Научная статья на тему 'Развитие концепции управления бизнес-процессами организации: от классического подхода к bpm-системам'

Развитие концепции управления бизнес-процессами организации: от классического подхода к bpm-системам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2260
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / BPM-СИСТЕМЫ / MANAGEMENT / BUSINESS PROCESSES / BPM SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыкова А.И., Батищев А.В.

В статье рассматриваются проблемы управления бизнес-процессами в современных условиях. Делается вывод о необходимости внедрения организациями BPM-систем как одном из ключевых факторов повышения эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers problems of business processes management in modern conditions. The conclusion about need of introduction of BPM systems organizations, as a factors of efficiency increase of their activity is drawn.

Текст научной работы на тему «Развитие концепции управления бизнес-процессами организации: от классического подхода к bpm-системам»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

УДК 658.51

А.И. Лыкова, А.В. Батищев

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ОРГАНИЗАЦИИ: ОТ КЛАССИЧЕСКОГО ПОДХОДА К BPM-

СИСТЕМАМ

Приокский государственный университет

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы управления бизнеспроцессами в современных условиях. Делается вывод о необходимости внедрения организациями BPM-систем как одном из ключевых факторов повышения эффективности их деятельности.

Ключевые слова: управление, бизнес-процессы, BPM-системы.

UDC 658.51

A.I. Lykova, A.V. Batishchev

DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF BUSINESS PROCESS MANAGEMENT ORGANIZATIONS, FROM THE CLASSICAL APPROACH TO BPM-SYSTEMS

Priokskiy State University

Abstract: the article considers problems of business processes management in modem conditions. The conclusion about need of introduction of BPM systems organizations, as a factors of efficiency increase of their activity is drawn. Keywords: management, business processes, BPM systems.

Усиливающееся влияние динамично развивающейся деловой среды, рост конкуренции и требований потребителей, внедрение информационных технологий и их последовательное усложнение предъявляют особые требования к управлению предприятиями с использованием методов и технологий руководства, основанных на современных концепциях управления. В настоящее время в сфере управления лидирующее место занимают два принципа - функциональный и процессный. При функциональном подходе основное внимание уделяется контролю над исполнением сотрудника-

ми указаний руководителя, в то время, как процессный подход сосредоточен на выполнении структурными единицами конкретных бизнес-процессов и контроле их конечного результата.

Зарождение процессного подхода, рассматривающего деятельность компании как сеть бизнес-процессов, можно заметить ещё в трудах классиков менеджмента. Так, А. Смит рассматривал производственный процесс как определенную последовательность действий - производственных операций. Работу в данном направлении продолжил Ф.Тейлор, стандартизировав рабочие операции в рамках производ-

48

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

ственных процессов. Далее супруги Гилберт изучали элементы операций, стремясь повысить эффективность работы. А. Файоль обосновал структуризацию управленческой деятельности в виде последовательности управленческих действий, то есть управленческого процесса [1].

К 60-м гг. ХХ в. сформировалось понимание процессного межфункционального управления как основы создания качественного продукта, удовлетворяющего потребности клиента. К основоположникам процессного подхода в данном его представлении можно отнести У. Шухарта (методика контроля стабильности производственно-технологических процессов с помощью контрольных карт), Э. Деминга (концепция непрерывного процессного улучшения качества, цикл PDCA) и Д. Джурана («спираль качества») [1].

С 1980-х годов значительное внимание при управлении бизнес-процессами было сосредоточено на философии всеобщего управления качеством (TQM, Total Quality Management). TQM основано на практике управления, приводящей к всеобщему качеству, и рассматривает качество как сущность организации. Процессный подход является одним из принципов, на которых базируется TQM. С точки зрения данной концепции, процесс — это любая организованная деятельность, спланированная генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.

Основанная на постулатах Всеобщего управления качеством, мировое признание получила концепция «Шесть сигм» (Six Sigma), разработанная Джеком Уэлчем в корпорации Motorola в 1986 году. Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности.

Следом за TQM и концепция «Шесть сигм», новым веянием в процессном

подходе в начале 1990-х годов стала концепция реинжиниринга бизнес-процессов (BPR, Business Process Reengineering), разработанная М. Хаммером и Д. Чампи. Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания клиентов и оперативность [2].

Наконец, с 2000-х годов возникла ещё одна концепция, описывающая процессный подход к управлению - управление бизнес-процессами (BPM, Business Process Management). BPM рассматривает бизнеспроцессы, как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и придерживается принципов понятности и видимости бизнес-процессов за счёт предоставления субъектам управления возможности их моделирования, симуляции, мониторинга и анализа, динамического перестроения моделей бизнес-процессов средствами программных систем.

Для технологической поддержки концепции BPM на Западе, а потом в России появился специальный класс программ -BPMS (от англ. Business Process Management System, система управления бизнес-процессами). BPMS обладают огромным количеством возможностей, однако, все функции системы могут быть поделены на четыре группы в соответствии со стадиями жизненного цикла процесса PDCA: планирование (моделирование),

исполнение, контроль и мониторинг, улучшение процесса.

Работа системы управления бизнеспроцессами основана на простой идее: на этапе внедрения системы осуществляется моделирование бизнес-процессов организации с помощью наглядных диаграмм. Затем эти диаграммы загружаются в компьютерную систему и становятся исполнимыми, то есть программа позволяет отследить и проконтролировать исполнение бизнес-процессов в реальной практике работы предприятия [3].

49

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Для реализации этих аспектов цессного управления BPM-системы состоят из следующих глобальных элементов:

- средство моделирования;

- средство исполнения («движок»);

- средство мониторинга;

- средство улучшения.

Для моделирования, с предшествующим описанием бизнес-процессов, BPM использует средства инструментов класса Workflow. В настоящий момент наиболее распространёнными языками моделирования являются нотация BPMN и стандарт BPEL. BPMN - это язык описания бизнес-процессов, используемый для

описания цепочек работ и содержащий практически все необходимые примитивы (сравнительно простые графические элементы). BPEL можно рассматривать как описание последовательности вызовов вебсервисов. Поэтому, наряду с традиционными элементами, позаимствованными из моделей потоков работ, в BPEL прорабатываются, например, такие специфические вопросы, как асинхронные вызовы вебсервисов, «длинные» транзакции и связанные с ними механизмы обработки ошибок. Пример исполняемого бизнес-процесса, созданный в программном продукте ELMA с использованием нотации BPMN, приведён на рисунке 1 [4].

Рисунок 1 - Пример модели исполняемого бизнес-процесса в ELMA[3]

Исполнение в BPM-системах начинается с графической схемы бизнеспроцесса, которая загружается на вебсервер («движок»), где происходит запуск процесса. Исполнение подразумевает автоматическое прохождение шагов

процесса, а также реализацию контроля. При этом каждый исполнитель, задействованный в функционировании бизнеспроцесса, видит требуемое от него задание (рисунок 2).

50

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1

Рисунок 2 - Пример задачи в рамках исполняемого бизнес-процесса ELMA[3]

Мониторинг в BPM-системах подразумевает возможность оперативно, в реальном времени, отслеживать прохождение процесса по этапам и исполнителям,

а также позволяет формировать отчетность и оценивать результативность и показатели процесса (рисунок 3).

Рисунок 3 - Средства мониторинга процессов ELMA [3]

51

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Улучшение (оптимизация) процессов - неотъемлемая часть менеджмента успешно функционирующей организации. Некоторые BPMS позволяют вносить изменения в процессы даже после внедрения этих процессов в работу. Например, в системе ELMA у каждого пользователя существует возможность создания предложения по улучшению бизнеспроцесса. Предложения по улучшению поступают владельцу процесса, который, в свою очередь, принимает решение -осуществить улучшение либо отклонить.

Важно понимать, что BPMS не представляет собой отдельную, независимую систему, способную единолично создать информационную инфраструктуру предприятия. С этой точки зрения, BPMS -средство интеграции, способное обеспечивать взаимодействие различных корпоративных систем и приложений, и, что особенно важно с точки зрения идеологии BPM, людей, с этими приложениями

работающими [4].

По оценкам Gartner, приведённом в их отчёте за 2014 год, объём мирового рынка BPM-систем в 2014 году оценивается в 2,3 млрд. долларов. Лидерами на мировым рынке BPM-систем в 2015 году являются такие вендоры, как Pegasystems, Appian и IBM [5].

Российский рынок BPM-систем со-ляет примерно 0,2% от объема мирового рынка. В первую очередь, это связано с тем, что большинство российских ний находятся на стадии первичной матизации ключевых процессов на базе ERP-систем и создания базовой инфраструктуры. Да и степень административной зрелости в них ещё не доросла до необходимости внедрения процессных методов управления.

Интеграторами по количеству проектов внедрения на российском рынке BPMS ляются такие компании, как ELMA, Terrasoft и Naumen (рисунок 4) [6].

Рисунок 4 - Интеграторы по количеству проектов внедрений BPM[6]

В 2014 году было компанией «Логика BPM» было представлено исследование российского рынка процессного управления, основанное на выборке представителей 103-х компаний и организаций, принявших участие в различных мероприятиях по BPM [7].

Результаты исследования свидетельствуют о том, что интерес к внедрению процессного подхода в управлении, продолжает расти. Основной целью описания бизнес-процессов респонденты назвали их последующую автоматизацию (70% опрошенных), регламентацию

и стандартизацию (67%) и оптимизацию (59%).

Для автоматизации бизнес-процессов чаще всего используются системы электронного документооборота (системы класса ECM), предназначенные для автоматизации документно-ориентированных бизнес-процессов (58% опрошенных). Системы класса BPMS, главными компонентами которых являются «движок» workflow и интеграционная шина ESB, на российском рынке только начинают становиться популярными (рисунок 5).

52

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Рисунок 5 - Системы, используемые для автоматизации бизнес-процессов [7]

Результатом внедрения процессного управления, по словам респондентов, является улучшение качества взаимодействия подразделений (73%). Это становится очевидно, как только люди из разных бизнес-структур попробуют вместе поработать над сквозными бизнеспроцессами. Поскольку процессами можно теперь управлять, в том числе оп-

тимизировать, со временем проявляются такие операционные эффекты, как сокращение времени выполнения процессов (49%), сокращение издержек на их выполнение (30%), повышение качества процессов (29%). Таким образом, можно говорить об увеличении процессной эффективности (рисунок 6).

Рисунок 6 - Эффект от внедрения процессного подхода к управлению [7]

53

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Итак, процессный подход к управле- временных концепциях, как BPR, BPM и

нию организацией прошёл длительный стал неотъемлемой частью менеджмента

путь развития от трудов классиков предприятий в рыночной экономике.

неджмента до использования в таких соБиблиографический список

1. Евдокимова Е. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uecs.ru/marketing/item/413 -2011 -04-25-10-13-15

2. Реинжиниринг бизнес-процессов // HR-Portal [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hr-portal.ru/pages/bpta/bpta46.php

3. ELMA - Система управления бизнес-процессами и эффективностью [Электронный ресурс]. - URL:http://www.elma-bpm.ru/

4. BPM/BPMS (Business Process Management System/Solution) [Электронныйресурс]. -URL: http://piter-soft.ru/automation/more/glossary/ process/BPM/

5. Jones T., SchulteW. Roy, Cantara M. Magic Quadrant for Intelligent Business Process Management Suites[Электронный ресурс]. - URL:

http://www.primenumerics.com/White%20Papers/Magic-Quadrant-for-IBPMS-2014.pdf

6. Business Process Management System / Suite Управлениебизнес-процессами // TAdviserГосударство. Бизнес. IT [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tadviser.ru/index.php/BPM

7. Каменнова М., Пичугин И. Российский рынок BPM 2014 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.i-love-bpm.ru/bpmresearch2014

Информация об авторах:

Лыкова Алина Игоревна,

Аспирант, Приокский государственный университет, г. Орёл, Россия

Батищев Александр Витальевич,

кандидат экономических наук, доцент, Приокский государственный университет, г. Орел, Россия

Information about authors:

Ьукоуа Alina Igorevna

Graduate student, Priokskiy State University, Orel, Russia

Batishchev Aleksandr Vitalevich,

candidate of economic sciences Associate Professor, Priokskiy State University, Orel, Russia

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.