Научная статья на тему 'CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственные кооперативы / сбытовая деятельность / цифровая платформа. / cooperative movement / sales activity / digital platform.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Сельскохозяйственные кооперативы выполняют значимые для агропромышленного комплекса функции, проявляющиеся в экономической, социальной, экологической составляющих. В связи с этим основными задачами кооперативных объединений в области продовольственной безопасности является экономическая самостоятельность, надежность, устойчивость, обеспечение доступности произведенной продукции для населения, а также мобилизация на основе современных цифровых технологий. Наиболее острой проблемой для сельскохозяйственной кооперации является сбыт произведенной продукции. Система каналов реализации произведенной продукции должна включать инновационные формы электронной торговли, набирающие большую популярность в современных условиях. В настоящее время можно выделить все возрастающую роль социальных и экономических преимуществ местных и региональных поставщиков продуктов питания в контексте потребительской ценности местного производства. Фермеры используют различные каналы прямого маркетинга, включая непосредственно фермерские хозяйства, фермерские прилавки, рестораны, объекты агротуризма, однако инструменты онлайн-маркетинга используются достаточно слабо несмотря на то, что бизнес сфера успешно применяет инновационные формы продаж в сети Интернет. Анализ факторов, влияющих на сбытовую деятельность сельскохозяйственных кооперативов и отдельных фермерских хозяйств, будет способствовать разработке данными формами аграрного бизнеса более эффективных стратегий продаж. В данной статье мы предлагаем многофункциональную модель использования цифровой платформы, представляем принципы работы и характеристики, проводим тематическое исследование возможных направлений развития и применения цифровой платформы для мелких фермерских хозяйств и кооперативных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACTIVITIES OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Agricultural cooperatives perform important functions for the agro-industrial complex, which are manifested in the economic, social, and environmental components. In this regard, the main tasks of cooperative associations in the field of food security are economic independence, reliability, sustainability, ensuring the availability of manufactured products for the population, as well as mobilization based on modern digital technologies. The most acute problem for agricultural cooperation is the marketing of manufactured products. The system of channels for the sale of manufactured products should include innovative forms of electronic commerce, which are gaining great popularity in modern conditions. At present, one can single out the ever-increasing role of the social and economic advantages of local and regional food suppliers in the context of the consumer value of local production. Farmers use various direct marketing channels, including direct farms, farm stalls, restaurants, agritourism facilities, but online marketing tools are used rather poorly despite the fact that the business sphere successfully uses innovative forms of sales on the Internet. An analysis of the factors influencing the marketing activities of agricultural cooperatives and individual farms will contribute to the development of more effective sales strategies by these forms of agricultural business. In this article, we propose a multifunctional model for the use of a digital platform, present the principles of operation and characteristics, conduct a case study of possible directions for the development and application of a digital platform for small farmers and cooperative associations.

Текст научной работы на тему «CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Для цитирования: Абилова Е.В., Головина С.Г. Совершенствование деятельности сельскохозяйственных кооперативов в условиях цифровизации // Управление в современных системах. 2023. №. 3 С. 41-53.

DOI: 10.24412/2311-1313-39-41-53

УДК 339.138 JEL: M31

ББК 65.01

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Абилова Е.В.1, ОУВО «Южно-Уральский технологический университет», Уральский

государственный аграрный университет Головина С.Г. 2, Уральский государственный аграрный университет

Аннотация

Сельскохозяйственные кооперативы выполняют значимые для агропромышленного комплекса функции, проявляющиеся в экономической, социальной, экологической составляющих. В связи с этим основными задачами кооперативных объединений в области продовольственной безопасности является экономическая самостоятельность, надежность, устойчивость, обеспечение доступности произведенной продукции для населения, а также мобилизация на основе современных цифровых технологий. Наиболее острой проблемой для сельскохозяйственной кооперации является сбыт произведенной продукции. Система каналов реализации произведенной продукции должна включать инновационные формы электронной торговли, набирающие большую популярность в современных условиях. В настоящее время можно выделить все возрастающую роль социальных и экономических преимуществ местных и региональных поставщиков продуктов питания в контексте потребительской ценности местного производства. Фермеры используют различные каналы прямого маркетинга, включая непосредственно фермерские хозяйства, фермерские прилавки, рестораны, объекты агротуризма, однако инструменты онлайн-маркетинга используются достаточно слабо несмотря на то, что бизнес сфера успешно применяет инновационные формы продаж в сети Интернет. Анализ факторов, влияющих на сбытовую деятельность сельскохозяйственных кооперативов и отдельных фермерских хозяйств, будет способствовать разработке данными формами аграрного бизнеса более эффективных стратегий продаж. В данной статье мы предлагаем многофункциональную модель использования цифровой платформы, представляем принципы работы и характеристики, проводим тематическое исследование возможных направлений развития и применения цифровой платформы для мелких фермерских хозяйств и кооперативных объединений.

Ключевые слова: сельскохозяйственные кооперативы, сбытовая деятельность, цифровая платформа.

1 Абилова Екатерина Викторовна - к.э.н, доцент кафедры техники и технологии, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», старший научный сотрудник НИИ аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет; Россия, 454000, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект. 113а; e-mail: ekaterina.abilova@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 8717-7260; Author ID РИНЦ: 692238; Scopus Author ID: 57212193040; ORCID: 0000-0003-0186-1921.

2 Головина Светлана Георгиевна - д.э.н, профессор, главный научный сотрудник НИИ аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет; Россия, 454080, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; e-mail: kkrav84@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 6702-1070; Author ID РИНЦ: 149863; Scopus Author ID: 32867692500; ORCID: 0000-0002-1157-8487.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048.

Введение

Инструменты цифровых технологий окажут влияние на все звенья агропродовольственной производственно-сбытовой цепочки, поскольку подключение и обработка больших объемов информации единовременно позволяют повысить эффективность работы, повысить экономическую отдачу, добиться большей экологической выгоды и улучшить условия труда. Адаптация и внедрение инновационных решений в укреплении аграрной инфраструктуры, развитии сельских сообществ и кооперативов базируется на ключевой роли государственной поддержки.

Использование мобильных цифровых платформ, предлагающих новые и более быстрые средства мониторинга и коммуникации агроэкологической, а также социальной, экономической среды в сельскохозяйственной сфере рассматривается как перспективное направление в совершенствовании традиционных способов торгово-сбытовой деятельности в аграрном секторе экономики [Baumüller,2020]. Эти системы могут способствовать потенциально экономически эффективным возможностям децентрализации сбора данных о фермерах, кооперативах и мониторинга методов работы и условий труда на фермах. Также мы отмечаем высокую роль информационно-коммуникационных технологий в стабилизации доверительных отношений в моделях «производитель - потребитель», «производитель -производитель» за счет расширения потока информации и прозрачности между участниками сельскохозяйственного рынка, немаловажной остается способность ИКТ повышать стимулирование, мотивацию и уверенность в выгодах кооперативного сотрудничества. Таким образом, цифровые платформы могут способствовать укреплению доверительных отношений между сотрудничающими субъектами [Zhai; Martínez; Beltran; Martínez,2018] за счет улучшения доступа к информации и позитивных ожиданий взаимовыгодных результатов.

Потому существует потребность в более контекстуальных и ориентированных на кооперативные объединения фермеров инструментах и стратегиях проектирования и внедрения цифровых систем, которые одновременно являются экономически эффективными и расширяют возможности сбытовой деятельности.

Накопленные обществом большие данные аграрного сектора сегодня успешно трансформированы в действующие цифровые сервисы, обеспечивающие сбор, упорядочение и релевантность представляемой информации (таблица 1).

Таблица 1

Анализ аграрных цифровых сервисов_

Название цифрового сервиса Информационный источник (страна) Размещение в сети Интернет

FaST Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза (ЕС) https://fastplatform.eu/

Climate Corporation Ведущая программная платформа Digital Farming https://climate.com

New Vision Coop Кооператив (США) https://www.newvision.coop/

Winfield Solutions https://www.winfieldunited. com/

ADC Кооператив (США) http://agdatacoalition.org/

GISC https://www.gisc.coop/

JoinData Кооператив (ЕС) https://join-data.nl/

Farmers Business Network Бизнес-объединение фермеров https://www.fbn.com/

https://learn.microsoft.com/

Azure Farmbeats Приложение Microsoft en- us/azure/industry/agriculture /overview-azure-farmbeats

Источник: [Feng, Yan, Liu, Jiang, 2020]

Представленные информационные системы работают по принципу взаимообмена и взаимодополнения предоставляемой информации, являясь некой платформой, аккумулирующей загружаемые фермерами данные, которые после обработки и интерпретации становятся доступными другим участникам системы. Данные информационные системы характеризуются различной степенью открытости, многообразием типов разработчиков (компании программной специализации, сельскохозяйственные объединения). Специфика предоставляемой информации касается преимущественно агроклиматических условий функционирования, интерактивный диалоговый режим работы с дополнительным функционалом практически исключен.

Отметим высокую заинтересованность во взаимном обмене данными не только фермеров, но и производителей сельскохозяйственного оборудования, разработчиков платформы данных. Так компания Microsoft разработала приложение Azure «FarmBeats», которое представляет собой облачную платформу на основе географической информационной системы, позволяющей собирать данные для сельского хозяйства.

Так же в обзоре можно выделить платформы больших данных, реализуемых государственными учреждениями или управляемые кооперативами. Однако, функционал анализируемых сервисов недостаточно глубоко отражает аналитический блок и возможности интерактивного режима во взаимодействии заинтересованных субъектов, способности ведения торгово-сбытовой, образовательной, сервисной деятельности.

Как мелкие фермерские хозяйства, так и крупные кооперативы смогут извлечь реальную выгоду из внедрения ИКТ в производственно-сбытовую цепочку, повысив свою производительность, улучшив качество, расширив спектр услуг и сократив затраты. Кроме того, ИКТ способствует применению подхода, основанного на информации и знаниях, а не только сосредоточения внимания на ресурсоемком сельском хозяйстве. В результате отметим, что сельское хозяйство становится более сетевым.

Применение информационных технологий в сельском хозяйстве - многофакторный аспект: электронное сельское хозяйство, интеллектуальное сельское хозяйство, точное сельское хозяйство, интернет вещей. Современная аграрная отрасль достаточно автоматизирована: датчики, различные сенсорные устройства непрерывно генерируют большой объем данных. Применение анализа данных дает представление о различных аспектах сельскохозяйственного производства, таких как прогнозирование погоды, болезни

сельскохозяйственных культур и домашнего скота, управление орошением, а также спрос и предложение на сельскохозяйственные ресурсы и продукцию.

Этапы работы информационной системы Инструменты наполнения информационной системы Характеристики использования

С

Сбор данных Сенсоры, открытые данные, беспилотные летательные аппараты, биометрическое зондирование Доступность, качество, общедоступные форматы

_ Беспроводная облачная платформа, Безопасность на условиях соглашения

Обмен данными

открытые данные об ответственности и обязательствах

Облачная платформа, распределенная Хранилище данных файловая система, гибридные системы

хранения, облачное хранилище данных

Быстрый и безопасный доступ к данным

Алгоритмы машинного обучения, Неоднородность источников данных,

Преобразование данных нормализация, визуализация и автоматизация очистки и подготовки

анонимизация данных

Аналитика данных Модели урожайности, инструкции по посадке, бенчмаркинг, системы принятия решений, когнитивные вычисления Семантическая неоднородность, аналитика в реальном времени, масштабируемость

Маркетинг данных Визуализация данных Конфиденциальность, новые бизнес -модели

Рисунок 1. Информационное обеспечение цифрового сельского хозяйства Источник: составлено авторами на основе данных [Шкапйгт, Мапитвп; ЬащаШкй, 2020].

Фермеры находятся в поиске новых более выгодных источников дохода, поскольку цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, а всевозможные стандарты, нормативы способствуют возникновению производственных ограничений. Кроме того, потребители сельскохозяйственной продукции все более требовательны к качеству, потребительским свойствам, безопасности продуктов питания, их экологической составляющей. Очевидно, что необходимо внедрять в практику модели коллективных каналов сбыта качественных продуктов питания, базирующихся на преимуществах инновационных форм продаж в сети Интернет с использованием цифровых инструментов, призванных оказать существенное влияние на решение основных проблем: трудности с ценообразованием, надежность платежей от покупателей, особенности сертификационной документации, избыток фермерских продуктов.

В рамках исследования нами были выявлены основные направления активности фермеров как пользователей сети Интернет (анализ запросов, полученных в ходе сегментированного опроса представителей фермерских хозяйств и кооперативов Челябинской

и Свердловской областей): проверка прогноза погоды; запрос общей рыночной информации; чтение новостей агропромышленного комплекса; изучение нормативной документации, представленной официальными источниками информации; покупка семян; поиск информации о маркетинге и продвижении; поиск информации о производителях аналогичной продукции; посещение интернет сайтов с целью общения с другими фермерами. В сборе данных применяли методику, предложенную Р. Чандра и С. Коллиз [Chandra, Collis, 2021], согласно которой определяется Индекс использования Интернета In(IntUse) через модель:

In(IntUse) = In(IntSrc) + In(IntFreq),

Где:

IntSrc - количество видов деятельности, для которых используется Интернет IntFreq - частота использования Интернета для этой деятельности.

Причем, доля интернет-активности предполагает использование не реже одного раза в

месяц.

Представленный анализ информационных систем, используемых в аграрной отрасли, показал достаточно узкую направленность применяемых технологий. Нерешенными остаются вопросы определения социальных выгод для фермеров от взаимодействия с клиентами, проблемы, внерыночной конкуренции, рост затрат на сельскохозяйственные ресурсы и изменение потребительских тенденций.

Использование многофункциональных цифровых платформ позволит решить ряд представленных вопросов, а также ключевые проблемы сотрудничества с другими фермерами-поставщиками и предоставление клиентам достоверной информации, вопросы обеспечения разнообразия продуктов для привлечения клиентов, образовательные возможности для заинтересованных субъектов.

Вполне логичной реакцией на кризис интенсивных аграрных преобразований стало использование короткой цепочки поставок продовольствия, отвечающих требованиям как потребителей, заинтересованных в свежих, безопасных и качественных продуктах, так и производителей, желающих установить прямые доверительные отношения с потенциальными партнерами и потребителями.

В современных условиях наметились тенденции смещения форм производства и фаз потребления сельскохозяйственной продукции в сторону сокращения физических и экономических, а также социальных и культурных дистанций путем вовлечения большого количества субъектов, объединенных в единой системе цифровой платформы, открывающей возможности для сбыта сельскохозяйственной продукции через снижение себестоимости, установку прямых отношения между производителем и потребителем на основе сокращения дистанции между фермером и конечным потребителем.

Отметим, что для внедрения инновационных цифровых решений в деятельность сельскохозяйственных производителей необходимо понимание ключевых принципов организации процесса взаимодействия субъектов аграрной отрасли [Комарова, Лихвойнен, Розов, Солодкова, Степанова, 2021], проявляющихся во взаимосвязи сотрудничества и координации, а также в доверии, которое является ключевым компонентом в обеспечении и содействии согласованности интересов всех участников. Координация направлена на обеспечение общего понимания совместных задач при использовании цифровых инструментов; сотрудничество проявляется в намерении делиться информацией.

м

Сотрудничество

Определение стимулов

Координация

Кооперация

Согласованность интересов

Информационное взаимодействие

Рисунок 2. Принципы взаимодействия в информационном пространстве Источник: составлено авторами на основе данных [Nikander, Manninen; Laajalahti, 2020]

Цифровая трансформация, которая неукоснительно затронула все отрасли экономики, способствовала развитию и повышению экономической эффективности отдельных бизнес-процессов в деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Новые инструменты, информационные технологии, цифровые платформы способствуют более тесному сотрудничеству и усиливают коммуникационные связи среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также способствуют повышению эффективности кооперативных связей. Помимо основных экономических и организационных выгод, которые получают фермеры, вступая в кооператив, мы акцентируем внимание на очевидных преимуществах, связанных со сбытовой деятельностью [Маркова, Марков, 2018]. Цифровые технологии способствуют укреплению и разнообразию деловых связей сельскохозяйственных производителей и потребителей продукции. Использование электронных инструментов способствует совершенствованию традиционных моделей сбытовой деятельности, вовлекая и координируя все большее количество участников, снимая территориальные, социальные и экономические барьеры, ранее сдерживающие совершенствование сбытовой кооперативной деятельности.

Цифровые платформы, успешно применяемые в модели «бизнес-потребитель» в течение достаточно долгого времени, должны найти свое применение и в сельскохозяйственной кооперации. Индустрия 4.0 описывает комплексную цифровизацию и широкие возможности как для отдельных объединений, так и для целых цепочек поставок продукции. Основываясь на базовой технологической инфраструктуре, цифровые платформы выступают в качестве посредников, связывая между собой различных внутренних и/или внешних субъектов для таких целей, как обмен информацией, согласование спроса и предложения. Научные исследования в вопросах производственно-сбытовой деятельности демонстрируют, что цифровые платформы имеют исключительное значение для интерактивного маркетинга, то есть для нелинейного, разнонаправленного подхода к продвижению продукции и процессам создания ценности, привлечения клиентов с точки зрения общения, взаимодействия и участия [Максимов, 2018]. Платформы обеспечивают тесную взаимосвязь различных участников рынка, упрощают общение и координацию между ними, облегчают взаимодействие и транзакции и прокладывают путь для реализации всесторонних задач. Растущее значение цифровых платформ и их всеобъемлющий потенциал для экономического развития требуют детального изучения и более тщательного анализа, особенно в контексте сельскохозяйственного кооперативного маркетинга. В данном аспекте, важно отметить риски, связанные с включением в цифровые платформы кооперативные сельскохозяйственные объединения и мелких фермерских хозяйств, исключая крупных игроков рынка в виде агрохолдингов, которые способны контролировать анализ больших данных. Создание монополий в этих экосистемах данных и чрезмерная концентрация власти

в руках крупных компаний являются потенциальной угрозой. Также необходимым условием для реализации модели цифровой платформы в торгово-сбытовой деятельности сельскохозяйственных кооперативов являются организационно-технологические факторы: цифровая грамотность всех участников, наличие компьютеров и смартфонов, покрытие территорий сетью Интернет. Основополагающий социально-психологический фактор успешной реализации проекта будет доверие участников коммуникационного процесса, позволяющее беспрепятственно предоставлять информацию. Параметры конфиденциальности предоставляемых данных, не всегда прозрачные возможности контроля и управления данными являются сдерживающими факторами, определяющими низкий уровень доверия фермеров и стимулов использования цифровых платформ в аграрной отрасли [Wang, Xu, Wang, Li, 2021]. Прозрачность использования данных, их открытость, вопрос о том, как управлять цифровыми платформами, также выступают позицией неопределенности. В целях успешной реализации цифровых инструментов в торгово-сбытовую деятельность сельскохозяйственных кооперативов и мелких фермерских хозяйств на подготовительном этапе мы предлагаем алгоритм сбора данных, определяющих цели, задачи и ожидания участников, а также информационное наполнение платформы.

Этап Метод Цель Участники

t t /

1 Неформальные интервью Выявление субъектов и контекстуализация аспектов сбытовой деятельности Поставщики ресурсов, трейдеры Фермеры Агенты по распространению знаний

Актуальность вопросов доверия, потребностей в

Государственные

построении доверия, а

учреждения,

также перспективах и

регулирующие аграрную

результатах

отрасль

предлагаемых цифровых подходов

Осмыслить

доверительные Фермеры, участники

3 Структурированные отношения, практику кооперативов,

интервью бизнес- сотрудничества, проблемы и потребности в построении доверия. финансовые институты

Интервью с ключевыми информантами

2

Выявление общих

взглядов и различий на

4 Обсуждения в фокус- доверительные Фермеры, участники

группах отношения, проблемы и потребности торгового сотрудничества. кооперативов

Рисунок 3. Алгоритм сбора данных для кооперативной цифровой платформы

Источник: составлено авторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные — это главный информационный актив платформы, который каждый участник предлагает в обмен на более ценную информацию. Заинтересованные стороны будут использовать данные, разработанные системой, для достижения более высоких результатов при тех же затратах. В своей простейшей форме цифровые платформы используют данные для создания ценности для пользователей [Nikander, Manninen, Laajalahti,2020]. Все участники цифровой платформы получают значимые выгодные условия взаимодействия, реализуя свои цели в процессах поиска, передачи и обмена необходимой информацией, действуя сообща в рамках единой информационной системы, нежели если бы они действовали по отдельности. Участниками цифровой платформы выступают фермеры, правительство, образовательные учреждения, кредитные организации и, безусловно, покупатели сельскохозяйственной продукции (рисунок 4).

Механизм применения цифровой сбытовой платформы состоит в следующем: участники сельскохозяйственного кооператива, отдельные фермеры и другие участники, задействованные в отрасли, объединяются в рамках единой цифровой платформы, включая также оператора данных, выступающего с реализацией управления цифровой платформой, потенциальных разработчиков стартапов. В последующем новым участникам достаточно присоединиться к платформе для использования ее возможностей в реализации разноплановых задач, в том числе и задач сбытовой деятельности. Причем спектр представляемой информации не должен ограничиваться лишь потребительскими характеристиками реализуемой сельскохозяйственной продукции. Важно реализовывать многозадачный аспект предлагаемого инструмента, предоставляя данные экологического мониторинга агроклиматической зоны деятельности кооператива или отдельного фермерского хозяйства; информацию о возможности потенциального сотрудничества; используемых технологиях сельскохозяйственного производства, включая сбытовые, снабженческие и обслуживающие функции; спектр социально значимой информации об участниках агрообъединения. Перечисленные элементы, несомненно, будут призваны повысить степень доверия, укрепить связи и повысить степень надежности предлагаемого механизма сбытовой деятельности на основе цифровых технологий, а также реализации задач выявления наиболее выгодных партнерских связей.

Платформенная система состоит из четырех главных участников: владелец платформы, контролирующий интеллектуальную собственность и управление, поставщики, выступающие в качестве интерфейсов платформы с пользователями, производители, создающие предложения (сельскохозяйственные кооперативы или фермерские хозяйства), и потребители. Причем в предложенной модели фермеры могут выступать и производителями, участвующими в создании и реализации готовой продукции, и потребителями, использующими информацию о кредитных организациях, потенциальных партнерах,

конкурентах. Последовательность наполнения данными включает следующие основные этапы:

1) импорт необработанных данных из нескольких источников;

2) стандартизация данных, а также объединение источников данных;

3) разработка прогностической модели на основе агрегированных данных с использованием методов машинного обучения;

4) визуализация данных с помощью таблиц, графиков, построения сценариев и прогнозов.

Модульная конструкция платформы позволяет добавлять в использование дополнительные программы и сервисы.

Разработчики коммерческих приложений могут воспользоваться платформой для разработки новых продуктов или предложить фермерам дополнительные услуги на договорной основе, что позволит им быстрее получить доступ к сегментам рынка.

Собранные данные будут включают профили фермеров, информацию о фермах и кооперативах, включая геоданные, деятельность фермеров и потребности в ресурсах. Информационная панель позволит пользователю получать и визуализировать данные в форме, позволяющей отслеживать и оценивать ключевые показатели производительности фермы, а также в целях планирования покупки сельскохозяйственной продукции. Целью программного приложения является снижение рисков, накладных расходов и других ограничений, с которыми сталкиваются мелкие фермеры и кооперативы. Основные выгоды для фермеров проявляются не только в эффективной организации торгово-сбытовой деятельности, но и в получении консультационных/информационных услуг, возможности управления и мониторинга данных. При этом платформа создает прочные коммуникационные связи между участниками партнерских отношений в цепочке создания стоимости произведенного продукта в целях поддержки построения доверительных отношений для сотрудничества. Задачей цифровой платформы будет реализация скоординированных действий по управлению агроэкологической неопределенностью и в целом помогает обеспечить относительно быстрое совместное реагирование на возникающие проблемы за счет более эффективного ведения учета и мониторинга. В целях реализации задач сбытовой деятельности цифровая платформа позволит наполнять каталог сельскохозяйственной продукции, базу отзывов, данные о репутации пользователей различных категорий [Wysel, Baker, Billingsley,2021].

В целом идея агрегации данных проста: все данные о фермах, произведенной и готовой к реализации продукции, а также общедоступные данные о климатических условиях, рыночных условиях могут быть объединены в единое пространство и доступны в агрегированной форме. Есть два ключевых элемента, которым должен соответствовать сервис агрегации данных: обновление этой информации должно быть максимально автоматическим и точным, поскольку настройка на достоверные и актуальные данные является ключевой, когда мы говорим о системах планирования и прогнозирования; сбор и вовлечение большего количества участников.

Безусловно предложенная модель с использованием цифровой платформы имеет определенные риски. В ходе опроса фермеров Челябинской и Свердловской областей о возможности практической реализации предложенного инструмента, мы сформулировали высказанные ими ожидания преимуществ и опасений:

- «Я считаю, что в обмене данными на базе цифровой платформы имеет больше преимуществ, чем недостатков» (43%);

- «Я ценю получение любых бесплатных функций или услуг, связанных с профессиональной деятельностью» (21%);

- «Есть некоторые факторы, которые могут ограничить мою готовность предоставлять данные в рамках платформы» (54 %)

Мы считаем, что решение проблем при внедрении в практику аграрных цифровых платформ требует совместных усилий заинтересованных участников в лице государства, кооперативного движения, компаний-разработчиков программного обеспечения, и исследовательских центров, и учебных заведений. Правительство должно оказывать поддержку и разработку законодательства по безопасному использованию данных [6,5], представители агробизнеса заинтересованы в укреплении доверие между собой и с покупателями, а научно-исследовательские институты должны обеспечивать развитие и внедрение инновационных технологий. Очевидной проблемой при реализации проекта использования цифровой платформы являются недостаточно развитые цифровые навыки фермеров. Для решения этой задачи необходимо развивать субсидируемую государством программу цифрового сельского хозяйства через партнерство с высшими учебными заведениями.

С точки зрения многих заинтересованных сторон, объединение данных на платформе, потребует готовности взаимовыгодного участия: фермеров и руководства - обмениваться данными, исследователей — накапливать знания, компаний - партнеров — передавать новые знания на рынок, а также управлять данными, государственных структур - способствовать обмену информацией на принципах открытых данных для всех заинтересованных сторон.

Заключение

В последнее время использование анализа данных превратило сельское хозяйство из ресурсоемкого в наукоемкое, поскольку можно хранить, совместно использовать и анализировать большой объем сельскохозяйственных данных для создания информации.

Таким образом, мы приходим к выводу, что цифровые платформы демонстрируют потенциал для преодоления некоторых информационных и коммуникационных пробелов и связанных с ними неопределенностей, которые препятствуют традиционным механизмам сбытовой деятельности. Отметим высокую роль цифровых платформ для обеспечения и улучшения коммуникации, генерирования знаний и распространения информации о сельскохозяйственных производителях кооперативных форм.

Координация происходит на платформе, когда фермеры и потребители продукции обмениваются информацией на основе более широкого спектра знаний, что способствует содействию и реальному сотрудничеству в качестве конечной цели. Преимущество использования цифровой платформы связан не только с ее потенциалом усиления конкурентных преимуществ, но и с ее долговременной устойчивостью. Причем цифровые платформы должны быть встроены в местные социальные системы, а возможности геолокации будут способствовать учету местных особенностей культуры, традиций потребления на данной территории. Социотехническая перспектива, анализирующая платформу как экосистему, фокусируется на том, как платформа интегрируется и управляет сообществом заинтересованных сторон.

Модель обеспечит возможности потребителя приобретать товары по справедливым ценам на конкурентных условиях с правом выбора разных торговых форматов, цифровая платформа профессионально выполняет функцию по соединению интересов потребителей и производителей; транслирует производителю запросы и предпочтения потребителей; предоставляет сельскохозяйственным производителям возможность беспрепятственно легально осуществлять сбытовую деятельность, комфортно открывать, вести и расширять свой бизнес, а фермеры получают возможности удобно, предсказуемо, выгодно и гарантированно сбывать произведенную продукцию через различные торговые форматы с минимальными сопутствующими затратами.

Несмотря на то, что главный акцент данного исследования был сделан на решение сбытовых вопросов сельскохозяйственных кооперативов и малых форм аграрного бизнеса, предложенная модель будет выполнять дополнительные многозадачные функции: экономическую (рост на местном и глобальном уровне); экологическую (связанную с охраной природных ресурсов); социальную (поддерживать жизнеспособность сельских общин); культурную (сохранение культурной самобытности); рекреационную (оказание туристских услуг); знаниевую (осуществление определенной образовательной деятельности).

Рисунок 4 - Модель фермерской цифровой платформы Источник: авторская разработка Список источников

1. Кудрявцев А.А., Кармышова Ю.В. Концептуальные направления развития цифровых кооперативных платформ, объединяющих малых сельскохозяйственных товаропроизводителей // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 1. С. 267-279. doi 10.55186/2413046x 2022713.

2. Цифровизация экономики в регионах России / М. В. Комарова, А. В. Лихвойнен, А.А. Розов, Е.В. Солодкова, А.А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5-1. С. 31—38.

3. Максимов А. Ф. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в современных условиях их функционирования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 3. С. 43-52.

4. Маркова В.Д., Марков А.А. Цифровизация, или управление на основе потока данных // Инновации. 2019. №. 7 (249). С. 83-87.

5. Baumüller H. The Little We Know: An Exploratory Literature Review on the Utility of Mobile Phone-Enabled Services for Smallholder Farmers. J. Int. Dev. 2018. № 30. P. 134-154.

6. Ibrahim R.E., Elramly A., Hassan H.M. Open Systems Science: Digital Transformation and Developing Business Model toward Smart Farms' platform. Int. J. Circuits Syst. Signal. Process. 2020. № 14. P. 1054-1073.

7. Feng X., Yan, F., Liu X., Jiang Q. Development of IoT Cloud Platform Based Intelligent Raising System for Rice Seedlings. Wirel. Pers. Commun. 2022. № 122. P. 1695-1707.

8. Fielke S., Taylor B., Jakku E. Digitalisation of agricultural knowledge and advice networks: A state-of-the-art review. Agric. Syst. 2020. № 180. P. 102763.

9. Hein A., Schreieck M., Riasanow T.. Setzke D.S., Wiesche M., Böhm M., Krcmar H. Digital platform ecosystems. Electron. Mark. 2020. №30. P. 87-98.

10. Kieti, J., Waema T.M., Ndemo E.B., Omwansa T.K., Baumüller H. Sources of value creation in aggregator platforms for digital services in agriculture-insights from likely users in Kenya. Digit. Bus. 2021. № 1. P. 100007.

11. Nikander J., Manninen O., Laajalahti M. Requirements for cybersecurity in agricultural communication networks. Comput. Electron. Agric. 2020. № 179. P. 105776.

12. Chandra R., Collis S. Digital agriculture for small-scale producers: challenges and opportunities. Commun. ACM 64. 12 (December 2021). 75-84. https: // doi.org / 10.1145 / 3454008

13. Shepherd M., Turner J.A., Small B., Wheeler D. Priorities for science to overcome hurdles thwarting the full promise of the 'digital agriculture' revolution. J. Sci. Food Agric. 2020. № 100. P. 5083-5092.

14. Wang T., Xu X., Wang C., Li Z., Li D. From Smart Farming towards Unmanned Farms: A New Mode of Agricultural Production. Agriculture 2021. № 11. P. 145.

15. Wysel M., Baker D., Billingsley W. Data sharing platforms: How value is created from agricultural data. Agric. Syst. 2021. № 193. P. 103241.

16. Zhai Z., Martinez J.F., Beltran V., Martinez N.L. Decision support systems for agriculture 4.0: Survey and challenges. Comput. Electron. Agric. 2020. № 170. P. 105256.

17. Кудрявцев А.А., Кармышова Ю.В. Концептуальные направления развития цифровых кооперативных платформ, объединяющих малых сельскохозяйственных товаропроизводителей // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 1. С. 267-279. doi 10.55186/2413046x 2022713.

18. Цифровизация экономики в регионах России / М. В. Комарова, А. В. Лихвойнен, А.А. Розов, Е.В. Солодкова, А.А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5-1. С. 31—38.

19. Максимов А. Ф. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в современных условиях их функционирования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 3. С. 43-52.

20. Маркова В.Д., Марков А.А. Цифровизация, или управление на основе потока данных // Инновации. 2019. №. 7 (249). С. 83-87.

IMPROVEMENT OF ACTIVITIES OF AGRICULTURAL COOPERATIVES IN THE

CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Abilova E.V. South Ural University of Technology, Ural State Agrarian University Golovina S.G. Ural State Agrarian University

Abstract

Agricultural cooperatives perform important functions for the agro-industrial complex, which are manifested in the economic, social, and environmental components. In this regard, the main tasks of cooperative associations in the field of food security are economic independence, reliability, sustainability, ensuring the availability of manufactured products for the population, as well as mobilization based on modern digital technologies. The most acute problem for agricultural cooperation is the marketing of manufactured products. The system of channels for the sale of manufactured products should include innovative forms of electronic commerce, which are gaining great popularity in modern conditions. At present, one can single out the ever-increasing role of the social and economic advantages of local and regional food suppliers in the context of the consumer value of local production. Farmers use various direct marketing channels, including direct farms, farm stalls, restaurants, agritourism facilities, but online marketing tools are used rather poorly despite the fact that the business sphere successfully uses innovative forms of sales on the Internet. An analysis of the factors influencing the marketing activities of agricultural cooperatives and individual farms will contribute to the development of more effective sales strategies by these forms of agricultural business. In this article, we propose a multifunctional model for the use of a digital platform, present the principles of operation and characteristics, conduct a case study of possible directions for the development and application of a digital platform for small farmers and cooperative associations.

Keywords: cooperative movement, sales activity, digital platform.

Acknowledgments: The study was financially supported by the Russian Science Foundation and the Government of the Sverdlovsk Region within the framework of scientific project No. 22-2820048.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.