Научная статья на тему 'Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)'

Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГОАВТОТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГО-АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / POLICY / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL AND LEGAL POLICY / ENVIRONMENTAL AND MOTOR TRANSPORT RELATIONS / ENVIRONMENTAL AND MOTOR TRANSPORT LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярославцев С. Ф.

Реферат. Проведено терминологическое исследование категорий «политика», «экологическая политика» и «эколого-правовая политика» на основе анализа определений, сформулированных ведущими специалистами в области теории права и экологического права. Анализируются объем и содержание понятий, их соотношение, гносеологический потенциал, приводятся основные позиции авторов, внесших наибольший вклад в исследование вопроса. Предлагаются к введению в устойчивый научный оборот понятия «эколого-автотранспортные отношения», «экологоавтотранспортные правоотношения» и «эколого-правовая политика в сфере регулирования автотранспортных отношений». Терминологические изыскания проводятся исходя из природоохранной направленности такой политики. Под эколого-правовой политикой регулирования автотранспортных отношений предлагается понимать деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования эколого-автотранспортных отношений. Обосновываются основные признаки эколого-автотранспортной правовой политики: властный характер; преобразовательная роль в изменении эколого-автотранспортных отношений; закрепленность в нормах права; реализация посредством специального механизма правового регулирования. Констатируется, что эколого-правовая политика в области регулирования автотранспортных отношений (или эколого-автотранспортная правовая политика) направлена на снижение уровня неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, жизнь и здоровье человека. При этом эколого-автотранспортная правовая политика является направлением эколого-правовой политики, предметом которой выступают эколого-автотранспортные отношения. Критикуется декларативность норм экологического права (статья 42 Конституции Российской Федерации) в сравнении с реальной эколого-правовой политикой Российского государства; отсутствие синхронности между такой политикой и земельной, дорожно-строительной и градостроительной политикой. Дается отрицательная оценка возможностям реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Отмечаются основные недостатки механизма эколого-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations (environmental aspect)

Terminological research of the categories "policy”, "environmental policy”, "environmental and legal policy”, based on analysis of definitions formulated by leading experts in the field of theory of law and environmental law and environmental dimension of such policies, is conducted. The concept's scope and content, their correlation and epistemological potential are analyzed. The main standpoints of those who contributed most to the study of the problem are presented. It's proposed to introduce the concepts "environmental and motor transport relations”, "environmental and motor transport legal relations”, "environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations regulation” into scientific use. Environmental and legal policy of motor transport relations regulation is interpreted as state activities to establish an effective mechanism of environmental and motor transport relations' legal regulation. The main features of environmental and motor transport legal policy are substantiated: imperious character, transformative role in changing environmental and motor transport relations, legislative fixa-tion, implementation by special mechanism of legal regulation. It's stated that environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations regulation (environmental and motor transport legal policy) is aimed at reducing the adverse effect of motor vehicles on the environment, human life and health. This policy is the area of environmental and legal policy, which subject is environmental and motor transport relations. Declarative nature of environmental law as compared with the real Russian environmental and legal policy is criticized. Possibility to exercise victim's right to compensation for damage caused by environmental offence is negatively estimated. The drawbacks of environmental and legal regulation mechanism are noted.

Текст научной работы на тему «Понятие экологоправовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранный аспект)»

ЯРОСЛАВЦЕВ С.Ф., кандидат юридических наук, tumlawin@mail.ru Отдел координации научных исследований и внедрения передового опыта; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

YAROSLAVTSEV S.F., Candidate of Legal Sciences, tumlawin@mail.ru Department of Scientific Research Coordination and Best Practices Application; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

понятие эколого-правовой политики в сфере автотранспортных отношений (природоохранным аспект)

Реферат. Проведено терминологическое исследование категорий «политика», «экологическая политика» и «эколого-правовая политика» на основе анализа определений, сформулированных ведущими специалистами в области теории права и экологического права. Анализируются объем и содержание понятий, их соотношение, гносеологический потенциал, приводятся основные позиции авторов, внесших наибольший вклад в исследование вопроса. Предлагаются к введению в устойчивый научный оборот понятия «эколого-автотранспортные отношения», «эко-лого-автотранспортные правоотношения» и «эколого-правовая политика в сфере регулирования автотранспортных отношений». Терминологические изыскания проводятся исходя из природоохранной направленности такой политики. Под эколого-правовой политикой регулирования автотранспортных отношений предлагается понимать деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования эколого-автотранспортных отношений. Обосновываются основные признаки эколого-автотранспортной правовой политики: властный характер; преобразовательная роль в изменении эколого-автотранспортных отношений; закрепленность в нормах права; реализация посредством специального механизма правового регулирования. Констатируется, что эколого-правовая политика в области регулирования автотранспортных отношений (или эколого-автотранспортная правовая политика) направлена на снижение уровня неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, жизнь и здоровье человека. При этом эколого-автотранспортная правовая политика является направлением эколо-го-правовой политики, предметом которой выступают эколого-автотранспортные отношения. Критикуется декларативность норм экологического права (статья 42 Конституции Российской Федерации) в сравнении с реальной эколого-правовой политикой Российского государства; отсутствие синхронности между такой политикой и земельной, дорожно-строительной и градостроительной политикой. Дается отрицательная оценка возможностям реализации права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Отмечаются основные недостатки механизма эколого-правового регулирования.

Ключевые слова: политика, экологическая политика, эколого-правовая политика, эколого-автотранспортные отношения, эколого-автотранспортные правоотношения.

the concept of environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations (environmental aspect)

Abstract. Terminological research of the categories "policy", "environmental policy", "environmental and legal policy", based on analysis of definitions formulated by leading experts in the field of theory of law and environmental law and environmental dimension of such policies, is conducted. The concept's scope and content, their correlation and epistemological potential are analyzed. The main standpoints of those who contributed most to the study of the problem are presented. It's proposed to introduce the concepts "environmental and motor transport relations", "environmental and motor transport legal relations", "environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations regulation" into scientific use. Environmental and legal policy of motor transport relations regulation is interpreted as state activities to establish an effective mechanism of environmental and motor transport relations' legal regulation. The main features of environmental and motor transport legal policy are substantiated: imperious character, transformative role in changing environmental and motor transport relations, legislative fixa-tion, implementation by special mechanism of legal regulation. It's stated that environmental and legal policy in the sphere of motor transport relations regulation (environmental and

motor transport legal policy) is aimed at reducing the adverse effect of motor vehicles on the environment, human life and health. This policy is the area of environmental and legal policy, which subject is environmental and motor transport relations. Declarative nature of environmental law as compared with the real Russian environmental and legal policy is criticized. Possibility to exercise victim's right to compensation for damage caused by environmental offence is negatively estimated. The drawbacks of environmental and legal regulation mechanism are noted.

Keywords: policy, environmental policy, environmental and legal policy, environmental and motor transport relations, environmental and motor transport legal relations.

Рассуждая о правовой охране окружающей природной среды от негативного воздействия на нее автомобильного транспорта, необходимо конкретизировать указанные охраняемые общественные отношения и отграничить их от иных схожих и смежных отношений. В этих целях можно ввести новое понятие, характеризующее общественные отношения, возникающие в сфере охраны окружающей природной среды, но не всякие отношения, а лишь те, неотъемлемыми атрибутами которых являются автотранспортные средства и все, что связано с их созданием, обслуживанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией.

В существующих научных изданиях нет определения данного понятия, между тем, учитывая специфический предмет исследования, необходимо выделить обозначенные выше отношения из всей совокупности отношений, возникающих в сфере охраны окружающей природной среды, и предложить следующую их дефиницию.

Поскольку необходимым атрибутом таких отношений является автотранспортное средство и все, что с ним связано, будем называть их эколого-автотранс-портными отношениями. Иными словами, эколого-автотранспортные отношения - это общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических и физических воздействий в процессе создания, обслуживания, эксплуатации и утилизации автотранспортных средств.

Для дальнейшего построения и развития темы статьи необходимо ввести понятие «эколого-автотранспортные правоотношения».

Таким образом, используя предложенное выше понятие эколого-автотран-спортных отношений, резюмируем, что эколого-автотранспортные правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических

и физических воздействий в процессе создания, обслуживания, эксплуатации и утилизации автотранспортных средств.

Эколого-правовая политика в области регулирования автотранспортных отношений (или эколого-автотранспор-тная правовая политика) направлена на снижение уровня неблагоприятного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду, жизнь и здоровье человека. При этом эколого-автотранспорт-ная правовая политика является одним из направлений эколого-правовой политики, предметом правового регулирования которой выступают эколого-автотранспорт-ные отношения.

Эколого-правовая политика в государстве проявляется в реализации особо значимых для общества интересов, а именно интересов сохранения (воссоздания) благоприятных условий для жизни человека, недопущении деградации окружающей природной среды. Таким образом, правовая политика, направленная на решение столь важных вопросов, должна являться одним из главных звеньев государственной правовой политики. Реализация мер эколого-правовой политики должна обеспечивать выполнение государством экологической функции, которую многие ученые-правоведы справедливо расценивают как одну из важнейших функций государства [1; 2].

Залогом эффективности действующих правовых норм является понятийная определенность используемых законодателем правовых категорий, позволяющая отождествить их с категориями фактическими. Это исключает субъективный критерий толкования правовых терминов. При этом следует отметить особое значение четкой понятийной определенности в экологическом праве, что связано не только с трудностями выделения самостоятельных экологических объектов правового регулирования, но и с возможностью отображения их фактических признаков в право-

вых дефинициях. Это обусловлено прежде всего органическим взаимодействием и неразрывностью всех элементов, составляющих окружающую природную среду. Однако так или иначе законодательное определение этих категорий необходимо, ибо они выражают объект нормативно-правового регулирования и позволяют установить границы действия правовых норм.

Таким образом, невозможно говорить о правовом регулировании эколого-автотранспортных отношений и, соответственно, об эколого-автотранспортной правовой политике, не обозначив четко понятия указанных объектов, поскольку именно понятие изучаемого явления служит отправной точкой в его исследовании.

В связи с этим считаем уместным привести слова В.К. Бабаева о том, что «будучи формой мышления, понятие в абстрактном виде содержит в себе наиболее значимые стороны и элементы этого явления. общее определение анализируемого понятия должно в концентрированном виде отражать все его существенные признаки» (Бабаев В.К., 1978).

Следовательно, рассуждая об эколо-го-правовой политике регулирования автотранспортных отношений (понятие эколого-автотранспортной правовой политики будем принимать за тождественное), необходимо сформулировать это понятие и определить его взаимосвязь с такими правовыми категориями, как «политика», «правовая политика» и «экологическая политика».

Поскольку понятие «политика» является родовым по отношению к различным ее видам, постольку целесообразно в первую очередь привести существующие в научной литературе и известные подходы ученых-правоведов в определении правовой категории «политика».

По словам Н.В. Путило, который подчеркивает социальную направленность политики, «политика - это особая социальная деятельность, связанная с использованием рычагов публичной власти» [3, с. 124]. Макс Вебер также отмечал, что сущность политики - в использовании власти (Вебер М., 1990).

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие волеизъявления властных структур и использование властных полномочий - один из необходимых признаков политики.

Карл Манхейм характеризовал политику как «более или менее сознательное участие всех слоев данного общества в деле преобразования посюстороннего мира» (Манхейм К., 1994).

В соответствии с подходом А.И. Демидова политика - это «объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов» [4, с. 4].

Следовательно, второй признак политики - ее преобразовательная направленность, нацеленность на решение каких-либо общественно важных задач, проблем, а третий признак - участие в этой преобразовательной деятельности больших масс людей, включающих в себя различные социальные слои.

Не противоречит этим выводам и приведенное ниже мнение А.И. Демидова, который также обращает внимание на деятельный, активный характер политики, позволяющий людям через нее влиять на многие стороны своей жизни. По словам автора, политика всегда в той или иной мере связана с действиями больших масс людей, что вполне естественно для нее в силу связи с отражением и выражением интересов значительных социальных групп, и реализуется как их солидарное действие [4, с. 1].

Итак, родовое понятие «политика» имеет собирательное значение и в основном отражает властный характер политики и ее активную деятельную сущность, направленную на преобразование каких-либо общественных отношений.

Далее для сопоставления понятий «политика» и «правовая политика», для обозначения того, как эти понятия соотносятся между собой, приведены различные мнения ученых-правоведов, которые сводятся в основном к мнению о том, что правовая политика и политика соотносятся как часть и целое, или правовая политика - один из видов политики. Так, правовая часть присутствует во всех разновидностях политики.

В.И. Минеева, говоря о правовой политике как об особой форме выражения государственной политики, как об особом средстве преобразования общества, замечает, что любая разумная политика должна

быть правовой в принципе, то есть вырабатываться и реализовываться на основе юридических норм [5, с. 278].

В связи с этим уместно привести мнение Н.И. Матузова, который указывает, что «правовая политика - один из видов политики как родового интеграционного понятия, и поэтому нельзя уяснить суть ее, не зная, что такое политика вообще. Иными словами, любое определение правовой политики не должно расходиться с общим представлением о политике в ее традиционном смысле, которая в наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется как область взаимодействия между различными социальными группами, партиями, нациями, народами, государствами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Это важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей» [6, с. 76].

Указанный автор, характеризуя правовую политику, также отождествляет с ней политику «в сфере права», осуществляемую «посредством действия права», «с помощью правовых средств», подчеркивая при этом более широкое значение политики как таковой (Матузов Н.И., 1998).

В.И. Минеева среди мер реализации политики называет и правовые: «...при анализе нормативно-правовых актов обнаруживались не только организационные, финансовые, технические и иные меры реализации политики в определенной сфере, но и правовые» [5, с. 275].

Также следует заметить, что правовая политика не всегда воспринималась как реально существующее явление. Исторически она рассматривалась как набор определенных идей, взглядов, представлений о праве и неправе, как прикладная наука, призванная оценивать действующее законодательство и способствовать выработке более совершенного права.

Н.А. Беляев характеризует правовую политику как «выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности государственных и общественных органов и организаций по охране интересов трудящихся» [7, с. 12]. Ю.А. Титенко указывает, что правовая политика является основополагающим фактором правового развития общества и государства [8, с. 65-69].

Проанализировав известные подходы к пониманию правовой политики, можно сделать вывод, что именно понимание такой ее важной стороны, как осуществление ее «посредством действия права», «с помощью правовых средств», необходимо для того, чтобы выделить ее главную особенность, отличающую правовую политику от политики как социального феномена, и охарактеризовать ее как феномен правовой.

По мнению ряда исследователей, правовая политика - это явление, относящееся именно к сфере права, а не политики. Но в действительности существование политического аспекта правовой политики неизбежно, ибо он состоит в особой направленности правовых действий, ориентированности на политический эффект как их желаемый результат.

Н.В. Путило подчеркивает двойственную природу правовой политики, которая, по его мнению, проявляется, с одной стороны, в том, что это политика, но основанная на праве, а с другой стороны - это право, используемое в качестве средства властвования и управления в политической сфере общества [3, с. 126].

В.А. Хохлов, акцентируя внимание на правовой (а не политической) составляющей правовой политики, определяет ее как совокупность правовых действий, ориентированных на политический эффект [9, с. 10].

С точки зрения И.М. Приходько, подчеркивающего властный, обязательный для всех принцип реализации правовой политики, «правовая политика - это система мероприятий, осуществляемых государственными органами от имени государства в связи с правом» [10, с. 156].

Н.И. Матузов рассматривает правовую политику как комплекс целей, мер, задач, программ, установок. При этом имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти. По его мнению, «разработка эффективной правовой политики государства, обоснование концепции правового развития на ближайшее время и на перспективу - одна из неотложных задач современной юридической науки» [11, с. 77, 75].

Следовательно, применительно к понятию «эколого-правовая политика»

таким правовым пространством является комплекс целей, мер, задач, программ, установок, направленных на урегулирование эколого-правовых отношений, возникающих в повседневной деятельности граждан и их объединений, юридических лиц, органов власти и местного самоуправления и т.п. При этом итогом реализации такого комплекса правовых средств должно стать снижение (в идеале - нивелирование) неблагоприятного воздействия техногенной и антропогенной деятельности на окружающую природную среду, повышение качества среды обитания человека, животного и растительного мира на территории государства.

Соглашаясь со справедливостью приведенных выше мнений относительно определения понятия правовой политики, заметим, что наиболее удачно отражена суть данной правовой категории в подходе А.В. Малько, в соответствии с которым «правовая политика - это деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования» [12, с. 149].

Используя указанный подход, можно сформулировать следующее определение: эколого-правовая политика - это деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в сфере охраны окружающей природной среды.

Учитывая предложенную выше дефиницию эколого-автотранспортных отношений, дадим определение понятия эко-лого-правовой политики регулирования автотранспортных отношений. Под эколо-го-правовой политикой регулирования автотранспортных отношений будем понимать деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования эколого-автотранспортных отношений.

При этом основными признаками эколого-автотранспортной правовой политики являются: 1) ее властный характер, 2) активная, преобразовательная сущность, направленная на изменение (совершенствование) эколого-автотранспортных отношений, 3) обязательное закрепление в нормах права, 4) реализация посредством специально для этого созданного механизма правового регулирования.

Также целесообразно отразить различные подходы к определению экологи-

ческой политики и эколого-правовой политики, поскольку эти понятия не являются тождественными, исходя из проведенного выше анализа понятий «политика» и «правовая политика».

Экологическая политика является одним из направлений государственной политики. В справочной литературе под экологической политикой понимается «основанное на общечеловеческом подходе общегосударственное решение практических проблем экологии и охраны природы, стоящих перед обществом и связанных с возрастающим воздействием хозяйственной деятельности человека на среду обитания живых существ (включая самого человека)» [13, с. 452], а глобальная экологическая политика характеризуется как «проведение международно-правовых, политических и внешнеэкономических акций с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире ресурсов и их распределения» [14, с. 175].

При этом Н.В. Шуленина считает, что «основой экологической политики должно стать определение экологической проблемы как проблемы нормализации жизненных условий» [15, с. 43-54].

С точки зрения А.А. Панфилова и И.А. Сосуновой, государственная экологическая политика - это «система специфических политических, экономических, юридических и иных мер, принимаемых государством для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны» [16, с. 28-38].

В рамках социальной экологии экологическая политика представлена как «сознательная и организованная регулирующая деятельность, с помощью которой и при посредничестве государства и общественных, а особенно политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью защиты и развития окружающей среды» [17, с. 359].

Таким образом, все обозначенные подходы к определению экологической политики аналогичны в том, что экологическая политика - это совокупность каких-либо действий, мер, акций, предпринимаемых на уровне государства и направленных на охрану окружающей среды.

Отмечая важность существования и реализации в государстве экологической политики, Н.В. Шуленина констатирует, что экология пока не является сферой повышенного интереса отечественной политической науки. Несмотря на то, что в течение последних десяти лет происходит реформирование политической системы, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности по охране природы и, как следствие, осознание необходимости решения экологических проблем постепенно проникает на государственный уровень, не следует ограничиваться общей декларацией важности подхода к эффективности реализации экологической политики. Экологическая политика должна формироваться как практический инструмент обеспечения надежной системы приоритетов и индикации различных моделей устойчивого развития, охраны природы, обеспечения разумного природопользования и здоровья человека [18, с. 51].

При отражении различных подходов к характеристике экологической политики заслуживает внимания мнение B.C. Степа-ненко, которая отмечает, что в процессы осуществления экологической политики вовлечены разные субъекты: органы государственной и исполнительной власти различного уровня, партии, специализированные объединения, предприниматели и граждане. Их интересы нередко не совпадают, а поиск компромиссов наталкивается на сопротивление отдельных социальных групп [19, с. 5].

Замечание указанного автора подчеркивает отсутствие определенности, постоянства и стабильности экологической политики в целом как вида политической деятельности.

Эколого-правовая политика должна быть лишена таких недостатков, так как она является отражением экологической политики, закрепленной в нормах права, то есть более стабильным и нормативно определенным проявлением экологической политики, будучи при этом составной частью государственной правовой политики. C другой стороны, экологическая политика, выступая в роли «практического инструмента... обеспечения разумного природопользования и здоровья человека» [18, с. 51], обладает мобильностью и

реактивностью - достоинствами, которых лишена политика эколого-правовая. При этом необходимо учитывать инертность и неповоротливость механизма законотворчества.

В связи с этим можно привести высказывание М.И. Васильевой, которая считает, что «законодательство есть не более, чем правовая форма политики», а также отмечает несовпадение декларированной и реальной экологической политики, в связи с чем сохраняется известная автономность теоретических конструкций от экологической политики, экономических и иных реалий развития страны [20, с. 9].

Между тем необходимость подведения правовой основы под существующие и планируемые направления экологической политики подчеркивается в работах многих авторов-правоведов в области экологического права. Таким образом, в истинно правовом государстве экологическая политика должна иметь нормативно-правовую основу, то есть совпадать с эколого-правовой политикой. Только тогда будет достигаться максимальный эффект в реализации целей, закрепленных в правовых нормах посредством законных методов.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что эколого-правовая политика - это составная часть государственной правовой политики, предметом правового регулирования которой являются отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды. С другой стороны, эколо-го-правовая политика - это выраженная в нормах законодательства экологическая политика государства. Законодательное закрепление экологической политики осуществляется посредством введения в действие эколого-правовых норм - норм права, содержащих дозволения, обязанности и запреты в сфере охраны окружающей природной среды.

Экологическая политика может быть шире эколого-правовой политики в случае отсутствия закрепления отдельных положений первой в нормах законодательства, а также может не совпадать или идти вразрез с эколого-правовой политикой в силу отличия реальных политических шагов от декларативных норм.

Одним из примеров является несовпадение эколого-правовой нормы, закрепленной в статье 42 Конституции РФ

(«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»), с реальной действительностью, когда по политическим мотивам благоприятная окружающая среда приносится в жертву экономическим и иным интересам власть имущих, подлинная информация об окружающей среде скрывается или искажается.

Гарантия благоприятной окружающей среды, провозглашенная в Основном законе - Конституции РФ, в отношении жителей городских поселений перечеркивается антиэкологическими мерами «компетентных» органов, утверждающих планы городов, в основу которых ложится не экологическая идея создания благоприятной окружающей среды для горожан, а идея экономии земельных участков, дорожных материалов, инженерных сетей и др. В результате дома в городах строятся скученно, с минимальными по размеру дворами и зонами зеленых насаждений, в непосредственной близости от узких и неудобных автодорог, которые не справляются с пропуском все возрастающих автомобильных потоков.

Также довольно проблематичной на практике является реализация закрепленного в действующем законодательстве права потерпевшего на получение возмещения ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В связи с этим государственная политика по направленности воздействия на правопорядок может быть как поддерживающей право, так и разрушающей его.

По мнению В.Н. Путило, государственная политика не должна идти впереди права, то есть политическая целесообразность обязана обладать и качеством правовой необходимости [3, с. 127].

Теоретически указанное замечание вполне справедливо, однако имеются основания предполагать, что такое теоретическое положение не всегда будет согласоваться с практикой, поскольку экологическая политика является базисом, на котором строится эколого-правовая политика. Причем, учитывая инертность законотворческого процесса, логично сделать вывод, что экологическая политика будет всегда изменяться быстрее и соответствовать реальной жизни больше, чем политика эколого-правовая. Однако последняя, в силу своего нормативного правового характера, имеет свойство реально воздействовать посредством правовых норм на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды.

Учитывая, что экологическая политика проявляется на различных уровнях - глобальном (межгосударственном), государственном, межрегиональном, региональном, муниципальном, локальном, то и соответствующие правовые нормы должны приниматься также на различных уровнях. Более того, необходимо своевременное принятие эколого-правовых норм, подкрепляющих на законодательном и нормативном уровне прогрессивные направления экологической политики государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных организаций.

При этом приходится констатировать, что со дня издания этих норм до начала их реального исполнения проходит значительный промежуток времени, поскольку «действие права зависит от совместных усилий многих субъектов. Для примера достаточно представить необходимость соблюдения норм о чистоте атмосферного воздуха в большом городе. Отсюда возникают организационные проблемы увязки право-исполнительной деятельности, разработки комплексных и целевых программ, создания единых управленческих органов».

Список литературы

1. Бринчук М.М. Экологическая функция Российского государства: проблемы реализации // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конференций. Вып. 3 / сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев; под ред. А.К. Голиченкова. М.: Тиссо, 2002.

2. Миронов В.С. Экологическая функция государства: понятие, содержание, формы и методы осуществления (сравнительный анализ на примере России и Германии): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 25 с.

3. Социология права: учеб. пособие / под ред. В.М. Сырых. М.: Юстицинформ, 2001. 480 с.

4. Демидов А.И. Политика: понятие и природа // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: НОРМА, 2003.

5. Минеева В.И. Экологическая политика, ее место и роль в системе правовой политики Российского государства // Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Ставрополь: Северо-Кавказский гос. технический ун-т, 2004. Вып. 6.

6. Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: НОРМА, 2003.

7. Беляев Н.А. Уголовная политика на современном этапе // Уголовное право на современном этапе: проблемы преступления и наказания / под ред. Н.А. Беляева, В.К. Глистина, В.В. Орехова. СПб., 1992.

8. Титенко Ю.А. Роль правовой политики в правовом развитии общества и государства // Право и государство. 2007. N 4. С. 65-69.

9. Хохлов В.А. Ответственность за нарушение договора по гражданскому праву. Тольятти, 1997. 320 с.

10. Приходько И.М. Роль юридических организаций в осуществлении правовой политики в России // Правоведение. 1997. N 4. С. 156-157.

11. Матузов Н.И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций. М.: НОРМА, 2003.

12. Малько А.В. Правовая политика как способ организации правовой жизни // Российская правовая политика: курс лекций. М.: НОРМА, 2003.

13. Экология и охрана окружающей среды: толковый терминологический словарь / С.М. Вишнякова, Г.А. Вишняков, В.И. Алешукин, Н.Г. Бочарова. М.: Всемирный следопыт, 1998. 480 с.

14. Экология человека. Словарь-справочник / Н.А. Агаджанян [и др.]. М., 1997. 208 с.

15. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003. N 4. С. 43-54.

16. Панфилов А.А., Сосунова И.А. Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования // Социально-политический журнал. 1997. N 6. С. 28-38.

17. Маркович, Данило Ж. Социальная экология: монография. М.: Изд-во РУДН, 1997. 436 с.

18. Шуленина Н.В. К вопросу об определении понятия «экологическая политика» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2006. N 8. С. 51-63.

19. Степаненко В.С. Реализация экологической политики в условиях крупного города: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 215 с.

20. Васильева М.И. Концептуальные вопросы совершенствования экологической политики и законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. 2007. N 2. С. 8-18.

References

1. Brinchuk M.M. Ekologicheskaya funktsiya Rossiyskogo gosudarstva:problemy realizatsii [The ecological function of the Russian state: problems of implementation]. Ekologicheskoe pravo Rossii [Environmental Law of Russia]. Moscow, Tisso Publ., 2002. Edition 3.

2. Mironov V.S. Ekologicheskaya funktsiya gosudarstva: ponyatie, soderzhanie, formy i metody osushchestvleniya (sravnitel'nyy analiz na primere Rossii i Germanii). Avtoref. Kand. Diss. [Ecological function of the state: the concept, content, forms and methods (comparative analysis of the case of Russia and Germany). Autoabstract Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2007. 25 c.

3. Sotsiologiyaprava [Sociology of Law]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2001. 480 p.

4. Demidov A.I. Politika:ponyatie ipriroda [Policy: concept and nature]. Rossiyskayapravovayapolitika [Russian legal policy]. Moscow, Norma Publ., 2003.

5. Mineeva V.I. Ekologicheskaya politika, ee mesto i rol' vsisteme pravovoy politiki Rossiyskogo gosudarstva [Environmental policy, its place and role in the legal policy of the Russian State]. Sborniknauchnykh trudov yuridicheskogo fakul'teta SevKavGTU [Collection of scientific works of the law faculty North Caucasus State Technical University]. Stavropol, North Caucasus State Technical University, 2004, Edition 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Matuzov N.I. Pravovaya politika: sushchnost, kontseptsiya, real'nost' [Legal Policy: essence, the concept of reality]. Rossiyskaya pravovaya politika [Russian legal policy]. Moscow, NORMA Publ., 2003.

7. Belyaev N.A. Ugolovnaya politika na sovremennom etape [Criminal policy at the present stage]. Ugolovnoe pravo na sovremennom etape: problemy prestupleniya i nakazaniya [Criminal Law at the present stage: the problems of crime and punishment]. St. Petersburg, 1992.

8. Titenko Yu.A. Rol'pravovoy politiki vpravovom razvitii obshchestva i gosudarstva [The role of legal policy in the legal development of society and the state]. Pravo igosudarstvo - Law and the State, 2007, no. 4, pp. 65-69.

9. Khokhlov V.A. Otvetstvennost'zanarusheniedogovorapograzhdanskomupravu [Liability for breach of contract in civil law]. Togliatti, 1997. 320 p.

10. Prikhod'ko I.M. Rol'yuridicheskikh organizatsiy v osushchestvlenii pravovoy politiki v Rossii [The role of legal institutions in the implementation of legal policy in Russia]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1997, no. 4, pp. 156-157.

11. Matuzov N.I. Pravovaya politika: sushchnost, kontseptsiya, real'nost' [Legal Policy: essence, the concept of reality]. Rossiyskaya pravovaya politika [Russian legal policy]. Moscow, NORMA Publ., 2003.

12. Mal'ko A.V. Pravovaya politika kaksposob organizatsiipravovoyzhizni [Russian legal policy]. Moscow, NORMA Publ., 2003.

13. Vishnjakova S.M., Vishnjakov G.A., Aleshukin V.l., Bocharova N.G. Ekologiya i okhrana okruzhayushchey sredy: tolkovyy terminologicheskiy slovar' [Ecology and Environment: definitions and terminology]. Moscow, Vsemi-rnyy sledopyt Publ., 1998. 480 p.

14. Agadzhanjan N.A. [i dr.]. Ekologiya cheloveka. Slovar'-spravochnik [Human Ecology. Reference Dictionary]. Moscow, 1997. 208 p.

15. Shulenina N.V. Ekologicheskaya politika sovremennoy Rossii: ot imperativov k argumentam [Environmental policy of modern Russia: from the imperatives of the arguments]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Politologiya - Herald of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Politics, 2003, no. 4, pp. 43-54.

16. Panfilov A.A., Sosunova I.A. Gosudarstvennaya ekologicheskaya politika: uzlovye problemy formirovaniya [State environmental policy: the key problems of formation]. Sotsial'no-politicheskiy zhurnal - Socio-political magazine, 1997, no. 6, pp. 28-38.

17. Markovich, Danilo Zh. Sotsial'naya ekologiya [Social ecology]. Moscow, Publishing House People's Friendship University, 1997. 436 p.

18. Shulenina N.V. Kvoprosu ob opredeleniiponyatiya«ekologicheskayapolitika» [Environmental policy of modern Russia: from the imperatives of the arguments]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Politologiya - Herald of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Politics, 2006, no. 8, pp. 51-63.

19. Stepanenko V.S. Realizatsiya ekologicheskoypolitiki vusloviyakh krupnogogoroda. Kand. Diss. [Implementation of environmental policy in the context of a large city. Cand. Diss.]. Moscow, 2005. 215 p.

20. Vasil'eva M.I. Kontseptual'nye voprosy sovershenstvovaniya ekologicheskoy politiki i zakonodatel'stva ob okhrane okruzhayushchey sredy [Conceptual issues of improving environmental policy and legislation on environmental protection]. Ekologicheskoe pravo - Environmental Law, 2007, no. 2, pp. 8-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.