Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОСТИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ В МЕГАПОЛИСЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОСТИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ В МЕГАПОЛИСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОБИЗНЕС / РАЗВИТИЕ / МЕГАПОЛИС / МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дегтярёва В.В., Сукманова Е.С.

В статье представлены результаты исследования ключевых факторов, обеспечивающих доходность микропредприятий в мегаполисе. Определена важность онлайн-присутствия, использования метрик и аналитики, инновационных подходов и технологий, а также управление конкурентоспособностью товаров на рынках товаров и услуг. Методологической базой стали исследования российских авторов, а также статистические данные в исследуемом направлении. Выявлены вызовы и барьеры, с которыми сталкивается микробизнес в условиях функционирования в мегаполисе. Подтверждена гипотеза о предложении стратегии по укреплению конкурентных позиций подобных компаний. По результатам анализа перспектив и возможностей развития микропредприятий в мегаполисе сформулированы рекомендации, позволяющие достичь их устойчивого роста и повысить конкурентоспособность бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS TO INCREASE THE PROFITABILITY OF MICROENTERPRISES IN THE METROPOLIS

The article presents the results of a study of key factors that ensure the profitability of micro-enterprises in a metropolis. The importance of online presence, the use of metrics and analytics, innovative approaches and technologies, as well as managing the competitiveness of goods in the markets for goods and services is determined. The methodological base was the research of Russian authors, as well as statistical data in the research area. The challenges and barriers that microbusinesses face in the conditions of functioning in a metropolis are identified. The hypothesis about the proposal of a strategy to strengthen the competitive position of such companies is confirmed. Based on the results of the analysis of the prospects and opportunities for the development of micro-enterprises in the metropolis, recommendations were formulated to achieve their sustainable growth and increase the competitiveness of the business.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДНОСТИ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ В МЕГАПОЛИСЕ»

Современные инструменты, обеспечивающие повышение доходности микропредприятий в мегаполисе

со см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Дегтярёва Виктория Владимировна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления инновациями, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», iump@mail.ru

Сукманова Екатерина Сергеевна

бакалавр кафедры управления инновациями, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 5856740@gmail.com

В статье представлены результаты исследования ключевых факторов, обеспечивающих доходность микропредприятий в мегаполисе. Определена важность онлайн-присутствия, использования метрик и аналитики, инновационных подходов и технологий, а также управление конкурентоспособностью товаров на рынках товаров и услуг. Методологической базой стали исследования российских авторов, а также статистические данные в исследуемом направлении. Выявлены вызовы и барьеры, с которыми сталкивается микробизнес в условиях функционирования в мегаполисе. Подтверждена гипотеза о предложении стратегии по укреплению конкурентных позиций подобных компаний. По результатам анализа перспектив и возможностей развития микропредприятий в мегаполисе сформулированы рекомендации, позволяющие достичь их устойчивого роста и повысить конкурентоспособность бизнеса.

Ключевые слова: микробизнес, развитие, мегаполис, микропредприятие, цифровые инструменты, меры государственной поддержки, конкурентоспособность, управление.

Введение. В современном экономическом контексте предпринимательство и малый бизнес играют важную роль в развитии региональных и национальных экономик. Малое предпринимательство образует с государством органичный симбиоз, в котором государство берет на себя обязательства по инфраструктурному обеспечению, развитию налоговой и финансовой структур, стимулированию предпринимательской активности, а малый бизнес - формирует налоговые поступления в бюджет, страховое социальное обеспечение, повышает уровень занятости [1, с.5].

Микропредприятия - это юридические лица, в структуре которых может достигать до 15 человек, при этом годовой доход не превышает 120 млн рублей [2]. Мегаполисы, такие как г. Москва, представляют собой эпицентры экономической активности, обладающие значительными ресурсами, инфраструктурой и потенциалом для развития бизнеса [3].

Целью данного исследования является изучение ключевых факторов, обеспечивающих доходность микропредприятий в городе Москва, а также изучение финансовых показателей города. Разработка и углубленное изучение этих факторов позволяет более полно определить элементы, оказывающие влияние на финансовую успешность в таком крупном и динамичном мегаполисе, как г. Москва. Полученные результаты исследования могут быть основой при практическом применении и принятии решений в сфере предпринимательства.

Актуальность научной статьи проявляется во многих аспектах.

Во-первых, освещение значимости изучения этих факторов позволяет лучше понять и оценить влияние микробизнеса на экономическую динамику мегаполиса, такого как Москва. Малый бизнес является важным фактором стимулирования экономического роста, создания рабочих мест и повышения жизненного уровня в мегаполисе. Исследование позволяет оценить конкретные экономические и социальные выгоды, которые могут быть получены путем развития микропредприятий в мегаполисе.

Во-вторых, понимание факторов, определяющих доходность малого бизнеса в мегаполисе, является неотъемлемым для предпринимателей и инвесторов. Это помогает принимать обоснованные решения и разрабатывать эффективные стратегии развития и управления своими предприятиями в условиях сильной конкуренции и сложной бизнес-среды мегаполиса. «Современная экономическая ситуация в России плохо предсказуема, и поэтому предпринимателю часто приходится принимать ответственные решения в условиях неполной информации, при недостаточной ясности обстановки» [4, с.106].

В-третьих, исследование имеет значимость для правительственных органов и экономических аналитиков. Понимание ключевых факторов доходности в мегаполисе позволяет формировать эффективные стратегии развития и поддержки малого бизнеса на уровне государственной политики. Это способствует созданию благоприятной предпринимательской среды, привлечению инвестиций и стимулированию экономического роста в мегаполисе и стране в целом.

Исследование позволяет выявить потенциальные преимущества введения малого бизнеса в мегаполисе по сравнению

с малыми городами. Например, мегаполисы обладают значительными ресурсами, разнообразными рынками и доступом к сети связей, что создает больше возможностей для успешного функционирования и роста. Понимание этих преимуществ и особенностей позволяет предпринимателям разрабатывать более эффективные стратегии, чтобы оставаться конкурентоспособными в такой сложной и динамичной среде.

Наконец, исследование помогает подчеркнуть важность определения эффективных инструментов и стратегий для обеспечения доходности микробизнеса в мегаполисе. Успешное ведение бизнеса требует применения современных инструментов и методов, которые позволяют эффективно управлять бизнесом, адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и выявлять новые возможности для роста и развития. Статья позволит идентифицировать такие инструменты и стратегии, которые помогут предпринимателям повысить доходность своих предприятий и укрепить их конкурентоспособность в мегаполисе.

Роль микропредприятий в экономике мегаполиса (г. Москвы)

Москва предоставляет доступ к широкому спектру ресурсов и возможностей. Она имеет высокий уровень финансовой системы, большого количества высококвалифицированной рабочей силы, лучших практик и опыта предпринимательства, что не может не привлекать большое количество инвестиций. По данным Росстат в г. Москве численность рабочей силы составила 7,2 млн. чел. [5]. Малый и средний бизнес тоже не остаётся в стороне и является ключевыми движущими силами экономического развития мегаполиса. Однако, они напрямую влияют на безработицу, предоставляя большое количество рабочих мест, стимулируя инновации и способствуя увеличению общей производительности и конкурентоспособности экономики.

Кроме того, малый бизнес напрямую оказывает влияние на деятельность социального института. Он способствует формированию местных сообществ, создаёт рабочие места для местных жителей и способствует развитию местной инфраструктуры.

Еще одним значимым вкладом является стимулирование потребительского спроса и разнообразия предложений на рынке. То есть, они предлагают уникальные товары и услуги, которые отвечают потребностям местных жителей. Значение предпринимательства и малого бизнеса в г. Москве можно подтвердить на основе данных, представленных Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы (рис. 1).

Как видно из приведенной выборки не представлены данные за 2020 г. в связи с искажением статистики из-за пандемии. К сожалению, пока микропредприятия большую часть продают товары несобственного производства, но их доля немного больше половины.

На рис. 2 представлена средняя численность работников микропредприятий г. Москвы в 2018, 2019, 2021 гг.

■ 2Э1В □ 201В цщ: Рисунок 2 - Средняя численность работников микропредприятий г. Москвы в 2018, 2019, 2021 гг., чел. Составлено по материалам [6]

Согласно данным, в период с 2018 по 2021 годы наблюдалось некоторое снижение численности работников микропредприятий в г. Москве (в 2018 году 833 031 чел., к 2021 году это число снизилось до 743 327 чел.). Это свидетельствует о значительном вкладе микропредприятий в обеспечение рабочих мест в городе. Спад показателя рассматривается как следствие после нанесенного ущерба пандемией по данному сектору бизнеса.

Оборот микропредприятий также представляет существенный экономический показатель. Несмотря на некоторые колебания, оборот в Москве оставался стабильным в течение исследуемого периода. В 2018 году оборот составил 6 019 818 млн. руб., а в 2021 году он составил 5 405 366 млн. руб. Это свидетельствует о значительном экономическом вкладе малого бизнеса в городскую экономику.

Разбивая данные по видам экономической деятельности за 2021 год, можно увидеть, что микропредприятия охватывают широкий спектр отраслей. Наибольшую среднюю численность работников имели отрасли торговли оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, с числом работников составляющим 225 076 человек. Затем следуют отрасли строительства с 77 572 работниками и деятельностью профессиональной, научной и технической с 98964 работниками (рис. 3).

Рисунок 1 - Основные показатели деятельности микропредприятий г. Москвы за 2018, 2019, 2021 гг. Составлено по материалам [6]

X X О го А С.

X

го т

о

Рисунок 3 - Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности за 2021 год Составлено по материалам [6]

ю

2 О

м

Сл>

fO CN О

cs иэ

о ш m

X

3

<

m О X X

Таким образом, можно заявить, что микробизнес достойно развивает экономику мегаполисов, становясь неотъемлемой частью крупных городов и страны в целом.

Финансовые показатели сектора малого и среднего предпринимательства г. Москвы

«Традиционный подход к государственной поддержке сектора малого и среднего предпринимательства предполагает использование инструментов преимущественно финансовой поддержки, поскольку основными потребностями малого и среднего бизнеса является недостаток финансовых ресурсов или ограниченный доступ к ним, а также обеспечение доступа к рынкам сбыта и информационным ресурсам, что обусловлено необходимостью обеспечения роста масштаба бизнеса» [7, с.543].

Большие города, например, такие как г. Москва (12,6 млн. ч. на 01.01.2022 г.) [5] являются густонаселенными и экономически развитыми по сравнению с другими более малыми регионами.

Развитие малого бизнеса оказывается под влиянием ряда факторов. Во-первых, это экономическая сила и привлекательность мегаполиса, выраженные, например, в высоком уровне Валового регионального продукта (ВРП) и значительной доле столицы в общем ВРП страны. Согласно данным Росстата ВРП г. Москвы на 2021 г. составил 24,5 триллионов рублей, что превышает в 2,3 раза средние показатели по всей России [5].

Вторым фактором является наличие развитой инфраструктуры, такой как транспортная сеть, телекоммуникации, банковские услуги и доступность рынков сбыта. Мегаполисы предлагают широкий выбор партнеров, клиентов и поставщиков, что способствует расширению бизнес-сети и росту микропредприятий.

Кроме того, наличие высококвалифицированных специалистов и доступ к передовым технологиям и инновациям способствуют росту и конкурентоспособности микропредприятий в мегаполисе.

Стоит, также отметить, что г. Москва является самым привлекательным регионом страны для инвестиций. Этому свидетельствуют данные из Росстата, которые показывают, что по сравнению с 2010 годом, основной капитал вырос более чем в 3,5 раза и составил 5,9 триллионов рублей, а это является 21% всех инвестиций в основной капитал в России [5]. Согласно данным NF Group, объём коммерческих площадей в 2022 году увеличился до 55,5 млн. кв. м. То есть за 11 лет объём рынка коммерческой недвижимости увеличился более чем в 2 раза [8].

Совокупность данных показателей говорит о максимальной привлекательности инвестиций малого бизнеса в такие мегаполисы, как г. Москва.

Таким образом, можно выделить основные преимущества и недостатки ведения бизнеса в г. Москве по отношению к более маленьким регионам страны.

Преимущества ведения микробизнеса в г. Москве:

1. Москва является крупнейшим городом в России и имеет огромное количество потенциальных клиентов, что создает возможности для расширения клиентской базы и роста бизнеса.

2. Развитая инфраструктура, включая транспортную сеть, коммуникации, банковские услуги и другие, что облегчает ведение бизнеса и повышает эффективность операций.

3. Сосредоточение множества компаний и организаций в г. Москве создает больше возможностей для поиска партнеров и поставщиков товаров и услуг.

4. Наличие различных бизнес-ассоциаций, организаций поддержки предпринимательства и акселераторов способствует созданию благоприятной деловой среды и обмену опытом.

5. Региональные меры поддержки предпринимательства создают благоприятную финансовую среду.

Недостатки ведения микробизнеса в г. Москве:

1. Жизнь и бизнес в г. Москва обычно связаны с более высокими расходами на аренду помещений, зарплаты сотрудников, коммунальные услуги и другие операционные расходы.

2. г. Москва привлекает предпринимателей со всей страны, что создает высокую конкуренцию на рынке. Маленьким предприятиям может быть сложно выделиться среди множества конкурентов и привлечь клиентов.

3. Ведение бизнеса в крупном городе, может быть связано с более сложными и времязатратными бюрократическими процедурами, такими как получение лицензий, разрешений и регистрация предприятия. Это может усложнять и замедлять развитие бизнеса.

4. Несмотря на высокий уровень транспортной сети, г. Москва имеет высокую интенсивность движения и пробки, что может затруднить доставку товаров и услуг, а также влиять на уровень доступности к клиентам и сотрудникам.

Инструменты обеспечения доходности микропредприятий

Рассмотрим инструменты, которые способствуют обеспечению доходности малого бизнеса в мегаполисе. «Использование механизма частного предпринимательства может сыграть большую роль в восстановлении Российской экономики» [9, с.105]. Особое внимание играют финансовые инструменты, роль рекламы и маркетинга, инновационные подходы и технологии, а также управление конкурентоспособностью.

Существует дорожная карта поддержки малого и среднего бизнеса, разработанная Банком РФ, цель которой предоставить более доступные кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства. Помимо этого, на период 2023-2024 гг. разработаны следующие меры поддержки, включающие в себя о которых можно подробно узнать на Цифрой платформе МСП [10].

Еще одной мерой поддержки для предпринимателей, планирующих открыть свое дело, является социальный контракт. Согласно Постановлению Правительства от 29.06.2022 г. № 1160 в 2023 году максимальная выплата для индивидуальных предпринимателей составляет 350 000 руб., а для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, - 200 000 руб. Также существуют гранты для молодых предпринимателей, где минимальная сумма составляет 100 000 руб., а максимальная - 500 000 руб. Эти средства можно использовать на различные цели, такие как компенсация аренды, ремонт помещения, закупка оборудования и другие необходимые затраты.

Так же, г. Москва предоставляет привилегии для развития малого бизнеса через расширение предельного размера закупок на городском портале поставщиков. Согласно постановлению, подписанному Мэром г. Москвы Собяниным С.С. с 1 августа 2023 г. предельные размеры будут увеличены:

- при закупке товаров: с 600 тыс. руб. до 5 млн. руб.;

- при заказах на выполнение работ и оказание услуг: с 600 тыс. руб. до 3 млн. руб.

Помимо расширения предельного размера закупок, Правительство г. Москвы одобрило программу льготного онлайн-кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечная ставка, по которой на данный момент предприниматели могут получить кредит на любые цели со-

ставляет 13,5% годовых. Эта программа доступна для предпринимателей для любой экономической отрасли. Условия кредитования предполагают максимальный размер - 5 млн. руб., вместе с тем период субсидирования стоимости использования заемных денег - 9 мес. Такие финансовые инструменты и ресурсы предоставляют микропредприятиям в мегаполисе возможность получить финансовую поддержку и воспользоваться доступными ресурсами для улучшения своей доходности и развития бизнеса.

Помимо государственной и региональной поддержки, важным инструментом является реклама. Мегаполис, такой как г. Москва, предоставляет огромные возможности для привлечения клиентов. Современная эпоха цифровизации требует активного использования альтернативных и инновационных методов и технологий продвижения, например, онлайн-плат-форм [11]. Сайты и приложение должны быть привлекательными, информативным и удобным для пользователей, на которых должна быть представлена вся необходимая информация о товарах и услугах, контактные данные и отзывы клиентов. Кроме того, важно обновлять контент на регулярной основе, чтобы поддерживать интерес посетителей.

Еще одним важным инструментом продвижения являются социальные сети. Например, социальная сеть Вконтакте привлекает внушительную активную аудиторию, сосредоточившуюся в ней на уровне 53,6 миллионов человек (2023 год).

Кроме того, площадки для продвижения товаров и услуг, такие как Avito, Яндекс.Директ, Ozon, Wildberries являются обязательными для повышения уровня продаж и конкурентоспособности бизнеса в целом [12]. Важным фактором является сильнейший рост по аудитории и обороту. Для эффективного использования данных платформ и социальных сетей, важно проводить маркетинговые исследования. Они помогают определить потребности, предпочтения и поведение целевой аудитории. Также они выявляют актуальные тренды и изменения на рынке, что даёт преимущество среди конкурентов.

После сбора данных, микропредприятия должны активно использовать их для создания персонализированных предложений и таргетированных рекламных кампаний. Таргетирован-ная реклама дает возможность микропредприятиям достигать своей целевой аудитории с большей точностью и эффективностью. Путем определения параметров, таких как местоположение, возраст, интересы и поведение клиентов, рекламные сообщения могут быть направлены исключительно на тех, кто наиболее вероятно будет заинтересован в предлагаемых товарах или услугах.

Для эффективной оценки и улучшения маркетинговых стратегий важно использовать методы метрик и аналитики. Эти инструменты позволяют оценить эффективность проводимых маркетинговых кампаний и результаты продвижения, а также принять меры для корректировки стратегий с целью достижения лучших результатов. Одним из ключевых аспектов анализа является измерение и мониторинг показателей эффективности. Это включает оценку численных данных, таких как объем продаж, конверсия, средний чек, количество новых клиентов и уровень удержания клиентов. Также важно учитывать и качественные показатели, например, уровень удовлетворенности клиентов, вовлеченность в социальных сетях и отзывы пользователей.

Существуют различные программы и инструменты отечественного производства, которые помогают микропредприятиям анализировать результаты и корректировать маркетинговую стратегию: Яндекс.Метрика; amoCRM; UniSender; TargetHunter; InSales и ряд других.

Что же касается базовых аспектов, стоит отметить, что в условиях высокой конкуренции в г. Москве микробизнесу необходимо обеспечивать высокое качество обслуживания, чтобы

не только удерживать старых клиентов, но и привлекать новых. И это касается не только личных встреч, но и телефонных звонков, а также различных видов онлайн-коммуникаций. В поддержании уровня компетенции персонала помогут регулярные опросы и обзоры клиентов, а также разбор комментариев в таких GPS-сервисах, как Яндекс Карты, 2ГИС.

Помимо высокого качества обслуживания, микропредприятиям важно разрабатывать и продвигать систему лояльности через предлагаемые: акции и скидки; накопление бонусов; эксклюзивные предложения; персонализированные подарки; розыгрыши.

Таким образом, реклама является одним из самых серьезных и эффективных инструментов продвижения. При правильном анализе рынка и целевой аудитории она может стать основным оружием микропредприятий в борьбе с такой интенсивной конкуренции. «Таким образом, одним из основных направлений решения проблем малого бизнеса в продвижении его товаров и услуг на рынке видится использование комплексных инструментов маркетинга - интегрированных маркетинговых коммуникаций» [13, с.221].

Автоматизация процессов в бизнесе является еще одним важным фактором предотвращения убытков и фиксирования прибыли. «Ключевые показатели эффективности — числовые показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении целей или оптимальности процесса, а именно: результативности и эффективности» [14]. В сборе таких данных помогут известные инструменты, как: 1С:Бухгалтерия; МойСклад; Зарплатами; Ян-декс.Касса и другие программы. Данные сервисы позволят микробизнесу декларировать доходы и упростят ведение бухгалтерской отчётности, что позволит избежать ошибок и штрафов.

Заключение. В рамках данной статьи выделены ключевые факторы, обеспечивающие доходность микропредприятий в мегаполисе, а также современные инструменты, которые могут помочь оптимизировать бизнес-процессы. Мы обсудили значимость онлайн-присутствия, метрик и аналитики, инновационных подходов и технологий, а также управления конкурентоспособностью.

Исходя из проведенного исследования, мы делаем следующие выводы и рекомендации. Онлайн-присутствие является неотъемлемой частью успешного бизнеса в современном мегаполисе. Микропредприятия должны стремиться к созданию привлекательного и информативного веб-сайта, использовать социальные сети для взаимодействия с клиентами и активно использовать целенаправленную рекламу для достижения большей эффективности.

Использование метрик и аналитики позволяет малому бизнесу оценивать эффективность своих маркетинговых кампаний и корректировать стратегии для достижения лучших результатов. Инновационные подходы и технологии представляют собой важный фактор для повышения доходности. Микропредприятия должны рассмотреть возможность применения автоматизации процессов, внедрения интернета вещей (1оТ) и использования облачных вычислений. В этом контексте, рекомендуется обратить внимание на российские разработки. Управление конкурентоспособностью является необходимым для долгосрочного успеха микробизнеса в г. Москве. Рекомендуется разработка стратегий, учитывающих особенности рынка и конкуренцию, а также использование инструментов для анализа конкурентов и определения своих конкурентных преимуществ.

Поддержка государства - это базис для развития микробизнеса. В г. Москве ежегодно появляются различные нововведения в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства [3].

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м

CJ

fO CS

о

CS

to

о ш m

X

В целом, микропредприятия в Москве сталкиваются с вызовами и препятствиями, но имеют возможность использовать перспективы и современные инструменты для достижения успеха. Правильное использование онлайн-присутствия (рекламы), аналитики, инноваций и конкурентоспособности может помочь укрепить свои позиции на рынке и достичь устойчивого роста.

Литература

1. Бомба Н. П. Аналитический обзор проблем малого бизнеса города Сургута в области консалтинговых услуг // Северный регион: наука, образование, культура. - 2009. - №. 1 (19).

- С. 105-112.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.05.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3. Инновационно-стратегическое управление мегаполисом в современных рыночных условиях / Н. В. Высоцкая, К. Б. Доброва, В. В. Дегтярева [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Институт проблем рынка Российской академии наук, Государственный университет управления. - Москва : Государственный университет управления, 2023. - 271 с. - ISBN 978-5-215-03642-6.

4. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки //Общество и экономика. - 2016. - №. 6.

- С. 97-108.

5. Федеральная служба государственной статистики // РОССТАТ URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.06.2023).

6. Основные показатели деятельности микропредприятий за 2021 г. // Официальный сайт Мэра Москвы URL: https://www.mos.ru/dpir/documents/statistika-malogo-biznesa/view/271042220/ (дата обращения: 27.06.2023).

7. Комарова О.В. Особенности государственной поддержки микробизнеса //ЦИТИСЭ. - 2020. - №. 4. - С. 538-551.

8. Рынок инвестиций в коммерческую недвижимость. Россия // NF Group URL: https://kf.expert/publish/rynok-investiczij-v-kommercheskuyu-nedvizhimost-rossiya-1-kvartal-2023 (дата обращения: 27.06.2023).

9. Богоутдинов Б. Малый бизнес России: анализ доходности и меры поддержки //Общество и экономика. - 2016. - №. 6.

- С. 97-108.

10. Цифровая платформа МСП // МСП URL: Ь^://мсп.рф/ (дата обращения: 27.06.2023).

11. Камчатова Е.Ю., Бурлаков В.В., Яхъяев М.А. Роль маркетинговых инноваций в повышении конкурентоспособности предприятия / Е. Ю. Камчатова, // Инновации и инвестиции. -2023. - № 3. - С. 4-7.

12. Камчатова Е.Ю., Заяц С.О. Повышение конкурентоспособности компаний в условиях цифровизации // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2022. -Т. 21, № 2. - С. 39-42. - DOI 10.24182/2073-6258-2022-21-2-3942.

13. Хизева Н. М. Проблематика продвижения малого бизнеса в России //Рекламный вектор-2020: SMART-коммуника-ции. - 2020. - С. 218-222.

14. Пикалев А.А. Система оценки эффективности KPI как инструмент выживания малого и среднего бизнеса в России // Научный аспект. - 2021. - Т. 1, № 4. - С. 75-83.

Modern tools to increase the profitability of microenterprises in the metropolis Degtyareva V.V., Sukmanova E.S.

State University of Management

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article presents the results of a study of key factors that ensure the profitability of micro-enterprises in a metropolis. The importance of online presence, the use of metrics and analytics, innovative approaches and technologies, as well as managing the competitiveness of goods in the markets for goods and services is determined. The methodological base was the research of Russian authors, as well as statistical data in the research area. The challenges and barriers that microbusinesses face in the conditions of functioning in a metropolis are identified. The hypothesis about the proposal of a strategy to strengthen the competitive position of such companies is confirmed. Based on the results of the analysis of the prospects and opportunities for the development of micro-enterprises in the metropolis, recommendations were formulated to achieve their sustainable growth and increase the competitiveness of the business. Keywords: micro business, development, megapolis, microenterprise, digital tool,

state support measures, competitiveness, management. References

1. Bomba N. P. Analytical review of the problems of small business in the city of Surgut

in the field of consulting services // Northern region: science, education, culture.

- 2009. - no. 1 (19). - S. 105-112.

2. Federal Law No. 209-FZ of July 24, 2007 (as amended on May 29, 2023) "On the

Development of Small and Medium Enterprises in the Russian Federation".

3. Innovative-strategic management of a metropolis in modern market conditions / N.

V. Vysotskaya, K. B. Dobrova, V. V. Degtyareva [and others]; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, State University of Management. - Moscow: State University of Management, 2023. - 271 p. - ISBN 978-5-215-03642-6.

4. Bogoutdinov B. Small business in Russia: profitability analysis and support

measures // Society and Economics. - 2016. - no. 6. - S. 97-108.

5. Federal State Statistics Service // ROSSTAT URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of

access: 06/27/2023).

6. Main performance indicators of microenterprises for 2021 // Official website of the

Mayor of Moscow URL: https://www.mos.ru/dpir/documents/statistika-malogo-biznesa/view/271042220/ (date of access: 06/27/2023) .

7. Komarova O.V. Features of state support for microbusiness // TsITISE. - 2020. -

no. 4. - S. 538-551.

8. Commercial real estate investment market. Russia // NF Group URL:

https://kf.expert/publish/rynok-investiczij-v-kommercheskuyu-nedvizhimost-rossiya-1 -kvartal-2023 (date of access: 06/27/2023).

9. Bogoutdinov B. Small business in Russia: profitability analysis and support

measures // Society and Economics. - 2016. - no. 6. - S. 97-108.

10. SME digital platform // SME URL: https://msp.rf/ (date of access: 06/27/2023).

11. Kamchatova E.Yu., Burlakov V.V., Yakhyaev M.A. The role of marketing innovations in increasing the competitiveness of the enterprise / E. Yu. Kamchatova, // Innovations and investments. - 2023. - No. 3. - P. 4-7.

12. Kamchatova E.Yu., Zayats S.O. Increasing the competitiveness of companies in

the context of digitalization // Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii Entrepreneurship. - 2022. - V. 21, No. 2. - S. 39-42. - DOI 10.24182/2073-62582022-21-2-39-42.

13. Khizeva N. M. The problem of small business promotion in Russia // Advertising

vector-2020: SMART communications. - 2020. - S. 218-222.

14. Pikalev A.A. KPI performance evaluation system as a tool for the survival of small

and medium-sized businesses in Russia // Scientific aspect. - 2021. - V. 1, No. 4.

- S. 75-83.

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.