy zhurnal KubGAU, 91(07). Retrieved from http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/100.pdf
10. Glushko, O.A. (2014). Ekologicheskaya bezopasnost': ponyatie i soderzhanie (administrativno-pravovoy aspect) [Environmental safety: concept and content (administrative and legal aspect)]. Krasnodar.
11. Glushko, O.A. (2015). Ponyatie i soderzanie kontseptsii ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [The concept and content of the concept of environmental safety of the Russian Federation]. Nauchnyy zhurnal KubGAU, 109(05). Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatie-i-soderzhanie-kontseptsii-ekologicheskoy-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii
12. Jonsson, E. S. (2009). Environmental Security: A conceptual investigating study. Jönköping University.
13. Kelina, N.Yu. (2009). Ekologiya cheloveka [The human ecology]. Rostov-on-Don: Feniks.
14. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii [Constitution of the Russian Federation]. (2014, August 4). Sobranie zakonodatel'stva RF, 31, St. 4398.
15. Kovrigina, D.N. (2018). Ekologicheskaya bezopasnost' v politicheskoy povestke Evropeiskogo soyuza [Environmental security on the political agenda of the European Union]. Retrieved from https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sandbox/ekologicheskaya-bezopasnost-v-politicheskoy-povestke-evropeyskogo-soyuza/
16. Kukushkina, A.V. (1993). Vzaimosvyaz' problem ekologicheskoy bezopasnosti i razoruzheniya: mezhdunarodno-pravovoi aspect [The relationship between environmental safety and disarmament: international legal aspect]. Moskva.
17. Martinovsky, P. (2011). Environmental security and classical typology of security studies. The science for population protection, 2/2011. Retrieved from http://www.population-protection.eu/prilohy/casopis/eng/9/38.pdf
18. Oytsev, A.A. (2008). Obespechenie ekologicheskoy bezopasnoti sovremennoy Rossii kak politicheskaya problema [Ensuring the environmental safety of modern Russia as a political problem]. Moscow.
19. Programma razvitiya Organizatsii Ob"edinennih Natsii (PROON), ezhegodnii doklad za 1994 god o razvitii cheloveks [United Nations Development Program (UNDP), 1994 annual human development report]. (1994, July 29). Retrieved from https://digitallibrary.un.org/record/191908/files/E_1994_64_Add.1-RU.pdf
20. Rusakov, M.I. (2011). Puti sovershenstvovaniya yuridicheskogo obespecheniya ekologicheskoy bezopasnosti Rossii [Ways of improving the legal support of the environmental safety in Russia]. Retrieved from http://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=1726
21. Serov, G.P. (1998). Ekologicheskaya bezopasnost'naseleniya i territoriy RossiyskoyFederatsii. (Pravovye osnovy, ekologicheskoe strahovanie i ekologicheskiy audit) [Ecological safety of the population and territories of the Russian Federation. (Legal framework, environmental insurance and environmental audit)]. Moscow: "Ankil".
22. Serov, G.P. (1998). Pravovoe regulirovanie ekologicheskoy bezopasnosti pri osushchestvlenii promyshlennoy i inyh vidov deyatel'nosti [Legal regulation of environmental safety in the implementation of industrial and other activities]. Moscow: Os'-89.
23. Serov, G.P., & Serov, S.G. (2007). Tehnogennaya i ekologicheskaya bezopasnost'v praktike deyat'el'nostipredpriyatiy: Teoriya ipraktika [Technogenic and environmental safety in the practice of enterprises: Theory and practice]. Moscow: Os'-89.
24. Ullman, R.H. (1983). Redefining Security. International Security, 5(1), 129-153.
25. Vlasova, E.Ya. (2008). Strategicheskie napravleniya obespecheniya ekologicheskoi bezopasnosti regiona [Strategic directions for ensuring the environmental safety of the region]. Fundamental'nye issledovaniya, 5, 61-64.
26. Voprosy Soveta Bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 06.05.2011 № 590 (s izm. i dop. ot 25.07.2014) [Issues of the Security Council of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation № 590 (as amended and supplemented on July 25, 2014)]. (n. d.). Retrieved from http://www.consultant.ru/