Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в преподавании философии: от теории к практике'

Современные информационные технологии в преподавании философии: от теории к практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1049
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / DISTANT LEARNING / TEACHING PHILOSOPHY AND PHILOSOPHY-BASED DISCIPLINES / VIRTUAL EDUCATION PLATFORM LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Екатерина Георгиевна

Начало XXI века ознаменовалось настоящей информационной революцией, следствием которой явилось то, что информация превратилась в один из важнейших ресурсов современного общества общества, в котором коренным образом изменилась концепция образования. Одной из неотъемлемых черт ее стало внедрение в образовательный процесс информационных технологий, позволяющих использовать разнообразные компьютерные устройства и цифровые ресурсы как средства обучения. В статье представлен краткий обзор информационных технологий, используемых в современном образовании. Особое внимание уделено рассмотрению специфики работы в системе LMS Moodle, позволяющей обеспечивать дистанционную поддержку обучения. Приведены конкретные примеры использования ресурсов данной виртуальной платформы в преподавании философии. Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, дистанционное обучение, преподавание философии и философских дисциплин, виртуальная образовательная платформа LMS Moodle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Екатерина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHILOSOPHY: FROM THEORY TO PRACTICE

Early XXI century is marked by informational revolution that led to information turning into one of the most important resources of present-day society. It is a society in which the conception of education has been completely changed. One of its inalienable features is distant technologies being inculcated into educational process. The allow us to use multiple computer devices and digital resources as means of teaching. The article presents a brief review of digital technologies in present-day education. Particular attention is paid to the specificity of working in LMS Moodle provides distant learning and definite examples of using its resources it teaching Philosophy.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в преподавании философии: от теории к практике»

УДК 372.8

современные информационные технологии в преподавании ФИЛОСОФИИ: ОТ ТЕОРИИ К пРАКТИКЕ

волкова Екатерина Георгиевна,

канд. филос. наук, доц. каф. философии, e-mail: eg.volkova@mpgu.edu, Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

Начало XXI века ознаменовалось настоящей информационной революцией, следствием которой явилось то, что информация превратилась в один из важнейших ресурсов современного общества - общества, в котором коренным образом изменилась концепция образования. Одной из неотъемлемых черт ее стало внедрение в образовательный процесс информационных технологий, позволяющих использовать разнообразные компьютерные устройства и цифровые ресурсы как средства обучения. В статье представлен краткий обзор информационных технологий, используемых в современном образовании. Особое внимание уделено рассмотрению специфики работы в системе LMS Moodle, позволяющей обеспечивать дистанционную поддержку обучения. Приведены конкретные примеры использования ресурсов данной виртуальной платформы в преподавании философии.

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, дистанционное обучение, преподавание философии и философских дисциплин, виртуальная образовательная платформа LMS Moodle

DOI 10.21777/2500-2112-2017-4-25-29

В последние десятилетия информационные системы и технологии все глубже проникают в жизнь человека, меняя его восприятие и осмысление реальности, стиль мышления, этические, эстетические, ценностные установки и мировоззрение в целом. Компьютеризация охватывает все сферы общества, проявляя себя все масштабнее и масштабнее в различных областях человеческой деятельности. Можно сколько угодно говорить о положительных и отрицательных сторонах научно-технического прогресса, но факт остается фактом: современный среднестатистический человек уже не представляет себе жизнь без различного рода гаджетов, без Интернета, без возможности быть постоянно на связи с виртуальным миром.

Более того, адекватное восприятие и усвоение информации, в том числе и учебной, уже почти невозможно без использования компьютерных технологий. Подавляющее большинство современных школьников и студентов (да и их учителей и преподавателей тоже - особенно это касается молодых специалистов), готовясь к очередному занятию либо создавая творческий или научный проект, в первую очередь обращаются к ресурсам Интернета, на просторах которого сегодня можно найти практическую любую необходимую информацию.

Весь образовательный процесс во всех его аспектах на сегодняшний день тесно связан с информационными технологиями, интенсифицирующими его, позволяющими значительно повысить эффективность взаимодействия обучающего и обучающегося и его результат. Развитие коммуникативных аспектов компьютерных и Интернет-технологий позволяет с легкостью общаться и обмениваться разнообразными текстовыми, аудио- и видеоматериалами: загружать их на виртуальные диски ведущих Интернет-поисковиков типа Google, Yandex, Mail и т.п. или на файлообменники, выкладывать в специальные группы, создаваемые в социальных сетях (например, ВКонтакте или Facebook) или в мессен-джерах (Viber, WhatsApp), публиковать на YouTube либо просто отправлять файлы или ссылки на них по электронной почте.

Разнообразие электронных библиотек, сайтов энциклопедического характера, порталов с виртуальными экскурсиями по различным достопримечательностям мира помогает, как просто расширять кругозор и повышать уровень образования, так и создавать творческие и научные проекты, не выходя из дома, не тратя время и дополнительные финансовые ресурсы. Этому же способствует и наличие в Интернете огромного, почти неисчислимого количества научно-популярных и обучающих фильмов и видеороликов.

В образовательный процесс наряду с компьютерными программами и электронными учебниками, виртуальными образовательными ресурсами локальных и глобальных компьютерных сетей, внедряются информационно-образовательные системы, позволяющие дистанционно вести учебный процесс. Именно дистанционное обучение, получившее в последние годы широкое распространение и применение, играет весьма значимую роль в современном образовании.

При этом в процессе разработки дистанционного курса значительное внимание уделяется как его содержательной составляющей, в том числе включающей в себя создание последовательности, которая проведет обучающегося через все теоретические и практические этапы формирования компетенций и новых знаний, умений и навыков, так и визуальному оформлению, дающему дополнительные возможности реализовать эту последовательность освоения учебных материалов, выполнения индивидуальных и групповых заданий и др.

На сегодняшний день в ряде как отечественных, так и зарубежных средних и высших учебных заведений активно и широко используются различные виртуальные платформы, служащие базой для дистанционной поддержки учебных курсов и web-сайтов образовательной направленности. Одной из подобных систем управления обучением является инструментальная среда LMS Moodle [Learning Managment System (система управления обучением) Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда)], созданная австралийским профессором Мартином Дунгиамосом [5].

Данная виртуальная платформа предоставляет весьма широкий спектр возможностей для создания электронных курсов по дисциплинам как естественнонаучного, так и социально-гуманитарного. Подобно любой среде дистанционного обучения, она позволяет организовать виртуальную коммуникацию между участниками образовательного процесса в любое время суток, а также вне зависимости от их местонахождения. Данная особенность является актуальной в тех случаях, когда у обучающегося, по разного рода причинам, нет возможности присутствовать в аудитории. При этом ресурсы системы LMS Moodle можно использовать как для организации процесса обучения только в дистанционном формате, так и в качестве вспомогательной образовательной технологии. Она может оказаться весьма полезной в тех случаях, когда на личный контакт другом с другом участникам образовательного процесса отводится сравнительно немного аудиторного времени (к примеру, на очно-заочной и заочной форме обучения). Кроме того данная система может продуктивно использоваться и для студентов, обучающихся очно, - для выполнения ими отдельных заданий в качестве как домашней работы, так и самостоятельной работы в аудитории.

Система LMS Moodle может также использоваться как виртуальная библио-, фоно- и видеотека: на базе ее ресурсов и элементов дизайна можно создавать и хранить текстовые и графические файлы, аудио- и видеоматериалы практически любого формата. При этом у преподавателя есть возможность установить определенную последовательность знакомства и освоения данных учебных ресурсов обучающимися. Также здесь есть функция организации учебных материалов с использованием гиперссылок, разнообразных тегов и ярлыков.

Калейдоскоп заданий и материалов, которые позволяет создавать и использовать виртуальная образовательная платформа LMS Moodle, способствует организации процесса дифференцированного обучения, и более того, дает возможность реализовывать принцип индивидуального подхода к обучению, учитывая психологические особенности студентов, уровень их образования, степень загруженности при изучении других дисциплин. Обучающимся дается право продвигаться в изучении материалов курса с допустимой и комфортной для них скоростью. При этом, естественно, присутствует возможность осуществлять образовательный процесс и в режиме реального времени посредством, например, онлайн-лекций и семинаров.

Еще в качестве одной весьма ценной особенности данной виртуальной образовательной платформы следует выделить ориентированность на совместную деятельность обучающихся, способствующую развитию у них навыков командной работы. Данная особенность существует благодаря наличию в арсенале LMS Moodle таких ресурсов, как: «Глоссарий», «Вики», «Форум», «Блог», «Чат», «Практикум», а также системы личных сообщений, обеспечивающей обмен разнообразными материалами как между студентом и преподавателем, так и между самими обучающимися. Последнее подводит к

необходимости указать еще одну весьма сильную сторону данной системы, а именно: наличие в ней широкого спектра возможностей, обеспечивающих процесс коммуникации между участниками образовательного процесса.

Наконец, важно отметить, что система LMS Moodle со всей ее масштабностью и пластичностью, с заложенной в ней возможностью реализации множества связанных с учебным процессом организационных и управленческих проектов, также предусматривает и возможность самостоятельного расширения и модернизации ее функционала преподавателем, создающим на ее базе тот или иной электронный курс.

Используя все перечисленные возможности данной образовательной платформы, творческий преподаватель способен создать на ее основе содержательный и, что не менее важно, увлекательный курс.

Каким же образом можно работать преподавателю философских дисциплин с элементами и ресурсами LMS Moodle? Рассмотрим конкретные примеры продуктивного использования данной виртуальной платформы в преподавании философии.

Прежде всего, следует отметить, что разнообразие ресурсов системы предоставляет преподавателю возможность размещать в создаваемом им электронном курсе и организующие деятельность студентов материалы учебно-методического характера (например, рабочая программа учебной дисциплины, рейтинг-план и детализацию баллов за отдельные виды работы, календарно-тематический план, рекомендации по работе с различными элементами курса и курсом в целом и др.), и все содержательные (специфические философские) материалы, необходимые для продуктивной работы в курсе «Философия» и успешного его освоения. К последним относятся: список рекомендуемой литературы, ссылки на разнообразные Интернет-ресурсы философской направленности, виртуальные библиотеки, специализирующиеся в области социально-гуманитарного знания, тематические видео- и аудиомате-риалы (например, серии научно-познавательных фильмов «Философы», «Античная школа», проекты «PHILOSO F.A.Q. Философия за 15 минут», «Энциклопедия» и т.п.) [6]. Наполнение курса указанными ресурсами позволяет обучающимся не использовать сомнительные, выбранные случайным образом источники, а обращаться к проверенному, адекватному по своему содержанию и форме материалу, на поиски которого не надо тратить драгоценного времени.

Кроме того, весьма масштабный и пестрый набор элементов и ресурсов, заложенных в рассматриваемой системе виртуального обучения, дает преподавателю философии возможность сконструировать фундаментальный дистанционный курс, не только наполненный содержательно, но привлекающий внимание студентов своей увлекательностью, яркостью и многогранностью. Данный курс можно и нужно сделать не только теоретическим, но и практикоорентированным, имеющим самое непосредственное отношение к реальной жизни, их будущей профессиональной деятельности. Последнее является особенно ценным, так как помимо всего прочего, дает возможность доступно показать, что философия - отнюдь не абстрактная схоластическая оторванная от жизни дисциплина, а, наоборот, имеет самое прямое отношение ко всем сторонам бытия каждого человека [1-4].

В этой связи, например, студентам, обучающимся по направлению «Педагогическое образование» целесообразно дать задание подобного типа:

Задание «Фрагмент внеклассного мероприятия»

«I Уважаемые студенты! Выберите из приведенного ниже списка проблемы, которые, на Ваш взгляд, можно обсудить со школьниками (в адаптированной форме и с адаптированным содержанием):

1 Что такое мудрость и кто такие мудрецы?

2 Что такое философия?

3 Кто такой философ? Любой ли человек может стать философом?

4 Почему философ и мудрец - это ни одно и то же?

5 Какие вопросы задают себе и окружающим философы?

6 Зачем философия нужна человеку?

7 Может ли философия помочь человеку в жизни? Если да, то как?

II Разработайте конспект внеклассного мероприятия, посвященного рассмотрению данных проблем (одной или нескольких) продолжительностью».

Также примером практикоориентированного задания могут служить следующее:

Задание «Смерть и бессмертие»

«Уважаемые студенты! Прочитайте стихотворения А.С. Пушкина «Нет, весь я не умру...», В.К. Кюхельбекера «О Дельвиг, Дельвиг...» и С.Я. Маршака «Все умирает на земле и в море...». Используя эти тексты и свой личный опыт, подготовьтесь обсудить на семинаре следующие вопросы:

1 В чем, на Ваш взгляд, состоит смысл человеческой жизни?

2 Как Вы думаете, почему человек боится смерти?

3 Как человек может себя обессмертить духовно?

4 Есть ли гипотетические пути физического бессмертия человека? Какие?

5 Приведите аргументы за и против физического бессмертия человека. Обоснуйте свою позицию.

6 К каким негативным последствиям для общества, культуры и индивида привела бы возможность физического бессмертия?»

Задание «Человек приходит в мир учеником, чтобы однажды стать Учителем. Этика педагога»

«Уважаемые студенты! Вы уже сделали свой профессиональный выбор. Задача второго семинара поможет вам разобраться в этических особенностях деятельности учителя, определить какую роль в педагогическом процессе играют такие понятия, как «профессиональный педагогический такт», «профессиональный педагогический долг», гуманное отношение и уважение к личности ребенка и многие другие профессионально важные моральные качества учителя. Прочитайте вопросы к семинару и подготовьте на них ответы. Удачи!

1 Что является предметом профессиональной этики?

2 Назовите структурные компоненты профессиональной этики.

3 К какому типу профессий относится профессия учителя? Дайте характеристику профессиям этого типа.

4 Перечислите основные виды профессиональной деятельности педагога. Какую роль в них играют моральные качества учителя?

5 Назовите этические категории в педагогике. В чем заключается педагогический долг педагога?

7 Дайте характеристику справедливому педагогу.

8 В чем заключается моральный долг учителя?

9 Раскройте сущность профессионального педагогического такта.

10 Составьте образ идеального учителя. Встречали ли вы такого учителя в своей жизни?» [6].

Как уже было отмечено выше, виртуальная образовательная платформа LMS Moodle во многом

содержит немалое количество ресурсов, помогающих преподавателю организовать коллективную работу обучающихся. В отношении преподавания философии можно весьма продуктивно и многогранно использовать данные ресурсы следующим образом:

1 Создавать на базе элементов «Глоссарий» и «Форум», позволяющих оперировать не только текстовыми, но графическими файлами, разнообразные виртуальные энциклопедии («Галерея великих философов», «Словарик начинающего философа», «Из истории философских идей» и т.п.).

2 Используя ресурс «Задание», можно организовывать мини-конференции с коллективными выступлениями и последующим формирование в электронном курсе сборника по их итогам (Возможные темы: «Что такое мировоззрение и каким оно может быть?», «Древо философии, или Структура философского знания», «На плечах гигантов: Великие любомудры» и т.д.).

Виртуальная платформа LMS Moodle может быть использована и для развития индивидуальных творческих, причем, даже художественных способностей обучающихся. Студентам предоставляется возможность размещать в электронном курсе не только презентации, рефераты, эссе, рецензии и проч., но и использовать для их иллюстрирования собственные рисунки (например, для творческих проектов «Символ философии» или «Каким мне видится настоящий философ»), виртуальные фотоальбомы и разнообразные фотоколлажи по итогам внеаудиторных мероприятий философской тематики.

Завершая статью, хочется отметить, что современная нам эпоха - это, безусловно, эпоха информационных технологий, это время, когда каждый из нас может перенести свой опыт преподавания в пространство виртуальной реальности. Проектируя свое педагогическое мастерство в информационно-

цифровую образовательную среду, любой преподаватель в силах создать электронный курс, который может способствовать обеспечению более информативного, комфортного и эффективного обучения.

Список литературы

1. Волкова Е.Г. О возможных дидактических подходах к повышению качества преподавания философии в высшем учебном заведении // Наука и школа. - 2015. - № 4. - С. 64-69.

2. Волкова Е.Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе // Современное образование. -2015. - № 2. - С. 80-115.

3. ГусевД.А. Мировоззренческая ориентация преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 4 (7). - С. 62.

4. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Наука и школа. - 2014. - № 5. - C. 106-112.

5. Официальный сайт LMS Moodle [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moodle.org/, свободный (дата обращения: 14.12.2017 г.).

6. Электронный курс «Философия» для студентов 2 курса Института детства (факультет начального образования) МПГУ на портале «Мой МПГУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://el.mpgu.org/ course/view.php?id=392, для пользователей портала (дата обращения: 14.12.2017 г.).

MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING PHILOSOPHY: FROM THEORY TO PRACTICE

Volkova E.G.,

e-mail: eg.volkova@mpgu.edu, Philosophy Subdepartment Moscow Pedagogical State University

Early XXI century is marked by informational revolution that led to information turning into one of the most important resources ofpresent-day society. It is a society in which the conception of education has been completely changed. One of its inalienable features is distant technologies being inculcated into educational process. The allow us to use multiple computer devices and digital resources as means of teaching. The article presents a brief review of digital technologies in present-day education. Particular attention is paid to the specificity of working in LMS Moodle provides distant learning and definite examples of using its resources it teaching Philosophy.

Keywords: digital technologies, educational process, distant learning, teaching Philosophy and Philosophy-based disciplines, virtual education platform LMS Moodle

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.