Научная статья на тему 'Развитие микропредприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра'

Развитие микропредприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОПРЕДПРИЯТИЕ / МИКРОБИЗНЕС / MICRO-BUSINESSES / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / MICRO-ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Любовь Леонидовна

Статья посвящена вопросам экономической оценки развития микропредприятий региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of micro-enterprises in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra

The article deals with the economic evaluation of micro-enterprise development in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие микропредприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2013 г. Выпуск 4 (31). С. 15-18

УДК 658.114(571.122)

РАЗВИТИЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Л. Л. Богомолова

Микропредприятия играют особую роль в развитии экономики региона, поскольку, как правило, стоят последними в посреднической цепочке, и большинство товаров и услуг доходит до конечного потребителя именно при помощи микропредприятий. Микропредприятия формируют отраслевую специализацию малого бизнеса и, соответственно, влияют на региональную социально-экономическую политику в сфере предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Микропредприятия наиболее уязвимы в условиях кризиса, будь то глобальный, мировой кризис, либо отраслевой - они страдают в первую очередь. Это обусловлено, прежде всего, ограниченным ресурсным потенциалом, низкой конкурентоспособностью, резким снижением покупательского спроса в условиях кризиса, с которым крупные предприятия в состоянии справиться, и, наконец, недостатком оборотного капитала, необходимого для нормального функционирования предприятий микробизнеса. И в этом случае даже эффективное микропредприятие вынуждено не столько развиваться, сколько выживать. Микропредприятия, в отличие от крупных, существуют в рамках высокого уровня конкурентоспособности, высокой доли появления на рынке множества похожих предприятии, выдающих на стадии становления массу конкурентных преимуществ - и в этих условиях сложно оставаться эффективным.

Статистика развитых европейских стран и США говорит, что 10% работоспособного населения имеет свои фирмы, на которых работают от 1 до 10 человек. Доля работающего по найму экономически активного населения в мелких предприятиях в США - около 91 %, в Великобритании - 85,7 %, в Японии - 74,3 %, в Италии - 70,3 %. Количество микропредприятий, включая тех, кто занимается индивидуальным частным предпринимательством в европейских странах составляет с среднем 60-100 на 1000 человек экономически активного населения. По разным данным, среднее количество американских микропредприятий составляет - 16 миллионов, из них большинство мелкие - 13-14 миллионов микропредприятий на 135 человек работающего населения США; в Великобритании в настоящее время один из десяти работающих имеет свою фирму, и эти мелкие предприятия обеспечивают одну треть рабочих мест в частном секторе, на них приходится одна пятая часть валового национального продукта страны. Микропредприятия во всем мире приносят их владельцам скорее моральное удовлетворение, чем материальное. В Великобритании ежегодно возникает 800 000 микропредприятий, а закрывается более 770 000. Средний срок существования мелких фирм, как правило, составляет 1-2 года, и только около 12 % функционируют более 5-7 лет.

Несмотря на высокую рыночную мобильность микропредприятий, существует ряд недостатков в их деятельности, и, в частности, недостаточно развитая функция маркетинга. Зачастую у микропредприятий просто не хватает денег на маркетинговые действия. Недостатком является и высокий, в силу особенной специфики, уровень сезонности (туристический бизнес, продажа недвижимости, парикмахерские, мелкие типографии и ряд сервисных услуг), - когда в месяцы застоя не хватает не только оборотных средств, но и средств на зарплату сотрудникам. Микропредприятия не могут самостоятельно содержать большой штат консультантов, поэтому вынуждены обращаться за консультациями к другим специалистам (бухгалтерам, юристам), что приводит к значительному увеличению затрат. В микропредприятиях зачастую производится выплата заработной платы сотрудникам «в конвертах», что очень плохо для самих сотрудников - нет возможности накапливать будущую пенсию и т. д., и, безусловно, для экономики страны в целом - часть доходов микропредприятий остается за

15

Л. Л. Богомолова

рамками налогообложения. Микропредприятия были и остаются сложными объектами для детенизации.

Наряду с недостатками, существует ряд преимуществ при создании микропредприятий:

- основание микропредприятия дает ряд существенных льгот и льготных условий для начала предпринимательской деятельности, создавая благоприятные экономические условия для ведения бизнеса. Это является одним из основных критериев, которым руководствуются многие предприниматели, создавая микропредприятие;

- микропредприятия создают рабочие места, в том числе и для высокопрофессиональных сотрудников с высоким уровнем образования;

- устойчивая репутация, созданная честным трудом, позволяет в сложные для микропредприятия времена сохранить бизнес;

- сложившаяся за годы бизнеса постоянная клиентура;

- высокий профессионализм сотрудников;

- относительная стабильность цен и скидки постоянным клиентам;

- профессиональный менеджмент, который позволяет выбрать надежных партнеров по бизнесу;

- мобильное новирование в профессинальной сфере, позволяющее гибко оперировать бизнесом;

- значительный уровень доступности продукта или услуги для потребителей;

- личный контакт между продавцом и покупателем, который позволяет создать прочную клиентскую базу.

Экономическая природа микробизнеса проявляется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, предпринимательскую стратегию и тактику ведения бизнеса, новаторство. Микробизнес - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, либо, поиск новых возможностей извлечения выгоды - это типичная черта предпринимателя. Бизнес- инициатива как стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена товаров и услуг наиболее остро проявляется именно в микропредприятиях

В соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. ст. 4 «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ», микропредприятием считается предприятие малого бизнеса, соответствующее следующим признакам: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 15 человек, предельное значение выручки не выше 60 млн руб.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре развитие микробизнеса претерпевало спады и подъемы, но, тем не менее, микробизнес занимает лидирующее положение в развитии малого предпринимательства, поскольку количество микропредприятий занимает свыше 85 % в среднем от общего количества предприятий малого бизнеса, более 35 % численности работников от общей численности работников малого бизнеса занято в микропредприятиях; уровень оборота микропредприятий в общем обороте малого бизнеса в отдельные годы составлял до 45 %.

Таблица 1 - Количество предприятий малого бизнеса в ХМАО - Югре.

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год Изменение

Малые предприятия, в т. ч.: 14567 12886 22831 8264

Микропредприятия 12868 10715 20358 7490

Удельный вес микропредприятий, % 88 83 89 1

Динамика изменения количества микропредприятий (табл. 1) имеет скачущую тенденцию, так в 2009 году количество микропредприятий составляло 12868 ед., к уровню 2010 года количество микропредприятий снизилось до 10715 ед., снижение составило почти 16 %, или 2153 предприятия. В 2011 году эта цифра достигла 20358, что на 7490 предприятий больше, чем в базовом периоде, увеличение составило 58 %. Удельный вес микропредприятий в суммарном количестве предприятий малого бизнеса составляет в 2009 г. - 88 %; в

16

Развитие микропредприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

2010 г. - 83 %; в 2011 г. - 89 %, соответственно, и имеет общую тенденцию к росту. Среднегодовая численность работников микробизнеса (табл. 2) по уровню 2009 года составляет 37,6 тысяч человек, или 38 % от общей численности работников предприятий малого бизнеса. Рост численности занятых в микробизнесе работников тоже имеет скачущую тенденцию, хотя уровень изменений численности занятых по сравнению с базисным периодом составляет 48,3 тысяч человек, что почти на 10,7 тысяч человек больше, прирост составил 28 %. Удельный вес численности работников 2011 года в общей численности работников предприятий малого бизнеса увеличился до 41 %.

Таблица 2 - Средняя численность работников предприятий в микробизнесе ХМАО - Югры

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год Темп роста, %

Малые предприятия, тыс. чел., в т. ч. 97,5 109,1 116,5 19,5

Микропредприятия 37,6 34,6 48,3 28,5

Удельный вес работников микропредприятий, % 38 31 41 107

Динамика изменения оборотных средств в предприятиях малого бизнеса (табл. 3.) имеет тенденцию к снижению - в 2009 году оборот предприятий малого бизнеса составлял 265,7 млрд. руб., к 2010 году снизился до 216,9 млрд. руб. Снижение составило 48,8 млрд. руб., или 18 %. 2011 год ознаменовался приростом оборотных средств предприятий малого бизнеса на 42,3 млрд. руб., или на 19 %, но достигнуть уровня 2009 года по обороту предприятий не получилось. Средний удельный вес оборота микропредприятий в общем обороте предприятий малого бизнеса составляет 28,8 %, т. е. почти на треть экономика предприятий малого бизнеса зависит от того, как работают микропредприятия. Динамика изменения оборотных средств микропредприятий имеет тенденцию к снижению, в 2009 году оборот микропредприятий составлял 45 % от общего оборота предприятий малого бизнеса, или 120 млрд. руб., а к 2010 году снизился до 27 %. Снижение составило 60,1 млрд. руб. Достигнуть уровня базисного года к 2011 г. не удалось - снижение составило 38,5 млрд. руб., или 31 %.

Таблица 3 - Анализ общего оборота предприятий микробизнеса в ХМАО - Югре

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год изменение

Средние предприятия, млрд. руб 41,8 81,3 78,9 37,1

Малые предприятия, млрд. руб, в т. ч.: 265,7 216,9 259,2 6.5

Микропредприятия 120,8 60,7 82,3 38.5

Удельный вес оборота микропредприятий, % 45 27 31 14

Наибольший удельный вес оборота микропредприятий по видам экономической деятельности (табл. 4) занимает оптовая и розничная торговля - в среднем за период с 20092011гг. - 56,5 %, на втором месте по среднему удельному весу находится транспорт и связь -13,2 %, третье место занимает строительство - 12,7 %, на четвертом месте по удельному весу - различные виды деятельности - 4,9 %, и на последнем месте - около 2,9 % - обрабатывающие производства. Микропредприятия в сфере торговли обеспечивают половину оборота всех микропредприятий, но, к сожалению, имеют тенденцию к сокращению - с 59,3 % в 2009 году до 52 % к 2011 году. За исследуемый период выросла доля в обороте микропредприятий, занятых строительством - с 9,9 % до 14,7 %, и доля микропредприятий, занимающихся операциями с недвижимостью - с 8,9 % до 10,9 %. Сократилась доля в обороте микропредприятий сферы транспорта - с 15,1 % до 12,7 %.

17

Л. Л. Богомолова

Таблица 4 - Структура оборота микропредприятий по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности 2009 год 2010 год 2011 год

Млрд. руб- % Млрд. руб. % Млрд. руб. %

Обрабатывающие производства 2,5 2,1 1,5 2,5 3,3 4

Строительство 12 9,9 8,2 13,5 12,1 14,7

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 71,6 59,3 35,3 58,1 42,8 52

Транспорт и связь 18,2 15,1 7,2 11,9 10,5 12,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10,7 8,9 5,9 9,7 9 10,9

Иные виды 5,8 4,7 2,6 4,3 4,6 5,7

Итого 120,8 100 60,7 100 82,3 100

Развитие микропредприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является постоянной заботой Правительства. Одним из приоритетных направлений реализации стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, одобренной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.11.2008 № 491-рп, является развитие микробизнеса в экономике региона и придание особой роли деятельности микропредприятий, которая будет осуществляться посредством:

- увеличения государственной поддержки микропредприятий ;

- специальных программ поддержки экспортно-ориентированных микропредприятий;

- создания государственных структур микрофинансирования в форме некоммерческих организаций;

- формирования оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства;

- формирования законодательной базы для деятельности семейных предприятий (семейного бизнеса), артелей, ремесленников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sb-ugra.ru/

2. Официальный сайт Окружного бизнес-инкубатора [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hmaobin.ru/

3. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного от 13 апреля 2013 года № 174-рп «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры за 2012 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [Текст].

4. Постановление Правительства ХМАО - Югры «О целевой программе ХМАО - Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» от 09.10.2010 № 241-п [Текст].

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.