Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзивное обучение / инвалид / лицо с ОВЗ / педагогическая технология / технологизация / адаптивный метод / обучающийся / inclusive education / inclusive education / disabled person / person with disabilities / pedagogical technology / technologization / adaptive method / student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вализода Шоирахон

в статье описаны современные информационные технологии, применяемые в инклюзивном образовании. в статье анализируются и оцениваются организационные и педагогические технологии, применяемые при реализации инклюзивного подхода в обучении, также представлены адаптивные методы, рекомендуемые для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, подробный анализ программно-методического обеспечения инклюзивной образовательной среды, рекомендации по эффективной технологизации процесса обучения в образовательных организациях, реализующих инклюзивный подход в обучении, и подробный аналитический обзор специальных средств для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вализода Шоирахон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article describes modern information technologies used in inclusive education. the article analyzes and evaluates the organizational and pedagogical technologies used in the implementation of an inclusive approach to education, also presents adaptive methods recommended for teaching disabled people and people with disabilities, a detailed analysis of the software and methodological support of an inclusive educational environment, recommendations for the effective technologization of the learning process in educational institutions. organizations that implement an inclusive approach to education, and a detailed analytical review of special tools for working with students with disabilities and people with disabilities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

УДК-37.1.9

ББК-74.3

В-155

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ВАЛИЗОДА ШОИРАХОН

Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова, кандидат педогогический наук, старший преподаватель кафедры

социальной и профессиональной педагогики.

Аннотация: в статье описаны современные информационные технологии, применяемые в инклюзивном образовании. в статье анализируются и оцениваются организационные и педагогические технологии, применяемые при реализации инклюзивного подхода в обучении, также представлены адаптивные методы, рекомендуемые для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, подробный анализ программно-методического обеспечения инклюзивной образовательной среды, рекомендации по эффективной технологизации процесса обучения в образовательных организациях, реализующих инклюзивный подход в обучении, и подробный аналитический обзор специальных средств для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.

Abstract: the article describes modern information technologies used in inclusive education. the article analyzes and evaluates the organizational and pedagogical technologies used in the implementation of an inclusive approach to education, also presents adaptive methods recommended for teaching disabled people and people with disabilities, a detailed analysis of the software and methodological support of an inclusive educational environment, recommendations for the effective technologization of the learning process in educational institutions. organizations that implement an inclusive approach to education, and a detailed analytical review of special tools for working with students with disabilities and people with disabilities.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное обучение, инвалид, лицо с ОВЗ, педагогическая технология, технологизация, адаптивный метод, обучающийся.

Key words: inclusive education, inclusive education, disabledperson, person with disabilities, pedagogical technology, technologization, adaptive method, student.

XXI век - век цифровой информации, век, когда с невероятной быстротой на свет рождаются сотни новых высокотехнологичных устройств, которые имеют своей целью сделать человеческую жизнь более комфортной. Получение образования в соответствии с нуждами и запросами обучающего приоритетная задача современного образовательного процесса. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории республики Таджикистан регулируется Конституцией «Соблюдение и исполнение вышеобозначенных законодательных документов позволит в конечном итоге понимать, что «инклюзивное образование - это шаг на пути достижения конечной цели - создания инклюзивного общества, позволяющего всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад» [1, с. 1]. И поэтому учебные заведения стараются всячески внедрять в образовательный процесс инновационные методы обучения, среди которых особую популярность приобрели интерактивные технологии.

Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка. Но проблемой является определить, какая группа детей имеет эти самые особые потребности. Чаще всего, к такой группе относят

детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития. В связи с этим приоритетной становится задача - включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Вот и пришли в помощь современным педагогам новые информационные технологии: К первой группе относятся используемые для обучения инвалидов и способные выполнять определенные функции:

•S стандартные технологии

•S например, компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ОВЗ; •S вспомогательные технологии: слуховые аппараты, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями, и т. д. Вспомогательные технологии (ВТ) •S это «устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья»;

•S доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы •S электронная доступная информационная система);

а также «низкотехнологичные» форматы, такие как система Брайля. Ко второй группе обучающее программное обеспечение и виртуальные обучающие среды. Ими могут пользоваться все обучающиеся. Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии дает возможность создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Наглядность информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Компьютерная визуализация учебной информации наиболее перспективное направление в системе современного образования.

Способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму является сегодня профессиональным качеством многих специалистов. Важность использования визуальных форм передачи информации в последние годы значительно возросла ещё и потому что, как правильно выразился профессор А.Л. Зорин: «...у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст». Таким образом, визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: активизацию учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Инструменты визуализации различны это таблицы, шкалы, ментальные карты, пазлы, кроссворды, графики, интерактивные онлайн презентации и многое другое, что возникает на просторах Интернета. Социальная интеграция детей c отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно c обычными. Огромную роль в инклюзивном образовании играет подбор кадров, использование современных образовательных технологий.

Процесс развития инклюзивного образования, модернизация его структуры и содержания остаются актуальными в настоящее время. Оснащение образовательных организаций современным техническим оборудованием является неотъемлемой частью модернизации образовательной среды при организации инклюзивного процесса, обеспечивая ее доступность для детей и взрослых с разными потребностями и индивидуальными

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

особенностями развития. Целенаправленное использование возможностей современных цифровых технологий педагогом будет способствовать эффективной работе по преодолению нарушений психофизического развития, а совершенствование технических возможностей цифровых технологий позволит решить вопросы успешного обучения и адаптации в социуме каждого ребенка с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банч Г. Влияние специального и инклюзивного образования на установки сверстников / Г. Банч, Э. Валео // Журнал исследований социальной политики. -2008. - Т. 6. - №1. - С. 2352.

2. Митин А.Е. Отношение будущих специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования / А.Е. Митин, С.О. Филиппова // Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства: матер. междунар. конф. - СПб., 2010. - С. 411-416.

3. Рах,монов З. П.Асосх,ои олигофренопедагогика. Хучанд. Мероч. 2011.-96с.

4. Тах,силоти фарогир. Дастури методй. Тах,ти назари А.Байзоев Душанбе. Ирфон.2013-224с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.