Научная статья на тему 'Современные и ретроспективные подходы к модернизации воспитания в высшей школе'

Современные и ретроспективные подходы к модернизации воспитания в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные и ретроспективные подходы к модернизации воспитания в высшей школе»

© 2006 г. Г.П. Максимова

СОВРЕМЕННЫЕ И РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Настоящее время выдвинуло немало инновационных теорий, существенно влияющих на методологию педагогической науки, на образ мышления, направленность и интенсивность интеллектуального поиска. Важное место среди них занимает теория модернизации.

Осмысление специфики российской модернизации в контексте мировой истории XX в. представляет немалый теоретический и практический интерес, поскольку позволяет спрогнозировать тенденции развития воспитания как проблемы не только вуза, но и общества в целом. Недаром широко распространено суждение, что Россия относится к числу государств, которые не воспринимают модернизационную модель развития. При этом многие исследователи обращают внимание на два обстоятельства. Во-первых, в мо-дернизационных проектах для России всегда принимались модели или образцы, сформировавшиеся вне ее культурных пределов, традиций, опыта и ценностей, т.е. предусматривалась та или иная процедура насильственного воздействия. Поэтому успех реформ такого рода напрямую зависел от административного ресурса, контроля, воли и эффективности власти, рискнувшей проводить преобразования в стране. Во-вторых, от общества требовалось признание неэффективности, безысходности, бесперспективности внутренних, естественно сложившихся тенденций жизни и развития, следовательно, и необходимость переустройства.

Модернизационные процессы воспитания отражают ситуацию, происходящую в обществе. Историческими примерами могут послужить универсальная реформа Петра I, губернская реформа и дарование вольностей дворянству при Екатерине II, большевистская модернизация общественного воспитания. Как видим, модерниза-ционные реформы в обществе рождают новые воспитательные технологии, отвечающие запросу времени. Советское время дало коллективные методы воспитания, причем новые технологии, рожденные на основе культурной традиции, не противоречили культурным ценностно-смысловым основам, а именно общинности, соборности как ценностно-смысловому фундаменту российского общества. Таким образом, в российские инновационные воспитательные технологии были привнесены коллективные методы воспитания.

Воспитательные технологии (от греч. 1есЬпе -искусство, мастерство, умение и l6gos - слово, учение) - это средства и методы воспитания, изучение и диагностика воспитательных процессов, положений и инструкции по их выполнению и мастерству культуросообразного внедрения.

Инновационные технологии - современные, передовые умения, способствующие реализации нововведения.

Под инновационными воспитательными технологиями мы понимаем внедрение в практику воспитания педагогических новшеств на основе традиций, опыта, культуры, позволяющих более эффективно использовать ценностно-смысловые основы и творческий потенциал личности.

По оценке А. Неклессы, на рубеже тысячелетий Россия оказалась в ситуации смысловой растерянности. Сам факт периодически повторяющихся призывов сформулировать национальную идею свидетельствует о мировоззренческом фиаско. Определяющую роль в жизни общества играют, судя по всему, смысловые пространства. «Разнообразные формы земного бытия, пути обустройства человеческого общежития в сущности не что иное, как зримое воплощение социального менталитета» [1]. В этом смысле теории модернизации выступают средством политического господства, поскольку они воспроизводят доминирование западной модели социального мира над иными, легитимируя экономическое, политическое и культурное господство.

Некоторые исследователи полагают, что понятие модернизации для России вообще мало применимо. Так, М. Рац считает, что лишь на основе развития, но не модернизации можно выработать конкурентоспособный «российский проект», ибо развитие мыслится как альтернатива догоняющей модернизации, как способ движения, релевантный условиям глобализации. Но это путь на порядок более сложный, чем привычное движение по пути модернизации. «Модернизация предполагает движение по пути, проложенному другими, а развитие связано с самостоятельной прокладкой новой дороги» [2]. В. Шевченко в свою очередь полагает, что претензии теории модернизации на самодостаточность и всеобщность в объяснении современной истории неосновательны [3, с. 71].

Однако атаки на теорию модернизации, призванные защитить культурную самобытность от

воздействия инородных стандартов, являются результатом недопонимания, так как эта теория в нынешнем виде радикально отличается от своего первоначального варианта. Напомним, что в отечественной социальной мысли идеи, связанные с теорией модернизации, получили распространение с определенным запозданием. Это объясняется тем, что проблемы, рассмотрению которых она посвящена, являлись предметным полем исторического материализма и соответственно относились скорее к области идеологии, чем науки.

Модернизация же воспитания в высшей школе, на наш взгляд, сочетая первые два, опирается на внутренний потенциал универсума (университета) как корпорации духовно расширенного свободного союза, что соотносится:

- концентрацией научной мысли, опыта и культуры профессорско-преподавательского корпуса;

- сосредоточением молодежи на наивысших интеллектуальных устремлениях;

- студенческо-аспирантским потенциалом устремлений к преобразованиям и самоактуализации, самореализации [4].

Воспитание в высшей школе как культурно-исторический феномен, по нашему убеждению, представляет собой постоянно движущую конструкцию-процесс. Причины неоднозначного понимания феномена модернизации в целом, по мнению философа В.Н. Шевелева, заключаются в следующем:

- теория модернизации как научная практика воспроизводится в силу политического прагматизма. Причина длительного использования схем теории модернизации - их политическая востребованность;

- понимание модернизации как социального проекта предполагает наличие образца [5].

В советское время обсуждение теории модернизации могло осуществляться только в виде ее критики с позиций марксизма-ленинизма. Соответственно любая из российских модернизаций не была теоретически описана, хотя монографических исследований, посвященных в целом российской модернизации, к сегодняшнему дню накопилось немало. Однако, поскольку существуют «отправная точка движения» (традиция) и «промежуточный пункт назначения» (современность, актуализация и ответственность личности за «движение»), то «движение» закономерно, оно нуждается в преобразующем изменении, т.е. модернизации воспитания. Но ее многие учёные рассматривают как явление цивилизационного масштаба, как глобальный феномен мировой истории. Соответственно общий кризис, объединенный с кризисными явлениями воспитания, кон-

центрирует масштабы проблем в «критической точке», которую мы определяем как воспитание.

Поскольку в новых условиях советская воспитательная традиция несколько устарела, рассмотрим закономерности образовательно-молодежных ситуаций в других культурах. Кризисные периоды образования молодежи существовали в истории каждого государства. «Нация на грани риска» в США, «реорганизация образования» в Великобритании, «преобразование» высшей школы в Германии и Франции - эти документы и преобразования в мировой образовательной системе вполне закономерны. В критических социальных ситуациях государство ищет выход в реформировании образования как перспективе влияния и преобразования социума. И это естественно: нравственность, духовность, воспитанность людей является «камертоном» совершенства любого общества. Следовательно, в кризисных обстоятельствах наиболее ярко, как видим, проявляются проблемы именно воспитательного характера.

«Экономическое чудо» в восточных странах связывают с технологическим прорывом и молодежной политикой страны. Наиважнейшей особенностью образования в Японии, например, является понятие «кокоро». Для каждого японца оно означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям. На русский язык его можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет, гуманизм. Все японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной основой образования является обогащение «кокоро». В содержание этого понятия включается следующая проблематика: уважение к другим людям, поиск истины, способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладание самоконтролем, внесение вклада в развитие общества.

Модернизационные реформы Китая, связанные со «строительством духовной цивилизации», включают формирование новой политики в отношении китайских традиций, культурных и духовных ценностей, прежде всего в традициях конфуцианства. Древнекитайский философ и мыслитель Конфуций (551-479 гг. до н. э.) оставил систему этических норм и правил, которые включают: «честность, скромность, бережливость, верность долгу, гуманность и милосердие, уважение к родителям и старшим по возрасту, неприятие доносов, стремление к компромиссу, стабильности, порядку и дисциплине» [6, с. 93]. Под влиянием конфуцианства китайское общество подчеркивало важность морали и нравственности в своих планах политического переустройства социума, предложив установить связь между двумя понятиями - «управление с помощью морали» и «управление с помощью закона», что

«способствовало созданию правопорядка в стране», хорошего эмоционального настроя в делах и планах [7, с. 30]. В настоящее время вопросы воспитания в Китае, как никогда прежде, выступают на первое место. Термин «сучжи цзяоюй» часто звучит в средствах массовой информации. Его можно перевести на русский язык как «воспитание с целью повышения качества личности», что созвучно с общей целью проводимой ранее реформы системы образования, сформулированной как «повышение качества китайской нации». Китайцев принято относить к числу самых дисциплинированных народов мира, их «отличительной чертой считается трудолюбие и коллективизм» [6, с. 98].

В научный оборот стран Запада был введен термин «азиатская модель воспитания», где модернизация легла на почву конфуцианской культуры. Как видим, модернизационные процессы сопутствуют кризисным явлениям общества, они опираются на культуру и традиции народа, достигают продуктивного результата причем не только в воспитании личности, но и в социально-экономическом уроне страны в целом.

Начало нынешнего века ознаменовалось событием, которое для Европы будет иметь исключительное историческое значение: в практической плоскости осуществляется проект «Объединенной Европы». Интеграционные процессы между европейскими странами уже наметились давно, но реальные очертания они приобрели именно на стыке двух веков. Регулируют эти процессы два главных интеграционных объединения: Европейский Совет и Европейский Союз. Приоритетными задачами своей деятельности Европейский Совет объявил следующие: способствовать созданию в каждой стране такой системы воспитания, которая имела бы целью формировать свободных и образованных граждан.

За последние 40 лет количество студентов в мире возросло более чем в 12 раз и превысило 80 млн человек. Доля лиц с высшим образованием в численности трудоспособного населения неуклонно возрастает. В ряде стран этот показатель достиг очень высокого уровня: в Швеции и Финляндии - 60 %, Японии - 50, США - 40, в Российской Федерации - 18,5 %. В 1999/2000 учебном году общая численность студентов в мире составила 2 млн человек [8, с.95].

«Национальная доктрина образования» выделяет стратегической целью связь с проблемами российского общества, включающими восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, культуры. Принятая Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» нацеливает на сопоставительный анализ имеющихся про-

блем и опыта в мировом образовательном пространстве.

Наше стремление нацелено на выявление проблем и сложностей, существующих в преобразовании кризисных явлений в воспитательном процессе российской высшей школы. Они заключается в следующем:

- заново формируется административно-преобразующая воспитательная система ВШ, и ее продуктивная деятельность во многом зависит от профессионального опыта, знаний и личных качеств, кадрового наполнения на вновь введенных должностях проректора и заместителей деканов по воспитательной работе. Строется целенаправленная вертикальная структура в учебном заведении, профессионально занимающаяся воспитательным процессом (совет по медиавоспитанию и культуре, куда включены студенческие культурные центры, теле- и фотолаборатории и т.д.);

- недостаточно оснащена методическая база для работы воспитательных структур (кураторский сектор; школы самоуправления, лидерства и т.д.), опирающихся на потребности молодежи, в которых присутствует стремлением использовать современный опыт (с методическими пособиями в виде медиаресурса: фильмы, компьютерные презентации и т. д.);

- не в полной мере осуществляется целенаправленное взаимодействие воспитательных подразделений высшего учебного заведения (совет заместителей деканов по воспитательной работе, кафедры гуманитарного направления, профсоюз, общественные объединения, спортивно-оздоровительный комплекс, библиотека, пресс-центр, ТВ и т.д.);

- размываются традиции и опыт ненасильственного культивирования мировоззрения, поведения, отношения личности (упущена воспитательная компонента в лекционных и семинарских занятиях, не полностью реализованы музеи научной, учебно-воспитательной, творческой и спортивной славы университета);

- недостаточно используются сопутствующие воспитательному процессу подразделения (медико-санитарные службы, охранно-пропускные, пищевые не включены в ответственность за воспитательный процесс).

Университет является историко-культурным центром модернизации общества в целом. И несмотря на то, что наша база исследования - это экономические университеты, мы стоим на позиции, что будущее государства закладывается не только в бюджете страны, но и в воспитании молодежи.

Сложность проблем сегодняшней воспитательной ситуации в высшей школе заключается в общесоциальных негативных явлениях. Нано-

сится удар по веками сложившимся ценностям, например труду и бережливости - реально молодежь видит, что благосостояние приносится чем угодно, но только не честным трудом. Обессмысливается гласность, поскольку за бесчисленными разоблачениями и сенсационными откровениями не следует никаких действий. Обессмысливаются реформы, ибо до сих пор от них выигрывало лишь незначительное меньшинство.

«Наполнить смыслом сегодняшний день, сегодняшние решения и дела - большая и труднейшая часть работы по становлению самосознания общества. Этот поиск нужно вести не за тридевять земель, не в трансцендентных высотах, а в очевидных и понятных ожиданиях и надеждах современной молодежи» [5, с .10].

Российское воспитание, похожее не на «заморские образцы», а на себя самое, - таковы ориентиры нашего поиска. За последнее время мы многое потеряли в опыте, существующем в педагогической науке и практике. Как видим, не только резко сузились государственные границы, почти вдвое сократилось население исторического преемника Российской империи, наполовину уменьшился объем производства, упал жизненный уровень, размыты ценностно-смысловые ориентиры.

Сегодня дискредитирована уникальная советская технология воспитания:

- преемственность поколений: октябрята, пионеры, комсомольцы;

- реальные школы лидерства: студенческие трудовые отряды, шефские бригады;

- финансовая поддержка творческих инициатив, например, всемирные творческие фестивали.

Все это имеет неоспоримый положительный опыт как формы эффективной воспитательной работы, однако возвращение к прошедшему опыту невозможно. Не гарантирован и тезис о возвращении в семью цивилизованных стран. Во-первых, более чем сомнителен сам постулат о единой, однотипной мировой цивилизации. Как правило, он является результатом отождествления цивилизации вообще с западным (евроатлантиче-ским) типом цивилизации с его ориентацией на материальное потребление и количественные параметры прогресса. Современные науки и практика отвергают такой подход. Сегодня всё громче заявляют о своем потенциале иные, незападные цивилизации, «мир все явственнее предстает как полифонический концерт многих цивилизаций» -западно-христианской, исламской, буддистско-конфуцианской. «В этой полифонии Россия -сердцевина особого евразийского цивилизацион-ного мира, не отделенного непроходимым барьером от других цивилизаций, но всё же самобытного особого мира; уникальным синтезом восточ-

ного христианства и ислама с особой духовностью, отраженной в великой и самобытной литературе и науке» [9, с. 6].

Понять это, не бросаться вновь вдогонку за кем-то, а идти своим путем, максимально используя как мировой опыт, так и собственный потенциал, - такова главная задача нынешнего нелёгкого этапа. Причём подъем этот должен толковаться не только и не столько в количественных параметрах, сколько в параметрах качественных, таких, как наличие условий для развития духовного человека, гармонии личности и общества, общества и природы, развития творческого сознания личности как потенциала общественных преобразований.

Ускоренное развитие технологий предполагает возможность их использования в воспитательном процессе, ибо сам процесс, оторванный от новейших технологий, не может восприниматься молодежью как явление настоящего времени. Целое поколение существует сегодня в нескольких пространствах: во времени; в реальном пространстве; в пространстве медиа.

Не учитывать данный неоспоримый факт в научном поиске мы не можем, поэтому рассматриваем медиавоспитание как инновационную составляющую модернизации российского воспитания. Укреплять сознание молодого поколения необходимо не только проверенными временем методами воспитания и образования, но и внедряя в практику креативный характер медиа-воспитания. И здесь особое значение имеет вузовское духовно-эстетическое медиавоспита-тельное пространство, являющееся одним из перспективных инновационных направлений в воспитательной деятельности современного вуза.

В качестве вывода можно отметить следующее:

- преобразовательные реформы в различных культурах всегда носили характер осовременивания, приведения в соответствие с новой социальной ситуацией;

- благополучие общества в целом и души отдельного человека - отражение жизненной и эффективной системы воспитания;

- в воспитательных мировых концепциях просматривается упор на развитие духовности личности, на развитие индивидуальных творческих способностей;

- воспитание необходимо осуществлять современными средствами, в качестве инновационной составляющей нами предложено медиа-воспитание как неотъемлемый элемент молодежного студенческого пространства и формирования сознания медиасредствами.

Таким образом, модернизация - это осовременивание, приведение воспитания в соответствие

с новой социальной действительностью, новой воспитательной ситуацией всеми имеющимися современными средствами.

Литература

1. Неклесса А. Инновация и революция // Дружба

народов. 2003. № 4.

1. Рац М. Цель - политика развития // Независимая газета. 2001. 19 мая.

2. Шевченко В.Н. Теория модернизации с социально-философской точки зрения // Модернизация и национальная культура. М., 1995.

Ростовский государственный экономический университет

3. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью // Избр. пед. тр.: В 2 т. Т.2. Ростов н/Д, 2006.

4. Шевелев В.Н. Российская модернизация в контексте опыта XX столетия // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4.

5. Клепников В.З. Современный Китай: вопросы воспитания // Педагогика. 2000. № 5.

6. Китай на пути модернизации и реформ // КНР -50 лет. Ч. 2. М., 1999.

7. Чинаева Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции // Высшее образование. 2002. № 3.

8. Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация. М., 2001.

_1 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.