Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ'

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова Валентина Михайловна, Аношин Антон Александрович, Каверин Дмитрий Викторович

В исследовании приводится сформированная законодательная база в сфере поддержки предприятий, которая основывается на конституционных принципах. В обзоре подчеркивается первостепенное значение Конституции Российской Федерации как основы формирования экономической политики государства. Нормативные правовые акты, указанные в исследовании, образуют систему мер поддержки промышленных предприятий. В работе демонстрируется динамика развития промышленности в секторе производства минеральных удобрений, указываются основные компании, образующие отрасль. На наш взгляд, анализ экономического развития отрасли и отдельных компаний может показать один из возможных эффектов от реализации мер государственной поддержки промышленных предприятий. Цель работы заключается в актуализации принципов Конституции Российской Федерации в обзоре мер государственной поддержки промышленности и выявлении их влияния на предприятия, производящие минеральные удобрения. В качестве методов были использованы элементы анализа нормативной правовой системы Российской Федерации, формализации инструментов поддержки предприятий и конкретизации их на практике применения промышленными предприятиями, использован также метод экономического анализа посредством приведения статистических данных. В ходе работы подчеркивается важность многофакторного анализа для исследования мер поддержки со стороны государства предприятиям, что подразумевает узконаправленный характер работы и нацеленность исследователей на дальнейшее изучение проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE MEASURES TO SUPPORT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR IMPACT ON ENTERPRISES PRODUCING MINERAL FERTILIZERS

In our study, we present the formed legislative framework in the field of enterprise support which is based on constitutional principles. The review emphasizes the primary importance of the Constitution of the Russian Federation as the basis for the formation of the state's economic policy. The regulatory legal acts specified in the study form a system of measures to support industrial enterprises. The paper demonstrates the dynamics of industrial development in the mineral fertilizers production sector and identifies the main companies that make up the represented industry. In our opinion, the analysis of the economic development of the industry and individual companies can show one of the possible effects of the implementation of state support measures for industrial enterprises. The purpose of our work is to actualize the principles of the Constitution of the Russian Federation to review the measures of state support for industry and to identify their impact on enterprises producing mineral fertilizers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ»

УДК 342.4 DOI: 10.22394/2074-7306-2021-1-2-81-89

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ

Большакова кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного Валентина и административного права, Нижегородский институт Михайловна управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (603950, Россия, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 46). E-mail: [email protected] Аношин аспирант юридического факультета, Нижегородский институт

Антон управления - филиал Российской академии народного хозяйства

Александрович и государственной службы при Президенте РФ (603950, Россия, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 46); зам. начальника аналитического отдела Департамента защиты и поощрения капиталовложений Министерства экономического развития РФ E-mail: [email protected]

Каверин студент направления «Регионоведение России», Институт

Дмитрий государственной службы и управления Российской академии

Викторович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119606, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 84). E-mail: [email protected]

Аннотация

В исследовании приводится сформированная законодательная база в сфере поддержки предприятий, которая основывается на конституционных принципах. В обзоре подчеркивается первостепенное значение Конституции Российской Федерации как основы формирования экономической политики государства. Нормативные правовые акты, указанные в исследовании, образуют систему мер поддержки промышленных предприятий. В работе демонстрируется динамика развития промышленности в секторе производства минеральных удобрений, указываются основные компании, образующие отрасль. На наш взгляд, анализ экономического развития отрасли и отдельных компаний может показать один из возможных эффектов от реализации мер государственной поддержки промышленных предприятий. Цель работы заключается в актуализации принципов Конституции Российской Федерации в обзоре мер государственной поддержки промышленности и выявлении их влияния на предприятия, производящие минеральные удобрения. В качестве методов были использованы элементы анализа нормативной правовой системы Российской Федерации, формализации инструментов поддержки предприятий и конкретизации их на практике применения промышленными предприятиями, использован также метод экономического анализа посредством приведения статистических данных. В ходе работы подчеркивается важность многофакторного анализа для исследования мер поддержки со стороны государства предприятиям, что подразумевает узконаправленный характер работы и нацеленность исследователей на дальнейшее изучение проблематики.

Ключевые слова: Конституция, нормативно-правовая система, крупный бизнес, экономическая политика, российская промышленность, инструменты поддержки, производство минеральных удобрений.

Одним из инструментов экономического развития государства является реализация мер поддержки промышленных предприятий. Стимулирование развития промышленности приносит взаимовыгодный эффект для большинства экономических субъектов. Промышленные предприятия, получившие поддержку от государства, ожидают увеличения прибыли, государство посредством предоставления поддержки предполагает рост налоговых поступлений в бюджеты федерации, граждане получают новые рабочие места в процессе

создания новых мощностей на производстве и так далее. Это направление предполагается в процессе реализации экономической политики государства и требует создания взаимосвязанной экосистемы.

Экономическая политика государства представляет собой выполнение комплекса мер, направленных на достижение стратегических и национальных целей государства в экономике, осуществляемых органами власти, посредством исполнения нормативных правовых актов [1-2]. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации, где закреплены основополагающие государственные принципы. В этой связи наиболее актуальным является продемонстрировать роль Конституции Российской Федерации в формировании предпосылок поддержки народного хозяйства.

Формализированные положения в Конституции Российской Федерации содержат правовые начала осуществления экономической политики государства в отношении экономических субъектов. Исходя из текста Конституции, мы отмечаем четыре статьи, относящиеся к вопросам экономического развития государства1:

• Статья 8;

• Статья 34;

• Статья 75.1;

• и подпункт е3 Статьи 114.

В статьях 8, 34 и 75.1 можно заметить, что в Российской Федерации установлены принципы свободной экономической деятельности и принцип права на ведение предпринимательской деятельности, что соответствует рыночной экономике, а также провозглашаются условия для устойчивого роста. В свою очередь, данные статьи предполагают основание для формирования экономической политики государства, а также декларируют постулаты экономического устройства.

Для нас как исследователей мер поддержки более интересен подпункт е3 Статьи 114, где определяется, что Правительство Российской Федерации содействует развитию предпринимательства и частной инициативы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что органом, формирующим экономическую политику государства по вопросам поддержки предпринимательства, является именно Правительство Российской Федерации.

Стоит отметить, что Статья 75.1 и подпункт е3 Статьи 114 были имплементированы посредством вступления в силу Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ. В этом отношении, можно предположить, что вопрос об актуализации природы предмета экономического развития подразумевает долгосрочной ориентир, который раннее требовал закрепления в Конституции.

Из вышеизложенного имеет смысл утверждать, что в Конституции Российской Федерации заложен механизм реализации мер поддержки предприятий и секторов экономики, хотя в тексте прямой отсылки к этому нет [3]. В частности, это подтверждают статьи, в которых определены экономические детерминации, а также отмечается роль Правительства Российской Федерации в реализации экономической политики. Как принято в юридической практике, конкретные меры и векторы поддержки экономических субъектов находятся в нормативных правовых актах нижестоящих Конституции.

В рамках реализации экономической политики Российской Федерации стоит акцентировать внимание на два положения, отраженные в Указе Президента «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года2». Конкретно в пункте 13 говорится о достижении и о решении задач в сфере развития малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы. В соответствии с этим пунктом говорится, например, о модернизации системы поддержки экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, увеличение доли таких экспортеров в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10 %.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2 Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегиче-

ских задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Помимо этого, в пункте 14 Указа прописывается необходимость развития международной кооперации и экспорта. В этом пункте одной из задач является создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта.

Также в рамках Указа Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года1» существует национальная цель «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», где включены следующие показатели, представляющие для нас интерес:

• реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 г.;

• реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 % по сравнению с показателем 2020 г.

Представленные пункты непосредственно носят экономический характер и также включают в себя меры поддержки промышленных предприятий.

Российское законодательство в вопросе регулирования промышленной политики имеет достаточно обширную нормативную правовую базу. Комплексно вопрос промышленной политики рассмотрен в Федеральном законе № 488 от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации2» (далее ФЗ № 488). Ключевой закон данной сферы регламентирует отношения, возникающие между субъектами, реализующими экономическую деятельность в промышленном секторе.

Для нас представляется наиболее важным отметить Статью 9 данного закона, где говорится о стимулировании деятельности в промышленной сфере. В приведённой статье фиксируется, что меры стимулирования осуществляются путем предоставления ее субъектам финансовой, информационно-консультационной поддержки, поддержки осуществляемой ими научно-технической деятельности и инновационной деятельности, поддержки развития их кадрового потенциала, осуществляемой ими внешнеэкономической деятельности, предоставления государственных и муниципальных преференций, иных мер поддержки, определенных в правовой системе Российской Федерации.

Сущность данных положений демонстрирует конкретный перечень основных мер стимулирования развития промышленности. Всего в ФЗ № 488 отмечено 9 инструментов поддержки промышленных предприятий, которые направлены на развитие промышленного сектора и в целом роста экономики:

• финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности;

• государственные фонды развития промышленности;

• поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики;

• информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности;

• государственная информационная система промышленности;

• поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области развития кадрового потенциала;

• специальный инвестиционный контракт;

• поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности;

• меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, осуществляемые при осуществлении государственных закупок.

Данный закон предполагает новый инструмент экономического развития - специальный инвестиционный контракт (СПИК), один из указанных инструментов поддержки промышленных предприятий. Специальный инвестиционный контракт особая мера стимулирования промышленной деятельности, заключенная между государством и инвестором, где инвестор обязуется реализовать инвестиционный проект, включающий в себя внедрение

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

2 Федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О промышленной политике в Российской Федерации».

или разработку новой конкурентоспособной технологии, где в свою очередь сторона Российской Федерации (федеральный центр, субъект или муниципальное образование) обязуется осуществить необходимые меры поддержки предприятия.

Вместе с этим необходимо отметить точечные инструменты поддержки промышленных предприятий, реализуемые в рамках конкретных нормативных правовых актов.

Таблица 1

Действующие инструменты поддержки предприятий

ИНСТРУМЕНТ НПА

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ (далее ФЗ №69)

Субсидирование части затрат по реализуемым проектам на производство и реализацию пилотных партий средств производства Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2017 г. №634

Субсидирование части затрат на провидение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. № 1649

Кредитование ключевых инвестиционных проектов под льготную кредитную ставку из Фонда развития промышленности Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1388

Субсидии кредитным организациям части процентных ставок по экспортным кредитам, выданным промышленным организациям на финансирование проектов по организации производств за рубежом в экспортно-ориентированных производств на территории Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191 (далее Постановление № 191)

Субсидии на уплаты процентов по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3

Субсидирование части затрат на транспортировку продукции Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. № 496

Субсидии на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № 541

Субсидии российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным на приобретение специализированной техники и деревянных домов Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2018 г. № 163

Субсидии российских кредитных организаций на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 582

Субсидии участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41

Субсидии из федерального бюджета на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1908

Каждый из представленных инструментов предполагает конкретное поле действия осуществления мер поддержки как для инвестора, так и для государства. Так, в данных нормативных правовых актов предполагается:

• субсидирование промышленности;

• покрытие расходов на реализацию инфраструктурных проектов (ФЗ №69);

• стабилизация нормативных правовых актов (ФЗ №69);

• снижение административных барьеров;

• предоставление налоговых каникул;

• предоставление госгарантий;

• снижение страховых взносов;

• снижение экспортных пошлин и другие меры.

Инвестор, участвуя в одном из представленных инструментов, получает определённые преференции, обязуется выполнить заключенные в договоре инвестиционные проекты, которые в конечном итоге направлены на стимулирование экономического развития страны. Для этого необходимо привести обоснование инвестиционной деятельности организации и пройти порядок этапов заключения соглашения.

В качестве практического примера постараемся отобразить ситуацию в сфере производства минеральных удобрений в Российской Федерации. Производство минеральных удобрений как отрасль экономики была нами выбрана исходя из реализованных и планируемых инвестиционных проектов, предполагающихся в рамках реализации мер поддержки предприятий.

В Российской Федерации в рамках производства минеральных удобрений работают 31 предприятие. Среди них наиболее крупные компании: ПАО «ФосАгро», ПАО «Уралкалии», АО «ОХК «Уралхим», ПАО «Акрон», АО «МХК «ЕвроХим», ПАО «ТОАЗ», АО «НАК АЗОТ». Данные компании обеспечивают большую часть отгруженнои продукции в Россиискои Федерации. Приблизительно две трети всей выручки в отрасли производства минеральных удобрений приходится именно на представленные компании [4, c 94].

Так производителями минеральных удобрений заявлено более 30 инвестиционных проектов по расширению и улучшению производства. Среди инвестиционных проектов 6 специальных инвестиционных контрактов (СПИК) ФЗ № 488) в сфере производства минеральных удобрений (всего СПИК с 2015-2019 годов - более 45 общих соглашений). Компании, являющиеся сторонами данных соглашений: ООО «ЕвроХим ВолгаКалий», ООО «ЕвроХим Усольский калийный комбинат», ПАО «Уралкалий», АО «Верхнекамская калийная компания» (дочернее общество ПАО «Акрон»). Общий объем соглашений более 400 млрд руб.

Помимо СПИК заключено 5 соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК (ФЗ №69) в исследуемой отрасли (всего СЗПК за 2020 - апрель 2021 года - 36 общих соглашений). Выступившими заинтересованными коммерческими предприятиями стали АО «Апатит», АО «Северо-Западная Фосфорная Компания», ООО «ЕвроХим Северо-Запад-2», ПАО «Акрон» и АО «Верхнекамская Калийная Компания» («Акрон»). Всего объем соглашений составил также более 400 млрд руб.

Также было заключено 10 корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК) постановление № 191). Объем, которых составил 350 млрд руб.1 И другие соглашения в рамках инструментов поддержки.

Приведенные примеры свидетельствуют о заинтересованности отрасли в механизме поддержки промышленности, что подтверждают объемы финансирования в производство более 1 трлн руб. Некоторые из представленных соглашений с производителями минеральных удобрений действуют с 2016 г. Считаем важным также оценить ситуацию на рынке производства минеральных удобрений в Российской Федерации.

В связи с увеличением населения планеты существует постоянный спрос на удобрения с учетом необходимости компонента в производстве аграрной продукции. Производство ми-

1 Производители минеральных удобрений вложат свыше 1,6 триллиона рублей в агротехнологии для отечественного АПК // RG.ru. 11.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://rg-ru.turbopages.org/rg.ru/s/2021/03/11/proizvoditeli-mineralnyh-udobrenij-vlozhat-svyshe-16-trilliona-rublej-v-agrotehnologii-dlia-otechestvennogo-apk.html (дата обращения: 27.04.2021)

неральных удобрений экспортно-ориентированная и конкурентоспособная отрасль промышленности в Российской Федерации.

54,8

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Динамика производства минеральных удобрений в Российской Федерации с 2012 по 2020 гг. (в млн т)1

Мы видим, что динамика производства минеральных удобрений растёт с 2012 года с 37,9 млн т до 54,8 млн т в 2020 г. При этом в 2020 г. производство увеличилось на 7,4 % по сравнению с предыдущим годом. За приведенные период от общего количества произведенной продукции в пределах 70 % идет на экспорт.

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Экспорт России минеральных удобрений с 2016 по 2020 гг.

(в млрд долл. США)2

Динамика демонстрирует рост экспорта с 2017 по 2019 гг. Но в 2020 г. экспорт значительно снизился, это связано с ограничениями в период пандемии, а также субсидированием сельскохозяйственных производителей, которые являются основными потребителями отрасли. Всего за 2020 год на экспорт отправлено 68 % продукции, отрасль получила выручку в размере 11,7 млрд долл. США. Так, в начале 2020 года зафиксирован рекордный рост спроса на минеральные удобрения на 38,2 % внутри Российской Федерации, чем годом ранее.

Представляется важным отобразить выручку нескольких ведущих компаний, производящих минеральные удобрения, являющихся бенефициарами инвестиционных соглашений, в том числе мер поддержки. Мы уделяем внимание компаниям: ПАО «ФосАгро», ПАО «Акрон» и АО «МХК «ЕвроХим».

«ФосАгро» - крупнейшая компания в Европе, производящая фосфорные удобрения. Исходя из отчётности компании, мы видим, что с 2017 г. выручка компании уверенно растет. В 2018 г. она смогла преодолеть отметку в более 200 млрд руб.

Выручка компании «Акрон» растет с 2016 г., демонстрируя устойчивую динамику, даже по итогам 2020 г. С 2016 г. компания увеличила свою выручку на 33 % до 119 млрд руб.

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 27.04.2021)

2 Там же.

ПАО «ФосАгро»

189 187 181

233

248 253

105 104 123 llllll

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 3. Динамика выручки ПАО «ФосАгро» с 2012 по 2020 гг. (в млрд руб.)1

71 67 74

III

ПАО «Акрон»

92 89 94

108

114 119

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Рис. 4. Динамика выручки ПАО «Акрон» с 2012 по 2020 гг. (в млрд руб.)2

АО «МХК «ЕвроХим»

439 450

384

326

284 _ 284 277

166 176

I I II II

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 5. Динамика выручки АО «МХК «ЕвроХим» с 2012 по 2020 гг. (в млрд руб. (расчёты сделаны по курсу доллара США на декабрь каждого года)3

Последние 3 года компания демонстрирует отличные показатели выручки: в 2017 г. компания получила выручку в размере 277 млрд руб., а в 2020 г. почти удвоила данное число.

Ситуация на рынке производства минеральных удобрений показывает устойчивую и уверенную динамику роста промышленности, что выражается в увеличение производства минеральных удобрений на протяжение нескольких лет, а также в увеличении выручки предприятий на протяжении 8 лет.

1 Годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии / / Официальный сайт ФосАгро [Электронный ресурс]. URL: https://www.phosagro.ru/investors/reports/year/#accordion-2018 (дата обращения: 27.04.2021)

2 Финансовая отчетность // Официальный сайт Акрон [Электронный ресурс]. URL:

https://www.acron.ru/investors/financial-statements/?brand=1988&type=178&year=2018 (дата обращения: 27.04.2021)

3 Инвесторам // Официальный сайт ЕвроХим [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurochemgroup.com/ru/investors/ (дата обращения: 27.04.2021)

Безусловно, повышение потребления продуктов агропромышленного комплекса является определяющим фактором развития отрасли, а также доступность ресурсной базы для российских производителей. Но вместе с этим механизмы поддержки государства способствуют развитию сектора, а также благоприятствуют созданию конкурентоспособных преимуществ российских предприятий. Инструменты поддержки промышленных предприятий неотъемлемая часть экономической политики государства, элементы которых находят свое отражении в Конституции Российской Федерации. Именно Конституция Российской Федерации закладывает базис формирования системы мер поддержки в государстве.

На основании проведенного обзора отмечаем, что объективно оценить прямое влияние мер поддержки сектора представляется неосуществимым в силу многофакторности инспирирующих на нее групп эффектов: прямых, косвенных, внешних, внутренних, макроэкономических, отраслевых, экономических, финансовых, административных, правовых и иных. В нашем исследовании мы оценили влияние мер на один из промышленных секторов, с помощью анализа динамики производства минеральных удобрений, динамики экспорта и динамики выручки ведущих компаний. На наш взгляд, созданные меры поддержки положительно влияют на основные экономические показатели развития отрасли и отдельных предприятий, что демонстрируется в росте показателей. Предположить, насколько достаточно государство поддерживает промышленников, трудно, но исходя из заявлений представителей крупного бизнеса, можем допустить дальнейшее благоприятное развитие данного механизма1. Это также подчеркивается участием промышленных предприятий, занимающихся производством минеральных удобрений, в основных инструментах поддержки бизнеса (СПИК, СЗПК, КППК).

Литература

1. Кузнецов В.М. Основные принципы конституционной экономики в России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 59-62.

2. Мау В.А. Конституционная экономика и история // Законодательство и экономика. 2003. № 12. С. 21-22.

3. Ишимов И.А. Юридическая природа конституционных обязанностей государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №33 (214). С. 5-9.

4. Алтухов А.И., Сычев В.Г., Винничек Л.Б. Российский рынок минеральных удобрений: проблемы и возможности решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 5. С. 91-98.

Bolshakova Valentina Mikhailovna, Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation). E-mail: [email protected] Anoshin Anton Alexandrovich, Post-Graduate Student of Faculty of Law, Nizhny Novgorod Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (46, Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation); Deputy Head of the Analytical Bureau of the Department of Investment Protection and Promotion of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. E-mail: [email protected] Kaverin Dmitry Viktorovich, Student of the Direction of Regional Studies of Russia, Institute of State Service and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84, Pr. Vernadskogo, Moscow, 119606, Russiam Federation). E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF STATE MEASURES TO SUPPORT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR IMPACT ON ENTERPRISES PRODUCING MINERAL FERTILIZERS

Abstract

In our study, we present the formed legislative framework in the field of enterprise support which is based on constitutional principles. The review emphasizes the primary importance of the Constitution of the Russian Federation as the basis for the formation of the state's economic policy. The regulatory legal acts specified in the study form a system of measures to support industrial enterprises. The paper

1 Российская ассоциация производителей удобрений // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rapu.ru/analitics/ (дата обращения: 27.04.2021)

demonstrates the dynamics of industrial development in the mineral fertilizers production sector and identifies the main companies that make up the represented industry. In our opinion, the analysis of the economic development of the industry and individual companies can show one of the possible effects of the implementation of state support measures for industrial enterprises. The purpose of our work is to actualize the principles of the Constitution of the Russian Federation to review the measures of state support for industry and to identify their impact on enterprises producing mineral fertilizers. Keywords: Constitution, regulatory and legal system, business, economy policy, Russian industry, support tools, production of mineral fertilizers.

References

1. Altuhov A.I., Sychev V.G., Vinnichek L.B. Rossijskij rynok mineral'nyh udobrenij: problemy i vozmozhnosti resheniya // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii. 2019. № 5. P. 91-98.

2. Ishimov I.A. YUridicheskaya priroda konstitucionnyh obyazannostej gosudarstva // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. №33 (214). P. 5-9.

3. Kuznecov V.M. Osnovnye principy konstitucionnoj ekonomiki v Rossii // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2017. № 2. P. 59-62.

4. Mau V.A. Konstitucionnaya ekonomika i istoriya // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2003. № 12. P. 21-22.

УДК 342.9 DOI: 10.22394/2074-7306-2021-1-2-89-96

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК

Бондарева аспирант кафедры административного и служебного права,

Елена Южно-Российский институт управления - филиал

Александровна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

Экономические и политические преобразования, происходящие в России, обусловили необходимость создания системы юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере публичных закупок. Поскольку общественная значимость публичных закупок велика, то от качества правового регулирования зависит достижение поставленных целей и результатов в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, в доле уставного капитала которых более пятидесяти процентов долей принадлежит государству. Одним из юридических инструментов надежной правовой защиты является институт административной ответственности, которая, пожалуй, является основным видом ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок товаров, работ,услуг для обеспечения публичных нужд.

Ключевые слова: публичные закупки, контрактная система, государственные закупки, государственный оборонный заказ, осуществляемые отдельными видами юридических лиц закупки, административные правонарушения, административная ответственность, индивидуализация ответственности, безальтернативность наказания.

Происходящие в России изменения в экономике и политике повлекли за собой необходимость создания системы юридических норм, регламентирующих общественные отношения в сфере публичных закупок.

Дефиниция «публичные закупки» не определена действующим российским законодательством, но попробуем дать характеристику искомому понятию, выявив ряд признаков [1, с. 77], присущих сходным социальным отношениям, регулируемым разными федеральными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.