Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство в кооперативе / кооперативные ценности / управление знаниями / leadership in a cooperative / cooperative values / knowledge management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Викторовна Абилова, Светлана Георгиевна Головина

Появление новых моделей социально ориентированных кооперативов в аграрном секторе экономики — необходимое условие для реализации успешной экономической политики государства в ситуации институциональной напряженности. Кооперативное движение в России имеет уникальный многогранный и одновременно сложный характер функционирования. В условиях мощного развития агрохолдингов, которые выступают главными драйверами производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, мелкие фермеры сталкиваются с существенными проблемами в построении успешной кооперативной системы. Цель исследования, результаты которого изложены в данной статье, заключается в разработке комплексного подхода к изучению социальных мотивов развития сельскохозяйственной кооперации в современной рыночной среде в контексте ее особой роли в развитии аграрной отрасли, сельских сообществ и сельских территорий. В рамках данного исследования были выявлены факторы, сдерживающие развитие кооперативных объединений, предложена модель ценностей кооперативов нового типа, включающая ключевую роль лидерства как основной движущей силы мощного развития сельскохозяйственной кооперации. Определены факторы формирования доверия кооперации в целях повышения мотивации и стимулирования вступления в данные объединения. В выводах формулируются наиболее значимые параметры новой модели управления кооперативными знаниями, способствующей устойчивому развитию российской кооперации в современных условиях, приемлемой для ее реализации с целью стабилизации и улучшения ситуации в кооперативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MOTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION

The emergence of new models of socially oriented cooperatives in the agrarian sector of the economy is a necessary condition for the realization of successful economic policy of the state, implemented in conditions of institutional tension. The cooperative movement in Russia has a unique multifaceted and at the same time complex character of functioning. With the powerful development of agricultural holdings, which act as the main drivers of agricultural production and export, small farmers face significant problems in building a successful cooperative system. The purpose of the research, the results of which are presented in this article, is to develop a comprehensive approach to the study of social motives for the development of agricultural cooperation in the modern market environment in the context of its special role in the development of the agricultural industry, rural communities and rural areas. In the framework of this study, the factors constraining the development of cooperative associations were identified, the model of values of new-type cooperatives was proposed, including the key role of leadership as the main driving force for the powerful development of agricultural cooperation. The factors of cooperative trust formation are identified in order to increase motivation and encouragement to join these associations. The conclusions formulate the most significant parameters of the new model of cooperative knowledge management, contributing to the sustainable development of the Russian cooperation in modern conditions, acceptable for its realization with the following parameters.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 219-229. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):219-229. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 338.43.02

doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-219-229

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ

Екатерина Викторовна Абилова1, Светлана Георгиевна Головина2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск; Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия, ekaterina.abilova@mail.ru, ORCID 0000-0003-0186-1921

2 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия, kkrav84@mail.ru, ORCID 0000-0002-11578487

Аннотация. Появление новых моделей социально ориентированных кооперативов в аграрном секторе экономики — необходимое условие для реализации успешной экономической политики государства в ситуации институциональной напряженности. Кооперативное движение в России имеет уникальный многогранный и одновременно сложный характер функционирования. В условиях мощного развития агрохол-дингов, которые выступают главными драйверами производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, мелкие фермеры сталкиваются с существенными проблемами в построении успешной кооперативной системы. Цель исследования, результаты которого изложены в данной статье, заключается в разработке комплексного подхода к изучению социальных мотивов развития сельскохозяйственной кооперации в современной рыночной среде в контексте ее особой роли в развитии аграрной отрасли, сельских сообществ и сельских территорий. В рамках данного исследования были выявлены факторы, сдерживающие развитие кооперативных объединений, предложена модель ценностей кооперативов нового типа, включающая ключевую роль лидерства как основной движущей силы мощного развития сельскохозяйственной кооперации. Определены факторы формирования доверия кооперации в целях повышения мотивации и стимулирования вступления в данные объединения. В выводах формулируются наиболее значимые параметры новой модели управления кооперативными знаниями, способствующей устойчивому развитию российской кооперации в современных условиях, приемлемой для ее реализации с целью стабилизации и улучшения ситуации в кооперативной деятельности.

Ключевые слова: лидерство в кооперативе, кооперативные ценности, управление знаниями

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048.

Для цитирования: Абилова Е. В., Головина С. Г. Социальные мотивы развития сельскохозяйственной кооперации // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 8 (478). С. 219-229. doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-219-229.

Original article

SOCIAL MOTIVES FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COOPERATION

Ekaterina V. Abilova1, Svetlana G. Golovina2

1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk; Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia, ekaterina.abilova@mail.ru, ORCID 0000-0003-0186-1921

2 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia, kkrav84@mail.ru, ORCID 0000-0002-1157-8487

Abstract. The emergence of new models of socially oriented cooperatives in the agrarian sector of the economy is a necessary condition for the realization of successful economic policy of the state, implemented in conditions of institutional tension. The cooperative movement in Russia has a unique multifaceted and at the same time complex character of functioning. With the powerful development of agricultural holdings, which act as the main drivers of

© Абилова Е. В., Головина С. Г., 2023.

agricultural production and export, small farmers face significant problems in building a successful cooperative system. The purpose of the research, the results of which are presented in this article, is to develop a comprehensive approach to the study of social motives for the development of agricultural cooperation in the modern market environment in the context of its special role in the development of the agricultural industry, rural communities and rural areas. In the framework of this study, the factors constraining the development of cooperative associations were identified, the model of values of new-type cooperatives was proposed, including the key role of leadership as the main driving force for the powerful development of agricultural cooperation. The factors of cooperative trust formation are identified in order to increase motivation and encouragement to join these associations. The conclusions formulate the most significant parameters of the new model of cooperative knowledge management, contributing to the sustainable development of the Russian cooperation in modern conditions, acceptable for its realization with the following parameters.

Keywords: leadership in a cooperative, cooperative values, knowledge management

Acknowledgments. The study was financially supported by the Russian Science Foundation and the Government of the Sverdlovsk Region within the framework of scientific project No. 22-28-20048.

For citation: Abilova EV, Golovina SG. Social motives for the development of agricultural cooperation. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(8(478):219-229. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-478-8-219-229.

Введение

Экономические задачи кооперации проявляются в более выгодных условиях продажи сельскохозяйственной продукции, ее совместной переработке, ведении кредитной политики. Однако высока роль кооперативов и в решении социально значимых проблем, присущих сельскому сообществу. Уникальный исторический путь развития нашей страны определил специфику развития кооперативного движения в России: отсутствие рыночной экономики привело к потере опыта и традиции сельских производителей вести хозяйственную деятельность в коммерческих объединениях. Очевидно, что в современных реалиях сельскохозяйственные кооперативы не ограничиваются выполнением лишь экономического функционала, направленного на решение задач многоукладной экономики. Сегодня кооперативные объединения представляют мощный потенциал в построении принципиально новой социально ориентированной модели, интегрированной в аграрное сообщество, реализующей значимые социальные и общественные интересы. На протяжении долгой мировой истории кооперативного движения возникли два основных противоречащих друг другу взгляда на цели, стратегии и задачи кооперативов. С одной стороны, их можно рассматривать как объединения взаимной помощи, которые должны в первую очередь заботиться об интересах своих членов и тем самым способствовать общему социальному и экономическому благополучию сельских сообществ, в которых они действуют [9]. Второй подход рассматривает кооперативы как радикально альтернативный экономический инструмент с явными социальными и общественными целями и резуль-

татами, то есть некий элемент экономического механизма, который пытается изменить сложившийся капиталоцентричный дискурс.

Материалы и методы исследования

Авторы на основе исследования факторов, сдерживающих развитие сельскохозяйственной кооперации в России, проанализируют значение социальных мотивов для определения направлений развития и распространения кооперативного движения. С использованием опросного инструментария будут выявлены предпосылки создания новых моделей, способствующих распространению знаний о значимости и роли кооперации, кооперативных ценностей, норм и культуры; выявлены ключевые ценности сельхозкооперации. Проведен обзор различных научных точек зрения на роль человеческого капитала в сельскохозяйственных кооперативах с учетом специфики отрасли.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросы устойчивого развития местных аграрных культур, практик социальной жизни и традиционных стратегий жизнеобеспечения в сельской местности детально изучаются научным сообществом. Так, Гибсон-Грэм ввел термин «экономика сообщества» для обозначения тех экономических практик, которые основаны на этических принципах, касающихся семьи, сообщества, самобытной культуры и окружающей среды (часто нечетко определяемых, но строго соблюдаемых), которые признают относительную взаимозависимость всех видов деятельности, составляющих основу общества [2]. Автор формулирует важную мысль, что в целом история кооперативного дви-

жения представляет собой практическую демонстрацию искусства коллективного объединения, являющегося ключом ко всем общим практикам, децентрализованного контроля над общими ресурсами. В то же время размах и разнообразие видов общественной активности указывает на более широкие течения социальных изменений, с которыми должно быть переплетено кооперативное движение. Гибсон-Грэм определяет наиболее важную форму социального взаимодействия — коммуникацию, взаимодействие на основе диалога членов внутри объединения, а также кооператива и общества в целом [2].

Аспекты социальной напряженности в сельской местности могут усиливаться и приобретать новые масштабы, когда кооперативы отклоняются от традиционного отраслевого подхода в целях более разнородного сотрудничества с участием многих заинтересованных сторон в рамках своих стратегий диверсификации или для достижения более широких территориальных, социальных или экологических целей. Особую проблему представляет отсутствие общих фундаментальных ценностей и достаточно перегруженный организационный механизм, связанный с многосторонним сотрудничеством, а также различным видением своей ключевой роли в рамках объединения [10]. В данном аспекте мы подчеркиваем необходимость функционирования моделей кооперации с четкой взаимосвязью традиционного уклада, ценностей и современных практик организации и ведения хозяйства на основе общей стратегии.

Более конкретна точка зрения Михельсена, который утверждает, что кооперативы должны действовать и удовлетворять потребности двух секторов общества: рынка и гражданского общества. Первый фокусируется на «стратегической составляющей», а второй — на «коммуникативном элементе» [4]. В подтверждение мысли о многофункциональности кооперативов процитируем Джорджа Фоке следующим образом: «Кооператив состоит из двух основных элементов: демократического объединения лиц и экономического предприятия. При разделении этих элементов в процессе анализа теряется существенное. Именно то, как они координируются, составляет основную проблему кооперативов» [4]. Чтобы существовали элементы взаимного сотрудничества, член и кооператив должны работать над достижением общей цели, которая выходит за рамки индивидуальных потребностей и интересов как отдельного участника, так и кооператива, что

может способствовать такому свободному взаимовыгодному типу партнерства [11].

Кооператив как объединение, более гибкое к рыночным изменениям и требованиям, делает рабочую среду более благоприятной для появления дифференцированных продуктов. Для достижения таких организационных целей важно, чтобы социальная структура кооператива была готова противостоять различным препятствиям и вызовам, которые рынок ставит перед каждым поколением новых технологий [6]. Ключевыми элементами для преодоления этих проблем являются укрепление доверия и особой культуры внутри объединения. Кооператив мы позиционируем как единую модель (рис. 1) взаимосвязанных сфер деятельности, влияющих на функционирование как внутри, так и извне: социальная (С), формируемая людьми и их взаимодействиями; организационная (О), образованная процессами и методами управления; экономическая (E), связанная с финансовой жизнеспособностью, затратами; институциональная (I), образованная органами, устанавливающими и регулирующими правила и нормы; экологическая (Eco), решающая значимые задачи сохранения климата и улучшение экологии.

Логично, что объединение фермеров не может выжить без прибыли и тем более без людей, представляющих наибольшую ценность. Законы регулируют и определяют ограничения сельскохозяйственных производителей, рынков и налоговой политики, поэтому объединения стремятся приспособиться к этому контексту. Таким образом, подтверждается мысль, что процесс создания сельскохозяйственных кооперативов взаимосвязан и динамичен [7]. Чтобы прийти к целостному представлению о кооперативах нового типа, включающих экономические, технологические, социальные, экологические аспекты, необходимо понимать, что все эти элементы взаимосвязаны, в пространстве и времени влияют на выбор концепции дальнейшего развития (рис. 2). Кооперативы успешны, если происходит вовлечение и обмен опытом, ценностями и взглядами, присутствует прозрачность и доверие в действиях, функционирование на основе справедливости и ответственности, то есть коммуникация и координация становятся важными элементами создания и развития особой социальной роли кооперативного движения.

Многофункциональность сельскохозяйственных кооперативов проявляется в том, что управление эффективной деятельностью в первую очередь должно быть сосредоточено на людях,

Факторы влияния на сельскохозяйственный кооператив

Внешняя

Внутренняя

Рис. 1. Факторы, влияющие на функционирование сельскохозяйственных кооперативов

Источник: [Unnevehr, 2021]

Fig. 1. Factors affecting the functioning of agricultural cooperatives. Source: [Unnevehr, 2021]

Рис. 2. Модель ценностей кооперативов нового типа. Источник: [Авторская разработка] Fig. 2. The value model of new type cooperatives. Source: [Author's development]

а не на процессах и показателях. Именно человеческий капитал, благодаря своим ценностям, опыту, культуре и знаниям, а также их взаимодействиям в организационной среде действует, создает и внедряет инновации, необходимые для возрождения мощного кооперативного движения в России.

Значимость представленной модели заключается в демонстрации взаимосвязей и взаимозависимостей семи основных ценностей кооперативных объединений: знаний, доверия, стратегии, обучения, лидерства, свободы и культуры. Отметим, что динамика социальных отношений характеризуется несогласованностью взаимодействий, следовательно, эволюция зависит от индивидуумов (и трансформируется ими) через их идеи, опыт и действия [9]. Социализация естественна для человеческой природы, то есть взаимодействие с целью достижения общих и индивидуальных целей. Таким образом, исторические особенности, убеждения и опыт, сформированные ее культурой, знаниями непосредственно влияют на выбор стратегии и социально-гуманитарных параметров коммерческого объединения. Понимание взаимосвязи экономической и социальной среды имеет основополагающее значение для сотрудничества между членами кооператива [5]. Фундаментальная идея заключается в том, что ни одна цель не достигается совершенно обособленным или индивидуальным путем. Внешние силы, будь то в форме человеческого фактора или общественных ценностей, всегда присутствуют в стимулировании индивидуальных действий и идей. Подчеркнем, что «общество доверия» — это основа для укрепления связей в кооперативе. Роли доверия отведено отдельное внимание авторов данной публикации.

Исследуя причины, сдерживающие развитие кооперативного движения в России, мы выявили группу социально-психологических факторов, каждый из которых оказывает ключевое влияние на достижение успеха кооперативным движением. Во-первых, лидерство является неотъемлемым элементом выявления траекторий развития современного кооператива. В стране наблюдается отсутствие инициативных успешных людей, обладающих мощным потенциалом и необходимыми знаниями, чтобы организовать кооперативное предприятие, взять на себя ответственность. Значима и многогранна роль фермерских объединений в оптимальном использовании природных ресурсов, обеспечении продовольственной безопасности, развитии биоразнообразия, а также

решении важных экологических вопросов. Только жизнеспособные предприятия, управляемые лидерами отрасли, ориентированные на технологические и социальные инновации, на достижение высоких финансовых и натуральных показателей [13], смогут удовлетворить требованиям и целям устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Агроменеджеры должны научиться принимать решения относительно новых вызовов рынка труда, связанных с демографическими процессами в обществе, изменениями в образе жизни, а также с соответствующими намерениями многих людей жить в сельской местности в комфортных условиях труда. Особую роль играют интеллектуальные стимулы в создании кооперативных форм, адаптация инструментов построения привлекательности кооперации для потенциальных и действующих фермеров, а также оптимальное использование кадрового потенциала аграрных регионов, поскольку кооперативное движение определяет направления политики занятости в сельской местности. Инициативные лидеры кооперативного движения должны расширять границы своего функционала в области инноваций и организационного обучения, обмена знаниями, автономии и ответственности членов кооперативов. В условиях информатизации происходит усложнение профессиональной деятельности, требуя высокой степени независимости и инновационного подхода в решении проблем сельского хозяйства. Специфика аграрного производства определяет степень удовлетворенности трудом, уровень мотивации и степень принадлежности к коллективу. Характер работы в сельском хозяйстве требует более универсальной направленности работников, но в то же время существуют относительно высокие требования к опыту и специализации в связи с Индустрией 4.0 [14; 10]. Более сложные профессиональные задачи могут выполняться только сотрудниками, которых ценят в коллективе, признают их результаты труда, ответственность и профессионализм. В сельском хозяйстве имеется большой объем сезонных, временных работ и необходимых сверхурочных работ, наблюдается значительная неравномерность в течение рабочего дня. Это специфическая черта трудовой деятельности проявляется в самостоятельности планирования деятельности. В животноводстве работа физически более тяжела, а производительность труда ниже, так как в некоторых отраслях сельского хозяйства возможности замены живого труда механическим значительно ограничены, а также огромно

неблагоприятное воздействие климатических условий на работающих. Существуют большие различия между трудовыми ресурсами и возможностями трудоустройства в разных регионах в связи с природно-климатическими и социально-экономическими условиями. В связи с этим велика роль лидерства в управлении эффективностью аграрного бизнеса, работающего в крайне непредсказуемой, неопределенной, но стратегически важной отрасли, для которой характерны живое производство, высокая непредсказуемость внешней среды и нерыночные факторы бизнеса. Именно высокая неопределенность внешней среды обусловливает необходимость концентрации внимания на потенциале внутренней бизнес-среды. В рамках исследования влияния роли лидерства на сельскохозяйственную кооперацию мы использовали опросный инструментарий, предложив фермерам, не включенным в кооперативы, выразить свое мнение относительно роли данного фактора (217 фермеров Свердловской и Челябинской областей). Данные социологического исследования показали необходимость привлечения инициативных лидеров, которые не просто объединили бы вокруг себя малых фермеров, диктуя ценовую политику и условия функционирования, а именно согласовывали действия и оказывали поддержку, объединяя единой целью и стилем управления, вдохновляя и мотивируя на мощный толчок развития в форме кооператива, а не в одиночку. Также на основе данных результатов опроса был сформирован перечень личностных качеств лидера, наиболее важных для реализации задач сельскохозяйственной кооперации: уверенность, активность, способность вовлекать в производственный процесс и мотивировать к развитию, ставить цели, оказывать поддержку и реализовывать принципы сотрудничества и нацеливать на результат фермеров, традиционно осуществляющих производственную деятельность в привычных условиях индивидуального самобытного подхода.

Ко второму фактору социально-психологических причин, сдерживающих рост кооперативов в нашей стране, отнесем ментальное недоверие. Мы исследовали влияние доверия на готовность отдельных фермеров вкладывать средства в совместную работу и вступать в кооперативное объединение. Межличностное доверие является одним из основных механизмов, с помощью которого имущественное неравенство влияет на успех усилий в кооперативном сотрудничестве. Укрепление доверия сельских сообществ всё чаще опре-

деляется как жизнеспособная стратегия улучшения благосостояния его членов. Данный фактор однозначно способствует общему пониманию, направленности, открытости и уверенности, что, в свою очередь, способствует созданию и поддержанию более глубокого и широкого доверия. Причем очевидны концептуальные взаимосвязи между риском и доверием у сельхозтоваропроизводителей.

С философской точки зрения, риск — это один из видов неопределенности. Восприятие риска — это ментальное представление, выраженное в эмоциях, таких как страх, и в определенных когнитивных состояниях. Доверие — это понятие, которое совершенно по-разному интерпретируется в исследованиях в области психологии, социологии, менеджмента, философии, экономики и политологии. В контексте ведения совместной хозяйственной деятельности фермерами мы рассматриваем доверие как склонность охотно полагаться на другое физическое или юридическое лицо в совершении действий, которые приносят пользу или защищают его интересы в данной области. Доверие проявляется через показатель общей уверенности, но когда склонность человека полагаться на другого возникает только из-за принуждения или отсутствия альтернатив, это не дает видимого эффекта. Доверие основано на социальной информации, такой как членство в кооперативе, взаимоотношения, репутация и власть. В данном аспекте мы отмечаем неотъемлемую связь доверия и риска. Доверие часто сосуществует с риском и становится более заметным, потому что потребность в доверии возрастает по мере увеличения рисков, связанных с аспектами сотрудничества. С другой стороны, доверяя, человек хочет максимально минимизировать риск, находя наиболее компетентных, готовых к сотрудничеству людей и наиболее благоприятные, исходные условия функционирования. Склонность человека к доверию основана на ожидаемой пользе, которую принимают во внимание как вероятность достижения высоких результатов. Также отметим, что стратегическое доверие основано на рациональной оценке и проверке, а при моральном доверии человек полагается на других без детальной оценки риска и не ожидая ничего другого взамен. В конкретной плоскости сельской кооперации низкий уровень доверия связан с установками, укоренившимися в сознании сельского сообщества на протяжении десятилетий. В настоящее время кооператив представляется фермеру как источник дополни-

тельных рисков, трудностей и неопределенности. Важно развивать механизмы повышения доверия к кооперации именно через местные сообщества (рис. 3).

В представленной модели выявлены факторы, формирующие ценность доверия, которые, трансформируясь в культуру доверия, формируют благополучие кооператива, повышение производительности и внедрения инноваций, а также способствуют вовлеченности отдельных производителей сельскохозяйственной продукции в процессы достижения общих целей, восприимчивости к новой информации.

Третий фактор, определяющий сложности развития кооперации в современных условиях, — отсутствие кооперативных знаний в контексте цифровой трансформации отрасли. Знания и информация играют ключевую роль в современном обществе и в аграрном бизнесе в частности. Информация позволяет оперативно принимать решения как на индивидуальном, так и на корпоративном уровне. В эпоху развитых коммуникаций и компьютерных технологий общее использование информации в бизнесе стало стандартом [3]. Обычно конкурентные преимущества зависят от рационального принятия решений, которое, в свою очередь, основано на доступности соответствующей информации. Однако на практике организация предоставления информации может выявить ряд различных препятствий, которые затрудняют или ограничивают доступ к необходимой производственной информации [1]. Другими словами, эффективная организация информационных потоков или управление знаниями

является важным стратегическим активом для прибыльной деятельности современного аграрного объединения. Процессы управления знаниями в сельскохозяйственном производстве определяются спецификой отрасли, которая определяет занятость для сельских жителей, обеспечение продовольственной безопасности. Современные нормы безопасности пищевых продуктов, например, высоки, и их соблюдение требует дополнительных затрат производителя и соответствующей информационной поддержки. Имеющийся опыт и знания фермеров требуют постоянной адаптации к изменяющимся экологическим, социальным, рыночным и политическим условиям в целях достижения долгосрочной устойчивости. Одним из наиболее важных факторов, способствующих управлению знаниями, является лидерство, ключевые аспекты которого были описаны выше. Лидерство в кооперативе определяется целеустремленностью, способностью влиять на других членов объединения, интерпретировать сложные ситуации. Лидерство в области знаний определяется как процесс, посредством которого индивид поддерживает других членов группы в процессах обучения, необходимых для достижения групповых или организационных целей. Отметим немаловажную роль информационных технологий как важного инструмента, а также средства создания и распространения знаний в кооперативе. В современных условиях мы предлагаем следовать целостному подходу, исключающему различия между управлением знаниями, ориентированным на человека, и технологически ориентированным

Рис. 3. Модель формирования доверия фермеров в кооперативном объединении. Источник: [Авторская разработка]

Fig. 3. The model of the formation offarmers' trust in a cooperative association. Source: [Author's development]

управлением знаниями в целях достижения баланса между технологическим и социальным аспектами сельскохозяйственных кооперативов. Однако практическое распространение информации и знаний в сельском хозяйстве сталкивается с определенными проблемами: разнообразие пользователей информации, взаимосвязь теоретических знаний и практического опыта. Концепция «системы кооперативных знаний» охватывает целый ряд учреждений, консультантов, результаты научных исследований, направленных на построение устойчивого сельского хозяйства в контексте приобретения знаний в рамках партнерства. Используя опросный инструментарий, мы разработали онлайн-анкету, включающую вопросы по «кооперативным знаниям». Причем респондентами выступили студенты аграрных вузов — ЮУрГАУ и УрГАУ (60 человек), фермеры Свердловской и Челябинской областей (268 человек), а также предприниматели сельских территорий Свердловской и Челябинской областей (152 человека). Респондентам необходимо было ответить на общие вопросы, связанные со знанием истории кооперации в России, преимуществ кооперативного движения, а также необходимо было определить ключевые факторы распространения знаний о кооперации. В результате обработки анкет мы получили рейтинг факторов, влияющих на распространение знаний о кооперации (рис. 4).

Таким образом, обобщая третью группу факторов, делаем вывод, что для успешной реализации и развития кооперации необходимы модели управления «кооперативными знаниями» (рис. 5), предусматривающие распространение знаний о кооперативной культуре, разъясняющие принципы и нормы кооперации и в целом способствующие устойчивому развитию, повышению производительности и конкурентоспособности различных форм аграрного бизнеса. Наиболее важными для функционирования модели управления знаниями являются: имеющиеся опыт, навыки; процесс обучения; передача знаний через межпоколенческие связи, совместное использование знаний; а основными препятствиями применения модели в сельскохозяйственном контексте являются ограниченное время и нехватка квалифицированного персонала. Результаты опросов показали, что с практической точки зрения наиболее ожидаемым результатом применения модели управления знаниями в сельском хозяйстве является положительное влияние желания фермеров объединяться в кооперативы, повышая производительность труда. Несомненно, удовлетворенность пользователя знаниями и наличие необходимой информации будут способствовать принятию верных решений и снижению рисков [12]. Разработанная модель управления кооперативными знаниями позволит сформировать теоретические основы кооперативной теории,

Рис. 4. Итоги опроса «Факторы распространения знаний о кооперации». Источник: [Авторская разработка, созданная с помощью сервиса https://viewer.edrawsoft.com]

Fig. 4. Results of the survey "Factors of dissemination of knowledge about cooperation". Source: [Author's development created with the help of the service https://viewer.edrawsoft.com ]

Рис. 5. Модель управления кооперативными знаниями. Источник: [Авторская разработка] Fig. 5. Cooperative knowledge management model. Source: [Author's development]

подробно раскрывающей смысл, задачи и цели данного движения, а также будет способствовать развитию мощного интеллектуала страны за счет привлечения молодежи, разделяющей общую систему кооперативных ценностей.

Практический опыт фермерства непосредственно определяет ценность кооператива; университеты, реализуя образовательные программы, предоставляют ресурсы знаний, а консультанты или предприниматели выступают с инициативами, правительство поддерживает осуществление инновационной деятельности, включая закупки, поддержку НИОКР, разработку нормативных правил и налоговые льготы.

В целом развитие кооперативных институтов будет базироваться не только на развитии информационно-консультационных и обучающих центров, соответствующих правовых актов, фондов финансовой поддержки, но и на реализации механизма социально-поведенческого аспекта кооперативного движения.

Заключение

Традиционно фермеры оценивают риски и преимущества вступления в кооперативы, чтобы улучшить свое экономическое положение, рассматривая возможности слияния, консолидации и поглощения для повышения конкурентоспособности. Проведенный нами анализ социальных

мотивов доказывает многофункциональность кооперативных объединений, особо выделяя социально-поведенческий аспект. Особое внимание уделяется анализу причин, сдерживающих развитие кооперации в нашей стране, и выработке моделей развития лидерства в области кооперативного движения как первостепенного фактора успешной трансформации кооперации в современных условиях; формирования высокого уровня доверия фермеров как ключевого условия повышения мотивации и стимулов объединения для совместной деятельности; модели управления знаниями о кооперативной культуре, принципах, нормах и преимуществах, способствующих формированию теоретической концепции сельскохозяйственной кооперации.

Разработанная модель ценностей кооперативов нового типа демонстрирует взаимосвязи и взаимозависимости семи основных ценностей кооперативных объединений, определяет выполнение кооперативами соответствующего сегодняшней ситуации спектра социальных и экономических функций как детерминанты устойчивого развития сельских территорий и сельских сообществ. Проведенное анкетирование в рамках исследования позволило выявить факторы, влияющие на распространение знаний о кооперации. Глубокие знания принципов сотрудничества, ответственности, преимуществ кооперации будут

способствовать возрождению кооперативных ценностей, консолидации общества и росту социального капитала. Применение на практике предложенной модели управления кооперативными знаниями будет способствовать выходу сельскохозяйственной кооперации на качественно новый уровень в сохранении традиционных знаний и передаче их новым участникам, а конечным результатом внедрения комплексной модели управления кооперативными знаниями станет

повышение скорости и качества бизнес-решений в аграрном секторе. Глубокий анализ социальных мотивов развития сельскохозяйственной кооперации будет способствовать более эффективному функционированию кооперативов в условиях меняющихся общественных приоритетов, непредсказуемых факторов среды, в процессе изменения политико-правовых дискурсов и практических мер поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России.

Список источников

1. Bachtrogler J., Fratesi U., Perucca G. The Influence of the Local Context on the Implementation and Impact of EU Cohesion Policy // Regional Studies. 2020. № 54 (1). P. 21-34.

2. Gibson-Graham J. K. Ensuring an ethical economy: cooperativity and class // Critical Sociology. 2003. № 29 (2). P. 123-161.

3. Lazzarini S., Chaddad F., Cook M. Integrating supply chain and network analyses: The study of netchains // Journal on Chain and Network Science. 2001. № 1(1). Р. 7-22.

4. Michelsen J. The rationales of cooperative organizations. Some suggestions from Scandinavia // Annals of public and cooperative economics. 1994. Т. 65, № 1. P. 13-34.

5. Podolny J. M., Page K. L. Network forms of organisation // Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 2. № 1. P. 57-76.

6. Verdouw C. et al. Architecture framework of IoT-based food and farm systems: A multiple case study // Computers and Electronics in Agriculture. 2019. Т. 165. С. 104939.

7. Unnevehr L. J. Between Farmers and Consumers // Nature Food. 2021. No. 2. Pp. 392-393.

8. Бурлаков В. Б. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: причины неудовлетворительного состояния и перспективы развития // Агрофорсайт. 2019. № 2 (20). С. 2.

9. Головина С. Г., Абилова Е. В., Смирнова Л. Н. Развитие фермерства в Европе: опыт и проблемы // Теория и практика современной аграрной науки : сб. III национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием (г. Новосибирск, 26 февраля 2021 г.). Новосибирск, 2021. С. 1109-1114.

10. Цифровизация экономики в регионах России / М. В. Комарова, А. В. Лихвойнен, А. А. Розов, Е. В. Солодкова, А. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5-1. С. 31-38.

11. Максимов А. Ф. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы в современных условиях их функционирования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 3. С. 43-52.

12. Маркова В. Д., Марков А. А. Цифровизация, или Управление на основе потока данных // Инновации. 2019. № 7 (249). С. 83-87.

13. Плетнев Д. А. Трудная судьба российских быстрорастущих компаний // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 3 (425). С. 132-139.

14. Попова Е. В., Стрих Н. И. Влияние новых цифровых технологий на развитие циркулярных бизнес-моделей // Инновационные исследования: опыт, проблемы внедрения результатов и пути решения. Уфа, 2022. С. 159-162.

References

1. Bachtrogler J, Fratesi U, Perucca G. The Influence of the Local Context on the Implementation and Impact of EU Cohesion Policy. Regional Studies. 2020;(54):21-34.

2. Gibson-Graham JK. Ensuring an ethical economy: cooperativity and class. Critical Sociology. 2003;(29):123-161.

3. Lazzarini S, Chaddad F, Cook M. Integrating supply chain and network analyses: The study of netchains. Journal on Chain and Network Science. 2001;(1):7-22.

4. Michelsen J. The rationales of cooperative organizations. Some suggestions from Scandinavia. Annals of public and cooperative economics. 1994;65(1):13-34.

5. Podolny JM, Page KL. Network forms of organisation. Annual Review of Sociology. 1998;(2):57-76.

6. Verdouw C et al. Architecture framework of IoT-based food and farm systems: A multiple case study. Computers and Electronics in Agriculture. 2019;(165):104939.

7. Unnevehr LJ. Between Farmers and Consumers. Nature Food. 2021;(2):392-393.

8. Burlakov VB. Agricultural consumer cooperation: reasons for the unsatisfactory state and prospects for development. Agroforsajt =Agroforesight. 2019:(2):2. (In Russ.).

9. Golovina SG, Abilova EV, Smirnova LN. Development of farming in Europe: experience and problems. Teoriya i praktika sovremennoj agrarnoj nauki: Sbornik III nacional'noj (vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Novosibirsk, 26 fevralya 2021 g.). = Theory and practice of modern agrarian science: Sat. III national (all-Russian) scientific conference with international participation (Novosibirsk, February 26, 2021). Novosibirsk; 2021. Pp. 1109-1114. (In Russ.).

10. Komarova MV, Likhvoynen AV, Rozov AA, Solodkova EV, Stepanova AA. Digitalization of the economy in the regions of Russia. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava = Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021;(5-1):31-38. (In Russ.).

11. Maksimov AF. Agricultural consumer cooperatives in modern conditions of their functioning. Funda-mental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki =Fundamental and applied studies of the cooperative sector of the economy. 2018,(3):43-52. (In Russ.).

12. Markova VD, Markov AA. Digitalization, or Management based on data flow. Innovacii = Innovations. 2019,(7):83-87. (In Russ.).

13. Pletnev DA. The difficult fate of Russian fast-growing companies. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University. 2019;(3(425):132-139. (In Russ.).

14. Popova EV, Strih NI. The influence of new digital technologies on the development of circular business models. In: Innovacionnye issledovaniya: opyt, problemy vnedreniya rezul'tatov i puti resheniya = Innovation research: experience, problems of implementing results and solutions. Ufa; 2022. Pp. 159-162. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Е. В. Абилова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента факультета управления, Челябинский государственный университет; старший научный сотрудник НИИ аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет.

С. Г. Головина — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ аграрно-экологи-ческих проблем и управления сельским хозяйством

Information about the authors

E. V. Abilova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Faculty of Management, Chelyabinsk State University; Senior Researcher, Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University.

S. G. Golovina — Doctor of Economic Sciences, Professor, Chief Researcher of the Research Institute of Agricultural and Environmental Problems and Agricultural Management.

Статья поступила в редакцию 11.06.2023; одобрена после рецензирования 23.08.2023; принята к публикации 28.08.2023.

Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 11.06.2023; approved after reviewing 23.08.2023; accepted for publication 28.08.2023.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.