Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровое сельское хозяйство / электронная коммерция / сельскохозяйственные кооперативы / digital agriculture / e-commerce / agricultural cooperatives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Викторовна Абилова

Рассматривается значение электронной торговли в сельском хозяйстве, а также пути развития бизнес-моделей кооперативов в условиях цифровой трансформации отрасли. Использование цифровых платформ кардинальным образом совершенствует взаимоотношения производителей сельскохозяйственной продукции, покупателей, поставщиков и партнеров. Особая роль в исследовании отводится анализу возможностей малых форм аграрного бизнеса применять инновационные формы электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IT TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL COOPERATIVES

The article discusses the importance of e-commerce in agriculture, as well as ways to develop business models of cooperatives in the context of digital transformation of the industry. The use of digital platforms radically improves the relationships between agricultural producers, buyers, suppliers and partners. A special role in the study is given to the analysis of the capabilities of small forms of agricultural business to apply innovative forms of e-commerce.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ»

УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОТРАСЛЯХ.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

MANAGEMENT IN ORGANIZATIONS, INDUSTRIES. BUSINESS

Научная статья

УДК 338.2 DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-4-25-31

ББК 88.4С

СОВРЕМЕННЫЕ ^-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Екатерина Викторовна Абилова

Челябинский государственный университет, Уральский государственный аграрный университет, Челябинск, Россия, ekaterina.abilova@mail.ru

Аннотация. Рассматривается значение электронной торговли в сельском хозяйстве, а также пути развития бизнес-моделей кооперативов в условиях цифровой трансформации отрасли. Использование цифровых платформ кардинальным образом совершенствует взаимоотношения производителей сельскохозяйственной продукции, покупателей, поставщиков и партнеров. Особая роль в исследовании отводится анализу возможностей малых форм аграрного бизнеса применять инновационные формы электронной коммерции.

Ключевые слова: цифровое сельское хозяйство, электронная коммерция, сельскохозяйственные кооперативы

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048.

Для цитирования: Абилова Е. В. Современные 1Т-технологии в деятельности сельскохозяйственных кооперативов // Общество, экономика, управление. 2023. Т. 8, № 4. С. 25-31. Б01:10.47475/2618-9852-2023-8-4-25-31

Original article

MODERN IT TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF AGRICULTURAL COOPERATIVES

Ekaterina V. Abilova

Chelyabinsk State University, Ural State Agrarian University, Chelyabinsk, Russia, ekaterina.abilova@mail.ru

Abstract. The article discusses the importance of e-commerce in agriculture, as well as ways to develop business models of cooperatives in the context of digital transformation of the industry. The use of digital platforms radically improves the relationships between agricultural producers, buyers, suppliers and partners. A special role in the study is given to the analysis of the capabilities of small forms of agricultural business to apply innovative forms of e-commerce.

Keywords: digital agriculture, e-commerce, agricultural cooperatives

Funding. The study was financially supported by the Russian Science Foundation and the Government of the Sverdlovsk Region within the framework of scientific project No. 22-28-20048.

For citation: Abilova EV. Modern IT Technologies in the Activities of Agricultural Cooperatives. Society, economy, management. 2023;8(4):25-31. (In Russ.). DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-4-25-31

© Абилова E. В., 2023

Введение

В настоящее время Интернет стал ключевым инструментом для предприятий, причем как для крупных, так и для малых форм бизнеса, поскольку он является средством продвижения и, следовательно, эффективным бизнес-инструментом. Предприятия используют Интернет не только для получения информации и маркетинга, но и для улучшения связи с деловыми партнерами и клиентами. Предприятия стремятся к своему участию в интернет-сообществе, поскольку преимущества высоки, а электронные системы готовы обслуживать клиентов по всему миру 24 часа в сутки 7 дней в неделю при постоянно снижающейся стоимости. Цель приложений для электронного бизнеса — сделать бизнес гибким за счет поддержки динамических внутренних и внешних бизнес-процессов, пересекающих границы. Диалог между заинтересованными сторонами (компанией, которая предлагает услугу или продукт, и клиентами) представляет собой жизненно важный элемент маркетинга отношений, который помогает повысить лояльность клиентов. Особенно это становится актуальным на рынке сельскохозяйственной продукции, когда всё больше людей стремятся покупать высококачественную натуральную продукцию, минуя огромное количество посредников.

Фермерские прилавки вытесняются цифровыми инструментами и становятся неотъемлемой частью маркетинговой деятельности сельскохозяйственных производителей. Однако важно подчеркнуть отличия бизнес-моделей электронной коммерции. Модель В2В набирает популярность среди российских аграриев. Примером может послужить проект «Своё Фермерство», на базе которого мелкие и средние фермеры закупают сырье, корма, сельхозтехнику, оборудование, удобрения. Применение ресурсов данной цифровой площадки, безусловно, способствует сокращению цепочки между производителем и потребителем, которым выступают мелкие фермерские хозяйства и кооперативы. Таким образом, модель аграрной электронной коммерции включает в себя три действующих блока: 1) электронные закупки и электронные аукционы (ключом к успеху электронных закупок является выбор надежных компаний и создание сообществ поставщиков и покупателей); 2) аграрные сообщества, цель которых состоит в повышении коммуникации и информатизации; 3) торговля сельскохозяйственной продукцией. Очевидно, что успешное развитие цифровых платформ невозможно без кооперации и интеграции сельхоз-

товаропроизводителей. Преимущества данной модели заключаются не только в расширении рынка для средних/малых предприятий и быстром распространении сельскохозяйственной продукции, но также в существенном сокращении затрат на хранение, обеспечивая прозрачность рынка и ценовые выгоды. Распространение и использование различных форм модели В2В будут стимулировать инновации в аграрной сфере, что позволит открывать альтернативные каналы сбыта и создавать совершенно новые структуры затрат.

Особого внимания в контексте современного развития маркетплейсов заслуживает модель В2С, ориентированная на клиента — потребителя сельскохозяйственной продукции. Аграрные маркетплейсы будут способствовать более быстрой реализации любой фермерской продукции, преобразуясь в ориентиры для начинающих фермеров, которые недавно пришли в отрасль и нуждаются в более глубоком анализе деятельности. Отметим, что современные цифровые площадки не должны стать единственным инструментом в сбытовой фермерской деятельности, но они будут способствовать вовлечению сельскохозяйственных производителей в экосистему аграрного бизнеса, следовательно, укреплению позиций кооперации и интеграции.

Материалы и методы исследования

Основными трудностями, с которыми сталкивается сектор электронной торговли свежими продуктами, являются чрезмерные первоначальные капиталовложения, высокая стоимость логистики, низкая эффективность доставки, а также высокая стоимость и уровень потерь продукции. Меры поддержки данного сектора электронного бизнеса должны быть сведены к следующим шагам: запатентованное распределение ресурсов, улучшение цепи поставок, централизация управления товарными категориями, крупномасштабные первоначальные закупки, улучшение качества продукции и повышение качества обслуживания клиентов [3]. На макроуровне основные вопросы повышения эффективности цифровых инструментов в аграрной отрасли заключаются в усилении развития сельскохозяйственной стандартизации, повышении качества и безопасности сельскохозяйственной продукции и управлении сельскохозяйственными масштабами, в принятии соответствующих законов и правил для электронной торговли фермерской продукцией. На микроуровне необходимо улучшить стандартизацию доступной

сельскохозяйственной продукции, усовершенствовать модель маркетинга и повысить осведомленность потребителей. В настоящее время в электронной торговле сельскохозяйственной продукцией во всем мире существуют три общие проблемы: построение логистики, выбор бизнес-модели и способы повышения доверия потребителей к электронной торговле сельскохозяйственной продукцией в сочетании с сохранением традиционных способов реализации и продвижения.

Поскольку аграрная электронная коммерция включает в себя сельскохозяйственное производство, переработку, логистику, маркетинг и создание веб-сайтов, ею сложно управлять отдельному фермеру, производящему высококачественную, пользующуюся высоким спросом продукцию. Потому в современном экономическом пространстве ключевым фактором успеха выступает сельскохозяйственная кооперация [1], когда уникальные навыки фермеров будет сочетаться с грамотными финансовыми инструментами и современными 1Т-технологиями. Развитие аграрной электронной торговли помимо экономической составляющей имеет важную социальную миссию — поддержка и продвижение фермерства. Ключевой задачей становится повышение эффективности продовольственных систем на всех уровнях: экологическом, экономическом и социальном, включая фермерские хозяйства и отдельных потребителей [2].

Увеличение количества и расстояния транспортировки продовольствия действительно связано с логистическими рисками, вызванными главным образом низкими логистическими технологиями и неэффективным логистическим управлением. Эти риски наносят серьезный ущерб сельскохозяйственному сектору, поскольку приводят к потерям продовольствия, заражению пищевых продуктов, распространению болезней и ущербу для окружающей среды [2]. Тщательно скоординированная цепочка поставок продуктов питания с применением цифровых технологий может обеспечить бол ьшую безопасность и более надежные гарантии для потребителей. Новая модель должна базироваться на таких основополагающих факторах, как качество, безопасность пищевых продуктов и риски, связанные с погодными условиями [7]. Другими важными характеристиками агро-продовольственных товаров являются ограниченный срок хранения, спрос и нестабильность цен. Во многих странах с развитой экономикой фермерские хозяйства теряют прибыль в первую очередь из-за затрат на транспортировку,

переработку и маркетинговую деятельность, за которые поставщики берут до 80 % от общего объема реализации продукции, то есть фермер получает только 20 % от розничной цены продуктов питания [8].

Использование инструментов аграрных цифровых платформ позволяет внедрять короткие цепи поставок сельскохозяйственной продукции, решая актуальные экономические, социальные и экологические проблемы [5]. Платформы аграрной электронной коммерции позволяют потребителям оценить добавленную стоимость пищевого продукта: клиент владеет информацией о том, как и где производятся продукты питания, что приводит к более тесным отношениям с самим производителем. Несмотря на то, что большинство потребителей еженедельно приходят в супермаркеты за покупками, всё большее число потребителей более явно осознают роль управления изменениями в пищевом секторе на основе цифровых преобразований, формируя запросы на продукты, которые безопаснее, здоровее, вкуснее и экологичнее [10]. Притом свободный доступ к информации всех участников способствует формированию более прочных доверительных отношений между потребителями и сельхозтоваропроизводителями.

Ключевой элемент современного покупательского поведения — виртуализация покупок. Важнейшими преимуществами онлайн-покупок являются удобство и экономия времени, а наиболее существенными недостатками для потребителей являются риск неправильной оценки некоторых товаров и опасения по поводу выбора скоропортящихся продуктов. Исследования поведения электронных потребителей по отношению к пищевым продуктам также становятся всё более многочисленными в мировой литературе, и со временем эта тема должна приобрести еще большее значение в связи с нарастающим ощущением угрозы безопасности потребляемых пищевых продуктов как реакция на последствия пандемии коронавируса [9]. Однако агробизнес — это сектор, в котором распространение электронной коммерции происходит относительно медленно. Результаты исследований [1] показывают, что сельские районы остаются в невыгодном положении из-за недостаточно развитой системы связи, отсутствия навыков и умений использования возможностей социальных сетей в продвижении продукции, но, с другой стороны, фермеры осознают возможности цифровой трансформации для совершенствования аграрной отрасли.

Результаты исследования и их обсуждение

Сопротивление агробизнеса изменению деловой практики, приверженность традициям и незнание информационных технологий являются критическими факторами, сдерживающими развитие аграрной электронной торговли. Немаловажную роль играют структура отрасли и демография участников. Проблемы, связанные с содержанием и обслуживанием техники или сельскохозяйственных культур, по-прежнему являются значительным препятствием для широкого внедрения электронной коммерции. Во многом это связано с неопределенностью качества обслуживания со стороны покупателей. Ведущим «новым» элементом, который электронный бизнес добавляет в среду агробизнеса, является скорость и динамика, свойственные товарообороту в сети Интернет.

Основные показатели развития электронной коммерции в России представлены в табл. 1. По данным исследования Data Insight [4], объем рынка электронной коммерции B2C в России достиг 24,9 млрд долл.

Электронная коммерция имеет огромный потенциал в повышении уровня жизни людей, проживающих в отдаленных и сельских районах, что является основным социальным аспектом продовольственной безопасности. Электронная коммерция побуждает образованную молодежь возвращаться в свои родные города и деревни. Это способствует развитию сельских и отдаленных районов, обеспечивая им более устойчивое развитие. Фермеры, производители и поставщики выигрывают от сокращения цепочек создания стоимости продукции, не говоря уже о возможном положительном эффекте от применения цифровых технологий во всех процессах производства и распределения. Безусловно, необходимо выделить и риски, актуальные для электронной

коммерции, с которыми сталкиваются все заинтересованные стороны, живущие в сельских и отдаленных районах: 1) ограниченная физическая инфраструктура (когда-то важными для электронной коммерции были электроэнергия, ИКТ, транспорт, логистика); 2) ограниченные экономические возможности; 3) недостаток человеческого капитала; 4) низкая плотность населения в наиболее отдаленных и сельских районах; 5) отсутствие финансовой доступности и проблемы с электронными платежами; 6) отсутствие доверия и защиты потребителей электронной коммерции.

Особого внимания в представленной модели заслуживает фактор доверия, который имеет специфическое значение при любом обмене агропродовольственными товарами. В электронных деловых отношениях трансформация деловой активности требует от компаний рассмотрения альтернативных способов и подходов к формированию доверия из-за ряда специфических характеристик. Например, время в отношениях В2В очень важно, поскольку электронные транзакции часто подвергаются нехватке времени и ограничениям, поскольку во многих случаях носят краткосрочный и проектно-ориентированный характер.

В частности, в агропродовольственном секторе роль доверия имеет решающее значение, поскольку многие аспекты качества пищевых продуктов являются неотъемлемыми характеристиками процесса. Решения о закупках агро-продовольственных компаний требуют наличия доверия в качестве переменной решения. Учитывая факторы, представленные в модели, приходим к выводу, что совместные усилия заинтересованных участников электронной коммерции, совместная деятельность, ценность сотрудничества, адаптация, доверие, привержен-

Таблица 1 Table 1

Основные показатели электронной коммерции в России Key indicators of e-commerce in Russia

Показатель Значение

Объем рынка в 2018 г. 7,2 м л р д до л л .

Объем рынка в 2023 г. 24,8 млрд долл .

В2С-продажи в 2019 г. 26,92 м л р д до л л .

Оборот в сфере электронной коммерции В2С в 2019 г. 20,71 млрд долл.

Доля ВВП в 2019 г. 1,32 %

Количество пользователей, совершивших онлайн-покупки в 2018 г. 76 %

Количество пользователей, совершивших онлайн-покупки в 2019 г. 74 %

Технологическая компетентность

Цифровая готовность

Финансовая устойчивость

Размер фермерского хозяйства или кооператива

Восприятие преимуществ электронного биз-

Экономические факторы: послепродажное обслуживание;

доступность ресурсов; целевой сегмент рынка;

объем рынка; специфика продукции; тип бизнес-стратегии.

Обеспечение доверия и контроля в сетях поставок

Агропродовольственная электронная коммерция

Меры государственной I Рыночные поддержки H тренды

Уровень конкуренции в отрасли

Влияние стратегических партнеров

Рис. 1. Факторы, влияющие на внедрение агропродовольственной электронной коммерции Fig. 1. Factors influencing the introduction of agri-food e-commerce Источник [составлено автором]

ность, постоянное совершенствование, координация и стабильность будут способствовать успешной реализации моделей электронного бизнеса в деятельности сельскохозяйственных производителей. Необходимым условием развития цифровых платформ являются программы по развитию высококвалифицированных кадров для цифровой экономики и электронной коммерции, а также по повышению общего уровня цифровой грамотности населения. В большинстве действующих программ развития этой сферы не уделяется четкого внимания популяризации цифровых решений для развития сельских территорий. Как национальные, так и международные программы сосредоточены либо на электронной коммерции, либо на развитии сельских территорий. Необходимо наладить связи между соответствующими органами власти, чтобы объединить усилия по повышению уровня жизни сельских территорий и открыть для них передовые цифровые возможности.

Доверие и предполагаемый риск, которые сами фермеры связывают с платформой электронной коммерции, частично опосредуют связь между государственной поддержкой и предпринимательскими намерениями фермеров. Политика платформы электронной коммерции косвенно влияет на предпринимательские намерения, возможности роста фермеров.

Выводы

Будущее сельскохозяйственной отрасли должно быть сосредоточено на инновациях и использовании ИКТ, поэтому присутствие сельскохозяйственных кооперативов в Интернете является ключевым моментом и должно использоваться во всех его аспектах дальнейшего развития. Не только как элемент продвижения, но и для распространения и обмена информацией, более эффективных продаж.

Заключение

Революция в области информационных и коммуникационных технологий и внедрение приложений электронного бизнеса предоставили компаниям прекрасную возможность облегчить и улучшить свои бизнес-процессы или даже построить совершенно новые бизнес-модели. Хотя во многих бизнес-средах ИКТ и электронный бизнес стали признанным драйвером перемен и источником конкурентных преимуществ, в агропродовольственной отрасли дело обстоит иначе. Напротив, темпы внедрения электронного бизнеса были довольно медленными, несмотря на потенциальные выгоды в агропродовольственном секторе по сравнению с другими секторами экономики. Уровень внедрения электронного бизнеса в аг-ропродовольственном секторе довольно низок, несмотря на то, что технические барьеры

в основном были преодолены за последние годы и сейчас доступно большое количество сложных видов операций, интеграция электронной коммерции для фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов испытывает ряд затруднений. Широкая интеграция информационных технологий должна происходить в тесном взаимодействии с традиционными методами управления производством, обусловленным уникальной спецификой сельскохозяйственной отрасли.

Представленная модель факторов, влияющих на внедрение агропродовольственной электронной коммерции, будет способствовать

повышению эффективности распределения ресурсов, укреплению партнерских связей, доверительных отношений и, следовательно, будет мотивировать фермеров к объединению в сельскохозяйственные кооперативы в современных условиях цифровой трансформации отрасли.

В данном исследовании отмечено положительное влияние ИКТ и Интернета на устойчивый экономический рост и содействие социальной интеграции сельских территорий, выявлена особая роль электронной коммерции в повышении уровня и качества жизни людей, живущих в сельской местности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Головина С. Г., Ручкин А. В. Роль кооперативов в устойчивом развитии сельских территорий // Аграрная наука. 2023. № 6. С. 131-138.

2. Емельянов И. Экономическая теория кооперации: экономическая структура кооперативных организаций. Колумбийский университет, 1942.

3. Илюхина Л. А., Богатырева И. В. Концепция управления персоналом в условиях цифровой трансформации // Креативная экономика. 2022. Т. 16, № 6. С. 2445-2462.

4. Маркетинговые исследования рынка «E-commerce» // Data insight. URL: https://datainsight.ru/filter/e-commerce (дата обращения: 12.09.2023).

5. Bachtrogler J., Fratesi U., Perucca G. The Influence of the Local Context on the Implementation and Impact of EU Cohesion Policy // Regional Studies. 2020. Vol. 54, № 1. P. 21-34.

6. Gibson-Graham J. K. Ensuring an ethical economy: cooperativity and class // Critical Sociology. 2003. № 29 (2). P. 123-161.

7. Lazzarini S., Chaddad F., Cook M. Integrating supply chain and network analyses: The study of netchains // Journal on Chain and Network Science. 2001. Vol. 1, № 1. P. 7-22.

8. Michelsen J. The rationales of cooperative organizations. Some suggestions from Scandinavia // Annals of public and cooperative economics. 1994. Vol. 65, № 1. P. 13-34.

9. Podolny J. M., Page K. L. Network forms of organisation // Annual Review of Sociology. 1998. № 2. P. 57-76.

10. Verdouw C. et al. Architecture framework of IoT-based food and farm systems: A multiple case study // Computers and Electronics in Agriculture. 2019. № 165. P. 104939.

11. Unnevehr L. J. Between Farmers and Consumers // Nature Food. 2023. № 2. P. 392-393.

REFERENCES

1. Golovina SG, Ruchkin AV. Rol' kooperativov v ustojchivom razvitii selskih territorij. Agricultural Science. 2023; (6):131-138. (In Russ.).

2. Emelyanov I. Ekonomicheskaya teoriya kooperacii: ekonomicheskaya struktura kooperativnyh organizacij = Economic theory of cooperation: economic structure of cooperative organizations. Columbia University; 1942. (In Russ.).

3. Ilyukhina LA, Bogatyreva IV. The concept of personnel management in the context of digital transformation. Creative Economy. 2022;6(16):2445-2462. (In Russ.).

4. Marketing research of the E-commerce market. Data insight. 2023. Available at: https://datainsight.ru/fil-ter/e-commerce, accessed: 12.09.2023. (In Russ.).

5. Bachtrogler J, Fratesi U, Perucca G. The Influence of the Local Context on the Implementation and Impact of EU Cohesion Policy. Regional Studies. 2020;54(1):21-34.

6. Gibson-Graham JK. Ensuring an ethical economy: cooperativity and class. Critical Sociology. 2003;(29)123-161.

7. Lazzarini S, Chaddad F, Cook M. Integrating supply chain and network analyses: The study of netchains. Journal on Chain and Network Science. 2001;1(1):7-22.

8. Michelsen J. The rationales of cooperative organizations. Some suggestions from Scandinavia. Annals of public and cooperative economics. 1994;65(1):13-34.

9. Podolny JM, Page KL. Network forms of organisation. Annual Review of Sociology. 1998;(2):57-76.

10. Verdouw C. et al. Architecture framework of IoT-based food and farm systems: A multiple case study. Computers and Electronics in Agriculture. 2019;(165):104939.

11. Unnevehr LJ. Between Farmers and Consumers. Nature Food. 2021(2):392-393.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. В. Абилова — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета; старший научный сотрудник НИИ аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina V. Abilova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of Chelyabinsk State University; Senior Researcher at the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 22.10.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 17.11.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 23.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.