Научная статья на тему 'Компьютерный инструментарий управления эффективностью бизнеса'

Компьютерный инструментарий управления эффективностью бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / ЛИЦО / ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ / СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / BUSINESS INTELLIGENCE (BI) / INFORMATION SYSTEM (IS) / BUSINESS EFFICIENCY MANAGEMENT / DECISION MAKER / DECISION SUPPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Михаил Анатольевич, Староверова Ольга Валентиновна, Уринцов Аркадий Ильич

Рассматриваются вопросы управления эффективностью бизнеса на основе компьютерного инструментария формирования, принятия и контроля исполнения решений. Приводится онтология взглядов на историю развития информационных систем. Определены роль и место Business Performance Management (BPM). При этом Business Performance Management (BPM) рассматриваются и как управленческая концепция, и как особая категория информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасьев Михаил Анатольевич, Староверова Ольга Валентиновна, Уринцов Аркадий Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer tools for the business efficiency management

In the article considered issues of the business efficiency management on the basis of the computer based tools for the business decisions elaboration, decision-making and the decision execution monitoring and control. The article provides an ontology of the views on the information systems development history. The role and the place of the Business Performance Management (BPM) was difined in the article. Simultaneously the Business Performance Management (BPM) is considered as the management concept and as the special information systems category.

Текст научной работы на тему «Компьютерный инструментарий управления эффективностью бизнеса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 004:33 ББК 65С51

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ АФАНАСЬЕВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Прикладной информатики в менеджменте и управления знаниями РЭУ им. Г.В.Плеханова E-mail: afanasev.MA@rea.ru; ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА СТАРОВЕРОВА, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор

E-mail: staroverova05@mail.ru; АРКАДИЙ ИЛЬИЧ УРИНЦОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Прикладной информатики в менеджменте и управления знаниями РЭУ им. Г.В.Плеханова E-mail: Urintsov.AI@rea.ru

Научная специальность 08.00.13 - математические и инструментальные методы экономики Рецензент: доктор экономических наук, профессор В.М. Жеребин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы управления эффективностью бизнеса на основе компьютерного инструментария формирования, принятия и контроля исполнения решений. Приводится онтология взглядов на историю развития информационных систем. Определены роль и место Business Performance Management (BPM). При этом Business Performance Management (BPM) рассматриваются и как управленческая концепция, и как особая категория информационных систем.

Ключевые слова: информационная система (ИС), управление эффективностью бизнеса, лицо, принимающее решение, системы поддержки принятия решений, Business Intelligence (BI).

Annotation. In the article considered issues of the business efficiency management on the basis of the computer based tools for the business decisions elaboration, decision-making and the decision execution monitoring and control. The article provides an ontology of the views on the information systems development history. The role and the place of the Business Performance Management (BPM) was difined in the article. Simultaneously the Business Performance Management (BPM) is considered as the management concept and as the special information systems category.

Key words: Information system (IS), business efficiency management, decision maker, decision support systems, Business Intelligence (BI).

В настоящее время внедрение информационных систем требует не только адаптации информационных систем под требования предприятия, к чему все привыкли и что кажется вполне очевидным, но и адаптации предприятия под информационную систему, которая несет в себе новейшие знания и технологии предметной области. Например, технологии бюджетирования, составления отчетности в терминах МСФО, управления качеством и пр. Внедряя информационные системы, предприятие зачастую вынуждено осваивать методики финансового менеджмента, анализа, планирования, хотя первоначально таких задумок у руководства не было. Разрушительный характер таких внедрений очевиден, хотя очевидно и то, что в дальнейшем предприятие получит новые возможности для своего развития [1].

Онтология взглядов на историю развития информационных систем наиболее ярко отражается в их классификации по двум направлениям. В основе одних информационных систем лежит поддержка производственного цикла. Это такие системы как: MRP (Material Requirements Planning); MRPII (Manufacturing Resource Planning); ERP (Enterprise Resource Planning); APS (Advanced Planning/Scheduling); SCM (Supply Chain Management); CRM (Customer Relationship Management); PLM (Product Lifecycle Management); E-commerce. Развитие ИС этого направления вплоть до APS систем заключалось в постепенном поглощении каждым следующим классом предыдущего. Но APS системы так и не стали ожидаемым классом ИС, передав свой функционал ВРМ системам. А развитие этой ветви ИС продолжилось за счет таких систем, как SCM,

ф-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

CRM, PLM. Каждая из них стала популярна и производители ERP систем включают в функционал своих продуктов новые инструменты. Так они появились на рынке как самостоятельный продукт и как часть ERP систем одновременно. Заговорили о новом классе ИС - ERP2 за счет наращивания Интернет функциональности.

При ближайшем рассмотрении производственные системы в последнее время стали пополнять свой функционал и, одновременно, методологию за счет включения SCM, CRM, PLM, которые на рынке существуют самостоятельно и без включения в ERP. Основной спрос на ERP системы ожидается в сегменте среднего бизнеса (от 25 до 500 компьютеров) в связи с тем, что спрос на автоматизацию со стороны крупных предприятий снизился. Сохранение спроса на ERP обусловлено появлением новых инструментов SCM, CRM, PLM, которые, как и остальные инструменты ERP, будут специализироваться в виде отраслевых вертикальных решений (оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, машиностроение, финансовые компании, телекоммуникации, энергетика, горнодобывающие предприятия). Специализация снижает риски и упрощает адаптацию ИС при внедрении. Именно специализация может обеспечить получение конкурентных преимуществ.

В основе другого класса информационных систем лежит ИТ-поддержка цикла принятия решения: TPS (transaction processing systems); MIS (management information systems); DSS (decisión support systems); EPSS, IPSS (electronic/integrated performance support systems); EIS (executive information systems); BI (business intelligence).

Здесь мы наблюдаем аналогичную картину с TPS, MIS, DSS, которые развиваются по пути поглощения предыдущих классов, вплоть до EPSS, IPSS. Далее появляется идея EIS, которая так и не состоялась как самостоятельный класс. Ожидаемой трансформации DSS и EPSS в EIS не произошло. EIS осталась концепцией, вместо которой возникла идея business intelligence (BI), который аккумулирует СППР (DSS); систему запросов и отчётов (Q&R); OLAP систему; систему прогнозирования; инструменты извлечения данных DM (Data Mining).

Системы, поддерживающие принятие решения, также постоянно расширяют свой функционал и методологию. Поэтому BI просуществовал как лидирующее направление недолго. Функционал BI, который включал DSS, Q&R системы, OLAP, системы прогнозирования и DM, стал быстро расширяться. Методология также потребовала изменений. Возникло новое направление ИС - ВРМ. Этот термин стала применять компания International Data Center (IDC).

Business Performance Management (ВРМ) как класс возник в 2000 г., а в 2003 этот термин пришел в нашу страну. Термин BPM впервые стала применять аналитическая компания IDC. Этот термин в принципе устоялся, но в качестве синонимов используются: Gartner

- Corporate Performance Management (CPM); Enterprise Performance Management (EPM); Strategic Enterprise Management (SEM); Performance Management (в узком смысле).

Определение сущности концепции Business Performance Management (BPM), сделанное группой по стандартизации заключалось в том, что [2]:

• BPM - это совокупность интегрированных циклических процессов управления и анализа, а также соответствующих технологий, имеющих отношение как к финансовой, так и к операционной деятельности организации;

• BPM позволяет предприятиям определять стратегические цели, а затем оценивать эффективность своей деятельности по отношению к этим целям и управлять процессом достижения целей;

• ключевые BPM-процессы связаны с реализацией стратегии организации и включают финансовое и операционное планирование, консолидацию и отчетность, моделирование, анализ и мониторинг ключевых показателей эффективности.

В основе концепции BPM лежат цикл управления и процесс принятия решения Нобелевского лауреата Г. Саймона. Цикл управления в ВPМ включает:

• определение целей развития предприятия;

• моделирование факторов, влияющих на достижение этих целей, и ограничений;

• формирование решений, обеспечивающих достижение поставленных целей;

• мониторинг KPI и их отклонений от траектор-ных значений;

• анализ достигнутых результатов;

• формирование отчетности.

BPM — это, прежде всего, управленческая концепция, а уже затем — особая категория информационных систем. Как система управления, BPM представляет собой комбинацию четырех основных элементов, к которым относятся:

• участники процесса управления;

• интерактивные бизнес-процессы управления;

• методы управления;

• информационные системы и технологии.

Очень важно, что под ВPМ понимается не только

программное обеспечение, но, в первую очередь, ряд методик управленческого характера и математических инструментов. Сложившаяся система управления, параллельно с внедрением ИС, начинает испытывать сначала дискомфорт, связанный с необходимостью изменения должностных инструкций и изменения загрузки персонала на всех уровнях, поскольку ряд рутинных, традиционно решаемых человеком задач становится полностью или в значительной мере автоматизированным. В дальнейшем, по мере начала рабочей эксплуатации системы, у руководства возникает настоятельная необходимость изменить центры ответственности в бизнес процессах, которые затронула автоматизация и провести реинжиниринг бизнес процессов, заодно проведя переобучение персонала.

№ 8 I 2016

Вестник Московского университета МВД России

209

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ф-

К инструментам предметной области, входящим в ВРМ относятся такие как: модели Key Performance Indicators (KPI); Balansed Score Card (BSC); бюджетирование; модели корпоративной мотивации; модели мониторинга и контроля исполнения; основы управленческого учета; консолидация финансовых и нефинансовых данных.

К информационным технологиям ВРМ относятся:

• OLAP технологии + технологии DM;

• весь функционал DSS;

• технологии BI;

• ERP систему;

• специфический функционал BPM;

• ИТ приложений бюджетирования;

• WorkFlow технологии.

Информационные системы дают возможность участникам процесса управления реализовать методики и бизнес-процессы управления на практике. Такая информационная система, как ВРМ должна охватывать всю компанию и предусматривать совместный доступ к данным, чтобы все участники процесса управления имели возможность обмениваться необходимой информацией. Важным моментом является взаимодействие информационной BPM-системы с транзак-ционными системами — ERP, CRM и другими (либо через хранилище данных через технологию ETL, либо напрямую): без этого невозможна интеграция стратегического управления с оперативным.

В ВРМ включены BI и, одновременно, OLAP с DM. Сравним традиционные BI-системы с В1-ВРМ системами BI-системы, входящими в ВРМ, которые изменили свои настройки и содержание; если ранее пользователями систем бизнес-интеллекта были, в основном, аналитики, то в ВРМ - менеджеры, которые не только пользуются запросами, но и получают от системы предупреждения в виде графиков и диаграмм, а также «светофоров» панелей инструментов, позволяющих избежать нежелательные ситуации.

В чем собственно заключается интеллектуализация бизнеса? Это - применение алгоритмов поиска ассоциаций и ассоциативных последовательностей, вывода правил, генетических алгоритмов, алгоритмов формирования таблиц решений, алгоритмов обратных вычислений, алгоритмов кластеризации.

Очень важно то, что впервые со времен существования TPS за годы развития ИС началась реальная конвергенция производственного направления и направления поддержки принятия решений. До этого взаимодействие этих ветвей происходило путем частичного взаимного включения функционала. Теперь ERP стала частью ВРМ.

Сегодня общество в лице специалистов- не-информатиков понимает идеи инструментальных средств поддержки принятия решений и ВРМ в целом и готово платить деньги за далеко не дешевые ИТ-средства. Как показало исследование, проводимое журналом Business Performance Management, инвестиции, необходимые для внедрения финансо-

вых систем BPM, в общем соответствуют ожиданиям пользователей.

К экономическим факторам роста рынка ВРМ систем (и в том числе в рамках ERP) можно отнести, прежде всего, общий рост экономики (прежде всего в отраслях, которые затронула программа импортоза-мещения), и где стабилизация требует полноценного эффективного управления и соответствующей инструментальной поддержки. Вторым важным моментом являются ожидаемые всеми структурные реформы, следствием которых будет реструктуризация ЖКХ, энергетики, системы государственного управления и связи. Создание отраслевых компаний-гигантов, способных конкурировать на международных рынках, а также доходы от продажи ресурсов (нефть, газ) позволяют не экономить на ИТ. Поэтому крупные компании не «опускаются» до аутсорсинга, не ищут квалифицированных подрядчиков, хорошо зарекомендовавших себя на рынке, а создают свои собственные совсем нерыночные команды [3], которые, кстати, часто, использовав инвестиции предприятия-донора, впоследствии, создают на базе внедренного продукта систему с новым названием и продолжают наращивать его функционал, используя не продуктовую, а теперь уже проектную модель существования на рынке. Хотя всем давно известно, что самоделки наиболее непродуктивный, наиболее затратный вариант, не имеющий завершения [4].

К положительным факторам роста ВРМ можно также отнести желание российских компаний разместить свои акции на зарубежных рынках и для этого обеспечить «прозрачность» за счет подготовки отчетности по международным стандартам.

За последние 10 лет значительно выросли доходы большинства поставщиков BPM-приложений, многие из них заявляют о темпах роста, превышающих 30%. Сейчас Business Intelligence (BI), управление эффективностью бизнеса занимает одно из главенствующих мест в списке приоритетов у компаний, рассматривающих аналитические приложения. Разработчики BPM-систем могут быть разделены на три категории. К первой относятся ERP-вендоры (SAP, Oracle и др.). Вторая категория - независимые поставщики BPM-решений. Третья - это компании, ранее производившие продукты класса BI. Идея участия в производстве систем класса ВРМ привлекает многие компании. Однако, главное все-таки не в том, чтобы назвать старое по-новому. Главное заключается в том самом эффекте эмерджентности, который дает ВРМ.

Мы, в след за авторами [5, 6, 7], будем считать, что под конкурентным преимуществом информационных технологий понимается нечто такое, что есть у одной компании и нет у другой. Однако, говорить о конкурентоспособности ИТ приходится не всегда. Например, Интернет, некоторое время представлявший собой конкурентное преимущество для компаний, имеющих доступ к нему, усиливающееся с увеличением числа

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

участников, незаметно перешел некоторый количественный барьер «репликации» и обрел новое качество - сейчас Интернет стал инфраструктурой.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня ВРМ, во-первых, не преодолел подобного рубежа и, во-вторых, представляет собой набор инструментальных средств, которые могут адаптироваться, т.е. становиться специализированными, а их комбинация тоже может быть ориентирована на проблемное поле предприятия, подразделения или лица, принимающего решение. Современная бизнес-среда вынуждает компании создавать свой отличительный имидж, чтобы быть замеченными среди конкурентов. Для этого используются все возможные способы, в том числе и программное обеспечение. Стандартные программные средства вряд ли способны помочь компании получить конкурентное преимущество, но в случае ВРМ ситуация заметно отличается. Поэтому, на наш взгляд, выбор тех или иных продуктов ВРМ может во многом повлиять на будущее компании.

Литература

1. Афанасьев М.А., Староверова О.В., Уринцов А.И. Адаптация как процесс управления хозяйствующими субъектами // Вестник Московского университета МВД России. № 2, 2016. С. 201-206.

2. Уринцов А.И., Дик В.В. Системы формирования и принятия решений в условиях информатизации общества. М., 2008.

3. Уринцов А.И., Дик В.В. Системы поддержки принятия решений и управления эффективностью бизнеса. М., 2009.

4. Подклетнев Е.А. «Информационные системы на промышленном предприятии и анализ рисков их внедрения» // Журнал «Научное обозрение». 12 (1)-2014. С. 383-388.

5. Волков Д.В., Залесов Д.В., Павлековская И.В. Инструменты управления знаниями в управления проектами // В сборнике тезисов международной науч-

но- практической конференции: Ценности и интересы современного общества. Современные парадигмы информационных технологий в развитии общества. Ч. 3. // М.: МЭСИ. 2015. С. 42-46.

6. Уринцов А.И. Методология построения многоуровневых экономических информационных систем. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2003.

7. Залесов Д.В., Павлова Е.В. Представление знаний как сервиса для повышения эффективности управления ИТ // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2011. № 4.

References

1. Afanasiev M.A., Staroverova O.V., Urincov A.I. Adaptation as a process of management of economic entities // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. No. 2, 2016. P. 201-206.

2. Urincov A.I., Dik V.V. system of the formation and decision-making in the conditions of Informatization of society. M., 2008.

3. Urincov A.I., Dik V.V. systems of support of decision-making and manage business performance. M., 2009.

4. Podkletnov E.A. «Information systems in industry, and risk analysis of their implementation», Journal «Scientific review». 12 (1)-2014. P. 383-388.

5. Volkov D.V., Zalesov V.D., Pawlikowskaja I.V. Tools of knowledge management in project management // abstracts: international scientific - practical conference: Values and interests of modern society. The modern paradigm of information technologies in the development of society. Part 3. // M.: MESI. 2015. P. 42-46.

6. Urincov A.I. Methodology of multi-level economic information systems. Moscow state University of Economics, statistics and Informatics. M., 2003.

7. Zalesov V.D., Pavlova E.V. Representation of knowledge as a service to improve the efficiency of it management // Economics, statistics and Informatics. Bulletin UMO. 2011. No. 4.

Договорное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. Н.Д. Эриашвили, В.Н. Ткачёва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 239 с. (Серия «Юриспруденция для бакалавров»).

Учебное пособие содержит общие положения договорного права: понятие и содержание договора, виды договора, порядок заключения договора, изменения и расторжения договора. Рассматриваются все виды договоров, наиболее распространенные из них анализируются подробнее.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех, кто захочет получить конкретную информацию о том или ином виде договора.

№ 8 / 2016

Вестник Московского университета МВД России

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.