Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ГАРАНТИИ, ВЫГОДЫ, РИСКИ'

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ГАРАНТИИ, ВЫГОДЫ, РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ПУБЛИЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ ПАРТНЕРЫ ГЧП / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахохова А.В., Тхабисимова И.К., Дударова И.Х., Айрапетян А.А., Габоева З.Р.

Настоящая статья затрагивает ряд вопросов по созданным и нерешенным правовым механизмам и условиям их реализации при привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), способствующих повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям на рынке медицинских услуг. Реализация концессионных соглашений напрямую влияет на достижение национальных целей развития, определенных майским и июньским указами президента России, целей национального проекта «Здравоохранение» и входящих в его состав федеральных проектов. Авторами созданы предпосылки для возможного партнерства государственного и частного секторов в сфере здравоохранения при внедрении и использовании наиболее эффективных способов и уникальных ресурсов частного сектора для укрепления потенциала и устойчивости системы здравоохранения. Потенциальные риски, препятствующие взаимовыгодным отношениям между публичными и частными партнерами ГЧП: отсутствие возврата вложений и длительный период окупаемости инвестиций проекта; мизерность объемов медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; увеличение операционных расходов на этапах реализации проекта; банкротство частного партнера; повышение стоимости услуг; отсутствие контроля над создаваемым или реконструируемым объектом либо неокупаемость тарифа обязательного медицинского страхования для покрытия затрат. С учетом сформировавшейся правовой среды решение данных вопросов должно сопровождаться оперативным внесением необходимых изменений в законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP: GUARANTEES, BENEFITS, RISKS

This article touches upon a number of issues on the created and unresolved Legal mechanisms and the conditions for their implementation when attracting investments in the economy of the Russian Federation, within the framework of a public-private partnership (РРР), which contribute to improving the quality of goods, works, services provided to consumers in the medical services market. The implementation of concession agreements directly affects the achievement of national development goals defined by the May and June decrees of the President of Russia, the goals of the national Healthcare project and its constituent federal projects. The authors have created the preconditions for a possible partnership between the public and private health sectors in the field of health care in the implementation and use of the most effective ways of the unique resources of the private sector to strengthen the capacity and sustainability of the health care system. Potential risks hindering mutually beneficial relations between public and private PPP partners: lack of return on investment and a long payback period for the project's investments, scanty volumes of medical care for compulsory health insurance brought to a medical organization, an increase in operating costs at the stages of project implementation, bankruptcy of a private partner, an increase in the cost of services , the lack of control over the facility being created or reconstructed, or the non-recoupment of the compulsory medical insurance tariff to cover the costs incurred. Taking into account the formed legal environment, the solution of these issues should be accompanied by the prompt introduction of the necessary changes to the legislation.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ГАРАНТИИ, ВЫГОДЫ, РИСКИ»

АКТУАЛЬНОСЕГОДНЯ

Государственно-частное партнерство:гарантии, выгоды, риски

Ахохова А.В.1' 2, Тхабисимова И.К.2,

1

Общество с ограниченной ответственностью Фирма «СЭМ», 360017, г. Нальчик, Российская Федерация

Дударова И.Х.2, Айрапетян А.А.2, Габоева З.Р.2

2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бер-бекова», 360004, г. Нальчик, Российская Федерация

Настоящая статья затрагивает ряд вопросов по созданным и нерешенным правовым механизмам и условиям их реализации при привлечении инвестиций в экономику Российской Федерации в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), способствующих повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям на рынке медицинских услуг.

Реализация концессионных соглашений напрямую влияет на достижение национальных целей развития, определенных майским и июньским указами президента России, целей национального проекта «Здравоохранение» и входящих в его состав федеральных проектов.

Авторами созданы предпосылки для возможного партнерства государственного и частного секторов в сфере здравоохранения при внедрении и использовании наиболее эффективных способов и уникальных ресурсов частного сектора для укрепления потенциала и устойчивости системы здравоохранения.

Потенциальные риски, препятствующие взаимовыгодным отношениям между публичными и частными партнерами ГЧП: отсутствие возврата вложений и длительный период окупаемости инвестиций проекта; мизерность объемов медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; увеличение операционных расходов на этапах реализации проекта; банкротство частного партнера; повышение стоимости услуг; отсутствие контроля над создаваемым или реконструируемым объектом либо неокупаемость тарифа обязательного медицинского страхования для покрытия затрат.

С учетом сформировавшейся правовой среды решение данных вопросов должно сопровождаться оперативным внесением необходимых изменений в законодательство.

Ключевые слова:

государственно-частное партнерство (ГЧП); потенциальные риски; публичные и частные партнеры ГЧП; механизм реализации; концессионное соглашение

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ахохова А.В., Тхабисимова И.К., Дударова И.Х., Айрапетян А.А., Габоева З.Р. Государственно-частное партнерство: гарантии, выгоды, риски // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 1. С. 57-65. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-57-65 Статья поступила в редакцию 13.12.2022. Принята в печать 30.01.2023.

Public-private partnership: guarantees, benefits, risks

Akhokhova A.V.12, 1 Limited Liability Company "SEM" Firm, 360017,

Tkhabisimova I.K.2, Nalchik, Russian Federation

Dudarova I.Kh.2, 2 Kabardino-Balkarian State University named

Airapetian A.A.2, after Kh.M. Berbekova, 360004, Nalchik, Russian

Gaboeva Z.R.2 Federation

This article touches upon a number of issues on the created and unresolved Legal mechanisms and the conditions for their implementation when attracting investments in the economy of the Russian Federation, within the framework of a public-private partnership (PPP), which contribute to improving the quality of goods, works, services provided to consumers in the medical services market.

The implementation of concession agreements directly affects the achievement of national development goals defined by the May and June decrees of the President of Russia, the goals of the national Healthcare project and its constituent federal projects.

The authors have created the preconditions for a possible partnership between the public and private health sectors in the field of health care in the implementation and use of the most effective ways of the unique resources of the private sector to strengthen the capacity and sustainability of the health care system.

Potential risks hindering mutually beneficial relations between public and private PPP partners: lack of return on investment and a long payback period for the project's investments, scanty volumes of medical care for compulsory health insurance brought to a medical organization, an increase in operating costs at the stages of project implementation, bankruptcy of a private partner, an increase in the cost of services , the lack of control over the facility being created or reconstructed, or the non-recoupment of the compulsory medical insurance tariff to cover the costs incurred.

Taking into account the formed legal environment, the solution of these issues should be accompanied by the prompt introduction of the necessary changes to the legislation.

Keywords:

public-private partnership (РРР),• potential risks; public and private partners of the PPP; implementation mechanism; concession agreement

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

For citation: Akhokhova A.V., Tkhabisimova I.K., Dudarova I.Kh., Airapetian A.A., Gaboeva Z.R. Public-private partnership: guarantees, benefits, risks. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (1): 57-65. DOI: https://doi.org/10.33029/ 2411-8621-2023-9-1-57-65 (in Russian) Received 13.12.2022. Accepted 30.01.2023.

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении сейчас приобретают все большую актуальность и становятся эффективными инструментами опережающего развития качественной и доступной медицинской помощи в стране [1].

К причинам, послужившим проведению анализа настоящей ситуации, относятся отсутствие понимания ценности используемой модели реализации ГЧП, фактическое сравнительное преимущество публичного партнера в лице государства и результативности для конкретных частных партнеров в лице инвесторов (публичный партнер, частный партнер) [2].

Возможно вопросы, которые являются ключевыми при реализации проектов ГЧП лежат у истоков концессионных механизмов, которые сформировались на заре экономических правоотношений. Публичному партеру они позволили привлечь инвестора в лице частного партнера, включая зарубежных, тем самым потенцируя развитие экономических отношений. Однако проводимая политика зачастую вела к ущемлению прав инвесторов, что подрывало доверие к государству и снижало интерес частных лиц к данной модели [2].

Богатый зарубежный опыт ГЧП не находит обдуманного отражения в российском законодательстве. Происходит избирательное копирование его отдельных элементов, искажение понятий, обсуждаются нерелевантные вопросы, на все это тратится время законодателей и профессионального сообщества, а важные проблемные вопросы уходят на второй план или о них забывают вообще [2].

Необходимость внедрения и стимулирования развития партнерства между публичными и частными сторонами в отрасли здравоохране-

ния для исполнения гарантированных прав и законных интересов сторон соглашения отмечена рядом авторов научных изданий [3-6].

Привлечение частных ресурсов в инфраструктуру, основанных на принципах ГЧП [2], с использованием данной модели имеет особое значение в текущий кризисный период в связи с истощением государственных источников, а также со снижением прямых иностранных инвестиций [7].

Все проекты ГЧП, которые помогают развивать рынок медицинской помощи, поощряют конкуренцию за пациента [1].

ГЧП-проекты для инвестора в лице частного партнера позволяют получить гарантии возвратности своих вложений. Важно, что те огромные затраты, которые компания берет на себя, гарантированно вернутся за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) и пациенты региональных субъектов будут получать все необходимые услуги, а центры не будут простаивать [1].

Кроме того, по мнению ряда авторов, проекты ГЧП могли бы пополнить список инструментов поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации [8]. Врачи частных медицинских организаций получают возможность работать на современном оборудовании, появляются дополнительные рабочие места и образовательные программы от инвесторов.

Основные выгоды, которые получает государство от инвестора, - это деньги и компетенции. Безусловным итогом является то, что проекты на условиях ГЧП улучшат качество медицинской помощи в регионе в целом [9].

Органы государственной власти субъектов РФ при оценке целесообразности реализации проектов ГЧП, в том числе заключения концес-

сионного соглашения (КС) и соглашения о ГЧП (СГЧП) должны обеспечивать сохранение объемов, видов, условий и качества медицинской помощи по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи населению региона [10].

Соответственно, решения об объемах медицинских услуг, которые будут оказываться инвестором (концессионером, частным партнером), принимаются органами государственной власти субъектов РФ с учетом перспективного планирования развития сети медицинских организаций и расчета нормативной потребности в объектах здравоохранения на основе сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения [10].

При принятии управленческих решений о заключении КС и СГЧП в отношении объектов здравоохранения органы государственной власти субъектов РФ в первую очередь должны руководствоваться Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» [11-14].

Соответственно использование механизмов ГЧП в здравоохранении дает возможность публичной стороне, особенно регионам и муниципалитетам с ограниченными бюджетами, быстрее и качественнее построить необходимые объекты и оснастить их оборудованием, что будет способствовать повышению общего уровня медицинской помощи в регионе.

Возможно, в дальнейшем государству в лице Минздрава России придется создать условия для реализации капиталоемких инициатив, тогда как в нынешних условиях можно реализовывать только небольшие медицинские и сервисные проекты [15].

Одна из причин данного обстоятельства, по мнению операторов ГЧП-проектов и экспертов

в сфере инвестиций, кроется в неуверенности успеха сотрудничества как самих инвесторов, так и властей, а также в неоднозначном отношении к партнерству со стороны контрольно-надзорных органов [16].

Государство пытается активизировать вопросы развития ГЧП в здравоохранении. Так, с 2019 г. на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова действует Федеральный информационно-аналитический центр развития ГЧП в здравоохранении. Главными направлениями деятельности центра являются сбор информационных и аналитических материалов по вопросам применения механизмов ГЧП и отбор лучших практик [17, 18].

В департаменте ГЧП Минздрава России разработано более 30 федеральных проектов ГЧП, совокупный объем их инвестиций превышает 20 млрд руб. Всего в стране, по оценкам ведомства, на тот момент реализовывалось не менее 160 ГЧП-проектов. Существовавшее с 2014 г. подразделение специализировалось на совершенствовании правовой базы и сопровождении медицинских ГЧП-проектов, главным образом федерального уровня. Минздрав России ликвидировал Департамент инфраструктурного развития и ГЧП, распределив его функции по другим департаментам [19].

В ноябре 2022 г. состоялось очередное заседание Координационного совета по ГЧП Минздрава России под председательством министра здравоохранения РФ, где рассматривались вопросы совершенствования механизма соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также инструмента финансовой государственной поддержки концессионных проектов [20].

В повестку заседания были включены вопросы, рассматривающие механизм соглашения о защите и поощрении капиталовложений и возможности его использования в качестве одного из инструментов развития ГЧП в сфере здравоохранения, инструмента финансовой государственной поддержки концессионных проектов в сфере здравоохранения, планируемых к реализации на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ («Дальневосточная концессия») [20, 21].

Также обсуждались предложения по стимулированию применения механизмов ГЧП в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации [20].

В декабре 2022 г. был анонсирован законопроект постановления Правительства РФ о возможности Минздравом России самостоятельно устанавливать порядок осуществления медицинской деятельности на принципах ГЧП. В пояснительной записке к проекту указано, что на данный момент такого полномочия у Министерства здравоохранения РФ нет (как и у других ведомств). Общественное обсуждение проекта постановления продлилось до 16 декабря 2022 г. [17]. Данная инициатива была закреплена Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. № 604-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [22].

Целью исследовательского вопроса стало изучение возможного участия частной медицинской организации в проектах ГЧП, не реализующей полномочия на предоставление медицинских услуг пациентам в рамках ОМС, гарантированных Территориальной программой государственных гарантий [23].

Объемы финансирования российской системы здравоохранения из государственного бюджета не всегда позволяют использовать новейшие технологии в диагностике и лечении тяжелых заболеваний. ГЧП-проекты, в свою очередь, дают пациентам право выбрать медицинское учреждение как по степени иннова-ционности медицинских услуг, так и по уровню сервиса [1].

Материал и методы

Научной базой исследования являются публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития ГЧП в здравоохранении. Информационной базой исследования выступили нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы Национального центра ГЧП, аналитических агентств, данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

Методы исследования: статистический, системно-аналитический, абстрактно-логический, контент-анализ.

Результаты и обсуждение

Проведен анализ результатов мониторинга заключения и реализации концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения за 2021 г., в сравнительном аспекте с 20192020 гг. [24].

Материалами для исследования стали реестры соглашений о ГЧП, соглашений о муници-пально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (на 31 декабря 2021 г.) в сравнительном аспекте с предшествовавшим периодом (2019, 2020 гг.) [24].

Для поиска ответа на исследовательский вопрос проведен сравнительный качественный и количественный анализ результатов по показателям концессионных соглашений по сферам реализации, в том числе в социальной сфере (здравоохранения) и текущем статусе реализации данных соглашений в сопоставлении с 2019-2021 гг., которые демонстрируют достаточно низкий уровень участия медицинских организаций в проектах ГЧП.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о недостаточности мотивационных стимулов для сближения интересов государства и частных сторон в отрасли здравоохранения, привлекаемых в проекты, по-видимому, связанных с ненадежностью и непрозрачностью информационной среды управления инфраструктурными проектами, реализуемыми по моделям ГЧП.

Вместе с тем российский опыт внедрения ГЧП-проектов отмечен на международном уровне. В 2021 г. центры «ПЭТ-Технолоджи» в Балашихе и Подольске были представлены на Международном форуме проектов ГЧП, организованном Европейской экономической комиссией ООН в Женеве, и вошли в десятку лучших проектов ГЧП из отобранных по всему миру, получив специальную номинацию «За безупречный трансферт высокотехнологичных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний (КерИсаЬН%)» [25, 24].

Благодаря государственно-частному взаимодействию в России возник рынок ПЭТ/КТ-диагностики. Сегодня центры доступны в 25 городах России. Дальнейшее развитие онкологической помощи в целом и лучевой терапии в частности, позволило оказать медицинскую помощь более 200 тыс. пациентам по всей России [24, 26].

На стадии строительства находится более 60 медицинских учреждений: это центры ядерной медицины, центры лучевой терапии, клинико-диагностические центры под брендами «ПЭТ-Технолоджи» и «Мед-Технолоджи». Крупнейший текущий проект «МедИнвестГрупп» -онкорадиологические центры в Балашихе и Подольске, спроектированные, построенные и оснащенные в рамках ГЧП с правительством Московской области [1, 26].

Соглашение было заключено в 2015 г., центры введены в эксплуатацию в 2018 г. Общий объем инвестиций в их создание составил 4,5 млрд руб. Сейчас центры являются ведущими специализированными лечебными учреждениями Московской области, оказывающими услуги в рамках радиотерапии и радиохирургии пациентам со злокачественными новообразованиями [1].

Еще одним опытом реализации ГЧП в сфере здравоохранения стало участие АО «ЕМЦ» в оказании онкологической медицинской помощи населению г. Москвы. Проанализировав размер участия проекта ГЧП АО «ЕМЦ», были разработаны предложения по маршрутизации пациентов для оказания им лучевой терапии [27].

Таким образом, ГЧП представляет собой особую систему взаимодействия субъектов государственного и частного секторов экономики, функционирующую на принципах институционального равенства, наличия, обеспечения и реализации общих и частных интересов участников, формируемую с целью производства опекаемых благ в различных сферах деятельности на основе консолидации ограниченных ресурсов и перераспределения рисков участников партнерства.

Заключение

В выигрыше от реализации ГЧП оказываются пациенты, которые получают качественную медицинскую помощь. Пациенты не будут находиться в длительном ожидании для получения необходимого лечения [28].

В рамках ГЧП развивается бизнес-среда, в результате которой государство получает больше налоговых платежей, оптимизирует свои расходы, привлекая средства частного бизнеса, получает его квалификацию, технологии, инновации, ускоряется развитие инфраструктуры [29].

Для малого и среднего предпринимательства ГЧП выгодно тем, что данная форма сотрудничества гарантирует осуществление деятельности, предусмотренной контрактом, в течение продолжительного периода времени, перед предпринимателями открываются новые ниши для приложения наработанных ими возможностей, появляются государственные гарантии возврата вложений хозяйствующих субъектов частного сектора, бизнесу гарантировано получение невысокой, но стабильной прибыли [8].

ГЧП - это механизм, предоставляющий новые возможности и для предпринимателя, и для государства. Благодаря этому альянсу субъекты предпринимательства получат доступ к новым источникам доходов, а государство - возможность использовать ресурсный и интеллектуальный потенциал предпринимательского сектора при реализации проектов, которые традиционно относятся к сфере ответственности государства [29, 30].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Ахохова Азис Владимировна (Azis V. Akhohova) - кандидат медицинских наук, заместитель главного врача, ООО Фирма «СЭМ»; старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины, КБГУ, Нальчик, Российская Федерация E-mail: Aza_stih@maiL.ru https://orcid.org/0000-0003-2370-9701

Тхабисимова Ирина Корнеевна (Irina K. Tkhabisimova) - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общей врачебной подготовки и медицинской реабилитации, КБГУ, Нальчик, Российская Федерация E-mail: tkhabisim@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4065-989X

Дударова Инна Хабасовна (Inna Kh. Dudarova) - студентка VI курса специальности «Лечебное дело» медицинского факультета, КБГУ, Нальчик, Российская Федерация E-mail: innadudarova07@gmail.com https://orcid.org/0009-0003-2903-2479

Айрапетян Ани Ашотовна (Ani A. Airapetian) - студентка VI курса специальности «Лечебное дело» медицинского факультета, КБГУ, Нальчик, Российская Федерация Email: Airapetianani2541@gmail.com https://orcid.org/0009-0009-5689-1053

Габоева Зульфия Романовна (Zulfiya R. Gaboeva) - студентка VI курса специальности «Лечебное дело» медицинского факультета, КБГУ, Нальчик, Российская Федерация Email: zulya.dzhaboeva@mail.ru https://orcid.org/0009-0000-7558-1055

ЛИТЕРАТУРА

1. Совместные инициативы. Эксперты ПМЭФ-2021 обсудили перспективы ГЧП в здравоохранении. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/4847945

2. Бедняков А.С. Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры // Вестник МГИМО-Универ-ситета. 2022. Т. 15, № 1. С. 143-173. DOI: https://doi.org/10.24833/ 2071-8160-2022-1-82-143-173 (дата обращения: 10.03.2022). URL: https://roscongress.org/materials/gosudarstvenno-chastnoe-partner-stvo-kak-model-razvitiya-publichnoy-infrastruktury/

3. Schneider H. et al. The governance of local health systems in the era of Sustainable Development Goals: Reflections on collaborative action to address complex health needs in four country contexts // BMJ Glob. Health. 2019. Vol. 4. Article ID e001645. DOI: https://doi.org/ 10.1136/bmjgh-2019-001645

4. Kosycarz E.A., Nowakowska B.A., Mikotajczyk M.M. Evaluating opportunities for successful public-private partnership in the healthcare sector in Poland // J. Public Health (Berl.). 2019. Vol. 27. P. 1-9. DOI: https://doi.org/10.1007/s10389-018-0920-x

5. Канева М.А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении и направления его развития в Новосибирской области // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 1. С. 169-181.

6. Bouti K., Borki R. Public-private partnerships in health // Int. J. Med. Surg. 2015. Vol. 2, N 1. P. 1-2. DOI: https://doi.org/10.15342/ ijms.v2i1.66

7. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций : учебное пособие / МГИМО(У) МИД РФ. Москва : Анкил, 2001. 126 с. (Второе высшее образование). ISBN 5-86476-166-4.

8. Сизова Ю.С., Малиновская М.И. Проекты государственно-частного партнерства как форма поддержки предпринима-

тельства // Современная конкуренция. 2020. Т. 14, № 2 (78). С. 36-47. URL: https://cyberleninka.ru/proekty-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-kak-forma-podderzhki-predprinimatelstva

9. Гладков К.В. Государственно-частное партнерство как источник компетенций частного партнера в здравоохранении // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24359 (дата обращения: 18.04.2016).

10. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики. Минэкономразвития России. 2018. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cd-482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (дата обращения: 09.12.2022).

11. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». URL: https://base.garant. ru/403335795/ (дата обращения: 09.12.2022).

12. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 09.12.2022).

13. Федеральный закон от 19.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_daughter_LAV_107289/ (дата обращения: 09.12.2022).

14. Приказ Минздрава России от 27 февраля 2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71260614/ (дата обращения: 09.12.2022).

15. Минздрав усовершенствует правовую базу для федеральных ГЧП-проектов. URL: https://vademec.ru/article/minz-drav_usovershenstvuet_pravovuyu_bazu_dlya_federalnykh_gchp-proektov/ (дата обращения: 09.12.2022).

16. Почему ГЧП в регионах России проигрывает госконтрактам? URL: https://pppcenter.ru/press-tsentr/smi/pochemu-gchp-v-regionakh-rossii-proigryvaet-goskontraktam (дата обращения: 21.10.2019).

17. Минздрав сможет устанавливать порядок медицинской деятельности на принципах ГЧП. URL: https://vademec.ru/ news/2022/12/05/minzdrav-smozhet-ustanavlivat-poryadok-med-deyatelnosti-na-printsipakh-gchp/ (дата обращения: 09.12.2022).

18. Минздрав РФ создал Центр развития ГЧП в здравоохранении. URL: https://vademec.ru/news/2019/02/01/minzdrav-rf-sozdal-federalnyy-informatsionno-analiticheskiy-tsentr-razvitiya-gos-udarstvenno-chastnog/ (дата обращения:09.12.2022).

19. Минздрав расформировал департамент государственно-частного партнерства. URL: https://www.vademec.ru/news/2021/ 09/29/minzdrav-rasformiroval-departament-gosudarstvenno-chast-nogo-partnerstva/ (дата обращения: 21.10.2019).

20. Координационный совет по государственно-частному партнерству Минздрава России под председательством Министра здравоохранения Российской Федерации Михаила Мурашко. URL: https://minzdrav.gov.ru/press/2022/11/22/458-koordinatsi-onnyy-sovet-po-gosudarstvenno-chastnomu-partnerstvu-minzdrava-rossii-pod-predsedatelstvom-ministra-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-mihaila-murashko (дата обращения: 09.12.2022).

21. ГЧП-проекты превзошли ожидания. URL: https://pppce nter.ru/press-tsentr/smi/gchp-proekty-prevzoshli-ozhidaniya (дата обращения: 27.12.2022).

22. Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 604-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 406052735/paragraph/1:0

23. Постановление Правительства КБР от 29 декабря 2022 № 293-ПП «О программе государственных гарантий бесплат-

ного оказания гражданам медицинской помощи в Кабардино-Балкарской Республике на 2023 год и на плановой период 2024 и 2025 годов». URL: https://tfomskbr.ru/news/utverzhdena-pro-gramma-gosudarstvennyh-garantij-besplatnogo-okazaniya-grazh-danam-medicinskoj-pomoshi

24. Результаты мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, за 2021 год. URL: https://www.economy.gov. ru/material/file/d6cca1ea871c4e6952d9de74e3480f0a/rezul-taty_monitoringa_za_2021_115-fz

25. Европейская экономическая комиссия Комитета по экологической политике. ECE/CEP/AC.13/2022/1. Distr.: General 3 March 2022. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-04/ ece_cep_ac.13_2022_1

26. Растригина О.В. Развитие государственно-частного партнерства на рынке медицинских услуг: мировая и российская практика // Вестник Евразийской науки. 2020. № 3. URL: https:// esj.today/PDF/74ECVN320

27. Ишутин С.В. Оценка участия проекта государственно-частного партнерства АО «ЕМЦ» в московском здравоохранении по оказанию услуги лучевой терапии // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 2S. С. 3-190. DOI: https:// doi.org/10.15829/1728-8800-2022-S2

28. Пискунов С.В., Чевтаева Н.Г. Государственно-частное партнерство в управлении здравоохранением // Вопросы управления. 2015. № 3 (34). С. 38-48. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-upravlenii-zdra-voohraneniem

29. Сафаров С.М. Основы социального предпринимательства. Иваново : Роща, 2014. 295 с. ISBN 978-5-990429-75-8. URL: https://www.admsayansk.ru/pub/files/QA/5669/Osnovy_sot-sialnogo_predprinimatelstva

30. Кайгородцев А.А. Государственно-частное партнерство как экономический механизм инновационного предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2017. № 10, ч. 2. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2017/2017_10_2

REFERENCES

1. Joint initiatives. SPIEF 2021 experts discussed the prospects for PPP in healthcare]. URL: URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4847945 (in Russian)

2. Bednyakov A.S. Public-private partnership as a model for the development of public infrastructure. Vestnik MGIMO-Uni-versiteta [Bulletin of MGIMO University]. 2022; 15 (1): 143-73. DOI: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-1-82-143-173 (дата обращения: 10.03.2022). URL: https://roscongress.org/ma-terials/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-model-razvitiya-publichnoy-infrastruktury/ (in Russian)

3. Schneider H., et al. The governance of local health systems in the era of Sustainable Development Goals: Reflections on collaborative action to address complex health needs in four country contexts. BMJ Glob Health. 2019; 4: e001645. DOI: https://doi.org/10.1136/ bmjgh-2019-001645

4. Kosycarz E.A., Nowakowska B.A., Mikotajczyk M.M. Evaluating opportunities for successful public-private partnership in the healthcare sector in Poland. J Public Health (Berl). 2019; 27: 1-9. DOI: https://doi.org/10.1007/s10389-018-0920-x

5. Kaneva M.A. Public-private partnership in health care and directions of its development in the Novosibirsk region. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economy: Theory and Practice]. 2016; (1): 169-81. (in Russian)

6. Bouti K., Borki R. Public-private partnerships in health. Int J Med Surg. 2015; 2 (1): 1-2. DOI: https://doi.org/10.15342/ijms. v2i1.66

7. Kostyunina G.M., Liventsev N.N. International practice of foreign investment regulation: Textbook. In: MGIMO (U) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Moscow: Ankil, 2001: 126 p. (Second degree). ISBN 5-86476-166-4. (in Russian)

8. SizovaYu.S., MalinovskayaM.I. Public-Private Partnership Projects as a Form of Entrepreneurship Support. Sovremennaya konkuren-tsiya [Modern Competition]. 2020; 14: [2 (78)]: 36-47. URL: https:// cyberleninka.ru/proekty-gosudarstvenno-chastnogo-partners tva-kak-forma-podderzhki-predprinimatelstva (in Russian)

9. Gladkov K.V. Public-private partnership as a source of competencies of a private partner in healthcare. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education] 2016; (2). URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=24359 (date of access April 18. 2016). (in Russian)

10. Recommendations for the implementation of public-private partnership projects. Best practices. Ministry of Economic Development of Russia. 2018. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ file/cd482f73c03b658fa97a2d844c7e39d9/metodic2018.pdf (date of access December 09, 2022). (in Russian)

11. Decree of the Government of the Russian Federation of December 28, 2021 No. 2505 «On the Program of State Guarantees of Free Provision of Medical Care to Citizens for 2022 and for the Planning Period of 2023 and 2024». URL: https://base.garant. ru/403335795/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

12. Federal Law of July 13, 2015 No. 224-FZ «On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

13. Federal Law of November 19, 2010 No. 326-FZ «On Compulsory Medical Insurance in the Russian Federation». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_daughter_LAV_107289/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

14. Order of the Ministry of Health of Russia dated February 27, 2016 No. 132n «On the Requirements for the Placement of Medical Organizations of the State Health System and the Municipal Health System Based on the Needs of the Population». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71260614/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

15. The Ministry of Health will improve the legal framework for federal PPP projects. URL: https://vademec.ru/article/minz-drav_usovershenstvuet_pravovuyu_bazu_dlya_federalnykh_gchp-proektov/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

16. Why is PPP in Russian regions inferior to government contracts? URL: https://pppcenter.ru/press-tsentr/smi/pochemu-gchp-v-regionakh-rossii-proigryvaet-goskontraktam (date of access October 21, 2019 (in Russian)

17. The Ministry of Health will be able to establish the procedure for medical activities on the principles of PPP. URL: https:// vademec.ru/news/2022/12/05/minzdrav-smozhet-ustanavlivat-poryadok-meddeyatelnosti-na-printsipakh-gchp/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

18. Ministry of Health of the Russian Federation has created a Center for the Development of PPP in Healthcare. URL: https:// vademec.ru/news/2019/02/01/minzdrav-rf-sozdal-federalnyy-infor-matsionno-analiticheskiy-tsentr-razvitiya-gosudarstvenno-chastnog/ (date of access December 09, 2022). (in Russian)

19. The Ministry of Health disbanded the department of public-private partnership. URL: https://www.vademec.ru/news/2021/ 09/29/minzdrav-rasformiroval-departament-gosudarstvenno-chast-nogo-partnerstva/ (date of access October 10, 2019). (in Russian)

20. Coordinating Council for Public-Private Partnership of the Ministry of Health of Russia chaired by the Minister of Health of the Russian Federation Mikhail Murashko. URL: https://minzdrav. gov.ru/press/2022/11/22/458-koordinatsionnyy-sovet-po-gosu-darstvenno-chastnomu-partnerstvu-minzdrava-rossii-pod-predseda-telstvom-ministra-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-mihaila-murashko(date of access December 09, 2022). (in Russian)

21. PPP projects exceeded expectations. URL: https://pppcent er.ru/press-tsentr/smi/gchp-proekty-prevzoshli-ozhidaniya (date ofac-cess December 27, 2022). (in Russian)

22. Federal Law No. 604-FZ of December 29, 2022 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». URL: URL: http://ivo.garant.ru/#/document/406052735/paragraph/1:0 (in Russian)

23. Decree of the Government of the KBR of December 29, 2022 No. 293-PP «On the program of state guarantees of free provision of medical care to citizens in the Kabardino-Balkarian Republic for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025». URL: https://tfomskbr.ru/news/utverzhdena-programma-gosudarst-vennyh-garantij--besplatnogo-okazaniya-grazhdanam-medicinskoj-pomoshi (in Russian)

24. The results of monitoring the conclusion and implementation of the concluded concession agreements, including with regard to compliance by the parties to the concession agreement with their obligations to achieve the targets contained in the concession agreement, the timing of their implementation, the volume of investments attracted and other material conditions of the concession agreement, for 2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ d6cca1ea871c4e6952d9de74e3480f0a/rezultaty_monitoringa_ za_2021_115-fz (in Russian)

25. Economic Commission for Europe Committee on Environmental Policy. ECE/CEP/AC.13/2022/1. Distr.: General 3 March 2022. URL: https://unece.org/sites/default/files/2022-04/ece_ cep_ac.13_2022_1 (in Russian)

26. Rastrigina O.V. Development of public-private partnership in the medical services market: World and Russian practice. Vestnik Evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science]. 2020; (3). URL: https://esj.today/PDF/74ECVN320 (in Russian)

27. Ishutin S.V. Assessment of the participation of the public-private partnership project of JSC «EMC» in Moscow healthcare for the provision of radiotherapy services. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilak-tika [Cardiovascular Therapy and Prevention]. 2022; 21 (2S): 3-190. DOI: https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-S2 (in Russian)

28. Piskunov S.V., Chevtaeva N.G. Public-private partnership in healthcare management. Voprosy upravleniya [Management Issues]. 2015; 3 (34): 38-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gos-udarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-upravlenii-zdravoohraneniem (in Russian)

29. Safarov S.M. Fundamentals of social entrepreneur-ship. Ivanovo: Roshcha, 2014: 295 p. ISBN 978-5-990429-75-8. URL: https://www.admsayansk.ru/pub/files/QA/5669/Osnovy_sotsi alnogo_predprinimatelstva (in Russian)

30. Kaygorodtsev A.A. Public-private partnership as an economic mechanism of innovative entrepreneurship. Fundamental'nye issle-dovaniya [Fundamental Researches]. 2017: 10 (pt 2). URL: https://s. fundamental-research.ru/pdf/2017/2017_10_2 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.