Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / НЕСЫРЬЕВОЙ НЕЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПОРТ / МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ / ЗАЩИТА И ПООЩРЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна, Наумова Елена Аркадьевна

В настоящее время в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации реализуется стратегическая задача наращивания объемов несырьевого неэнергетического экспорта, выполнение которой невозможно без повышения инвестиционной активности российских экспортеров. Авторами выполнен анализ современного состояния, динамики и структуры инвестиций в Российской Федерации. Определен перечень негативных факторов, препятствующих реализации экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Указано, что потенциальные и действующие инвесторы в сфере внешнеторговой деятельности могут воспользоваться как общими, так и специфическими мерами стимулирования инвестиционного процесса. При использовании методов сравнения, системного анализа и обобщения выполнена характеристика современных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности производителей экспортной продукции, наиболее перспективными из которых, по мнению авторов, являются корпоративная программа повышения конкурентоспособности, механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений и модернизированный вариант специального инвестиционного контракта. Выявлено, какие отрицательные факторы, сдерживающие инвестиционный процесс, могут быть минимизированы посредством рассматриваемых механизмов поддержки инвесторов со стороны государства в сфере реализации экспортно-ориентированных проектов. Указаны условия, ограничивающие применение анализируемых инструментов повышения инвестиционной активности экспортеров. Полученные результаты исследования могут быть использованы потенциальными инвесторами при выборе государственной программы стимулирования вложений в основной капитал экспортеров несырьевых неэнергетических товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна, Наумова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS TO PROMOTE EXPORT-ORIENTED INVESTMENT PROJECTS

Currently, in the field of foreign economic activity of the Russian Federation, the strategic task of increasing the volume of non-resource non-energy exports is being implemented, which is impossible without increasing the investment activity of Russian exporters. The authors have analyzed the current state, dynamics and structure of investments in the Russian Federation. A list of negative factors hindering the implementation of export-oriented investment projects has been determined. It is indicated that potential and existing investors in the field of foreign trade activities can take advantage of both general and specific measures to stimulate the investment process. Using the methods of comparison, system analysis and generalization, a characterization of modern measures of state support for the investment activities of export producers has been carried out, the most promising of which, according to the authors, are the corporate program to increase competitiveness, the mechanism of agreements on the protection and promotion of capital investments and the modernized version of the special investment contract. It has been identified what negative factors hindering the investment process can be minimized through the mechanisms under consideration to support investors from the state in the implementation of export-oriented projects. The conditions limiting the use of the analyzed tools to increase the investment activity of exporters are indicated. The results of the study can be used by potential investors when choosing a state program to stimulate investments in fixed capital of exporters of non-energy commodities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК 330.322(045)

Ю.В. Кузминых, Е.А. Наумова

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В настоящее время в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации реализуется стратегическая задача наращивания объемов несырьевого неэнергетического экспорта, выполнение которой невозможно без повышения инвестиционной активности российских экспортеров. Авторами выполнен анализ современного состояния, динамики и структуры инвестиций в Российской Федерации. Определен перечень негативных факторов, препятствующих реализации экспортно-ориентированных инвестиционных проектов. Указано, что потенциальные и действующие инвесторы в сфере внешнеторговой деятельности могут воспользоваться как общими, так и специфическими мерами стимулирования инвестиционного процесса. При использовании методов сравнения, системного анализа и обобщения выполнена характеристика современных мер государственной поддержки инвестиционной деятельности производителей экспортной продукции, наиболее перспективными из которых, по мнению авторов, являются корпоративная программа повышения конкурентоспособности, механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений и модернизированный вариант специального инвестиционного контракта. Выявлено, какие отрицательные факторы, сдерживающие инвестиционный процесс, могут быть минимизированы посредством рассматриваемых механизмов поддержки инвесторов со стороны государства в сфере реализации экспортно-ориентированных проектов. Указаны условия, ограничивающие применение анализируемых инструментов повышения инвестиционной активности экспортеров. Полученные результаты исследования могут быть использованы потенциальными инвесторами при выборе государственной программы стимулирования вложений в основной капитал экспортеров несырьевых неэнергетических товаров.

Ключевые слова: инвестиции в основной капитал, несырьевой неэнергетический экспорт, меры стимулирования инвестиций, специальный инвестиционный контракт, защита и поощрение капиталовложений, корпоративная программа, повышение конкурентоспособности.

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-3-451-459

Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» (обновленная редакция) предусмотрено увеличение несырьевого неэнергетического экспорта (далее - ННЭ) к 2030 г. на 70 % по сравнению с 2020 г. до 273 млрд долларов США [1]. Следует отметить, что в 2021 г. вывоз из России несырьевых неэнергетических товаров и услуг составил 191 млрд долларов США, что на 36 % выше показателя предыдущего года [2]. Со стороны государства российским участникам внешнеторговой деятельности предоставляется комплекс мер, способствующих укреплению их позиций на мировых отраслевых рынках, таких как возможность получения информационных онлайн-услуг в электронной системе «Мой экспорт», финансовая поддержка участия экспортеров в международных деловых выставках и ярмарках, содействие лицензированию и сертификации несырьевых неэнергетических товаров услуг и т.д.

Актуальность данной работы определяется тем, что одним из драйверов сохранения высоких темпов роста ННЭ может стать реализация государственных системных мер стимулирования российского рынка инвестиций в основной капитал. При этом финансовые, налоговые и иные средства поддержки инвесторов со стороны государства должны распространяться как на предприятия, непосредственно выпускающие продукцию для реализации на международном рынке, так и на обслуживающих их контрагентов (поставщиков сырья, материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов). Целью исследования является определение наиболее перспективных инструментов государственной поддержки реализации инвестиционных проектов по выпуску экспортно-ориентированной продукции.

Анализ современного состояния и динамики инвестиций в России за последние десять лет (см. табл. 1), выполненный авторами на основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, позволяет сделать следующие выводы:

- несмотря на то, что в течение 2011-2020 гг. произошло абсолютное увеличение инвестиций в основной капитал в действующих ценах с 11 035 млрд руб. до 20 118 млрд руб., имеет место их раз-

нонаправленная динамика. Об этом свидетельствуют текущие темпы роста вложений в основной капитал в сопоставимых ценах, имеющие значение менее 100 %, для ряда лет (2014-2016 гг., 2020 г.);

- среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал в действующих ценах за анализируемый период составляют 8,2 %, в то время как финансовые вложения организаций прирастали существенно более высокими темпами - на 35,9 % в среднем в год;

- на национальном рынке инвестиций наблюдается существенное преобладание финансовых вложений организаций, при этом их темпы роста, как правило, превышают темпы роста вложений в основной капитал. Если в 2011 г. соотношение между инвестициями в основной капитал и финансовыми инвестициями в действующих ценах составляло 1:6, в 2015 г. - 1:9, то в 2020 г. стало равно 1:15. Кроме того, следует учитывать, что в структуре финансовых инвестиций долгосрочные вложения, косвенно финансирующие инвестиционные проекты, составляют в течение анализируемого периода всего 9,1-13,2 % [3].

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что именно инвестиции в основной капитал нуждаются в мерах государственной поддержки.

Таблица 1

Динамика инвестиций в Российской Федерации за 2011-2020 гг.

Инвестиции в Темпы роста ин- Темпы роста ин- Финансовые Темпы роста фи-

основной капи- вестиций в ос- вестиций в ос- вложения орга- нансовых вложе-

Год тал (в действу- новной капитал новной капитал (в низаций (в дей- ний организаций

ющих ценах), млрд руб. (в действующих ценах), % сопоставимых ценах), % ствующих ценах), млрд руб. (в действующих ценах),%

2011 11035 120,6 110,8 66634 161,4

2012 12586 114,1 106,8 67725 101,6

2013 13450 106,9 100,8 72889 107,6

2014 13903 103,4 98,5 78604 107,8

2015 13897 100,0 89,9 127114 161,7

2016 14749 106,1 99,8 136719 107,6

2017 16027 108,7 104,8 165669 121,2

2018 17782 111,0 105,4 246503 148,8

2019 19329 108,7 102,1 247229 100,3

2020 20118 104,1 98,6 306081 123,8

Источник: составлено авторами на основе [3]

При оценке структуры капитальных вложений в разрезе источников финансирования выделяют собственные и привлеченные средства (см. рис.).

58,1

55,5

54,8

54,3

49,8

49

48,7

47

41,9

44,5

45,2

45,7

50,2

51

51,3

53

45

55

44,8

120 100 80 60 40 20 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 □ Собственные средства инвесторов □ Привлеченные средства Рис. Структура инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, % [3; 4]

55,2

В 2011-2020 гг. происходило постепенное сокращение удельного веса привлеченных средств с 58,1 % до 44,8 % и, соответственно, увеличение доли собственных средств инвесторов с 41,9 % до 55,2 %. Важно подчеркнуть, что замедление положительной динамики использования собственных источников финансирования инвестиций (прибыли, амортизационных отчислений и т.д.) в результате их ограниченности может затормозить экономическое развитие страны [4; 5]. По мнению российских инвесторов, недостаток собственных средств является третьим по значимости фактором, ограничивающим их инвестиционную активность [6]. Этим определяется необходимость использования привлеченных средств в инвестиционных проектах.

Наиболее значимым источником привлеченных средств в настоящее время (2019-2020 гг.) являются бюджетные ассигнования, которые составляют порядка 16-19 % от общей суммы инвестирования или более одной трети от величины привлеченных финансовых ресурсов. Значимость государственных инвестиций определяется не только тем, что они покрывают часть вложений в основной капитал организаций. Опыт развитых стран показывает, что бюджетные средства, инвестируемые, в первую очередь, в строительство дорог, развитие электросетей и создание других объектов инфраструктуры, стимулирует приток частных инвестиций (собственных средств инвесторов, заемных средств других организаций, населения и т.д.) [4].

На втором месте среди привлеченных источников финансирования находятся банковские кредиты, на которые приходится около 10 % всех инвестиций в основной капитал и 22 % привлеченных средств. На определенном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации, с 1998 г. по 2008 г, наблюдался постоянный рост доли кредитов банков в структуре финансовых источников инвестиций с 4,8 % до 11,8 % от общей суммы. Далее этот показатель стабилизировался и имеет незначительные колебания [4]. Дальнейшему расширению использования заемного банковского капитала препятствует высокий уровень ставки кредитования [6].

Меры стимулирования инвестиционной деятельности в целом и экспортно-ориентированных инвестиционных проектов в частности должны, в первую очередь, минимизировать причины, сдерживающие приток финансовых средств. К ним, помимо недостаточности собственных источников финансирования капиталовложений и высокого процента банковского кредита, относятся:

- неопределенность ситуации в национальной экономике и на мировом рынке;

- высокие темпы инфляционного процесса;

- нестабильность системы налогообложения в сфере инвестиционной деятельности;

- несовершенство нормативной правовой базы реализации инвестиционных процессов;

- недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке;

- низкий уровень рентабельности вложений в основной капитал;

- неразвитая производственная инфраструктура;

- высокая стоимость машин, механизмов и других видов технологического оборудования;

- инвестиционные риски и др. [6-8].

Необходимо отметить, что в условиях становления и развития рыночной экономики в России совокупность причин, сдерживающих реализацию инвестиционных проектов, меняется мало [9], что подчеркивает необходимость стимулирования вложений в основной капитал со стороны государства.

Очевидно, что каким бы совершенным не будет тот или иной инструмент стимулирования инвестиционной деятельности, он не сможет свести к минимуму весь указанный перечень факторов, ограничивающих вложения в основной капитал. Меры государственной поддержки могут уменьшить отрицательное влияние одной или нескольких причин, препятствующих реализации инвестиционных проектов. Действующим и потенциальным инвесторам при организации производства экспортно-ориентированной продукции первоначально надлежит определить наиболее значимые негативные факторы для их бизнеса. Только после этого следует перейти к выбору государственной программы, целью которой является их нейтрализация.

Весь комплекс инструментов по стимулированию инвестиций в производство несырьевой неэнергетической экспортной продукции можно разделить на две группы.

1. Общие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности по созданию, модернизации и развитию материально-технической базы выпуска продукции как для внутреннего, так и для внешнего рынка: льготы и преференции в рамках особых экономических зон, программа льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства, программа льготного лизинга оборудования, программа «Фонда развития моногородов», соглашения по защите и поощрении

капиталовложений, государственное финансирование строительства технопарков, региональные программы развития промышленности и др.;

2. Специфические инструменты стимулирования экспортно-ориентированных инвестиционных проектов: корпоративная программа повышения конкурентоспособности, программа «Инвестиционный лифт», программа «Проекты развития» и т.д.

Ниже приводится сравнительная характеристика трех, наиболее перспективных, по мнению авторов, современных инструментов стимулирования экспортного инвестирования.

Механизм заключения соглашений по защите и поощрению капиталовложений (далее - СЗПК), относящийся к первой группе общих мер государственной поддержки экспортно-ориентированных проектов, запущен в России с 2020 г. [10]. Реализация СЗПК на практике обеспечивает стимулирование инвесторов по двум основным направлениям:

- предоставление стабилизационной оговорки, обеспечивающей неизменность условий налогообложения инвесторов, за исключением НДС (при этом гарантируются условия возврата налога), положений лицензирования, землепользования и других административных процедур, связанных с реализацией проекта, а также тарифов (для крупных инвесторов) в течение, как минимум, трех лет;

- получение субсидий и (или) частичное возмещение затрат, направленных на создание инфраструктурных объектов, в том числе расходов по уплате процентов и займов. Инвестор может получить 50 % от фактических затрат, направленных на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры и 100 % сопутствующей инфраструктуры из федерального (регионального) бюджета.

Вложение бюджетных средств в создание сопутствующих инфраструктурных объектов посредством компенсации расходов инвесторов представляется чрезвычайно важным, так как способствует не только успешной реализации самого проекта, но и развитию национальной экономики в целом. Это связано с тем, что отсутствие дорожной сети, водопроводов, линий электропередачи и т. д. является одним из основных факторов, препятствующих осуществлению инвестиционной деятельности в регионах страны.

Указанные выше меры государственной поддержки зависят от объема капитальных вложений и отраслевой принадлежности проекта. Следует отметить, что действующий механизм СЗПК предусматривает минимальную базовую величину инвестиций в сумме 5 млрд руб. При этом для ряда отраслей снижен пороговый уровень капитальных вложений. Так, чтобы заключить соглашение на федеральном уровне в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт) организации должны вложить в инвестиционный проект 250 млн руб. и более, в области цифровой экономики, экологии и сельского хозяйства, как минимум, 500 млн руб., для предприятий обрабатывающей промышленности - 1,5 млрд руб. Сумма собственных средств, вложенных инвестором, при заключении региональных соглашений, должна составлять 0,2-1,0 млрд руб.

В течение 2020-2021 гг. общий объем инвестиций в рамках заключенных тридцати шести СЗПК составил 1,3 трлн руб., рассматривается еще 74 заявки на сумму 1,6 трлн руб., а к концу 2024 г. совокупная величина вложений должна увеличиться до 12,6 трлн руб. [11; 12], что подтверждает востребованность данной меры государственной поддержки со стороны бизнеса. Российские участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в сфере ННЭ уже проявили интерес к механизму СЗПК. В числе первых предприятий, заключивших соглашения, входят ПАО «Сегежа Групп» (Segezha Group), крупнейший экспортер продукции деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и ПАО «Фосагро», один из ведущих мировых производителей минеральных фосфорсодержащих удобрений.

ПАО «Сегежа Групп» реализует проект по строительству бумагоделательной машины по производству жиростойкой и мешочной бумаги на площадке Сокольского ЦБК, входящего в состав холдинга. Общая сумма капитальных вложений в данный проект превышает 11 млрд руб. При этом планируемая величина налогов и других обязательных платежей в связи с реализацией данного проекта, составляет порядка 1,6 млрд руб. в год [13; 14]. С учетом положений ст. 15 ФЗ [10], а именно предельного срока и предельного объема возмещения затрат по проекту, по оценкам авторов, общая сумма компенсации вложений может составить до 4 млрд руб., что несомненно имеет существенное значение для инвестора.

ПАО «Фосагро» осуществляет строительство завода в г. Волхове Ленинградской области по производству фосфорсодержащих удобрений и комплекса обеспечивающей его инфраструктуры (железнодорожного узла, складов сырья, систем и оборудования распределения электроэнергии, станции

химводоподготовки). Объем инвестиций составляет 28 млрд руб. [15]. В результате использования механизма СЗПК инвесторы смогут получить от государства 3 млрд руб. в качестве компенсации своих расходов [16].

Важно указать, что до апреля 2021 г. СЗПК оформлялись в бумажном виде. Далее соглашения должны были заключаться на электронной платформе в рамках государственной информационной системы (ГИС) «Капиталовложения». Целью цифровизации механизма СЗПК является обеспечение его массовости, формирование наиболее благоприятных условий осуществления инвестиционных проектов и контроля за ними. Сервисы ГИС «Капиталовложения» призваны осуществлять конкурсный отбор исполнителей публичных проектных инициатив, выполнять процессы заключения, изменения и прекращения соглашений, а также ведения их реестра в электронном виде, что сделает механизм СЗПК более доступным. Уже в 2021 г. на электронной платформе должно было быть оформлено более 500 СЗПК. Однако система до конца 2021 г. не заработала, что привело к временной приостановке механизма СЗПК [11]. В настоящее время Правительство РФ планирует, что в полном объеме ГИС заработает во второй половине этого года. До ввода в действие первой очереди электронной системы (лето 2022 г.) СЗПК будут заключаться в ручном режиме [17]. Механизм СЗПК в короткий срок доказал свою привлекательность на практике, его автоматизация позволит активизировать инвестиционный процесс во многих отраслях национальной экономики, в т.ч. запустить новые экспортно-ориентированные проекты по производству несырьевых неэнергетических товаров.

Актуальным специфическим инструментом стимулирования экспортно-ориентированного инвестирования является Корпоративная программа повышения конкурентоспособности (далее -КППК), предусмотренная Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» [1] и Постановлением Правительства Российской Федерации № 191 от 23.02.2019 г., целью которой является увеличение объема российского ННЭ и повышение конкурентоспособности российских производителей на международном уровне [18]. В рамках механизма КППК инвесторы могут получить льготные кредиты со снижением ставки на 4,5 п.п. для реализации экспортно-ориентированных проектов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Максимальный объем льготного финансирования - 60 млрд руб. на реализацию одного проекта. Предприятия в рамках КППК берут на себя обязательства по наращиванию объемов экспорта, при этом, как минимум, 30 % от всей совокупной выручки должен обеспечивать экспорт продукции. Срок реализации программы может составлять от двух до шести лет. Кредиты по льготным ставкам участники ВЭД могут взять и для финансирования текущей деятельности, в этом случае субсидируется 3 % кредитной ставки. Банки, вошедшие в КППК, возмещают упущенную выгоду за счет государственных субсидий.

По итогам первого квалификационного отбора, проведенного Минпромторгом России в 2019 г., в котором приняли участие более 700 инвесторов, общий объем льготного кредитования составит порядка 2,5 трлн руб. В целом в рамках КППК экспортеры смогут получить 7 трлн руб. кредитов по сниженным ставкам. Большая часть инвестиционного финансирования приходится на экспортеров, реализующих продукцию машиностроения, химической и лесной промышленности, металлургии. Единый перечень участников КППК размещен в Государственной информационной системе промышленности, доступ к которой имеют только авторизованные пользователи. Последующие конкурсные отборы проводятся по мере поступления заявок [19].

На фоне пандемии ряд участников ВЭД, заключивших соглашения по КППК, перенесли сроки реализации инвестиционных экспортно-ориентированных проектов на более позднее время. В связи с этим в 2020 г. ассигнования из федерального бюджета должны были составить всего 2 млрд руб. В последующий период бюджетное финансирование на реализацию КППК предусматривается в значительных объемах: в 2021 г. - 19 млрд руб., 2022 г. - 86 млрд руб., 2023 г. - 94 млрд руб., 2024 г. - 85 млрд руб. [20].

Первоначально планировалось ограничить механизм КППК 31 декабря 2024 г. По словам премьер-министра России М. Мишустина, учитывая востребованность программы, принято решение о продлении программы до 2030 г. [21]. Это позволит предприятиям, которые уже осуществляют экспортную деятельность или только ее планируют, воспользоваться льготным инвестиционным кредитованием в течение дополнительных шести лет.

На стыке первой и второй группы мер финансовой поддержки экспортно-ориентированных проектов находится механизм специального инвестиционного контракта (далее - СПИК), который начал действие в 2014 г. В 2019-2020 гг. данный механизм был значительно модернизирован и обо-

значается в настоящее время как СПИК 2.0. Предварительно обсужденные с бизнесом изменения упростили процедуру заключения контрактов и расширили круг потенциальных участников СПИК [22]. Сущность данного инструмента стимулирования инвестиционной деятельности на современном этапе его реализации заключается в следующем. Инвестор берет на себя обязательства по осуществлению инвестиционного проекта по разработке и (или) внедрению современной технологии по выпуску промышленной продукции. Правительством Российской Федерации утвержден перечень перспективных современных технологий различной отраслевой направленности в целях заключения СПИК 2,0, который включает в себя 630 позиций и постоянно обновляется, и расширяется с учетом поступающих заявок от бизнеса [23].

В качестве мер государственной поддержки инвестор получает от государства возможность использования таких инструментов стимулирования, как обеспечение стабильности условий хозяйствования, возможности применения ускоренной амортизации, права получения статуса единственного поставщика по государственным закупкам и др., а также налоговых льгот в части налога на прибыль и налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов.

Величина бюджетных субсидий и налоговых льгот может покрывать до 50 % капитальных вложений, предусмотренных проектом. Пороговый (минимальный) уровень величины инвестиций, позволяющий воспользоваться механизмом СПИК 2,0, не установлен. Максимальный срок контракта зависит от объема капитальных вложений: в случае, если инвестиции не превышают 50 млрд руб., то срок контракта ограничивается 15 годами; если превышает 50 млрд руб., тогда контракт может быть заключен на 20 лет. Пограничный характер СПИК 2.0 между общими и специфическими инструментами финансового стимулирования проектов по производству и экспорту несырьевой неэнергетической продукции объясняется следующим. Предметом контракта согласно СПИК 2.0 является разработка и (или) внедрение технологии для производства уникальной или конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Однако обязательство экспортера по реализации определенного объема (доли) произведенной продукции на внешнем рынке не было законодательно закреплено ни в первоначальной версии СПИК, ни в модернизированном варианте СПИК 2.0. Согласно ст. 182 п.6 [22] в качестве обязанностей инвестора в контракте должны быть указаны объемы произведенной и реализованной продукции (в количественном и денежном выражении). Представляется целесообразным в конкретных СПИК дифференцировать величину реализации продукции между внутренним и внешним рынком.

На сегодняшний день реестр СПИК содержит 58 соглашений как первой, так второй модернизированной версии на сумму более 1 трлн руб. Большинство проектов реализуются в фармакологической и химической промышленности, а также разных видах машиностроения. Наиболее крупные инвестиционные контракты на сумму 50 млрд руб. и более заключили ПАО «Уралкалий» (планируемый объем инвестиций не менее 117 млрд руб.), ООО «ЕВРОХИМ СЕВЕРО-ЗАПАД-2» (119 млрд руб.), ООО «ЭКОЛАНТ» (101 млрд руб.), АО «Верхнекамская Калийная Компания» (87 млрд руб.), ООО «ЕвроХим - Усольский калийный комбинат» (72 млрд руб.), ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп РУС» (61 млрд руб.), ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» (57 млрд руб.) [24].

Таблица 2

Минимизация влияния негативных факторов реализации экспортно-ориентированных

инвестиционных проектов

Факторы, препятствующие инвестиционной деятельности в сфере ННЭ СЗП К СПИК 2.0 КППК

Высокий банковский процент + +

Нестабильность системы налогообложения в сфере инвестиционной деятельности + +

Несовершенство нормативной правовой базы реализации инвестиционных процессов + +

Неразвитая производственная инфраструктура +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке +

Источник: составлено авторами на основе проведенного исследования * Примечание: через статус единственного поставщика по государственным закупкам

Следует отметить, что процесс заключения СПИК 2.0 осуществляется посредством проведения открытых конкурсных процедур, как по инициативе государства, так и инвестора, что обеспечивает прозрачность механизма и увеличивает его привлекательность. Исключение составляют СПИК 2,0 в сфере военно-промышленного комплекса, обороны страны и обеспечения ее безопасности.

Выполненная характеристика государственных инструментов поддержки инвестиционного процесса показывает пересечения отдельных видов стимулов СПИК 2.0 и СЗПК (см. табл. 2, в которой знак «+» означает, что инструмент стимулирования инвестиций в той или иной степени нейтрализует отрицательный фактор реализации проектов).

Основное различие указанных механизмов заключается в предмете договора: для СПИК 2.0 -это высокотехнологичные проекты вне зависимости от величины вложений, а для СЗПК - договор может быть заключен практически для всех видов экономической деятельности, но при этом планируемый объём инвестиций достаточно значителен.

Данные табл. 2 наглядно демонстрируют, что наиболее привлекательным инструментом государственной поддержки инвесторов в сфере реализации экспортно-ориентированных проектов является механизм СЗПК, снижающий негативное влияние четырех факторов, препятствующих инвестиционной деятельности. На втором месте находится СПИК 2.0. Оба указанных механизма стимулирования инвестиций уже доказали востребованность на практике. Однако не все потенциальные инвесторы могут воспользоваться ими, так как имеются ограничивающие условия: для СЗПК - это необходимость обеспечения со стороны инвестора минимальной базовой величины капитальных вложений, а для СПИК 2.0 - соответствие технологии, лежащей в основе проекта, утвержденному Правительством России перечню. Именно этим объясняется популярность КППК, в которой эти условия отсутствуют. Главное требование КППК заключается в намерениях инвестора производить и реали-зовывать экспортную продукцию.

Таким образом, потенциальные инвесторы при выборе между СПИК 2.0, СЗПК и КППК должны учитывать не только предоставляемые этими механизмами преимущества, но и особенности заключения контрактов (соглашений), требования к инвестиционным проектам, а также величину обязанностей и ответственности, которые возлагаются на них как участников государственных программ, направленных на стимулирование ННЭ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (редакция от 21.01.2021 г.) URL: NP_Mezhdunarodnaya_kooperaciya_i_eksport_compressed.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

2. Структура ВЭБ насчитала рекордный несырьевой экспорт России в 2021 году. URL: https://www. rbc.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

3. Инвестиции в России. 2021: статистический сборник / Росстат. М., 2021. 273 с.

4. Николаев, И.А. Инвестиции как источник экономического роста. Аналитический доклад / И.А. Николаев, Т.Е. Марченко, О.С. Точилкина. М., 2019. URL: https://www.fbk.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

5. Горелкина, И.А. Инвестиции в основной капитал: современное состояние и проблемы / И.А. Горелкина, Д.В. Беда. URL: https://www.cyberleninka.ru.

6. Инвестиции в нефинансовые активы. URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (дата обращения: 20.03.2022).

7. Аналитики ЦБ назвали главные причины низких промышленных инвестиций. URL: https://www. rbc.ru (дата обращения: 20.03.2022).

8. Высокие риски тормозят инвестиции в России / Независимая газета: экономика. URL: https://www. ng.ru. (дата обращения: 20.03.2020).

9. Мицек С.А. Что способствует и что мешает инвестициям в России // Финансы и кредит. 2000. № 3 (63). С. 2-6.

10. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (последняя редакция). URL: http://garant.ru (дата обращения: 20.03.2022).

11. Власти потратят 5,5 миллиардов на ИТ-систему защиту капиталовложений, которая пока им только навредила. URL: https://zoom.cnews.ru/news/item/542527 (дата обращения: 20.03.2022).

12. После оттаивания инвестировать // Газета Коммерсантъ. 2021. № 156 (7118). URL: http://kommersant.ru (дата обращения: 20.03.2022).

13. Подписаны первые 9 СЗПК на 135,7 млрд рублей инвестиций / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).

14. В Правительстве области отметили высокий уровень Сокольского ЦБК. URL: https://www.vologda.kp.ru/ online/news/4457222/u (дата обращения: 20.03.2022).

15. Проект строительства нового завода ФосАгро в Волхове в числе первых СЗПК // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/economy/3141171.html (дата обращения: 20.03.2022).

16. Соглашения прошли проверку на работоспособность // Газета Коммерсантъ. 2021. № 107 (7069). URL: http://kommersant.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

17. Информационную систему «Капиталовложения» планируют запустить во втором полугодии 2022 года // Министерство экономического развития РФ. URL: http://economy.gov.ru (дата обращения: 20.03.2022).

18. Постановление Правительства РФ от 23.02.2019 N 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции» (с изм. и доп.) // URL:garant.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

19. Утвержден единый перечень производителей, реализующих КППК. URL: https://www.mobile.ruscable.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

20. Минпромторг в этом году резко сократил господдержку экспорта // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru (дата обращения: 20.03.2022).

21. Поддержка реализующих КППК предприятий будет продлена до 20230 года. URL: https://www.finmarket.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

22. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ (последняя редакция). URL: http://consultant.ru. (дата обращения: 20.03.2022).

23. Распоряжение Правительства от 28 ноября 2022 г. № 3143-р «Об утверждении перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов». URL: https://www.garant.ru/. (дата обращения: 20.03.2022).

24. Минпромторг. Инвестиционные проекты и заключенные СПИК. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 20.03.2020).

Поступила в редакцию 25.03.2022

Кузминых Юлия Валерьевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» 192241, Россия, г. Санкт-Петербург, Софийская ул., 52, лит. А E-mail: july_lta@rambler.ru

Наумова Елена Аркадьевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» 190121, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лоцманская, 3 E-mail: elenanaumova@mail.ru

Yu. V. Kuzminykh, E.A. Naumova

MODERN TOOLS TO PROMOTE EXPORT-ORIENTED INVESTMENT PROJECTS

DOI: 10.35634/2412-9593-2022-32-3-451-459

Currently, in the field of foreign economic activity of the Russian Federation, the strategic task of increasing the volume of non-resource non-energy exports is being implemented, which is impossible without increasing the investment activity of Russian exporters. The authors have analyzed the current state, dynamics and structure of investments in the Russian Federation. A list of negative factors hindering the implementation of export-oriented investment projects has been determined. It is indicated that potential and existing investors in the field of foreign trade activities can take advantage of both general and specific measures to stimulate the investment process. Using the methods of comparison, system analysis and generalization, a characterization of modern measures of state support for the investment activities of export producers has been carried out, the most promising of which, according to the authors, are the corporate program to increase competitiveness, the mechanism of agreements on the protection and promotion of capital investments and the modernized version of the special investment contract. It has been identified what negative factors hindering the investment process can be minimized through the mechanisms under consideration to support investors from the state in the implementation of export-oriented projects. The conditions limiting the use of the analyzed tools to increase the

investment activity of exporters are indicated. The results of the study can be used by potential investors when choosing a state program to stimulate investments in fixed capital of exporters of non-energy commodities.

Keywords: investment in fixed assets, financial investments, non-resource non-energy exports, measures to stimulate investment, special investment contract, agreement to protect and encourage investment, corporate program to improve competitiveness.

Received 25.03.2022

Kuzminykh Yu.V., Doctor of Economics, Professor of the Department of Management St. Petersburg Branch named after Vladimir Bobkov of the Russian Customs Academy Sofiyskaya st., 52, lit. A, Saint Petersburg, Russia, 192241 E-mail: july_lta@rambler.ru

Naumova E.A., Candidate of Economics, Head of department of accounting and audit Saint Petersburg State Marine Technical University Lotsmanskaya st., 3, Saint Petersburg, Russia, 190121 E-mail: elenanaumova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.