Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
check-up / комплексные программы обследования организма / платные медицинские услуги / check-up / comprehensive body examination programs / paid medical services

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ирина Валерьевна Ионкина, Игорь Михайлович Акулин

Развитие профилактической и пациентоцентрированной медицины диктует порядок внедрения комплексных программ по ранней диагностике заболеваний. Одной из составляющих концепции превентивной медицины являются программы Check-up – комплексное обследование и диагностика организма. Сheck-up минимизирует влияние факторов риска и позволяет обнаружить болезнь на самой ранней стадии развития, когда она еще не причинила значительного вреда организму. Очевидно, что целенаправленная комплексная диагностика по выбранному направлению позволяет более точно определить проблемы и своевременно установить точный диагноз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ирина Валерьевна Ионкина, Игорь Михайлович Акулин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN MARKETING TOOLS FOR EXPANDING PAID MEDICAL SERVICES

The development of preventive and patient-centered medicine dictates the procedure for the implementation of comprehensive programs for the early diagnosis of diseases. One of the components of the concept of preventive medicine is programs Check-up – a comprehensive examination and diagnosis of the body. Check-up minimizes the impact of risk factors and enables to detect the disease at the earliest stage of development, when it has not yet caused significant harm to the body. It is obvious that targeted comprehensive diagnostics in the chosen direction enables to more accurately identify problems and establish an accurate diagnosis on a timely basis.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

© Ионкина И.В., Акулин И.М., 2023

УДК 616-084:338.46:339.138 DOI: 10.56685/18120555_2023_78_3_49

== СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА

ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Ирина Валерьевна Ионкина, канд. мед. наук, зам. гл. врача по внебюджетной деятельности ГАУЗ СО «СОКБ № 1» [620109 г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185; тел.: +7 912 667-27-83; e-mail: ionkina_iv@mail.ru]; orcid.org/0000-0002-7123-8097

Игорь Михайлович Акулин, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и медицинского права Санкт-Петербургского государственного университета [199037 г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9; e-mail: orgzdrav@spbu.ru]; orcid.org/0000-0002-7618-4024

Реферат. Развитие профилактической и пациентоцентрированной медицины диктует порядок внедрения комплексных программ по ранней диагностике заболеваний. Одной из составляющих концепции превентивной медицины являются программы Check-up - комплексное обследование и диагностика организма. Check-up минимизирует влияние факторов риска и позволяет обнаружить болезнь на самой ранней стадии развития, когда она еще не причинила значительного вреда организму. Очевидно, что целенаправленная комплексная диагностика по выбранному направлению позволяет более точно определить проблемы и своевременно установить точный диагноз. Ключевые слова: check-up, комплексные программы обследования организма, платные медицинские услуги.

MODERN MARKETING TOOLS FOR EXPANDING PAID MEDICAL SERVICES

Irina V. lonkina, Candidate of Medical Sciences, Deputy Chief Physician for Extra-Budgetary Activity of the SAHI SR SRCH № 1 [620109 Yekaterinburg, Volgogradskaya str., 185; tel.: +7 912 667-27-83; e-mail: ionkina_iv@mail.ru]; orcid.org/0000-0002-7123-8097

Igor M. Akulin, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Healthcare Organization and Health Law of the St. Petersburg State University [199037 Saint-Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya, 7/9; e-mail: orgzdrav@spbu.ru ]; orcid.org/0000-0002-7618-4024

Abstract. The development of preventive and patient-centered medicine dictates the procedure for the implementation of comprehensive programs for the early diagnosis of diseases. One of the components of the concept of preventive medicine is programs Check-up - a comprehensive examination and diagnosis of the body. Check-up minimizes the impact of risk factors and enables to detect the disease at the earliest stage of development, when it has not yet caused significant harm to the body. It is obvious that targeted comprehensive diagnostics in the chosen direction enables to more accurately identify problems and establish an accurate diagnosis on a timely basis.

Key words: check-up, comprehensive body examination programs, paid medical services.

Профилактика и ранняя диагностика заболеваний становятся все более важными для сохранения здоровья популяции в связи с ростом числа людей с хроническими заболеваниями [6]. Всегда есть шансы выявить заболевание на ранних стадиях при проведении комплексного обследования организма. Раннее выявление и предотвращение заболеваний - залог хорошего здоровья на долгие годы [5]. Это позволяет врачам вовремя начать лечение, а пациенту - избежать тяжелых последствий и долгой реабилитации. Check-up в переводе с английского означает «проверка, осмотр, контроль» [4]. Программы Check-up - это комплексное обследование и диагностика, что позволяет минимизировать влияние факторов риска и обнаружить болезнь на самой ее ранней стадии, когда она еще не причинила зна-

чительного вреда организму. Подобные программы -одна из составляющих концепции современной превентивной (профилактической) медицины [2].

Преимущества Check-up - это оперативность и удобство. Программы диагностики созданы специально для современных людей трудоспособного возраста, у которых нет возможности надолго оторваться от своей работы, но высоко желание оставаться здоровыми. Уникальность программ Check-up в том, что они позволяют пациенту максимально эффективно использовать время и пройти диагностику за максимально короткий срок [1, 3, 7].

Понятие адаптации включает в себя развитие менеджмента и маркетинговой службы здравоохранения, что в совокупности отражается на качестве оказания медицинских услуг и, соответственно, удовлет-

воренности населения медицинской помощью. Маркетинг медицинских услуг значительно отличается от маркетинга в других сферах деятельности человека, он должен нести не только экономические выгоды, но и обязательно приносить пользу здоровью пациента, потому что «пациент» отличается от «клиента» и «услуга» не является «товаром», по факту продажи которого цикл закончен . Маркетинг медицинских услуг должен мотивировать пациентов вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, а также учитывать социально-этические аспекты [8, 9].

Целью исследования явилось показать целесообразность внедрения программ Check-up на примере хозрасчетной поликлиники ГАУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1».

Материал и методы. Проведена оценка эффективности внедрения, а также представлен портрет пациента, обращающегося за программами Check-up.

Результаты и их обсуждение. На основании маркетингового анализа было принято решение о внедрении программ Check-up с июня 2021 г. Сформировано 11 программ. Все комплексы, предлагаемые в клинике, созданы и откорректированы профильными специалистами в зависимости от специфики заболеваний. К каждой из них возможно дополнение в виде обследований или консультаций специалистов. Программы включают от 8 до 30 услуг в комплексе, направлены на поддержание женского и мужского здоровья, имеют целью обследование сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, укрепление здоровья после перенесенного COVID-19 и пр.

Для реализации программ в отделении было проведено обучение специалистов контакт-центра для записи пациентов, выбирающих программы Check-up, составлению для них оптимальной маршрутной карты с целью максимально комфортного, правильного, быстрого и эффективного прохождения комплек-

са. Фиксированность цены также является преимуществом. Пациенту заранее известна стоимость медицинского обследования в комплексе. Одним из основных положительных эффектов данных программ является высокий уровень законченных случаев и завершенность маршрута пациента при установлении диагноза. За один год было реализовано 1004 программы Check-up, из них 77% были выполнены за счет средств страховых компаний, в рамках ДМС. Наибольшее количество пациентов в возрасте от 30 до 50 лет - 63,2%. Женщины обращали свое внимание на здоровье сердца и сосудов, а также на состояние эндокринной системы в 2 раза чаще мужчин (соответственно 64 и 37%). Спрос на типы программ в зависимости от возраста представлен в таблице.

Для сравнения: при потоковом единичном получении услуг уровень законченных случаев находится на уровне 65% [95% ДИ (54,2; 68,8)], тогда как при комплексном обследовании данный показатель составляет 97,5% [95% ДИ (96,2; 98)], что указывает на высокую медицинскую и социальную эффективность программ обследования Check-up. В среднем на одного пациента по Check-up приходится 8,3 услуги, в то время как по единичным - 1,7 услуги. За один год реализации программ Check-up объем услуг, оказанных в рамках этих программ, вырос в 10 раз и составил 10% от общего объема оказанных услуг отделением. Экономическая эффективность данной программы оказалась на 23% выше, чем оказание единичных услуг.

Вывод. Программы Check-up позволяют одновременно обеспечить медицинскую и социальную эффективность благодаря завершенности обследования пациента, коротким срокам обследования и высокой результативности. На современном этапе развития платных медицинских услуг введение и реализация программ Check-up является экономически выгодной стратегией для развития организации.

Востребованность различных программ Check-up

Тип программы Check-up Возраст, лет Итого, %

18-30, % 31-40, % 41-50, % 51-60, % 61-70, % 71 и старше, %

Гастроэнтерологический 8 12 17 16 12 0 14

Кардиологический 16 19 21 24 25 57 21

Эндокринологический 20 22 24 24 13 10 22

Неврологический 16 25 28 27 17 0 25

Здоровье женщины до 40 16 8 0 0 0 0 2,8

Здоровье женщины после 40 0 0 3 4 5 0 2,6

Здоровье мужчины до 40 8 8 0 0 0 0 2,5

Здоровье мужчины после 40 0 0 3 2 12 14 2,7

Пост-COVID 2 1 1 1 1 10 1,8

Предоперационный 2 1 0 0 3 10 0,8

Стандарт 12 4 4 2 13 0 4,5

Литература

References

1. Burt, T. Reinventing the patient experience. Satisfying customers can lead to continuous growth / T. Burt // Healthc. Exec. - Vol. 21, № 3. - P. 8-12, 14.

2. Check-up - онкологический скрининг [Электронный ресурс]. - URL: http://www.checkup.su/CHECKUPCancer-Screeni ng/ (дата обращения: 10.04.2022).

3. Check-up (чекап) - предупредительная диагностика серьезных заболеваний [Электронный ресурс]. - URL: http://gormedosmotr.ru/checkup (дата обращения: 15.05.2012).

4. Check-up. Перестраховка или необходимость? Страховая медицина [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.7ya.ru/article/Check upPerestrahovka-ili-neobhodi-most/ (дата обращения: 15.07.2022).

5. Halpin, H.A. Chronic disease prevention and the new public health / H.A. Halpin, M.M. Morales-Suarez-Varela, J.M. Martin-Moreno // Public. Health. Rev. - 2010. - Vol. 32, № 1. - P. 120-154.

6. Koopmans, B. Non-participation in population-based disease prevention programs in general practice / B. Koop-mans // BMC. Public. Health. - 2012. - Vol. 12, № 1. -P. 856.

7. Labrecque, L.I. Consumer power: evolution in the digital age / L.I. Labrecque // J. Interact. Mark. - 2013. - Vol. 27, № 4. - P. 257-269.

8. Meyers, S. The total picture: developing a patient experience / S. Meyers // Trustee. - 2009. - Vol. 62, № 2. - P. 18-22.

9. Rust, R.T. Rethinking marketing / R.T. Rust, C. Moorman, G. Bhalla // Harvard. Business Review. - Vol. 88 (1). -P. 94-101.

1. Burt, T. Reinventing the patient experience. Satisfying customers can lead to continuous growth / T. Burt // Healthc. Exec. - Vol. 21, № 3. - P. 8-12, 14.

2. Check-up - onkologicheskii skrining [Elektronnyi resurs]. -URL: http://www.checkup.su/CHECKUPCancerScreeni ng/ (data obrascheniya: 10.04.2022).

3. Check-up (chekap) - predupreditel'naya diagnostika ser'eznyh zabolevanii [Elektronnyi resurs]. - URL: http:// gormedosmotr.ru/checkup (data obrascheniya: 15.05.2012).

4. Check-up. Perestrahovka ili neobhodimost'? Strahovaya medicina [Elektronnyi resurs]. - URL: https://www.7ya.ru/ article/Check upPerestrahovka-ili-neobhodimost/ (data obrascheniya: 15.07.2022).

5. Halpin, H.A. Chronic disease prevention and the new public health / H.A. Halpin, M.M. Morales-Suarez-Varela, J.M. Martin-Moreno // Public. Health. Rev. - 2010. - Vol. 32, № 1. - P. 120-154.

6. Koopmans, B. Non-participation in population-based disease prevention programs in general practice / B. Koopmans // BMC. Public. Health. - 2012. - Vol. 12, № 1. - P. 856.

7. Labrecque, L.I. Consumer power: evolution in the digital age / L.I. Labrecque // J. Interact. Mark. - 2013. - Vol. 27, № 4. - P. 257-269.

8. Meyers, S. The total picture: developing a patient experience / S. Meyers // Trustee. - 2009. - Vol. 62, № 2. - P. 18-22.

9. Rust, R.T. Rethinking marketing / R.T. Rust, C. Moorman, G. Bhalla // Harvard. Business Review. - Vol. 88 (1). -P. 94-101.

© Акулин И.М., Ионкина И.В., 2023

УДК 614.2:339.137.22 DOI: 10.56685/18120555_2023_78_3_51

^^ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ = В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ (обзор литературы)

Игорь Михайлович Акулин, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и медицинского

права Санкт-Петербургского государственного университета [199037 г. Санкт-Петербург,

Университетская набережная, 7/9; e-mail: orgzdrav@spbu.ru]; orcid.org/0000-0002-7618-4024

Ирина Валерьевна Ионкина, канд. мед. наук, зам. гл. врача по внебюджетной деятельности ГАУЗ СО «СОКБ № 1»

[620109 г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185; тел.: +7 912 667-27-83; e-mail: ionkina_iv@mail.ru];

orcid.org/0000-0002-7123-8097

Реферат. Статья посвящена исследованию проблем оценки конкурентоспособности государственных и частных учреждений здравоохранения. Тема является актуальной, так как в коммерческом секторе успех во многом определяется именно конкурентоспособностью. Рассматриваются различные направления для анализа конкурентоспособности государственных и частных учреждений, которые бы смогли ее повысить. В условиях конкуренции и маркетинга непросто добиться главенствующей позиции, так как существуют множественные уровни оценки и управления рынка медицинских услуг

Ключевые слова: конкурентоспособность, государственные учреждения, конкурентоспособность в учреждениях здравоохранения, частные учреждения здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.