Научная статья на тему 'Современные инструменты автоматизации бизнес-процессов на предприятиях российского энергетического сектора'

Современные инструменты автоматизации бизнес-процессов на предприятиях российского энергетического сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ / BPM-СИСТЕМА / WORKFLOW MANAGEMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / BUSINESS PROCESS MANAGEMENT SYSTEMS / BPM SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галковская Виктория Евгеньевна, Вертакова Юлия Владимировна

В статье рассматриваются особенности и порядок организации использования BPM-системы в целях оптимизации системы бизнес-процессов в российском энергетическом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TOOLS USED FOR BUSINESS PROCESS AUTOMATIZATION BY THE COMPANIES IN RUSSIAN ENERGY INDUSTRY

The article analyses the features of using BPM-system for business process improvement in Russian energy industry.

Текст научной работы на тему «Современные инструменты автоматизации бизнес-процессов на предприятиях российского энергетического сектора»

/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Галковская В.Е., Вертакова Ю.В.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности и порядок организации использования BPM-системы в целях оптимизации системы бизнес-процессов в российском энергетическом секторе.

Ключевые слова. Информационные технологии, системы управления бизнес-процессами, BPM-система, Workflow management.

Galkovskaya V.E., Vertakova Yu.V.

INNOVATIVE TOOLS USED FOR BUSINESS PROCESS AUTOMATIZATION BY THE COMPANIES IN RUSSIAN ENERGY INDUSTRY

Abstract. The article analyses the features of using BPM-system for business process improvement in Russian energy industry.

Keywords. Information technologies, business process management systems, BPM system, Workflow management.

Бизнес-аналитика - сравнительно новое понятие в российской экономике. Под бизнес-аналитикой, как сферой профессиональной аналитической деятельности, понимается специализированное направление информационного анализа и развития аналитических технологий, направленное на оптимизацию бизнес-процессов и бизнес-операций предприятия в целом. Важность и необходимость внедрения инструментов бизнес-аналитики на предприятиях находит отражение в отчетах International Data Corporation (IDC) - авторитетной международной исследовательской и консалтинговой компании, которая занимается изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций.

Российский энергетический сектор претерпевает радикальные изменения, направленные на рост эффективности предприятий отрасли, создание условий для их развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В рамках данной реформы, в частности, деятельность предприятий ГК «Росатом» сосредоточена на

ГРНТИ 06.75.10

© Галковская В.Е., Вертакова Ю.В., 2019

Виктория Евгеньевна Галковская - аспирант Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Юлия Владимировна Вертакова - доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Контактные данные для связи с авторами (Вертакова Ю.В.): 305040, Курск, 50 лет Октября ул., д. 94 (Russia, Kursk, 50 let Oktiabria str., 94). E-mail: vertakova7@yandex.ru.

Исследование выполнено на основе государственного задания Минобрнауки России № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».

повышении инвестиционной привлекательности и прозрачности деятельности, чего в современном мире невозможно достичь без использования информационных технологий. Это требует их широкомасштабного внедрения.

Наряду с другими компаниями топливно-энергетического комплекса, предприятия ядерной энергетики переживают волну развития и эксплуатации информационных систем, в том числе систем управления бизнес-процессами. В международной практике наиболее широкое распространение получили специализированные системы класса BPM (от англ. Business Process Management -управление бизнес-процессами), ориентированные на решение подобного рода задач автоматизации.

BPM-системы являются разработками, которые позволяют создавать и внедрять автоматизированные процессы с высокой степенью оперативности, что особенно важно в контексте реструктуризации предприятия, когда необходим гибкий инструмент для создания информационного пространства, гарантирующий точность и своевременность внедрения новых процедур. Более того, системы класса BPM дополняют возможности бухгалтерского учета и ERP-решений (от англ. Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), что приводит к созданию «упреждающей» ИТ-архитектуры, которая не только гарантирует необходимую функциональность для сотрудников, но и обеспечивает точность и своевременность сквозных процессов компании, в выполнении которых задействованы сотрудники разных функциональных подразделений.

Большинство российских компаний сталкиваются с неэффективностью именно таких комплексных процессов, поскольку они слишком сложны, противоречивы и, как следствие, инертны. Примером сквозного бизнес-процесса в энергетической компании является процесс технического подключения. Среди его ключевых особенностей выделяется высокая частота выполнения (множество подключающихся приложений), участие в многофункциональном процессе с несколькими ИТ-решениями, сложность алгоритма выполнения, большое количество подтверждений.

С учетом вышеперечисленных характеристик, данный бизнес-процесс наиболее эффективно может быть автоматизирован с помощью подхода Workflow management (от англ. - управление потоком работ), который позволяет координировать повторяющиеся задачи и процедуры, чтобы они выполнялись легче и быстрее. На практике понятия BPM и Workflow management часто используются как синонимы, в общем понимании Workflow management является частью концепции управления бизнес-процессами на уровне предприятия, которая реализуется помощью BPM.

Бизнес-процесс технического подключения можно наглядно представить в виде цепочки функций, представленных на рисунке. Как видно из количества и состава функций, система BPM может стать эффективным инструментом для управления бизнес-процессом технического подключения. В дополнение к вышесказанному, отметим, что для завершения этого процесса используются многие информационные системы, например CRM (от англ. Customer Relationship Management -управление взаимоотношениями с клиентами).

CRM-система - это не только система, в которой хранятся данные клиентов, но и система, которая обеспечивает учет финансовых операций и контрактной работы. На практике BPM и CRM-системы редко интегрируются между собой, что вызывает большое количество информационных пробелов в бизнес-процессе и серьезно увеличивает время его выполнения, затраты на его осуществление. А это значит, что решение проблемы интеграции всех систем, используемых в рамках автоматизации бизнес-процесса с использованием системы BPM, позволит компании создать комплексное ИТ-решение.

В телекоммуникационной отрасли существует бизнес-процесс, аналогичный техническому подключению, это - процесс подключения абонентов. В отличие от энергетического сектора, телекоммуникационные компании по большей части уже перешли на использование системы BPM для автоматизации данного бизнес-процесса. Это связано с тем, что для телекоммуникационных компаний скорость соединения является основным конкурентным преимуществом, в то время, как для энергетических предприятий, автоматизация бизнес-процесса технического подключения имеет отложенный накопительный эффект и приводит к повышению конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 4 (42).

31

Вместе с тем, многие энергетические компании успешно перешли или уже работают над автоматизацией этого процесса с использованием систем ВРМ. К числу пионеров в этих вопросах, в частности, относятся предприятия ГК «Росатом».

Рис. Функции бизнес-процесса технического подключения

Главной целью использования ВРМ является снижение операционных издержек и повышение исполнительной дисциплины. Положительной особенностью систем ВРМ является тот факт, что их можно использовать для автоматизации различных бизнес-процессов с учетом всех особенностей их структуры и среды.

Еще одним процессом, который часто автоматизируется с использованием систем ВРМ в энергетике, является кодирование и утверждение счетов-фактур. Частота этого процесса может быть настолько высокой, а алгоритм настолько «жестким», что использование систем ВРМ, по мнению авторов, здесь наиболее оправдано и эффективно.

Ядерная энергетика - движущая сила развития российской экономики. Применение современных технологий управления, в том числе информационных, на предприятиях ядерной энергетики является залогом повышения конкурентоспособности российских компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Глобальный кризис и связанное с ним замедление роста цен на энергоносители заставляют энергетические компании грамотно управлять своими ресурсами и затратами, что невозможно без использования современных ИТ-решений, в том числе включенных в системы BPM.

ЛИТЕРАТУРА

9. Копова А.Ю. Бизнес-аналитика: современный инструментарий, тенденции развития // Труды Санкт-

Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Том 197. С. 79-83.

10. Бондарева Н.А. Бизнес-процесс в конкурентном окружении рынка образовательных услуг. М.: Синергия, 2014. 315 c.

11. Веселова О.С. Внедрение централизованных информационных систем как способ реинжиниринга бизнес-процессов операторов связи. М.: Синергия, 2016. 459 c.

12. Исаев Р.А. Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации. М.: ИНФРА-М, 2017. 766 c.

13. Кеворков В.В. Маркетинг. Регламент бизнес-процесса. М.: Машиностроение, 2016. 832 c.

14. Куликов Г.Г. Методика интеграции информационно-поисковых и корпоративных информационных систем на основе системных моделей бизнес-процессов. М.: Синергия, 2014. 230 c.

15. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов. М.: Альпина Паблишер, 2016. 353 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.