Научная статья на тему 'Современные конфликтные и кризисные ситуации и вопросы безопасности России'

Современные конфликтные и кризисные ситуации и вопросы безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
559
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
конфликт / безопасность / кризисные ситуации / conflict / security / crisis situations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карякин Владимир В.

Автор стремится выявить общие закономерности в текущих конфликтных и кризисных ситуациях. Предложены способы урегулирования конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern conflict and crisis situations and Russian security issues

The author seeks to identify common patterns in ongoing conflict and crisis situations. The methods for resolving conflicts are proposed.

Текст научной работы на тему «Современные конфликтные и кризисные ситуации и вопросы безопасности России»

Современные конфликтные и кризисные ситуации и вопросы безопасности России

1В.В. Карякин

ведущий сотрудник Центра оборонных исследований Российского института стратегических исследований, кандидат военных наук

Современные международные и государственные системы характеризуются как нарастанием их структурной сложности, так и влиянием социально-политического хаоса, обуславливаемого глобализацией информационного, экономического и культурного пространств. Это требует постоянного совершенствования методов упреждающего управления такими системами для парирования и разрешения нарождающихся тенденций, угроз и вызовов. Реалии современной международной жизни ставят перед экспертным сообществом задачу изучения скрытых закономерностей и характеристик конфликтов и

кризисных ситуаций, заставляют искать новые способы их выявления, урегулирования и устранения их разрушительных последствий с учётом каждой конкретной ситуации.

Следует отметить, что современные кризисы и конфликты, в основе которых лежат этно-конфессиональные противоречия, характеризуются следующими особенностями.

1. Глубина противоречий, порождающая кризисную ситуацию, которая принимает форму конфликта, обусловленного противостоянием формировавшихся веками различных систем ценностей и образов жизни народов различных цивилизаций. Такие противосто-

__________________________ОБЗОР

НЦП ТИ

23

яния с трудом поддаются урегулированию. Так, в конфликте Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха просматривается не столько территориальный спор, сколько противостояние систем ценностей, религий и подходов к основам бытия.

2. Поддержка участников конфликта внешними акторами международной политики, принадлежащих различным цивилизационным платформам. Так, в споре вокруг Фолклендских островов в 1982 г. на стороне Аргентины стоял весь латиноамериканский мир, а на стороне Великобритании - весь Запад. Масштабы цивилизационной поддержки арабского мира в Афганистане испытал на себе сначала «ограниченный контингент» Советской армии, а затем - и коалиция войск НАТО. Сильную поддержку со стороны исламского мира ощущает народ Палестины в его противостоянии с Израилем. Поддержка мировым исламом сепаратистских движений на Северном Кавказе и в регионах России, имеющих значительные исламские диаспоры, угрожает национальной безопасности страны.

3. Изменение политической ориентации участниками конфликта с цивилизационного на геополитический фактор на различных стадиях кризисной ситуации. Так, участники сербо-мусульманско-хорватского конфликта в Югославии часто меняли союзников в зави-

цев-мусульман.

В настоящее время в ходе гражданской войны в Сирии Запад поддерживает радикальных исламистов, в том числе Соединённые Штаты - движение Аль-Нусра - филиал Аль-Каиды на Ближнем Востоке, поставляя им оружие и оказывая дипломатическую поддержку.

4. Практическая невозможность четкого разграничения агрессора от жертвы агрессии. Ярким примером тому являлись события в Югославии, где оказались затронутыми основы трёх цивилизаций: славяно-православной, католической и исламской. Вполне естественно, что позиции аналитиков и экспертов, находящихся по разные стороны «баррикад», о причинах конфликта, инициаторах и путях урегулирования оказались диаметрально противоположными.

Несмотря на то, что конфликты в обозримом будущем представляются, прежде всего как межцивилизационные, не исключено их возникновение между субъектами, принадлежащими одной цивилизации, но разным религиозным течениям. Примерами тому являются ирано-иракская война 1979-1980 гг., а также события в Сирии, в основе которых решающую роль сыграло соперничество шиитской и суннитской ветвей ислама.

Таким образом, окончание «холодной войны» явилось завершением одной взры-

Как известно, опасность развития революционной ситуации значительно возрастает во время экономических кризисов, когда обостряется социально-политическая ситуация в стране. И оппозиционные движения радикального толка стремятся использовать эти условия для решения своих задач.

симости от политической конъюнктуры: сначала хорваты-католики выступали в союзе с мусульманами против православных сербов, потом сербы становились союзниками мусульман против хорватов. Позиция стран Запада по отношению к участникам конфликта в Югославии определялась не соображениями цивилизационной близости, а политической целесообразностью. Германия поддерживала хорватов, Великобритания и Франция были на стороне сербов, а США - на стороне босний-

ОБЗОР______________________________

НЦПТИ

воопасной полосы в истории человечества, характеризующейся идеологическим противостоянием двух систем: коммунистической и капиталистической, и началом череды новых конфликтов и кризисных ситуаций, но уже на цивилизационной основе. Крушение коммунистической системы вызвало у народов не стремление воспринять ценности постиндустриального Запада, а тягу к утверждению собственной идентичности в рамках традиционного уклада жизни.

24

№3, Декабрь 2013 г.

Сейчас становится очевидным, что межцивилизационные конфликты выходят на первый план и будут определять построение будущего миропорядка. При этом полоса конфликтов проходит по северной границе распространения ислама на рубеже христианской и исламской цивилизаций. Судя по заявлению короля Саудовской Аравии, предпринимаются попытки возрождения идеи создания арабского халифата, но уже в его новой, второй редакции.

Актуальность перечисленных выше кризисных ситуаций, обусловленных этно-кон-фессиональными факторами, и наметившаяся тенденция к их обострению в последние годы требуют принятия неотложных мер по снижению их деструктивного влияния на государственную и общественную безопасность России. Сценарии разного рода «цветных революций» и действующие лица этих политических спектаклей достаточно точно определены и их роли расписаны. В связи с этим возникает закономерный вопрос о возможности подобных кризисных ситуаций в России и их формах.

Здесь мнения отечественных экспертов расходятся. Оптимистически настроенные ана-

литики утверждают, что Россия - не Украина и, тем более, не Грузия. Несмотря на старания различных оппозиционных групп, поддерживаемых иностранными неправительственными организациями, «цветная революция» России не грозит. Во-первых, для организации масштабного протестного движения нет достаточно широкой социальной базы, во-вторых, протестное движение не политизировано, его целью является социальная защита населения. Аргументы сторонников данной точки зрения сводятся к тому, что в России отсутствуют две важные предпосылки революции: в стране нет такой массы социально неудовлетворённой и безработной молодёжи как в странах постсоветского пространства, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а президент страны пользуется поддержкой подавляющего большинства населения страны. И если власти что-то грозит, то это будет не её свержение, а застой в развитии.

Эксперты, придерживающиеся противоположной точки зрения, считают, что Россия и особенно её крупные города не застрахованы от «цветной революции», и необходимо разрабатывать механизмы защиты от неё .

Как известно, опасность развития револю-

ОБЗОР

НЦПТИ

25

ционной ситуации значительно возрастает во время экономических кризисов, когда обостряется социально-политическая ситуация в стране. И оппозиционные движения радикального толка стремятся использовать эти условия для решения своих задач. При этом следует заметить, что за рубежом действуют организации, разрабатывающие сценарии «цветных революций» для каждой конкретной страны и финансирующие их через различные неправительственные организации и фонды. Ситуация осложняется ещё и тем, что российская элита не консолидирована на решение национальных задач. У большинства её представителей отсутствует социальная и гражданская ответственность за судьбу своей страны, и их личные интересы (недвижимость, бизнес, финансы и родственники) находятся за рубежом. Это способствует обострению проблем в целом ряде сфер обще-

Анализ рассмотренных ситуаций позволяет сделать вывод, что в российском экспертном сообществе должны вестись активные поиски методов противодействия «цветным революциям» и усилению информационно-пропагандистской работы по их предотвращению в условиях непрекращающейся информационной войны против государства. Подход к решению данной задачи необходимо искать в области применения стратегий непрямых действий и «мягкой силы», которые должны воплотиться в формирование российской технологии «мягкой власти», включающей активную работу с молодёжью и её организациями, адекватное и своевременное решение назревших социальных проблем, контроль за миграционными потоками и чёткую их организацию. Но самое главное - это укрепление политической системы государства, развитие гражданского общества, создание условий для предотвращения

Вместе с тем, сами салафиты в своих выступлениях ни о какой независимости мусульманских регионов России не говорят. В их представлении Северный Кавказ, Поволжье, как и вся Россия, в будущем должны полностью войти в состав мирового халифата. При этом благоприятной средой для распространения религиозных идей являются мигранты, которые формируют этнические анклавы в крупных городах России, живущие по своим традициям и законам.

ственной жизни.

А таких проблем много. Особенно в Москве, где социальная напряженность имеет тенденцию к нарастанию. Гастарбайтеры, бомжи, агрессивные молодёжные группировки вполне могут быть использованы для провоцирования «цветной революции». Присутствие в Москве и других крупных городах большого числа мигрантов создаёт условия для «французского сценария» протестных выступлений, сопровождавшихся погромами и массовыми беспорядками. Ведь только в столице в настоящее время находится около 3,5 млн гастарбайтеров, большая часть которых - на нелегальном положении. Этого числа вполне достаточно для организации массовых выступлений.

ОБЗОР_____________________________

НЦПТИ

этно-религиозного сепаратизма, который является серьёзной угрозой национальной безопасности России.

После распада СССР на Северном Кавказе и в Поволжье произошло «религиозное возрождение» ислама, инициаторами которого являются турецкие и арабские миссионеры, которые проповедуют идеи пантюркизма и ваххабизма в России не только среди рядовых граждан, но и среди предпринимателей и чиновников. Идёт сближение бюрократии, бизнеса и ваххабитского духовенства. В республиках Поволжья появились местные боевики .

В условиях ослабления власти в 1990-е годы на Северном Кавказе произошли самоорганизация населения по религиозно-этническо-

26

№3, Декабрь 2013 г.

му признаку, откат в прошлое и архаизация обширных территорий России. Значительная часть жителей регионов с мусульманским населением перестала ощущать себя гражданами своей страны. Эти регионы образовали своеобразные «исламские полумесяцы»: один - от Карелии, через Татарстан и Башкирию на Северный Кавказ, а другой - от Западной Сибири до Якутии. В той или иной степени вирус радикального ислама затронул почти все субъекты РФ, кроме Чукотки и Камчатки.

В начале 2000-х годов, когда власть начала оказывать сопротивление процессам разрушения государственности, радикальный ислам изменил тактику. Произошло разделение на подпольные и легальные структуры. Последние формально дистанцировались от радикалов, взяв на вооружение стратегию «мягкой силы», реализуемой в форме пропаганды идей, вербовки новых членов, проникновения в госструктуры. На следующем этапе можно ожидать создание легальной партии, охватывающей своим влиянием традиционных му-

сульман, и позиционирующейся во властных структурах, включая суды и полицию. На региональном уровне государственного управ -ления этот процесс имеет место в настоящее время в Дагестане. В перспективе идеологам российского ваххабизма видится корректировка российского законодательства в сторону предоставления свободы деятельности для религиозных организаций и последующей религиозной автономии регионам с внесением в местные законы элементов шариата .

Вместе с тем, сами салафиты в своих выступлениях ни о какой независимости мусульманских регионов России не говорят. В их представлении Северный Кавказ, Поволжье, как и вся Россия, в будущем должны полностью войти в состав мирового халифата. При этом благоприятной средой для распространения религиозных идей являются мигранты, которые формируют этнические анклавы в крупных городах России, живущие по своим традициям и законам.

Это позволяет определить угрозы нацио-

ОБЗОР

НЦПТИ

27

28

нальной безопасности России, определяемые следующими факторами:

- отсутствием государственной идеологии в стране. После революции 1991-1993гг. в России образовался «идеологический вакуум», страна превратилась в «чистую доску», на которой адепты чуждых идеологий начали писать свои лозунги. На этом фоне проявляется социальная пассивность граждан. Часть из них, потеряв общественные ориентиры, уехала за рубеж, другая не участвует в общественно полезном труде, а третья, вспомнив о своей этно-конфессиональной идентификации, пополняет ряды экстремистских национальных и религиозных организаций и сект разного толка;

- в стране существует практически полная свобода в сфере деятельности религиозных и общественных организаций, которые через свои информационные каналы имеют возможность формирования оппозиционных настроений в российском обществе. Благоприятной средой для этого является расширяющийся слой социальных индивидуалистов, у которых наблюдается полное отсутствие социальной ответственности и обязанностей перед

обществом. Другая часть населения, стремясь получить иностранные гранты, принимает участие в различных проектах Запада, которые имеют ярко выраженную антироссийскую направленность. В то же время отдельные представители республик Северного Кавказа и Поволжья отправляются в Сирию для участия в боевых действиях на стороне оппозиции, другие - учатся в лагерях боевиков на территории Афганистана и Пакистана;

- у федеральной власти на низовом уровне нет развитой и влиятельной сети неправительственных и общественных организаций, которые отстаивали бы интересы государства. Данные структуры могут опираться на людей, недовольных региональной коррупцией и клановостью, на социально ответственных предпринимателей, духовенство, журналистов и правозащитников, которым небезразлична судьба России. Адресная поддержка гражданских проектов должна осуществляться при безусловном соблюдении приоритетов государственных интересов и единого правового поля.

Как показали события последних лет, государство может бороться с радикальными

ОБЗОР

нцтш

№3, Декабрь 2013 г.

течениями и сепаратизмом. Однако силовых, запретительных мер здесь явно недостаточно. Они должны идти вместе с патриотическим воспитанием граждан России. Без возрождения государственной идеологии, призванной объединить подавляющее большинство её граждан, победить бациллы этно-конфессио-нального сепаратизма и разрушающее влияние западного либерализма невозможно. Чуждые идеи и их влияние на умы и сердца людей можно вытеснить только концепций построения сильного государства.

Борьба с терроризмом, бандформированиями, радикальными движениями необходи-

неприятие жесткой этнизации региональных кадров и общественных отношений, что позволит стабилизировать социально-политическую обстановку в стране. Задача государства состоит не только в гармонизации этно-кон-фессиональных отношений, но и в том, чтобы обеспечивался общественный запрос на порядок и социальную справедливость.

Выполнение данной задачи позволит минимизировать угрозу экстремистской и террористической антигосударственной деятельности, поскольку сама эта активность, по существу, является реакцией на приватизацию власти чиновниками, коррупцию, сращивание

Как показали события последних лет, государство может бороться с радикальными течениями и сепаратизмом. Однако силовых, запретительных мер здесь явно недостаточно.

ма, но должна находиться на нижнем уровне иерархии управления страной. На верхнем уровне - идеологическом, концептуальном в России - пустота, которую успешно заполняют наши геополитические соперники на Западе, Юге и Востоке.

Ответом на работу информационных сетей экстремистского содержания должны быть государственные информационные сети, включающие региональные СМИ, общероссийские социально-политические структуры в регионах; предпринимательские сообщества, нацеленные на демонтаж кланово-олигархической структуры, образовательно-просветительские проекты. Эти региональные общественные сети должны поддерживать политику Центра, направленную на модернизацию социальнополитической жизни региона, выполняя при этом следующие функции:

- обратной связи с низших уровней управления государством на верхние, способствуя корректировке политики Центра путём его информирования об эффективности его деятельности и ситуации на местах;

- играть роль кадрового резерва Центра для подготовки и ротации региональных элит.

Опорой государства в деле модернизации общественной структуры регионов России должны быть идеи социальной справедливости, искоренения коррупции и клановости,

власти, бизнеса и организованной преступности, закрытость власти от критики и несправедливость в правоохранительных структурах и судах. Эффективная борьба с данными болезнями общества сделает экстремистские политические лозунги невостребованными, а сами движения - маргинальными.

Вместе с тем, в настоящее время угроза сепаратизма в регионах России довольно низка. Однако распад государства может выражаться не только в форме отделения территорий, но и в невозможности выполнения таких базовых функций и прерогатив государства, как верховенство законов РФ на всей территории страны, поддержание базовых правовых стандартов, сохранение монополии государства на легитимное насилие для обеспечения общественной безопасности.

Симптомами скрытого, системного распада государственности, который ещё более опасен, чем территориальный и, в конечном итоге, перерастёт в него, являются:

- фактическое выпадение из правового пространства России ряда регионов при формальном сохранении контроля со стороны федерального центра. К таким регионам следует отнести, прежде всего, Чечню, где имеет место выходящая за рамки правового поля автономия республиканских «силовиков», иммунитет от преследования для физических лиц, на___________________________ОБЗОР

НЦП ТИ

29

рушивших российские законы, ограничение деятельности федеральных структур власти на территории республики, включая силовые и специальные службы, а также рассмотрение дотаций Центра в качестве платы за лояльность и отказ от сепаратистских устремлений. В Ингушетии и Дагестане существуют параллельные ветви власти, обладающие всеми ресурсами влияния на официальную власть и бизнес, вплоть до теневого «налогообложения». При всём различии «чеченского» и «дагестанского» сценариев развития событий, в обоих случаях прослеживается одна общая черта: формирование фактически неподконтрольной федеральному центру системы власти и утрата государством ряда базовых прерогатив;

- формирование этнократий во всех, даже считающихся благополучными, республиках РФ. Следствием этого является дискриминация населения, принадлежащего к нетитульному этносу данной республики, в системе государственной службы и бизнеса. В основе этого лежат имущественные отношения, т.к. доминирование титульной нации в данном регионе позволяет её элите обеспечивать монопольный доступ к местным ресурсам.

Вместе с тем попытки деэтнизации власти и имущественных отношений неизбежно ведут к всплеску национализма, инспирированного правящими этнокланами, которые упорно держатся за власть и собственность;

- прогрессирующее распространение радикального политического ислама, который в России представляет не столько богословское, сколько политическое явление, формирующее «социальную антироссийскую систему». Сегодня эта «антисистема» находится в состоянии территориальной экспансии за счёт прозелитизма среди немусульманских народов России.

Актуализация на уровне общественного сознания этнокультурных разломов внутри России, расслаивающих общественное сознание, оказывается подчас сильнее интеграционных процессов. Это особенно ярко выражено в молодёжной среде, где наблюдаются слабые социальные и нравственные ориентиры. Но это лишь вершина айсберга, т.к. на региональном уровне имеют место этнические противоречия, выражающиеся в сочетании исторических обид титульных наций с чувствами национальной ущемлённости и кажущейся второсортности нетитульных наций регионов, их незащищённости перед этническими

ОБЗОР

НЦПТИ

30

№3, Декабрь 2013 г.

корпорациями при безразличии центральной власти к их судьбе.

Любой из отмеченных симптомов, в случае возникновения кризисной ситуации внешней угрозы или внутригосударственного конфликта, способен вызвать цепную реакцию разрушения социально-политической системы государства.

Перед Россией, как и перед всем мировым сообществом, стоит задача выработки новой технологии предупреждения и урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, по своему содержанию и характеру протекания существенно отличающихся от конфликтов недавнего прошлого. Эта технология должна вобрать в себя наиболее эффективные политико-правовые и силовые методы, апробированные предшествующим опытом, в сочетании с инструментарием, отвечающим реалиям глобализированного мира.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации:

1. Необходима законодательная база противодействия оппозиционным и радикальным движениям, в которой должна быть предусмотрена адекватность наказания степени тяжести совершенного преступления.

2. Необходима разработка эффективных мер по запрету распространения экстремистской литературы и контролю за деятельностью интернет-ресурсов экстремистского содержания.

3. Успешная борьба с ваххабизмом невозможна без его запрета на федеральном уровне, на чём настаивают, в том числе, и лидеры традиционных мусульман .

Согласно учению ваххабитов, современное светское государство, как носитель неисламского начала, должно уйти и быть заменено исламским государством, основанным на законах чистого и строгого ислама. Почвы для компромисса здесь нет. При этом следует иметь ввиду, что радикальные движения получают идеологическую поддержку со стороны своих легальных структур. Разделение на «легальное» и «боевое» крыло - традиционная тактика всех движений радикального толка. Пресечь их деятельность невозможно, если действует режим, благоприятствующий функционированию легальных структур.

4. Решить проблему вербовки новых участников радикальных движений в местах лишения свободы путём изоляции осужденных террористов и экстремистов в специальной колонии без взаимодействия с заключёнными по другим статьям.

В целях гармонизации отношений между органами власти и религиозными сообществами России можно предложить следующие меры:

1. Разработка концепции социального партнёрства государства и религиозных организаций на основе общей законодательной базы, в которой должны содержаться правила работы органов власти с религиозными организациями.

2. Разработка государственных программ поддержки религиозной науки и образования с целью подготовки отечественных учёных-богословов, преподавателей учебных заведений и журналистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разработка комплекса мер по информационной поддержке традиционного ислама.

1. Протестное движение в России (2011-2013). http://ru.wikipedia.org

2. Верхотуров Д. Социальный протест в современной России. 07.11.2007. http://www.apn.ru/ publicatiom/artide18296.hm

3. Рожин Б. Как будет в России (угроза цветной революции 2.0 в России). 19.12.2011. http://ruscesar. livejoumal.com/296688.html

4. ГрицукМ. ФМС посчитала нелегалов. http://www.rg.ru/2012/10/15/fms-site.html

5. Сегодняшнее Поволжье напоминает Северный Кавказ 90-х лет. http://www.regnum.rn/news/ polit/1658466.html

6. Мы - единая умма. http://www.svpressa.ru/society/article/69064/

7. Мы - единая умма. http://www.svpressa.ru/society/article/69064/

8. Самсонов А. Война цивилизаций. Военное обозрение. 10.06.2013. http://www.imperiya.by

9. http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=267

ОБЗОР НЦП ТИ

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.