50
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338.45(045) Г.И. Ибрагимова
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МИКРОБИЗНЕСА. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ
Дается определение микробизнесу. Раскрывается сущность микропредприятий. Приведена краткая историческая справка возникновения и роли микробизнеса. Представлена актуальность исследования темы. Примеры исследования в микробизнесе. Раскрыта социальная функция микробизнеса. Дается описание работающих в микробизнесе на основе исследований экономистов США. Основные тенденции микропредприятий. Микробизнес в Российской Федерации. Представлены основные правовые акты, регламентирующие деятельность микропредприятий. Анализируется различие между определениями сущности микробизнеса в России и США. Выявление функций микробизнеса в России. В статье рассмотрены факторы, влияющие на микропредприятия в Российской Федерации. Представлен небольшой статистический материал по данной тематике. Проведение кластерного анализа субъектов РФ в зависимости от доли численности занятых в микропредприятиях к ЭАН по отношению к экономически-активному населению за 2013 г. На основании проанализированного материала и собственных выводов автором были представлены основные заключения по проведенному анализу. Региональная поддержка микробизнеса, различие в методах регулирования микробизнеса в рамках регионов России. Выявлены дальнейшие перспективы развития микропредприятий в Российской Федерации. Определены социальная значимость микробизнеса и необходимость государственной поддержки и регулирования деятельности представленного института.
Ключевые слова: микропредприятия, микробизнес, социальная функция, кластерный анализ, регионы России.
Экономические отношения породили такой институт, как микропредприятия. Данный субъект исследования имеет собственную историю развития, функции и признаки. При этом в зависимости от страны сущность микробизнеса может меняться. Рассмотрим историю появления микропредприятий и какую роль они играли и играют в рамках экономики различных стран.
В США данная категория объектов изучается примерно с восьмидесятых годов прошлого столетия. Следует иметь в виду, что следы появления микропредприятий как объекта исследований можно заметить с древних времен в условиях ремесленного производства после отмены рабства в различных странах. Однако поддержка и развитие деятельности бизнеса микропредприятий на начальных этапах построены в США в рамках содействия государства и частного бизнеса. Программы развития микропредпринимательства (MED) были формально начаты в Соединенных Штатах в 1980-х как попытка помочь женщинам, меньшинствам и бедным людям в стартовых компаниях, аналогичная поддержка также давалась бизнесу странам третьего мира. Исследования показали, что традиционная сеть поддержки для запусков малого бизнеса не работала на эти особые группы. Таким образом, изначально микропредприятия США раскрывали в себе больше социальную функцию, чем, например, экономическую. Программы MED после их проведения в США были смоделированы другими развитыми странами (LDCs). С появлением этих программ больше внимания было обращено на рост микропредприятий в Соединенных Штатах и важность их роли в предпринимательстве.
На основе исследования «Опрос малого бизнеса, деловая активность в домашнем хозяйстве» (2008) Национальной федерации независимого бизнеса (NFIB) было установлено, что микрокомпании нанимают меньше чем 10 человек. Исследование показало, что один из четырех бизнесменов работает прежде всего из дома. Часть литературы концентрируется на так называемом work-at-home-mom (названном homework или «работой на дому»), то есть домашнем бизнесе. Нэнси Джурик (Nancy Jurik, американский экономист-социолог) описала работающих не по найму в домашнем бизнесе как гендерное явление. Она заявила, что исследование в области микробизнеса и предпринимательства изображает два представления о тех, кто работает из дома; одно представление характеризует освобожденных новаторов - трудящихся отдаленно от многих ограничений обычной занятости. Другое представление имеет маргинализованный подход к осмыслению этого явления.
В других исследованиях домашние предприниматели рассматривались как те, кто принял решение работать дома, чтобы заботиться о детях или из-за факторов на внешнем рынке труда, отсутствия доступных рабочих мест, временных увольнений и т. д. Некоторое недавнее исследование в области компаний, под руководством женщин, преуменьшило роль домашней собственности. Исследо-
Сущность и роль микробизнеса. Социальная функция микропредприятий
51
ватели пришли к заключению, что домашняя собственность может быть хорошей возможностью только для женщин, у которых нет сильных финансовых потребностей. Результаты продемонстрировали, что 28 % действующих микрокомпаний работали из дома, при этом 59,1 % заявили, что это их единственный доход.
Еще одно исследование определило данную категорию предпринимателей как людей, реализующих различные ремесла. [1].
Вопрос о важности такого объекта, как микропредприятия, поднял Рон Уакс (Ron P. Wacks, американский экономист, вице-президент Института исследований микробизнеса). По его мнению, отличие микропредприятий от других субъектов рынка заключается в следующем: «Микробизнес является малым бизнесом, в котором никто из сотрудников не выполняет единственную функцию или задачу для бизнеса и все сотрудники, включая владельца бизнеса, имеют функциональные обязанности во многих областях управления, производства и развития бизнеса» [2].
Таким образом, развитие микропредприятий давало США мультипликативный эффект: помимо роста ВВП обеспечивался не просто рост самозанятости, а рост самозанятости малозащищенных социальных субъектов (женщины, беженцы, малообеспеченные люди). Дальнейшее развитие микробизнеса может привести к резким темпам прироста ВВП.
Однако, по оценкам американских экономистов, микробизнес не текущий день не имеет большую базу качественных исследований.
Россия имела собственный путь развития микропредприятий. Микропредприятия являются достаточно молодым объектом исследования в России. Деятельность микробизнеса в России регулируется в основном Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральным законом 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Отдельный блок статистических данных этого института в Российской Федерации берет начало только в 2008 г. Под микропредприятиями в России понимаются субъекты малого предпринимательства, которые характеризуются следующими условиями: численность персонала - до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий). Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ также является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. за № 556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующее предельное значение: для микропредприятий -60 млн. руб; участниками являются физические лица, которые одновременно могут быть и членами правления ООО (если при регистрации предприятия выбрана эта форма организации). Микропредприятие может зарегистрироваться плательщиком НДС.
Учитывая историческое развитие России (уклон в сторону крупных промышленных предприятий) и результаты деятельности современных микропредприятий (даже малых предприятий), можно заключить, что субъекты малого предпринимательства не являются предметом качественной государственной поддержки и развития. Они не занимают ведущие позиции при создании ВВП, но они неплохо выполняют социальные функции, например, самозанятость населения. В качестве примера можно указать тот факт, что роль малых предприятий также может оцениваться как доля от общего числа предприятий и доля в ВВП. Так, в странах Евросоюза микро- и малые предприятия составляют
98.7 % общего числа участников рынка, их вклад в ВВП оценивается в 39,5 %. В Китае - 99,0 и 57,1 %, а в России - 93,8 и 21,4 % соответственно [3].
Рассмотрим показатели деятельности микропредприятий, малых и средних предприятий за 2010 г. Число замещенных рабочих мест в микропредприятиях равняется 3883,3 тыс., что составляет 28,3 % в рамках МСП, когда малые предприятия имеют 7265,7 тыс. замещенных рабочих мест или 52,9% всей выборки (общий объем замещенных мест - 13731,9 тыс. замещенных рабочих мест). Однако этот показатель у микропредприятий больше, чем у средних предприятий (2582,9 тыс. мест или
18.8 %). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС и акцизов в микропредприятиях составляет 5609,2 млрд. руб., или 21,3 %, при размере подобного показателя у малых предприятий в 13324,6 млрд. руб. (50,6 %). Для сравнения: подобная выручка в средних предприятиях составляет 7416,2 млрд. руб., или 28,1 %. Еще одним важным показателем деятельности микропредприятий, малых и средних предприятий за 2010 г. является стоимость основных фондов: средние предприятия -1309,1 млрд. руб. (29,9 %); малые предприятия - 1803,5 млрд. руб. (41,2 %); микропредприятия -1269,7 млрд. руб. (28,9 %). Наконец, рассмотрим число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 г.: средние предприятия - 669 (3,3 %); малые предприятия - 6130 (30,2 %); микропредприятия - 13491 (66,5 %) [5].
Микропредприятия на этот момент имели затраты на инновации, но при этом имели небольшую выручку и низкий показатель основных фондов в сравнении с малым и средним бизнесом. Можно предположить, что микробизнес в Росси не является качественным объектом внедрения инноваций, что в итоге позволяет предположить, что инновационная и экономическая функции не являются наиболее показательными в характеристике микропредприятий. Зато микробизнес создает инфраструктуру страны, то есть, учитывая деятельность крупного, среднего и малого бизнеса, он адаптируется к изменяющейся экономической системе и находит те отрасли и сферы, в которых может быть конкурентоспособным. Помимо этого, в России, так же как в США, микробизнес связан с социальной функцией. Однако, учитывая социальную функцию, надо рассматривать микробизнес в зависимости от субъекта России для достижения репрезентативности исследований, поскольку деятельность микропредприятий в Российской Федерации определена в первую очередь региональным развитием субъектов микробизнеса, ресурсным потенциалом отдельно взятого региона. На фоне регионального развития следует понимать общее развитие микропредприятий и их роль в государстве.
Результаты кластерного анализа субъектов РФ в зависимости от доли численности занятых в микропредприятиях по отношению к экономически-активному населению за 2013 год
Наблюдаемые объекты кластера Среднее кол-во микропредприятий в кластере Численность персонала микропредприятия в среднем по кластеру, чел. Средний оборот одного предприятия по кластеру, тыс. руб. Числ персонала микропр/ЭАН, %
1 кластер Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Липецкая обл., Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл., Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская обл., Калининградская обл., Архангельская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астраханская обл., Волгоградская обл., Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Саратовская область, Ульяновская обл., Курганская обл., Ханты-Мансийский авт. округ Югра, Тюменская обл. без авт. округов, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская обл., Кемеровская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Томская обл., Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская обл., Магаданская обл., Сахалинская обл., Еврейская автономная обл., Республика Тыва, Курская обл., Чукотский авт.округ. 14036 2 4477,37 4,65
Сущность и роль микробизнеса. Социальная функция микропредприятий 53
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2014. Т. 24. Вып. 4
Окончание табл.
2 Московская обл., г. Москва. 138387 4 7244,52 8,27
кластер
3 Ненецкий авт. округ. 448 1 2349,39 76,99
кластер
4 кластер г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская обл., Самарская обл., Свердловская обл., Челябинская обл. 65820 3 4498 8,09
5 кластер Краснодарский край, Ростовская обл., Ямало-Ненецкий авт. округ. 35797 3 5918,67 8,42
Для выявления влияния микропредприятий на социальную функцию государства (под социальной функцией в дальнейшем будет пониматься стремление обеспечить защищенность населения в социальной сфере, представить всем членам общества нормальные условия жизни) проведем кластерный анализ субъектов РФ в зависимости от доли численности занятых в микропредприятиях к ЭАН по отношению к экономически-активному населению за 2013 г. [4]. Рассчитанные в SPSS необходимые результаты представлены в табл.
Согласно проведенному анализу практически во всех кластерах доля персонала микропредприятий почти 10 %. Представим результаты кластерного анализа в графическом виде на рис. 1.
Рис. 1. Результаты кластерного анализа
В Ненецкой автономной области данный показатель достиг 76,99 % на первый взгляд в связи с грамотной государственной программой. Рассмотрим, что входит в эту программу. В целях развития предпринимательства, повышения престижа предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе действует ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ненецкого автономного округа на 2014-2017 годы». В нее входит система программных методов по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе финансовая, организационная и информационная поддержку предпринимателей, предоставляется инфраструктура для развития бизнеса субъектов малого предпринимательства: действует постоянный совещательный орган - Координационный совет по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Ненецкого автономного округа, на заседаниях которого рассматриваются проекты нор-
мативных правовых актов по поддержке малого и среднего бизнеса. В качестве поддержки также предоставляются гранты начинающим предпринимателям и субсидии на возмещение части затрат в связи с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, на которых субъекты микробизнеса могут найти партнеров или инвесторов. Аналогичные выплаты предоставляются предприятиям при заключении договора лизинга. Такая программа характерна для большинства регионов РФ. На самом деле, рассматривая «Доклад об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2013 года», Ненецкий автономный округ при низком уровне социального развития за 3 года не смог улучшить ситуацию в этой области (см. рис. 2). Можно предположить, что при таком развитии микропредприятия не вносят больших перспектив в развитие социальной сферы. В таком случае микропредприятия эффективно выполняют в социальной сфере роль создания рабочих мест не путем самозанятости, а через привлечение частных инвестиций для развития региона. Это также подтверждается статистикой, приведенной на рис. 3.
Рис. 2. Сравнение субъектов РФ по показателям социального развития [6]
Рис. 3. Сравнение субъектов РФ по динамике инвестиций в основной капитал [5]
Сущность и роль микробизнеса. Социальная функция микропредприятий
55
Кроме того, Ненецкий автономный округ занимает первое место среди регионов по среднегодовому объему частных инвестиция (объем 1231,5 тыс. руб. на 1 жителя; на втором месте Ямало-ненецкий автономный округ с 904 тыс. руб. на 1 жителя [5]). Таким образом, можно предположить, что микропредприятия являются источниками частного инвестирования, поэтому с ростом микробизнеса, который обеспечивает самозанятость, дополнительно государство получает частные инвестиции, способные поддержать экономику самого региона. Социальная функция оказывает влияние на экономическую функцию посредством деятельности микробизнеса за счет частных инвестиций. Однако подобное предположение требует дополнительных исследований со стороны органов государственной власти для поиска перспектив развития как региональной экономики, так и субъектов малого, среднего и микробизнеса.
Учитывая, что микропредприятия оказывают влияние и на социальную функцию, и на экономику государства, то их деятельность является важной для проведения качественных исследований, а значит, требует дополнительной финансовой поддержки государства и правовой защиты данного института органами государственной власти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Martha Mattare. Micro businesses: where do they turn for help. URL: http://www.coastal.edu/business/ cbj/pdfs/ arti-cles/spring2010/mattare_shah_monahan.pdf
2. Ron P. Wacks. Microbusinesses are from Venus; Big Business is from Pluto. URL: http://www.microbusinessstrategies.com/ftpgetfile.php?id=27
3. Овчинникова А.В. Роль и функции малых предприятий промышленности в экономическом системном комплексе. URL: http://izvestia.usue.ru/index.php?=&id=194&Itemid=33& lang=ru&option=com_content& quot&view =article
4. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы - 2013 г. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#
5. Доклад об оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2013 года. URL: http://uggs.rkomi.ru/content/6711/доклад%20за%202013%20год%20поo/o20РФ.pdf
Поступила в редакцию 18.08.14
G.I. Ibragimova
ESSENCE AND ROLE OF MICROBUSINESS. SOCIAL FUNCTION OF MICROENTITIES
The notion of microbusiness is defined. The essence of microentities is revealed. A brief historical background of microbusiness origin and role is given. Relevance and actuality of this issue are proved. Examples of microbusiness investigation are given. A social function of microbusiness is unraveled. A description of microbusiness workers on the basis of the analysis of US economists is given. Main tendencies of microentities are specified. Microbusiness in the Russian Federation is characterized. The main legal acts regulating activities of microentities are provided. Differences in microbusiness definitions in Russia and the USA are analyzed. Functions of microbusiness in Russia are identified. The factors affecting microentities in the Russian Federation are considered. A small statistical material on this subject is provided. The cluster analysis of territorial subjects of the Russian Federation depending on a number of people taken in the microentities in relation to economically active population in 2013 is carried out. The author outlines the main conclusions on the basis of the material analysis and her own deduction. Regional support of microbusiness is considered; difference in methods of microbusiness regulation within Russian regions is detected. Further prospects of microentities development in the Russian Federation are revealed. The social importance of microbusiness and the necessity for government support and regulation of activities of this institution are established.
Keywords: microentities, microbusiness, social function, cluster analysis, regions of Russia.
Ибрагимова Гульсия Индусовна, соискатель
Ibragimiva G.I., postgraduate
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4