Взаимодействие государства и частного предпринимательства в РФ на примере здравоохранения
Лебедева Екатерина Игоревна
аспирант кафедры социологии и психологии политики, МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Присекин Александр Александрович
магистрант кафедры сравнительной политологии, МГУ им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Глобальные вызовы в. — возрастающее социальное неравенство, фундаментализм, локальные войны, кризис демократий и либерализма — неизмеримо повышают роль взаимодействия государства и бизнеса. Серьезные аналитики Запада и России уже ряд лет констатируют факт, что сложившаяся в мире финансово-экономическая система находится в режиме выживания, что, в частности, подтверждает и разворачивающаяся на наших глазах пандемия. Сегодня в условиях пандемии ^УЮ-19 увеличивающийся спрос и рост затрат на услуги здравоохранения затрудняют предоставление медицинских услуг государством в необходимом для общества объеме и приводят к увеличению нагрузки на государственный бюджет. Такая тенденция характерна как для России, так и для всего мира.
Модернизация медицинской отрасли обуславливает необходимость вхождения частного капитала в сферу здравоохранения. Настоящая статья посвящена вопросам взаимодействия ГЧП в области здравоохранения. Особое внимание уделяется анализу состояния развития механизма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения в России и, в частности, в Самарской области.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, концессионное соглашение, модернизация здравоохранения, инновационная политика.
Глобальные вызовы ХXI в. — возрастающее социальное неравенство, фундаментализм, локальные войны, кризис демократий и либерализма — неизмеримо повышают роль взаимодействия государства и бизнеса. Серьезные аналитики Запада и России уже ряд лет констатируют факт, что сложившаяся в мире финансово-экономическая система находится в режиме выживания, что, в частности, подтверждает и разворачивающаяся на наших глазах пандемия. При этом важно учесть, что о кризисе и даже исчерпании капиталистической модели в ее неолиберальном формате признанными во всем мире экспертами написано уже достаточно много в последние годы. Резко высказываются о ее ущербности даже некоторые богатейшие бизнесмены Америки.
Анализируя на переживаемом нами остром идеологическом и социально-экономическом переломе причины мировой нестабильности, эксперты и политики во многих странах уже выдвигают концепции будущих изменений в экономике, звучат предложения, каким образом реформировать социально-экономические отношения в обществе, обсуждаются возможные изменения в банковских финансовых сферах.
Сегодня в условиях пандемии COVID-19 увеличивающийся спрос и рост затрат на услуги здравоохранения затрудняют предоставление медицинских услуг государством в необходимом для общества объеме и приводят к увеличению нагрузки на государственный бюджет. Такая тенденция характерна как для России, так и для всего мира. Правительства всех стран пытаются найти решение, которое позволило бы увеличить доступность, улучшить качество и эффективность предоставляемых государством медицинских услуг, и в то же время не привело бы к дальнейшему отягощению государственного бюджета.
Недостаток средств в государственных и муниципальных бюджетах, увеличивающиеся социальные обязательства органов власти перед населением, серьезные проблемы несоответствия уровня развития здравоохранения современным потребностям общества обусловливают необходимость привлечения частных источников финансирования для обеспечения воспроизводственных процессов в отрасли.
Одним из путей решения этих проблем стала разработка и использование правительствами в своей деятельности особой институциональной системы по привлечению частного сектора к строительству и эксплуатации объектов здравоохранения, которая на Западе получила название Public-Private Partnership (РРР) или Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП). Данный механизм способствует взаимодействию государства, бизнеса и общества, объединяя их усилия, учитывая интересы каждого из участников.
По мнению Э.Р. Йескомба, термин ГЧП первоначально относился к государственному финансированию социальных услуг, предоставляемых негосударственными, общественными организациями, и к государственному финансированию научно-исследовательских
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м
сч сч о сч
сч
о ш Ш X
3
<
m о х
X
и конструкторских разработок, проводимых частными предприятиями.
Отечественный экономист В.Г. Варнавский определяет ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР.
Представляется возможным акцентировать внимание на том, что форма ГЧП возникла в Великобритании в последнее десятилетие ХХ в. и, именуемая как Public Private Partnership, интерпретировалась как новая концепция привлечения частных ресурсов для эффективного управления государственной собственностью, контроль которых остается за государством. Сегодня данный механизм применяется в большинстве развитых стран, однако общепризнанная законодательная модель, регламентирующая его, отсутствует.
В РФ в качестве одной из целей государственной политики провозглашено вовлечение субъектов частного права в сферу здравоохранения, поскольку ее состояние находится в прямой зависимости от финансовых вливаний (как в инфраструктуру, так и в объемы оказываемых медицинских услуг) и эффективного менеджмента. Одним из наиболее действенных инструментов привлечения дополнительных финансовых средств в сферу здравоохранения является ГЧП.
Отметим, что на сегодняшний день в развитиях странах более 60% проектов в области здравоохранения реализуются в форме ГЧП — это говорит о ее перспективности. Тремя основными направлениями привлечения частных инвестиций зафиксированы строительство медицинских организаций, внедрение информационных технологий и производство инновационного медицинского оборудования.
Итак, ГЧП предполагает, что государство использует финансовый, интеллектуальный и управленческий потенциал частного сектора для совершенствования качества предоставляемых услуг, ответственность за которые возложена законами на государственные органы и учреждения. Тем самым бизнес так же, как и государство несет социальную нагрузку. В целях расширения ресурсной базы российское государство стремится к решению социально-значимых задач, которые заключаются в поддержании и повышении качества жизни населения, развитии и внедрении новых технологий и методов лечения различных заболеваний.
В статье авторы рассматривают историю становления ГЧП в РФ, а целью данной работы - определение особенностей взаимодействия ГЧП и государства в сфере здравоохранения. Многообразие проблем эффективного взаимодействия государства и бизнеса невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, в связи с чем целесообразно рассмотреть опыт отдельных регионов.
Целью статьи является изучение взаимодействия ГЧП и РФ в сфере здравоохранения. В качестве метода сбора информации использован анализ существующей нормативной базы, анализ ситуаций по регионам, оценка мнений российского и зарубежного научного и практикующего сообщества, перспективные оценки государственных и частных экспертных структур.
С целью глубокого рассмотрения вопроса авторы считают важным обратиться к истории ГЧП в России. Поскольку политические, экономические и социальные преобразования создали в стране условия для объеди-
нения усилий государства, бизнеса и гражданского общества в решении значимых для общества социальных задач в целях улучшения охраны здоровья населения.
Предпосылки ГЧП в России можно обнаружить еще в XVIII в. Так, например, Петр I предоставлял владельцам мануфактур различные льготы, а позже лично передавал казенные предприятия в частные руки. В 1702 г. Невьянский металлургический завод на Урале был передан Никите Демидову.
Представляется возможным подчеркнуть, что Берг-регламент 1739 г., согласно которому государственные предприятия переходили к частным предпринимателям, и похожий документ спустя пятнадцать лет «Указ императорского величества самодержицы всероссийской, Из Правительствующего Сената», который определял судьбу Гороблагодатских заводов, также являлись хорошими примерами ГЧП на ранних этапах становления.
Отметим, что уже при строительстве железных дорог в XIX в. государство выступало инициатором железнодорожного строительства, но при этом активно задействовало частные инвестиции. В 1836 г. в Российской империи было впервые организовано железнодорожное акционерное общество, что привело к тому, что в 50-е гг. правительство уже разрешило самостоятельно строить железнодорожные линии второстепенного значения.
В начале ХХ в. в период НЭПа были введены ограничения средней и мелкой предпринимательской инициативы под контролем государства, что привело к притоку иностранных инвестиций, которые можно считать простой формой ГЧП. По разным источникам, от зарубежных фирм было получено более 2000 предложений о концессиях и около 100 удалось осуществить. Тем не менее к 1937 г. все концессионные соглашения были аннулированы.
Экономическая политика СССР была направлена на упразднение частного сектора и индивидуальной предпринимательской деятельности. Примером может служить шестая глава УК РСФСР 1960 г. о «хозяйственных преступлениях». В ст. 153 и 154 частное предпринимательство охарактеризовано как коммерческое посредничество и спекуляция, а также приравнено к уголовному преступлению.
Одним из первых шагов к развитию частного сектора можно считать Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., утративший силу на основании Закона РСФСР «о предприятиях и предпринимательской деятельности» от 1 января 1991 г.
Распад СССР привел к замедлению развития предпринимательства на законодательном уровне, поэтому через 11 лет был принят Федерального закона от 21 марта 2002 г. №31-Фз, который привел в соответствие законодательные акты, напрямую или косвенно регулирующие частный сектор. С этого момента начинает складываться нормативно-правовая база частного сектора и закладываются предпосылки формирования ГЧП.
Это привело к тому, что спустя 70 лет, в 2005 г. был принят первый закон в РФ, регулирующий ГЧП: «Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ». Несмотря на то, что некоторые элементы партнерства можно было найти в программе «исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.». Многие документы, которые были приняты в период с 2005-2015 гг. показали необходимость создания единой
нормативной базы для ГЧП, поэтому в 2015 г. был принят «ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муни-ципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 №224-ФЗ.
Таким образом, государство может взаимодействовать с частным сектором на основе целого ряда актов. Подчеркнем, что основные модели гЧп базируются на основе двух документов: 115-ФЗ «о концессиях» и 224-ФЗ «о ГЧП». Такие модели взаимодействия эффективно решают публичные проблемы, которые образовываются в обществе, тем самым помогая решить государству многие задачи: поиск инновационных решений, привлечение внебюджетных средств, повышение качество благ и т.д.
В некоторых позициях нормативные акты имеют схожие позиции. К примеру, целью документов является создание оптимальных условий для привлечения частных инвестиций в экономику с дальнейшим повышением качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, публичной стороной выступает РФ, субъект РФ или муниципальное образование, имеется частная сторона в лице концессионера или партнера, а основная обязанность частной стороны заключается в создании и (или) реконструкции имущество, осуществление эксплуатации или обслуживания объекта соглашения.
Среди отличий важно отметить, что при концессии отсутствует обязательный срок соглашения, концессионная плата обязательна, существует возможность бюджетных инвестиций, а предварительная оценка эффективности отсутствует. А согласно 224-ФЗ о «ГЧП», соглашения должны быть составлены на срок от трех лет, реализация проекта происходит только через субсидии с обязательной оценкой эффективности и частной стороной может выступать только российское юридическое лицо. Важным отличием, на которое стоит обратить отдельное внимание, является тот факт, что при концессии объект соглашения остается в собственности государства, а при ГЧП/МЧП - становится частной собственностью.
Таким образом, государственно-частное взаимодействие в сфере здравоохранения включает в себя широкий спектр различных публично-правовых отношений, в том числе механизмы государственно-частного партнерства, определенные законодательством Российской Федерации, в первую очередь, реализуемых посредством заключения концессионных соглашений.
ГЧП является эффективным механизмом привлечения частных инвестиций для дельнейшего их использования с целью развития общественной инфраструктуры и предоставления различного вида услуг. Для государства большой плюс состоит в том, что часть затрачиваемых средств - частные, поэтому не возникает дополнительная долговая нагрузка на бюджет, а если инициатива подана частным лицом, то государство экономит также на создании проекта.
Для частных лиц ГЧП - это возможность выйти на новый сектор рынка, в котором раньше был только один субъект - государство. Также частное лицо может решить ряд проблем, которые не так остро стоят для публичного субъекта.
ВЭБ.РФ, осуществляющий функции агента Правительства Российской Федерации, провел анализ рынка ГЧП, изучив инвестиции в различные инфраструктуры. На сентябрь 2021 г. в России реализуется 3562 проекта
на общий объем инвестиций 4,7 трлн руб., из которых 3,4 трлн руб. - частные средства. Социальная сфера составляет 15% (или 554 проекта) от общего числа ГЧП, на нее выделено около 419 млрд руб., таким образом, она занимает третье место (после транспортной - около 2,807 трлн руб. при 150 проектов и коммунально-энергетической инфраструктуры - около 834 млрд руб. при 2678 проектов). При этом, 2790 проектов реализуются посредством концессионных соглашений, 677 посредством инвестиционных или арендных договоров, долгосрочных контрактов и только 95 проектов заключены посредством соглашения о ГЧП/МЧП. 90% всех проектов реализуются на муниципальном уровне.
Коммунально-энергетическая 75.2%
Рис. 1 - отраслевая структура рынка ГЧП по количеству проектов в %
Иные сферы 13.5%
Коммунально-энергетическая 17.8%
Социльная
Транспортная 59.8%
Рис. 2 - финансирование проектов ГЧП по основным сферам в %
Здравоохранение является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, потому что от эффективности и качества сферы здравоохранения зависит здоровье и продолжительность жизни граждан, которые являются главными субъектами производительных сил.
Снижая заболеваемость и уровень смерти, а также увеличивая продолжительность жизни, государство содействует росту национального дохода страны, повышение общего благосостояния общества, что позитивно сказывается на всей экономике в целом. Развитие экономики напрямую связано с развитием сферы здравоохранения.
Данное направление выгодно для всех: государство имеет возможность прорывного открытия мирового уровня, создать лекарства от многих болезней и избежать формирования новых; бизнес имеет возможность
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
сч сч о сч
сч
о ш т
X
3
<
т о х
X
получить хорошую прибыль, так как здравоохранение является сферой с высокой маржинальной степенью: «отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, например, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний составляет 3-4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний — более 100 рублей».
Нельзя забывать и про общество - развитие направления помогает решать острые социальные проблемы: высокая стоимость лекарственных препаратов, нехватка медикаментов, доступность медицинских услуг и их качество.
Бизнес, как и государство, должен нести социальную ответственность перед обществом, поэтому механизм ГЧП является важной составляющей в сфере здравоохранения. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Ф.С. Ту-мусов считает, что «вопрос о роли здравоохранения как системы обеспечения здоровья населения является актуальным всегда и нуждается в поиске и применении адекватных управленческих технологий, которые бы обеспечивали эффективную работу отрасли при соблюдении базовых принципов социальных систем. Эти задачи определяют важность эффективной государственной политики в области здравоохранения». Поэтому крайне важно поддерживать и развивать сфера здравоохранения, но для ее развития не всегда может хватать исключительно бюджетных средств, поэтому эффективным механизмом развития социальной инфраструктуры является привлечение частных средств и инвестиций посредствам различных моделей ГЧП.
Особенно актуально развитие ГЧП в сфере здравоохранения стало из-за вспышки коронавируса COVID-19. Пандемия потребовала от государства дополнительные траты на закупку специальной техники и оборудования (аппаратов ИВЛ, кислородного оборудования, средств индивидуальной защиты и др.), транспортных средств (дополнительные автомобили скорой помощи), повышение зарплат работникам и выдача им премий. Финансовая поддержка оказывалась с помощью средств из резервного фонда Правительства, бюджета Российской федерации. Эта ситуация изменила распределение финансовых сфер на различные сферы и предметы закупок. Поэтому важно, чтобы предприниматели приняли участие в развитии здравоохранения. В данный момент около 132 проектов реализуются в сфере здравоохранения.
Существует множество вариантов для реализации ГЧП в сфере здравоохранения. Ниже мы бы хотели продемонстрировать несколько ситуаций, которые описывают взаимоотношение государства и частного предпринимательства. Для этого мы используем метод ситуационного анализа: будут описаны ситуации ГЧП, как они отразились на публичном и частном лице, а также как это повлияло на общество и систему здравоохранения.
Одним из примеров может служить подписание соглашения о ГЧП в феврале 2019 г. между Правительством Новосибирской области и группой «ВИС» о создании семи городских поликлиник до 2022 на общую сумму 7,8 млрд руб. Для государства плюсы заключаются в том, во-первых, в том, что сеть городских поликлиник будет построены на частные инвестиции (7,4 млрд руб.), во-вторых, объект будет построен частной стороной (проект, закупка материалов, реализация, обслуживание и др.), в-третьих, это позволит государству разгрузить новосибирские поликлиники, следовательно, снизить недовольство и возражения местных жителей.
Для группы «ВИС» прежде всего это репутационный рост, так как данный проект официально назвали «это первый проект государственно-частного партнёрства в России, структурированный в рамках федерального закона о ГЧП №224-ФЗ», что поможет компании в дальнейшем продвижении, но также регион будет обязан вернуть частному лицу 13 млрд руб. в течение 7 лет. Также в период 2022-2029 гг. регион будет возмещать инвестору ежеквартально эксплуатационные затраты на поликлиники — в совокупности более 580 млн руб. и будет также получать арендную плату от эксплуатации поликлиники. Постройка новых поликлиник позволит увеличить пропускную способность системы здравоохранения в г. Новосибирск, что положительно скажется на местных жителях. Также будут введены новое оборудование (маммологические системы, УЗИ, МРТ и др.) для профильного лечение отдельных заболеваний, что поможет региону бороться с отдельными заболеваниями.
В августе того же года группа «ВИС» подписала соглашение ГЧП, но уже с Правительством Якутии сроком на 10 лет и стоимостью 1,7 млрд руб. по проекту проектирования, строительства и эксплуатации новой поликлинике в г. Якутске, которую также назвали «умной» из-за использования цифровых технологий, что улучит систему здравоохранения Якутии. Проект имеет схожие с предыдущим проектом плюсы: государство перекладывает ответственность на частного партнера, развить местную систему здравоохранения и увеличить тем самым уровень жизни в регионе. Частному партнеру будут возвращены по итогу реализации проекта часть средств, а также у него появляются новые возможности развития ГЧП в Якутии (до этого группа «ВИС» реализовала Сеть образовательных и досуговых учреждений, Республика Саха (Якутия).
Для населения преимущество состоит в развитии местной системе здравоохранения, появление нового современного оборудования (магнитно-резонансные томографы, эндоскопическое, флюорографическое и другое оборудование). Поликлиника также будет подключена к информационной системе «умная поликлиника», при которой все анализы и результаты будут передаваться в электронном формате, что ускорить прием пациентов и сделает лечение эффективнее.
Важным объектом здравоохранения является проект отдельного корпуса центра экстракорпоральной гемо-коррекции и трансклинической фузиологии на территории ГБУ «самарская областная клиническая больница им. В.Д. Сердавина», который позволил исключительно на частные средства простроить и ввести в эксплуатацию центр, способный значительно снизить количество больных, жалующихся на проблемы с почками, в России. Данный проект, в отличии от двух предыдущих, основан на Распоряжение правительства Самарской области от 24.12.2013 № 878-Р[1], но является примеров эффективности ГЧП. Проект был полностью построен на частные инвестиции, что является важным плюсом для государства.
Данный проект оказался выгодным для всех: публичная сторона также передала право владения и пользования частной стороне, а также разрешила получать продукцию (услуги) и доходы от данного проекта, но обязало следить за объектом и поддерживать в исправном состоянии. Жители Самары получили новый качественный центр, которые десятилетиями сможет их лечить. Конец завершения проекта - 2029 год, под этой датой
подразумевают окончание эксплуатации концессионером центра. Данный проект позволил также стать победителем Самарской области в номинации «Лучший субъект РФ по уровню развития ГЧП в сфере здравоохранения».
Таким образом, рассматривая практику взаимодействия государственных структур субъектов РФ и бизнес-сообщества в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении, стоит выделить ряд моментов. Во-первых, данное взаимодействие двух секторов общества становится локомотивом развития российских регионов в различных отраслях и сферах. Во-вторых, происходит существенное наращивание финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию отрасли здравоохранения. В-третьих, партнерское отраслевое взаимодействие власти и бизнеса работает на приращение общего блага и становится примером для других секторов общества.
Литература
1. Распоряжение правительства Самарской области от 24.12.2013 № 878-р «О заключении концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокор-рекции и клинической трансфузиологии по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский р-н, ул. Ташкентская, д. 159»
2. Беловодский А.А. здравоохранение в россии: проблемы и пути решения // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 21-27.
3. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королев В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
4. Викторова Н.В. «У подлинного подписалъ Никита демидовъ. . . » // Вестник ЧелГУ. - 1992. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-podlinnogo-podpisal-nikita-demidov (дата обращения: 01.12.2021).
5. Голубев А.А. Концессионирование в железнодорожном строительстве России // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2011. - №4. URL: https://cyberleninka.nj/artide/n/kontsessionirovanie-v-zheleznodorozhnom-stroitelstve-rossii-seredina-xix-nachalo-hh-v (дата обращения: 01.12.2021).
6. Дячук, Е.А., Салимьянова И.Г., Николаева О.К. Развитие института государственно-частного партнерства в здравоохранении // Инновационная деятельность. - 2016. - № 1 (36). - С.38-45.
7. Иванюта С.О., Терехова И.Ю., Сергеев Ю.А. Роль здравоохранения в экономике страны // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2018. - №4.
8. Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 457 с.
9. Лабуз Д.И. Применение механизма использования государственно-частного партнерства в здравоохранении // Статистика и экономика. - 2012. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mehanizma-ispolzovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-zdravoohranenii (дата обращения: 12.12.2021).
10. Роднянский Д. В., Валеева Г. Ф. Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения: региональный анализ // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-
partnerstvo-v-sfere-zdravoohraneniya-regionalnyy-analiz (дата обращения: 12.12.2021).
11. Тимербулатов В. М. Здравоохранение во время и после пандемии covid-19 // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2020. - №2 (98).
12. Юзвович Л.И. Иностранный концессионный капитал в период новой экономической политики // Финансы и кредит. - 2012. - №45 (525). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-kontsessionnyy-kapital-v-period-novoy-ekonomicheskoy-politiki (дата обращения: 01.12.2021).
13. http://duma.gov.ru/media/files/otTeY7Kh7jQrYiz92J bKmBymxb6971xF.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
14. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=1 02104164&backlink=1&nd=102072488&rdk=0 (дата обращения: 01.12.2021).
15. https://вэб.рф/agent-pravitelstva/ (дата обращения: 01.12.2021).
16. https://docs.cntd.ru/document/9005390?marker=7D E0K8 (дата обращения: 12.12.2021).
17. https://docs.cntd.ru/document/9024308 (дата обращения: 11.12.2021).
18. https://p3week. ru/images/presenatation/preze_31-02.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
19. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR _DIGIT_69559/ (дата обращения: 01.12.2021).
20. https://vis-group.ru/pressroom/news/vef-2019-podpisano-gchp-soglashenie-o-sozdanii-umnoy-polikliniki-v-yakutske-/ (дата обращения: 01.12.2021).
21. https://vis-group.ru/projects/item/set-gorodskikh-poliklinik-g-novosibirsk/ (дата обращения: 01.12.2021).
22. https://web.archive.org/web/20160724135443/http:// base.garant.ru/3975158/12/#block_1542 (дата обращения: 10.12.2021).
23. https://www.nso.ru/news/34756 (дата обращения: 01.12.2021).
Interaction of the state and private entrepreneurship in the Russian Federation on the example of the sphere of healthcare Lebedeva E.I., Prisekin A.A.
Lomonosov Moscow State University.
JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
Global challenges of the XXI century. - growing social inequality, fundamentalism, local wars, the crisis of democracies and liberalism - immeasurably increase the role of interaction between the state and business. Serious analysts in the West and Russia have been stating for a number of years that the financial and economic system that has developed in the world is in survival mode, which, in particular, is confirmed by the pandemic unfolding before our eyes. Today, in the context of the COVID-19 pandemic, increasing demand and rising costs for healthcare services make it difficult for the state to provide medical services in the volume necessary for society and lead to an increase in the burden on the state budget. This trend is typical both for Russia and for the whole world. The modernization of the medical industry necessitates the entry of private capital into the healthcare sector. This article is devoted to the interaction of PPPs in the field of healthcare. Particular attention is paid to the analysis of the state of development of the mechanism of public-private partnership in the field of healthcare in Russia and, in particular, in the Samara region.
Keywords: public-private partnership, healthcare, concession agreement,
healthcare modernization, innovation policy. References
1. Decree of the Government of the Samara Region dated December 24,
2013 No. 878-r "On concluding a concession agreement for the construction and operation of a separate building of the Center for Extracorporeal Hemocorrection and Clinical Transfusiology at the address: Samara Region, Samara, Kirovsky district, st. Tashkentskaya, 159
2. Belovodsky A.A. health care in Russia: problems and solutions // Modern
science-intensive technologies. - 2009. - No. 11. - P. 21-27.
3. Varnavsky V. G., Klimenko A. V., Korolev V. A. Public-private partnership:
theory and practice. - M.: GU-HSE, 2010.
X X
о го А с.
X
го m
о
2 О
м м
4. Viktorova N.V. "The original was signed by Nikita Demidov. . . » // Bulletin
of ChelGU. - 1992. - No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-podlinnogo-podpisal-nikita-demidov (Date of access: 12/01/2021).
5. Golubev A.A. Concession in railway construction in Russia // Proceedings
of the Petersburg University of Communications. - 2011. - No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsessionirovanie-v-zheleznodorozh-nom-stroitelstve-rossii-seredina-xix-nachalo-hh-v (Date of access: 12/01/2021).
6. Dyachuk, E.A., Salimyanova I.G., Nikolaeva O.K. Development of the in-
stitution of public-private partnership in healthcare // Innovative activity. -2016. - No. 1 (36). - P.38-45.
7. Ivanyuta S.O., Terekhova I.Yu., Sergeev Yu.A. The role of healthcare in
the country's economy // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". - 2018. - No. 4.
8. Yescomb E.R. Public-private partnership: Basic principles of financing /
Per. from English. - M.: Alpina Publisher, 2015. - 457 p.
9. Labuz D.I. Application of the mechanism of using public-private partnership
in healthcare // Statistics and Economics. - 2012. - No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mehanizma-ispolzovaniya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-zdravoohranenii (Date of access: 12/12/2021).
10. Rodnyansky D. V., Valeeva G. F. Public-private partnership in healthcare:
regional analysis // International Journal of Applied Sciences and Technologies "Integral". - 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-sfere-zdravoohraneniya-regionalnyy-analiz (date of access: 12/12/2021).
11. Timerbulatov V. M. Health care during and after the covid-19 pandemic //
Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan. -2020. - No. 2 (98).
12. Yuzvovich L.I. Foreign concession capital in the period of the new economic policy // Finance and credit. - 2012. - No. 45 (525). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-kontsessionnyy-kapital-v-period-novoy-ekonomicheskoy-politiki (Date of access: 12/01/2021).
13. http://duma.gov.ru/media/files/ot-TeY7Kh7jQrYiz92JbKmBymxb6971xF.pdf (date of access: 01.12.2021).
14. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102104164&back-link=1&nd=102072488&rdk=0 (accessed 01.12.2021).
15. https://web.rf/agent-pravitelstva/ (date of access: 01.12.2021).
16. https://docs.cntd.ru/document/9005390?marker=7DE0K8 (accessed 12/12/2021).
17. https://docs.cntd.ru/document/9024308 (date of access: 12/11/2021).
18. https://p3week.ru/images/presenatation/preze_31-02.pdf (accessed 01.12.2021).
19. https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_69559/ (date of access: 01.12.2021).
20. https://vis-group.ru/pressroom/news/vef-2019-podpisano-gchp-soglash-enie-o-sozdanii-umnoy-polikliniki-v-yakutske-/ (Date of access: 01.12.2021).
21. https://vis-group.ru/projects/item/set-gorodskikh-poliklinik-g-novosibirsk/ (date of access: 01.12.2021).
22. https://web.archive.org/web/20160724135443/http://base.gar-ant.ru/3975158/12/#block_1542 (accessed 10.12.2021).
23. https://www.nso.ru/news/34756 (date of access: 01.12.2021).
cs cs o cs
cs
o m m
X
3
<
m o x
X