УДК 343.779
н. и. Кузнецова
кандидат юридических наук Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
E-mail: natasha40480@mail.ru.
Понятие и принципы уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности
Аннотация: Актуальность темы исследования. Ухудшающееся состояние окружающей среды, недооценка важности вопросов защиты природы, несовершенный механизм охраны окружающей среды делают актуальной выработку чётких ориентиров в определении уголовной политики государства в сфере обеспечения экологической безопасности.
Постановка проблемы. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует теоретическое обоснование уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, не выработано соответствующих понятий и принципов.
Цель работы. Осуществление анализа современного понимания и состояния уголовной политики в Российской Федерации с целью выявления основных её направлений в сфере обеспечения экологической безопасности.
Методология. Методология работы основывается на применении общенаучных методов (в том числе сопоставления и анализа, включая анализ нормативно-правовых актов). Автором в ходе исследования применялись специальные методы юридической науки, такие как сравнительно-правовой и формально-юридический.
Результаты. В работе проведен анализ современных научных подходов к характеристике уголовной политики Российской Федерации, её понятий, содержания, принципов.
Выводы. На основе анализа сущности и содержания уголовной политики в целом автор предлагает свое видение уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, способствующее пониманию природы, содержания и особенностей этого феномена. Автор предлагает учитывать специфику посягательств на окружающую среду, позволяющую формировать особый вид уголовной политики, её содержание и принципы.
Ключевые слова: уголовная политика, уголовно-правовая политика, экологическая безопасность, экологические преступления, криминализация, уголовно-правовое воздействие, охрана окружающей среды.
Для цитирования: Кузнецова Н. И. Понятие и принципы уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 114-120.
Natalia I. Kuznetsova
Cand. Sci. (Jurid.)
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: natasha40480@mail.ru.
The concept and principles of criminal policy in the field of environmental safety
Annotation: Relevance of the research topic. The deteriorating state of the environment, the underestimation of the importance of nature protection issues, and the imperfect mechanism of environmental protection make it important to develop clear guidelines for determining the state's criminal policy in the field of environmental safety.
Formulation of the problem. Currently, in the Russian Federation there is no theoretical substantiation of criminal policy in the field of ensuring environmental safety, and no corresponding concepts and principles have been developed.
Objective. An analysis of the modern understanding and state of criminal policy in the Russian Federation in order to identify its main areas in the field of environmental safety.
Methodology. The methodology of the work is based on the application of general scientific methods (including comparison and analysis, including analysis of official materials of statistics and judicial acts). Also, the author in the course of the study applied such special methods of legal science as comparative legal and formal legal methods.
Results. The author of the work conducted an in-depth analysis of modern scientific approaches to the concept of the criminal policy of the Russian Federation, its concepts, content, principles. Conclusion Based on the analysis of the understanding of the nature and content of criminal policy in general, the author offers his vision of criminal policy in the field of environmental safety, contributing to a better understanding of the nature, content and features of this phenomenon. The author proposes to take into account the specifics of the encroachment on the environment, allowing to form a special type of criminal policy, its content and principles.
Keywords: criminal policy, criminal law policy, environmental safety, environmental crimes, criminalization, criminal law impact, environmental protection.
For citation: Kuznetsova N.I. The concept and principles of criminal policy in the field of environmental safety // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - P. 114-120.
Посягательства на экологическую безопасность обладают повышенной степенью общественной опасности и требуют применения адекватных мер уголовно-правового воздействия [8]. В свою очередь, применение этих мер является одной из форм реализации уголовной политики.
Нуждается в теоретическом обосновании термин «уголовная политика в сфере обеспечения экологической безопасности». В его основе лежат два ключевых понятия: «уголовная политика» и «экологическая безопасность». Что касается экологической безопасности, то в подавляющем большинстве научных работ она рассматривается в тесной связи с проблемой выживаемости человечества в целом. Если человечество не сможет перейти на новую модель природосберегающего развития, то, по мнению специалистов, уже в середине XXI в. наступит экологическая катастрофа планетарного масштаба [4, с. 90-91].
Анализ многочисленных формулировок понятия «экологическая безопасность», показывает, что единого определения, отражающего его суть, в настоящее время не выработано. Одни понимают под экологической безопасностью состояние защищённости личности, общества и государства, основанное на комплексе мер по прогнозированию, предотвращению либо компенсации наступления негативных экологических событий и явлений [16, с. 279]. Другие определяют экологическую безопасность как положение, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы экологическим интересам личности, общества и государства, возникающие в результате нарушения природного баланса, ухудшения качества природной среды, истощения природных ресурсов, уничтожения природных экологических систем и других негативных последствий, вызванных антропогенным (техногенным) воздействием на окружаю-
щую среду, а также природными процессами и явлениями [5, с. 74]. Третьи ставят знак равенства между экологической безопасностью и охраной окружающей среды. Нам импонирует третий подход, с учётом того положения, что человек является частью окружающей среды.
Законодательное понятие экологической безопасности дано в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», где под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий1.
Федеральный закон «О безопасности»2 закрепляет правовые основы обеспечения экологической безопасности, принципы, содержание, деятельности, государственную политику в этой области. В ст. 4 указано, что государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединённых единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Необходимо подчеркнуть, что в правовой науке отсутствует единое мнение о сущности и содержании уголовной политики. По мнению ряда авторов, она является разновидностью политики правовой. В свою очередь, правовая политика - это комплекс идей, задач, целей, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права [11, с. 469]. Содержание правовой политики включает в себя разнообразные компоненты: стратегии законодательства, принципы правового регулирования, судебно-правовую реформу, защиту прав человека и многое другое [11, с. 473-474.]
1 Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
2 О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (в ред. от 5 октября 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
С точки зрения других учёных, уголовная политика включает в себя уголовно-правовую политику [13, с. 94]. Иные исследователи полагают, что «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика» являются понятиями идентичными. Например, Н. А. Лопашенко указывает, что «уголовно-правовая (или уголовная) политика не включает в себя политику уголовно-процессуальную или уголовно-исполнительную. Последние - самостоятельные части единой государственной политики противодействия преступности» [9, с. 8]. Содержание уголовно-правовой политики, по мнению А. И. Коробеева, составляют правотворчество и правоприменительная деятельность [7, с. 256]. А. И. Александров полагает, что уголовная политика имеет несколько направлений, но её фундаментом является именно уголовно-правовая политика. Поскольку «уголовно-правовая политика определяет преступление как то зло, с которым нужно бороться, которое является препятствием для развития государственности...» [1, с. 12]. М. М. Бабаев, Ю. Е. Пудовочкин вкладывают в понятие «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика» разное содержание и считают недопустимым взаимозаменяемое употребление рассматриваемых понятий [6, с. 74].
В своей работе Н. А. Лопашенко весьма ёмко охарактеризовала уголовно-правовую политику как «часть внутренней политики государства, основополагающую составляющую государственной политики противодействия преступности, направление деятельности государства в сфере охраны наиболее важных для личности, общества и государства благ, законных интересов и общественных отношений от преступных посягательств, заключающееся в выработке принципов определения круга преступных деяний и законодательных признаков последних и формировании идей и принципиальных положений, форм и методов уголовно-правового воздействия на преступность в целях её снижения и уменьшения её негативного влияния на социальные процессы» [9, с. 25-26.]
Как справедливо отмечает А. Г. Хлебуш-кин, «в теории и на практике используются несколько понятий, употребляемых как в одном, так и в разных значениях: уголовная политика, уголовно-правовая политика, политика в сфере борьбы с преступностью и др. Соответственно, существуют и разные взгляды на сущность уголовной и уголовно-правовой политики» [14, с. 72]. Поэтому существует множество определений, в основе которых лежат различные подходы авторов к данной проблеме3.
В целом можно сказать, что существуют широкий и узкий подходы к толкованию уголовной политики.
Согласно широкому подходу, уголовная политика как одно из направлений социальной политики - это государственная политика в области борьбы с преступностью [12, с. 47].
Уголовная политика в узком, или собственном смысле слова - это уголовно-правовая политика. Речь идёт о стратегии и тактике борьбы с преступностью именно и только уголовно-правовыми средствами4.
На наш взгляд, наиболее перспективен с точки зрения раскрытия сущности и содержания понятия «уголовная политика» широкий подход, ярким представителем которого является И. Э. Звечаров-ский [6, с. 74].
3 И.Л. Третьяков полагает, что «уголовная поли-
тика является составной частью внутренней политики государства, что она носит социальный, правоохранительный характер, имеет внешний (международный) аспект, связана с правовой политикой государства». См.: Третьяков И.Л. Уголовная политика в системе государственной политики // Мир политики и социологии. - 2013. - № 10. - С. 19; Ю. Е. Пудовочкин приходит к выводу о том, что уголовная политика есть реакция на преступность, её содержание, сила, быстрота и иные характеристики во многом определяются состоянием и динамикой преступности, а также скрытым потенциалом возможностей её появления, диктующим потребность в профилактике. См.: Пудовочкин Ю. Е. Закономерности формирования и развития российской уголовной политики в условиях глобализации // Журнал российского права. - 2017. - № 3 (243). - С. 82-91. В своём исследовании А. В. Наумов полагает, что предлагаемые в науке понятия мало чем отличаются друг от друга и их основное содержание может быть сведено к следующему: уголовная политика - это направление (часть) внутренней и внешней политики государства, определяющее стра-
Как видно, учёные не могут прийти к общему знаменателю по поводу общей дефиниции уголовной политики, что, по нашему мнению, является абсолютно естественным. Дело в том, что каждый автор включает в свою формулировку именно те аспекты, которые, с его точки зрения, позволяют сделать выводы о сущности рассматриваемой проблемы. Политика в целом и уголовная в частности представляет собой динамично развивающийся феномен, испытывающий на себе влияние множества факторов. Поэтому вполне очевидно выдвижение в обозримой перспективе иных, принципиально новых понятий уголовной политики.
Применительно к уголовной политике в сфере обеспечения экологической безопасности представляет интерес понятие, предложенное А. М. Максимовым. По его мнению, «уголовная политика в сфере обеспечения безопасности животного мира - это урегулированное правом направление деятельности государства и общества, характеризующееся стратегической целью (стабилизация преступности с последующим её сокращением), принципами, параметрами содержания, системой субъектов, содержание которой образует система законодательных и ведомственных правовых норм, организационных и тактических мер, направленных на противодействие преступлениям против безопасно-
тегию и тактику в области борьбы с преступностью. См.: Наумов А. В. О соотношении принципов и задач уголовной и уголовно-исполнительной политики и их отражение в законодательстве // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) : сборник тезисов выступлений и докладов участников: В 8 т. - 2017. С. 34-37. Г. Ю. Лесников в понятие уголовной политики включает систему принципов, политических и политико-правовых предписаний, программ, осуществляемых государством совместно с гражданским обществом, по борьбе с преступностью, ресоциализации преступников, обеспечению безопасности государства. См.: Лесников Г. Ю. Уголовная политика современной России (методологические, правовые и организационные основы) : автореф. ... д-ра юрид. наук. - Москва 2005. - С. 9.
4 Уголовное право России. Общая часть: учеб. / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрист, 2006. - С. 27.
сти животного мира, реализуемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общественными организациями» [10, с. 13]. Приведённое определение, по нашему мнению, является примером широкого подхода к толкованию уголовной политики, так как в него включены указания не только на меры уголовно-правового воздействия, но и криминологические аспекты противодействия преступлениям против животного мира. Оно основано на легальной дефиниции государственной политики в области обеспечения безопасности, закреплённой в Федеральном законе «О безопасности» (ст. 4)5.
В своих работах В. М. Шеншин говорит о том, что составным элементом уголовной политики государства является уголовно-экологическая политика, т.к. действующий УК РФ содержит составы экологических преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность для лиц, их совершивших [15, с. 160].
С нашей точки зрения, термин «уголовно-экологическая политика» представляется дискуссионным. Дело в том, что Уголовный кодекс РФ содержит множество иных составов преступлений, предусматривающих ответственность за совершение, например, насильственных или должностных преступлений. Однако мы не употребляем словосочетание «уголовно-насильственная» или «уголовно-должностная» политика. Правильнее говорить об уголовной политике в сфере противодействия этим преступлениям. С мнением уважаемого автора о том, что обособленность уголовно-экологической политики предполагает существование своего предмета правового регулирования - экологической безопасности государства, следует согласиться. Именно самостоятельный предмет регулирования позволяет отделить часть от целого. Поэтому мы приходим к необходимости выделения отдельного направления уголовной политики - уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
5 О безопасности: Федеральный закон от 28 де-
кабря 2010 г. № 390-ФЗ (в ред. от 5 октября 2015 г.) //
Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 2.
В самом общем виде уголовная политика включает в себя деятельность государственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений борьбы с преступностью.
На наш взгляд, представляется актуальным следующее определение уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности - это направление деятельности государства по предотвращению реальных и потенциальных угроз природной среде и жизненно важным интересам человека путём применения средств, форм и методов уголовно-правового воздействия, а также выработка и реализация мер, направленных на предупреждение экологических преступлений.
В основе уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности должен лежать ряд основополагающих идей и принципов.
По нашему мнению, принципы уголовного права и уголовной политики взаимосвязаны. В действующем уголовном законодательстве предусмотрены общие принципы уголовного права (законности, равенства граждан перед законом и судом, вины, гуманизма, справедливости). Признавая безусловную значимость этих принципов, отметим, что они не выражают особенностей охраны окружающей среды от преступных посягательств.
Представляется верным суждение А. М. Максимова о том, что на содержание и характер уголовной политики оказывают влияние и особенности отдельных структурных частей преступности [10, с. 65].
Вместе с тем необходимо уделить пристальное внимание другим идеям, содержащимся в иных источниках, за которыми следует признать значение принципов, способных оказывать позитивное влияние на уголовную политику в сфере обеспечения экологической безопасности:
- положение о том, что сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является важной проблемой, влияющей на благосостояние народов и экономическое развитие всех стран мира (Декларация Конференции Организации Объединенных
Наций по проблемам окружающей человека среды. Принята 16 июня 1972 года в Сток-гольме6);
- положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ);
- право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции
РФ);
- обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
- отнесение экологии живых систем и рационального природопользования к стратегическим национальным приоритетам (п.п. 31, 83, 84, 85 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации7);
- отнесение экологической безопасности РФ к части национальной безопасности
6 Стокгольмская декларация (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3. - Москва: Московский независимый институт международного права, 1997.
- С. 682-687.
7 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ.
- 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
(Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года8);
- отнесение сохранения и восстановления природных систем к приоритетным направлениям деятельности государства и общества (Экологическая доктрина РФ9);
- установление основных принципов охраны окружающей среды (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды»10).
Вывод. Приведённое исследование понятия уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности призвано способствовать совершенствованию теоретических подходов к пониманию уголовной политики в данной сфере. На основе анализа сущности и содержания уголовной политики в целом в работе предлагается видение уголовной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, способствующее правильному пониманию природы, содержания и особенностей этого феномена, позволяющего учитывать специфику посягательств на окружающую среду.
8 О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 17. - Ст. 2546.
9 Об Экологической доктрине Российской Федерации : Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 36. - Ст. 3510.
10 Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 2. - Ст. 133; СПС «Консультант Плюс».
Список литературы
1. Александров А. И. Государственно-правовая идеология и уголовная политика. -Санкт-Петербург: СПбГУП, 2014. - 40 с.
2. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Проблемы российской уголовной политики. - Москва: Проспект, 2014. - 296 с.
3. Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. Российская уголовная политика и уголовный закон: опыт критического анализа : монография. - Москва: Юрлитинформ, 2017. - 380 с.
4. Гридина Ю. А., Власова Т. А. Экологическая безопасность России / Экология и управление природопользованием : сборник научных трудов Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Вып. 1 / под ред. А.М. Адама. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. - С. 90-91.
5. Дубровин Е. Р., Дубровин И. Р. Экологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Мир человека. - 2009. - № 1. - С. 73-79.
6. Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2001. - 130 с.
7. Коробеев А. И. Уголовно-правовая политика: понятие, содержание, теоретические основы / Правовая политика субъектов Российской Федерации : материалы круглого стола, 26 сентября 2001 г. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. - 169 с.
8. Кузнецова Н. И. Общественная опасность экологических преступлений: криминологический аспект // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - Т. 15. - № 1. -С.255-258.
9. Лопашенко Н. А. Уголовная политика. - Москва: Волтерс Клувер, 2009. - S49 с.
10. Максимов А. М. Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности животного мира: концептуальные основы и перспективы оптимизации : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.0S / Максимов Афет Максимович. - Краснодар, 201S. - 4S6 с.
11. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учеб. / 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. - S60 с.
12. Побегайло Э. Ф. Тенденции современной преступности и кризис российской уголовной политики // Публичное и частное право. - 2011. - № 4 (12). - С. 47-S6.
13. Сальников В. П., Захарцев С. И., Сальников М. В. Уголовно-правовая политика как элемент уголовной политики современной России // Юридическая наука: история и современность. - 2016. - № S. - С. 94-107.
14. Хлебушкин А. Г. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере охраны основ конституционного строя : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.0S / Хлебушкин Артём Геннадьевич. - Санкт-Петербург, 2016. - 4S0 с.
15. Шеншин В. М. К понятию уголовно-экологической политики России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 201S. - № 3. - С. 1S7-164.
16. Экологическая безопасность России / сост. А.С. Овчинников, Г.К. Лобачёва, Н.В. Павличенко, В.В. Бородычев. - Волгоград: ФГБО ВПО Волгоградский ГАУ, 2014. - 432 с.
References
1. Aleksandrov A. I. Gosudarstvenno-pravovaya ideologiya i ugolovnaya politika. - Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2014. - 40 s.
2. Babaev M. M., Pudovochkin Yu. E. Problemy rossiyskoy ugolovnoy politiki. - Moskva: Prospekt, 2014. - 296 s.
3. Babaev M. M., Pudovochkin Yu. E. Rossiyskaya ugolovnaya politika i ugolovnyiy zakon: opyit kriticheskogo analiza : monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2017. - 3S0 s.
4. Gridina Yu. A., Vlasova T. A. Ekologicheskaya bezopasnost Rossii / Ekologiya i upravlenie prirodopolzovaniem : sbornik nauchnyih trudov Pervoy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem. - Vyp. 1 / pod red. A.M. Adama. - Tomsk: Natsionalnyiy issledovatelskiy Tomskiy gosudarstvennyiy universitet, 2017. - S. 90-91.
5. Dubrovin E. R., Dubrovin I. R. Ekologicheskaya bezopasnost v sisteme natsionalnoy bezopasnosti Rossii // Mir cheloveka. - 2009. - № 1. - S. 73-79.
6. Zvecharovskiy I. E. Sovremennoe ugolovnoe pravo Rossii. - Sankt-Peterburg: Yuridicheskiy tsentr Press, 2001. - 130 s.
7. Korobeev A. I. Ugolovno-pravovaya politika: ponyatie, soderzhanie, teoreticheskie osnovy / Pravovaya politika sub'ektov Rossiyskoy Federatsii : materialy kruglogo stola, 26 sentyabrya 2001 g.
- Vladivostok: Izd-vo Dalnevost. un-ta, 2002. - 169 s.
S. KuznetsovaN. I. Obschestvennaya opasnost ekologicheskih prestupleniy: kriminologicheskiy aspekt // Vestnik Omskoy yuridicheskoy akademii. - 201S. - T. 1S. - № 1. - S. 2SS-2SS.
9. Lopashenko N. A. Ugolovnaya politika. - Moskva: Volters Kluver, 2009. - S49 s.
10. Maksimov A. M. Ugolovnaya politika v sfere obespecheniya bezopasnosti zhivotnogo mira:
kontseptualnyie osnovyi i perspektivyi optimizatsii : dis____dokt. yurid. nauk : 12.00.0S / Maksimov
Afet Maksimovich. - Krasnodar, 201S. - 4S6 s.
11. Matuzov N. I., Malko A. V. Teoriya gosudarstva i prava : ucheb. / 4-e izd., ispr. i dop. -Moskva: Izdatelskiy dom «Delo» RANHiGS, 2011. - S60 s.
12. Pobegaylo E. F. Tendentsii sovremennoy prestupnosti i krizis rossiyskoy ugolovnoy politiki // Publichnoe i chastnoe pravo. - 2011. - № 4 (12). - S. 47-S6.
13. Salnikov V. P., Zahartsev S. I., Salnikov M. V. Ugolovno-pravovaya politika kak element ugolovnoy politiki sovremennoy Rossii // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost. - 2016.
- № S. - S. 94-107.
14. Hlebushkin A. G. Ugolovno-pravovaya politika Rossiyskoy Federatsii v sfere ohranyi osnov konstitutsionnogo stroya : dis. ... dokt. yurid. nauk : 12.00.0S / Hlebushkin Artyom Gennadevich.
- Sankt-Peterburg, 2016. - 4S0 s.
15. Shenshin V. M. K ponyatiyu ugolovno-ekologicheskoy politiki Rossii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 201S. - # 3. - S. 1S7-164.
16. Ekologicheskaya bezopasnost Rossii / sost. A.S. Ovchinnikov, G.K. Lobacheva, N.V. Pavlichenko, V.V. Borodyichev. - Volgograd: FGBO VPO Volgogradskiy GAU, 2014. - 432 s.
© Кузнецова Н.И., 2019
Статья поступила в редакцию 29.12.201S г.