ГО
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
© Акулин И.М., Ионкина И.В., 2023
УДК 614.2:334.722 DOI: 10.56685/18120555_2023_77_2_32
^^ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА = В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ (обзор литературы)
Игорь Михайлович Акулин, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой организации здравоохранения и медицинского права Санкт-Петербургского государственного университета [199037 г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9; e-mail: [email protected]]; orcid.org/0000-0002-7618-4024
Ирина Валерьевна Ионкина, канд. мед. наук, зам. главного врача по внебюджетной деятельности ГАУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1» [620109 г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185; тел.: +7 912 667-27-83; e-mail: [email protected]]; orcid.org/0000-0002-7123-8097
Реферат. Дан анализ механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) как способа привлечения инвестиционных средств в сферу здравоохранения, рассмотрены правовые аспекты его применения. Определены роль и значение взаимодействия государства и бизнеса в целях модернизации и реформирования российского здравоохранения, представлен мировой опыт применения механизмов ГЧП в здравоохранении. Данные систематизированного литературного обзора позволили обосновать необходимость создания правовых условий для развития ГЧП в здравоохранении, выявить и проанализировать некоторые правовые проблемы и ограничения в применении проектов ГЧП. Очерчены пути дальнейшего совершенствования действующего законодательства в целях преодоления обозначенных проблем.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, частные медицинские организации, государственная система здравоохранения.
= PROBLEMS AND PROSPECTS OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP = IN HEALTHCARE OF THE RUSSIAN FEDERATION (literature reuiew)
Igor M. Akulin, Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Health Care Organization and Medical Law of the Saint Petersburg State University [199037 Saint Petersburg, Universitetskaya Naberezhnaya, 7/9; e-mail: [email protected] ]; orcid.org/0000-0002-7618-4024
Irina V. lonkina, Candidate of Medical Sciences, Deputy Chief Physician for Extrabudgetary Activity of the SAHI SR Sverdlovsk Regional Clinical Hospital № 1 [620109 Yekaterinburg, Volgogradskaya str., 185; tel.: +7 912 667-27-83; e-mail: [email protected]]; orcid.org/0000-0002-7123-8097
Abstract. The analysis of the mechanisms of public private partnership (PPP)as a way to attract investment funds in the healthcare sector has been given, the legal aspects of its application have been considered. The role and importance of interaction between the state and business in order to modernize and reform Russian healthcare have been determined, the world experience of using PPP mechanisms in healthcare has been presented. The data of the systematic literature review enabled to substantiate the need to create legal conditions for the development of PPP in healthcare, to identify and analyze some legal problems and limitations in the application of PPP projects. The ways of further improvement of the current legislation in order to overcome the identified problems have been outlined.
Key words: public private partnership, healthcare, private medical organizations, public health system.
В настоящее время в мировом здравоохранении формируется убеждение, что его будущее - это сочетание частного и государственного секторов. При этом с целью повышения эффективности системы здравоохранения частные структуры должны существовать в качестве поддержки государственной системы, одновременно с этим обеспечивая повышение эффективности и справедливости распределения ресурсов системы оказания медицинской помощи населению [30].
Государственно-частное партнерство (ГЧП) рассматривается как любое взаимодействие государственной и частной сфер, направленное на достижение совместной общественно-полезной цели.
За рубежом участие частных медицинских организаций в государственных программах, в том числе по оказанию бесплатной медицинской помощи населению, позволяет сократить государственные расходы на 10% в год [1].
Интеграция частного сектора в национальную систему здравоохранения через государственно-частное партнерство в Китае рассматривается как курс на сокращение дефицита медицинских ресурсов и повышение эффективности учреждений здравоохранения. Во многих странах система государственно-частного партнерства широко использовалась как временная мера в борьбе с пандемией. Данные проекты в системе здравоохранения в странах Европы составляют более 30% от всех реализуемых проектов в частном здравоохранении, в том числе по борьбе с ожирением и неинфекционными заболеваниями, по лечению почечной недостаточности, рака, а также в сфере трансплантационной медицины [13, 14, 34, 37].
Изучены [33] варианты разработки проектов «□¡дКа! Ассевв», так называемых цифровых активов в сфере здравоохранения, на основе проектов государственно-частного партнерства, под которыми понимаются различные объекты, которые имеют электронную форму и практическую значимость. Установлена [41] ключевая роль международных неправительственных организаций (МНПО) в развитии государственно-частного партнерства. С помощью франшизных проектов в сфере здравоохранения и МНПО возможно улучшать качество и доступность медицинской помощи в бедных странах.
Минздравом Российской Федерации разработан проект ведомственной целевой программы «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины» [19], одной из целей которой является реализация в отношении объектов здравоохранения проектов с применением механизма ГЧП и заключение концессионных соглашений [20]. Задача - привлечение частного медицинского бизнеса в производство общественных благ. Ее решение возможно только на основе создания инновационного государственно-частного партнерства [30].
Государственно-частное партнерство регулируется законодательством Российской Федерации, включает в себя такие обязательные позиции, как долгосрочный характер партнерства, распределение между сторонами рисков и ответственности, полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частным партнером.
Согласно Приложению 1 к проекту отраслевого раздела «План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в валовом внутреннем продукте», утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации, установлены плановые показатели роста инвестиций в сферы здравоохранения и образования до 2024 г. Ежегодный прирост должен составить 5,5% с 2018 по 2024 г.
В стратегии развития здравоохранения до 2025 г. [17] определена необходимость решения задачи развития инфраструктуры здравоохранения с использованием механизмов ГЧП и инвестиционных договоров путем создания методологической базы на осно-
ве внебюджетных инвестиций. Из-за ограниченности средств государственные и муниципальные медицинские организации вынуждены привлекать внебюджетные средства и развивать сферу платных медицинских услуг, а первоочередной задачей частных медицинских организаций является привлечение стабильного потока пациентов. Именно при грамотном развитии платных медицинских услуг, с учетом интересов потребителей и производителей в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, станет возможным реализовать поставленные перед отраслью здравоохранения цели и задачи [2].
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственно-частное партнерство позволит улучшить доступность и качество медицинских услуг. Поэтому актуальным представляется исследование направлений совершенствования платных медицинских услуг, в том числе и в контексте государственно-частного партнерства, с целью совершенствования действующей системы [16, 21].
В последнее время многочисленные отечественные и зарубежные публикации посвящены вопросам совершенствования организации оказания медицинских услуг в рамках государственно-частного партнерства. ГЧП и вовлечение граждан в соучастие в финансировании оказания медицинской помощи являются важными структурными элементами развития системы здравоохранения [36].
Основная часть субъектов РФ в региональных законах определяет государственно-частное партнерство только как проекты в сфере выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, определения компетенции и ответственности путем заключения и исполнения соглашений (например, Кировская область, Чувашская республика, Алтайский край и др.).
В Российской Федерации самой распространенной формой ГЧП считается включение частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования [3, 7, 15, 22]. На основании законодательства РФ медицинские организации различной организационно-правовой формы собственности имеют право принимать участие в реализации государственных программ оказания гражданам бесплатной медицинской помощи [3, 18]. Частная медицинская организация может войти в систему обязательного медицинского страхования, подав уведомляющий документ в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС). При этом отказывать медицинским организациям ТФОМС не имеет права.
Формой участия частных клиник в системе ОМС является выполнение государственного задания. В ряде субъектов Российской Федерации (Белгородская область, Республика Татарстан и др.) выполнение государственного задания частными клиниками осуществляется по таким направлениям, как магнитно-резонансная томография, гемодиализ, скорая медицинская помощь [3, 27]. Реже встречается сотрудничество в области оказания первичной медико-санитарной помощи [5, 9, 24, 25]. Основными направлениями по совершенствованию этой области являются повышение эффективности работы участковой службы, ориентация на профилактику, координация работы отдельных медицинских служб в рамках их комплексного взаимодействия между собой и т.д.
В настоящее время в России реализуется около 200 проектов ГЧП в сфере здравоохранения и санаторно-курортного лечения, из которых более половины находятся на этапе эксплуатации. Общий объем инвестиций - 180 млрд руб., из них 73% являются частными [12].
При этом большинство подобных проектов во всем мире не является проектами партнерства между частным медицинским бизнесом и государственным сектором здравоохранения. Большинство случаев привлечения средств частных инвесторов - это проекты строительства объектов здравоохранения, внедрения информационных технологий, разработки и производства инновационного медицинского оборудования [28], ГЧП между двумя секторами здравоохранения встречается гораздо реже.
Значимую роль в проектах государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения играют прозрачность проектов и общественный контроль за их реализацией, что позволяет трансформировать маркетинговую политику по развитию платных медицинских услуг и обеспечивать доступность и высокое качество оказания как платной, так и бесплатной медицинской помощи [40].
Вместе с тем более половины частных медицинских организаций реализуют механизмы государственно-частного партнерства в амбулаторном звене здравоохранения, представленном поликлиниками и стоматологическими клиниками, стационарами, - 11%, центрами с различной организационно-правовой формой - 16,9% [3]. Поэтому с целью развития региональных и муниципальных систем здравоохранения целесообразно повышение количества подобных договоров в сфере первичного звена здравоохранения. Проблемы дефицита медицинских кадров, особенно в сельских областях, низкой удовлетворенности населения доступностью и качеством оказания медицинский помощи в амбулаторно-поликлиническом звене могут быть решены с помощью привлечения в отрасль здравоохранения частных структур через механизмы ГЧП [10].
Также на частный сектор здравоохранения приходится около 4% государственного задания по оказа-
нию высокотехнологичной медицинской помощи (порядка 5% от общего объема) [3].
В начале 2020 г. инвестиционная активность снизилась из-за пандемии. Более 80% от общей суммы инвестиций было направлено частными инвесторами на развитие специализированной и высокотехнологичной помощи, тогда как объекты первичной медицинской помощи с позиции инвестиционного развития и экономической точки зрения рассматривались менее привлекательными [12].
На сегодняшний день существует ряд причин слабой интеграции частной медицины в государственную систему здравоохранения. Одна из них - неготовность частного бизнеса к оказанию высокотехнологичных видов медицинских услуг. С 2019 г. на основании распоряжения Правительства РФ был расширен список медицинских услуг, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которые могут быть оказаны системой частного здравоохранения [4]. Частное медицинское учреждение, претендующее на право оказывать данные виды медицинской помощи, должно иметь соответствующее высокотехнологичное оборудование и кадровый состав специалистов высокого уровня. Соответствовать подобным критериям могут только крупные сетевые клиники, следовательно, большая часть частных медицинских учреждений не готовы к оказанию подобного вида помощи. Кроме того, размер тарифа на оплату высокотехнологичной помощи может оказаться меньше, чем себестоимость услуги, что также снижает заинтересованность потенциальных участников рынка высокотехнологичных медицинских услуг.
Еще одна причина - конфликт интересов частной и государственной медицины. Неуклонный рост количества частных медицинской учреждений и их конкуренция с государственными медицинскими учреждениями за пациентов и медицинский персонал. Во всем мире частное здравоохранение преимущественно оказывает высокомаржинальные услуги [42]. Нарастающий дефицит врачей и среднего медицинского персонала приводит к растущему количеству вакантных должностей [31]. Во многих смешанных государственно-частных системах здравоохранения врачи совмещают свою деятельность в государственном секторе с работой в частном секторе. В смешанной государственно-частной системе, в условиях фиксированного количества врачей в краткосрочной и среднесрочной перспективе из-за длительных сроков их профессионального обучения и подготовки предпочтения врачей относительно количества времени, проведенного в каждом секторе, могут влиять на доступ к медицинскому обслуживанию, на расходы и состояние здоровья пациентов [39].
Для решения этих проблем в большинстве стран с развитой системой здравоохранения, таких, например, как Германия, Израиль, Испания, Турция, Канада, Сингапур, лицензированию частных медицинских учреждений предшествует процедура согласования
касательно создания и размещения медицинской организации по заявляемым профилям с учетом реальных потребностей населения [29].
Неготовность частного сектора расширять участие в ГЧП также вызвана:
1) несовершенством законодательной базы, длительными сроками решения юридических вопросов;
2) низкой экономической эффективностью подобных инвестиций;
3) отсутствием реальной заинтересованности и инициативы со стороны государства.
Решению названных задач способствуют организация и осуществление взаимодействия государства и частных компаний [32, 38]. Суть государственно-частного взаимодействия состоит в объединении материальных и нематериальных ресурсов государственной системы и частного бизнеса на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ, оно определяет заинтересованность государства в действенном механизме реализации государственной социальной политики [26], заинтересованность бизнеса - в государственном рынке с гарантированным сбытом [8], получении прибыли, увеличении эффективности деятельности [23]. В настоящее время при заключении инвестиционных соглашений органы государственной власти не во всех случаях готовы обеспечить необходимый объем прикрепленного населения в звене первичной медицинской помощи, определить территорию обслуживания и переориентирование населения во вновь созданные медицинские организации любой формы собственности [6]. Такой подход создает высокие финансовые риски для частного партнера и не способствует развитию ГЧП в здравоохранении.
Вывод. Таким образом, государственно-частное партнерство, являясь интеграцией государственного и частного секторов, представляет собой инструмент повышения эффективности социальной сферы, в том числе и здравоохранения. Не все проекты в сфере здравоохранения успешно реализованы. На сегодняшний день в Российской Федерации государственно-частное партнерство используется преимущественно с целью решения управленческих проблем органов государственной власти. Государство в рамках таких проектов может повысить эффективность здравоохранения за счет развития конкурентной среды, а сами партнерства будут способствовать созданию в стране благоприятного инвестиционного климата и развитию необходимых гарантий для бизнеса российских граждан и стабильности развития здравоохранения как отрасли [11, 35].
Литература
1. Анесянц, С.А. Проблемы развития государственно-частного партнерства в области здравоохранения в условиях современной России / С.А. Анесянц, В.Ю. Голотина // Новые технологии. - 2015. - № 2. - С. 75-79.
2. Беляев, С.А. Платные услуги как направление улучшения экономической деятельности медицинского учреждения / С.А. Беляев // Карельский научный журнал. - 2017. - № 3 (20). - С. 89-92.
3. Бережков, Д.В. Совершенствование деятельности медицинской организации частной системы здравоохранения, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования: специальность 14.02.03: диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Бережков Дмитрий Владимирович. - Москва, 2018. - 207 с.
4. Дмитриева, А. Эксперты: с 2020 года граждане смогут бесплатно получать высокотехнологичную медпомощь по ОМС при наличии заинтересованности частных клиник / А. Дмитриева. - URL: http://www.garant.ru/ news/1259669/#ixzz6msMahgou
5. Закиева, Л.Ф. Особенности организации медицинской помощи городскому населению / Л.Ф. Закиева // Новые задачи современной медицины: материалы IV Международной научной конференции, декабрь 2016 г. -Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 76-78.
6. Иванов, И. Управляющий партнер МИГ рассказал об особенностях создания в России государственно-част -ной медицины / И. Иванов. - URL: https://rosinfra.ru/ news/upravlausijpartner-mig-rasskazal-ob-osobennostah-sozdania-v-rossii-gosudarstvenno-castnoj-mediciny
7. Кацнельсон, Ю.В. Проблемы использования механизма частно-государственного партнерства в здравоохранении как способа развития рынка платных медицинских услуг / Ю.В. Кацнельсон // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. -Оренбург, 2015. - С. 1370-1374.
8. Колесников, С.И. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства в здравоохранении / С.И. Колесников // Управление здравоохранением. -2010. - № 1. - С.16-23.
9. Макаренко, М.П. Барьеры для участия частных медор-ганизаций в системе ОМС / М.П. Макаренко, А.А. Абдин // Здравоохранение. - 2016. - № 2. - С. 34-36.
10. Механизмы ГЧП в социальной сфере могут использоваться активнее. - URL: http://www.ffoms. ru/news/monitoringsmi/galina-karelova-mekhanizmy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sotsialnoysfere-mogut-ispolzovats/ (дата обращения: 08.09.2018).
11. Муравьева, В.Н. Анализ удовлетворенности населения качеством оказания офтальмологической помощи государственными и частными учреждениями здравоохранения (на примере города Ставрополя) / В.Н. Муравьева, А.С. Корольков, В.В. Савченко // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2014. - № 3. - С. 270-272.
12. Национальный центр государственно-частного партнерства: официальный сайт. - URL: https://pppcenter. ru/press-tsentr/novosti/dengi-v-meditsinu-naskolko-aktivno-biznesuchastvuet-v-gchp-proektakh-v-sfere-zdra-vookhraneniya-i-sa/
13. Нечаев, В.С. К вопросу об экспертной оценке организационных аспектов государственно-частного партнерства в здравоохранении / В.С. Нечаев, И.Э. Чудинова, Б.А. Нисан // Социология медицины. - 2012. - № 1. -С. 21-23.
14. Нечаев, В.С. Роль государственно-частного партнерства в здравоохранении / В.С. Нечаев, Б.А. Нисан // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. - № 5. - С. 41-43.
15. Никитин, М.К. О развитии государственно-частного партнерства в области амбулаторно-поликлинических услуг населению / М.К. Никитин // Журнал правовых и экономических исследований. - 2017. - № 3. -С. 199-203.
16. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 № 224-ФЗ // Гарант: информационно-правовая система. - URL: http://ivo.garant. ru//document//71129190 (дата обращения: 05.09.2021).
17. О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 // Гарант: информационно-правовая система. - URL: https://base. garant.ru/72264534/ (дата обращения: 20.11.2021).
18. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Гарант: информационно-правовая система. - URL: http://ivo.garant.rU//Fdocument//12180688 (дата обращения: 20.08.2018).
19. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины»: приказ Минздрава России от 01.02.2019 № 42 // Гарант: информационно-правовая система. - URL: https://base.garant.ru/72178658/ (дата обращения: 20.09.2022).
20. Панов, А.В. Новые подходы при реализации проектов государственно-частного партнерства в управлении здравоохранением / А.В. Панов, Т.Ю. Быковская // Современные концепции профилактической медицины: материалы I межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Ростов-на-Дону, 2018. - С. 91-94.
21. Панов, А.В. Современные подходы к совершенствованию института платных медицинских услуг в России / А.В. Панов, Т.Ю. Быковская // Исследования и практика в медицине. - 2019. - Т. 6, № 1. - С. 119-131.
22. Пивень, Д.В. Содержание внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях: каким оно должно быть и что этому мешает / Д.В. Пивень, И.С. Кицул // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 11. - С. 6-10.
23. Пирогов, М.В. Перспективы участия частного здравоохранения в реализации программ госгарантий / М.В. Пирогов // Здравоохранение. - 2014. - № 8. -С. 20-27.
24. Пискунов, С.В. Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением / С.В. Пискунов, Н.Г. Чев-таева // Вопросы управления. - 2015. - № 3 (15). -C. 38-48.
25. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы: доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин [и др.]. - Москва, 2017. - 84 с.
26. Сибурина, Т.А. Социальные риски и перспективы направления развития ГЧП / Т.А. Сибурина // Здравоохранение. - 2015. - № 5. - С. 50-56.
27. Стародубов, В.И. Здравоохранение России: сценарии развития / В.И. Стародубов, Г.Э. Улумбекова // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. - 2015. - № 2 (2). - C. 34-47.
28. Черненко, Э. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и направления его развития / Э. Черненко, И. Лебедева, П. Лебедев // Российское предпринимательство. - 2018. - № 12. - С. 3981-3998. - DOI: 10.18334/rp.19.12.39552.
29. Шубина, Д. Выжечь поляну частных клиник: зачем Минздрав предложил ввести двойное лицензирование медицинских проектов / Д. Шубина, Т. Добровольский. -URL: https://vademec.ru/news/2019/09/04/vyzhech-poly-anu-chastnykh-klinik-zachem-minzdravpredlozhil-vvesti-dvoynoe-litsenzirovanie-meditsins/
30. Baxter, D. Proactive and strategic healthcare public private partnerships (PPPs) in the coronavirus (COVID-19) / D. Baxter, C.B. Casady // Epoch. Sustainability. - 2020. -№ 12. - Р. 5097. - DOI: 10.3390/su12125097
31. Bussey, К. Doctor shortage grows and bed-blocking hits new high / К. Bussey. - URL: https://www.thetimes.co.uk/ article/doctor-shortage-grows-and-bed-blocking-hits-new-highkvm96wt9l
32. Forsberg, B.C. Further advances in knowledge on the role of the private sector in health systems / B.C. Forsberg,
D. Montagu // Health policy plan. - 2014. - Vol. 29, is. 1. -P. 130-137.
33. Getting digital assets from public-private partnership research projects through «The valley of death» and making them sustainable / W. Aartsen, P. Peeters, S. Wagers, W.J. Bryn // Fronties in medi. - 2018. - Vol. 3. - P. 1-6.
34. Illinois breast and cervical cancer program: implementing effective public-private partnerships to assure population health / A.S. Handler, V.A. Henderson, A. Rosenfeld [et al.] // Journal of public health management and practice. -2014. - Vol. 20, is. 6. - P. 615-623.
35. O'Brien, D.M. The role of a public-private partnership: translating science to improve cancer care in the community / D.M. O'Brien, A.D. Kaluzny // J. Health manag. - 2014. -№ 59 (1). - P. 17-29.
36. Public-private partnership: a new engine for translational research in neurosciences / D.G. Murphy, M. Goldman,
E. Loth, W. Spooren // Neuron. - 2014. - Vol. 84, is. 3. -P. 533-536.
37. Public-private partnerships in translational medicine: concepts and practical examples / P.R. Luijten, G.A. van Dongen, C.T. Moonen [et al.] // Journal Control Release. -2012. - Vol. 161, is. 2. - P. 416-421.
38. Said, M. Role of public-private partnerships in addressing the biomedical innovation challenge / M. Said, E. Zer-houni // Nat. Rev. Drug. Discov. - 2014. - Vol. 13, № 11. -P. 789-790.
39. Scott, A. Preferences of physicians for public and private sector work / A. Scott, J.H. Holte, J. Witt // Hum resour health. - 2020. - № 18. - Р. 59. - URL: https://doi. org/10.1186/s12960-020-004984
40. Storeng, K.T. Civil society participation in global public private partnerships for health / K.T. Storeng, A. de Bengy Puyvallée // Health policy plan. - 2018. - Vol. 33 (8). -P. 928-936.
41. Suchman, L. Public-private partnerships in practice: collaborating to improve health finance policy in Ghana and Kenya / L. Suchman, B.A. Hart, D. Montagu // Health policy and planning. - 2018. - Vol. 33 (7). - P. 877.
42. Tynkkynen, L.K. Comparing public and private providers: a scoping review of hospital services in Europe / L.K. Tynkkynen, K. Vrangb^k // BMC. Health. Serv. Res. - 2018. - № 18. -Р. 141. - URL: https://doi.org/10.1186/s12913-018-2953-9
References
1. Anesyanc, S.A. Problemy razvitiya gosudarstvenno-chast-nogo partnerstva v oblasti zdravoohraneniya v usloviyah sovremennoi Rossii / S.A. Anesyanc, V.Yu. Golotina // Novye tehnologii. - 2015. - № 2. - S. 75-79.
2. Belyaev, S.A. Platnye uslugi kak napravlenie uluchsheniya ekonomicheskoi deyatel'nosti medicinskogo uchrezhdeniya / S.A. Belyaev // Karel'skii nauchnyi zhurnal. - 2017. -№ 3 (20). - S. 89-92.
3. Berezhkov, D.V. Sovershenstvovanie deyatel'nosti medicinskoi organizacii chastnoi sistemy zdravoohraneniya, uchastvuyuschei v realizacii territorial'noi programmy obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya: special'nost' 14.02.03: dissertaciya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata medicinskih nauk / Berezhkov Dmitrii Vladi-mirovich. - Moskva, 2018. - 207 s.
4. Dmitrieva, A. Eksperty: s 2020 goda grazhdane smo-gut besplatno poluchat' vysokotehnologichnuyu med-pomosch' po OMS pri nalichii zainteresovannosti chastnyh klinik / A. Dmitrieva. - URL: http://www.garant.ru/ news/1259669/#ixzz6msMahgou
5. Zakieva, L.F. Osobennosti organizacii medicinskoi pomo-schi gorodskomu naseleniyu / L.F. Zakieva // Novye zadachi sovremennoi mediciny: materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferencii, dekabr' 2016 g. - Sankt-Peterburg: Svoe izdatel'stvo, 2016. - S. 76-78.
6. Ivanov, I. Upravlyayuschii partner MIG rasskazal ob osobennostyah sozdaniya v Rossii gosudarstvenno-chastnoi mediciny / I. Ivanov. - URL: https://rosinfra.ru/ news/upravlausijpartner-mig-rasskazal-ob-osobennostah-sozdania-v-rossii-gosudarstvenno-castnoj-mediciny
7. Kacnel'son, Yu.V. Problemy ispol'zovaniya mehanizma chastno-gosudarstvennogo partnerstva v zdravoohranenii kak sposoba razvitiya rynka platnyh medicinskih uslug / Yu.V. Kacnel'son // Universitetskii kompleks kak regional'nyi centr obrazovaniya, nauki i kul'tury. - Orenburg, 2015. -S. 1370-1374.
8. Kolesnikov, S.I. Pravovoe obespechenie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zdravoohranenii / S.I. Kolesnikov // Upravlenie zdravoohraneniem. - 2010. - № 1. - S.16-23.
9. Makarenko, M.P. Bar'ery dlya uchastiya chastnyh medorganizacii v sisteme OMS / M.P. Makarenko, A.A. Abdin // Zdravoohranenie. - 2016. - № 2. - S. 34-36.
10. Mehanizmy GCHP v social'noi sfere mogut ispol'zovat'sya aktivnee. - URL: http://www.ffoms.ru/news/monitoringsmi/ galina-karelova-mekhanizmy-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sotsialnoysfere-mogut-ispolzovats/ (data obrascheniya: 08.09.2018).
11. Murav'eva, V.N. Analiz udovletvorennosti naseleniya kachestvom okazaniya oftal'mologicheskoi pomoschi gosudarstvennymi i chastnymi uchrezhdeniyami zdravo-ohraneniya (na primere goroda Stavropolya) / V.N. Murav'eva, A.S. Korol'kov, V.V. Savchenko // Medicinskii vestnik Severnogo Kavkaza. - 2014. - № 3. - S. 270-272.
12. Nacional'nyi centr gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: oficial'nyi sait. - URL: https://pppcenter.ru/ press-tsentr/novosti/dengi-v-meditsinu-naskolko-aktiv-no-biznesuchastvuet-v-gchp-proektakh-v-sfere-zdravo okhraneniya-i-sa/
13. Nechaev, V.S. K voprosu ob ekspertnoi ocenke orga-nizacionnyh aspektov gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v zdravoohranenii / V.S. Nechaev, I.E. Chudinova,
B.A. Nisan // Sociologiya mediciny. - 2012. - № 1. -S. 21-23.
14. Nechaev, V.S. Rol' gosudarstvenno-chastnogo partnyorstva v zdravoohranenii / V.S. Nechaev, B.A. Nisan // Problemy social'noi gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. -2012. - № 5. - S. 41-43.
15. Nikitin, M.K. O razvitii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v oblasti ambulatorno-poliklinicheskih uslug naseleniyu / M.K. Nikitin // Zhurnal pravovyh i ekonomicheskih issledovanii. - 2017. - № 3. - S. 199-203.
16. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossiiskoi Federacii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federacii: Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 13.07.2015 № 224-FZ // Garant: informacionno-pravovaya sistema. - URL: http://ivo.garant.ru//document//71129190 (data obrascheniya: 05.09.2021).
17. O strategii razvitiya zdravoohraneniya v Rossiiskoi Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federacii ot 06.06.2019 № 254 // Garant: informacionno-pravovaya sistema. - URL: https://base. garant.ru/72264534/ (data obrascheniya: 20.11.2021).
18. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossiiskoi Federacii: Federal'nyi zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ // Garant: informacionno-pravovaya sistema. - URL: http:// ivo.garant.ru//Fdocument//12180688 (data obrascheniya: 20.08.2018).
19. Ob utverzhdenii vedomstvennoi celevoi programmy «Raz-vitie fundamental'noi, translyacionnoi i personalizirovannoi mediciny»: prikaz Minzdrava Rossii ot 01.02.2019 № 42 // Garant: informacionno-pravovaya sistema. - URL: https:// base.garant.ru/72178658/ (data obrascheniya: 20.09.2022).
20. Panov, A.V. Novye podhody pri realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v upravlenii zdravoohraneniem / A.V. Panov, T.Yu. Bykovskaya // Sovremennye koncepcii profilakticheskoi mediciny: materialy I mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferencii studentov i molodyh uchenyh. - Rostov-na-Donu, 2018. - S. 91-94.
21. Panov, A.V. Sovremennye podhody k sovershenstvovaniyu instituta platnyh medicinskih uslug v Rossii / A.V. Panov, T.Yu. Bykovskaya // Issledovaniya i praktika v medicine. -2019. - T. 6, № 1. - S. 119-131.
22. Piven', D.V. Soderzhanie vnutrennego kontrolya kachestva i bezopasnosti medicinskoi deyatel'nosti v medicinskih organizaciyah: kakim ono dolzhno byt' i chto etomu meshaet / D.V. Piven', I.S. Kicul // Menedzher zdravoohraneniya. -2014. - № 11. - S. 6-10.
23. Pirogov, M.V. Perspektivy uchastiya chastnogo zdravoohraneniya v realizacii programm gosgarantii / M.V. Pirogov // Zdravoohranenie. - 2014. - № 8. - S. 20-27.
24. Piskunov, S.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v upravlenii zdravoohraneniem / S.V. Piskunov, N.G. Chev-taeva // Voprosy upravleniya. - 2015. - № 3 (15). -
C. 38-48.
25. Rossiiskoe zdravoohranenie v novyh ekonomicheskih usloviyah: vyzovy i perspektivy: doklad NIU VSHE po problemam razvitiya sistemy zdravoohraneniya / S.V. Shishkin, I.M. Sheiman, A.A. Abdin [i dr.]. - Moskva, 2017. - 84 s.
26. Siburina, T.A. Social'nye riski i perspektivy napravleniya razvitiya GCHP / T.A. Siburina // Zdravoohranenie. - 2015. -№ 5. - S. 50-56.
27. Starodubov, V.I. Zdravoohranenie Rossii: scenarii razvitiya / V.I. Starodubov, G.E. Ulumbekova // ORGZDRAV: Novosti. Mneniya. Obuchenie. Vestnik VSHOUZ. - 2015. -№ 2 (2). - C. 34-47.
28. Chernenko, E. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v zdravoohranenii i napravleniya ego razvitiya / E. Chernenko, I. Lebedeva, P. Lebedev // Rossiiskoe predprinimatel'stvo. -2018. - № 12. - S. 3981-3998. - DOI: 10.18334/ rp.19.12.39552.
29. Shubina, D. Vyzhech' polyanu chastnyh klinik: zachem Minzdrav predlozhil vvesti dvoinoe licenzirovanie medi-cinskih proektov / D. Shubina, T. Dobrovol'skii. - URL: https://vademec.ru/news/2019/09/04/vyzhech-polyanu-chastnykh-klinik-zachem-minzdravpredlozhil-vvesti-dvoynoe-litsenzirovanie-meditsins/
30. Baxter, D. Proactive and strategic healthcare public private partnerships (PPPs) in the coronavirus (COVID-19) / D. Baxter, C.B. Casady // Epoch. Sustainability. - 2020. -№ 12. - P. 5097. - DOI: 10.3390/su12125097
31. Bussey, K. Doctor shortage grows and bed-blocking hits new high / K. Bussey. - URL: https://www.thetimes.co.uk/ article/doctor-shortage-grows-and-bed-blocking-hits-new-highkvm96wt9l
32. Forsberg, B.C. Further advances in knowledge on the role of the private sector in health systems / B.C. Forsberg, D. Montagu // Health policy plan. - 2014. - Vol. 29, is. 1. -P. 130-137.
33. Getting digital assets from public-private partnership research projects through «The valley of death» and making them sustainable / W. Aartsen, P. Peeters, S. Wagers, W.J. Bryn // Fronties in medi. - 2018. - Vol. 3. - P. 1-6.
34. Illinois breast and cervical cancer program: implementing effective public-private partnerships to assure population health / A.S. Handler, V.A. Henderson, A. Rosenfeld [et al.]
// Journal of public health management and practice. -2014. - Vol. 20, is. 6. - P. 615-623.
35. O'Brien, D.M. The role of a public-private partnership: translating science to improve cancer care in the community / D.M. O'Brien, A.D. Kaluzny // J. Health manag. - 2014. -№ 59 (1). - P. 17-29.
36. Public-private partnership: a new engine for translational research in neurosciences / D.G. Murphy, M. Goldman, E. Loth, W. Spooren // Neuron. - 2014. - Vol. 84, is. 3. -P. 533-536.
37. Public-private partnerships in translational medicine: concepts and practical examples / P.R. Luijten, G.A. van Dongen, C.T. Moonen [et al.] // Journal Control Release. -2012. - Vol. 161, is. 2. - P. 416-421.
38. Said, M. Role of public-private partnerships in addressing the biomedical innovation challenge / M. Said, E. Zer-houni // Nat. Rev. Drug. Discov. - 2014. - Vol. 13, № 11. -P. 789-790.
39. Scott, A. Preferences of physicians for public and private sector work / A. Scott, J.H. Holte, J. Witt // Hum resour health. - 2020. - № 18. - P. 59. - URL: https://doi. org/10.1186/s12960-020-004984
40. Storeng, K.T. Civil society participation in global public private partnerships for health / K.T. Storeng, A. de Bengy Puyvallée // Health policy plan. - 2018. - Vol. 33 (8). - P. 928-936.
41. Suchman, L. Public-private partnerships in practice: collaborating to improve health finance policy in Ghana and Kenya / L. Suchman, B.A. Hart, D. Montagu // Health policy and planning. - 2018. - Vol. 33 (7). - P. 877.
42. Tynkkynen, L.K. Comparing public and private providers: a scoping review of hospital services in Europe / L.K. Tynkkynen, K. Vrangbœk // BMC. Health. Serv. Res. - 2018. -№ 18. - P. 141. - URL: https://doi.org/10.1186/s12913-018-2953-9
© Перевезенцев Е.А., Постникова А.Д., Киселева Н.С., Постникова О.И., 2023
УДК 613.7(09] DOI: 10.56685/18120555_2023_77_2_38
== ОТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - К КОРПОРАТИВНЫМ ПРОГРАММАМ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОВ ^^^^ (обзор литературы)
Егор Александрович Перевезенцев, канд. мед. наук, доцент кафедры социальной медицины и организации
здравоохранения ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, доцент
[603005 г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, 10/1; e-mail: [email protected]]
Анна Дмитриевна Постникова, ординатор 1-го года по специальности «терапия» ФГБОУ ВО
«Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России [e-mail: [email protected]]
Наталья Сергеевна Киселева, студентка V курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Приволжский
исследовательский медицинский университет» Минздрава России [e-mail: [email protected]]
Ольга Ивановна Постникова, зав. клинико-диагностической лабораторией государственного бюджетного учреждения
здравоохранения Нижегородской области «Детская городская больница № 17 Сормовского района
города Нижнего Новгорода» [603003 г. Нижний Новгород, Союзный пер., 17; e-mail: [email protected]]
Реферат. Здоровье является важнейшим человеческим ресурсом, который выступает в качестве воспроизводственного потенциала всей современной экономики, так как эффективное его поддержание включено во все фазы общественного производства. Внедрение среди трудоспособного населения навыков здорового образа жизни, корпоративных программ укрепления здоровья, а также рациональное управление человеческими ресурсами позволяют добиться высокой производительности труда и сократить затраты государственного и частного секторов экономики на расходы, связанные со временной и стойкой нетрудоспособностью населения. Настоящий обзор посвящен анализу терминологического аппарата сферы, затрагивающей индивидуальное, групповое и общественное здоровье, обозначена актуальность ресурсов здоровья и здорового образа жизни в разрезе теории управления человеческими ресурсами, сделана попытка определить понятие «корпоративное здоровье».