Научная статья на тему 'Новые меры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта'

Новые меры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые вычеты / смягчение валютного контроля / переработка на таможенной территории / рост производства / tax deductions / easing foreign exchange control / inward processing / production growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Борисовна Кравченко

Для обеспечения устойчивого развития несырьевого неэнергетического экспорта государство активно снимает регуляторные барьеры и использует различные механизмы стимулирования роста производства как в России, так и за ее пределами. На первом этапе анализа мер поддержки несырьевого неэнергетического экспорта автор концентрируется на актуальных изменениях в налоговом, валютном и таможенном законодательстве. На втором этапе автор рассматривает такие механизмы, как финансирование корпоративных программ повышения конкурентоспособности, создание российской промышленной зоны в Египте, создание бондовой зоны для трансграничной Интернет-торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New measures to support non-resource non-energy exports

To ensure the sustainable growth of non-resource non-energy exports the government is actively removing regulatory barriers and has employed diff erent mechanisms to stimulate production both in Russia and abroad. Th e fi rst stage of the author’s analysis is devoted to the measures of support for non-resource non-energy exports with the focus on the current changes in fi scal, currency and customs regulations. At the second stage, the author examines such mechanisms as subsidies for corporate competitiveness enhancement programs, creation of the Russian industrial zone in Egypt, establishment of a bond zone for cross border e-commerce.

Текст научной работы на тему «Новые меры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта»

Новые меры поддержки несырьевого неэнергетического экспорта

УДК 338.2 : 339.564 Юлия Борисовна КРАВЧЕНКО,

ББК 65.2/4-1 : 65.428 Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва,

К-772 Воробьевское шоссе, 6А), кафедра международной торговли

и внешней торговли РФ - аспирант, тел.: 8(499) 147-50-03, e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-8042-2020-00090

Аннотация

Для обеспечения устойчивого развития несырьевого неэнергетического экспорта государство активно снимает регуляторные барьеры и использует различные механизмы стимулирования роста производства как в России, так и за ее пределами. На первом этапе анализа мер поддержки несырьевого неэнергетического экспорта автор концентрируется на актуальных изменениях в налоговом, валютном и таможенном законодательстве. На втором этапе автор рассматривает такие механизмы, как финансирование корпоративных программ повышения конкурентоспособности, создание российской промышленной зоны в Египте, создание бондовой зоны для трансграничной Интернет-торговли.

Ключевые слова: налоговые вычеты, смягчение валютного контроля, переработка на таможенной территории, рост производства.

New measures to support non-resource non-energy exports

Yulia Borisovna KRAVCHENKO,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorob'evskoe shosse, 6A), Department of

International Trade and Foreign Trade of the Russian Federation - Postgraduate student, Phone:

8(499) 147-50-03, e-mail: [email protected]

Abstract

To ensure the sustainable growth of non-resource non-energy exports the government is actively removing regulatory barriers and has employed different mechanisms to stimulate production both in Russia and abroad. The first stage of the author's analysis is devoted to the measures of support for non-resource non-energy exports with the focus on the current changes in fiscal, currency and customs regulations. At the second stage, the author examines such mechanisms as subsidies for corporate competitiveness enhancement programs, creation of the Russian industrial zone in Egypt, establishment of a bond zone for cross border e-commerce.

Keywords: tax deductions, easing foreign exchange control, inward processing, production growth.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

В 2019 г. объем российского несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) составил 154,5 млрд долл. США - это на 0,2% больше, чем в 2018 г., который до последнего времени был рекордным.1 При этом физические объемы экспорта выросли на 2,7%, что позволило лишь компенсировать падение мировых цен на основные экспортные товары.2 Наблюдаемый рост был недостаточен для достижения целевого уровня объема ННЭ, установленного национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», - 160,0 млрд долл. США. В текущем году ННЭ должен вырасти не менее чем на 8,1%: 167,0 млрд долл. США - именно столько заложено в национальном проекте как целевой прогноз на 2020 г. К 2024 г. экспорт несырьевых неэнергетических товаров и вовсе должен достичь 250,0 млрд долл. США. Для обеспечения устойчивого развития ННЭ государство активно снимает регуляторные барьеры и использует различные механизмы стимулирования роста производства как в России, так и за ее пределами.

1. СНЯТИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ БАРЬЕРОВ

Изменения в налоговом законодательстве

В целом налогообложение экспортных услуг не изменилось, правила остались прежними. Налогообложение налогом на добавленную стоимость (НДС) производится по налоговой ставке 0%, если выполняются условия, предусмотренные ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Однако в середине апреля 2019 г. был подписан Президентом РФ и опубликован Федеральный закон №63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ФЗ №63-ФЗ), предусматривающий внесение изменений в НК РФ в части вычета НДС при экспорте услуг и работ. В частности, ФЗ №63-ФЗ предусматривает право на вычет НДС, относящегося к услугам или работам, местом реализации которых не признается территория РФ. Такие услуги и работы рассматриваются в составе облагаемых НДС операций для целей распределения входного НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью.

Новые правила не распространяются на вычет НДС, относящегося к услугам или работам, освобождаемым от НДС по ст. 149 НК РФ.

Изменения вступили в силу с 1 июля 2019 г. и затронули широкий круг организаций - многонациональные компании всех отраслей, представительства иностранных компаний в России. Возможность вычета НДС охватывает компании широкого спектра отраслей с высоким экспортным потенциалом - информационные технологии, строительство, транспорт (перевозки за рубежом), машиностроение (сервис и ремонт), инжиниринговые и лизинговые услуги.3

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст. 149 НК РФ, у российских организаций появилось дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными организациями: расходы и налоговая нагрузка снизились. Если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно получить возмещение входного НДС - начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть. Изменение правил вычета и раздельного учета для экспортеров работ и услуг, по сути, представляет собой своеобразную нулевую ставку НДС как при экспорте товаров.

В перспективе необходимо расширять перечень ситуаций, при которых можно применять нулевой НДС для товаров. Сейчас воспользоваться такой ставкой российская организация может, только если продает товар иностранной организации-нерезиденту. Если же сделка проводится между двумя «дочками» российских организаций за рубежом, применить ставку 0% невозможно.4 Изменения в валютном законодательстве

Требования валютного регулирования и валютного контроля остаются главным барьером для экспортеров. В России до сих пор существуют такие валютные ограничения, как обязательство зачислять и рублевую, и валютную выручку на счета в российских банках.5 За каждый день просрочки - штраф в 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, за невозврат - 75-100% от суммы сделки.6 За невозврат валютной выручки в особо крупном размере предусмотрено лишение свободы сроком до 5 лет.7

Требование об обязательном возврате валютной выручки снижает конкурентоспособность российского бизнеса: экспортируемая продукция дорожает, а риск уголовной ответственности и вовсе препятствует выходу компаний на внешние рынки. Кроме того, российские организации часто работают с иностранными контрагентами на условиях отсрочки платежа, но в условиях, когда штрафы равны сумме поставки, механизмом отсрочки российские организации объективно вынуждены пользоваться очень осторожно. Для выполнения требований валютного законодательства им часто приходится прибегать к различным механизмам урегулирования долга еще до наступления срока его погашения. Хотя в отдельных случаях банки готовы продлевать сроки возврата выручки, проблему можно решить только законодательно.

Несмотря на имеющиеся ограничения, наблюдается весьма четкий тренд на либерализацию валютного регулирования. Так, 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 №265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

117 ^

Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (ФЗ №265-ФЗ). Закон существенным образом ослабляет регуляторную нагрузку на резидентов, которые во внешнеторговых договорах с нерезидентами согласовали расчеты в российских рублях. Он отменяет требование о репатриации средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым сумма обязательств номинирована и расчеты с нерезидентом осуществляются в российских рублях, следующим образом:

□ Экспортеры несырьевых товаров, а также резиденты, выполняющие работы, оказывающие услуги либо передающие объекты интеллектуальной собственности нерезидентам по внешнеторговым договорам, перестают подпадать под требование о репатриации средств в российских рублях по внешнеторговым договорам в отношении всей суммы таких договоров.8

□ Для резидентов РФ, являющихся экспортерами сырьевых товаров (в том числе руды, минералов, углеводородов, драгоценных металлов), предусмотрена поэтапная отмена обязанности по репатриации согласно таблице.9

Таблица

Этапы отмены обязанности экспортеров сырьевых товаров по репатриации

средств в российских рублях

Срок Предельный процент от суммы договора, освобожденный от требований о репатриации

1 января 2020 г. 10%

1 января 2021 г. 30%

1 января 2022 г. 50%

1 января 2023 г. 70%

1 января 2024 г. 100%

Источник: ФЗ №265-ФЗ.

В свете указанных изменений ФЗ №265-ФЗ дополняет ст. 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» положением, обязывающим резидентов обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам иными способами, разрешенным законодательством Российской Федерации (кроме получения денежных средств от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках). В частности, резиденты получили возможность в пределах разрешенной квоты получить денежные средства на свои зарубежные счета либо урегулировать задолженность по внешнеторговому договору в этой сумме путем зачета, новации обязательств, получения отступного.

Закон совершает долгожданную революцию в части отмены устаревших норм о репатриации. Поддерживая национальную валюту, законодатель предоставил экспортерам разумный коммерческий выбор: либо переложить риски колебания курсов валют на нерезидента, обязав его рассчитываться по контракту в российских

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

рублях, либо продолжать нести обязанность по репатриации, если сумма обязательств по экспортным контрактам определена в иностранной валюте. Хотя закон отменяет требования о репатриации средств в российских рублях практически для всех категорий экспортеров, наибольшие выгоды от изменений получают именно экспортеры несырьевых неэнергетических товаров, поскольку они не ограничены в выборе валюты ценообразования и, следовательно, не должны прописывать, что расчеты идут в национальной валюте и курс национальной валюты считается таким, по какому они смогут ее продать, чтобы минимизировать потери.

Изменения в таможенном законодательстве

Важным инструментом развития экспорта является таможенная процедура переработки на таможенной территории. Она позволяет ввезти иностранное сырье или компоненты без уплаты таможенных платежей и использовать их для производства продукции, предназначенной на экспорт. Производители таким образом могут экономить 25,0-35,0% от стоимости ввозимого сырья и компонентов.10 Этой процедурой активно пользуются производители многих товаров, в том числе автомобилей, продукции легкой промышленности, кондитерских изделий, автомобильных шин.

До недавнего времени нормы, регулирующие применение этого механизма, были недостаточно корректны и конкретны, в результате у многих экспортеров сложился стереотип, что воспользоваться этой процедурой могут лишь предприятия, работающие на давальческом сырье, те, кто использует только номерные компоненты, которые легко идентифицировать, или те, у кого есть выделенная линия для производства экспортной продукции. Сегодня, когда избыточные ограничения устранены, Российский экспортный центр (РЭЦ) проводит большую разъяснительную работу для обучения предпринимателей правилам применения переработки на таможенной территории.11

2. МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ И ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ

Финансирование корпоративных программ повышения конкурентоспособности

Бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак, комментируя Постановление, посвященное мерам поддержки промышленности, поставил весьма амбициозную задачу, которая состоит в том, чтобы отечественные предприятия производили для российских прежде всего потребителей продукцию, которая конкурирует на мировых рынках, пользуется спросом на мировых рынках. Он отметил, что здесь экспорт не является самоцелью, главной задачей, а является только маркером того, что промышленная продукция, которая реализуется на внутреннем рынке Российской Федерации, пользуется спросом не только у россиян, но и у зарубежных потребителей.12

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

119 ^

Решить поставленную задачу позволяет механизм корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК). Сложность при его разработке состояла в том, чтобы гармонизировать его с правилами Всемирной торговой организации, для того чтобы российские экспортеры - и действующие, и потенциальные - не попали под ее расследование.

Компании, заключившие соответствующие соглашения с Минпромторгом России, могут получить льготное кредитование по широкому перечню направлений, включая инвестиционные кредиты на создание экспортно-ориентированных производств, аккредитивы, факторинг и кредиты иностранным покупателям российской продукции. Размер субсидированной процентной ставки составляет 4,5% годовых.13 Субсидирование кредитных ставок выравнивает условия с точки зрения доступности кредитных ресурсов для российских производителей с их зарубежными конкурентами.

Первый квалификационный отбор проводился с 1 апреля 2019 г. по 17 июня 2019 г. В итоговый перечень были включены 711 заявок от компаний из 69 регио-нов.14 Около 25% заявок, представленных в перечне, связаны с реализацией экспортно-ориентированных проектов в различных отраслях машиностроения.15 Основной объем инвестиционного финансирования приходится также на предприятия химической промышленности, лесопромышленного комплекса, металлургии. Кроме того, в единый перечень вошли заявки от организаций оборонно-промышленного комплекса, судостроения, фармацевтической, легкой, станкоинструменталь-ной и других отраслей промышленности. Общий объем средств, запланированных к инвестированию в рамках КППК по итогам первого отбора, составил порядка 2,5 трлн руб.16 На текущий момент идет прием заявок на участие во втором квалификационном отборе, который продлится до 25 декабря 2020 г. включительно. Национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» предусмотрено заключение 320 соответствующих соглашений к 2024 г. В общей сложности до 2024 г. на программы КППК планируется выделить 7,0 трлн руб.17

Создание российской промышленно зоны в Египте

Без экспансии на внешние рынки достичь целевых показателей в 250,0 млрд долл. США по ННЭ к 2024 г. невозможно, поэтому РЭЦ принялся за реализацию проекта промышленной зоны на Суэцком канале. Меморандум о создании Российской промышленной зоны (РПЗ) в Египте был подписан в 2007 г. Однако на высшем уровне - между президентами 2 стран - этот вопрос начал обсуждаться с 2014 г. В итоге 23 мая 2018 г. в Москве было подписано соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Арабской Республики Египет о создании и обеспечении деятельности Российской промышленной зоны в Арабской Республике Египет. Площадка РПЗ размещена на территории Северного кластера Экономической зоны Суэцкого канала, в непосредственной близости от города Порт-Саид и северного входа в Суэцкий канал. Межправительственное со-

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

глашение закрепляет на РПЗ участок площадью 525,0 га на срок 50 лет. Реализация первой фазы проекта (освоение и застройка 100 га) займет 4-5 лет.18 На создание и развитие зоны до 2024 г. запланированы бюджетные инвестиции в размере 12,0 млрд руб.19 Главная цель проекта РПЗ в Египте - открыть как можно большему числу компаний России и стран ЕАЭС доступ не только на рынок Египта, но и его ближайших соседей, а также других стран региона Ближнего Востока и Африки. Рамочные соглашения уже заключены с 25 компаниями-резидентами, среди которых особо можно выделить производителей биохимии и удобрений, строительных материалов и металлоконструкций, композитных материалов, сельскохозяйственной техники, электротехнического и нефтегазового оборудования, портовой оснастки.20

К услугам резидентов индустриального парка будет предоставлена вся современная инженерная и коммунальная инфраструктура, включая дороги, периметр безопасности, точки подключения водо- и электроснабжения. Производители смогут выбирать между базовой площадкой для проектирования собственной застройки и готовыми к обустройству производственными корпусами. Дополнительные льготы и преференции для компаний-резидентов РПЗ затронут сферу налогообложения, таможенные пошлины на экспорт и импорт, затраты на персонал и оплату прохождения Суэцкого канала. Весомыми преимуществами являются возможность 100%-ной репатриации полученной выручки и отсутствие требований, связанных с наличием египетского партнера. Резидентам также будут доступны такие преимущества, как близость к важнейшим логистическим каналам, многочисленные торговые соглашения Египта, максимально упрощенные правила ведения бизнеса и «единое окно» для решения любых вопросов и задач. В перспективе РПЗ может стать форпостом для продвижения различных товаров и услуг в регионе, способствуя при этом росту экономик как России, так и Египта.

Создание бондовой зоны для трансграничной Интернет-торговли

В августе 2020 г. РЭЦ сообщил, что в Татарстане планируется создать особую экономическую зону (ОЭЗ) для трансграничной Интернет-торговли по типу бондовой зоны (бондового склада). Напомним, что ранее Президент Татарстана Рустам Минниханов обращался к Министру финансов Российской Федерации Антону Силуанову с предложением рассмотреть возможность создания в регионе первой в России ОЭЗ такого типа. Особенностью бондовых зон является уплата таможенных пошлин и налогов не при поступлении товаров на хранение, а при их приобретении конечным покупателем-физическим лицом. Это позволяет, например, вернуть невостребованный товар производителю без уплаты пошлин и налогов.

По словам Генерального директора РЭЦ Вероники Никишиной, бондовая зона рассматривается, в первую очередь, как входные ворота для зарубежных товаров, однако она должна специализироваться не только на импортных операциях. От-

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

дельно Вероника Никишина отметила необходимость перенастройки Интернет-торговли на экспорт и оценила модель бондовых складов как эффективную меру поддержки и развития несырьевого экспорта.21 По прогнозам экспертов, на которых ссылался Рустам Минниханов в своем письме, потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной Интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз, с 817,0 млн долл. США в 2019 г. до 10,0 млрд долл. США в 2024 г.22 Помимо этого, при введении единой таможенной ставки 6,5% для всей продукции, поступающей в бондовую зону B2B2C, доходы бюджета могут составить более 17,0 млрд руб. в год и это без учета дополнительной прибыли в виде косвенных налогов от экспорта и транзита товаров.23 Стоит отметить, что введение единой таможенной ставки несколько противоречит идее создания бондовой зоны как таковой и отражает фискальные интересы региональной администрации.

Увеличение экспортного присутствия на территории бондовой зоны требует проведения большой административной и законодательной работы и сопровождается большими временными издержками. Необходимо выполнить как минимум три элемента. Во-первых, создать фулфилмент-центр, который позволит предпринимателям существенного сэкономить как время, так и средства на отправление товара заграницу. Сегодня российский предприниматели могут экспортировать свой товар через Интернет-магазины или маркетплейсы двумя способами: отправлять каждый купленный товар отдельно или же пользоваться зарубежными фул-филмент-центрами. Во-вторых, ввести особый таможенный и налоговый режим для того, чтобы минимизировать срок подтверждения ставки 0% НДС и возврата НДС при В2В-отправках и полностью автоматизировать подтверждение ставки 0% НДС при В2С-продажах. В-третьих, реализовать возможность реимпорта возращенных товаров без уплаты импортных пошлин. В перспективе это создаст реальную точку для роста экспорта, поскольку сегодня в России не реализована возможность возврата товаров из-за рубежа, проданных по каналам электронной торговли, без уплаты импортных пошлин. Это является реальным препятствием для многих экспортеров выходить на ключевые международные торговые площад-

Реализация такого масштабного проекта может потребовать несколько лет, но в случае создания бондовой зоны Татарстан превратится в крупнейший центр для хранения, сортировки и отгрузки в разные торговые направления - как в страны Евросоюза, так и в страны бывшего социалистического лагеря и Азии.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Глава РЭЦ назвала основные направления работы для развития несырьевого экспорта - РЭЦ, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/glava-rets-nazvala-osnovnye-napravleniya-raboty-dlya-razvitiya-nesyrevogo-eksporta/?news=16 (дата обращения 18.09.2020).

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

2 Там же.

3 Агеева О. Аналитики оценили последствия от новых правил вычета НДС за экспорт // РБК. - 25.10.2019.

4 Иванов Ю., Мальцева А. Законы против экспортных барьеров // Ведомости&. -07.06.2019.

5 Ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Ст. 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ.

7 Ст. 193 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ.

За исключением товаров, включенных в ТН ВЭД ЕАЭС под кодами 4401 - 4403 99

000 9.

Полный перечень кодов ТН ВЭД ЕАЭС для сырьевых товаров, в отношении которых предусмотрена поэтапная отмена репатриации представлен в пп. 1 п. 4 ст. 2 ФЗ №265-ФЗ.

10 Андрей Слепнев. Экспортную деятельность необходимо активизировать на всех уровнях - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/andrey-slepnev-eksportnuyu-deyatelnost-neobkhodimo-aktivizirovat-na-vsekh-urovnyakh/ (дата обращения 18.09.2020).

11 Там же.

12 Брифинг Дмитрия Козака по завершении заседания Правительства - Правительство России, 2019 URL: http://government.ru/all/35882/ (дата обращения 18.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Утвержден единый перечень производителей, реализующих КППК - Минпром-торг России, 2019 URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!utverzhden_edinyy_ perechen_proizvoditeley_realizuyushhih_kppk (дата обращения 18.09.2020).

14 Там же.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Состоялась презентация Российской промышленной зоны в Египте - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/sostoyalas-prezentatsiya-rossiyskoy-promyshlennoy-zony-v-egipte/?sphrase_id=121164 (дата обращения 18.09.2020).

19 Иванов Ю., Мальцева А. Законы против экспортных барьеров // Ведомости&. -07.06.2019.

20 Возможности особых экономических и промышленных зон окажутся в центре внимания на Экономическом форуме Россия-Африка - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter. ru/press_center/news/vozmozhnosti-osobykh-ekonomicheskikh-i-promyshlennykh-zon-okazhutsya-v-tsentre-vnimaniya-na-ekonomich/?sphrase_id=121161 (18.09.2020).

21 Первая в России бондовая зона может существенно увеличить экспортные продажи - РЭЦ, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/pervaya-v-rossii-bondovaya-zona-mozhet-sushchestvenno-uvelichit-eksportnye-prodazhi/?news=16 (дата обращение 18.09.2020).

22 Антонов К. Татарстан захотел свободной торговли // Коммерсантъ. - 24.07.2020.

23 Там же.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ.

4. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

5. Федеральный закон от 15.04.2019 №63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

6. Федеральный закон от 02.08.2019 №265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».

7. Агеева О. Аналитики оценили последствия от новых правил вычета НДС за экспорт // РБК. - 25.10.2019.

8. Андрей Слепнев - экспортную деятельность необходимо активизировать на всех уровнях - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/andrey-slepnev-eksportnuyu-deyatelnost-neobkhodimo-aktivizirovat-na-vsekh-urovnyakh/ (дата обращения 18.09.2020).

9. Антонов К. Татарстан захотел свободной торговли // Коммерсантъ. - 24.07.2020.

10. Брифинг Дмитрия Козака по завершении заседания Правительства - Правительство России, 2019 URL: http://government.ru/all/35882/ (дата обращения 18.09.2020).

11. Возможности особых экономических и промышленных зон окажутся в центре внимания на Экономическом форуме Россия-Африка - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter. ru/press_center/news/vozmozhnosti-osobykh-ekonomicheskikh-i-promyshlennykh-zon-okazhutsy a-v-tsentre-vnimaniy a-na-ekonomich/?sphrase_id= 121161 (дата обращения 18.09.2020).

12. Глава РЭЦ назвала основные направления работы для развития несырьевого экспорта - РЭЦ, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/glava-rets-nazvala-osnovnye-napravleniya-raboty-dlya-razvitiya-nesyrevogo-eksporta/?news=16 (дата обращения 18.09.2020).

13. Иванов Ю., Мальцева А. Законы против экспортных барьеров // Ведомости&. -07.06.2019.

14. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» - Правительство России, 2019. - 45 с. URL: http://static.government.ru/media/files/FL0 1MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения 18.09.2020).

15. Первая в России бондовая зона может существенно увеличить экспортные продажи - РЭЦ, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/pervaya-v-rossii-bondovaya-zona-mozhet-sushchestvenno-uvelichit-eksportnye-prodazhi/?news=16 (дата обращения 18.09.2020).

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

16. Состоялась презентация Российской промышленной зоны в Египте - РЭЦ, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/sostoyalas-prezentatsiya-rossiyskoy-promyshlennoy-zony-v-egipte/ (дата обращения 18.09.2020).

17. Утвержден единый перечень производителей, реализующих КППК - Минпром-торг России, 2019 URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!utverzhden_edinyy_ perechen_proizvoditeley_realizuyushhih_kppk (дата обращения 18.09.2020).

BIBLIOGRAPHY:

1. «Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 13.06.1996 №63-FZ.

2. «Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja)» ot 05.08.2000 № 117-FZ.

3. «Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah» ot 30.12.2001 №195-FZ.

4. Federal'nyj zakon ot 10.12.2003 №173-FZ «O valjutnom regulirovanii i valjutnom kon-trole».

5. Federal'nyj zakon ot 15.04.2019 №63-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'ju 9 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v chasti pervuju i vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii o nalogah i sborah».

6. Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 №265-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole» v chasti liberalizacii ogranichenij na sover-shenie valjutnyh operacij rezidentami s ispol'zovaniem schetov (vkladov), otkrytyh v bankah, raspolozhennyh za predelami territorii Rossijskoj Federacii, i repatriacii denezhnyh sredstv».

7. Ageeva O. Analitiki ocenili posledstvija ot novyh pravil vycheta NDS za jeksport // RBK. - 25.10.2019.

8. Andrej Slepnev - jeksportnuju dejatel'nost' neobhodimo aktivizirovat' na vseh urovn-jah - RJeC, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/andrey-slepnev-ek-sportnuyu-deyatelnost-neobkhodimo-aktivizirovat-na-vsekh-urovnyakh/ (data obrashhenija 18.09.2020).

9. Antonov K. Tatarstan zahotel svobodnoj torgovli // Kommersant. - 24.07.2020.

10. Brifing Dmitrija Kozaka po zavershenii zasedanija Pravitel'stva - Pravitel'stvo Rossii, 2019 URL: http://government.ru/all/35882/ (data obrashhenija 18.09.2020).

11. Vozmozhnosti osobyh jekonomicheskih i promyshlennyh zon okazhutsja v centre vnimanija na Jekonomicheskom forume Rossija-Afrika - RJeC, 2019 URL: https://www.ex-portcenter.ru/press_center/news/vozmozhnosti-osobykh-ekonomicheskikh-i-promyshlenny-kh-zon-okazhutsya-v-tsentre-vnimaniya-na-ekonomich/?sphrase_id=121161 (data obrashhenija 18.09.2020).

12. Glava RJeC nazvala osnovnye napravlenija raboty dlja razvitija nesyr'evogo jekspor-ta - RJeC, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/glava-rets-nazvala-os-novnye-napravleniya-raboty-dlya-razvitiya-nesyrevogo-eksporta/?news=16 (data obrashhenija 18.09.2020).

13. Ivanov Ju., Mal'ceva A. Zakony protiv jeksportnyh bar'erov // Vedomosti&. -07.06.2019.

9 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

14. Р^Брой nacional'nogo ргоек1а (programmy) «Mezhdunarodnaja коорегас1]а 1 ]ек-8рог1^> - Рту^'Б^ Rossii, 2019. - 45 б. иИЬ: http://static.government.ru/media/files/FL-01MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf obrashhenija 18.09.2020).

15. Pervaja у Rossii bondovaja zona mozhet sushhestvenno uvelichit' jeksportnye prodazhi - RJeC, 2020 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/pervaya-v-rossii-bondova-ya-zona-mozhet-sushchestvenno-uvelichit-eksportnye-prodazhi/?news= 16 (data obrashhenija 18.09.2020).

16. Sostojalas' prezentacija Rossijskoj promyshlennoj zony v Egipte - RJeC, 2019 URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/news/sostoyalas-prezentatsiya-rossiyskoy-promysh-lennoy-zony-v-egipte/ (data obrashhenija 18.09.2020).

17. Utverzhden edinyj perechen' proizvoditelej, realizujushhih КРРК - Minpromtorg Ros-БП, 2019 URL: http://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!utverzhden_edinyy_perechen_ proizvoditeley_realizuyushhih_kppk (data obrashhenija 18.09.2020).

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.