Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, РОССИЯ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, РОССИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамян Гор Ашотович

В статье рассмотрен широкий спектр финансовых инструментов поддержки предпринимателей в зарубежных развивающихся странах (Индия и Бразилия), а также России. В рамках проведенного анализа были выделены наиболее востребованные в этих странах меры государственной финансовой поддержки, изучены эффективные комплексные программы и механизмы по стимулированию инвестиционной активности в регионах данных стран. В результате исследования был сделан вывод, что, помимо стандартных направлений (субсидии, льготы и т. д.), ключевым направлением государственной финансовой поддержки бизнеса в этих странах является институциональное развитие инфраструктуры поддержки инвесторов, основанное на возвратных механизмах финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамян Гор Ашотович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENTAL MEASURES OF FINANCIAL SUPPORT FOR REGIONAL INVESTORS IN DEVELOPING COUNTRIES

The article discusses a wide range of financial instruments to support entrepreneurs in foreign developing countries (India and Brazil), as well as in Russia. As part of the analysis, the most popular measures of state financial support in these countries were identified, and effective comprehensive programs and mechanisms to stimulate investment activity in the regions of these countries were studied. As a result of the study, it was concluded that, in addition to the standard areas (subsidies, benefits, etc.), the key area of state financial support for business in these countries is the institutional development of the investor support infrastructure based on repayable financing mechanisms.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, РОССИЯ)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICAL SCIENCES

УДК: 332:14

СОВРЕМЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, РОССИЯ)

Г. А. Абрамян1

В статье рассмотрен широкий спектр финансовых инструментов поддержки предпринимателей в зарубежных развивающихся странах (Индия и Бразилия), а также России. В рамках проведенного анализа были выделены наиболее востребованные в этих странах меры государственной финансовой поддержки, изучены эффективные комплексные программы и механизмы по стимулированию инвестиционной активности в регионах данных стран. В результате исследования был сделан вывод, что, помимо стандартных направлений (субсидии, льготы и т. д.), ключевым направлением государственной финансовой поддержки бизнеса в этих странах является институциональное развитие инфраструктуры поддержки инвесторов, основанное на возвратных механизмах финансирования.

Ключевые слова: финансовые инструменты, инвестиции, государственная поддержка, зарубежный опыт.

Международная практика включает в себя значительное число видов и форм государственной поддержки инвесторов (в том числе финансовых) [1], основные из них это (рисунок 1):

Рис. 1. Основные формы государственной финансовой поддержки инвесторов. Источник: составлено автором.

1 Абрамян Гор Ашотович — ведущий научный сотрудник, Государственное автономное учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр», г. Ростов-на-Дону

Эти инструменты универсальны и характерны и для страны в целом, и для региональной экономики (региональные органы власти могут как обеспечивать реализацию федеральных финансовых инструментов, так и устанавливать собственные меры поддержки) [2].

В данном исследовании был рассмотрен опыт Индии и Бразилии в области финансовой поддержки инвесторов.

Рассматривая опыт Индии, стоит отметить, в первую очередь, деятельность специальных экономических зон (СЭЗ), функционирующих в ключевых районах страны. Предприятия, работающие на территории СЭЗ, имеют ряд налоговых и таможенных льгот. В частности, они освобождаются от уплаты налога на прибыль (полностью — сроком на 5 лет с момента декларирования прибыли, в размере 50% — на период последующих 5 лет), федерального налога с продаж, налогов на услуги, на дивиденды, от различного рода налогов и сборов на уровне штатов. В СЭЗ разрешено открытие отделений индийских банков, для которых установлены льготные нормативы деятельности, что облегчает компаниям, расположенным в зоне, доступ к финансовым ресурсам. На территории СЭЗ действует режим беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа и с территории Индии, а также упрощены многие процедуры экспорта товаров компаниями-резидентами. Предприятиям, расположенным в СЭЗ, не требуется лицензия для осуществления импорта [3].

Значительную роль во взаимодействии с инвесторами осуществляет местное Агентство по привлечению инвестиций — Invest India (National Investment Promotion & Facilitation Agency) [4]. Данное агентство ориентировано на комплексное обслуживание потенциальных и действующих инвесторов (предынвестиционные услуги, инвестиционные услуги, последующие услуги), предлагая в том числе налоговые льготы и скидки для привлечения прямых иностранных инвестиций как со стороны центрального правительства, так и со стороны правительств штатов. Стоит также отметить, что на территории всей страны введено автоматическое утверждение 100% участия иностранного капитала в приоритетных секторах экономики и автоматического разрешения высокотехнологичных соглашений или технологического сотрудничества в этих отраслях.

Опыт Бразилии целесообразно рассматривать с точки зрения принятого в 2011 г. плана под названием «Plano Brasil Maior» (PBM) [5] — федеральной программы Правительства Бразилии по повышению конкурентоспособности национальной промышленности. Меры поддержки в рамках данной программы включают в себя такие инструменты, как возможность возврата налогов, уплаченных при приобретении высокотехнологичного оборудования, а также налоговые льготы по фонду заработной платы в секторах экономики, где занято большое количество трудовых ресурсов [6].

Почти 1/4 мер PBM направлена на агробизнес. Этот акцент на секторе с признанным успехом экспорта может указывать на то, что PBM является более «последовательным», чем «определяющим» комплексом мер в отношении наиболее экономически конкурентоспособных секторов. Затем идут автомобильный сектор (10% мер) с 29 мерами и комплекс здравоохранения (также 10%). Также заслуживает внимания акцент на оборону, аэронавтику и космический сектор (с 9,76% мер). Наконец, сектор информационных технологий и электронного комплекса (ИКТ) с 8,01% играют важную

роль наравне с классической промышленной политикой. Стоит отметить, что PBM выходит за рамки строгой промышленной политики, охватывая также оптовую и розничную торговлю и сферу услуг.

Нельзя не отметить и деятельность бразильского Национального банка экономического и социального развития (BNDES), являющегося федеральной публичной компанией, основной задачей которой является финансирование долгосрочных инвестиций во все сектора экономики в рамках политики, которая включает социальные, региональные и экологические аспекты. Кроме того, BNDES работает над укреплением структуры капитала частных компаний и предоставляет безвозмездное финансирование проектам, которые способствуют социальному, культурному и технологическому развитию.

BNDES активно связан с решением ключевых задач PBM, будучи инструментом предоставления финансовых ресурсов для инвестиций. С помощью программ BNDES-Exim, функционирующих на основе национального банка BNDES, осуществляется эффективная поддержка инвестиционных проектов, ориентированных на экспорт посредством предоставления гарантий и кредитования до 30 месяцев в размере до 75100% суммы, необходимой для финансирования проекта. BNDES-Exim включает в себя следующие подпрограммы [7]: BNDES Exim Post-shipment Goods (финансирование экспорта товаров национального производства); BNDES Exim Post-shipment Services (экспортное финансирование для национальных услуг); BNDES Exim Aircraft (экспортное финансирование для гражданской авиации).

Очевидно, что зарубежный опыт применения финансовых инструментов повышения инвестиционной привлекательности территории (в том числе региона) характеризуется как разными инструментами и масштабом их финансирования, так и разными секторами экономики, являющимися основными объектами оказания государственной поддержки [8]. Однако во всех странах, проанализированных в рамках данного исследования (и в развитых, и в развивающихся) в качестве ключевых инструментов можно выделить фискальные меры (налоговые льготы, налоговые кредиты, налоговые вычеты), меры гарантийной и субсидийной поддержки инвесторов, а также льготные кредиты, предоставляемые институтами развития [9]. Основными направлениями государственной поддержки являются: отрасль энергетики, сельское хозяйство и НИОКР. Целесообразно предположить, что в условиях развития шестого технологического уклада и дальнейшей цифровизации экономики значительные объемы поддержки будут выделяться по инновационным направлениям [10].

Российский опыт реализации мер финансовой поддержки инвесторов в целом включает в себя перечень основных универсальных инструментов, которые применяются как в других развивающихся, так и в развитых странах: налоговые льготы, субсидии, льготные кредиты и т. п. Данный набор инструментов функционирует как на федеральном уровне, так и на региональном, где субъекты Российской Федерации вправе реализовывать собственные дополнительные механизмы поддержки в рамках федерального законодательства и своих бюджетов. Вместе с тем, стоит отметить, что за последние годы в российской практике финансового регулирования инвестиционных процессов наблюдается смена акцента от безвозмездных инструментов поддержки (субсидии и др.) к возвратным инструментам (проектное финансирование и т. п).

Самым востребованным направлением мер поддержки на сегодняшний день является снижение затрат предприятий на привлечение и обслуживание заёмных источников финансирования, что обусловлено высокой стоимостью и недостаточной доступностью кредитных ресурсов [11]. Доступность кредитов определяется средневзвешенной процентной ставкой по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям в рублях (в целом по Российской Федерации), которая на декабрь 2019 г. составила 9,3% годовых [12].

Данная проблема характерна для большинства предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы, вида экономической деятельности и субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация инвестиционного проекта [13].

На федеральном уровне можно выделить ряд мер в рамках финансовой политики государства, которые за последние годы оформились в конкретные механизмы финансовой поддержки инвесторов, а также регулирования и стимулирования инвестиционных процессов в регионах:

1. Механизм проектного финансирования через «Фабрику проектного финансирования». Данный механизм, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации, позволяет стимулировать инвестиционную активность компаний и кредитных организаций путем предоставления денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа) на срок до 20 лет для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования стоимостью от 3 млрд рублей в приоритетных отраслях промышленности, в том числе несырьевого экспорта, инноваций, промышленности высоких переделов, инфраструктуры и перевода ОПК на гражданскую продукцию [14].

В рамках реализации механизма «Фабрики проектного финансирования» принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. № 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования», утверждающее также Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ.РФ)» на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма «Фабрика проектного финансирования».

Основными задачами «Фабрики проектного финансирования» являются:

— обеспечение экономического роста за счет реализации новых инвестиционных проектов;

— повышение доступности проектного финансирования в Российской Федерации;

— увеличение объемов кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты.

Механизм «Фабрики проектного финансирования» предполагает следующие меры государственной поддержки:

— субсидирование процентной ставки кредиторам в рамках «Фабрики проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. № 158).

— предоставление государственной гарантии по облигациям «Фабрики проектного финансирования» (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2018 г. № 654).

В рамках регламента «Фабрики проектного финансирования» утверждены:

— порядок взаимодействия между участниками проектов;

— порядок отбора проектов и проведения предварительной и комплексной экспертизы проектов;

— этапы мониторинга сопровождения проектов.

По итогам 2018 г. объем выданных госгарантий по облигационным займам в рамках «Фабрики проектного финансирования составил 294 млрд рублей, а сумма потенциальных инвестиций по подписанныи соглашениям с инвесторами в рамках этого механизма составила 880 млрд рублей [15].

2. Механизм финансирования проектов социального воздействия (SIB — social impact bond — облигации социального воздействия). Это финансовый инструмент, подразумевающий многосторонний контракт между государством, инвестором (организатором) и исполнителем социальной услуги, где оплата осуществляется только после достижения социального эффекта.

Уникальность инструмента SIB заключается в том, что проект реализуется полностью за счет средств частных инвесторов. Выплаты из бюджета возникают только при достижении и подтверждении (независимым аудитом) социального эффекта, что выгодно отличает данный инструмент от традиционного финансирования государственных услуг или аутсорсинга услуг с привлечением негосударственных организаций. Схема реализации механизма финансирования проектов SIB представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема реализации механизма финансирования проектов SIB. Источник: составлено автором.

3. Перезапуск механизма специального инвестиционного контракта (СПИК 1.0). В настоящее время в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти разрабатывается усовершенствованный механизм специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) [16].

В рамках данного механизма предполагается создание для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемых условий ведения хозяйственной деятельности и защиты инвестиций, повышение и формирование долгосрочного спроса на товары, работы, услуги и права интеллектуальной собственности, повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и международном рынках.

Стоит отметить, что в рамках СПИК 2.0 акцент c собственно инвестирования будет смещен в сторону передачи и внедрения инновационных технологий [17]. Согласно СПИК 2.0 предмет контрактов может распространяться на разработку технологий для производства продукции, уникальной или конкурентоспособной на мировом рынке согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Перечень технологий будет привязан к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), поскольку в результате внедрения технологий должен быть получен тот или иной продукт. Технологии из данного перечня находятся в сфере регулирования одного из следующих российских ведомств: Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики и Министерства сельского хозяйства. Перечень будет обновляться четыре раза в год, а устаревшие технологии будут из него исключаться (согласно проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов»).

СПИК 1.0 инициировать мог только инвестор, однако теперь, помимо инвестора, заключение СПИК 2.0 может инициировать Правительство Российской Федерации или субъект Российской Федерации совместно с муниципальным образованием. Минимальное требование об объеме инвестиций, составлявшее согласно СПИК 1.0 750 млн рублей, отменяется. Теперь СПИК 2.0 смогут заключить инвесторы с любыми капиталовложениями. Срок контрактов продлен до 15 лет, если размер инвестиций составит до 50 млрд рублей, и до 20 лет — если размер инвестиций превысит 50 млрд руб. Ранее срок действия СПИК был ограничен десятью годами (срок выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет) вне зависимости от суммы контракта.

В целом же на региональном уровне активно развивается механизм финансирования инвесторов посредством возвратных заемных средств через ряд региональных институтов развития. Подобные институты развития на сегодняшний день функционируют во многих субъектах Российской Федерации, в частности:

— региональные фонды развития промышленности имеются в 59 субъектах Российской Федерации, а в 52 из них могут выдавать совместные займы с федеральным фондом развития промышленности;

— региональные гарантийные организации имеются в 82 субъектах Российской Федерации;

— региональные лизинговые компании действуют в ряде регионов России, среди которых наибольшие объёмы капитализации сформированы у компаний в регионах-участниках федеральной Программы лизингового оборудования (основной оператор Программы — Корпорация МСП), а именно: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Ярославская область, Республика Саха (Якутия).

Таким образом, рассмотрев опыт государственной финансовой поддержки бизнеса таких стран, как Бразилия, Индия и Россия, становится очевидно, что важную роль в выборе набора инструментов поддержки играет отраслевая специализации регионов и страны в целом. Также ключевым направлением становится создание новых институтов развития, стимулирующих инвестиционную активность за счет прежде всего возвратных механизмов финансирования. Вместе с тем, в этих странах по-прежнему важное значение имеет субсидийная и фискальная поддержка бизнеса.

Литература

1. Чернышев А. А. Структура и тренды государственной поддержки в Европейском Союзе // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №4-5(41). С.197-201.

2. Зюбан С. Е. Мировой опыт финансовой поддержки малого и среднего бизнеса // Экономика и социум. 2019. №3 (58). С. 187-190.

3. Кандалинцев В.Г. Индия: инвестиционный климат и приток ПИИ // Восточная аналитика. 2015. № 5. С. 35-46.

4. Invest India (National Investment Promotion & Facilitation Agency) [Электронный ресурс]. URL: www.investindia.gov.in

5. Plano Brasil Maior [Электронный ресурс]. URL: www.bndes.gov.br/SiteBNDES/bndes/bndes_pt/Hotsites/Relatorio_Anual_2011/Capitulos/atua cao_institucional/o_bndes_politicas_publicas/plano_brasil_maior.html (дата обращения: 15.06.2020).

6. Plano Brasil Maior: Análise de Medidas de Redufáo do Custo de Fatores de Produfáo, Capital e Comércio Exterior [Электронный ресурс]. URL: www.bibliotecadigital.unicamp.br/document/?view=000967958 (дата обращения: 15.06.2020).

7. Financiamento á produfáo e exporta?áo de bens e servi?os brasileiros [Электронный ресурс]. URL: www.bndes.gov.br/wps/portal/site/home/financiamento/produto/BNDES-Exim (дата обращения: 15.06.2020).

8. Цыганов С. И. Совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 251-253.

9. Муртазалиев А. М. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки малого бизнеса // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 57-5. С. 80-85.

10. Пучко А. А. Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки инновационной деятельности // Наука и мир. 2014. Т 2. № 6 (10). С. 100-102.

11. Павлов Д. Ф., Тофикадзе Ф. Д., Шевченко Д. А. Специфика формирования партнерских отношений банка с компаниями малого и среднего бизнеса. Современные аспекты экономики. 2018. № 10 (254). С. 79-82.

12. Расчёт произведён на основе данных Банка России (Сведения по кредитам в рублях, долларах США и евро, в целом по Российской Федерации, нефинансовым организациям) [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru/statistics/pdko/int_rat/ (дата обращения: 15.06.2020).

13. Агеева А. Б., Брыжко В. Г. Финансовая поддержка агрокомплекса в индустриальных регионах // Финансовая экономика. 2019. №1. С. 3-5.

14. Фабрика проектного финансирования [Электронный ресурс]. URL: www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/fabrika_proektnogo_fina nsirovaniya/ (дата обращения: 07.07.2020).

15. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/ (дата обращения: 01.09.2020).

16. Фонд развития промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/ (дата обращения: 24.03.2020).

17. Спик 2.0. Перезапуск механизма и возможные последствия для бизнеса [Электронный ресурс]. URL: www.eg-online.ru/article/410314/ (дата обращения: 24.03.2020).

GOVERNMENTAL MEASURES OF FINANCIAL SUPPORT FOR REGIONAL INVESTORS IN DEVELOPING COUNTRIES

G.A. Abramyan

leading researcher, Regional Information and Analysis Center of Rostov region,

Rostov-on-Don

The article discusses a wide range of financial instruments to support entrepreneurs in foreign developing countries (India and Brazil), as well as in Russia. As part of the analysis, the most popular measures of state financial support in these countries were identified, and effective comprehensive programs and mechanisms to stimulate investment activity in the regions of these countries were studied. As a result of the study, it was concluded that, in addition to the standard areas (subsidies, benefits, etc.), the key area of state financial support for business in these countries is the institutional development of the investor support infrastructure based on repayable financing mechanisms.

Keywords: financial instruments, investments, government support, foreign experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.