Научная статья на тему 'Современные исследования в области функциональной лингвистики'

Современные исследования в области функциональной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4264
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕОРИЯ / АНАЛИЗ ДИСКУРСА / FUNCTIONAL LINGUISTICS / LINGUISTIC SEMANTICS / COMMUNICATIVE-ACTIVITY THEORY / DISCOURSE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурашова Людмила Павловна

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что функциональным исследованиям в лингвистике в настоящее время уделяется недостаточное внимание. В данной статье представлена систематизация современных функциональных лингвистических исследований с опорой на достижения прошлых лет. В статье описаны такие направления исследования, как лингвистическая семантика, коммуникативно-деятельностный анализ языка и функциональный анализ дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STUDIES IN FUNCTIONAL LINGUISTICS

The topic of the research is particularly relevant because functional studies in linguistics are not investigated sufficiently enough nowadays. This article presents a systematization of modern functional linguistic studies relying on the achievements of previous years. The article describes such research areas as linguistic semantics, communicative-activity analysis of language and functional discourse analysis.

Текст научной работы на тему «Современные исследования в области функциональной лингвистики»

УДК 81-116 ББК 81.2 М 91

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

(Рецензирована)

Мурашова Людмила Павловна,

старший преподаватель кафедры лингвистики и перевода Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (952) 879 91 58, e-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что функциональным исследованиям в лингвистике в настоящее время уделяется недостаточное внимание. В данной статье представлена систематизация современных функциональных лингвистических исследований с опорой на достижения прошлых лет. В статье описаны такие направления исследования, как лингвистическая семантика, коммуникативно-деятельностный анализ языка и функциональный анализ дискурса.

Ключевые слова: функциональная лингвистика, лингвистическая семантика, коммуникативно-дея-тельностная теория, анализ дискурса.

MODERN STUDIES IN FUNCTIONAL LINGUISTICS

Murashova Lyudmila Pavlovna,

senior teacher of department of linguistics and transfer of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (952) 879 91 58, e-mail: [email protected]

Summary. The topic of the research is particularly relevant because functional studies in linguistics are not investigated sufficiently enough nowadays. This article presents a systematization of modern functional linguistic studies relying on the achievements of previous years. The article describes such research areas as linguistic semantics, communicative-activity analysis of language and functional discourse analysis.

Keywords: functional linguistics, linguistic semantics, communicative-activity theory, discourse analysis.

Современная лингвистика прошла длительный и подчас противоречивый путь исторического развития. Из-за этого многие проблемы, возникающие в сфере лингвистического знания, можно лучше понять, принимая во внимание исторический аспект, обращаясь к особенностям развития науки о языке в контексте разных этнических культур, к ее прошлому [1].

Современное языкознание - это продукт деятельности исследователей, принадлежащих к различным культурам, получивший развитие в самых разных странах мира. При этом вполне естественным является наличие значительных «национальных» отличий даже в рамках одних и тех же научных парадигм.

С другой стороны, можно отметить и обратную тенденцию сближения, наблюдаемую благодаря все более тесным контактам и обмену идеями и концепциями между языковедами различных линг-

вистических традиций. Эта тенденция приводит к интернационализации исследовательских процессов и формированию так называемого мирового языкознания.

Действительно, в настоящее время наблюдается процесс активного взаимодействия между национальными лингвистическими школами. И, тем не менее, это не устоявшаяся данность, а лишь тенденция в современной науке. В целом на состоянии лингвистических школ эта тенденция сказывается двояко - с одой стороны, обогащая национальное языкознание новыми идеями, а с другой, стирая его этнокультурный колорит.

Функционализм как исследовательский принцип все больше привлекает внимание ученых, и это не удивительно, поскольку функциональный анализ детально отражает сущность явления, в том числе и такого сложного и обширного как язык, исходя из его предназначения, его функции. Пред-

ставление о функционализме в лингвистике, как о системе складывается в первую очередь из постижения предмета и методов лингвистического функционализма, а также при сравнении с другими направлениями исследования. Главное отличие функциональной лингвистики - это подход к языку как к функциональной системе.

Функциональная лингвистика опирается на представление о языке как о продукте человеческой деятельности, который имеет целевую направленность. Функция языка, таким образом, заключается в достижении цели коммуникации. При этом анализ языка как средства общения показал, что чаще всего целью говорящего является выражение. Это оправдывает функционально-системный подход к лингвистическому анализу.

В функциональной лингвистике на сегодняшний день сформировался целый ряд направлений исследования: функциональная грамматика, функциональный подход к интерпретации текста, функциональный синтаксис и функциональная стилистика, однако внимание лингвистов-функционалистов на сегодняшний день все больше привлекают другие области, такие, как лингвистическая семантика, коммуникативно-деятельностная теория языка и анализ дискурса. В данной статье мы обозначим некоторые области функциональной лингвистики, в рамках которых ведутся разработки на современном этапе.

Лингвистическая семантика

Во второй половине 20 века все большее внимание лингвистов стали привлекать проблемы исследования семантики языка. К 70-м годам все более стала проявляться неудовлетворенность господствующей ориентацией на постулаты дескриптивной и генеративной лингвистики, игнорирующие значение.

Традиционный подход к языковому значению, отождествляющий его с неизменными и универсальными понятиями (если следовать принципам традиционной логики) или же с изменчивыми представлениями (с точки зрения принципов психологии), стал рассматриваться как не совсем адекватный. Все больше сторонников появлялось у подхода, согласно которому лингвистическая семантика выходит за рамки семасиологии (лексической семантики) и имеет своим объектом также значение предложения и текста.

В нашей стране в 70-80-е гг. были выдвинуты многочисленные концепции синтаксической семантики. Здесь можно отметить работы Т.Б. Алисовой, описавшей семантико-грамматическую классификацию простых предложений [3]; Ю.Д. Апресяна, в область научных интересов которого входит лексическая семантика [5]; Н.Д. Арутюно-

вой, рассмотревшей проблему функциональных типов лексического значения [6] Е.В. Падучевой, раскрывшей динамические модели в семантике лексики [12] и Архиповой С.В., исследовавшей проблему значения слова в лингвистике [7] и др.).

По словам И.П. Сусова, описание семантической структуры предложения может быть ориентировано [14]:

- на строение типовых онтологических ситуаций,

- на субъектно-предикатную (предикацион-ную) структуру (Н.Д. Арутюнова, Н.Б. Шведова) и не всегда четко от нее отграничиваемую структуру «тема - рема»,

- на пропозициональную (реляционную) структуру (Ю.Д. Апресян, Е.В. Падучева, Алисова, В.Б. Касевич, В.Г. Гак);

- на синтаксическую структуру предложения (работы Н.Ю. Шведовой, А.М. Мухина).

При этом наиболее разработанным является пропозициональный подход, который предполагает: 1) спецификацию семантических актантов (семантических т.е семаетем); 2) различение пропозициональных и предметных актантов (группа предиката и субъекта); 3) разграничение пропозиции и модуса (собственного я в предложении), 4) иерар-хизацию актантных ролей, и т.д.

Круг возможностей в синтаксической семантике расширяется за счет прагматического аспекта исследования. Исследуется иллокутивная или коммуникативная цель говорящего; пресуппозиция; использование принципа кооперации, требующего надлежащего выполнения коммуникативных ролей и т.п..

Коммуникативно-деятельностная теория языка

Данная теория иначе носит название теории речевых актов (действий). Она возникла в рамках философии повседневного языка в результате развития идей позднего Л. Витгенштейна, у истоков которой стояли Джон Л. Остин и Джон Р. Серл. Теория речевых актов рассматривает в качестве важнейших единиц коммуникации не отдельные лексемы или предложения, а локутивные акты (определенные речевые действия, факт говорения), обладающие многоплановой структурой. Локу-тивные акты выступают как носители коммуникативных задач, иначе говоря, выполняют функции иллокутивных актов (акт осуществления языковых функций) и в то же время направлены на достижение целенаправленных эффектов, выполняя тем самым функцию перлокутивных актов (актов, вызывающих результат воздействия на мысли и чувства адресата). Дж. Серл также вводит понятие пропозиционального акта, в рамках которого осуществляется референция и предикация.

В основном в рамках коммуникативно-дея-тельностной теории языка внимание сосредоточено на структуре иллокутивных актов (таких речевых действий как утверждения, вопросы, отдача приказов, описания, объяснения, извинения, благодарности и т.п.) и их классификации.

Широкую известность в современной лингвистике получила классификация речевых актов Джона Р. Серла, в которой выделены 5 типов речевых актов [13]:

Ассертивы (утверждения), сообщающие о положении дел и предполагающие истинностную оценку;

Директивы, побуждающие адресатов к определенным действиям;

Комиссивы, сообщающие о взятых на себя говорящим обязательствах;

Зкспрессивы, выражающие определенную психическую позицию по отношению к какому-либо положению дел;

Декларативы. Иллокутивные акты данного типа устанавливают новое положение дел.

Позднее основы, заложенные в работах Джона Л. Остина и Джона Р. Серла были развиты в трудах отечественных лингвистов. Так, например, В.В. Богданов разработал классификацию, в которой выделяется 9 типов речевых актов [8]:

Декларативы (ритуальный акт);

Комиссивы (адресантно-инициирующий, побуждающий акт);

Интеррогативы (информационно-побудительный, адресатно-инициирующий акт);

Инъюнктивы (адресатно-инициирующий, побудительный акт, основанный на социальном положении или власти);

Реквестивы (побудительный акт, не основанный на социальном положении или власти);

Адвисивы (побудительный акт, не основанный на социальном положении или власти);

Экспрессивы (психологически выражающий

акт);

Констативы: (акт, сообщающий, выражающий известную информацию);

Аффирмативы (акт, сообщающий, выражающий неизвестную информацию).

Предметом описания в коммуникативно-де-ятельностной теории языка являются языковые средства, позволяющие выявить иллокутивные цели и функции (глаголы, наречия, частицы, интонация, порядок слов), а также те условия, в которых проходит коммуникация. Анализируются условия, необходимые для успешной реализации иллокутивных актов, разрабатывается иллокутивная логика.

Появились многочисленные разработки в области классификации речевых актов в работах

отечественных лингвистов (Ю.Д. Апресян, В.В. Богданов). Большое число работ посвящено исследованию отдельных типов речевых актов на материале разных языков, в которых анализируется их функционирование в диалогическом и монологическом виде дискурса, а также описанию вербальных и невербальных средств реализации иллокутивных актов (И.П. Сусов, В.В. Лазарев, И.Н. Аксенова, Л.Д. Мали и др.). Мали Л.Д., например, исследовала ком-муникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе [11].

Разработка теории речевых актов значительно повлияла на исследование коммуникативной грамматики, а также на разработку проблем анализа дискурса. В современной функциональной лингвистике теория речевых актов рассматривается в рамках широко понимаемой лингвистической прагматики (имеющей своим объектом отношения между языковыми единицами и коммуникантами). Ее идеи также находят отражение в разработках по искусственному интеллекту.

Анализ дискурса

В последнее десятилетие двадцатого века в мировой лингвистике широкое распространение получило исследование дискурса. Подобный анализ представлен совокупностью ряда течений, отличающихся от статичного исследования текста своим динамизмом. Термин дискурс получил распространение в первую очередь в англо-американской и во французской литературе.

Существуют ряд возможных интерпретаций термина дискурс. Дискурс может пониматься как:

- текст в различных его аспектах,

- связная речь (З.З. Харрис);

- актуализованный текст в отличие от текста как формальной грамматической структуры (Тойн А. ван Дейк);

- когерентный текст (И. Беллерт),

- текст, сконструированный говорящим для слушателя (Джиллиан Браун, Джордж Юл, Левиче-ва О.С.) Внимание Левчиной О.С, например, привлекла компонентная структура системы современной коммуникации [10], внимание Анисимовой А.Т - Лингвистические проекции конфликта [4];

- результат процесса взаимодействия в социокультурном контексте (К.Л. Пайк);

- связная последовательность речевых актов, т.е. как образование, включенное в коммуникативно-прагматический контекст, в отличие от текста как последовательности предложений, отвлеченной от коммуникативно-прагматического контекста (И.П. Сусов, Н.Д. Арутюнова);

- единство, реализующееся как в виде речи, т.е. в звуковой субстанции, так и в виде текста, т.е в письменной форме (В.В. Богданов);

- в философии - как рассуждение с целью обнаружения истины (Й. Хабермас) (Сусов 1999).

Функциональный подход к анализу дискурса сложился под влиянием идей когнитологии и распространения моделей языка, построенных на коммуникативно-прагматической основе. В рамках данного подхода большое внимание уделяется динамическому характеру дискурса (т.е. процессу конструирования и процессу интерпретации) (Т.А. ван Дейк).

При анализе прагматики текста (авторского замысла текста в целом) ученые считают необходимым учитывать и контекст дискурса (референцию, пресуппозицию, импликатуру, умозаключения), контекст ситуации, роль темы и топика, информационную структуру (данное - новое), когезию (формальную связность текста) и когеренцию (смысловую связность), а также знания о мире (скрипты, фреймы, сценарии, ментальные модели, схемы). В подобном функциональном ключе выполнены труды представителей Тверской школы М.Л. Макарова, В.С. Григорьевой, И.Н. Аксеновой и др.

Позднее исследование дискурса приобретает междисциплинарный характер. При этом используются достижения социолингвистики, когнитивной науки, психолингвистики, антропологии, этнографии речи, искусственного интеллекта, теории речевых актов (лингвистической философии), конверсационного анализа (анализа диалога, беседы), стилистики риторики и др. В европейской науке наблюдается аналогичная тенденция. Это дает возможность всеобъемлющего исследования языковых явлений. Научная мысль в Европе также отходит от исследования формальной лингвистики текста к семантике и прагматике, а через них к теории текста (текстологии и текстоведению (Зигфрид Й. Шмидт)).

Мы видим, что функциональная лингвистика не является изолированным полем ииследования. Она пересекается с такими областями исследований, как грамматическая типология, с помощью которой структурируется морфо-фонология языка, сопоставительная грамматика, грамматический анализ текста, психолингвистика, прикладная лингвистика (в их грамматических аспектах), праг-малингвистика, объектом исследования которой является собственно общение и т.д.

Таким образом, функциональная лингвистика не является обособленной и изолированной научной дисциплиной. Она выступает как один из пересекающихся компонентов современной системы лингвистических дисциплин и сфер исследования, характеризующихся общей функциональной направленностью.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ажеж К. Человек говорящий: Вклад лингвистики в гуманитарные науки: Пер с фр. - М: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). -СПб.: Реноме, 2012. - С. 140-142.

3. Алисова Т.Б. Опыт семантико-грамматической классификации простых предложений // Вопросы языкознания. - 1970. - № 2. - С 91-98.

4. Анисимова А.Т. Лингвистические проекции конфликта (дескриптивный аспект). Дис. ... канд. фи-лол. наук. - Краснодар, 2004. - 212 с.

5. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка // Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. - М., 1995. - С. 56-69

6. Арутюнова Н.Д. К проблеме функциональных типов лексического значения // Аспекты семантических исследований. - М., 1980. - С. 156-249.

7. Архипова С.В. Проблема значения слова в лингвистике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 11-2. - М., 2013. - С. 15-18.

8. Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения. - Калинин: КТУ, 1989. - С. 25 - 37.

9. Лазарев В.В. Методологические основы и методический потенциал теории речевых актов // Речевые акты в лингвистике и методике: Сб. науч. тр.

- Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ,1986. - С.3-10.

10. Левичева О.С. Компонентная структура системы современной коммуникации: дифференциация понятий // Коммуникативные исследования.

- Омск: Омский государственный университет, 2014. - С. 28-40.

11. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе /? Начальная школа плюс до и после.

- М.: Баласс, 2012. - С. 76-80.

12. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

- 609 с.

13. Серл Джон Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. - М., 1986. - С. 170—194.

14. Сусов. И.П. История языкознания [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ ЬМ^ек_Вик8/СиЬиге/8у80У_1а2ик02П2п/_06^р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.